ОГЛАВЛЕНИЕ

В 1861 г. появляется первая теория возникновения семьи. вышла в свет работа
Бахофена "Материнское право". В ней приводятся размышления на тему того, что у греков и у
азиатских народов существовало до единобрачия такое
состояние, когда, нисколько не нарушая обычая, не только мужчина вступал в
половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина - с несколькими
мужчинами; он доказал, что при своем исчезновении обычаи этот оставил после
себя след в виде необходимости для женщины выкупать право на единобрачие
ценой ограниченной определенными рамками обязанности отдаваться посторонним
мужчинам; что поэтому происхождение могло первоначально считаться только по
женской линии - от матери к матери; что это исключительное значение женской
линии долго сохранялось еще и в период единобрачия, когда отцовство
сделалось достоверным, или во всяком случае стало признаваться; что,
наконец, это первоначальное положение матерей как единственных достоверных
родителей своих детей обеспечивало им, а вместе с тем и женщинам вообще,
такое высокое общественное положение, какого они с тех пор уже никогда не
занимали.
1865 Дж. Ф. Мак-Леннан вводит понятие экзогамных и эндогамных племен. Экзогамные
племена могут, согласно этому, брать для себя жен только из других племен.в экзогамных племенах был обычай убивать детей женского пола, и , как следствие- многомужество и родство по женской линии. Эти постулаты стали краеугольным камнем в изучении истории семьи. Вскоре стали появляться факты, противоречащие этой теории, согласно которой существуют только единобрачие, многоженство и многомужество.
1871г. Морган находит подтверждения существованию в Северной Америке у индейских племен формы группового брака:несколько мужчин и несколько женщин. главное произведение Моргана "Древнее
общество" (1877). Согласно этому труду, Эндогамия и экзогамия вовсе не составляют противоположности;
существование экзогамных "племен" до сих пор нигде не доказано. Но в то
время, когда господствовал еще групповой брак,- а он, по всей вероятности,
некогда господствовал повсеместно,- племя расчленялось на ряд связанных
кровным родством по материнской линии групп, родов, внутри которых царило
строгое запрещение браков, так что мужчины, принадлежавшие к одному роду,
хотя и могли брать для себя жен внутри племени и, как правило, так и
делали, но должны были брать их вне своего рода. Таким образом, если род
был строго экзогамным, то племя, охватывающее совокупность родов, было так
же строго эндогамным.морган ввел понятие исторического метода и упорядочил первобытную историю. Также, он показал замену материнского права отцовским, присущем уже Древней Греции и Риму.
Согласно Моргану существуют 3 эпохи: эпоха дикости, варварства, цивилизации Моргана интересуют две первых и переход к третьей. Он подразделяет их на низшую, среднюю и высшую ступень сообразно с прогрессом производства средств к жизни.
"искусность в этом производстве имеет решающее значение для степени
человеческого превосходства и господства над природой; из всех живых
существ только человеку удалось добиться почти неограниченного
господства над производством продуктов питания. Все великие эпохи
человеческого прогресса более или менее прямо совпадают с эпохами
расширения источников существования".
Дикость-низшая ступень развития человеческого рода, его детство. Теплые места обитания, растительная пища. Главное достижение-членораздельная речь.средняя ступень начинается с применения рыбной пищи и изобретения огня. Люди стали независимы от климата и могли расселяться.доказательство- каменные орудия палеолита, найденные на всех континентах. Охота на животных была не слишком надежным источником пищи.также, на этой ступени возникло людоедство.
Высшая ступень- изобретение лука и стрелы. Охота становится обычным делом. Это показатель умственного развития.
Варварство. Низшая ступень-введение гончарного искусства. Характерным моментом периода варварства является приручение и
разведение животных и возделывание растений. В связи с различием природы в разных полушариях , здесь начинается разница в дальнейшем развитии разных племен.
Средняя ступень. На востоке начинается с приручения домашних
животных, на западе - с возделывания съедобных растений при помощи орошения
и с употребления для построек адобов (высушенного на солнце кирпича-сырца)
и камня. людоедство постепенно исчезает и сохраняется лишь как религиозный акт или,
что здесь почти равносильно, как колдовской обряд. Завоевание испанцами Америки прервало развитие индейских племен.
