<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом
должностные лица
военнослужащие
беженцы
вынужденные переселенцы
инвалиды
Коллективные
Организации
Предприятия
Учреждение
Структурные подразделения этих организаций
Трудовые коллективы
Основные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти
Полномочия на формирование Федеральных органов исполнительной власти
выдвижение на должность премьера
указы и распоряжения обязательные для Правительства
является Верховным главнокомандующим
в экономической сфере
в социально – культурной сфере
в административно – политической сфере

Президент – глава государства, но фактически он глава и исполнительной власти.

Коллективные субъекты

Органы исполнительной власти
Органы исполнительной власти – это орган гос. управления (но не каждый орган гос. управления является органом исполнительной власти)
Признаки органа исполнительной власти:
исполнительно – распорядительный характер деятельности
подзаконный характер деятельности
повседневный характер деятельности
Органы исполнительной власти – это такая организация, которая является частью гос. аппарата, это коллектив людей (гос. служащих, обладающих компетенцией), осуществляющий гос. управление в 3 - х сферах.
Органы исполнительной власти:
Федеральные органы исполнительной власти
Главенствующую роль играет Правительство РФ (ФКЗ «О Правительстве»)
Законодательные полномочия:
- право законодательной инициативы
- издание подзаконных н.п.а.
- одобрение проекта закона
Органы исполнительной власти субъектов
- Правительства
- Администрации
Территориальные органы исполнительной власти

Индивидуальные субъекты

Граждане
Граждане РФ
Иностранцы
Лица без гражданства
Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом
должностные лица
военнослужащие
беженцы
вынужденные переселенцы
инвалиды



Административно – процессуальная деятельность
План:
1. Понятие и основные черты
2. Производство по делам об административных правонарушениях

Административно – процессуальная деятельность понимается в:
Широком смысле – все что происходит в сфере гос. управления
Узком смысле – юрисдикционном – привлечение к административной ответственности.
Административное воздействие:
Убеждение
Принуждение
предупреждение (до)
пресечение (во время)
взыскание (после)

1. Понятие и основные черты

Широкий смысл: совокупность всех действий, совершенных органами гос. управления и их должностными лицами, т.е. административный процесс и есть государственно - управленческая деятельность.
Узкий смысл: основа – правоохранительная деятельность; юрисдикционный смысл.
Рассматривая административный процесс в узком смысле речь идет об административном производстве. Административное производство – это вид деятельности уполномоченных субъектов по рассмотрению и разрешению
Административная юрисдикция:
производство по делам об административных правонарушениях
дисциплинарное производство
производство по жалобам
Наиболее детально регулирует производство по делам об административных правонарушениях (КоАП)

2. Производство по делам об административных правонарушениях

Стадии производства:
Возбуждение (протокол, постановление о возбуждении)
Рассмотрение
Принятие решение по делу
Обжалование
Опротестование
Пересмотр
Исполнение
Каждая стадия имеет свое процессуальное закрепление.
1. Возбуждение
Основание –наличие достаточных фактических данных.
Меры, обеспечивающие возбуждение дела:
доставление
административное задержание (досмотр)
изъятие доказательств и вещей
отстранение от управления транспортного средства

Участники:
Органы и должностные лица, имеющие право рассматривать
Правонарушитель
Потерпевший
Прокурор
Адвокат
Переводчик







Тема: Органы Федеральной службы безопасности РФ в системе гос. органов РФ

Место ОФСБ в системе общей (национальной) безопасности РФ
Факторы, обуславливающие место ОФСБ в системе органов гос. Власти
Правовое положение ОФСБ РФ

Место ОФСБ в системе общей (национальной) безопасности РФ.
Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможное прогрессивное развитие личности, общества и государства.
Основные объекты:
личность – ее права и свободы
общество – его материальные и духовные ценности
государство - его конституционный строй, суверенитет и государственная целостность
В соответствии со ст. 12 Закона «О безопасности» офсб входят в систему сил, обеспечения безопасности.
Национальная безопасность – это безопасность многонационального народа РФ как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ.
В соответствии ФЗ «Об офсб в РФ» ФСБ – федеральный орган исполнительной власти.
Особенности ФСБ как органа исполнительной власти:
Относится к системе федеральных органов исполнительной власти
Подчиняется Президенту РФ

Факторы, обуславливающие место офсб в системе органов гос. власти. И
Исторические
Политические
Характер и сущность государства, конституционный строй, состояние законности, государственное устройство, экономическая и политическая, место в мировом сообществе.
Правовые – развитие законодательства государства
Организационные
Экономические
Классификация факторов:
Внешние:
политические
экономические
социальные
Внутренние:
политические
экономические
социальные
Объективные
Субъективные
Реальные
Потенциальные
Меры обеспечения безопасности:
Общие:
Экономические
Политические
Правовые
Специальные:
Контрразведывательные
Разведывательные
Оперативно – розыскные
Правовое положение ОФСБ
Правовой статус – это совокупность элементов, которые характеризуют государственный орган с различных точек зрения.
Элементы:
Правовая основа деятельности – нормативно - правовая база
Система органов – структура, руководство
Принципы деятельности
Цели деятельности (основное назначение)
Задачи и функции
Компетенция
Компетенция – совокупность обязанностей и прав, которыми наделяется государственный орган в целях выполнения возложенных на него задач по предмету ведения.
Подотчетность и подконтрольность – виды контроля и надзора, ответственность сотрудников.
Взаимодействие с другими органами

