<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Статья 71. Законодательная инициатива принадлежит Правительству, любому члену палат, а также тем органам и институтам, которые ею наделены конституционным законом'.
Народ осуществляет законодательную инициативу путем внесения от имени не менее чем пятидесяти тысяч избирателей законопроекта, составленного в форме статей закона.
Статья 72. Каждый законопроект, представленный в одну из палат, изучается согласно правилам ее регламента комиссией, а затем самой палатой, которая одобряет его постатейно и голосует в целом.
Регламент устанавливает более быструю процедуру прохождения законопроектов, в отношении которых объявлена срочность.
Регламент может также установить, в каких случаях и в каком порядке рассмотрение и утверждение законопроектов передаются комиссиям, в том числе постоянным, образованным пропорционально составу парламентских фракций. Но и в этих случаях законопроект до момента его окончательного утверждения передается в палату, если Правительство, или десятая часть членов палаты, или пятая часть комиссии потребует его обсуждения и голосования в самой палате или передачи его на ее окончательное утверждение голосованием без обсуждения. Регламент устанавливает форму, обеспечивающую публичность в работе комиссий.
Обычная процедура рассмотрения и непосредственного утверждения палатой всегда применяется для законопроектов по вопросам конституционным и избирательным, для законопроектов, делегирующих законодательную власть, разрешающих ратифицацию международных договоров, утверждающих бюджет и законы об исполнении бюджета.
Статья 73. Законы промульгируются Президентом Республики в течение месяца со дня их утверждения.
Если палаты, каждая абсолютным большинством голосов своих членов, объявляют закон срочным, то он промульгируется в срок, указанный в этом законе.
Законы публикуются немедленно после промульгации и вступают в силу на пятнадцатый день после их опубликования, если в самом законе не установлен другой срок.
Статья 74. Президент Республики может до промульгации закона в мотивированном послании палатам потребовать его нового обсуждения.
Если палаты вновь утвердят закон, то он должен быть промульгирован.
Статья 75. Когда того потребуют пятьсот тысяч избирателей или пять областных советов, назначается народный референдум для отмены, полностью или частично, закона или акта, имеющего силу закона.
Референдум не допускается в отношении законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях на ратификацию международных договоров.
В референдуме имеют право участвовать все граждане, призываемые к избранию Палаты депутатов.
Вынесенное на референдум предложение считается принятым, если в голосовании участвовало большинство имеющих на это право и предложение собрало большинство голосов, признанных действительными.
Закон устанавливает порядок проведения референдума.
Статья 76. Осуществление законодательной функции может быть делегировано Правительству, если только при этом будут определены принципы и руководящие критерии такого делегирования и оно будет предоставлено только на ограниченное время и по определенному кругу вопросов.
Статья 77. Правительство не может без точно выраженного полномочия палат издавать декреты, которые имели бы силу простого закона.
Когда в случаях особой необходимости и срочности Правительство под свою ответственность принимает временные распоряжения, имеющие силу закона, то оно должно -в тот же день представить их для последующего утверждения в палаты, которые, даже если они распущены, специально созываются и собираются в течение пяти дней.
Декреты теряют силу с момента издания, если они не получили законодательного утверждения в течение шестидесяти дней, следующих за их опубликованием. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые не получили силы закона.
Статья 78. Палаты разрешают объявить состояние войны и облекают Правительство необходимыми полномочиями.
Статья 79. Амнистия и освобождение от наказания производятся Президентом Республики на основании изданного палатами закона, делегирующего ему эти полномочия.
Амнистия и освобождение от наказания не могут применяться к преступлениям, совершенным после внесения законопроекта о таком делегировании.
Статья 80. Путем издания законов палаты разрешают ратификацию международных договоров политического характера, а также договоров, предусматривающих арбитраж или судебное урегулирование либо влекущих территориальные изменения, финансовые обязательства или изменения законов.
Статья 81. Палаты ежегодно утверждают представляемые Правительством бюджет и закон об исполнении бюджета.
Временное исполнение бюджета может быть разрешено только законом и на периоды, в совокупности не превышающие четырех месяцев.
Законом об утверждении бюджета не могут быть установлены новые налоги или новые расходы.
Всякий другой закон, влекущий за собой новые расходы или увеличение прежних, должен указывать средства для их покрытия.
Статья 82. Каждая палата может проводить расследование по вопросам, представляющим государственные интересы.
Для этой цели она назначает из своих членов комиссию в пропорции, отражающей соотношение различных фракций. Комиссия по расследованию проводит исследования и проверки с такими же полномочиями и ограничениями, как и судебная власть.
Раздел II. Президент Республики
Статья 83. Президент Республики избирается Парламентом за совместном заседании его членов.
В выборах участвуют по три делегата от каждой области, избираемых областным советом с обеспечением представительства меньшинства. Область Валле-д'Аоста имеет одного делегата.
Избрание Президента Республики производится тайным голосованием большинством двух третей собрания. После третьего голосования достаточно абсолютного большинства.
Статья 84. Президентом Республики может быть избран любой гражданин, которому исполнилось пятьдесят лет и который пользуется гражданскими и политическими правами.
Пост Президента Республики несовместим с какой-либо другой должностью.
Жалованье и иные ассигнования Президенту устанавливаются законом.
Статья 85. Президент Республики избирается на семь лет.
