стр. 1
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Консерватизм и демократизм американских выборовРОССИЙСКИЙ
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА













Пишите нам
Консерватизм и демократизм американских выборов
(как они выбирают)

В период с 29 октября по 12 ноября 2000 года по приглашению
департамента США в Америке на выборах Президента работали 11
наблюдателей из России. В группе были представители 10
субъектов Российской Федерации: члены избирательных комиссий,
представители прессы и общественных организаций, в их числе и
автор этих строк. Группа работала в Вашингтоне (федеральный
округ Колумбия), Джексоне (штат Миссисипи), Санта-Фе (штат
Нью-Мексика) и в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк). Были проведены
встречи с представителями Государственного департамента США,
Сенаторами и членами Палаты представителей, с членами
Федеральной комиссии по выборам, с государственными
секретарями штатов, членами законодательных органов штатов,
членами окружных избиркомов, с профессорско-преподавательским
составом, с руководителями избирательных штабов демократов и
республиканцев, с журналистами, телеведущими, с общественными
и политическими организациями.

- Вы никому не говорите, но данные в списке избирателей могут
не корректироваться в течение 2 лет, - эти слова произнес
заместитель директора Отдела управления Федеральной комиссии
по выборам (ФКВ) США Вильям Кимберлинг на встрече с
наблюдателями из России. И они достаточно полно отражают суть
американской избирательной системы, смоделированной более 200
лет назад. Американцы очень гордятся своей политической
системой и пытаются закрывать глаза на то, что под влиянием
времени и всеобщего развития любой механизм требует доработок
и совершенствования.

Общие принципы организации выборов в США.
По аналогии с Россией в Америке власть делится на три ветви:
законодательную, исполнительную и судебную. Первая и вторая
ветви являются выборными на всех уровнях, начиная с Совета
школы и заканчивая Президентом США, а суды, в зависимости от
штата, могут выбираться или назначаться. Верховные судьи
назначаются Президентом с одобрения Сената.
Конгресс (законодательная власть) состоит из двух палат:
· Сенат (по два представителя от каждого штата), избираемый на
6 лет, с ротацией 1/3 через каждые два года,
· Палата представителей, избираемая на 2 года по 435
одномандатным округам.
Президента и вице-президента выбирает коллегия выборщиков (538
человек), которая формируется в соответствии с результатами
выборов в каждом отдельном штате. Общее число выборщиков от
штата равно количеству сенаторов и членов Палаты
представителей от данного штата. Федеральный округ Колумбия,
не имеющий выборного представительства в Конгрессе,
располагает тремя голосами выборщиков.
Выборщики заседают и официально голосуют за президента и
вице-президента в соответствии с конституцией США в первый
понедельник после второй среды декабря в год президентских
выборов. Чтобы кандидат считался избранным, требуется простое
большинство голосов (не менее 270).
Если большинство голосов выборщиков не получает ни один из
кандидатов, то победителя должна определить Палата
представителей из числа трех кандидатов, набравших наибольшее
число голосов на заседании коллегии выборщиков. При
голосовании по кандидатуре Президента делегация от каждого
штата имеет только один голос и в этой процедуре особенно
ощутимо влияние малочисленных штатов (центральные и северные
штаты).
До 1860 года в бюллетени для голосования вносились фамилии
выборщиков. В настоящее время списки выборщиков в штате
формирует кандидат, и по негласным законам все выборщики
обязаны голосовать за "своего" кандидата. Но, не смотря на эту
вековую традицию, в Америке было 9 случаев, когда выборщики
голосовали против кандидата, внесшего их в список.
Президент и вице-президент приносят присягу и вступают в
должность 20 января года, следующего за годом выборов.
В отличии от России, в Америке нет общего федерального закона
об организации и проведении выборов, а в каждом штате выборы
проводятся по закону штата в соответствии с требованиями
Конституции США и конкретного штата. Только в четырех
федеральных законах содержаться статьи, регламентирующие
порядок организации и проведения выборов:
- закон 1965 г. об избирательных правах (предоставлено право
голосовать национальным меньшинствам);
- закон 1975 г. о регулировании финансовой помощи кандидатам,
- закон 1984 г. о доступности мест голосования для инвалидов,
- закон 1993 г. о регистрации избирателей.
