<< Пред. стр.

стр. 57
(общее количество: 69)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

на проблему "ножниц".
Второй вопрос, который нас интересует в области политики регулирования
рынка, - это вопрос о политике внешней торговли. Здесь наш лозунг в
совершенном соответствии с предшествующим изложением сводится к
максимальному расширению экспорта с.-хоз. товаров, а следовательно, и к
созданию условий, благоприятных для этого расширения экспорта. Отсюда, в
принципе, мы стоим за беспошлинный вывоз с.-хоз. товаров, допуская, конечно,
известные исключения, диктуемые или тем, что цена на данный товар на нашем и
мировом рынке настолько различна, что она позволяет удовлетворить известные
649
фискальные интересы; или тем, что по соображениям развития сельского
хозяйства целесообразно по возможности задержать данный продукт внутри
страны. Например, эту идею мы определенно считаем необходимым проводить в
отношении концентрированных кормов в виде жмыхов и отрубей.
Кроме таможенно-тарифной политики в области внешней торговли, нас
интересует также вопрос о железнодорожных тарифах, система которых может
или способствовать, или мешать росту экспорта. Этот вопрос о тарифах - вопрос
общий как для внешней, так и для внутренней торговой политики. Мы здесь
стоим на той точке зрения, что жел.-дор. тарифы в общем не должны ложиться на
с.-хоз. товары тяжелей, чем на товары какой-либо другой отрасли народного
хозяйства и они не должны противодействовать тенденциям развития экспорта с.-
хоз. товаров. Последнее связано для нас с подходом к построению
дифференциальной системы тарифов и к созданию специальных вывозных
тарифов в отношении некоторых с.-хоз. продуктов.
Обращаясь теперь к импортной политике, необходимо заметить, что здесь,
поддерживая общую политику протекционизма, мы стоим против огульного
протекционизма. В частности, в отношении импорта орудий и средств с.-хоз.
производства протекционизм должен глубоко сообразовываться с требованием
развития сельского хозяйства.
Следующий вопрос из области внешнеторговой политики, на котором мы
фиксируем внимание, - это вопрос торгового аппарата. НКЗем считает, что одним
из самых существенных препятствий к экспорту и упорядочению внутреннего
рынка является неурегулированность и громоздкость нашего экспортирующего и
работающего на внутреннем рынке торгового аппарата. В этом направлении
могут быть и должны быть приняты улучшающие меры. И это есть не только
наше пожелание, но мы должны сказать, что эти лозунги нашли полную санкцию
в том же постановлении III съезда Советов. Здесь на торговый аппарат, в
частности на экспортирующий аппарат, в п. 14 постановления обращено самое
серьезное внимание.
Дальнейшая сфера вопросов, относящихся к регулированию рынка, - это вопросы
внутренней торговой политики. В этой области важнейшей проблемой с точки
зрения перспектив сельского хозяйства является задача рациональной
организации торгового аппарата, приближения его к населению и в этих целях
развитие торгового кооперативного аппарата - лозунг, уже получивший широкое
применение на практике. Но, кроме
650
того, должна быть особо подчеркнута необходимость организации торгового
аппарата в отношении технических вспомогательных средств его. Проблемы
элеваторного, холодильного хозяйства, организации биржевого оборота с.-хоз.
товаров и т.д. должны быть поставлены во всю ширь. Это не есть компетенция
НКЗема, но НКЗем не отказался бы принять участие в разработке этого вопроса
совместно с ведомствами, которые этими вопросами ведают. Внимательное
изучение канадского с.-хоз. рынка и рынка США показывает, что в этой области
технической организации с.-хоз. рынка за последнее время имеют место очень
большие достижения, что сильно влияет на экономию и эффективность работы
торгового аппарата. Все это толкает нас к тому, чтобы принять решительные
меры к улучшению постановки дела организации рынка. Этими вопросами
заканчиваются у нас важнейшие вопросы политики регулирования рынка.
Второй раздел экономической политики, на котором необходимо остановиться, -
это вопрос индустриализации сельского хозяйство, переработки его продуктов.
Мы подходим к этому вопросу и под углом зрения первого цикла вопросов, т.е.
под углом зрения регулирования рынка. Прежде всего мы считаем, что в
интересах рационализации того же рынка, повышения ценности продукции
крестьянского хозяйства и ускорения его развития переработка продуктов с.-хоз.
