стр. 1
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

УДК 342.4(4)
ББК 67.400.1
К 65
Редакционный совет
Центра конституционных исследований МОНФ:
к.ю.н. Е.Б.Абросимова, д.ю.н. Г.А.Гаджиев,
к.ю.н. Л.О.Иванов, к.и.н. А.В.Кортунов,
д.ю.н. И.Б.Михайловская, к.ю.н. В.А.Четвернин
Ответственный редактор:
канд. юрид. наук
Н.В.Варламова
Вступительная статья:
докт. юрид. наук проф.
Б.А.Страшун

К 65 Конституции государств Центральной и Восточной Европы/Отв. ред. Н.В.Варламова. - М., 1997. - 578 с.
ISBN 5-89554-004-X
В сборник вошли конституции государств Центральной и Восточной Европы (за исключением стран-членов СНГ и некоторых государств, образовавшихся на территории бывшей СФРЮ), принятые или существенно измененные после падения там коммунистических режимов.
Конституции Латвии, Литвы и Эстонии даны в переводах на русский язык, опубликованных в официальных изданиях, переводы остальных конституций подготовлены специально для настоящего сборника.
Издание осуществлено при поддержке
Института конституционной и законодательной политики,
Будапешт.
(c) Центр конституционных исследований
Московского общественного научного фонда, 1997
ISBN 5-89554-004-X


ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Крах тоталитаризма в Центральной и Восточной Европе на рубеже 90-х годов нашего века знаменует, будем надеяться, поворот к новому этапу в развитии государств этого региона.
Можно сказать, что современные конституции стран Центральной и Восточной Европы выдержаны в духе основных мировых тенденций развития конституционного права - демократизации, социализации и интернационализации.
Однако по сравнению с конституциями демократических стран Запада они имеют известные особенности, обусловленные тем, что танцевать пришлось от печки, именовавшейся социалистическим государственным (конституционным) правом, точнее говоря - преодолевать его псевдоправовые идеи. Необходимо поэтому хотя бы коротко остановиться на том, что оно собой представляло.
Социалистическое государственное право возникло в России в результате так называемой Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. Здесь не место рассуждать о ее причинах, однако нельзя не отметить, что стихийное развитие рыночных отношений даже в наиболее передовых странах в XIX - начале XX веков породило глубокие социальные конфликты и значительно усилило стремление к справедливому устройству общества (нередко понимавшемуся сугубо уравнительно), нашедшее свое идеологическое выражение в социалистических (обычно утопических) учениях, среди которых, пожалуй, наибольшее влияние приобрел марксизм.
Российские экстремисты от рабочего движения - большевики взяли его на вооружение и, воспользовавшись благоприятными политическими условиями, захватили власть, после чего предприняли социальный эксперимент мирового значения - строительство социализма. С политико-правовой точки зрения этот строй оказался жесточайшей антиправовой тоталитарной диктатурой, облаченной в псевдоконституционные одежды.
После второй мировой войны данный режим был распространен на ряд стран Центральной и Восточной Европы, а также на некоторые государства Азии и небольшое латиноамериканское государство Кубу. К этим странам "мировой социалистической системы" примыкали еще государства, преимущественно африканские, объявившие о своей социалистической ориентации.
Дооктябрьская Россия никогда не знала демократии, если не считать короткого периода между падением царского самодержавия и большевистским переворотом. Поэтому большевикам легко было обмануть народные массы, придав популярным словам "конституция", "свобода" и т.п. не то значение, какое они имели в действительности. В большинстве других стран мировой социалистической системы, не говоря уже о странах социалистической ориентации, ситуация была во многом схожей: демократические традиции политической жизни, складывавшиеся в странах Центральной и Восточной Европы в период, предшествовавший гитлеровской оккупации, до взятия коммунистами власти укорениться не успели. Тем не менее в ряде этих стран коммунистам пришлось править более либеральными методами, а в некоторых из них (ГДР, Венгрия, Польша) имели место открытые народные выступления против существующего режима.
Конституции всех социалистических и социалистически ориентированных стран, были псевдоконституциями, ибо реально не гарантировали прав и свобод человека, а наоборот, всецело подчиняли его власти государства, безответственно управляемого лидерами коммунистических партий. Если первые социалистические конституции о господстве коммунистических партий умалчивали, то конституции последнего поколения провозглашали его открыто. Это делалось путем провозглашения принципа "руководящей и направляющей роли коммунистической партии", который представлял собой не что иное как попытку легитимации подчинения государственной власти на всех уровнях и во всех сферах управления соответствующим партийным органам. Социалистические конституции обычно открывались главами или разделами, закреплявшими основы общественного строя. Здесь прежде всего устанавливались принципы политической системы, основанной на господстве коммунистической партии, хотя не было недостатка в традиционных для действительного конституционализма нормах, провозглашавших производность власти от народа и принадлежность ее народу. В некоторых странах (например, в Польше, Болгарии) конституции предусматривали существование некоммунистических партий, которые признавали руководящую роль коммунистической партии и никоим образом не соперничали с ней, но, напротив, во всем ей подчинялись.
Государство объявлялось социалистическим, а власть в нем - принадлежащей "трудящимся классам и слоям". Объем понятия "народ" сужался путем прибавления к нему эпитета "трудовой". Отсюда уже вытекала возможность лишения политических прав или ограничения их для тех, кто не принадлежит к "трудящимся".
Часто в конституциях специально определялась роль общественных организаций, прежде всего социально-профессиональных (профсоюзов, молодежных, женских союзов и др.), которые по существу представляли собой ответвления коммунистических партий. Независимые от компартий общественные объединения были невозможны.
Экономическая система основывалась, согласно социалистическим конституциям, на двух формах собственности на средства производства, распределения и обмена - государственной и кооперативной (иногда к ним добавлялась собственность общественных организаций). На деле эти формы собственности представляли собой единый фонд, которым бесконтрольно распоряжалась партийная бюрократия. Частная собственность конституциями не допускалась или ограничивалась настолько, что существенного значения иметь не могла. Вместо нее была введена категория личной собственности, которая носила чисто потребительский характер. Частная хозяйственная инициатива нередко была уголовно наказуемой.
Стремясь достойно выглядеть в глазах мировой общественности, коммунисты включили в конституции главы или разделы о правах, свободах и обязанностях граждан. На первое место при этом выдвигались социально-экономические права - право на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья и т.д. Утверждалось, что именно эти права образуют основу для всех иных прав и свобод. Однако осуществление социально-экономических прав зависело от положения человека в социальной иерархии, которое в основном определялось занимаемой должностью. Высшая и средняя партийная бюрократия пользовалась медицинской помощью более высокого качества, реализовывала право на отдых в специальных санаториях и пансионатах, отоваривалась в закрытых распределителях, определяла детей в привилегированные учебные заведения и т.п.
Политические права и свободы конституции провозглашали "в интересах строительства социализма и коммунизма". Ни о каком политическом плюрализме не было и речи. Законодательно конкретизировались обычно лишь избирательные права, причем большей частью таким образом, чтобы исключить на практике конкуренцию кандидатов, даже стоящих на единой коммунистической платформе. Выборы представляли собой хорошо отрепетированный спектакль. Реализация иных политических свобод регулировалась обычно закрытыми инструкциями спецслужб.
Формулировки личных прав и свобод звучали в конституциях, особенно последнего времени, более или менее демократично, однако их правовые гарантии были явно недостаточны. Далеко не все административные решения подлежали судебному контролю, да и судьями могли стать только коммунисты, для которых партийные решения и указания были выше конституции и закона.
Что касается государственной организации, то коммунистическая доктрина государственного права в противовес "буржуазному" принципу разделения властей выдвинула идею единства власти, которая всегда принадлежит определенному классу - буржуазии или рабочим (в условиях "развитого социализма" - всем трудящимся). Власть трудового народа, утверждалось далее, осуществляется им через систему представительных органов типа советов или непосредственно. Все иные государственные органы находятся под контролем советов и ответственны перед ними. Советы соединяют в своих руках законодательную и исполнительную власть. Депутаты советов, чтобы не отрываться от народа, осуществляют свой мандат, не оставляя основной работы. Они несут ответственность перед избирателями, которые вправе их отзывать.
Доктрина эта в конституционных документах отражалась обычно непоследовательно. В действительности, исполнительные полномочия невозможно было осуществлять через громоздкие представительные коллегии. Но чем дальше, тем больше депутатский корпус включал партийных, административных и хозяйственных руководителей и даже руководителей органов суда и прокуратуры. К руководящей должности, как правило, прилагался мандат в каком-либо из советов (а то и в двух). Сами же советы общегосударственного уровня обычно собирались один-два раза в год на один-три дня, а местные советы - раз в квартал на несколько часов. В остальное время вместо советов в центре действовали "избиравшиеся" ими из своего состава президиумы (государственные советы и т.п.), выполнявшие также функции главы государства, а на местах - исполнительные комитеты, руководившие также местной администрацией. Центральную администрацию возглавляли правительства (советы министров и т.п.), формально назначавшиеся верховными советами (собраниями) и формально же ответственные перед ними.
Ответственность перед верховными советами несла и централизованная прокуратура. Суды, "избиравшиеся" советами, были ответственны перед советом своего уровня либо подотчетны ему.
Такова общая модель организации государственной власти, характеризовавшаяся тем, что советы образовывали как бы ее становой хребет. В разных странах она имела свои особенности, не затрагивавшие, впрочем, основных принципов.
Текущую административную работу осуществляли правительства, министерства и ведомства, а также местные исполнительные комитеты и их отделы и управления. Советы не имели времени для того, чтобы вырабатывать и принимать решения. Уже поэтому термин "советская власть" был лишен реального содержания.
