<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2. Сосредоточение:
2.1. Предложите партнеру посмотреть на свои руки.
2.2. Предложите ему ощутить поверхность одежды.
2.3. Предложите ему отдать себе отчет в том, что мышцы руки напрягаются,
когда у него возникает намерение что-либо сделать.
3. Движение:
3.1. Задайте вопрос, на который может ответить только подсознание: “Какая
из рук начнет подниматься — правая или левая?”
3.2. Дайте инструкцию сосредоточиться на едва заметном треморе руки,
которая начинает подниматься... Усилить тремор...
3.3. Повышая голос, произнесите слова: “Рука поднимается” в тот момент,
когда клиент делает вдох.
3.4. Если рука остается неподвижной, используйте метафоры (воздушный
шарик на веревочке или резиновая лента, соединяющая руку и лоб).
3.5. Упомяните о том, что рука может согнуться в локте, плечо — принять
более удобное положение. Можете коснуться локтя и плеча.
4. Прикосновение:
4.1. Проявите любопытство относительно того, в каком месте рука коснется
лица.
4.2. Заметьте, что голова тоже склонна двигаться навстречу руке.
4.3. Предложите клиенту закрыть глаза, когда рука коснется лица.
4.4. Предложите клиенту глубоко вдохнуть и еще глубже погрузиться в
транс, когда рука коснется лица.
4.5. Предложите клиенту вспомнить ситуацию, когда он был уверен в себе и
делал что-то очень хорошо.
5. Переориентация:
5.1. Предложите клиенту начать опускать руку.
5.2. Предложите клиенту открыть глаза, когда рука коснется колена
(бедра).
Применение метода “Левитации руки” трудное и требует от вас длительной
тренировки. Этот метод имеет большое преимущество, так как заставляет
пациента принимать участие в индукции и подготавливает благоприятную почву
для наведения транса. Ниже приводится подробный сеанс, который был
зарегистрирован одним из учеников Милтона Эриксона. Его подробное изложение
фигурирует в работе Л. Шертока “Гипноз” (М., 1992).
“Я хочу, чтобы вы удобно устроились на стуле и расслабились. Теперь,
когда вы сели, положите ладони на бедра. Именно так. Теперь наблюдайте за
своими руками, вы заметите, что можете
внимательно за ними следить. Но вы должны непременно расслабиться. Вы
заметите, что некоторые явления возникают во время вашей релаксации. Они
всегда происходили в то время, когда вы расслаблялись, но вы их прежде так
хорошо не знали. Я вам о них сообщу. Я хочу, чтобы вы сосредоточили ваше
внимание на всех ощущениях и впечатлениях, которые вы почувствуете в ваших
руках, каковы бы они ни были. Возможно, вы почувствуете тяжесть вашей руки,
лежащей на бедре, или вы почувствуете напряжение. Возможно, вы ощутите
ладонью вашей руки материю ваших брюк или тепло вашей руки на бедре. Я хочу,
чтобы вы наблюдали за испытываемыми вами ощущениями. Может быть, вы
почувствуете нечто вроде зуда. Неважно, что вы будете испытывать, но я хочу,
чтобы вы за этим наблюдали. Смотрите все время на свою руку, и вы заметите,
что она спокойна и остается все в том же положении. В ней уже есть движения,
но они пока еще неощутимы. Я хочу, чтобы вы не спускали глаз со своей руки.
Ваше внимание может отвлечься, но оно все время будет возвращаться к руке;
продолжайте пристально смотреть на свою руку и старайтесь уловить тот
момент, когда движения в ней станут видимыми”.