во всех отраслях, где для этого есть экономические предпосылки, должна
получить самое широкое развитие. Интересно указать, что в п. 20 постановления
III съезда Советов эта задача так же выдвигается, и притом со всей
решительностью.
Для нас важен, однако, подход к этому вопросу не только с точки зрения
организации рынка, но и с точки зрения влияния индустриализации на
распыленное крестьянское хозяйство. Мы видим в процессе индустриализации
сельского хозяйства также и процесс, организующий распыленное крестьянское
хозяйство.
Мы думаем, далее, что в развитии переработки продуктов сельское хозяйство
необходимо должно опираться прежде всего на кооперативную промышленность.
Следовательно, это выдвигает задачу создания по преимуществу мелких и
средних заводов, приближенных к населению. Рассчитывая на приток
крестьянского сырья, эти заводы должны одновременно рассчитывать и на то,
чтобы стать центрами в развитии электрификации сельского хозяйства.
Третий цикл вопросов общей экономической политики, которые близко
затрагивают развитие сельского хозяйства, - это
651
вопросы политики в области кредита. Здесь наши лозунги уже не новы: они
общепризнаны в настоящее время. Прежде всего нам кажется, что объем с.-хоз.
кредита должен быть расширен и приведен в соответствие с ростом кредита в
других отраслях народного хозяйства. Затем кредит должен быть удлинен и
удешевлен - положение, которое нашло широкое признание и получило
утверждение по докладу тов. Молотова на последней партийной конференции.
Далее, мы предполагаем, что кредитная политика в области сельского хозяйства
должна проводиться в соответствии с принципами перспективного плана
развития сельского хозяйства.
Наконец, особо важное значение мы придаем мобилизации денежных ресурсов
крестьянского населения при помощи кредитной кооперации.
Последний цикл экономических вопросов, на котором я должен остановиться, -
это вопросы налоговой политики. Здесь мы с удовлетворением должны
констатировать, что общий сдвиг этой политики идет по той линии, которую
НКЗем считал и считает вполне целесообразной. Прежде всего нужно указать на
приведение в соответствие между собой размера налога, с одной стороны, и
платежеспособных сил населения - с другой. На последней сессии ЦИКа это
положение, как известно, провозглашено с полной ясностью, и оно привело к
значительному сокращению налога. Второй вопрос, интересующий нас в области
обложения, - это задача обеспечения соответствия системы обложения
особенностям сельского хозяйства по районам. Обложение механическое, или по
валовой доходности сельского хозяйства, сплошь и рядом приводит к
невозможности проведения на практике интенсификации и рационализации его.
Там, где обложение строится и проводится без учета интенсивности и
особенностей самой системы сельского хозяйства по районам, мы сталкиваемся
сплошь и рядом с тем, что тот или другой район только потому, что он
интенсивен и, следовательно, имеет больший валовой доход, платит высокий
налог. Между тем, имея высокий валовой доход, хозяйство такого района имеет и
значительные расходы. Ясно, что построение обложения без учета
действительной платежной силы крестьянских хозяйств по районам может
вызвать приостановку в процессе интенсификации сельского хозяйства. Этому
должен быть положен конец путем усовершенствования самой системы
обложения в соответствии с особенностями системы хозяйства по районам. Нам
кажется, что этот вопрос должен быть поставлен и, очевидно, будет поставлен
652
с полной ясностью. Мы считаем, что проведение принципа налоговых льгот по-
прежнему должно иметь место в обложении, ибо этот метод оправдал себя в
смысле воздействия на сельское хозяйство. Вот этими общими положениями я
позволю ограничиться в изложении пожеланий НКЗема о предпосылках в
области общей экономической политики, имеющей решающее значение для
осуществления перспектив сельского хозяйства.
***
Теперь перехожу к системе мероприятий самого НКЗема. Я не имею в виду
исчерпать весь цикл мероприятий НКЗема. Здесь имелось в виду указать
основную линию главнейших мероприятий. Подробно же все они изложены в
целой серии наших специальных работ по плану в каждой области сельского
хозяйства отдельно.
Если мы хотим осуществления указанных выше перспектив, если мы хотим в
каждом районе строить рациональный тип хозяйства, то мы должны и с.-хоз.
политикой содействовать рациональной реорганизации хозяйства.
Что нужно для рациональной организации крестьянского хозяйства?