Действительными же органами власти на всех уровнях были коммунистические партийные комитеты, точнее их бюро во главе с первыми секретарями, которые на своей территории фактически являлись феодалами. Любые выборы в государственные органы и на государственные должности (впрочем, в партийные органы и на партийные должности тоже) были фикцией: партийная олигархия или первый секретарь решали, кто в каком органе будет состоять и кто чем будет руководить. Кандидатуры черпались из утвержденной соответствующим парткомитетом "номенклатуры". Последние десятилетия осуществления коммунистических режимов характеризовались тем, что лидер коммунистической партии становился и главой государства. Возглавляя и партийный, и государственный аппарат, он действовал в основном через первый. Конституции и законы играли декоративную роль.
Когда коммунистические режимы пали, в социалистических странах сразу ощутилась потребность в глубоких конституционных реформах. Чтобы превратить демократию из видимости в реальность, надо было по-настоящему гарантировать права человека и создать правовые рамки для цивилизованного взаимодействия политических сил. Социалистическое государственное право для этого не годилось. Как отмечалось, оно не предназначалось для действительного регулирования общественных отношений и было лишено многих институтов, необходимых для правового разрешения социальных конфликтов (например, административная юстиция, как правило, находилась в социалистических странах в зачаточном состоянии, а конституционная вообще не создавалась). Поэтому конституционные реформы в рассматриваемых государствах неизбежно приобрели ряд общих черт, хотя, разумеется, в каждой из стран они отличаются своеобразием, обусловленным особенностями ее исторического, прежде всего политического, развития.
В некоторых странах (например, в Болгарии, Чехословакии до ее распада) первоначально подверглись необходимым изменениям действовавшие социалистические конституции, а затем были приняты новые; в других (например, в Румынии) падение тоталитарного режима практически остановило действие прежних конституций и до принятия новых действовали отдельные акты конституционного значения; в третьих (например, в Венгрии, Польше) в прежние конституции были внесены поправки, которые коренным образом изменили их характер и содержание. Опыт показал, впрочем, что принятие новой конституции предпочтительнее латания старой: в последнем случае неизбежно возникают противоречия между новыми и старыми нормами, сохраняется пробельность конституционного регулирования.
Содержание конституционных реформ в странах Центральной и Восточной Европы может быть кратко сведено к следующему.
Прежде всего, осуществилась деидеологизация конституций. Из них были убраны все упоминания о социализме и коммунизме, в том числе и в названиях государств. Большинство стран региона ранее назывались социалистическими, а некоторые (Болгария, Венгрия, Польша) - народными республиками. Албания именовалась и народной, и социалистической республикой. Все эти эпитеты из конституционных названий государств были исключены. Указания же в названиях на республиканскую форму правления везде, кроме Румынии, сохранились. Исчезли из конституций упоминания коммунистических (рабочих, социалистических) и иных партий, марксизма-ленинизма как самой передовой теории общественного развития и т.п.
Прожив десятилетия в условиях огосударствления экономики и политико-идеологической монополии одной партии, страны Центральной и Восточной Европы стремятся включить в конституции как можно больше положений, обращенных против наиболее одиозных проявлений социалистического прошлого. Так, согласно ч.1 § 9 венгерской Конституции, "экономика Венгрии является рыночной", а ч.1 ст.6 албанского Закона "Об основных конституционных положениях" гласит: "Политический плюрализм является одним из основополагающих условий демократии в Албанском государстве". Порой соответствующие нормы напоминают цитаты из учебников, но тем не менее они вполне могут применяться как властный инструмент против рудиментов и рецидивов тоталитаризма.
Степень либерального и демократического радикализма новых и новеллизованных конституционных актов различна. Там, где коммунисты и их преемники сохраняли в период конституционных реформ достаточно сильные позиции, демократический пафос новых конституционных текстов менее выражен; в них можно найти определенные отзвуки некоторых прежних идей и институтов. В частности, в ст.18 болгарской Конституции определяются объекты исключительной и возможной государственной собственности и деятельности; в ст.22 иностранцам запрещается приобретать право собственности на землю; согласно ч.1 ст.2, не допускаются автономные территориальные образования, а ч.4 ст.11 не разрешает создание политических партий на этнической, расовой или религиозной основе (в Болгарии компактно проживает турецкое национальное меньшинство, в отношении которого прежний режим проводил политику насильственной ассимиляции и вытеснения).
Примером радикальной либерально-демократической конституционной реформы может служить новеллизация польской Конституции, завершившаяся принятием в 1997 году новой Конституции. Согласно ч.1 и 2 ст.64, в Польской Республике каждый имеет право на собственность, иные имущественные права, а также право наследования, которые подлежат равной для всех правовой охране. Словенская Конституция отказалась от лицемерного провозглашения "права на труд" и говорит лишь о свободе труда (ст.49), одновременно возлагая на государство обязанность создавать возможности для трудоустройства и труда и обеспечить их законодательную защиту (ст.66).
Новые конституционные акты, как правило, принципиально иначе регулируют права и свободы человека и гражданина. На первое место выдвигаются гражданские (личные) права и свободы, которые признаются за каждым человеком, находящимся на территории соответствующего государства. Политические права и свободы, принадлежащие в основном только гражданам, освобождены от идеологических ограничений, сводивших их ранее на нет. Наконец, социальные права (точнее, права в сфере экономики, социальных отношений и культуры), в которых прежде всего заинтересованы те слои населения, уровень доходов которых относительно невелик, сформулированы более реалистично. Как правило, из старых конституций исключены, а новыми не воспроизводятся так называемые материальные гарантии провозглашаемых прав, которые в свое время противопоставлялись юридическим гарантиям как якобы более реальные. На деле они гарантиями не являлись, ибо только фиксировали направления государственной политики по развитию социальной сферы. В действительности социальная сфера в социалистических странах финансировалась по остаточному принципу.
Перечень конституционных прав и свобод в новых конституционных актах расширен, формулировки стали более точными, а главное - усилены конституционные гарантии провозглашаемых прав и свобод. Причем вопрос о необходимых и допустимых ограничениях прав и свобод конституции теперь обычно не оставляют на полное усмотрение законодателя, а устанавливают условия и пределы их применения.
При разработке соответствующих разделов новых конституционных актов обычно широко использовались авторитетные международно-правовые документы - Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международные пакты о правах человека 1966 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и протоколы к ней, а также конституционный опыт зарубежных демократических государств.
Для иллюстрации сравним социалистическое конституционное регулирование прав и свобод с современным на примере одной из стран региона, а именно Венгрии. В Венгрии формально продолжает действовать Конституция 1949 года, в которой почти ничего не осталось не только от первоначального текста, но и от демократизированной в 1972 году редакции.
Перечень прав, свобод и обязанностей в Конституции
Редакция 1972 г.
Редакция 1989 г.
Общие принципы
уважение прав человека;
осуществление прав в соответствии с интересами социалистического общества;
единство прав и обязанностей;
установление законом правил, относящихся к основным правам и обязанностям.
уважение и защита прав человека - главная задача государства;
порядок осуществления основных прав и обязанностей устанавливается законом, причем недопустимы ограничения, противоречащие сущности основного права;
некоторые права не могут быть ограничены или приостановлены даже при чрезвычайных обстоятельствах.
Права и свободы
право на труд и вознаграждение по его количеству и качеству;
право на отдых;
право на жизнь, физическую целостность и охрану здоровья;
право на материальное обеспечение в случае старости, болезни и нетрудоспособности;
право на образование;
свобода творческой деятельности;
равенство перед законом и равноправие, запрещение дискриминации по признакам пола, вероисповедания или национальности;
равноправие лиц, принадлежащих к разным национальностям, их право на пользование родным языком и обучение на нем, на сохранение и развитие культуры;
равноправие женщин и мужчин;
свобода совести и право свободного отправления религиозного культа;
отделение церкви от государства;
свобода слова, печати, собраний в интересах социализма;
право на объединение;
личная свобода и неприкосновенность граждан;
тайна переписки и неприкосновенность личного жилища;
право убежища для преследуемых за демократические настроения, деятельность в интересах общественного прогресса, освобождения народов, защиты мира;
право на участие в управлении;
право на представляющие общественный интерес обращения в государственные и общественные организации.
право на жизнь и человеческое достоинство, запрещение пыток, унизительного обращения или наказания, экспериментов без согласия лиц им подвергающихся;
свобода и личная безопасность, право на возмещение ущерба от незаконного задержания или ареста;
правоспособность;
равенство перед судом;
право на законный, независимый и беспристрастный суд, справедливый и публичный процесс;
презумпция невиновности, право на защиту на всех стадиях процесса, неответственность защитника;
неответственность за деяние, не признававшееся преступлением при его совершении;
право на обжалование государственных решений, нарушающих права и свободы;
право свободного передвижения и выбора места жительства и пребывания;