За тридцать дней до истечения этого срока председатель Палаты депутатов созывает Парламент и делегатов от областей на совместное заседание для избрания нового Президента Республики.
Если палаты распущены или когда до истечения их полномочий остается меньше трех месяцев, выборы проводятся в течение пятнадцати дней после созыва новых палат. На это время продлеваются полномочия Президента, находящегося в должности.
Статья 86. Функции Президента Республики во всех случаях, когда он не в состоянии их выполнять, осуществляются председателем Сената.
При наличии длящегося препятствия и в случае смерти или отставки Президента Республики председатель Палаты депутатов назначает выборы нового Президента Республики в течение пятнадцати дней. Более длительный срок может быть предусмотрен, если палаты распущены или остается меньше трех месяцев до истечения срока их полномочий.
Статья 87. Президент Республики является Главой государства и представляет национальное единство.
Он может направлять палатам послания;
назначает выборы новых, палат и определяет день первого заседания;
санкционирует представление палатам правительственных законопроектов;
промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и постановления;
назначает народный референдум в случаях, предусмотренных Конституцией;
назначает в случаях, указанных законом, должностных лиц государства;
аккредитует и принимает дипломатических представителей, ратифицирует международные договоры, в соответствующих случаях - с предварительного разрешения палат;
является командующим вооруженными силами, председательствует в созданном согласно закону Верховном совете обороны, объявляет, по решению палат, состояние войны;
председательствует в Высшем совете магистратуры;
может даровать помилование и смягчать наказания;
жалует знаки отличия Республики.
Статья 88. Президент Республики может, заслушав председателей палат, распустить обе палаты или одну из них.
Он не может использовать это право в последние шесть месяцев своих полномочий, за исключением случая их полного или частичного совпадения с последними шестью месяцами срока полномочий Парламента.
Статья 89. Никакой акт Президента Республики не действителен, если он не контрассигнован предложившими его министрами, которые за этот акт ответственны.
Акты, имеющие силу закона, и другие указанные в законе акты контрассигнуются также председателем Совета министров.
Статья 90. Президент Республики не ответствен за действия, совершенные во время исполнения своих функций, исключая государственную измену или посягательство на Конституцию.
В таких случаях он предается суду Парламентом на совместном заседании палат абсолютным большинством голосов его членов.
Статья 91. Президент Республики до принятия на себя своих функций приносит перед Парламентом на совместном заседании палат присягу на верность Республике и соблюдение Конституции.
Раздел III. Правительство
Отдел I. Совет министров
Статья 92. Правительство Республики состоит из председателя Совета и из министров, которые вместе образуют Совет министров.
Президент Республики назначает председателя Совета министров и, по его предложению, министров.
Статья 93. Председатель Совета министров и министры до вступления в должность приводятся к присяге Президентом Республики.
Статья 94. Правительство должно получить доверие обеих палат.
Каждая палата оказывает доверие или отказывает в нем путем мотивированной резолюции, принимаемой поименным голосованием.
Не позднее десяти дней после сформирования Правительство представляется палатам для получения доверия.
Голосование одной или обеих палат против какого-либо предложения Правительства не обязательно влечет его отставку.
Резолюция недоверия должна быть подписана не менее одной десятой членов палаты и не может быть поставлена на обсуждение ранее чем по истечении трех дней с момента ее внесения.
Статья 95. Председатель Совета министров руководит общей политикой Правительства и несет за нее ответственность,
Он поддерживает единство политического и административного направления, поощряя и координируя деятельность министров.
Министры коллегиально ответственны за действия Совета министров и индивидуально - за действия своих ведомств.
Закон устанавливает организацию президиума Совета, а также число, функции и организацию министерств.
Статья 96. Преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей председателем Совета министров и министрами, рассматриваются даже после прекращения ими своих полномочий в порядке обычного судопроизводства по разрешению, даваемому Сенатом Республики или Палатой депутатов в соответствии с нормами конституционного закона.
Отдел II. Государственная администрация
Статья 97. Государственные учреждения организуются согласно положениям закона так, чтобы обеспечить правильность работы и беспристрастность администрации.
В положении об учреждении определяются компетенция, функции и личная ответственность должностных лиц.
Должности государственной администрации замещаются по конкурсу, кроме установленных законом случаев.
Статья 98. Государственные служащие находятся исключительно на службе нации.
Если они являются членами Парламента, то могут быть повышены в должности только за выслугу лет.
В отношении судей, кадровых военных действительной службы, должностных лиц и агентов полиции, дипломатических и консульских представителей за границей закон может установить ограничения их права состоять в политических партиях.
Отдел III. Вспомогательные органы
Статья 99. Национальный совет экономики и труда образуется в соответствии с порядком, установленным законом, и включает экспертов и представителей категорий производителей с учетом их количественной и качественной значимости.
Он является консультативным органом палат и Правительства по тем вопросам и с теми функциями, которые присвоены ему законом.
Он имеет право законодательной инициативы и может участвовать в разработке законодательства по экономическим и социальным вопросам согласно принципам и в пределах, установленных законом.
Статья 100. Государственный совет является консультативным органом в юридической и административной области, а также органом, осуществляющим правосудие в административной сфере.
Счетная палата осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения государственного бюджета. Она участвует в случаях и формах, установленных законом, в контроле за финансовой деятельностью организаций, которым государство содействует в обычном порядке. Она докладывает непосредственно палатам о результатах проведенного контроля.