Для этого необходимы рациональная организация территории, организация
средств производства в хозяйстве, рациональная организация самого
производства, организация переработки и сбыта с.-хоз. продуктов, наконец
охрана результатов сельскохозяйственного производства. Вот по этим разделам
мы и можем пойти.
Прежде всего проблема организации территории. Очевидно, что это в высшей
степени важная проблема. Она распадается на вопросы землеустройства, вопросы
мелиорации, вопросы колонизации и переселения. Что касается землеустройства,
то точка зрения НКЗема покоится па земельном кодексе. Первый вопрос, который
я хотел бы затронуть здесь из области землеустройства, - это вопрос о формах
землепользования. Лозунг кодекса в этом отношении - лозунг свободы форм
землепользования.
НКЗем стоит, конечно, на той же точке зрения. Но стоя на этой точке зрения, он
не понимает ее в том смысле, что он должен быть пассивным, индифферентным к
свободно выбираемым формам землепользования. Он понимает ее так, что он не
может принудительно проводить ту или иную форму землепользования. Но это
не значит, что он не может иметь регулирующее
653
воздействие на крестьянские массы в направлении развития тех или других
лучших форм землепользования. НКЗем считает, что наиболее прогрессивной в
конечном счете является коллективная форма землепользования. Однако
хозяйство может подойти к этой форме только путем эволюции - путем перехода
от одной стадии развития к другой. Эти переходные стадии надо иметь в виду
при проведении землеустройства. Жизненная практика достаточно хорошо
вскрывает, в каких районах какие переходные формы землепользования на
данной ступени исторического развития сельского хозяйства являются наиболее
стойкими и прогрессивными.
Если проследить для примера распределение единоличного землепользования, то
вы увидите, что оно наиболее сильно выражено в определенных районах - в
Северо-Западном, в Западном, в западной части Центрально-промышленного
района и в Юго-Западном районе. Это показывает, что в этих районах с наиболее
интенсивным хозяйством с этой формой землепользования мы не можем не
считаться. Поэтому, НКЗем считает, что в этих районах единоличная отрубно-
хуторская форма землепользования получит развитие. И после постановления III
съезда Советов едва ли кто может поставить целью препятствовать развитию
этих форм землепользования здесь. Если мы возьмем районы
Центральночерноземный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, то здесь мы
увидим господство главным образом общины. По отношению к этим районам
выдвигается как наиболее желательная форма землепользования отрубная или
улучшенно-общинная. Таким образом, вопрос о наилучших формах
землепользования решается нами по районам. В тесной связи и в соответствии с
этим решается и вопрос о форме землеустройства. По районам вопрос о форме
землеустройства в схеме решается так. В Северо-Западном, Западном и Юго-
Западном районах относительно большое значение должно приобрести
единоличное землеустройство в форме выдела коллективного землеустройства.
Причем в Центрально-земледельческом и частично Центрально-промышленном
районах основное значение получает коммасация. На севере и северо-востоке -
урегулирование общинного землепользования. На юге и юго-востоке - выделение
на поселки. Таким образом, по районам решается вопрос о формах
землеустройства.
Далее, возникает третий вопрос - земельной политики; это вопрос о размерах
хозяйства, Мы считаем, что к этому вопросу мы не можем подойти вплотную уже
теперь. Мы не можем дать
654
сейчас определенных ответов на него. Но самую эту проблему мы выдвигаем и
считаем, что вопросы дробимости хозяйства, вопросы о наиболее целесообразных
размерах хозяйства по районам должны подвергнуться разработке для
последующих плановых практических мероприятий в этой области.
Теперь, в заключение о землеустройстве мы должны сказать, какой размах
придается нами землеустроительным работам. Мы полагаем, что можно
землеустроить около 43 млн. дес. в 5 лет. Конечно, это крайне немного, и мы
берем эту цифру не потому, что хотим замедлить процесс землеустройства, а
потому, что таковы фактические возможности, определяющиеся финансовыми и
техническими соображениями, т.е. числом лиц специального персонала и
возможностями увеличения этого числа. Надо, однако, отметить, что сейчас эти
количественные предположения НКЗема будут несколько изменены в сторону
увеличения, потому что по постановлению 111-го съезда Советов в важнейших
районах землеустройство должно быть закончено в 10 лет. В этих целях,
очевидно, должны быть приняты особые специальные меры. Что касается
реального темпа землеустройства, то надо отметить, что в 1923/24 г. по плану
предполагалось землеустроить 9,4 млн. дес., а землеустроено 10,6 млн., т.е.