высылка иностранцев только по закону;
право на доброе имя;
неприкосновенность жилища;
право на защиту личной тайны и личных данных;
свобода мысли, совести и вероисповедания;
отделение церкви от государства;
право на свободное выражение своего мнения;
право получать и распространять информацию, представляющую общественный интерес, свобода печати, запрещение монополии на информацию;
право на мирные собрания;
право на объединение, запрещение вооруженных политических организаций;
право на обращения в государственные органы;
право убежища для преследуемых по расовым, религиозным, национальным, языковым или политическим основаниям;
равноправие мужчин и женщин, защита женщин и молодежи;
право ребенка на защиту и заботу;
право родителей самостоятельно воспитывать детей;
защита национальных и этнических меньшинств, их право на коллективное участие в общественной жизни, сохранение культуры, пользование родным языком и обучение на нем, пользование своим именем, представительство, самоуправление;
запрещение произвольного лишения гражданства и высылки, право возвращаться на родину, право на покровительство за границей;
право голоса и право избираться, право участвовать в народной инициативе;
право участвовать в публичных делах и выполнять публичные функции;
запрещение дискриминации;
право на труд и свободный выбор рода занятий и работы;
запрещение дискриминации при вознаграждении за работу, право на доход в соответствии с количеством и качеством труда;
право на отдых, свободное время и отпуск;
право участвовать в экономических и социальных организациях, право на забастовку;
право на максимально возможный уровень физического и душевного здоровья;
право на социальную безопасность;
право на образование;
свобода научного и художественного творчества;
свобода получения знаний и преподавания;
право обращаться в суд в связи с основными правами и обязанностями.
Обязанности
охрана достояния народа, укрепление общественной собственности, усиление экономической мощи ВНР;
приумножение культуры, бережное отношение к природным и культурным ценностям страны;
защита Родины;
всеобщая воинская обязанность.
защита Родины, всеобщая воинская обязанность или обязанность гражданской службы;
обязанность нести общественные повинности;
обязанность родителей и опекунов заботиться об обучении детей.
Читатель, у которого хватило терпения внимательно прочесть и сопоставить оба перечня, легко может убедиться в том, что в действующей редакции венгерской Конституции получили отражение все отмеченные выше либеральные и демократические тенденции. Вместе с тем, некоторые социалистические родимые пятна здесь еще остались. Надо также иметь в виду, что венгерская Конституция в редакции 1972 года принадлежала к наименее тоталитарным социалистическим конституциям, а коммунистический режим в Венгрии был более либерален, чем в большинстве социалистических стран.
Коренным образом изменилось и конституционное регулирование организации и функционирования публичной власти. Основная тенденция заключается в стремлении обеспечить демократическое правление на основе права, гарантирующее соблюдение властью провозглашенных в конституции прав и свобод. На место принципа единства власти, формального полновластия советов, прикрывавшего полновластие коммунистических партий, приходит принцип разделения властей, который часто прямо закрепляется в конституциях. Правда, реализация этого принципа в конкретных конституционных нормах и институтах, а особенно в практике их функционирования, иногда не отличается последовательностью. Не всегда соблюдается необходимый баланс между законодательной и исполнительной властями. Нередко слишком слабой оказывается судебная власть. А между тем взаимное уравновешивание властей составляет главный смысл принципа разделения властей, препятствующего монополизации власти каким-либо одним органом или лицом. Недостатки эти объяснимы: на новой демократической идеологии власти должны еще вырасти новые поколения носителей публично-властных полномочий. А пока приходится считаться с определенной социальной инерцией. Настоящая демократия не может возникнуть с сегодня на завтра, должны сложиться демократические привычки и традиции.
Во всех странах региона сохраняется республиканская форма правления. Ни в одном из тех государств, где коммунистический режим смел существовавшие монархии или не допустил их реставрации после второй мировой войны (Албания, Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия), промонархические силы серьезного влияния не имеют.
В Албании, Венгрии, Латвии, Словакии, Чехии, Эстонии утвердилась парламентарная республика. В этих странах глава государства - президент избирается парламентом. (В Эстонии, если парламент не может избрать президента в ходе трех туров голосования, выборы производит коллегия, состоящая из членов парламента и представителей советов местного самоуправления.) При осуществлении своих полномочий президент обычно связан позицией правительства, опирающегося на поддержку большинства депутатов нижней (или единственной) палаты парламента. Эту палату президент может распустить в установленных конституцией случаях и назначить новые выборы. Роспуск, как правило, бывает необходим, когда палата оказывается не в состоянии сформировать правительство, но иногда допускается и в иных случаях правительственного кризиса.
Президентской республики в чистом виде (как в США, где избираемый народом президент является главой исполнительной власти) в рассматриваемых странах нет. Однако смешанные республики, сочетающие признаки и парламентарной, и президентской (президент избирается народом, но правительство в той или иной степени ответственно перед парламентом или его нижней палатой), довольно разнообразны. Часть из них функционируют в основном по парламентарному типу (например, в Болгарии, Словении): президент самостоятельно осуществляет главным образом функции главы государства, в текущее управление не вмешивается и поручает формирование правительства лидеру партии (коалиции) парламентского большинства, которая далеко не всегда придерживается той же политической ориентации, что и президент. В других смешанных республиках (Литва, Польша, Румыния) президенты, мало вмешиваясь в дела текущей администрации, оказывают решающее влияние на правительственную политику. Многое здесь, разумеется, зависит от личности и авторитета президента, а также от политической и правовой культуры общества, его готовности следовать "правилам игры", установленным конституцией.
Парламенты в большинстве стран Центральной и Восточной Европы однопалатные. Такова традиция, восходящая к досоциалистическим временам. Из представленных в настоящем сборнике стран только в Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии действовали в период между двумя мировыми войнами двухпалатные парламенты. В социалистический же период господствовала концепция, исходившая из того, что двухпалатный орган народного представительства уместен только в федеративных государствах. После падения коммунистического режима двухпалатная система была восстановлена в Польше и Румынии (польская Конституция, впрочем, говорит о Сейме и Сенате как о самостоятельных органах, которые только для решения определенных в Конституции вопросов собираются вместе и образуют Национальное собрание). В Венгрии после определенных споров и колебаний восстанавливать верхнюю палату не стали. В Чехословакии после второй мировой войны законодательный орган по конституциям 1948 и 1960 годов был однопалатным, а после федерализации страны в 1968 году стал двухпалатным. Сегодня Конституция Чехии предусматривает двухпалатный парламент, а Конституция Словакии - однопалатный. Двухпалатная система принята и в бывших югославских республиках - Словении и Хорватии (правда, словенская Конституция подобно польской рассматривает Государственное собрание и Государственный совет как самостоятельные органы).
Двухпалатная структура парламента хотя и усложняет законодательный процесс, но способствует более тщательной проработке текстов законопроектов, учету разнообразных социальных интересов, препятствует принятию скоропалительных государственных решений.
Судебная власть подверглась реформам практически во всех странах региона. Строго говоря, можно утверждать, что новые и новеллизованные конституции ее впервые учредили и оформили. В числе приоритетных задач судебной власти защита прав и свобод человека и гражданина. Усилены гарантии независимости судей и судебной власти в целом.
Практически везде учреждена конституционная юстиция, а в некоторых странах конституционным институтом стала юстиция административная.
К числу новых конституционных институтов следует отнести уполномоченного по правам человека (Венгрия, Польша), счетные или контрольные палаты (в Литве, Эстонии - государственных контролеров), центральные банки (Венгрия, Литва, Польша, Чехия).
По-иному определен статус публичной власти на местах. Как правило, новое конституционное регулирование обеспечивает необходимые правовые условия для функционирования действительного местного самоуправления.
Практически везде новые конституционные акты регулируют основы такого института непосредственной демократии, как референдум. Конституции Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Словении предусмотрели народную законодательную инициативу.
Все конституции являются жесткими. Однако степень жесткости различна: для изменения чешской Конституции требуется квалифицированное большинство в парламенте, а вопрос об изменении наиболее важных положений болгарской Конституции должен решаться специальным органом - Великим народным собранием.
К сожалению, существует определенный разрыв между тем, что записано в новых конституционных актах стран Центральной и Восточной Европы, и реальной политической практикой. Он тем больше, чем ниже уровень политической и правовой культуры конкретного общества. Однако новые конституции служат важным инструментом повышения этой культуры, представляя собой авторитетный ориентир для политической и административной деятельности.
Б.А.Страшун
доктор юридических наук,
профессор





КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ АЛБАНИИ
"Об основных конституционных положениях" 1
Закон №7491 от 29 апреля 1991 г. с дополнениями и изменениями,
внесенными законами №7558 от 9 апреля 1992 г.,
№7561 от 29 апреля 1992 г., №7570 от 3 июня 1992 г.,
№7596 от 31 августа 1992 г., №7637 от 13 ноября 1992 г.,
№7692 от 31 марта 1993 г.

Примечание: все дополнения и изменения к Закону сохраняют первоначальную нумерацию статей.

ГЛАВА I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Албания является парламентской республикой. Источником и носителем национального суверенитета является народ.
Статья 2
Республика Албания является демократическим правовым государством.
Достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие личности, а также конституционный строй, равенство перед законом, социальная справедливость, социальная защита и плюрализм являются основами государства, которые оно обязано уважать и защищать.
Статья 3
Основополагающим принципом организации государства является разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.
Народ осуществляет свою власть через представительные органы, а также на референдумах.
Представительные органы избираются на свободных, всеобщих, равных, прямых выборах тайным голосованием.
Государственную власть осуществляют только государственные органы, признанные законом.
Статья 4
В Республике Албании признаются и гарантируются основные права и свободы человека и права национальных меньшинств, признанные международными документами.
Статья 5
Законодательная власть принадлежит Народному Собранию Республики Албании.
Главой государства является Президент Республики, избираемый Народным Собранием.
Права и обязанности Президента определяются настоящим Законом.
Высшим органом исполнительной власти является Совет Министров.
Права и обязанности Совета Министров определяются настоящим Законом.
Судебная власть осуществляется судами, которые независимы и руководствуются только законом.
Статья 6
Политический плюрализм является одним из основополагающих условий демократии в Албанском государстве.
Политические партии и иные общественные организации создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законом. Они полностью отделены от государства.
Деятельность политических партий в воинских частях и в учреждениях министерства обороны и министерства внутренних дел2, в министерстве иностранных дел и дипломатических представительствах за рубежом, Генеральной прокуратуре, следственных органах, судах и т.п. органах запрещается. Порядок деполитизации и департизации таких органов определяется законом.
Статья 7
Республика Албания является светским государством.
Государство уважает свободу вероисповедания и создает условия для ее реализации.
Статья 8
Законодательство Республики Албании принимает во внимание, признает и уважает общепризнанные принципы и нормы международного права.
Все государственные органы, политические партии, другие организации и служащие, а также физические и юридические лица обязаны строго соблюдать и применять на началах равенства правовые нормы.
Все граждане равны перед законом.
Статья 9
Внешняя политика Республики Албании направлена на защиту ее независимости и национальных интересов, развитие сотрудничества и добрососедства, международного мира и безопасности.
Республика Албания заботится о признании и уважении национальных и демократических прав албанцев, проживающих за пределами Республики.
Статья 10
Экономика страны основывается на разнообразии форм собственности, свободной инициативе всех хозяйствующих субъектов и регулирующей роли государства.
Экономическая деятельность физических и юридических лиц не может быть направлена против общественных интересов и не должна посягать на безопасность, свободу и достоинство человека.
Статья 11
Правом собственности обладают государство, физические и юридические лица.
Все формы собственности пользуются равной правовой защитой.
Имущество, находящееся в государственной собственности, определяется законом.
Статья 12
Иностранные физические и юридические лица могут приобретать право собственности на условиях, предусмотренных и гарантированных законом.
Иностранным физическим и юридическим лицам гарантируется право осуществлять независимую экономическую деятельность, вкладывать капиталы в Албании, создавать совместные предприятия или собственные компании на условиях, установленных законом. Им также гарантируется право переводить прибыль в свои страны.
Статья 13
Физические и юридические лица должны участвовать в государственных расходах соразмерно своим доходам.
Налоги и сборы устанавливаются только законом.
Статья 14
Профессиональные союзы, признанные законом, являются юридическими лицами и могут заключать коллективные соглашения с государственными или частными работодателями. Порядок заключения этих соглашений определяется законом.