В этот момент внимание пациента фиксировано на его руке. Ему любопытно
узнать, что произойдет, и ему внушают, что ощущения, которые он может
испытать, способен почувствовать каждый. Внушение не носит характера
насилия, и, если пациент заметит то или иное ощущение, он будет
рассматривать его как продукт собственного опыта. В конечном счете надо
добиться того, чтобы пациент отвечал на внушения гипнотизера
так, будто они принадлежат ему, исходя из его опыта. Пациента искусно
заставляют ассоциировать свои ощущения со словами гипнолога, позднее эти
слова начнут вызывать сенсорные или моторные реакции. Если пациент оказывает
сознательное сопротивление, в одном из пальцев или в руке появляется легкое
движение или вздрагивание. Как только это движение происходит, гипнолог
сообщает об этом и замечает, что оно, возможно, усилится. Гипнолог должен
следить за поведением пациента и учитывать все другие объективные реакции,
например движения ног или глубокий вдох. Связь, устанавливающаяся таким
образом между реакциями пациента и наблюдениями гипнолога, приводит к
ассоциированию одних движений с другими в сознании пациента.
“Интересно, какой из ваших пальцев начнет двигаться первым. Возможно, это
будет большой палец или указательный, или средний, или мизинец. Один из
ваших пальцев вздрогнет или шевельнется. Вы не знаете точно, когда и на
какой руке. Смотрите все время внимательно, и вы заметите сперва легкое
вздрагивание, возможно, в правой руке. Смотрите, мизинец вздрагивает и
шевелится. В начале движения заметите интересную вещь. Промежутки между
пальцами очень медленно расширяются, пальцы понемногу раздвигаются, и вы
замечаете, что пространство между ними становится все больше и больше.
Пальцы будут медленно раздвигаться, они расходятся все больше и больше, все
больше и больше, вот так”.
Это первое прямое реальное внушение, на которое предполагается получить
ответ пациента. Если пальцы начинают раздвигаться, значит, пациент реагирует
на внушение. Гипнолог
продолжает говорить так, как если бы ответ возник сам собой при
естественном течении событий.
“Когда пальцы раздвинутся, вы вскоре заметите, что они начинают
непроизвольно сгибаться, образуя арку над бедром, как будто они хотят
подняться все выше и выше (указательный палец пациента начинает слегка
приподниматься). Заметьте, как поднимается указательный палец. Одновременно
и другие пальцы собираются последовать за ним; вот они медленно поднимаются
(другие пальцы поднимаются). В то время как пальцы будут подниматься, вы
почувствуете легкость в кисти руки, ощущение легкости будет нарастать по
мере того, как пальцы будут подниматься, образуя арку; вся кисть
приподнимается, поднимается медленно, легко, как перышко, как шар
поднимается в воздух, поднимается, поднимается в воздух, в воздух, в воздух,
поднимается все выше и выше, все выше и выше, кисть становится очень легкой
(кисть начинает подниматься). Когда вы смотрите на поднимающуюся кисть руки,
вы замечаете, что вся ваша рука поднимается, поднимается в воздух, немного
выше, еще выше, еще, еще, еще (рука поднялась над бедром почти на 10 см, и
пациент пристально смотрит на нее). Продолжайте смотреть на кисть, на всю
руку; рука поднимается, и вы вскоре почувствуете, насколько устали ваши
глаза и как вас клонит ко сну. В то время как ваша рука будет подниматься,
вы почувствуете себя усталым, расслабленным, вам захочется спать, очень
захочется спать. Веки станут тяжелыми, и вам, наверное, захочется закрыть
глаза. И пока ваша рука поднимается все выше и выше, у вас появляется
желание все больше расслабиться, вам все больше и больше хочется спать,
хочется спать, хочетс
почувствовать расслабление и покой, закрыв глаза и уснув”.
Отметим, что если пациент поддается внушению, его положительный ответ
используют, чтобы подкрепить следующее внушение. Например, если рука
пациента поднимается, ему внушают, что он уснет именно потому, что его рука
поднимается.