Закон обеспечивает независимость от Правительства обоих учреждений и их членов.
Раздел IV. Магистратура
Отдел I. Судебная организация
Статья 101. Правосудие отправляется именем народа.
Судьи подчиняются только закону.
Статья 102. Судебные функции осуществляются ординарными судьями, должности которых учреждены и деятельность которых регулируется законом о судоустройстве.
Не могут учреждаться должности чрезвычайных или специальных судей. Могут учреждаться лишь специальные отделения по определенным категориям дел при обыкновенных судебных органах, при которых могут участвовать граждане, не принадлежащие к магистратуре, но призываемые к отправлению правосудия.
Закон регулирует случаи и формы прямого участия народа в отправлении правосудия.
Статья 103. Государственному совету и другим органам административной юстиции принадлежит юрисдикция по защите законных интересов по отношению к государственным органам и особенно в вопросах, указанных законом и, кроме того, связанных с субъективными правами.
Счетная палата осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной отчетности и в других областях, указанных в законе.
Юрисдикция военных трибуналов во время войны устанавливается законом. В мирное время их юрисдикция распространяется только на военные преступления, совершенные лицами, входящими в состав вооруженных сил.
Статья 104. Магистратура образует автономное и независимое от всякой другой власти сословие.
В Высшем совете магистратуры председательствует Президент Республики.
Первый председатель и Генеральный прокурор Кассационного суда по праву входят в состав Совета.
Две трети остальных членов избираются всеми ординарными судьями из числа лиц, принадлежащих к разным категориям магистратуры, а одна треть - Парламентом на совместном заседании палат из числа ординарных профессоров права университетов и из адвокатов, имеющих не менее чем пятнадцатилетний стаж.
Совет избирает вице-председателя из членов, избранных Парламентом.
Выборные члены остаются в должности четыре года и не могут быть непосредственно затем вновь избраны.
Они не могут, оставаясь в должности, быть включенными в кадровые списки по своей профессии, а также быть членами Парламента или областного совета.
Статья 105. В Высшем совете магистратуры согласно закону о судоустройстве рассматриваются зачисление на службу в магистратуру, назначение и перемещение магистратов, их повышение по службе, дисциплинарные меры, касающиеся магистратов.
Статья 106. Назначение магистратов производится по конкурсу.
Закон о судоустройстве может допустить назначение или избрание почетных судей для выполнения функций, присвоенных судьям, заседающим единолично.
По назначению Высшего совета магистратуры могут быть призваны для выполнения обязанностей советников Кассационного суда за выдающиеся заслуги ординарные профессора права университетов и адвокаты, имеющие не менее чем пятнадцатилетний стаж и занесенные в специальные списки для высших судов.
Статья 107. Магистраты несменяемы. Они не могут быть ни уволены или временно отстранены от должности, ни назначены на другие судебные или иные должности иначе как на основании решения Высшего совета магистратуры, принятого на основе и с гарантиями на защиту, установленными законом о судоустройстве, или с согласия самих судей.
Министр юстиции правомочен возбуждать дисциплинарно' производство.
Магистраты различаются между собой только по выполняемым ими функциям.
Прокуратура пользуется гарантиями, установленными для нее законом о судоустройстве.
Статья 108. Положения о судоустройстве и магистратур" устанавливаются законом.
Закон обеспечивает независимость судей специальных судов, прокуратуры при этих судах и лиц, не состоящих в магистратуре, но привлекаемых к участию в отправлении правосудия
Статья 109. Судебная власть непосредственно распоряжается судебной полицией.
Статья 110. Организация и деятельность учреждений, связанных с отправлением правосудия, подведомственны министру юстиции, с учетом компетенции Высшего совета магистратуры.
Отдел II. Положения о судопроизводстве
Статья 111. Все действия судебной власти должны быть мотивированы.
На постановления и действия, касающиеся личной свободы, вынесенные судебными органами, обыкновенными или специальными, всегда допускается принесение жалоб в кассационном порядке по мотивам нарушения закона. Отступления от этого правила могут быть допущены только в отношении приговоров военных трибуналов во время войны.
На решения Государственного совета и Счетной палаты принесение кассационной жалобы допускается только по основаниям, связанным с подсудностью.
Статья 112. Прокуратура обязана осуществлять уголовное преследование.
Статья 113. По поводу актов публичной администрации всегда допускается судебная защита прав и законных интересов перед органами общей или административной юстиции.
Такая защита не может быть исключена или ограничена особыми средствами обжалования или в отношении определенных категорий актов.
Закон устанавливает судебные органы, которые могут аннулировать акты государственной администрации в случаях и с последствиями, предусмотренными тем же законом.
Раздел V. Области, провинции и коммуны'
Статья 114. Республика делится на области, провинции и коммуны.
Статья 115. Области создаются как автономные образования с собственными правами и функциями согласно принципам, установленным в Конституции.
Статья 116. Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто Адидже, Фриули-Венеция Джулия и Валле-д'Аоста имеют особые формы и условия автономии согласно специальным статутам, установленным конституционными законами.