больше на 12,8%. В 1924/25 г. план превзойден всего на 8%. Иначе говоря,
действительность отклоняется от плана очень мало.
***
Перехожу ко второй группе вопросов по организации территории - к колонизации
и переселению. Вопрос колонизации и переселения очень важен, он должен
сыграть огромную роль в СССР. Но нам кажется, что в ближайшие пять лет он не
может быть разрешен. НКЗем считает, что ввиду отсутствия средств для освоения
и заселения пустующих областей (а средства на это требуются колоссальные)
необходимо в ближайшее время производить переселение и колонизацию в
обжитые районы - на северо-восток, юго-восток, в Поволжье и Сибирь. Обжитые
части этих районов не могут вместить большого количества переселенцев.
Поэтому мы подходим к проблеме колонизации и переселения как к методу
подъема хозяйства этих районов. На севере мы, проводя колонизацию, имеем в
виду поднятие лесного хозяйства, на юго-востоке - сельского хозяйства. Что
касается размаха колонизации, то площадь, которую имеется в виду
655
охватить в 5 лет, составит около 9,3 млн. дес. Мы считаем, что удастся
организовать свыше 111 тыс. хозяйств, т.е. переселить свыше 600 тыс. человек.
Возможно, что эта площадь будет несколько увеличена и объем мероприятий
расширен. Практика, однако, показывает, что даже при незначительном размере
плана колонизации, которую мы намечали в прошлом году, она выполнена
только на 22% в силу недостатка средств. Надо отметить, что сейчас волна
переселенцев и колонизаторов растет и развитию переселения мешает только
недостаток средств.
***
Наконец, третий раздел в области организации территории - это мелиорация. К
этому вопросу мы подходим также с точки зрения рациональной организации
хозяйства каждого района. Если в Северо-Западном районе мы, как указывалось
выше, хотим организовать интенсивное хозяйство с высоким удельным весом
животноводства, то ясно, что здесь мелиоративная проблема сводится к
обеспечению хозяйства лугами и к расширению культурной площади. Поэтому в
этом районе ведутся работы по осушению болот и по регулированию рек. Иначе
говоря, мелиорация применяется к нуждам этого района. Наоборот, на юго-
востоке, где главная задача землеустройства - организация выселков и поселков,
задачей мелиорации является обводнение этих районов, а в некоторых местах
даже орошение. Что касается объема работ по мелиорации, то предполагается,
что будет подвергнуто мелиорации около 1600 тыс. дес. за пять лет.
Позвольте перейти от организации территории ко второму разделу организации
хозяйства - к вопросу об организации его средств производства. Что касается
организации средств производства и мероприятий в этой области, то НКЗем этот
вопрос сводит к вопросам снабжения хозяйств мертвым инвентарем, семенами,
кормами, удобрениями. Остановимся в общих чертах на некоторых из этих
вопросов. Я уже достаточно развивал выше наш общий подход к вопросу об
организации хозяйства. Говоря теперь специально об организации средств
производства, и в первую очередь мертвого инвентаря, мы понимаем нашу задачу
не только как задачу возможно большего количественного насыщения им, но и
как задачу качественного улучшения и приспособления этого инвентаря к
особенностям хозяйства. Поэтому проблема ставится таким образом, чтобы был
осуществлен отбор инвентаря в соответствии с требованиями хозяйства по
656
районам. Отсюда работа машиноиспытательных станций получает определенное
и весьма практическое задание. Что касается организационной стороны в
постановке снабжения инвентарем, то НКЗем опирается в этой области на работу
не только госсельсклада, но и всей сети сельскохозяйственной кооперации и
рассчитывает на широкое развитие кредита.
