<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 69)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1917 1.163 166 108 830 3.816 132 6.215
1918 1.075 150 83 812 3.766 142 6.018
в относительных к 1913 г.
1913 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
1914 80,3 63,3 97,4 102,1 75,1 71,6 79,3
1915 72,5 25,3 107,7 111,5 102,7 87,5 90,4
1916 87,6 40,5 135,9 119,9 136,7 109,1 114,9
1917 91,1 45,1 138,4 127,9 143,9 150,0 121,6
1918 84,2 40,8 106,4 125,1 142,1 161,4 117,7
3
Без Эльзас-Лотарингии и Люксембурга.
87
В отношении чугуна сильнейший упадок дает прежде всего Франция, в которой
производство его падает в 1915 г. на 88,7 %, а к концу войны на 65,1 %. Далее
следует Германия, Италия, наконец Англия. Возрастание с 1916 г. наблюдается в
Соединенных Штатах и Канаде. Причем обе эти страны, особенно первая,
превосходят довоенное производство, первая на 26,1 %, вторая на 5,9%.
Мировая продукция с 1916 г. держится весьма близко к довоенной норме,
оставаясь ниже ее на 1-3%.
В отношении стали на первом месте по степени упадка стоит опять Франция.
Значительно меньший упадок обнаруживает Германия. Все прочие страны, в том
числе и Англия, начиная с 1915 г. дают сильнейший подъем, далеко превосходя
довоенное производство.
Мировая продукция стали с 1916 г. стоит выше довоенной нормы на 14,9-21,6
%%.
Отсюда следует, что в мировом масштабе опять-таки нельзя говорить о железном
голоде, как таковом. Перед нами даже картина сильнейшего подъема, например,
стальной промышленности, что стоит, конечно, в теснейшей связи с
требованиями военного рынка.
Но отдельные страны, живущие импортом железа из других стран в силу
расстройства мировой торговли, с одной стороны, и в силу усиленного
потребления железа в самих экспортирующих странах в связи с развитием их
национальной металлообрабатывающей промышленности могли и должны были
испытывать острую нужду в железе. Сюда относятся кроме воюющих стран и
различные нейтральные страны Европы.
Чтобы выявить различие в объективном положении железного рынка отдельных
стран, приведем следующую таблицу1.
88




1
В ввозе и вывозе учтены также железо и сталь в переводе на чугун.
2
Средний процент подъема - упадка определен на основании данных
предыдущей таблицы о производстве чугуна.
Отсюда ясно, что наиболее тяжелым и зависящим от условий импорта
представляется положение Франции: самые легкие неудачи импорта железа во
Францию должны были бы в ней вызывать крайнее обострение железного голода.
Положение Германии представляется значительно более устойчивым: упадок
выплавки чугуна вынуждал бы ее при условии открытых границ лишь к резкому
сокращению экспорта железа и стали, а также изделий из них. Поддержанию
железной промышленности Германии на прежнем уровне, а тем более
расширению ее, однако, должен был оказать препятствие объективный факт
недостаточной национальной добычи руды. Добыча руды в Германии в 1912 г.
определялась3 суммой 2059 млн. пудов; вывоз ее - 141 млн. пудов; ввоз - 748 млн.
пудов; следовательно, ввоз превышал вывоз на 599 млн. пудов, что составляло
20,1% добычи руды.
Положение Англии рисуется более благоприятно, чем положение Германии.
Экспорт ее относительно производства стоял выше, а падение продукции чугуна
получилось меньшее. Правда, она в большой зависимости стояла от привоза
руды. При ничтожном вывозе руды ввоз ее в Англию в 1911 г. равнялся 409 млн.
пуд., что составляло 47,8 % национального производства руды. Но Англия
располагала и большими возможностями ввоза ее. Все же по причине падения
продукции чугуна и в связи
89
с ростом собственного потребления его на военные цели, Англия должна была
неизбежно сократить свой экспорт железа и продуктов его переработки, что и
было в действительности.
Так, вывоз чугунных изделий из Англии даже в фунтах стерлингов и несмотря на
рост цен дает сильное понижение. В 1913 г. он равен 55,3 млн. ф. ст., в 1917 г. -
48,8 млн. ф. ст., а в 1918 г. уже только 36,8 млн. ф. ст.
Что касается Соединенных Штатов, то в области железной промышленности, как
и в других, они шли по пути все больших возможностей или экспорта или
развития внутреннего потребления и расширения металлообрабатывающей
промышленности, или тем и другим одновременно.