“Ваша рука поднимется выше, еще выше, еще, еще, и вам очень хочется
спать; веки тяжелеют, дыхание становится медленным и ровным. Дышите глубоко
— вдох, выдох (пациент держит вытянутую руку прямо перед собой, его глаза
моргают, дыхание глубокое и ровное). В то время как вы пристально смотрите
на руку и чувствуете себя все более сонным и расслабленным, вы замечаете,
что направление вашей руки начинает изменяться. Рука понемногу сгибается,
кисть все больше и больше приближается к вашему лицу, еще, еще, еще, и пока
она поднимается, вы медленно, но неуклонно погружаетесь в глубокий-глубокий
сон, в котором вы полностью расслабитесь, настолько, насколько вы захотите.
Рука продолжает подниматься, выше, еще выше, пока не достигнет лица, и вы
все больше и больше будете хотеть спать, но вы не должны заснуть прежде, чем
ваша рука коснется вашего лица. Когда рука коснется лица, вы будете спать,
глубоко спать”.
Здесь пациенту предоставляется самому регулировать темп погружения в сон,
с тем чтобы в момент, когда его рука коснется лица, у него создалось
впечатление, что он заснул потому, что сам этого хотел. Поднятие руки и
погружение в сон взаимно усиливают друг друга. Когда, наконец, пациент
закроет глаза, он войдет в транс, в возникновении которого сам принимал
участие.
Позднее он будет менее склонен отрицать, что был в трансе.
“Теперь кисть руки меняет направление. Она поднимается, она поднимается к
вашему лицу. Ваши веки становятся тяжелыми. Вам все больше хочется спать,
все больше хочется спать, все больше и больше хочется спать (кисть руки
пациента приближается к лицу, он моргает все чаще). Ваши веки тяжелеют, они
очень тяжелые, кисть руки поднимается прямо к лицу, вы чувствуете усталость,
сонливость. Глаза закрываются, закрываются. Когда кисть коснется вашего
лица, вы будете спать, глубоко спать. Вы будете чувствовать все большую
сонливость, все большую сонливость, все большую сонливость, вы очень
захотите спать, почувствуете сильную усталость;
ваши веки тяжелы, как свинец, а кисть руки поднимается прямо к вашему
лицу, и, когда она достигнет лица, вы будете спать (кисть руки пациента
касается лица, и его глаза закрываются). Спите, спите, просто спите. Во
время сна вы чувствуете себя очень усталым и расслабленным. Я хочу, чтобы вы
сосредоточились на расслаблении, на состоянии релаксации без напряжения.
Думайте только о сне и больше ни о чем, о глубоком сне”.
“Путешествие во времени”
Одна из техник, изобретенных Милтоном Эриксоном, предполагает
использование образа будущего с целью изменения поведения человека. Эриксон
полагал, что если человек, находясь в трансе, переживает тот момент, когда
его цель будет уже достигнута, то это поможет ему достичь этой цели в
реальности. Такое переживание порождает феномен “незаконченного дела”,
создающий мотивацию достижения цели.
Ниже приводится алгоритм метода Эриксона “Путешествие во времени”. Иногда
его называют “методом хрустальных шаров”:
1. Начните с образа достижения. Чего вы хотели бы достичь? Как вы будете
выглядеть, когда достигнете своей цели?
2. Используйте известные вам приемы наведения транса.
3. Попросите клиента представить себе семь хрустальных шаров,
расположенных по дуге. Дайте ему инструкцию — поднять палец или кивнуть,
когда он представит себе хрустальные шары.
4. Попросите клиента заглянуть внутрь центрального хрустального шара и
увидеть там себя в настоящий момент: “Как вы выглядите сейчас, желая достичь
своей цели?” Попросите его поднять палец или кивнуть головой, когда ему
удастся увидеть себя в центре первого хрустального шара. Хорошо.