Правовая основа деятельности ОФСБ.
Законодательные н.п.а.:
Конституция: Ст. 10, Ст. 71, Ст. 78
ФКЗ
«О Правительстве»
ФЗ, ЗРФ
ЗРФ «О безопасности» № 2446-1 от 05.03.95
ФЗ «Об ОФСБ в РФ» № 40-ФЗ от 03.04.95
ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12.08.95
ЗРФ «О гос. тайне» от 21.06.93
ФЗ «О терроризме»
ФЗ «О внешней разведке» от 10.01.96
ФЗ «О гос. охране»
ЗРФ «О гос. границе»
Уголовный кодекс РФ
Уголовно – процессуальный кодекс РФ
Подзаконные акты:
1.Указы Президента:
О системе федеральных органов исполнительной власти
О структуре федеральных органов исполнительной власти
Об утверждении концепции национальной безопасности
Об утверждении положения о ОФСБ и ее структуры
2.Постановления Правительства:
№ 333 «О лицензировании отдельных видов деятельности»
№ 1050 «О порядке допуска к сведениям, составляющим гос. тайну»
3.Ведомственные н.п.а.
приказы №055 «О порядке работы с секретными документами»
указания

Система ОФСБ.
Система ОФСБ – единая, централизованная система которую входят:
ФСБ РФ
Управления (отделы) ФСБ РФ в вооруженных силах, войсках, иных формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках)
Принципы деятельности
Общие (определенные всеми н.п.а. о безопасности:
законность
уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина
гуманизма
Отраслевые (по ФЗ «Об ОФСБ в РФ)
Единство системы ОФСБ и централизация управления ими
Конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности
Цели деятельности
- Обеспечение безопасности РФ
Задачи и функции
КРД
Борьба с преступностью
Разведывательная деятельность
Исследовав правовое положение ФСБ можно сделать вывод, что это орган исполнительной власти, наделенный отдельными функциями спецслужбы и правоохранительного органа.



Тема: Компетенция органов как важнейший элемент их правового статуса

Понятие компетенции
Факторы, влияющие на компетенцию
Обязанности
Права

Понятие компетенции
Цель – значение или задача, цель конкретизируется в задачах, задачи выполняются на практике посредством функций, для осуществления функций создается система (структура), структура определяет компетенцию.
Компетенция – совокупность обязанностей и прав, вытекающих из задач.
Обязанности – это мера должного поведения
Право – это мера возможного поведения
Компетенция – это важнейший элемент правового положения гос. органа.
Правовое положение гос. органа – совокупность взаимных прав и обязанностей, юридически значимых характеристик, определяющих место и роль это органа в системе механизма государства.
Исходной базой для определения правового положения гос. органа является правосубъектность. Содержание правосубъектности входит в состав существующих правоотношений.
Правовое положение o Правовой статус o Правосубъектность
В статусе выделяются следующие элементы:
Цель (назначение)
Конечное намерение достичь чего – либо; идеальный результат деятельности; глобальная задача.
Задача
То, что требует исполнения решения
Функции
Работа, производимая органами; направление деятельности
Компетенция
Это сугубо юридическая категория, важнейший элемент гос. органа, полномочия, права гос. органа.
Принципы организации и деятельности
Это правовая категория, это правило, которое не терпит исключений
Виды контроля и надзора
Формы и методы координации и взаимодействия
Система и структура

Факторы, влияющие на компетенцию.

Факторы, влияющие на компетенцию – это совокупность причин и условий, определяющих направления движения к какой – либо цели.
Виды:
Внутренние и внешние:
политические
экономические
социальные
Субъективные и объективные
Предмет ведения гос. органа – сфера деятельности органа (цели, задачи, функции)
Обязанности и права ФСБ РФ
Обязанности:
В сфере КРД и РД:
1. выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
2. добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно - технического и оборонного потенциала;
3. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, Войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, Войсках гражданской обороны Российской Федерации, иных воинских формированиях и в их органах управления, а также в органах внутренних дел, федеральных органах налоговой полиции, федеральных органах правительственной связи и информации, таможенных органах Российской Федерации;
4. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
5. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
6. проводить во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской Федерации мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;
7. осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с Пограничными войсками Российской Федерации меры по обеспечению охраны Государственной границы Российской Федерации;
8. обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;
9. участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно - политических, религиозных и иных массовых мероприятий;

В сфере административной деятельности:
1. информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
2. участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;
3. осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях;
4. участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
5. поддерживать мобилизационную готовность органов федеральной службы безопасности;
6. осуществлять подготовку кадров для органов федеральной службы безопасности, их переподготовку и повышение их квалификации.