Кроме вышеперечисленных законов в ходе проведения выборов
применяются общегражданские законы, направленные против
мошенничества и подлога.
В большинстве штатов конгресс состоит из двух палат и
избирается по аналогии с общефедеральным. Губернаторы и их
замы (вице-губернаторы) также избираются прямым и тайным
голосованием.
Особенности избирательной системы США
В отличие от России, где официальная избирательная кампания в
федеральные органы власти начинается не ранее чем за 100 дней
до дня голосования, в Америке выборы длятся практически год, а
республиканцы могут официально начинать предварительные выборы
в год, предшествующий году голосования.
Предвыборная гонка начинается с предварительных выборов
("праймериз"). Праймериз - это выборы среди сторонников одной
и той же партии, где определяются партийные кандидаты, которые
будут баллотироваться на всеобщих выборах. Процедура
выдвижения кандидата однозначно не прописана в конституции
США, и поэтому каждый штат проводит ее со своими
особенностями. В зависимости от законодательства штата,
избиратели могут подавать голоса непосредственно за самих
кандидатов в президенты или опосредованно - за делегатов
партконференций и съездов, которые обязаны поддерживать
определенных кандидатов.
Особенностью американской политической системы является то,
что у них нет общефедеральных партий, как в России и в бывших
союзных республиках. В каждом штате есть своя партия, со своим
лидером. То есть в Америке 50 демократических партий и 50
республиканских, в большинстве штатов есть партия Зеленых.
Фактическая численность делегации штата на национальном
партийном съезде рассчитывается по установленной партией
формуле, учитывающей такие факторы как население штата,
оказанная им поддержка на прошлых выборах, количество
выбранных должностных лиц и т.п.
Штаты заинтересованы проводить выборы по партийным правилам,
так как штаты, проводящие выборы без учета этих правил,
сталкиваются с тем, что на общенациональных съездах полномочия
их делегатов не будут признаны.
Достаточно сложно выдвинуться кандидатом от третьей партии или
быть независимым, хотя периодически такие кандидаты возникают
на горизонте американской политики. Так в 1912 году
Прогрессивная партия Т.Рузвельта набрала 27,5 % голосов, но в
последствии вернулась в лоно Республиканской партии.
Реформаторская партия (Г.Росс Перро) в 1992 и в 1996 годах
набрала соответственно 18,9 и 8,4 % голосов. Но всеръез
конкурировать с двумя ведущими партиями не одна "третья сила"
не могла. Осознавая этот фактор, американцы преднамеренно не
голосуют за третью партию, так как не хотят "терять" свой
голос и ставят отметку в бюллетени за кандидата-республиканца,
либо за демократа. Однако, опрос, проведенный в 1995 году в
США Институтом Гэллапа, показал, что 62% опрошенных
высказались за формирование третьей партии.
По мнению американцев, у независимых кандидатов, в отличие от
республиканцев и демократов, существует еще одна непреодолимая
проблема в случае победы - отсутствие кадрового ресурса для
формирования своего аппарата и взаимодействие с Конгрессом,
где присутствуют только две ведущие партии.
Система выдвижения кандидатов в Президенты США выглядит
сложной, даже хаотичной, и находится в состоянии перманентного
изменения. Наибольшего успеха добиваются те партийные
кандидаты, которые хорошо понимают ее и умеют гибко
действовать в заданных рамках, а иногда и за их пределами.
Камнем преткновения и непрекращающихся споров является
двухступенчатая система выборов Президента посредством
коллегии выборщиков. В Конгрессе за всю историю США было
предпринято более 600 попыток изменить или поправить
существующее положение с целью его упрощения и рационализации.
О работе коллегии выборщиков очень мало знают не только
избиратели, но и профессионалы. Профессор факультета
государственного устройства Джорджтаунского университета Клайд
Уилкокс (Clyde Wilcox) не смог нам ответить тайно или открыто
голосуют выборщики. А ученики старших классов школы в Санта-Фе
(штат Нью-Мексико) в один голос уверяли нас, что голосование
тайное. В действительности голосование открытое и проводится
достаточно формально.
Политический аналитик Эд Кол (Ed Cole) из штата Миссисипи
считает, что вопрос о двухступенчатых выборах в Америке в
настоящее время "начинает закипать" и рационального решения
найти пока не могут.