5. Затем попросите клиента посмотреть на шар, следующий за центральным по
направлению вправо вниз. Поговорите о временах года, которые недавно
миновали, о школьных воспоминаниях, чтобы создать легкую возрастную
регрессию. Попросите его подождать, пока в хрустальном шаре не возникнет
воспоминание о некотором событии, возможно, забытом, но имеющем отношение к
достижению поставленной цели. Когда образ этого события появится, пусть
клиент подаст знак. Хорошо.
6. Переход к следующему шару по направлению направо вниз. Предложите
клиенту продвигаться далее назад во времени, ожидая, пока в этом шаре
появится образ более давнего события. Когда такой образ появится, пусть
подаст знак. Хорошо.
7. Переход к следующему шару. Предложите клиенту продвинуться еще дальше
назад во времени и подождать, пока в шаре не появится образ третьего, еще
более давнего события. Когда образ появится, пусть клиент подаст знак.
Хорошо.
8. Попросите клиента просмотреть все четыре образа в хрустальных шарах.
Пусть он сравнит образы, найдет в них общее и различное. Отметьте, что,
сравнивая образы, он может понять нечто важное для себя, и это поможет ему
достичь своей цели. Попросите его подождать, пока такое понимание не
возникнет. Когда оно возникнет, пусть клиент подаст знак.
9. А сейчас попросите клиента переместить свое внимание к крайнему левому
шару, к самой дальней точке на оси времени. Используйте метафору: ветер
быстро перелистывает настольный календарь. В этом хрустальном шаре должен
появиться образ самого клиента, уже достигшего своей цели. Подождите, пока
клиент кивнет головой. Предложите ему войти внутрь образа и пережить
ощущение успеха, завершенности дела.
10. А теперь пусть клиент, сохраняя ощущение успеха, посмотрит на
следующий хрустальный шар. Эта точка на временной линии более близка к
настоящему моменту. Попросите клиента подождать, пока не возникнет образ
того, как именно была достигнута поставленная цель. Когда образ появится,
клиент должен подать знак.
11. Переведите внимание клиента на последний хрустальный шар. Этот момент
времени еще более близок к настоящему. И снова клиент должен подождать
возникновения образа того,
что он делал несколько раньше, чтобы достигнуть своей цели. Когда такой
образ появится, клиент снова подаст знак. 12. Предложите клиенту соединить
все шары, представив, например, что они расположены на радуге или на золотой
ленте. Дайте ему разрешение забыть пережитое в трансе, если его сознание не
хочет об этом знать. Предложите клиенту вернуться в ситуацию “здесь и
сейчас”. Выход из транса.
“Сверхнадежная” техника наведения транса
Любую технику наведения гипнотического транса можно назвать
“сверхнадежной”, если ее применяет профессионал. Если вы недовольны тем, как
у вас получается наведение транса, используйте данную методику, и думаю, что
она принесет вам успех.
Инструкции клиенту:
1. Поднимите руку перед собой, согнув в локтях, ладони — параллельно друг
другу. Дайте себе отчет в том, что между ладонями существует
электромагнитное поле. Дайте себе время почувствовать это поле, поток
энергии между ладонями.
2. А сейчас я хочу, чтобы вы начали думать о слове “Да”, и, делая это, вы
можете обнаружить, как ваши ладони начнут сближаться или удаляться друг от
друга в то время, как ваше тело говорит “Да”.
3. А сейчас я хочу, чтобы вы начали думать только о слове “Нет” и
обнаружили, начнут ли ваши ладони удаляться или сближаться в то время, как
ваше тело говорит “Нет”.
4. По мере того, как вы почувствуете, что медленно входите в транс, и
только тогда ваши руки начнут медленно опускаться на колени.
5. И ваше сознание может задать вопрос, на который может ответить только
ваше подсознание, и это единственный вопрос, на который может ответить
только ваше подсознание: “Какой палец “поднимет” ваше подсознание, подавая
сигнал “Да”? И вы можете думать только о слове “Да” и с любопытством ждать,
какой палец “поднимет” ваше подсознание”.