1. Gazeta Zyrtare e Republikёs sё Shqipёrisё. Korrik 1991. Nr.4. P.145ff; Fletorja Zyrtare e Republikёs sё Shqipёrisё. Maj 1992. Nr.2. P.63-64, 81-84; Korrik 1992. Nr.3. P.124-125; Tetor 1992. Nr.6. P.279; Nёntor 1992. Nr.9. P.461; Mars 1993. Nr.3.
Перевод с албанского канд. эк. наук Фирсовой Ю.В., Смирнова В.А., Морщаковой Т.В.
2. В настоящее время министерство общественного порядка (прим. перев.).








Исходя из
Основной конституционной хартии самостоятельности и независимости Республики Словении и
основных прав и свобод человека, основополагающего и постоянно присущего словенскому народу права на самоопределение, а также из того исторического факта, что мы, словенцы, в вековой борьбе за освобождение сформировали свою национальную самобытность и отстояли свою государственность,
Скупщиной Республики Словении принимается
Конституция Республики Словении 2
I. Общие положения
Статья 1
Словения является демократической республикой.
Статья 2
Словения является правовым и социальным государством.
Статья 3
Словения является государством всех своих гражданок и граждан, основанным на исконном и неотъемлемом праве словенской нации на самоопределение.
В Словении власть принадлежит народу. Гражданки и граждане осуществляют власть непосредственно и путем выборов, в соответствии с принципом разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Статья 4
Словения является территориально единым и неделимым государством.
Статья 5
Государство на своей территории защищает права человека и основные свободы. Государство защищает и гарантирует права автохтонных итальянского и венгерского национальных сообществ. Государство заботится об автохтонных словенских национальных меньшинствах в соседних государствах, о словенских переселенцах и эмигрантах, содействует их связям с родиной. Государство заботится о сохранении природных богатств и культурного наследия, а также создает условия для гармоничного развития цивилизации и культуры Словении.
Словенцы, не имеющие словенского гражданства, могут пользоваться в Словении особыми правами и преимуществами. Вид и объем этих прав и преимуществ устанавливается законом.
Статья 6
Герб Словении имеет форму щита. В центре щита на синем поле находится силуэт горы Триглав белого цвета, под ним - две волнистые синие линии, символизирующие море и реки, над силуэтом горы в форме повернутого вниз треугольника расположены три золотые шестиконечные звезды. По краям щит окантован красным. Герб выполняется по определенным геометрическим и колористическим правилам.
Флаг Словении - бело-сине-красный словенский национальный флаг с гербом Словении. Соотношение ширины и длины флага 1:2. Цвета флага располагаются в следующем порядке: белый, синий, красный. Каждый цвет занимает по ширине одну треть полотнища флага. Герб располагается в левой верхней части флага таким образом, что одна его половина находится на белом поле, а другая - на синем.
Гимн Словении - "Здравица".
Использование герба, флага и гимна регулируется законом.
Статья 7
Государство и религиозные общины отделены друг от друга.
Религиозные общины равноправны; их деятельность свободна.
Статья 8
Законы и другие нормативные акты должны соответствовать общепризнанным принципам международного права и международным договорам, участником которых является Словения. Ратифицированные и опубликованные международные договоры применяются непосредственно.
Статья 9
В Словении гарантируется местное самоуправление.
Статья 10
Столицей Словении является Любляна.
Статья 11
Официальный язык Словении - словенский. На территориях общин, где проживает итальянское или венгерское национальное сообщество, официальным языком также является соответственно итальянский или венгерский.
Статья 12
Гражданство Словении регулируется законом.
Статья 13
Иностранцы обладают в Словении в соответствии с международными договорами всеми правами, гарантированными настоящей Конституцией и законами, за исключением тех, которые в соответствии с Конституцией или законом принадлежат только гражданам Словении.