Статья 117. По вопросам, указанным ниже, и в пределах основных принципов, установленных законами государства, область издает законодательные нормы при условии, что они не противоречат национальным интересам других областей:
организация ведомств и административных учреждений, подчиненных области;
территория коммун;
местная городская и. сельская полиция;
ярмарки и рынки;
благотворительные учреждения, санитарная и больничная службы;
ремесленное и профессиональное обучение и помощь школе;
музеи и библиотеки местного значения;
урбанизм;
туризм и гостиничное дело;
трамваи и автомобильные линии областного значения;
дорожные, водопроводные и общественные работы областного значения;
озерное судоходство и пристани;
минеральные и лечебные воды;
карьеры и торфоразработки;
охота;
рыбная ловля во внутренних водах;
сельское хозяйство и леса;
ремесла;
другие вопросы, указанные конституционными законами.
Законы Республики могут наделять область правом издавать нормы для проведения этих законов в жизнь.
Статья 118. Область выполняет административные функции в сферах, перечисленных в предыдущей статье, кроме вопросов исключительно местного значения, которые могут быть переданы законами Республики провинциям, коммунам или другим местным учреждениям.
Государство может путем издания закона делегировать области осуществление других административных функций.
Область, как правило, выполняет свои административные функции, делегируя их провинциям, коммунам или другим местным учреждениям либо обращаясь к их службам.
Статья 119. Области пользуются финансовой автономией в формах и пределах, установленных законами Республики, которые приводят ее в соответствие с финансами государства, провинций и коммун.
В распоряжение областей поступают местные налоги и отчисления от государственных налогов, определяемые в зависимости от потребностей в расходах, необходимых для выполнения их обычных функций.
Для выполнения определенных задач, в частности для развития Юга и островов, государство в законодательном порядке предоставляет отдельным областям специальные средства.
Область обладает собственностью и имуществом в соответствии с условиями, установленными законом Республики.
Статья 120. Область не может устанавливать пошлины на ввоз, вывоз или транзит между областями.
Она не может принимать меры, в какой-либо степени препятствующие свободному передвижению лиц и имущества между областями.
Она не может ограничивать право граждан заниматься своей профессией, служить или работать в любой части национальной территории.
Статья 121. Органами области являются областной совет, джунта и ее председатель.
Областной совет осуществляет законодательную и регламентарную власть, которой наделена область, и другие функции, вверенные ей Конституцией и законами. Он может вносить законодательные предложения в палаты.
Джунта является исполнительным органом области.
Председатель джунты представляет область; он промульгирует областные законы и регламентарные акты; руководит осуществлением административных функций, делегированных государством области в соответствии с инструкциями центрального Правительства.
Статья 122. Закон Республики устанавливает систему выборов, число областных советников, положения о неизбираемости и несовместимости должностей с постами указанных советников.
Никто не может одновременно состоять членом областного совета и одной из палат Парламента или совета другой области.
Совет избирает из своей среды председателя и бюро для своих работ.
Областные советники не могут быть привлечены к ответственности за выраженные ими мнения и за голосование при выполнении своих функций.
Председатель и члены джунты избираются областным советом из его членов.
Статья 123. Каждая область имеет статут, который в соответствии с Конституцией и законами Республики устанавливает положения, относящиеся к внутренней организации области. Этот статут регулирует осуществление права инициативы и референдума в отношении законов и административных актов области, а также опубликование законов и регламентарных актов области.
Статут принимается областным советом абсолютным большинством голосов его членов и утверждается законом Республики.
Статья 124. Правительственный комиссар, имеющий резиденцию в главном городе области, руководит деятельностью государственной администрации и координирует ее с деятельностью, осуществляемой областью.
Статья 125. Контроль за законностью административных актов области осуществляется в децентрализованной форме органом государства в порядке и в пределах, установленных законами Республики. В определенных случаях закон может допустить контроль по существу с единственной целью - вызвать путем мотивированного запроса новое рассмотрение решения областным советом.
В области учреждаются органы административной юстиции первой ступени в порядке, установленном законом Республики. Могут учреждаться отделения с резиденцией вне главного города области.
Статья 126. Областной совет может быть распущен, если он совершает действия, противоречащие Конституции, или серьезные нарушения закона или не выполняет предложения Правительства сместить джунту или ее председателя, совершивших аналогичные действия или нарушения.
Он может быть распущен, если вследствие отставок или не возможности образовать большинство он не в состоянии функционировать.
Он может быть распущен также по соображениям национальной безопасности.
Роспуск предписывается мотивированным декретом Президента Республики по заслушании комиссии депутатов и сена торов по областным вопросам, образуемой в соответствии правилами, установленными законом Республики.
Декретом о роспуске назначается комиссия из трех граждан, имеющих право быть избранными в областной совет, которая назначает выборы в трехмесячный срок и занимается обычной административной деятельностью, входящей в компетенцию джунты, и принимает решения, которые нельзя отложить и которые должны быть представлены на утверждение нового совета.
Статья 127. Каждый закон, принятый областным советом, сообщается комиссару, который должен завизировать его в течение тридцати дней после сообщения, если только не возникает возражений со стороны Правительства.
Закон публикуется в десятидневный срок после визирования и вступает в силу не ранее чем через пятнадцать дней после его опубликования. Если областным советом заявлено о срочности закона и Правительство Республики с этим соглашается, то закон публикуется и вступает в силу независимо от указанных сроков.
Если Правительство Республики считает, что принятый областным советом закон превышает компетенцию области или противоречит национальным интересам или интересам других областей, то оно возвращает закон в областной совет в срок, установленный для визирования.