6. А сейчас вы можете подумать о том, какой палец “поднимет” ваше
подсознание, когда вы будете думать о слове “Нет”. Подумайте о слове “Нет” и
с любопытством ждите, какой палец “поднимет” ваше подсознание.
7. По мере того, как я буду считать до десяти, с каждой цифрой вы будете
погружаться в транс все глубже, и когда я скажу “десять”, вы можете
обнаружить, что находитесь в глубоком трансе. Один...
глубже...глубже...три... глубже... еще глубже... и десять, глубокий транс.
8. И когда вы уже погрузились в глубокий транс, т. е. только сейчас,
находясь в глубоком трансе, вы можете понять, что вы можете погрузиться в
транс еще глубже... Одиннадцать... глубже... двенадцать... глубже ...
тринадцать, глубже... четырнадцать, еще глубже, чем вы себе представляли
раньше.
9. И вы можете начать исследовать внутренний мир, открывшийся перед вами.
Когда вы идете по коридору, глубоко внутри себя, на одной стене вы можете
видеть образы и картины, представляющие все то, что вы любите в жизни и чему
от всей души говорите “Да”, и
вы слышите соответствующие звуки... Ну, а на другой стене вы видите
картины, изображающие все то, что вам в жизни не нравится, и вы испытываете
соответствующие чувства, говоря всему этому “Нет”.
10. И, продолжая идти по коридору, который опускается вниз, вы
продолжаете видеть картины на стенах. Возможно, это будут портреты людей из
вашего прошлого или прошлого других людей, с которыми вас связывают
определенные отношения в настоящем, или тех, с кем вы хотели бы общаться в
будущем.
11. И, продолжая идти, вы можете увидеть стену с картинами, изображающими
все, о чем вы мечтаете, на что надеетесь... ваши мечты и надежды ... вы
можете услышать музыку... эмоциональную мелодию вашей жизни... Символы всего
важного, что вам удалось понять в вашей жизни.
12. И еще дальше и глубже, и вы видите зеркала на обеих стенах коридора.
Зеркала отражаются в зеркалах, и вы видите бесконечное множество отражающих
друг друга образов, и видите себя в бесконечном количестве зеркал, и
находитесь в бесконечном количестве мест.
13. И размышляя над одним образом, потом над другим, над третьим, вы
можете понять, что у вас есть все ресурсы, которые когда-либо могут вам
понадобиться для того, чтобы реализовать ваши мечты и осуществить надежды,
которые так важны для вас.
14. И дайте себе время испытать в полной мере ощущение безопасности и
уверенности. Это ваше собственное чувство. И только тогда, когда
почувствуете себя в безопасности и ощутите уверенность в том, что способны
учиться и
развиваться, начинайте медленно возвращаться в эту комнату, в настоящий
момент. Конечно, на бумаге невозможно передать все мастерство Эриксона, все
его методы наведения гипнотического транса. Милтона Эриксона характеризовало
глубокое убеждение в том, что бессознательное может помочь человеку
преодолеть трудности. Но как именно оно может помочь? Это неизвестно, и
Милтон Эриксон полностью принимал эту неизвестность. Вновь и вновь он
отвечал на этот вопрос так: “Я действительно не знаю, как это произойдет, но
мне очень любопытно узнать об этом”.
Существует взгляд, что все технологии наведения гипнотического транса
Милтона Эриксона относятся к правополушарной системе человека. Именно
поэтому Эриксон работал главным образом с первичными процессами, архаическим
языком, эмоциями, пространством и формой, т. е. с образами.
Бэндлер и Гриндер со своим “нейролингвистическим” подходом произвели
очень скрупулезный анализ эриксоновского языка. Например, они обратили
внимание на то, что он стремится “выделять” внушающие фразы, которые он мог
вплести в рассказ. Такое выделение делается с помощью пауз, изменения позы
тела или тона голоса. Оно может достигаться также с помощью произнесения
имени пациента непосредственно перед “выделенной” внушающей фразой.
