стр. 1
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ


1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
2. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
3. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
4. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.



1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
Административное право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления.
ПРЕДПОСЫЛКИ
1.Развитие философских воззрений о роли и месте государства и государственного управления в общественной жизни; увеличение роли государства в общественной жизни; государственное управление становится ведущей формой деятельности государства.
2.Употребление в конституциях ведущих стран мира термина "разделение властей", необходимость создания государственных органов для каждой ветви власти.
3.Развитие общей теории управления (специализация, кооперация, конспирация, взаимодействие...)
4. Необходимость охраны общественного порядка.
5.Необходимость защиты прав граждан в условиях концентрации властных полномочий в руках государства и его органов.

2.ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Управление - совокупность действий совершаемых для достижения определённых целей путём использования имеющихся ресурсов (финансовых, материальных, кадровых, информационных); руководства чем-либо, когда осуществляется воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием разнообразных механизмов и средств.
Государственное управление представляет собой разновидность социального управления. Социальное управление возникает в обществе между людьми для упорядочения возникающих общественных отношений.
Государственное управление - подзаконная , исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.
Таким образом, сущность государственного управления заключается в целеноправленном воздействии со стороны субъекта управления на его объект.
Два подхода к государственному управлению.
1.Деятельность всех государственных органов.
2.Деятельность органов исполнительной власти.
Основные характерные признаки государственного управления
1.Исполнительно-распорядительный характер.
Основным направлением этой деятельности является проведение в жизнь НПА, а средством достижения этой цели- использование необходимых юридически-властных полномочий.
2.Организационная и практическая направленность.
3.Подзаконная деятельность и подзаконное нормотворчество.
Другие признаки государственного управления.
1.Тесная связь с разработкой и практической реализацией государственной политики.
2.Определённая целевая и функциональная специфика
3.Наличие определённых ресурсов.
4.Непосредственная ответственность за исполнение законов.
5.Использование определённых форм и методов.
Атаманчук Г.В. под государственным управлением понимает практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

3. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Основные характерные черты исполнительной власти.
1.Исполнительная власть - относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно взаимодействующая с её законодательной и судебными ветвями.
2.Исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера.
3.Олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделённых исполнительной компетенцией - органами исполнительной власти.
4.Исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности. Такого рода государственная деятельность является практической формой её реализации, а власть представляет собой сущностное выражение функциональной направленности и компетенционной определённости исполнительной деятельности.
5.Исполнительная власть реализуется в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.
6.Исполнительная власть характерна также и тем, что в непосредственном ведении и распоряжении реализующих её субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации,армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительные учреждения и т.п.

Исполнительная власть - это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.

4.СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
Итак, исполнительная власть - категория политико - правовая, в то время как государственное управление - категория организационно - правовая. Право на существование имеют обе эти государственно - правовые категории. Соответственно, государственное управление - реальность, без которой государственно - властный механизм работать практически не может. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.
Свой реальный характер исполнительная власть приобретает в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.
Следовательно, государственное управление, понимаемое как исполнительно - распорядительная деятельность, не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти.



ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
2. СПЕЦКУРС АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ФСБ РОССИИ
3. ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.


1.АДМИСТАТИВНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Понимается:
- как отрасль права
- как наука
- как учебная дисциплина
Административное право - это самостоятельная часть системы правы Российской Федерации, состоящая из юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления (или в сфере деятельности ФОИВ).
В России в начале было полицейское право, потому что именно полиция осуществляла функции государственного управления. Только в начале 20 века выделилось административное право.
ПРЕДМЕТ административного права - это урегулируемые нормами административного права общественные отношения в сфере государственного управления.

Управленческие отношения :
1. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СУЪЕКТА
а. ОИВ (ОГУ) - орган исполнительной власти (орган государственного управления).
Между двумя равнозначными или неравными органами исполнительной власти. (Пример: МВД-ФСБ; ПРАВИТЕЛЬСТВО - МИНИСТЕРСТВО).
б. ОИВ (ОГУ) - администрация государственного предприятия, организации, учреждения
в.ОИВ (ОГУ) - администрация негосударственного предприятия, организации, учреждения
г. ОИВ (ОГУ) - орган местного самоуправления. (Мэр Москвы - глава управы).
д.ОИВ (ОГУ) - общественное объединение (Министерство Юстиции - партия)
е. ОИВ (ОГУ) - гражданин. (Сотрудник милиции - лицо, совершившее административное правонарушение).