Если областной совет вновь одобрит закон абсолютным большинством голосов, то Правительство Республики может в течение пятнадцати дней по получении сообщения возбудить вопрос о законности перед Конституционным судом или поставить вопрос перед палатами о противоречиях в интересах. В случае сомнения Конституционный суд решает, к чьей компетенции относится данное дело.
Статья 128. Провинции и коммуны являются автономными образованиями в рамках принципов, установленных общими законами Республики, которые определяют их функции.
Статья 129. Провинции и коммуны являются также территориальными единицами государственного и областного деления.
Территории провинций могут быть подразделены на округа с исключительно административными функциями в целях последующей децентрализации.
Статья 130. Областной орган, учреждаемый в порядке, установленном законом Республики, осуществляет также в децентрализованной форме контроль за законностью актов провинций, коммун и иных местных образований.
В определенных законом случаях контроль, по существу, может проводиться путем предъявления органу, принявшему решение, мотивированного требования о пересмотре этого решения.
Статья 1311. Образуются следующие области: Пьемонт, Вал-ле-д'Аоста, Ломбардия, Трентино-Альто Адидже, Венето, Фриули-Венеция Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Абруцци, Молизе, Кампания, Апу-лия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния.
Статья 132. Конституционным законом по заслушании мнения областных советов может быть решено о слиянии существующих областей или о создании новых областей с числом жителей не менее миллиона, если это предлагают муниципальные советы, представляющие не менее одной трети заинтересованного населения, и если такое предложение одобрено на референдуме большинством того же населения.
Посредством референдума и закона Республики по заслушании областных советов может быть разрешено провинциям и коммунам по их желанию отделиться от одной области и присоединиться к другой.
Статья 133. Изменение границ провинций и образование новых провинций в пределах одной и той же области устанавливаются законом Республики по инициативе коммун и после консультации с этой областью.
Область по получении мнения заинтересованного населения может издавать законы, образующие на ее территории новые коммуны, и может также изменять их границы и названия.
Раздел VI. Конституционные гарантии
Отдел I. Конституционный суд
Статья 134. Конституционному суду подсудны:
споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей;
споры о компетенции между различными властями государства, между государством и областями и между областями;
обвинения, выдвигаемые согласно Конституции против Президента Республики.
Статья 135. Конституционный суд состоит из пятнадцати судей, назначаемых по третям: Президентом Республики, Парламентом на совместном заседании палат и высшей судебной администрацией, общей и административной.
Судьи Конституционного суда избираются из судей, в том числе находящихся в отставке, высших общих и административных судов, ординарных профессоров права университетов и адвокатов с двадцатилетним стажем.
Судьи Конституционного суда назначаются на девятилетний срок, исчисляющийся со дня принесения присяги; они не могут быть назначены повторно.
По истечении указанного срока судья освобождается от должности и прекращает исполнение своих функций.
На основе и в соответствии с законом Конституционный суд избирает из числа своих членов председателя, который остается на этом посту в течение трех лет. Он может переизбираться до тех пор, пока продолжает исполнять свои функции в качестве судьи.
Должность судьи Конституционного суда несовместима с обязанностями члена Парламента или областного совета, с осуществлением профессии адвоката и другими должностями, указанными в законе.
В рассмотрении обвинений против Президента Республики кроме ординарных судей Конституционного суда участвуют шестнадцать членов суда, назначаемых по жребию из списка граждан, обладающих необходимыми квалификациями для избрания в сенаторы. Этот список составляется Парламентом каждые девять лет путем выборов в соответствии с правилами, применяемыми для назначения ординарных судей.
Статья 136. Если Суд объявляет о неконституционности какого-либо положения закона или акта, имеющего силу закона, то такое положение теряет силу со дня, следующего за днем опубликования решения суда.
Решение суда публикуется и сообщается палатам и заинтересованным областным советам для того, чтобы они, если сочтут необходимым, приняли соответствующие Конституции меры.
Статья 137. Конституционный закон1 устанавливает условия, формы и сроки возбуждения дел о конституционной законности, а также гарантии независимости судей Конституционного суда.
Другие положения, необходимые для образования и деятельности Суда, устанавливаются простым законом.
Никакие жалобы в отношении решений Конституционной суда не допускаются.
Отдел II. Пересмотр Конституции. Конституционные законы
Статья 138. Законы, изменяющие Конституцию, и другие конституционные законы принимаются каждой из палат после двух последовательных обсуждений с промежутком не менее трех месяцев и одобряются абсолютным большинством членов каждой палаты при втором голосовании.
Эти законы выносятся на народный референдум, если в течение трех месяцев после их опубликования этого потребует пятая часть членов одной из палат, или пятьсот тысяч избирателей, или пять областных советов. Закон, вынесенный на референдум, не считается принятым, если он не одобрен большинством признанных действительными голосов.
Референдум не проводится, если при втором голосовании в каждой из палат закон был принят большинством в две трети голосов их членов.
Статья 139. Республиканская форма правления не может быть предметом конституционного пересмотра.

Переходные и заключительные постановления
I. Со вступлением в силу Конституции временный Глава государства осуществляет функции Президента Республики и принимает этот титул.
II. Если ко дню выборов Президента Республики не будут образованы все областные советы, то в выборах участвуют только члены обеих палат.