Бэндлер и Гриндер составили методическое пособие, которое называется
“Гипнотические словесные шаблоны Милтона Эриксона”.
Этим методическим материалом и заканчивается путешествие в мир
эриксоновского гипноза.
Гипнотические словесные шаблоны Милтона Эриксона
1. Шаблоны обращенной мета-модели.
Мета-модель представляет собой набор словесных шаблонов, который может
быть использован для более подробной и полной спецификации переживаний.
Модель предназначена для того, чтобы создавать “искусную расплывчатость”
выражений. “Искусная расплывчатость” выражений позволяет гипнологу
формулировать фразы, звучащие весьма определенно, но на самом деле
достаточно общие для того, чтобы с их помощью можно было осуществлять
адекватную подстройку к переживаниям слушателя вне зависимости от того,
каковы эти переживания. Мета-модель подразделена на три основные части:
А. Сбор информации; Б. Три принципа организации семантики; С.
Ограничители речевой модели.
А. Сбор информации
Эта часть носит в себе четыре субкатегории, которые обозначаются как
“Пропуск информации”.
1. Номинализация. Номинализациями называют слова, занимающие место
подлежащего в предложении, не поддающиеся чувственному восприятию, т. е. они
обозначают понятия, которые нельзя осязать, чувствовать или слышать.
Проверить, является ли слово номинализацией, можно с помощью следующего
вопроса: “Можно ли это положить в тачку?”. Если слово являетс
существительным, но не означает предмета, который можно куда-либо
погрузить, оно является номинализацией. Слова типа “любопытство”, “гипноз”,
“обучение”, “любовь” и т. д. являются номинали-зациями. Они используются в
качестве существительных, но на самом деле представляют собой процессуальные
слова.
В любом случае, когда используются номина-лизации, пропускается масса
информации. Номи-нализации — чрезвычайно эффективное средство гипнотического
наведения, так как они позволяют говорящему придерживаться расплывчатых
формулировок и требуют от слушателя выбрать среди его переживаний наиболее
соответствующее по смыслу. Методы гипнотического наведения Милтона Эриксона
изобиловали номинали-зациями. Например: “Я знаю, что существуют некоторые
трудности в вашей жизни, и вы хотели найти удовлетворительное решение этих
проблем... но я не уверен, какие именно индивидуальные способности вы сочли
бы наиболее полезными для того, чтобы справиться с этими трудностями, но я
знаю, что ваше подсознание гораздо лучше, чем вы сами, способно просмотреть
ваши жизненные впечатления и переживания, способно найти среди них именно ту
способность, которая вам нужна”.
Во всем этом высказывании (номинализации выделены курсивом) не
подразумевалось ничего определенного, но, если применить такого рода
формулировки, обращаясь к клиенту, желающему решить какую-либо проблему,
такой клиент сам найдет специфическое индивидуальное осмысление
использованных номинализации. Используя номинализации, гипнотизер может
сформулировать полезные инструкции, не рискуя сказать
что-либо, что вступит в противоречие с внутренними переживаниями клиента.
2. Неопределенные глаголы. Ни один глагол не является полностью
определенным понятием, но существуют глаголы более и менее определенные.
Если гипнотизер использует относительно более неопределенные глаголы, клиент
вынужден делать самостоятельные усилия, чтобы придать таким глаголам
значение и тем самым понять высказывание. Слова типа “делать”, “решать”,
“двигаться”, “знать”, “переживать”, “понимать”, “вспоминать” и т. д.
представляют собой относительно неопределенные глаголы. “Я думаю, что это
правда”, — выражение неопределенное. “Я хочу, чтобы вы научились”, — тем
самым используем неопределенный глагол, потому что остается неизвестно,
каким образом должен учиться собеседник, и чему он должен научиться, в
частности.