2. ПО СФЕРАМ
а. В сфере управления экономикой
б.В социально - культурной сфере
в. В административно - политической сфере


3. ПО ЦЕЛИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
а. Внутриорганизационные ( Наличие служебной подчинённости; формирование управленческих структур; основы взаимодействия внутри аппарата).
б. Внешнеорганизационные ( Отсутствие служебной подчинённости; воздействие на объект, не входящей в администрацию).

ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.Подзаконное нормотворчество
2.Правоисполнительная
3. Правоохранительная
МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Методы административного права - это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.

Административное право использует 3 юридических возможности:
- предписание
- запрет
- дозволение
Предписание -это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определённых условиях.
Запрет - это возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в определённых условиях.
Дозволение - юридическое разрешение совершать определённые действия, либо не совершать их по своему усмотрению.

Административное право взаимодействует с другими отраслями права:
1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО - ведущая отрасль права.
2. Многие отрасли используют административные нормы .
3. Административное право и Уголовное право предусматривают нарушения за схожие правонарушения; некоторые административные проступки могут перерасти в уголовное преступление.
СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Система административного права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные институты.
С 1935г. в России:
- Административное право как наука исследует закономерности развития административного права. (теоретики: Козлов, Алёхин)
- Административное право как учебная дисциплина, важнейшая составляющая юридического образования.
Система административного права как отрасли права
1.Общая часть
- предмет
- формы и методы
- субъекты административного права
- ответственность по административному праву
- административный процесс
2. Особенная часть
- экономическая сфера
- социально-культурная сфера
административно-политическая сфера
2. СПЕЦКУРС АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ФСБ РОССИИ
Система административного права как спецкурса

1.Общая часть
- предмет
- формы и методы
- субъекты административного права
- ответственность по административному праву
- административный процесс
2. Особенная часть
- административно - политическая сфера
3. Административно - правовой режим

4. ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.

Источники административного права - это внешняя форма выражения административно-правовой нормы.
Нормативно-правовой акт является источником административного права, если он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления).

Источники административного права на федеральном уровне
I. Законодательные
1. Конституция Российской федерации
2. Федеральные Конституционные законы
3. Федеральные законы
4. Законы РСФСР; законы Российской Федерации; законы СССР
II. Подзаконные
1. Указы президента
2. Постановления правительства
3. Акты министерств и ведомств

Источники административного права на уровне субъектов
I. Законодательные
1. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации
2. Законодательство субъектов
II. Подзаконные
1. Президентские акты, акты глав администраций
2. Акты правительств субъектов
3. Акты министерств и ведомств субъектов

Источники административного права на уровне местного самоуправления (в случае наделения органами местного самоуправления необходимыми государственными полномочиями)
1. Акты представительных органов самоуправления
2. Акты исполнительных органов самоуправления

Источники административного права на межгосударственном уровне
Межгосударственные соглашения

Источники административного права внутриорганизационного характера
Акты руководителей государственных предприятий, организаций, учреждений (или акты их коллективных органов).




Формы и методы государственного управления.

ПЛАН:
I.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
II.МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

I.Формы государственного управления
Государственное управление выражается в совершении определённых действий, которые воспринимаются другими субъектами управленческих отношений в определённых формах.
Формы государственного управления - внешне выраженное действие О.И.В и его должностных лиц.

Признаки:
* 1.выражают сущность деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют государственное управление.
* 2.практически реализуют задачи и функции управления.
* 3.обеспечение наиболее целесообразного достижения целей с наименьшими затратами.
* 4.вызывают наступление каких-либо последствий.

Ф.Г.У шире, чем формы исполнительной власти, поэтому они могут выступать как:
* Формы государственно-управленческой деятельности.
* Формы реализации исполнительной власти.

Многообразие задач управления обуславливает многообразие форм управления.
Выбор формы зависит от:

* Характера компетенции О.И.В. (должностного лица)
* Особенности Объекта
* Характера вызываемых последствий

Виды Ф.Г.У:
1. ПРАВОВЫЕ
* четко выраженные юридические последствия.
* издание актов, которые влекут за собой административные отношения между субъектами.
В правовых формах отчётливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный характер полномочий органов управления и их должностных лиц.
* Издание нормативных актов органами исполнительной власти.
Содержит административно правовые нормы, которые регулируют управленческие отношения.
А) Нормативного характера (Постановления правительства РФ).
Б) Ненормативного характера (Распоряжения правительства РФ).
* Издание индивидуальных актов управления.
Это разновидность юридических факторов(Пр: назначение в/служащего на должность). Договорные отношения стоит относить к формам государственного управления, т.к они влекут юридические последствия.