Профессор Рай Смит (Ray Smith) из политического центра
государственного устройства в Нью-Йорке считает, что в связи с
этим назревает конституционный кризис. Для внесения поправки в
конституцию о прямых выборах Президента необходимо заполучить
? голосов в каждой палате Конгресса, но самое непреодолимое
это то, что необходима ратификация данной поправки ? штатов,
большинство из которых устраивает нынешняя ситуация. Проблема
состоит в том, что "малые штаты" представлены большим числом
голосов в коллегии выборщиков, чем их большие соседи.
Например, штат Монтана (1 миллион жителей) имеет 3 голоса
выборщика, а штат Калифорния (33 миллиона жителей) имеет 54
голоса выборщика, т.е. существующее соотношение голосов штатов
1 к 18, а если считать по числу жителей, то получается 1 к 33
(представительство от Монтаны получается почти в два раза
меньше), что невыгодно малым штатам. И с другой стороны, в
крупных штатах (Калифорния, Нью-Йорк, Флорида) очень
непропорционально сильно представлены национальные
меньшинства, выходцы из других стран. Поэтому и с этой точки
зрения американцам невыгодно, чтобы Президента выбирали
переселенцы. "Оптимистического сценария на сегодняшний день
нет, и в ближайшее время система (власть) будет очень сильно
разделена, особенно, что касается социальных проблем", - на
такой пессимистической ноте завершил встречу с российскими
наблюдателями Рай Смит.
Вопросы финансирования выборов в США менее регламентированы по
лимитам, чем в России. Верхнего предела суммы, расходуемой
кандидатами, вообще не существует, за исключением, когда
кандидаты пользуются встречным финансированием от государства.
Чтобы получить право на встречное финансирование кандидаты и
партийные комитеты, проводящие съезды, не должны превышать
определенный уровень расходов на предвыборную кампанию, а на
предыдущих выборах набрать более 5% голосов (это актуально для
третьих партий).
Встречное финансирование от государства не может превышать
собственные затраты кандидата. Деньги от корпораций и
профсоюзов могут поступать кандидату только через специально
создаваемые комитеты политических действий, которые собирают и
аккумулируют предвыборные денежные ресурсы. Пожертвования от
иностранных граждан и подрядчиков федерального правительства
запрещены (второе следовало перенять и для России).
Существует проблема "мягких" и "твердых" долларов. В США
установлены лимиты для корпораций для перечислений
непосредственно на избирательную кампанию ("твердые" доллары)
и в то же время неограниченны суммы, которые можно тратить на
организацию и проведение выборов ("мягкие" доллары), например,
на организацию сбора подписей, регистрацию избирателей и т.п.
"И это создает эффективную лазейку", - считает член
Федеральной комиссии по выборам Стюарт Горин.
Основное требование федерального законодательства о
финансировании выборов и приоритетное направление в работе ФКВ
- это то, что общественность должна знать: откуда политики
получают средства и чьи интересы они представляют.
Отличительной особенностью избирательной системы США является
институт уведомительной регистрации избирателей. В списки
вносятся только те избиратели, которые зарегистрировались. По
оценкам американских политологов 83-87% жителей, обладающих
активным избирательным правом, зарегистрированы как
избиратели. Цифра эта очень приблизительна, так как в Америке
отсутствует институт учета и регистрации населения. Более
точная цифра, может быть, будет получена в ходе
общенациональной переписи населения в 2001 году.
Житель Америки может быть вычеркнут из списков избирателей и
даже лишен права голоса. Политический аналитик Эд Кол (штат
Миссисипи) перечислил основания вычеркивания избирателей из
списков:
- переезд (после уведомления с нового регистрационного
пункта);
- неучастие в голосование 4 года подряд,
- за ряд преступлений: подкуп, вымогательство, убийство,
разбойное нападение с применением оружия, изнасилование.
Восстанавливаются в своих правах менее 2% избирателей, так как
этот процесс предусматривает лоббирование через конгрессменов
своего штата. В штате Миссисипи регистрируются в год около 20
тысяч избирателей и 4 тысячи избирателей вычеркиваются. Остро
стоит проблема в графствах, населенных национальными
меньшинствами, с большим уровнем преступности. В этих районах
до 50% молодежи не внесены (или уже вычеркнуты) в списки
избирателей.