В области машиноснабжения особую задачу приобретает, далее, снабжение
тракторами. НКЗем смотрит в настоящее время на снабжение тракторами как на
задачу постановки массового опыта по их применению. Мы полагаем, что
тракторы особенно успешно можно применять в определенных районах - в
районах многоземельных и с экстенсивным хозяйством. Надо сказать, что в деле
с тракторами мы далеки от утопии. Мы предполагали, что будет привезено за
пять лет около 15 980 машин. Практика первых двух лет выполнения плана
показала, что в первый год было получено 1375 машин, во втором году - 2557 и
находятся в пути в настоящее время 755, а всего, таким образом, 4687. Таким
образом, темп трактороснабжения шел несколько медленнее, чем
предполагалось. Но сейчас благодаря специальному решению правительства, по-
видимому; ввоз тракторов будет значительно увеличен. НКЗем может это только
приветствовать. Расширяя постановку опыта массового применения тракторов,
НКЗем придает очень большое значение в исходе этого опыта организации
пользования тракторами и выдвигает идею организации гнездового
использования тракторов в расчете, что намеченные центры или гнезда
применения тракторов будут достаточно хорошо оборудованы как запасными
частями, горючим материалом, так и квалифицированным персоналом. Без этого
нет гарантии против гибели тракторов и неуспеха дела. Затем, разумеется, нужны
агитация и показательное применение тракторов при помощи совхозов.
Следующий вопрос, который надо выдвинуть, - это вопрос об электрификации.
Наш план по электрификации рассчитан к 1928 г. на 1 млн. хозяйств при наличии
электрифицированных около 58 тыс. хозяйств. Я думаю, что при том темпе роста,
который имеется сейчас в области электрификации, план представляется
реальным. Но, однако, он не представляется и приуменьшенным.
Следующая существенная область работы - это вопрос о семенах, которому
НКЗем придает исключительное значение, что оправдывается и постановлениями
съездов Советов, и постановлением СНК РСФСР по общему докладу НКЗема.
Схема
657
НКЗема в этой области деятельности проработана до конца, и она очень проста.
Создается сеть селекционных центров, дающих высокосортные семена. Имеется,
далее, сеть госсемкультур, которая выполняет задачу второй репродукции. Сеть
для третьей репродукции составляется из совхозов, семхозов, кооперативов. При
этой схеме создаваемые новые улучшенные семена быстро распространяются и
служат основой для обновления и повышения качества массового семенного
материала. Организованная семссуда, с другой стороны, служит в руках НКЗема
одним из мощных методов интродукции улучшенных семян в практический
обиход.
***
Дальше, одним из самых существенных вопросов в области организации средств
производства является вопрос об организации живого инвентаря. Причем вопрос
этот стоит на грани вопросов животноводства и средств производства. Не буду
подробно излагать систему мероприятий НКЗема в этой области, тем более что
план коневодства уже принят и утвержден СТО. Мне представляется
целесообразным сформулировать лишь принципы, которые положены в основу
этой системы. Они очень просты и напоминают принципы в области организации
семенного дела. Чего мы здесь хотим добиться организацией дела? Мы хотим
осуществить плодотворную встречу массовой инициативы - инициативы
массового крестьянского населения и инициативы государства. Общая задача
работы сводится к качественному улучшению конского состава и
количественному увеличению его. Что дает для этого государство? Государство
прежде всего имеет сеть конезаводов с чистокровным, высокопородным
материалом. При помощи сети государственных конюшен, случных пунктов,
совхозов этот высокопробный материал приближается к населению. Для лучшего
выращивания скота в результате работы сети конюшен, случных пунктов
население организуется в коневодческие кооперативы. Таким образом, волна
влияния на качественный состав скота проходит от центра до широких слоев
населения. Чтобы усилить это воздействие на качество конского состава и
придать ему массовый характер, НКЗем принимает меры к увеличению
производителей не только за счет чистокровного материала, но и за счет
одобренных, улучшенных и допущенных производителей, используя для этого
массовый материал самого крестьянского
658
хозяйства, организуя его в коневодческие кооперативы также и на этой почве.
Одновременно НКЗемом проводится система мероприятий, направленных к
содействию количественному увеличению конского состава при помощи
пополнения конского стада районов с недостатком за счет районов с избытком и
за счет закупки скота в Монголии. В первую очередь снабжение рабочими
лошадьми идет по линии нуждающихся низших экономических слоев деревни. В
общем закупка рабочих лошадей для снабжения населения рассчитана
приблизительно на 225 тыс. голов в год.
***
Перехожу теперь к организации различных отраслей с.-хоз. производства и
останавливаюсь в первую очередь на животноводстве.
В соответствии с общим пониманием и построением перспектив животноводство
и работа над ним занимают в нашем плане одно из самых выдающихся мест.
Среди других отраслей животноводства на первый план нами выдвигаются
молочное скотоводство, далее свиноводство, наконец овцеводство.
