ОГЛАВЛЕНИЕ

Константин Дараган
Рациональный взгляд на управление триплицитетатами

Постановка проблемы.
Всем известно о том, что традиционно эссенциальная сила планеты складывается последовательно из пяти достоинств - управления в знаке (+5), экзальтации (+4), управления триплицитетом (+3), управления термой (+2) и наконец управления фасом (+1). В отличие от первых двух достоинств, триплицитеты стали заметным водоразделом между старой и современной астрологией. Система управителей триплицитетов была фактически девальвирована за время эволюции европейской астрологии. И читая первоисточники отчетливо понимаешь - почему она не прижилась.
И дело здесь вовсе не в том, что существуют разночтения между отдельными авторами, как например, у Бонати, Лилли и Кардано. Проблема в целом серьезнее. Проблема здесь в том, что система явно противоречит здравому смыслу и наполнена внутренними противоречиями. Наиболее общепринятой сейчас является приведенная ниже схема с тремя управителями триплицитетов.

Днем
Ночью
Общий
Огонь
Солнце
Юпитер
Сатурн
Земля
Венера
Луна
Марс
Воздух
Сатурн
Меркурий
Юпитер
Вода
Венера
Марс
Луна

Методологические ошибки.
Всмотритесь в таблицу и вдумайтесь еще раз - когда мы учитываем планеты как управителей или экзальтантов знаков, то мы исходим от свойств планет и свойств знаков - и тут все логично. К примеру Сатурн, как планета холодная и сухая, имеет максимум своей силы в Козероге, а Марс, как сухой и горячий - в Овне. Того же принципа мы начинаем придерживаться и в триплицитетах, и вдруг - Марс становится управителем Воды, а Сатурн - Огня, хотя они совершенно чужды им по свойствам. Вникнем в суть проблемы.
Аргумент 1. Ошибка логики - подмена понятий.
Суть логического тупика прекрасно отражена в книге Роберта Хэнда "Ночь и день: планетарные секты в астрологии". Пытаясь объяснить почему управители триплицитетов распределены так, а не иначе, он вполне логично и последовательно выходит на обоснование того, что дневной управитель Огня - Солнце, а ночной - Юпитер. С этой логикой может согласится любой здравомыслящий астролог. Далее, однако, делается логический финт. Сатурн получает весьма сильное достоинство в Огне, только потому, что это дневная планета. Невзирая на его изгнание и падение и принципиальную чужеродность в этой стихии.
Аналогично в Водном триплицитете Марс получает управление не потому, что он там силен, или соответствует по качествам, а только потому, что он "ночная" планета по мнению традиционной астрологии. Причем настолько "ночная", что вытесняет даже Луну. Даже Р.Хэнд пишет, что это происходит "по причинам которые полностью не ясны". Иными словами - вне астрологической логики. Это тем более парадоксально, потому что его водная обитель в Зодиаке (Скорпион) находится с солнечной стороны Зодиака.
Современные последователи этой системы говорят, что Сатурн и Марс в этих стихиях "добрые", так как их злая сила "смягчена". Напомню - речь шла о подсчете силы, и вдруг - мы говорим о качестве, а не о силе. Иными словами происходит самая настоящая подмена понятий - смешение количественных и качественных характеристик в одной системе измерения. То есть грубейшее нарушение методологии. Хэнд фактически предлагает нам учитывать в одной шкале измерения силу действия планеты и ее качество. Чтобы было совсем ясно суть - какая получится сумма, если складывать тяжелое с горячим? Или белое с квадратным? Такие ошибки логики были известны еще тысячи лет назад, во времена Аристотеля, который как раз и боролся с казуистикой своих оппонентов - софистов. Р.Хенда это не останавливает, так как авторитет традиции для него, как и для многих - незыблем. Он лишь пытается оправдать эти казусы причудливой логикой. И он не первый в этом - у многих старых авторов тот же логический скачок. Но допустим, что это объяснение - их личное заблуждение. Тогда идем дальше, это еще не все сложности.
Аргумент 2. Ошибка логики - софистика.
Ошибка №1 не была бы такой проблемой, если бы для той же самой шкалы измерения, но чуть ранее, не использовалась бы строго противоположная логика! Я имею в виду управление и экзальтацию в знаках. В рамках одной и той же методики мы считаем Марс имеющим силу в сухом и горячем знаке, и тут же, рядом, говорится, что он имеет силу и в холодном и влажном! И затем оцениваем этот абсурд в одной шкале измерений! Поясню - некто говорит, что белое, это белое, но сразу затем утверждает, что черное - это тоже белое. Только на другом уровне проявления. А вот такие вещи уже называются софистикой. Как Вы отнесетесь к кассиру который, подсчитывая сумму наличных денег, будет двадцатки и десятки считать в плюс, а к примеру пятерки (причем только часть из них!) - в минус? Обосновывая это аргументом, который он для десяток и двадцаток не использовал? А как вы отнесетесь к традиции, которая делает с нами тоже самое?