В уголовно – правовой сфере:
1. выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
2. выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;
3. разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

Права

В сфере КРД и РД:
1. устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;
2. осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;
3. осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации; заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации;
4. направлять официальных представителей органов федеральной службы безопасности в иностранные государства по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера;
5. осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну;

В сфере административной деятельности:
1. осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами);
2. использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;
3. использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб; (в ред. Федерального закона от 30.12.1999 N 226-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
4. беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов;
5. проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;
6. осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно - территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;
7. вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;
8. получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен специальный порядок получения информации;
9. создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;
10. создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности;
11. проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;
12. разрешать сотрудникам органов федеральной службы безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;
13. использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций;
14. проводить научные исследования проблем безопасности Российской Федерации;
15. оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;
16. осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку кадров для специальных служб иностранных государств, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службы безопасности.

В сфере уголовно – процессуальной сфере:
1. осуществлять оперативно - розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
2. осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; иметь и использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации следственные изоляторы;



МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ.

Административное воздействие – осуществление органами исполнительной власти системы юридически значимых действий в связи с реализацией ими прав и обязанностей.

Виды воздействия:
убеждение
принуждение
Методики:
экономические
административные

Меры административного воздействия – это принудительные меры, применяемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к физическим и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения и пресечения установленных законом или иным НПА правил и норм в различных сферах, в т.ч. в области охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты всех форм собственности, обеспечения общественного порядка, государственно-финансовой (налоговой) дисциплины, охраны окружающей среды и экономической безопасности и т.д.

Особенности применения ОФСБ мер административного воздействия.
Все меры предусмотрены актами ФОИВ.
2.Применяются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности.
3.Направлено на неподчинённые им объекты.
4. Носят властный, активный характер.
5. Применяется вопреки воли объекта и вызывает неблагоприятные для них
последствия.

Применение мер административного воздействия строго регламентируется законами.
ОФСБ применяют меры административного воздействия в целях предупреждения и пресечения административных проступков.

Административное воздействие – применение ОФСБ в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, предусмотренных законом методов государственного управления обеспечивающих соблюдение установленных в целях обеспечения государственной безопасности правопорядка.

В основе административного воздействия лежат общие методы государственного управления:
Убеждение. Является главным методом управления, выступает как средство профилактики:
разъяснение
обоснование
обсуждение
внушение
поощрение
показ положительных примеров
Убеждение ОФСБ – это воздействие на сознание и поведение участников отношений, возникающих а сфере обеспечения безопасности в целях формирования у них внутренней потребности соблюдать законы, воспитания дисциплинированности и организованности.
Принуждение. Применяются ОФСБ на основе НПА.
Виды принуждения:
Меры предупреждения
Меры пресечения
3. Иные меры

Меры предупреждения ОФСБ :
- отказ в выдачи отдельным лицам к секретным работам и документам
- прекращение, аннулирование согласия на допуск
- приостановление или аннулирование лицензии на работу с секретными документами
- заключение о нежелательности выезда отдельных граждан или въезда иностранных граждан на территорию РФ
- закрытие въезда в РФ отдельных иностранных граждан или лиц без гражданства

Основания препятствующие допуску гражданина к государственной тайне
-признание лица недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом
- нахождение лица под судом или следствием
- наличие у лица медицинские противопоказания на работу с государственной тайной
- постоянное проживание лица или его близких родственников заграницей или оформление документов этих лиц на выезд
- выявление противоправных действий лица, создающих угрозу государственной безопасности
- уклонение от проверочных мероприятий и сообщение о себе заведомо ложных сведений

Решение о допуске к секретным сведениям принимает руководитель предприятия, учреждения в индивидуальном порядке.
Прекращение допуска лица к государственной тайне (принимает решение руководитель предприятия, организации, учреждения) :
расторжение с лицом трудового договора или контракта
- наличие обстоятельств, предусмотренных ст.12 закона «О государственной тайне»
однократное нарушение прав и обязанностей

Основания для отказа в выдаче лицензии предприятиями на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной :
наличие документов
отрицательное заключение экспертизы, проводимой ОФСБ
отрицательное заключение государственной аттестации руководителем предприятия

Меры пресечения, принимаемые ОФСБ осуществляется в целях:
предотвращение противоправных действий, направленные на нанесение ущерба безопасности РФ

Административное задержание
предусмотренное законом принудительное кратковременное ограничение свободы лиц, совершивших административное правонарушение, противоречащее интересам государственной безопасности
Ст. 239 КоАП предусматривает основания административного задержания
установление личности лица
составление протокола об административном правонарушении
- обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях
По факту задержания составляется протокол, в котором указываются следующие сведения:
время, место составления протокола
должность, фамилия, имя, отчество лица, составлявшего протокол

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>