Обращаясь к самой системе мероприятий в области животноводства, нужно
сказать, что нами выдвигается по существу та же система, что и в отношении
рабочего скота. Я не буду входить в детали, а изложу лишь общую схему и
принципы системы мероприятий применительно к работе над крупным рогатым
скотом.
Схема такова: имеются племенные рассадники (племхозы). Опираясь на
племхозы, работает широкая сеть случных пунктов с быками чистокровными и
одобренными. Чтобы обеспечить лучшее функционирование этой системы,
обеспечить условия выращивания скота, вовлечь в работу само население и
придать мероприятиям массовый характер, само население организуется в
скотоводческие кооперативы. Таким образом, рядом концентрических кругов
мероприятия расширяются, доходя до широких слоев крестьянского населения.
Работа по улучшению скота не ограничивается использованием чистокровного
материала. В интересах придания ей жизненности и массового характера она
широко развертывается также на лучшем материале самого населения. Таким
образом, принцип использования инициативы самого населения и превращения
мероприятий в массовые проводится ИКЗемом в этой области полностью.
659
Необходимо подчеркнуть, что ту же схему, но с соответствующими
модификациями, мы осуществляем и в области свиноводства, и в области
овцеводства. Поэтому я не буду на них специально останавливаться. Что касается
количественного выражения работы НКЗема по животноводству, то в наших
опубликованных материалах содержатся подробные данные по этому вопросу.
Было бы слишком долго и нецелесообразно приводить их здесь.
Наряду с мероприятиями по качественному и количественному развитию
животноводства необходимы и имеют первостепенное значение мероприятия по
переработке и сбыту продуктов животноводства. Поэтому в настоящем плане
придается особое значение восстановлению и ремонту заводов для переработки
продуктов животноводства, улучшению техники этих заводов, содействию
населению в организации таких заводов на кооперативных началах, созданию
холодильного транспорта и т.д.
Придавая животноводству особенно большое значение, мы бросаем на него
наибольшие средства по сравнению со всеми другими отраслями сельского
хозяйства. При распределении средств по отраслям коневодство занимает из всех
других отраслей сельского хозяйства 16%, крупный рогатый скот - 21,
свиноводство - 9, овцеводство - 8, птицеводство - 1%.
***
Я не могу входить в подробности изложения мероприятий и по другим отраслям
сельского хозяйства, в том числе и по техническим культурам. Что касается
технических культур, то мы придаем им в плане после животноводства первое
место по удельному весу. Поэтому на технические культуры равным образом мы
бросаем относительно значительные средства - около 4,5% всех средств на
сельское хозяйство.
Задачи работы в этой области сводятся, как и в животноводстве, к
количественному расширению этих отраслей и качественному их улучшению.
Основным принципом осуществления этих задач является, как и в
животноводстве, принцип использования инициативы самого населения,
придания мероприятиям массового характера, использования влияния
направляющей инициативы государства на широкие массы населения, особенно
на кооперированное население. Что касается задач качественного улучшения
рассматриваемых отраслей, то работа по рационализации этих с.-хоз. культур
касается как постановки семенного дела, так и техники обработки и удобрения
почвы. Во всех этих
660
направлениях план и предусматривает работу. Причем в такой важной части
работы, как семенное дело, опираясь на ту схему, которая в области семенного
дела была обрисована выше, по плану предполагается, например, в отношении
льна через 5 лет создать площадь репродукции в 280 тыс. дес., что приводит к
возможности обновления через 5 лет почти всей массы льняных семян.
Наряду с улучшением качества и рационализацией земледелия в отношении
технических культур приобретает огромное значение постановка первичной
переработки их продуктов, тем более что это один из самых верных путей
правильной постановки сбыта этих продуктов, рационализации самой культуры и
реорганизации всего крестьянского хозяйства. Например, картофельное
хозяйство без переработки картофеля не может быть более или менее
рационально организовано. Поэтому нами ставится широкая задача по
организации первичной переработки продуктов технических культур. Но эта
задача не разрешается нами целиком в 5 лет. Для того чтобы ее разрешить,
например, по льну, нужно было бы построить около 625 заводов по первичной
переработке. Мы думаем, что это экономически невозможно не только потому,
что мало средств, но и по условиям реализации продуктов переработки мы не
могли бы этого сделать в такой короткий срок. Нам предстоит еще в этой области

<< Пред. стр.

стр. 57
(общее количество: 69)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>