Аргумент 3. Несостоятельность доказательств.
Тезис 1) К сожалению, объяснения Р.Хэнда и подобные им придется отбросить. Если пользоваться этой логикой, то надо признать, что Марс в Водной стихии имеет те же достоинства, что и Луна в Земной. Луна имеет в Воде обитель и падение, точно также, как имеет в Водной стихии Марс. Но при этом Луна намного лучше вписывается по смыслу среди этих двух "ночных" планет в Водную стихию. Ведь очевидно, что вечно изменчивая Луна имеет намного больше общего с Водой, чем с инертной Землей. А сухой и горячий Марс вполне может найти родственные ему качества в Земной стихии, более чем в Водной. Почему бы не сделать хотя бы этот момент логичным, если логична вся предыдущая система? Но древние натурфилософы на это не идут, так как тогда у Марса не останется ни дневного ни ночного управления и нарушится сомнительная красота всей схемы. Следуя той же логике - третий тригонократор Сатурн в воздушной стихии имеет значительно более серьезную диспозицию чем Юпитер. А третий тригонократор Юпитер в огненной - более убедителен, чем в воздушной. Но переставить их местами, как требует логика, нельзя - они уже управляют в этих стихиях! Эти повторы разрушат идею, ради которой вводили третьего управителя.
Эту нелепость понимает даже Р.Хэнд когда говорит "логика последнего суждения полностью неясна... но это может быть обусловлено тем, что Юпитер был преимущественно воздушной планетой". Тысячи людей читают этот забавный пассаж и не задают себе вопроса - а как же так случилось, что "Воздушная" планета имеет все мажорные достоинства в Огне и Воде. И лишь ущербность (изгнание в Близнецах) есть у Юпитера в Воздухе. Как же древние пришли к таким чудесам? Очень просто - первоначальная попытка распределить 7 планет по 8 номинациям была заведомо несовершенной. Тогда появилась концепция трех управителей стихии, (тем более что число 3 хорошо соотносилось с тремя знаками в стихии). Однако логика стала еще менее рациональной. Очень примечательная деталь - у классиков третий управитель триплицитета используется в считанном количестве техник. А Клод Дарио, к примеру, приписывая третьему тригонократору конкретный смысл в управлении куспидом 4го дома (третий тригонократор соотносится "с концом вещей") сам же игнорирует эту идею в примерах, которые приводит во "Введении в пророчества звезд".
Тезис 2) Ну а когда рациональных доказательств нет, то остается второй аргумент сторонников - это "работает". Ссылки на то, что "это работает" в серьезной науке недостаточно. "Работают" и минорные аспекты подобные 160, и причудливые системы домов, и объекты типа Гадеса или Прозерпины, и эзотерические управители знаков, и многое другое, чему астрологи находят аналогии в своем разуме. Спросите любых сторонников любых разных школы астрологии - у всех все "работает", но сравните их методы. Потому аргумент "работает" в данном случае нам, согласно феноменологическому методу Э.Гуссерля, придется "вынести за скобки"
Тезис 3) Тогда остается третий аргумент - ссылка на авторитет традиции. Ссылка на авторитет - безусловно типичный и распространенный аргумент, но и его недостаточно. Чтобы было понято - у писателя Альфреда Бестера есть замечательный рассказ "Ночная ваза с цветочным бордюром". Его суть в том, что через несколько сотен лет обычные предметы современного быта, в том числе даже обычный ночной горшок, будут восприниматься как ценный антиквариат и выдающие произведения искусства. Это хорошая метафора. Астрологи древности не были богами, они были живые люди, как минимум так же подверженные заблуждениям, как и современный человек. Также верящие древним авторитетам, также увлекающиеся новомодными (по тем временам) теориями. Нередко лишь аура древности создает позитивное впечатление о их методах.
Заключение.
После противоречивой и полной средневековых условностей системы управителей по Дарио, схемы, при которых тремя управителями стихии являются три управителя знаков в этой стихии, воспринимаются ну просто как глоток чистой ключевой воды после мутного отвара. "Что вверху - то и внизу", это еще называется методом аналогии. И это один из краеугольных методов в современной науке. Но чему следовать - авторитету традиции или здравому смыслу? Если вынести за скобки аргумент о том, что все это "работает", как универсальный для всех, тогда останется еще один вопрос.
Главное для нас в том, что астрология - это рациональное знание, объяснимое и логичное, или главное то, что оно - старое?
Выбор за вами.




ОГЛАВЛЕНИЕ