III. Для сформирования первого состава Сената Республики декретом Президента Республики назначаются сенаторами депутаты Учредительного собрания, которые отвечают требованиям закона для избрания в сенаторы и которые:
были председателями Совета министров или законодательных собраний;
состояли членами распущенного Сената;
состояли депутатами по меньшей мере трех законодательных собраний, включая Учредительное собрание;
были лишены звания депутата по решению Палаты депутатов в заседании 9 ноября 1926 г.;
отбыли не менее пяти лет заключения по приговору специального фашистского трибунала для защиты государства.
Декретом Президента Республики назначаются сенаторами также члены распущенного Сената, участвовавшие в Национальном совещательном собрании.
От права на назначение сенатором можно отказаться до подписания декрета о назначении. Согласие на выдвижение своей кандидатуры в политических выборах заключает в себе отказ от права быть назначенным сенатором.
IV. При первых выборах Сената Молизе считается отдельной областью с количеством сенаторов, которое полагается по количеству ее населения.
V. Постановление статьи 80 Конституции относительно международных договоров, влекущих за собой финансовые обязательства или изменения законов, имеет силу с момента созыва палат.
VI. В течение пяти лет с момента вступления в силу Конституции производится пересмотр существующих ныне специальных органов юрисдикции, за исключением юрисдикции Государственного совета, Счетной палаты и военных трибуналов.
В течение одного года с той же даты реорганизуется в законодательном порядке Высший военный трибунал в соответствии со статьей 1111.
VII. Впредь до издания в соответствии с Конституцией нового закона о судоустройстве продолжают соблюдаться действующие нормы судоустройства.
Впредь до вступления Конституционного суда в отправление своих функций разрешение спорных вопросов, указанных в статье 134, производится в порядке и в пределах норм, существовавших до вступления в силу Конституции.
VIII. Выборы областных советов и выборных административных провинциальных органов назначаются в течение года с момента вступления в силу Конституции.
Законы Республики регулируют для каждой отрасли публичной администрации передачу государственных функций, отнесенных к компетенции областей. Впредь до осуществления реорганизации и распределения административных функций между местными учреждениями в ведении провинций и коммун остаются функции, осуществляемые ими ныне, а также и другие, выполнение которых делегировано им областями.
Законы Республики регулируют передачу областям должностных лиц и служащих, не исключая центральной администрации, поскольку такая передача окажется необходимой при новой организации. Для комплектования своих учреждений области должны, исключая случаи особой необходимости, набирать свой соответствующий персонал государственных служащих и служащих местных учреждений.
IX. Республика в течение трех лет по вступлении в силу Конституции приводит свои законы в соответствие с требованиями местной автономии и с объемом законодательной власти, которой наделены области.
X. За областью Фриули-Венеция Джулия, к которой в силу статьи 116 временно применяются общие нормы раздела V части второй, сохраняется защита языковых меньшинств в соответствии со статьей 6.
XI. До истечения пятилетнего срока с момента вступления в силу Конституции конституционными законами могут быть образованы другие области во изменение перечня, содержащегося в статье 131, хотя бы и без соблюдения условий, требуемых первым абзацем статьи 132, но с сохранением, однако, обязательства опроса заинтересованного населения.
XII. Запрещается восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии.
В отступление от статьи 48 законом устанавливаются временные, на срок не более пяти лет с момента вступления в силу Конституции, ограничения активного и пассивного избирательного права для ответственных руководителей фашистского режима.
XIII. Члены и потомки Савойской династии не являются избирателями и не могут занимать ни официальных постов, ни выборных должностей.
Бывшим королям Савойской династии, их супругам и их потомкам по мужской линии запрещается доступ на национальную территорию и пребывание здесь.
Находящееся на национальной территории имущество бывших королей Савойской династии, их супруг и их потомков по мужской линии переходит к государству. Передача и установление вещных прав на это имущество, произведенные после 2 июня 1946 г., недействительны и не имеют силы.
XIV. Дворянские титулы не признаются.
Приставки титулов, существовавшие до 28 октября 1922 г., считаются частью фамилии.
Орден Святого Маврикия сохраняется как общество по уходу за больными и действует в порядке, установленном законом.
Закон определит упразднение Геральдического совета.
XV. Со вступлением в силу Конституции становится закон законодательный декрет от 25 июня 1944 г. № 151 о временной организации государства.
XVI. В течение года со дня вступления в силу Конституции пересматриваются и приводятся в соответствие с ней предшествующие конституционные нормы, не отмененные еще прямо или косвенно.
XVII. Учредительное собрание будет созвано его председателем для обсуждения и принятия до 31 января 1948 г. закона о выборах Сената Республики, специальных областных статутов и закона о печати.
До выборов новых палат Учредительное собрание может быть созвано, если окажется необходимым обсуждать вопросы, отнесенные к его компетенции законодательным декретом № 98 от 16 марта 1946 г. (пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 1 и 2 статьи 3).
В течение этого времени постоянные комиссии продолжают функционировать. Законодательные комиссии возвращают Правительству поступившие к ним законопроекты с замечаниями и предложениями поправок, если они имеются.
Депутаты могут предъявлять Правительству запросы с требованиями письменных ответов.
Учредительное собрание для надобностей, указанных во второй части настоящей статьи, созывается его председателем по мотивированному требованию Правительства или по меньшей мере двухсот депутатов.