2. Uradni list RS, st. 33-1409/91-I z dne 28. decembra 1991. Перевод со словенского Сагалович Е.В.




Конституция Чешской Республики

Хартия основных прав и свобод 3
Федеральное собрание на основе проектов Чешского Национального совета и Словацкого Национального совета,
признавая нерушимость естественных прав человека, прав гражданина и верховенство закона,
будучи связанным общепризнанными ценностями человечества и демократическими и самоуправленческими традициями наших наций,
памятуя горький опыт времен, когда права человека и основные свободы подавлялись на нашей родине,
возлагая надежды на обеспечение этих прав совместными усилиями всех свободных наций,
исходя из права чешской нации и словацкой нации на самоопределение,
осознавая свою долю ответственности перед будущими поколениями за судьбы жизни на Земле,
и выражая волю к тому, чтобы Чехо-Словацкая Федеративная Республика достойно вошла в число государств, которые уважают эти ценности,
приняло настоящую Хартию основных прав и свобод:
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Ст.1
Люди являются свободными и равными в достоинстве и правах. Основные права и свободы неотъемлемы, неотчуждаемы, не подлежат давности и не отменяемы.
Ст.2
(1) Государство основано на демократических ценностях и не может быть связано ни исключительной идеологией, ни вероисповеданием.
(2) Государственную власть можно осуществлять только в случаях и в пределах, установленных законом и в порядке, который определит закон.
(3) Каждый может делать то, что не запрещено законом, и никто не может быть принужден делать то, к чему закон не обязывает.
Ст.3
(1) Основные права и свободы гарантируются всем независимо от пола, расы, цвета кожи, языка, веры и религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному или этническому меньшинству, имущественного положения, рода или других обстоятельств.
(2) Каждый имеет право свободно определять свою национальность. Запрещается оказывать какое-либо влияние на это решение и любое давление, направленное на лишение национальности.
(3) Никто не может быть ущемлен в правах за осуществление основных прав и свобод.
Ст.4
(1) Обязанности могут возлагаться только на основании закона, в его пределах и при условии соблюдения основных прав и свобод.
(2) Пределы основных прав и свобод могут быть установлены только законами при соблюдении условий, установленных Хартией основных прав и свобод (далее "Хартия").
(3) Законные ограничения основных прав и свобод должны действовать одинаково для всех случаев, которые отвечают установленным условиям.
(4) При применении норм о пределах осуществления основных прав и свобод должны учитываться их сущность и смысл. Указанные ограничения могут осуществляться только в тех целях, для которых они установлены.

3. Sbirka zakonu Ceske Republiky, 1993, c.1, c.2. Впервые Хартия была обнародована конституционным законом Чехо-Словацкой Федеративной Республики от 9 января 1991 г. (Sbirka zakonu Ceske a Slovenske Federativni Republiky. 1991, c.6, c.23).
Перевод с чешского канд. юрид. наук доц. Новиковой С.С.
под ред. докт. юрид. наук проф. Страшуна Б.А.





На основании статьи 141 Конституции Республики Хорватии Сабор Республики Хорватии на заседании Веча объединенного труда, Веча общин и Общественно-политического веча 22 декабря 1990 года принимает
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о провозглашении Конституционного закона
о введении в действие
Конституции Республики Хорватии
Провозглашается и вступает в силу Конституционный закон о введении в действие Конституции Республики Хорватии, принятой Сабором Республики Хорватии на заседании Веча объединенного труда, Веча общин и общественно-политического веча 21 декабря 1990 года.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О введении в действие
Конституции Республики Хорватии 9
Статья 1
Конституция Республики Хорватии (далее по тексту: Конституция) применяется со дня ее провозглашения Вечем объединенного труда, Вечем общин и Общественно-политическим вечем Сабора Республики Хорватии, если в отношении введения в действие и перехода к применению отдельных ее положений иное не предусмотрено настоящим законом.
Статья 2
Положения Конституции, для применения которых в соответствии с Конституцией не требуется принятия конституционного закона или закона, применяются непосредственно со дня провозглашения Конституции.
Статья 3
Законы, обеспечивающие применение положений Конституции, которые не могут действовать непосредственно, должны быть приняты не позднее чем через год со дня провозглашения Конституции.
Конституционный закон о Конституционном суде Республики Хорватии должен быть принят не позднее чем через три месяца после провозглашения Конституции.
Статья 4
Законы, иные нормативные акты и акты общего характера должны быть приведены в соответствие с Конституцией в течение года со дня провозглашения Конституции.
Статья 5
Положения статей 7, 99, 100, 132, 133 и 134 Конституции применяются в соответствии с положениями статьи 140 Конституции.
Статья 6
В день вступления в силу настоящего закона Сабор Республики Хорватии продолжает свою деятельность как Хорватский сабор.
До конституирования вновь избранного Хорватского сабора веча Сабора в действующем составе принимают законы и иные акты по вопросам своей компетенции в порядке, установленном положениями Конституции Республики Хорватии 1974 года или Регламентом Сабора.
Статья 7
До выборов президента Республики в соответствии с Конституцией действующий президент Республики обладает всеми полномочиями, предусмотренными Конституцией.
Статья 8
Закон о Правительстве Республики Хорватии ("Narodne novine", br. 41/90) сохраняет силу до принятия закона об организации, порядке деятельности и порядке принятия решений Правительства Республики Хорватии.
Статья 9
Учреждение, компетенция, состав и организация судов, а также осуществление судопроизводства должны быть урегулированы законом в соответствии с Конституцией не позднее чем через год со дня провозглашения Конституции.
Статья 9а
В Республике Хорватии не применяются статьи Конституции СФРЮ, которые противоречат Конституции Республики Хорватии.
В Республике Хорватии не применяются статьи союзных законов, других нормативных актов и иных актов союзных органов, которые противоречат законам Республики Хорватии.
В Республике Хорватии не применяются статьи союзных законов, других нормативных актов и иных актов союзных органов, которые были опубликованы в секретном официальном печатном органе и иных секретных печатных изданиях и актах, а также акты, не действительные с точки зрения конституционно-правового порядка Республики Хорватии.
Статья 9в
В Республике Хорватии союзные органы не могут без предварительного согласия Сабора Республики Хорватии или президента Республики Хорватии констатировать наличие чрезвычайной ситуации, вводить чрезвычайное положение, принимать чрезвычайные меры или отдавать приказ об использовании вооруженных сил в мирное время
Статья 9с
Правительство Республики Хорватии уполномочено определить перечень союзных законов, других нормативных актов и иных актов, не подлежащих исполнению в Республике Хорватии, поскольку они нарушают территориальную целостность Республики Хорватии и ставят Республику Хорватию в неравноправное положение в федерации либо угрожают ее суверенитету или ее интересам.
Полномочия Правительства Республики Хорватии распространяются и на действия союзных органов.
Акт, предусмотренный абзацем 1 настоящей статьи, касающийся союзных законов, Правительство Республики Хорватии представляет на утверждение Сабора Республики Хорватии.
Статья 10
Настоящий закон вступает в силу в момент его провозглашения одновременно с провозглашением Конституции Республики Хорватии Вечем объединенного труда, Вечем общин и Общественно-политическим вечем Сабора Республики Хорватии.

