<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ


Согласно Конституции РФ ст. 95 в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Согласно ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся: утверждения изменения границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ ; отстранение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от неё Генерального прокурора РФ.
Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. Совет Федерации назначает на должность и освобождает от неё заместителя Председателя Счётной палаты и половину состава её аудиторов.
Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного, свободного обсуждения и решения вопросов. Основной формой работы являются её заседания, проводимые открыто.
Президент РФ, Председатель Правительства, Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Арбитражного Суда, Генеральный прокурор вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседание палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или по его поручению другого должностного лица Совета Федерации.

Заседания проводятся в период с 1 октября по 31 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели.
Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта РФ в лице его законодательного (представительного) органа государственной власти, комитетов Совета Федерации либо по требованию, поддержанному не менее чем 1/5 от общего числа депутатов Совета Федерации.
Заседание Совета Федерации считается правомочным если на нём присутствует не менее 2/3 от общего числа депутатов палаты. Депутаты Совета Федерации обязаны присутствовать на заседаниях палаты.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат послания и обращения Президента РФ, законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации, проекты постановлений Совета Федерации по вопросам, отнесённым к ведению Совета Федерации Конституцией РФ (ст. 102), предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, предложения по направлению запросов Совета Федерации в Конституционный Суд РФ.
Решения Совета Федерации принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поимённым. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Совета Федерации, если иное не предусмотрено Регламентом Совета Федерации.
Общее число депутатов Совета Федерации - 178 человек





ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ И СТАДИИ.

Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания РФ являются принимаемые им нормативные правовые акты. Основные акты Федерального Собрания - это законы РФ.

Закон принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа РФ. Закон содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76) по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам: чрезвычайное положение (ст. 56); принятие в РФ и образование в её составе нового субъекта (ст. 65); изменение статуса субъекта РФ (ст. 66); описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна РФ (ст. 70); референдум (ст. 84); режим военного положения (ст. 87); введение на территории РФ или отдельных её местностях чрезвычайного положения (ст. 88); порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114); установление судебной системы РФ (ст. 118); установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128); созыв Конституционного Собрания (ст. 135).

Законы РФ принимаются в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ.

Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думой законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право также принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Также по регламенту Государственной Думы право законодательной инициативы имеет группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы.
Однако законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Государственной Думой только при наличии заключения Правительства РФ.
Необходимым условием внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы является представление текста законопроекта; обоснование необходимости его принятия, включающее развёрнутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства и т.д.

Вторая стадия - предварительное рассмотрение законопроекта.
Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроекта в Государственной Думе. Рассмотрение осуществляется в трёх чтениях.
Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему по представлению ответственного комитета Государственной Думы направляются депутатам не позднее чем за три дня до рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы. При рассмотрении в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, даётся общая оценка концепции законопроекта.
По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учётом высказанных предложений и замечаний, отклонить законопроект, принять закон. В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума может установить срок подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение. В течении пяти дней законопроект направляется для сведения в Совет Федерации.
Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый законопроект во втором чтении направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.

Четвёртая стадия - принятие закона.
Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый закон в течении пяти дней передаётся на рассмотрение Совета Федерации. Если принятый закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и если в течении 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течении пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

Пятая стадия - рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон в срок не более 48 часов направляется вместе с сопровождающими его документами всем депутатам Совета Федерации. После поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона он в двухдневный срок направляется в комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по этому закону, который в течении трёх дней принимает по нему заключение.
По результатам обсуждения Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон.
Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов Совета Федерации, а постановление об одобрении федерального конституционного закона - большинством не менее 3/4 голосов от общего числа депутатов палаты.
Согласно Конституции РФ (ст. 105) федеральный закон считается также одобренным Советом Федерации, если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107) Президент РФ, которому направлен федеральный закон, в течении четырнадцати дней подписывает его и обнародует.
На территории России применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральный закон подлежит официальному опубликованию в течение семи дней после дня его подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ".
Федеральный закон вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после его опубликования. Если самим законом не установлен другой порядок вступления его в силу.
Другим видом актов, принимаемых палатами Федерального Собрания, являются постановления. Постановления принимаются по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.
Проект постановления Государственной Думы может быть внесён Президентом РФ, депутатом Государственной Думы, депутатскими объединениями в Государственной Думе, комитетами и комиссиями, Правительством РФ, субъектами РФ.
Постановления принимаются большинством голосов от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Акты публикуются не позднее десяти дней после их принятия. Официальным опубликованием считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ". Акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