<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ


Терапевт: "Да".

Клиентка: "Мое внутреннее "Я" (3-я позиция) относится к моему внешнему "Я" пренебрежительно. Оно думает, что ситуация безнадежная, и не понимает, как мое внешнее "Я" может такое терпеть. Оно думает, что внешнее "Я" не может сделать ничего, что произвело бы на другого человека хоть какое-нибудь впечатление".

6. Выявите подобия между взаимоотношениями клиента с самим собой и взаимоотношениями клиента с другим человеком:

Терапевт: "Теперь давайте сравним ваши взаимоотношения с самой собой и ваши взаимоотношения с ним. Заметьте, в чем сходство между тем, как ваше внутреннее "Я" (3-я позиция) относится к вашему внешнему "Я" (1ая позиция) и тем, как другой человек относится к вам".
Клиентка: (Смотрит задумчиво около полминуты): "Я отношусь к себе так же, как он относится ко мне".
Терапевт: "Часто бывает так, что другой человек относится к вам так же, как вы относитесь к себе. Чтобы понять ваши взаимоотношения с другим человеком, бывает полезно исследовать ваши взаимоотношения с самой собой. Как ваше внешнее "Я" (1-ая позиция) реагирует на пренебрежение со стороны вашего внутреннего "Я" (3-я позиция)?"
Клиентка: "Она очень напряжена. Она боится потерять себя".
Терапевт: "В таком случае его напряжение вполне объяснимо, не правда ли?"
7. Поменяйте местами внутреннее и внешнее "Я":

а) С 4-ой позиции клиент переносит свое внутренне "Я" (3-ю позицию) (т.е. свое отношение к самому себе) в 1-ую позицию так, что это отношение направлено теперь на другого человека;

б) Затем клиент переносит свои реакции из 1-ой позиции (т.е. свое отношение к другому человеку) в 3-ю позицию так, что эти реакции относятся теперь к самому клиенту;

в) Клиент исследует, как это перемещение меняет ситуацию, преобразуя взаимоотношения.

Терапевт: "Давайте выясним, что происходит, когда ваше внутреннее "Я" меняется местами с вашим внешним "Я". Так что теперь ваше внутренне "Я" будет здесь (терапевт указывает рукой) в 1-ой позиции, а ваше внешнее "Я" будет здесь, в 3-ей позиции. Но они будут вести себя по-старому. Другими словами, вы (в 1-ой позиции) будете все так же пренебрежительны, но теперь по отношению к другому человеку и (из 3-ей позиции) вы будете все также неуступчивы во всем, что касается ваших ценностей, но с самой собой. Чем больше вы стремитесь сохранить ваши ценности неизменными, тем больше творчества и разнообразия будет в вашем поведении.
Заметьте, что мы не меняем здесь элементы системы, мы просто меняем взаимоотношения между элементами. Что происходит, когда внутреннее и внешнее "Я" меняются местами?"

Клиентка: "Мне кажется, что так гораздо лучше".

Терапевт: "Как именно? Меняются ли взаимоотношения?"

Клиентка: "Я не думаю, что вообще есть какие-нибудь взаимоотношения теперь".

Терапевт: "Тогда вы можете вступить в другие отношения, может быть, даже с тем же самым человеком".

Клиентка: "Да, конечно".

Терапевт: "Хотите ли вы начать новые взаимоотношения с этим человеком?"

Клиентка: "Нет. Я вообще не хочу с ним общаться".

Терапевт: "Что должно измениться, чтобы вам захотелось общаться с ним?"

Клиентка: "Он должен вести себя более искренне, более открыто".

8. Соберите информацию со второй позиции:

а) Клиент представляет себя на месте другого человека;

б) Клиент выясняет, в чем нуждается другой человек.

Терапевт: "Хорошо. Теперь посмотрите на ситуацию глазами другого человека - со 2-ой позиции. Когда вы смотрите на мир его глазами, что, как вам кажется, помогло бы вам быть более искренней?"

(Клиентка физически переходит на место другого человека и задумывается на минуту).

Клиентка: "Уверенность в себе".

Терапевт: "Теперь выйдите из ситуации и перейдите в 4-ую позицию. Я хочу, чтобы вы заметили нечто важное. Так как он станет более искренним и открытым, когда у него будет больше уверенности в себе, то вопрос в том, что вы можете сделать, сохраняя свои собственные ценности, чтобы он почувствовал уверенность в себе".

Клиентка: "Ну, неуступчивость тут не поможет".

Терапевт: "А что может помочь?"
Клиентка: "По крайней мере, слушать и быть открытой".

Терапевт: "Пока вы находитесь в мета-позиции, сохраняя свои ценности неизменными, заметьте, что быть открытой и слушать - это не то же самое, что относится пренебрежительно к самой себе. И быть открытой и слушать - это не то же самое, что потерять контроль над ситуацией, в то время, как вы сохраняете свои ценности, находясь в мета-позиции, и тем самым поддерживаете сами себя".