9. Narodne novine, broj 56. 22 prosinca 1990. Закон приводится в редакции Конституционного закона "О дополнении Конституционного закона "О введении в действие Конституции Республики Хорватии" от 21 февраля 1991 г. (Narodne novine, broj 8. 21 veljace 1990).
Перевод с хорватского Петровой Е.К., канд. истор. наук Романенко С.А. под ред. Сагалович Е.В.




ЗАКОН ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О порядке введения в действие
Конституции Литовской Республики *
Статья 1
С введением в действие Конституции Литовской Республики утрачивает силу Временный Основной Закон Литовской Республики.
Статья 2
Законы, другие правовые акты или их части, действовавшие на территории Литовской Республики до принятия Конституции Литовской Республики, действительны в той мере, насколько они не противоречат Конституции и настоящему Закону, и сохраняют свою силу до признания их утратившими силу или до их приведения в соответствие с положениями Конституции.
Статья 3
Положения законов Литовской Республики, регламентирующие статусы высших институтов государственной власти и управления Литовской Республики, депутатов, Советов самоуправлений, являются действительными до принятия избранным Сеймом иного решения.
Статья 4
Срок полномочий Верховного Совета Литовской Республики и его депутатов истекает, когда избранный Сейм Литовской Республики собирается на первое заседание.
Члены Сейма Литовской Республики собираются на заседание на третий рабочий день после того, как Главная избирательная комиссия Литовской Республики официально объявит после двух туров выборов об избрании не менее 3/5 всех членов Сейма.
Статья 5
Устанавливается следующий текст присяги члена Сейма Литовской Республики:
"Я, (имя, фамилия),
клянусь хранить верность Литовской Республике;
клянусь уважать и исполнять ее Конституцию и законы, охранять целостность ее земель;
клянусь всеми силами укреплять независимость Литвы, честно служить Родине, демократии, на благо людей Литвы.
Да поможет мне Бог!"
Присягу разрешается приносить и без последнего предложения.
Статья 6
В период, пока еще нет Президента Республики, эта правовая ситуация равноценна той, которая предусмотрена статьей 89 Конституции Литовской Республики.
При необходимости Сеймом могут быть продлены предусмотренные статьей 89 сроки большинством голосов более половины всех членов Сейма, однако не более чем на четыре месяца.
Статья 7
Судьи Конституционного суда Литовской Республики, а из их числа - председатель Конституционного суда, должны назначаться не позднее чем в течение одного месяца после избрания Президента Республики.
При назначении судей Конституционного суда впервые трое из них назначаются сроком на три года, трое - сроком на шесть лет и трое - сроком на девять лет.
Президент Республики, Председатель Сейма и председатель Верховного Суда при внесении предложения о назначении судей Конституционного суда указывают, кого из них назначить на три года, шесть лет и девять лет.
Судьи Конституционного суда, которые будут назначаться сроком на три года и шесть лет, после не менее чем трехлетнего перерыва могут занять эти должности еще на один срок полномочий.
Статья 8
Положения части третьей статьи 20 Конституции Литовской Республики начинают применяться с момента приведения в соответствие уголовно-процессуального законодательства Литовской Республики с этой Конституцией.
Председатель Верховного Совета
Литовской Республики
Витаутас Ландсбергис
Вильнюс, 6 ноября 1992 г.


* Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской Республики. 1992. №33. Ст.1015.



КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О Литовском государстве *
Верховный Совет Литовской Республики,
принимая во внимание то обстоятельство, что более трех четвертых всех жителей Литвы, обладающих активным избирательным правом, 9 февраля 1991 года в ходе проведения всеобщего опроса (плебисцита) в результате тайного голосования высказались за то, чтобы "Литовское государство было независимой демократической республикой",

стр. 1
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>