Действительно, наряду с ростом производства, например чугуна, в Соединенных
Штатах растет за время войны еще более сильно его потребление. Это видно из
следующих данных1.
Годы Число доменных Производство чугуна, в Потребление чугуна по
печей тыс. т 2240 фунтов
1915 310 29.916 23.309
1916 333 39.435 29.747
1917 340 38.647 38.718
1918 359 39.052 38.324
Не приводя фактических данных, чтобы не загромождать изложения, заметим,
что с незначительными отклонениями тенденции, констатированные нами по
отношению к чугуну и стали, наблюдаются и в области производства цинка,
свинца, меди2. Медь, в частности, дает возрастание по всем странам, в том числе
и по Германии3.
21. В итоге обзора каменноугольной промышленности и основных отраслей
металлургической мы приходим к следующим заключениям.
В мировом масштабе все эти отрасли по размерам продукции или стационарны
или возрастают.
В отдельных странах движение продукции их различно. Как правило, в
европейских странах побежденных и в сильно затронутых войной странах-
победительницах она падает. В странах заокеанских, мало затронутых войной,
располагающих
90
болыними естественными богатствами, она сильно возросла. О европейских
нейтральных странах мы не говорим, ввиду относительно малого развития в них
рассматриваемых отраслей индустрии.
В масштабах мирового хозяйства, как мы уже сказали, продукция угля и железа
против довоенной не понижается и потому едва ли есть основание говорить об
угольном или железном голоде, как всеобщем явлении. В масштабах мирового
хозяйства, учитывая возрастание потребностей в угле и особенно в железе под
влиянием войны, можно говорить, как о несомненном явлении, лишь о
напряженном спросе при недостаточно обильном предложении.
Об угольном же и железном голоде можно говорить лишь в отношении тех стран,
которые опирались вместо собственного производства или наряду с ним в
значительной мере на импорт угля и железа.
Поэтому кризис угле- и железоснабжения европейских стран периода войны
представляется нам прежде всего, как кризис международно-торговых связей,
который объясняется расстройством валютных отношений, международно-
торгового транспорта, крайним вздорожанием фрахтов и ростом потребления
угля и железа в странах экспортирующих в силу развития их отечественной
промышленности. Последнее обстоятельство является одновременно фактором и
следствием расстройства нормальных международно-экономических связей.
На этом мы закончим анализ состояния производства и обратимся к изучению
мировой торговли.
22. Мировая торговля за время войны находилась в весьма тяжелых условиях.
Ряд стран был совершенно или почти совершенно изолирован. Но и прочие
страны поставлены были перед значительными затруднениями, прежде всего в
отношении тоннажа.
Все страны прекрасно отдавали себе отчет, какое огромное значение во время
войны призван играть торговый флот, и потому напряженно стремились к его
расширению1.
Но, с одной стороны, значительная часть флота отвлекалась для перевозок
воинских грузов. С другой, подводная война сильно повышала коммерческий
риск и действовала весьма истребительно на самый торговый флот, К 1 мая 1917
г. было потоплено судов, не считая парусников, вместимостью в 5582 тыс.
91
тонн, что составляет 21,1 % мирового тоннажа 1914 г.1. С третьей, и самое
судостроение в первые годы войны упало и начало резко подниматься лишь с
1916 г. Действительно, во всех важнейших странах мира в сумме было спущено с
верфей новых судов с тоннажем в тыс. тонн2.
За 1913 г. 3333
1914 г. 2853
1915 г. 1202
1916 г. 1688
1917 г. 2928
1918 г. 5447
Все это скоро после начала войны создало острый недостаток в тоннаже для
торговых целей, увеличило торговый риск и повело к крайнему вздорожанию
фрахтов, которое шло непрерывно в течение всей войны. Вздорожание фрахтов
видно из последующих данных3.




Само собой разумеется, что указанные явления означают сильное расстройство
нормальных мировых экономических связей и должны были тормозить мировую
торговлю.
В том же направлении действовало расстройство валютных взаимоотношений, с
чем мы познакомимся ниже.
23. Однако и в этих тяжелых условиях мировая торговля продолжала жить. В
отношении ее представляются особенно интересными два основных вопроса:
первый - об изменениях в объеме торгового оборота in natura; второй - об
изменениях в направлении торговли.
92
Ввиду сильного изменения в ценах товаров, объем торговли не может быть
достаточно точно и правильно выражен в ценностных единицах. Его можно
выразить лишь в натуральных величинах. К сожалению, сколько-нибудь полные
данные о торговом обороте в натуральных величинах мы имеем лишь для товаров
сельскохозяйственного производства. Приведем следующую таблицу оборотов
торговли сельскохозяйственными продуктами по важнейшим странам1.