Высшая ступень. Начинается с плавки железной руды и переходит в
цивилизацию в результате изобретения буквенного письма и применения его для
записывания словесного творчества. Эта ступень, самостоятельно пройденная лишь в восточном полушарии, более богата успехами в
области производства, чем все предыдущие ступени, вместе взятые плуг, земледелие в больших масштабах. Рост населения. Изобретение других железных орудий. Переход к следующей ступени: кузнечный
мех, ручная мельница, гончарный круг, изготовление растительного масла и
виноделие, развитая обработка металлов, переходящая в художественное
ремесло, повозка и боевая колесница, постройка судов из бревен и досок,
зачатки архитектуры как искусства, города, окруженные зубчатыми стенами с
башнями, гомеровский эпос и вся мифология ,
таким образом, дикость
- период присвоения готовых продуктов природы. Варварство - период введения скотоводства и
земледелия ,овладения методами увеличения производства продуктов
природы с помощью человеческой деятельности. Цивилизация - период овладения
дальнейшей обработкой продуктов природы, период промышленности в
собственном смысле этого слова и искусства.

Морган о семье.
Долгое время прожил в племени ирокезов. Индейские традиции послужили почвой для исследования их система единобрачия знает до 200 обозначений родственных связей. Такая же система и терминология встречается у других народов на других материках. Обозначения: отец, ребенок, брат,
сестра - не какие-то лишь почетные звания, они влекут за собой вполне
определенные, весьма серьезные взаимные обязательства, совокупность которых
составляет существенную часть общественного строя этих народов. "Семья",- говорит Морган,- "активное начало; она никогда не остается
неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как
общество развивается от низшей ступени к высшей. Напротив, системы
родства пассивны; лишь через долгие промежутки времени они
регистрируют прогресс, проделанный за это время семьей, и претерпевают
радикальные изменения лишь тогда, когда семья уже радикально изменилась…».
изменилась". Этот вывод сделан на основании материалов исследований традиций индейцев, индийцев, гавайских племен. Общие дети в первобытном строе указывают на факт существования одновременно и многоженства и многомужества. В ходе развития общества форма семьи сводится к единобрачию. Такой вывод сделан Морганом
многие исследователи пытались провести параллель между животным миром и человеком в плане организации моногамии и полигамии. Эспинас ("О сообществах животных", 1877) прямо говорит:

"Стадо - это высшая социальная группа, которую мы можем наблюдать у
животных. Она составляется, по-видимому, из семей, но уже с самого
начала семья и стадо находятся в антагонизме, между их развитием
существует обратная зависимость».
Разрушающим фактором выступает ревность самцов в брачный период. Однако ,для развития человеческого стада требовалась взаимная терпимость. Именно поэтому на ранних стадиях характерен групповой брак предшествующие ему стадии- неупорядоченные отношения , кровосмешение и т. п. Вестермарк называет браком всякий случай, когда оба пола
остаются в парном сожительстве до рождения потомства согласно Моргану на первой стадии семья представляла собой группу людей, брачные связи среди которых исключались только между родителями и детьми. У скандинавских народов, согласно преданиям, брак между братом и сестрой существовал. То же у гавайцев. Но постоянство этой практики неминуемо приводит к вымиранию рода.
Второй шаг в развитии семьи состоял в исключении браков между братом и сестрой. Сначала, вероятно, брак был запрещен между единоутробными братьями и сестрами, а затем и среди боковых ответвлений. Это привело к дроблению общин на более мелкие образования . Соответственно, дробление общего имущества на имущества отдельных семей или общин. Такие семьи Морган назвал пуналуальной. Далее , в американской семье появляется категория племянников и племянниц, что незнакомо полинезийцам. Непосредственно из пуналуальной семьи, по-видимому, возник в громадном
большинстве случаев институт рода. Правда, исходным моментом для него могла
служить также и австралийская система брачных классов: у австралийцев
имеются роды, но у них еще нет пуналуальной семьи, а существует более
грубая форма группового брака- происхождение по материнской линии. Существует родоначальница, далее дочери., их дети, и т. д. Это и есть род-
твердо установленный круг кровных родственников по женской линии, которые
не могут вступать между собой в брак. круг, который с этих пор становится
все более и более прочным благодаря другим общим институтам общественного,
а также религиозного характера
в Австралии существовали обычаи группового брака , но вступать в него могли только мужчина и женщина из разных брачных классов, что предотвращало кровосмешение, хотя для европейца было непривычно, поскольку представители этих классов были разбросаны по всему материку. Это создавало видимость разнообразных брачных союзов.
Парная семья. Известное соединение отдельных пар на более или менее
продолжительный срок имело место уже в условиях группового брака или еще раньше с возникновением родов это было связано с исключением кровных родственников из союза естественный отбор тоже сыграл свою роль к тому же, парный брак и половая любовь не имели ничего общего, . часто он был единственно возможным сочетанием двух людей с четом всех родственных связей парный брак подразумевал общинную собственность, т.к. был слишком слаб для частной, и ,как следствие, высокий статус женщин , т.к они все принадлежали к одному роду одновременно существуют обычаи, возвращающие на определенное время беспорядочные половые связи. Здесь же право девушек до брака к беспорядочным связям, право первой ночи, различные религиозные обряды и старые пережитки.