В Джексоне (штат Миссисипи) на наших глазах 2 ноября Мэрилин
Эйвери, член избирательной комиссии графства Хайнз, отказала
гражданину США в регистрации, так как он пришел на регистрацию
позже 30 дней до дня голосования. Гражданин рассказывал
душущипающую историю, почему он переехал в это графство,
показывал какие-то бумаги, но был лишен права голоса
единолично госпожой Эйвери (законы в Америке исполняются
неукоснительно).
Итоги выборов 2000 года - вестник конституционного
кризиса в США.
Прецедент созданный 7 ноября в ходе выборов 43-го президента
США произошел впервые за всю историю Америки. Даже фотофиниш
американского предвыборного марафона не смог определить
победителя.
Нельзя сказать, что это было неожиданно. До дня голосования
большинство аналитиков предсказывало практически равный исход
голосования и предпочтения отдавались то одному, то другому
кандидату. Погоду делали неопределившиеся массы. "Мы будем
выбирать из двух зол наименьшее", - примерно так говорило
большинство американцев, не обремененных партийной
принадлежностью.
Платформы кандидатов для среднестатистического американца были
похожи как близнецы. "Мы часто спорим с родителями за кого
голосовать, - говорил школьник выпускного класса высшей школы
Санта-Фе на встрече с нами, - и платформа А.Гора мне больше по
душе: он выступает за аборты и за права сексуальных
меньшинств". "А почему тебя привлекает кандидат, который
ратует за аборты?" "Я не хочу воспитывать нежеланных детей!" -
гордо ответил американский школьник. Какие экономические или
внешнеполитические вопросы содержаться в программах кандидатов
практически никто не знает.
Почему выборы 2000 года являются самыми напряженными за
последние 40 лет? Ведь США переживают экономический подъем.
Профицит бюджета около 2 миллиардов долларов. Но на этот
вопрос специалисты, в отличие от простых жителей, не могли
(или не хотели?) отвечать.
В день выборов 7 ноября группа российских наблюдателей
находилась в городе Санта-Фе (штат Нью-Мексика). Проехали ряд
избирательных участков. Как и в России, они в основном
располагались в школах, по несколько участков в одной. В
Америке иногда помещение под участок может арендоваться у
частного лица (например, за те же "мягкие доллары") и
голосование может проходить в частном доме или гараже. Как Вы
думаете, к голосованию за кого будет располагать обстановка в
доме демократа (республиканца)?
Агитация в день выборов не запрещена. И перед каждым участком
на расстоянии 100 футов (30 метров) при въезде на стоянку
стояли пикеты. Около полудня, ближе к обеду на участках
выстраивались очереди, чтобы проголосовать. Не исключаю, что
люди чуть раньше уходили на обед с целью добраться до участка
и проголосовать.
Сами выборы прошли достаточно скучно. На избирательных
участках, в отличие от России, не было приподнятой,
праздничной атмосферы. Может быть потому, что выборы всегда
проходят в будний день и все погружены в работу, а на участок
приходят потому, что таков закон и его надо исполнять? Или,
может быть, действительно выбирали одно из двух зол?
"За кого вы голосовали?" - спросили мы в Брайтон-Бич пожилого
эмигранта из России. "За Буша. Почему? Не знаю. Нравится он
мне". Чем он нравиться и почему за него голосовала почти вся
русскоязычная диаспора на Океан-авеню никто ответить не смог.
7 ноября, в день выборов, американцы приходили на участок,
буднично искали себя в списках, и также по-деловому,
погруженные в работу брали карточки для электронных машин и
заходили в кабинку для голосования. Нажимали на рычаг, шторки
задергивались, загоралось табло с бюллетенем и совершалось
таинство свободного волеизъявления.
По американским законам, если тебя нет в списках, можно
голосовать под присягой. То есть ты говоришь членам комиссии,
что точно проживаешь на территории данного избирательного
участка и тебе выдают бюллетень. Эти бюллетени считаются
только при незначительной разнице голосов между кандидатами.
Попробовали бы такую процедуру осуществить в России!
Были на участках и наблюдатели от демократической и
республиканской партии. Они периодически снимали показания со
счетчика машин для голосования и сообщали в свой штаб.
Серьезных замечаний по ходу голосования у них не возникало.
Если не ошибаюсь, на 24 участке на двадцать минут раньше
начали голосование - часы на стене спешили на 20 минут
(наверно ни у одного члена комиссии не было наручных часов).