Страны: Годы Пшеница Пш. Ячмень Овес Итого в переводе на
мука зерно
Страны вывоза: Вывоз в тыс. квинталов
Австралия 1909-13 11430 1516 1 7 12.812
1914-18 9198 2048 53 11 11.095
Аргентина 1909-13 24250 1213 166 6179 31.687
1914-18 19288 1167 368 5095 25.801
Канада 1909-13 20207 3284 1047 1816 26.026
1914-18 33494 6579 1415 6117 46.947
Соединенные 1909-13 14510 9284 1628 1189 25.683
Штаты 1914-18 40890 13948 4524 1318 59.285
1909-13 70397 15297 2841 9184 96.208
Итого 1914-18 10287 23742 6307 12530 143.129
0
Страны ввоза: Ввоз в тыс. квинталов
Великобритания 1909-13 52488 7427 10866 9151 79.189
1914-18 44914 7234 5925 6696 64.046
Голландия 1909-13 18206 1928 7972 5497 33.410
1914-18 6274 652 1484 927 9272
Франция 1909-13 10389 104 1377 3972 15.832
1914-18 16969 3840 1697 6982 29.104
Италия 1909-13 15531 18 176 1193 16.918
1914-18 17113 1429 399 3181 21.974
Итого 1909-13 96614 9477 20391 17786 145.347
1914-18 85270 13155 9500 17786 124,396
Из приведенной таблицы видно, что изменение вывоза-ввоза отдельных хлебов
но отдельным странам различно. В одних странах вывоз увеличился, в других
сократился; в одних увеличился вывоз таких хлебов, вывоз которых из других
сократился. То же можно сказать и относительно ввоза. Но в общем торговый
оборот по вывозу и ввозу хлебов сократился весьма незначительно.
93
Однако торговый оборот хлебных продуктов является, естественно, наиболее
устойчивым. Гораздо менее устойчивым представляется торговый оборот
различного рода сырья и изделий. Здесь мы имеем, как правило, сокращение
торгового оборота. Так, например, вывоз хлопка с 1909-13 гг. к 1914-18 гг. в тыс.
квинталов упал: из Соединенных Штатов с 20.009 до 14.413, из Индии с 4254 до
4110 и из Египта с 3134 до 2445. Ввоз его за то же время упал в Англию с 10.295
до 8886, во Францию с 3110 до 2010, в Голландию с 599 до 3611.
Вывоз угля из Англии упал с 57 млн. тонн в 1913 г. до 28 млн. тонн в 1919 г.2, т.е.
несколько более, чем вдвое. Общий объем английского вывоза упал с 91 млн.
тонн в 1913 г. до 46,1 млн. тони в 1919 г., или он сократился на 49,6%. За то же
время общий ввоз Англии упал с 54 до 39 млн. топи, или па 28,4%3.
Таким образом общий объем мировой торговли in natira, несомненно, за время
войны сократился. То же самое, что мы видели по Англии, можно было бы
наблюдать и в других странах, причем в различных странах это сокращение
наблюдается в различной мере,
Сделанные выводы можно обосновать еще и другим путем, путем рассмотрения
изменений в размере тоннажа торговых судов, прибывших в порты и отбывших
отсюда4.

Франция5 Англия5 Голландия5 Соединенные Япония6
Годы
Штаты6
Тоннаж судов, прибывших в портов в тыс. топи
1913 2.876 4.089 1.429 4.440 2.060
1915 1.996 2.810 532 4.100 1.636
1918 1.654 1.936 114 3.659 1.487
1918 в % к 57,5 47,3 8,0 82,4 72,2
1913
Тоннаж судов, отбывших из портов в тыс. тонн
1913 2.174 5.652 918 4.483 2.075
1915 827 3.294 302 4.164 1.654
1918 438 1.895 75 3.748 1 .524
1918 и % к 20,1 33,5 8,2 83,6 73,4
1913
5
С грузом.
6
С грузом и балластом.
94
Отсюда ясно, что движение торговых судов во всех странах упало. Причем, в
странах европейских, воевавших сильнее, упал тоннаж отбывающих,
следовательно, как правило, экспортирующих судов, в странах заокеанских,
наоборот, сильнее сократился тоннаж прибывающих, следовательно,
импортирующих судов. В центрально-европейских, по-видимому, сокращения в
той и другой группе близки друг к другу. В этих особенностях сокращения
тоннажа прибывающих и отбывающих судов, несомненно, сказалось изменение в
направлении мировой торговли, а именно, относительно более сильный упадок
экспортной деятельности стран первой группы, и относительное усиление ее в
странах второй группы. К рассмотрению изменений в направлении мировой
торговли мы и переходим.