Парная семья характерна для перехода от дикости к варварству это хорошо видно на примере американских индейцев.
Для моногамии, дальнейшей стадии развития семьи характерно увеличение материальных благ, появление собственности у семьи, перераспределение обязанностей, увеличение роли мужчины в семье. Теперь имеет смысл пользоваться трудом рабов. Отец-собственник имущества, но его дети принадлежат к роду матери и не могут это имущество наследовать . постепенно материнское право было отменено. Эта «революция» произошла , и дети стали переходить в род отца. Так появляется отцовское право.женщина стала превращаться в орудие деторождения .это видно в в возникающей теперь промежуточной форме - патриархальной
семье. Ее главная характерная черта - не многоженство, а "организация известного числа лиц, свободных и несвободных, в семью,
подчиненную отцовской власти главы семьи. В семье семитского типа этот
глава семьи живет в многоженстве, несвободные имеют жену и детей, а
цель всей организации состоит в уходе за стадами в пределах
определенной территории" .
римская семья. Famulus значит домашний раб, a familia - это
совокупность принадлежащих одному человеку рабов. Выражение это было придумано римлянами для обозначения нового
общественного организма, глава которого был господином жены и детей и
некоторого числа рабов, обладая в силу римской отцовской власти правом
распоряжаться жизнью и смертью всех этих подчиненных ему лиц. Такая форма семьи означает переход от парного брака к моногамии. Чтобы
обеспечить верность жены, а следовательно, и происхождение детей от
определенного отца, жена отдается под безусловную власть мужа
и патриархальную семью, и некоторые другие виды можно признать разновидностью общины. она была также переходной ступенью, из которой развилась
сельская община, или община-марка, с индивидуальной обработкой земли
отдельными семьями и с первоначально периодическим, а затем окончательным
разделом пахотной земли и лугов.
Относительно семейной жизни внутри этих домашних общин следует
заметить, что имели место случаи злоупотребления мужчинами своим положением по отношению к молодым женщинам общины
моногамная семья. основана на
господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей,
происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению, а эта
бесспорность происхождения необходима потому, что дети со временем в
качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским
имуществом. Она отличается от парного брака гораздо большей прочностью
брачных уз, которые теперь уже не расторгаются по желанию любой из сторон
в эпоху рабовладения моногамия сочеталась с формами многоженства господина и рабынь, и т.п. одновременно могли существовать строгие нормы для поведения жены моногамия была формой семьи , созданной из экономических и общественных соображений единобрачие проявляется здесь видом порабощения одного пола другим. Единобрачие было великим историческим
прогрессом, но вместе с тем оно открывает, наряду с рабством и частным
богатством, ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то
же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие
одних осуществляется ценой страданий и подавления других. Единобрачие - это
та клеточка цивилизованного общества, по которой мы уже можем изучать
природу вполне развившихся внутри последнего противоположностей и
противоречий.
Под гетеризмом Морган понимает существующие наряду с единобрачием
внебрачные половые связи мужчин с незамужними женщинами. Это пережиток группового брака. Крайнее проявление, проституция ,первоначально была религиозным актом.
Появление браков на основе любви можно приписать Германии одновременно присутствует и брак по расчету, и проституция Ипр плотская любовь может стать основой семьи. Однако одновременно в обществе присутствует моногамия. Половая любовь может стать правилом в отношениях к женщине и
действительно становится им только среди угнетенных классов здесь нет поводов и средств для установления господства мужчины. пролетарский брак
моногамен в этимологическом значении этого слова, но отнюдь не в
историческом его смысле
современный взгляд: брак, для того чтобы быть действительным, должен представлять собой
договор, добровольно заключенный обеими сторонами, и, во вторых, что и в
течение всего периода брака обе стороны должны иметь одинаковые права и
обязанности по отношению друг к другу
Современная индивидуальная семья основана
на явном или замаскированном домашнем рабстве женщины. демократическая республика не
уничтожает противоположности обоих классов - она, напротив, лишь создает
почву, на которой развертывается борьба за разрешение этой проблемы. первой предпосылкой освобождения
женщины является возвращение всего женского пола к общественному
производству.
три главные формы брака, в общем и целом
соответствующие трем главным стадиям развития человечества Дикости
соответствует групповой брак, варварству - парный брак, цивилизации -
моногамия, дополняемая нарушением супружеской верности и проституцией.
Между парным браком и моногамией на высшей ступени варварства вклинивается
господство мужчин над рабынями и многоженство.