2. НЕПРАВОВЫЕ
* не связаны с изданием правовых актов и совершением иных юридических действий.
* не порождают, а прекращают административные отношения.
* Осуществление организационных операций.
А) Разработка научно-обоснованных рекомендаций.
Б) Подбор кадров.
В) Проведение совещаний.
* Материально-технические операции.
А) Работа с информацией.
Б) Ведение делопроизводства.
В) Проведение исследований.
Г) Подготовка к изданию НПА.

Управленческие действия вызывают последствие юридического характера, которое признано называть административно-правовыми формами.
Административно-правовое регулирование может осуществляться в 2-х формах. Административно-правовая форма может быть представлена как своеобразная система действий ОИВ. По степени юридического выражения можно различать основные действия органов и должностных лиц (издание правовых актов) и действие, которое базируется на них, которые также влекут наступление юридических последствий.
Пр: Лицензионно-разрешительная деятельность.


II.МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Методы ГУ - это способ осуществления его функций.
Сущность методов государственного управления определяется его социальной природой. Знание методов говорит о функционировании механизмов государства.

Методы ГУ - способы, средства практического осуществления функций государственного управления, достижение его целей.

Применение методов управления зависит от цели управления. Если цель управления обуславливает специфику использованных методов, то правильный выбор метода обеспечивает реальное достижение цели.

Характерные черты методов:

* 1.Выражают связь субъекта или объекта.
* 2.Обеспечивает достижение целей определённым способом воздействия.
* 2.Обладает определённой организационной формой (приказ, правило поведения)
* 4.Обладает временной характеристикой (краткие и долгосрочные)

Виды методов:
I. Убеждение - представляет собой законопослушное поведение всех субъектов, способствует профилактики правонарушений.

Меры:
* Разъяснение
* Обоснование
* Обсуждение
* Поощрение
По характеру воздействия:

1.Прямое воздействие - административные методы управления.
* Одностороннее властное воздействие субъекта управления на поведение управляемых.
* Обязательность исполнения управленческой стороной решений стороны управляющей.
* Возможность наступления правовой ответственности за невыполнение управляемой стороной законно - отданных распоряжений.
2.Косвенное воздействие. Цели достигаются по средствам воздействия на интересы управляемой стороны, т.е создаются такие условия, когда управляемая сторона сама без властного воздействия выбирает вариант поведения.
Социально психологические методы управляющего воздействия:
Все методы тесно взаимосвязаны, и применяются косвенно.
II. Принуждение - разновидности государственного принуждения и являются средствами обеспечения правопорядка.
* Вне судебное применение предусмотренных законными либо подзаконными административно - правовыми нормами принудительных мер административно - властного органа.
* Направленность на выполнение общеобязательных правил поведения в сфере государственного управления.

Виды административного принуждения:

1.Административное предупреждение
2.Меры административного пресечения
3.Меры административной ответственности.

1-Профилактический характер, принудительный порядок в виде ограничений и запретов.
2-Пресечение правонарушений и наступления вредных последствий.
III. Правовые акты управления
Это основная правовая форма реализации задач органов государственной власти.
* Юридическая природа
* Государственно-властный характер
* Обязательность исполнение адресатами
* Односторонность волеизъявления компетентного субъекта
* Установление обязательных правил поведения
Правовой акт управления - это официальное подзаконное решение принятое ОИВ в одностороннем властном порядке, и с соблюдением определённых процедур по вопросу, отнесённому к его компетенции, имеющий определённую законом форму и порождающий юридические последствия.
Виды правовых актов управления:

1. По юридическим свойствам
* Нормативные. Содержат нормы права, призванные урегулировать однотипные общественные отношения, рассчитанные на длительный срок действия.
* Индивидуальные. Акты применения норм права.
2. По сроку действия
* Бессрочные
* Срочные
3. По территории
* Акты, действующие в пределах РФ.
* Акты, действующие в пределах субъекта РФ.
* Акты, действующие в пределах административно - территориальной единицы.
4. По характеру компетенции
* Общего
* Отраслевого
* Межотраслевого
5. По органам, издающие акты
* Указа президента, распоряжения президента.
* Постановления распоряжения правительства.
* Приказы, распоряжения, указания, инструкции министров.
* Постановления государственных комитетов
* Приказы, распоряжения руководителей государственных комитетов, федеральных служб, агентств, надзоров.
Основные требования к актам:
* Издание полномочными на то органами в пределах своей компетенции.
* Соблюдение порядка принятия
* Издание по установленной форме и подпись соответствующего должностного лица.
* Соблюдение порядка опубликования и вступление в законную силу актов.