24. Что касается тенденций и сдвигов в направлении мировой торговли, то после
всего изложенного в динамике производства различных стран и при учете спроса
на товары, под влиянием между прочим и войны, они должны стать весьма
понятными. Эволюцию внешней торговли военного времени характеризует
следующая таблица1.
95
96
Приведенная таблица весьма показательна. Все страны делятся определенно на
три группы. В первых трех, сильно затронутых войной странах Европы, мы
видим неуклонное падение отношения экспорта к импорту. Но это и есть как раз
страны, в которых продукция была наиболее потрясена и спрос сильно возрос,
страны, которые имели все меньшую возможность вывозить и весьма
нуждавшиеся в ввозе. Естественно, что их торговый баланс носит и чем далее,
тем более резко выраженный отрицательный характер.
Далее идут заокеанские страны, весьма мало затронутые войной. Их
производительные силы или в общем остались на прежнем уровне или далее,
выросли, Отсюда в большинстве случаев их торговый баланс носит все более
положительный характер, где он был положительным и перед войной, или даже
превращается из отрицательного в положительный, где он был отрицательным,
например в Канаде, Н. Зеландии, Японии. Во
97
всех этих странах % отношение экспорта к импорту возрастает1. Наконец в
нейтральных странах Европы, где торговый баланс перед войной имеет
отрицательную характеристику, он или превращается в положительный или
ослабляет свою отрицательную характеристику (например, Дания) или остается в
стационарном положении.
Отсюда вытекает другая тенденция в развитии мировой торговли. Богатейшие
страны Европы, когда-то беспредельно владычествовавшие над мировыми
рынками, за время войны, шаг за шагом вытесняются новыми странами-
экспортерами, чрезвычайно усилившимися во время войны, и в первую очередь и
больше всего Соединенными Штатами и Японией2. Приведем некоторые
иллюстрации этого положения.
Прежде всего Европейские страны были вытеснены в сильной степени с рынка
Соединенных Штатов.
Ввоз из Европы в Америку составлял3.
В 1913 г. 49,2% всего ввоза туда
1918 г. - 13,9%
Вытесняются они, и прежде всего Англия, как имевшая здесь значительный вес, с
рынка Японии. Так ввоз в Японию составлял в млн. иен4.
Годы Из Англии Из Соединенных Штатов
1913 122,7 122,4
1918 66,1 626,0
Вытесняются они и с собственных колониальных рынков. Например в общем
ввозе в Британскую Индию приходилось в процентах на долю5:
За годы Соединенных Штатов Японии
1913-1914 6,2 6,4
1918-1919 11,7 14,9
98
Итак, перераспределение производственной мощи в мировом хозяйстве
сопровождается соответствующим перераспределением и торговой мощи
отдельных стран. Военный кризис хозяйства, коснувшийся преимущественно
втянутых в войну европейских стран, привел их к резко неблагоприятному
торговому балансу и к значительной утрате своего влияния на мировом рынке.
Экономически благоприятной оказалась здесь война все для тех же Соединенных
Штатов, Японии, Канады и других мало затронутых войной стран.
25. Чтобы пойти теперь в нашем анализе конъюнктур мирового хозяйства дальше
и ближе подойти к наиболее чувствительным валеристическим показателям этих
конъюнктур - к денежному обращению, ценам, прибылям и т.д., совершенно
необходимо прежде остановиться на состоянии государственного хозяйства,
которое явилось исключительно мощным фактором динамики мирового
хозяйства за время войны.
Война поставила перед всеми воюющими странами весьма трудные
хозяйственные задачи. Снабжение грандиозных армий потребовало от
государства небывалых по своим размерам расходов. По вычислениям проф.
Bogart'a непосредственные расходы на войну со стороны всех стран, не считая,
следовательно, косвенных в виде упадка производительности, разрушений и т.п.,
составили 186 млрд. фунтов стерлингов1. Так и другие цифры весьма близки друг
к другу. В среднем на год войны, следовательно, приходится около 10 млрд.
фунтов стерлингов прямых расходов всех стран. Насколько значительна эта
сумма, видно, хотя бы, из такого сопоставления: национальный доход важнейших
европейских стран, вычисленный в близкие к войне годы, составлял в Германии
2,1 млрд. ф.ст., в Англии - 1,7 млн. ф.ст., во Франции около 1 млн. ф.ст.2 .