Может ли исчезнуть проституция, не
увлекая за собой в пропасть и моногамию?здесь вступает в действие индивидуальная половая любовь.прежде ,любовные связи возникали лишь в виде супружеской неверностиСовременная половая любовь существенно отличается от простого полового
влечения. Во-первых, она предполагает у любимого существа
взаимную любовь, в этом отношении женщина находится в равном положении с
мужчиной. Во-вторых, сила и продолжительность половой любви бывают такими,
что невозможность обладания и разлука представляются обеим сторонам
великим, если не величайшим несчастьем. И,
наконец, появляется новый нравственный критерий для осуждения и оправдания
половой связи, спрашивают не только о том, была ли она брачной или
внебрачной, но и о том, возникла ли она по взаимной любви или нeт
со времени лютеранской и кальвинистской
реформации было твердо установлено положение, что человек только в том
случае несет полную ответственность за свои поступки, если он совершил их,
обладая полной свободой воли, и что нравственным долгом является
сопротивление всякому принуждению к безнравственному поступку это не согласуется с существующей практикой заключения браков по расчету, и даже с практикой брачных договоров того времени. Вопрос свободы выбора сейчас стоит очень остро, в связи с падением средневекового мышления и развития общественного сознания
согласно Моргану , моногамная семья развивается в сторону равноправия сторон. Семья отражает уровень развития общества и не является чем –то завершенным
другое открытие Моргана-развитие семьи у народов Америки и Древней Греции шло по одному пути. Он подробно описал признаки рода.Особенно интересно это в связи с обычаями определения родства, наследования и кровной мести, и др. основными принципами организации индейского рода были свобода, равенство, братство, чувство независимости и личного достоинства. Фратрии- отношения между родами. Иначе, объединения родов по родственному признаку. На их основе производились отношения между родами. Прообраз конфидерации : границы, язык системы прав , обычаи , межплеменные органы, и т.д. сами племена- предтечи наций .на примере индейского общества видно зарождение публичной власти .
родовой строй подразумевает и племенную организацию. Это подтверждается анализом других культур и подтверждает правильность теории Моргана.
Энгельс считает родовую общину прообразом коммунизма. С появлением классов эта община теряет свою силу и попадает под влияние пороков цивилизации:воровство, насилие, измена и др. это приводит к гибели рода. Весь период развития цивилизации- история паразитирования меньшинства на большинстве. Введение отцовского права пробивает брешь в родовой общине вообще, правильное понимание роли рода в развитии общества следует искать в особенностях родственных отношений по признаку схожести мелкие племена объедин яются в более крупные образования. У греков в эпосе встречаются упоминания о выделении из рода богатых семей-предпосылки для возникновения монархии. У Гомера прямо показывается существование военной демократии, должностных лиц со своими полномочиями ВОЗНИКНОВЕНИЕ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА

Как развилось государство, частью преобразуя органы родового строя,
частью вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов,
полностью заменив их настоящими органами государственной власти; как место
подлинного "вооруженного народа", защищавшего себя собственными силами в
своих родах, фратриях и племенах, заняла вооруженная "публичная власть",
которая была подчинена этим государственным органам, а следовательно, могла
быть применена и против народа. Земля уже была поделена и перешла в частную собственность. Впрочем, это характерно для конца эпохи варварства члены племен и фратрий должны были перемешаться на одной территории все это побудило к принятию центрального управления в Афинах. вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их
слияние в единый народ. В связи с этим возникло общее афинское народное
право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племен и родов;
афинский гражданин, как таковой, получил определенные права и новую
правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Но
этим был сделан первый шаг к разрушению родового строя
второе нововведение состояло в разделении народа на 3 класса: земледельцев, ремесленников и благородных вошедшее в
обычай замещение родовых должностей членами определенных семей превратилось
уже в мало оспариваемое право этих семей на занятие общественных
должностей. Происходит разрыв родовых связей. Развивается денежное хозяйство, разъедающее натуральное хозяйство. Введены понятия ссуды, долга, ипотеки. Переворот осуществила частная собственность, а также власть продукта над производителем. Возросли потребности населения и увеличилось число рабов появились новые органы для защиты различных интересов . флот и армия.появилось государство. Права и обязанности граждан государства
стали устанавливаться соразмерно величине их земельной собственности, и в
той же мере, в какой стали приобретать влияние имущие классы, начали
вытесняться старые кровнородственные объединения; родовой строй потерпел
новое поражениедальнейшие шаги-деление граждан по месту жительства. Появляется местное самоуправление и территориальное племя вместе с государством появляется полиция. Классовый антагонизм заключается между свободными гражданами и рабами.
Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным
примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны,
происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства,
внешнего или внутреннего, с другой стороны, потому, что в данном случае
весьма высоко развитая форма государства, демократическая республика,
возникает непосредственно из родового общества
особенности родового строя:
1 в нем нет места для порабощения.
2 нет различия между правами и обязанностями.
3 невозможно расслоение племени.
4 общинная собственность.5 натуральный обмен.



ОГЛАВЛЕНИЕ