Тема: Ответственность по Административному праву.

План:
1. Правовые основы и виды ответственности
2. Понятие и особенности административной ответственности
а) Понятие и признаки административного правонарушения
б) Виды административных взысканий
в) Правила наложения административных взысканий
3. Дисциплинарная ответственность и ее субъекты.
4. Материальная ответственность в административном порядке и ее субъекты.


1. Правовые основы и виды ответственности па административному праву.
В отличие от Уголовного права, которое регулирует единственный вид юридической ответственности - уголовную (в соответствии с УК РФ), Административное право три вида юридической ответственности: административную, дисциплинарную и материальную.

2. Понятие и особенности административной ответственности.
Основанием административной ответственности является совершение физическим лицом административного правонарушения (проступка) - статья 10 КоАП..
Административный проступок - это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы человека и гражданина, на установленный порядок управления противоправное виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Признаки административного правонарушения:
1. Общественная вредность (посягательство)
2. Противоправность
3. Виновность
Вина - психическое отношение лица к содеянному им и его последствиям.
Вина выражается:
* умысел (прямой, косвенный) - ст. 11 КоАП
* неосторожность - ст. 12 КоАП
4. Наказуемость
Виды административных взысканий перечислены в ст. 24 КоАП (8 видов); правила наложения административных взысканий гл. 4 КоАП.

3. Дисциплинарная ответственность и ее субъекты.
Дисциплинарная ответственность наступает при совершении должностным лицом дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него обязанностей.
Виды дисциплинарных взысканий:
1. Замечание (устное) - правовых последствий не несет
2. Выговор
3. Строгий выговор
4. Предупреждение о неполном служебном соответствии
5. Увольнение

4. Материальная ответственность в административном порядке и ее субъекты.
Субъектом материальной ответственности может быть лишь должностное лицо государственного органа, причинившее ущерб государству при исполнении служебных обязанностей.
В соответствии с Ф.З. от 12.07.99 "О материальной ответственности военнослужащих", военнослужащие - контрактники могут быть привлечены к ограниченной материальной ответственности за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении служебных обязанностей: в размере причиненного ущерба, но не более 1 - ого оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере, когда ущерб причинен: военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и др. целей; действием (бездействием) военнослужащего, содержащим признаки уголовного преступления в результате хищения, умышленного повреждения, уничтожения, порчи, незаконного расходования и др. действиями, независимо от того содержат ли они признаки состава уголовного преступления; умышленными действиями военнослужащих, повлекших затраты на лечение в военных госпиталях, гражданских больницах военнослужащих, пострадавших в результате этих действий; военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.
Ст. 16 КоАП.
Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений.
Военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях за нарушение правил режима Гос. Границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах, пропуска через Гос. Границу РФ, ПДД, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду. Но к военнослужащим не могут быть применены исправительные работы, административный арест, штраф и лишение управления транспортными средствами.
Административные взыскания:
1. Предупреждение (ст. 26)
2. Штраф
3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения.
4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения.
5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину.
6. Исправительные работы
7. Административный арест
8. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.


Тема: Субъекты административного права
План:
1. Понятие и классификация
2. Основные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти
3. Коллективные субъекты
4. Индивидуальные субъекты
Источники:
* Ф.З. "Об основах гос. службы"
* Ф.З. "Об общественных объединениях"
* У.П. "О структуре Федеральных органов исполнительной власти"
* У.П. "О системе федеральных оргаов исполнительной власти"

1. Понятие и классификация
Субъект - это физические или юридические лица, способные вступать в правоотношения.
Субъект административного права - это физические или юридические лица, которые в соответствии с административно - правовыми нормами обладают правами и выполняют обязанности в сфере гос. управления.

Признаки субъектов:
1. вступают в правоотношения в сфере гос. управления
2. отношения между ними урегулированы нормами административного права
3. субъектами могут быть как физические, так и юридические лица
4. не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права

Административная правоспособность - это закрепленная в административно - правовых актах возможность иметь юридические права и выполнять юридические обязанности.
Административная дееспособность - это закрепленная в административно - правовых актах способность субъекта самостоятельно приобретать и осуществлять права и обязанности в сфере гос. управления.
Правовой статус субъекта административного права определяется прежде всего объемом их административной дееспособности. Различие в административной дееспособности и является критерием деления субъектов.
Субъекты административного права:
I. Индивидуальные
1. Граждане
* Граждане РФ
* Иностранцы
* Лица без гражданства

стр. 1
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>