9. Вступите в новые взаимоотношения:

а) Клиент входит в новую 1-ую позицию (которая раньше была 3-ей);

б) Клиент исследует новые перспективы и новое поведение;

в) Клиент замечает, что изменилось в его взаимоотношениях с самим собой и в его взаимоотношениях с другим человеком.

Терапевт: "С 4-ой позиции заметьте, как вы в 1-ой позиции ведете себя открыто и слушаете, в то время, как в 3-ей позиции вы продолжаете поддерживать сами себя, сохраняя свои ценности неизменными. Теперь войдите в 1-ую позицию и, глядя на другого человека, прорепетируйте, что вы будете делать".

(Клиентка переходит в 1-ую позицию и смеется. Ее физиология - это сочетание физиологии всех четырех позиций).

Терапевт: "Что вы замечаете? Как другой человек реагирует?"

Клиентка: "По-другому".

Терапевт: "Как вы себя чувствуете?"

Клиентка: "Гораздо лучше, гораздо более комфортно".

КОММЕНТАРИЙ
Часто бывает так, что определенные трудности, которые возникают у вас во взаимоотношениях с другим человеком, являются отражением тех трудностей, которые вы испытываете во взаимоотношениях с самим собой. Другой человек в таких взаимоотношениях ? не проблема, и разрешение проблемы не связано с ним.
Когда клиент выходит в четвертую позицию и видит, как работает эта система, он может ее реконструировать. Прием "Мета-зеркала" создает контекст, в котором две позиции, внешняя (1-я) и внутренняя (3-я), могут меняться местами до тех пор, пока не будет найдено наиболее подходящее и экологичное соотношение.
Клиент может продолжать менять точки зрения и добавлять новые возможности поведения до тех пор, пока отношения не станут достаточно сбалансированными и удовлетворяющими.


Источники материалов
1. "Понятие об установлении якорей" - материал взят из главы 8 книги A Framework for Excellence: A Resource Manual for NLP, Charlotte C. Bretto; Grinder, DeLozier, and Assoc., Capitola, California, 1988. Отредактирован Р.В.Коннером. Перевод А.И.Фета.
2. "Мета-модель" - материал взят из книги Structure of Magic Volume 1, J.Grinder & R.Bandler; Science and Behavior Books, Palo Alto, California, 1975. Переработан Р.В.Коннером. Перевод А.И.Фета. Отредактирован Ю.И.Зыряновой.
3. "Постановка цели" - автор Р.В.Коннер (основные идеи взяты из работ С. и К. Андреас (Heart of the Mind, Real People Press, Moab, Utah, 1989), Р.Дилтса (Applications of Neuro-Linguistic Programming, Meta Publications, Cupertino, California, 1983), П.Вацлавика, Дж.Уикленда, Р.Фиша (Change: Principles of Problem Formation and Problem Resolution, W. W. Norton and Company, New York, 1974). Перевод Ю.И.Зыряновой.
4. "Изменение ограничивающих представлений" - глава 2 Changing Belief Systems with NLP, R.Dilts; Meta Publications, Cupertino, California, 1990. Перевод Ю.И.Зыряновой.
5. "Повторное запечатление" - материал взят из главы 3 книги Changing Belief Systems with NLP, R.Dilts; Meta Publications, Cupertino, California, 1990. Переработан и отредактирован Р.В.Коннером и Ю.И.Зыряновой. Перевод Ю.И. Зыряновой.
6. "Объединение конфликтующих представлений" - глава 4 книги Changing Belief Systems with NLP, R.Dilts; Meta Publications, Cupertino, California, 1990. Перевод Ю.И.Зыряновой.
7. "Мета-зеркало" - глава 5 книги Changing Belief Systems with NLP, R.Dilts; Meta Publications, Cupertino, California, 1990. Перевод Ю.И.Зыряновой.
1 Один из способов, с помощью которого можно выявить конфликтующие убеждения, состоит в следующем: выясните, какое убеждение или сторону личности клиент хочет развить у себя в будущем; пусть он определит, в какой точке на линии будущего это находится, а затем ассоциируется с убеждением или стороной личности в этой точке. После этого пусть клиент выйдет из своего будущего "Я", перейдет в мета-позицию и найдет ограничивающее убеждение или сторону личности, задавая самому себе вопрос: "Что останавливает меня? Это замечательная цель, почему же я еще ее не достиг?". Когда возражающая часть (убеждение, сторона личности) найдена, пусть клиент определит, какая точка на временной линии соответствует этой части (обычно это точка в прошлом) и ассоциируется с этой частью в выбранной точке. Поставьте разные якоря на каждое убеждение и продолжайте с шага 2.

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

1


36



<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