3. Неопределенное обращенное обозначение. Неопределенное обращенное
обозначение возникает, когда существительное, о котором идет речь, не
определяется: “Все могут расслабиться”, “Этому можно легко научиться”, “Вы
можете заметить некое ощущение”. Предложения такого типа предоставляют
слушателю возможность легко приложить высказывание к своим собственным
переживаниям и тем самым понять его по-своему.
4. Пропуск. В высказываниях, относящихся к этой категории, полностью
опускается основное существительное, к которому должна, по-видимому,
относиться фраза: “Я знаю, что вы любопытны”. Объект такого высказывания
полностью опущен. Клиенту не говорят, к чему он должен испытывать
любопытство. И опять слушатель может
заполнить “пустое пространство” в соответствии со своими переживаниями.
Б. Три принципа организации семантики
1. Причинно-следственное моделирование, или связывание представляет собой
использование слов, вызывающих эффект причинно-следственной взаимосвязи
между происходящими явлениями и теми явлениями, которые гипнотизер желает
вызвать: использование таких слов побуждает клиента реагировать таким
образом, как будто одно явление действительно “влечет за собой” другое.
Существует связывание трех типов, различающихся по степени обязательности
взаимосвязи высказываний:
а) Связывание самого необязательного типа образуется с помощью
соединительных частиц, объединяющих явления, в сущности не имеющие отношения
друг к другу: “Вы слушаете звук моего голоса, и можете начать
расслабляться”, “Вы вдыхаете и выдыхаете, и вам любопытно узнать, чему вы
можете научиться”.
б) В связывании другого типа используются слова типа “тогда как”,
“когда”, “в течение”, “в то время как”. Связывая высказывания с помощью
таких слов, мы устанавливаем причинно-следственную взаимосвязь по времени:
“В то время, как вы сидите и улыбаетесь, вы начинаете погружаться в
состояние транса”, “По мере того, как вы покачиваетесь взад и вперед, вы
можете еще больше расслабиться”.
в) Третий, наиболее обязательный вид связывания предполагает
использование слов, действительно обозначающих причинно-следственную
взаимосвязь. Могут быть использованы слова типа “заставляет”,
“причиняет”, “побуждает”, “требует”: “Покачивание головой заставляет вас еще
больше расслабиться”.
Следует учесть, что, используя связывание такого рода, коммуникатор
начинает с того явления, которое уже происходит, и соединяет его с тем
явлением, которое он хочет вызвать. Гипнотизер действует наиболее
эффективно, если начинает с наименее обязательных форм связывания, и
постепенно переходит к более обязательным формам.
С помощью подобных форм связывания высказываний подразумевается или
утверждается, что происходящее явление повлечет за собой какое-то другое
явление, и при этом клиент ощущает постепенный переход от испытываемого в
данный момент переживания к другому переживанию.
2. Чтение мыслей. Высказывания, подразумевающие, что гипнотизер “знает” о
внутренних переживаниях слушателя, могут быть эффективным средством
установления доверия между слушателем и гипнотизером; при этом “чтение
мыслей” должно осуществляться с помощью обобщенных словесных шаблонов. Если
высказывания “читающего мысли” будут слишком определенными, он рискует
сформулировать утверждение, которое вступит в противоречие с переживанием
слушателя, и тем самым рискует потерять раппорт:
“Может быть, вы удивитесь тому, что я скажу”, “Гипноз вызывает у вас
любопытство”.
3. Пропущенное условие. Высказывание с пропущенным условием называется
оценочным суждением, в котором говорящий не указывает (про
пускает) причину, по которой описываемое явление оценивается именно таким
образом.
Высказывания с пропущенным условием могут быть эффективным средством
формулирования предварительных предположений (пресуппозиций): “Хорошо, что
вы можете так легко расслабиться”, “Неважно, что вы так глубоко и удобно
расположились в кресле”.
С. Ограничители речевой модели
1. Универсальными качественными определениями (УК) являются слова типа

<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>