Грандиозный размер военных расходов нашел свое отражение прежде всего в
строении бюджетов отдельных стран. Приведем данные о доходах и расходах
главнейших из них.
Бюджет Германии представляется в следующем виде3:
99
Доход в млн. марок
Годы (конч. 31 марта) Обыкновенные Экстрао рдинарн. Итого дохода
Весь В т.ч. от займов
1914 3.343,9 4.805,5 4.435,3 8.149,4
1915 2.711,5 20.495,1 20.382,0 23.206,5
1916 3.063,4 19.752,0 19.658,9 22.815,4
19171 4.941,9 45.093,2 45.007,3 50.035,1
19181 7.332,7 40.726,1 40.618,0 48.058,8
Расход в млн. марок
Годы (конч. 31 марта) Обыкновенные Экстрао рдинарн. Итого расхода
Весь В т.ч. военные
1914 2.646,3 7.004,3 6.935,7 9.650,6
1915 2.761,9 23.927,1 23.908,9 26.689,0
1916 4.007,9 24.771,7 24.739,3 28,779,6
1
1917 4.941,9 45.093,2 45.000,0 50.035,1
1
1918 7.332,7 40.726,1 40.000,0 48.058,8
1
Данные сметного порядка.
Из этой таблицы ясно видно, что доходы и расходы Империи за время войны
растут с чрезвычайной быстротой. Расходы увеличиваются преимущественно за
счет экстраординарных и притом почти исключительно военно-
экстраординарных расходов.
Доходы увеличиваются точно также преимущественно за счет экстраординарных
и среди последних почти исключительно за счет займов. Это значит, что обычные
источники доходов очень быстро оказались недостаточными и в целях покрытия
военных расходов государство было принуждено в исключительно широких
размерах прибегать к займам. Балансируя бюджет, немцы включают в доход и
займы. Ио и этого источника оказывается недостаточно. И мы видим, что
фактически бюджет выполняется с дефицитом и притом размеры дефицита
быстро растут. Действительно, если мы исключим займы из состава дохода и
сбалансируем по всем годам фактический расход и доход, то получим
следующую картину2.
Годы Общий Чистый доход в Дефицит
расход млрд. марок
1914 9,6 3,7 -5,9
1915 26,7 2,8 -23,9
1916 28,8 3,2 -25,6
1917 52,0 7,8 -44,2
1918 44,0 6,8 -37,2
100
Аналогичную, хотя и менее печальную, картину наблюдаем мы в Англии1.
Доходы в тыс. ф.ст.
Годы Сметные Фактические Фактический бол.
мен.
(конч. 31 (+) (-)
марта) сметных
1914 194.825 198.242 +3.417
1917 499.275 573.427 +74.152
1918 638.600 707.234 +68.634
Расходы в тыс. ф.ст.
Годы Сметные Фактические Фактический бол. Фактический доход бол.
мен. (-) (-г), мен. (-) факт,
(+)
сметных расхода ? тыс. ф.ст.
1914 199.011 197.492 -1.519 +750
1917 1.825.380 2.198.112 +372.732 -1.624.685
1918 2.767.631 2.696.221 -71.410 -1.988.987
Отсюда ясно, что фактически и бюджет Англии за время войны сводится со все
возрастающим дефицитом.
Возьмем, наконец, доходы-расходы Соединенных Штатов2:
Годы (конч. 30 июня) Доход Расход Доход больше (+) меньше (-) расхода
В тыс. долларов
1913 724.111 682,771 +41.340
1914 734.673 700.254 +34.419
1915 692.487 776.544 -84.057
1917 1.118.174 1.147.898 -29.724
1918 4.172.635 8.966.532 -4.793.897
Отсюда видно, что и бюджет Соединенных Штатов начиная с 1915 г. сводится с
дефицитом, который особенно увеличивается в 1918 г.
Даже в нейтральных странах, вынужденных если не воевать, то быть готовыми к
войне и содержать значительные армии, бюджеты становятся менее
благоприятными. Так например, по Швейцарии мы наблюдаем рост дефицитов3.
Годы Доход Расход Дефицит
В тыс. франков
1913 186.509 191.222 -5.353
1916 176.582 193.227 -16.645
1917 185.656 236.534 -50.747
101
26. При таком колоссальном росте расходов и дефицитов для отдельных стран
создавалась невозможность свести бюджет на основе обложения. Эта
невозможность вынуждала государства искать иных источников дохода. Такими
источниками явились с одной стороны займы, с другой эмиссия бумажных денег.
Широкая практика займов и эмиссий бумажных денег имели чрезвычайное

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 69)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>