Наблюдатели возмутились и стали звонить госсекретарю штата
Ребекки Виджил-Джирон (третье лицо в штате по должности!),
которая по долгу службы отвечает за организацию выборов:
просили на 20 минут раньше закончить голосование. Но так как
требование было не обоснованное, оно не было исполнено. Это,
наверное, самое серьезное нарушение в день выборов, замеченное
наблюдателями от партий.
Несколько слов об электронных машинах для голосования. Самое
большое и неоспоримое преимущество перед бумажными бюллетенями
это то, что итоги голосования по участку были подведены уже в
19.10, т.е. через 10 минут после закрытия участка. Но как
работает эта машина, можно ли изменить или скорректировать
результаты никто ответить не смог, хотя мы и пытались задавать
провокационные вопросы членам комиссии. Все уверяли нас, что
это надежная техника. "Надежнее банковских систем?" "Нет,
конечно." "Но ведь в банковские системы проникают хаккеры и
списывают средства!" Молчание.
Что удивительно, при каждом включении избирательной машины
счетчик должен прибавлять 1 для учета числа проголосовавших.
Однако специально для российских наблюдателей машину включили,
табло загорелось, естественно из нас никто не голосовал.
Значит оператор каким то образом сбросил показания счетчика?
На избирательном участке № 38 в Санта-Фе системный оператор
машин для голосования, обслуживающая на участке все машины,
работает уже не первые выборы и на вопрос, чем привлекательна
эта профессия отвечает, что ее отец всю жизнь работал на этой
должности.
Этими примерами я не хочу поставить под сомнение честность и
добросовестность операторов или подозревать их в подтасовке
результатов, но когда возникают вопросы без ответов, когда нет
контроля и полной ясности, то сами собой приходят сомнения.
Госпожа Хафнер, член Совета директоров Лиги
женщин-избирательниц, не исключает мошенничество в ходе
прошедших выборов, и считает, что горстка людей может решить
их исход.
Со слов госсекретаря штата Нью-Мексика Ребекки Виджил-Джирон,
она не может ни коим образом влиять на результаты голосования,
так как она находится в жестких рамках закона, но тут же
добавляет: "вот если бы я была губернатором или замом…". Уже 8
числа выяснилась пикантная ситуация на подведомственной
территории госпожи Виджил-Джирон: около 60 тысяч бюллетеней,
проголосовавших досрочно, посчитали неправильно. Считывающая
машина была "не так" запрограммирована и голоса одного
кандидата кидала в корзину другого. Почему так произошло и кто
это вскрыл, госсекретарь нам так и не сообщил.
Камнем преткновения всех выборов стал штат Флорида. В
соответствии с законодательством, госсекретарь штата Флорида
Кэтрин Харрис может принимать решения не дожидаясь ручного
пересчета голосов в трех спорных округах, включая Палм-Бич.
Что там было на самом деле и кто виноват мы узнаем не скоро.
Но то, что 43 Президент Америки определиться именно в этом
штате это несомненно. Действительно, как так можно расположить
позиции в бюллетени для голосования, что ввести в заблуждение
избирателей? Почему фамилия кандидата от партии реформ
Бьюкенена оказалась справа, а метка от нее слева между метками
Д.Буша и А.Гора? Умысел здесь доказать будет невозможно. И как
говорил окружной прокурор штата Нью-Мексика Хенри Ванденс -
это дело бесперспективное.
В итоге американцев подвела их избирательная система, и, в
частности техника, которую они используют. Интересно, как
выходили бы они из положения в случае, если во Флориде дырки
не прокалывались в бюллетенях, а использовались электронные
машины, как, например, в Нью-Мексико и Миссисипи? Даже при
большом желании истину уже никогда бы не установили.
Интересный казус произошел в северных штатах. В штате Миссури
за пару недель до выборов погиб в авиакатастрофе кандидат в
сенаторы Мэл Карнахэн, но так как законодательство США, в
отличие от российского, не предусматривает процедуру
вычеркивания фамилий кандидатов из бюллетеней, то был избран
мертвый кандидат. Эту должность согласилась замещать вдова,
что разрешено законами штата.
Если просмотреть финансовую составляющую выборов, то она с
каждым годом все увеличивается. В 1992 году общие затраты на

стр. 1
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>