XVIII. Настоящая Конституция промульгируется временным Главой государства в течение пяти дней со дня ее одобрения Учредительным собранием и вступит в силу 1 января 1948 г.
Текст Конституции хранится в муниципальном зале каждой коммуны Республики и остается здесь в течение всего 1948 г., чтобы все граждане могли с ним ознакомиться.
Конституция, скрепленная государственной печатью, будет включена в официальный сборник законов и декретов Республики.
Конституция как Основной закон Республики должна соблюдаться с верностью всеми гражданами и органами государства.
Дано в Риме в день 27 декабря 1947 г

КОНСТИТУЦИЯ ИСПАНИИ
(вступительная статья)
Испания обладает богатыми и сложными конституционными традициями. Первая конституция в этой стране была выработана в 1812 году Кортесами, вынужденными заседать в Кадисе - главном городе одноименной провинции на юге Испании - во время сопротивления французской оккупации. Испанская история богата революционными событиями: лишь в XIX веке было пять революций, порождавших какие-либо акты конституционного уровня. С государственно-правовой точки зрения Испания всегда тяготела к монархической форме правления. Лишь две республики с непродолжительным сроком существования ( Первая в 1873 - 1875 гг., Вторая - в 1931 - 1939 гг.) известны в истории страны. Современная конституционная история отправной точкой имеет смерть Ф. Франко, последовавшую 20 ноября 1975 года
В результате этого события в стране не образовался вакуум власти, потому что продолжали существовать институты прежнего авторитарного режима. Военно-фашистская диктатура в Испании была установлена в результате мятежа и войны против республики, начавшейся в июле 1936 года. Конституционная легализация режима заняла почти тридцать лет и окончательное оформление франкистской конституции произошло лишь 10 января 1967 года, когда был промульгирован последний из семи основных законов. Совокупность этих законов вполне охватывала круг вопросов, регулируемых конституциями зарубежных государств.
Растянутое на десятилетия конституционное оформление политического режима объяснялось совсем не "темпераментом" его основателя Ф. Франко, а внутри - и внешнеполитическими причинами: желанием сбить недовольство внутри страны, стремлением придать видимость демократического государства в условиях внешнеполитической изоляции.
Франкистская конституция отличалась заметной оригинальностью; составляющие ее основные законы относились к основным только потому, что об этом указывалось в самом тексте закона. Закон о наследовании поста главы государства в статье 10 называл основным самим себя и четыре предыдущих; о том же говорили статья 30 Закона о принципах Национального движения, второе заключительное положение Органического закона 1967 г. Конституция могла дополняться или изменяться такими же законами. Сами основные законы не отличались "жесткостью" при изменении, хотя некоторые из них и поправки к ним принимались на референдуме.
Специальный декрет Ф. Франко, изданный после принятия на референдуме Органического закона 1967 г., систематизировал основные законы, в какой-то мере "подогнав" их друг к другу. Форма конституции была удобна политическим силам, стоявшим в то время у власти. Сам Ф. Франко говорил: "Наш режим - режим открытой, а не закрытой конституции, готовой ко всем усовершенствованиям, которые требуются страной...".
Смерть диктатора не повлекла каких-либо немедленных изменений в государственном строе, но двумя последовательно существовавшими правительствами А. Новарро и особенно А. Суареса был взят курс на демократизацию общественной жизни. Программа правительства А. Суареса, опубликованная 16 июля 1976 года, содержала желание "установить демократическую политическую систему" с преобразованием конституции. Подготовленный правительством законопроект о политической реформе был проведен с соблюдением всех требований еще действовавшей франкистской конституции; сначала было получено консультативное заключение Национального совета Движения, т. е. правившей партии - Испанской фаланги традиционалистов и хунт национал-синдикалистского движения, затем проект был принят Кортесами, причем их члены - прокурадоры приняли текст 18 ноября 1976 года 425 голосами против 72, т. е. с перевесом в 114 голосов сверх требовавшихся двух третей. В данном случае произошло событие нечасто встречающееся в истории: был принят закон, упразднявший существование Кортесов, а прокурадоры голосовали за ликвидацию собственных должностей. В декабре 1976 г. закон о реформе был одобрен на референдуме 94% проголосовавших избирателей. Этот акт стал восьмым, имевшим ранг основного закона.
Закон о политической реформе учредил на переходный период некоторые демократические институты. В частности, первая статья этого акта гласила: "Демократия в испанском государстве основывается на верховенстве закона, на суверенитете народа. Основные права нерушимы и их обязаны уважать все органы государства".1 Закон о реформе внес изменения в другие действовавшие основные законы и учредил практически новую структуру органов государственной власти. Был образован двухпалатный парламент - Кортесы, включившие Конгресс депутатов и Сенат. До этого двухпалатный парламент существовал только по конституциям 1912 и 1931 гг.
Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы приступили к разработке конституции. Выработанный основной закон явился результатом консенсуса политических партий, представленных в парламенте, отражением компромисса между ними и совсем не свидетельствовал об отсутствии борьбы при подготовке проекта. В каждой из палат Кортесов было внесено более чем по тысяче поправок в законопроект, подготовленный комиссией из представителей различных политических партий. Конституция с самого начала разрабатывалась парламентским путем, а не была продолжением, развитием какого-либо проекта правительства, комитета экспертов или иного текста, подготовленного вне стен парламента. В результате такого способа выработки основной закон в наибольшей мере отразил соотношение политических сил, борьбу партий в Кортесах. О характере консенсуса говорят результаты голосования: во втором чтении 31 октября 1978 г. В Конгрессе депутатов из общего числа членов в 350 в голосовании приняли участие 345, из них 325 - отдали свои голоса за проект, 14 депутатов воздержалось и лишь 6 -были против проекта. В Сенате голосовало 239 членов, из которых за проект - 226, 8 - воздержалось и 5 - "против". Немаловажно и то обстоятельство, что за проект голосовали все парламентарии основных политических партий страны. 6 декабря 1978 г. конституция была одобрена на референдуме: 87,6% голосовавших высказалось "за" и только 7,8% - "против". В урнах оказалось 3,5% незаполненных бюллетеней и 0,74% - недействительных. Значительный процент воздержавшихся от голосования говорил либо об индифферентности избирателей, либо о неприятии нового демократического режима.
Основной закон 1978 г. отразил как испанские традиции, так и впитал в себя зарубежный конституционный опыт - нормативный и доктринальный. Если первый из них выражался в заимствовании конкретных юридических норм, то второй - в форме включения в акт идей общего характера и во влиянии на законодателя при обсуждении и принятии основного закона Можно указать на влияние конституций ФРГ 1949 г. и Италии 1947 г. на разработку положений об автономии; соответствующих статей итальянской конституции на статус Конституционного суда; положений основных законов ФРГ, Италии, Португалии - на формулировку ряда прав и свобод граждан;
скандинавского конституционного опыта - на создание института омбудсмана ("Народного защитника"); французской конституции 1958 г. - на порядок образования правительства;
французской конституции 1946 г. и германской 1949 г. - на институт ответственности правительства перед Конгрессом депутатов; шведской конституции 1975 г. - на значительное число элементов статуса главы государства.
Конституция 1978 г. в преамбуле и в первых статьях закрепила идеологические и политические основы испанского государства и полностью отказалась от структур, лежавших в основе франкистской модели. В качестве краеугольных принципов в ней закреплены права человека, демократический, социальный и правовой характер государства; в основу последнего положен национальный суверенитет, принадлежащий испанскому народу, от которого исходят все полномочия органов государственной власти. Для сравнения укажем несколько государственно-правовых идей франкистской доктрины, на которой строилось государство. В основе этой доктрины лежали идеи/партии "Испанская фаланга", образованной в 1934 г. Х.А. Примо де'Ривера. Первоначальная программа в несколько модернизованном виде была оформлена в качестве одного из основных законов Испании - "Принципы Национального движения" от 17 мая 1958 г., которому должны были соответствовать все другие законы, включая и основные. "Мы будем делать все шаги, какие нужно, чтобы законными способами и в рамках Основных принципов всегда оставаться под одними и теми знаменами со спокойною силою на службе разума, справедливости и Испании" - говорил Ф. Франко 17 ноября 1967 г. при открытии 9-й легислатуры Кортесов.
Другими словами, Основные принципы претендовали на бесконечное существование. Вот некоторые из этих принципов.
"Статья V. В качестве основы национальное содружество имеет человека, как носителя вечных ценностей, и семью, являющуюся основой социальной жизни; личные и коллективные интересы всегда должны быть подчинены общему благу Нации, созданными прошлыми и живущими поколениями. В равной мере закон защищает права всех испанцев.
Статья VI. Естественные ассоциации общества - семья, коммуна и профсоюз - базовые структуры национального содружества. Установления и корпорации иного характера, отвечающие социальным потребностям, с общими интересами, должны защищаться с тем, чтобы они могли эффективно участвовать в совершенствовании целей национального сообщества.
Статья VIL Испанский народ, объединенный в юридическую организацию, создаваемую постулатами власти, свободы и служения, образует национальное государство. В рамках незыблемых принципов Национального движения и всех принципов, сформулированных в Законе о наследовании и в других основных законах, политической формой этого государства является традиционная католическая, социальная и. представительная монархия.
Статья VIII. Представительный характер политической организации является фундаментальным принципом наших политических институтов. Народ участвует в выполнении задач законодательного характера и в осуществлении других функций, имеющих общий интерес, через посредство семьи, коммуны, профсоюзов и различных объединений, признаваемых законом для этих целей. Любая другая политическая организация, находящаяся вне этой представительной системы, будет незаконной.
Все испанцы будут иметь доступ к государственным постам и должностям в соответствии с их заслугами и способностями".
В отличие от французской 1958 г. и германской 1949 г. конституций, преамбулы которых являются их составными частями, испанская юридическая доктрина не рассматривает эту часть основного закона как имеющую обязательную юридическую силу. На преамбулы нельзя ссылаться при обращении в Конституционный суд или в обычные суды, но эта часть акта учитывается судьями при толковании конституционных норм, поскольку она указывает намерения, цели, положенные учредителями в основание конституции.
Если франкистская концепция говорила об участии народа в управлении государством через семью, муниципалитеты, "вертикальные профсоюзы" и другие "органические единицы", то конституция 1978 г. закрепила в качестве основополагающего принцип национального суверенитета, принадлежащего испанскому народу. Провозглашение такого суверенитета соответствует испанской конституционной традиции, поскольку основные законы 1812, 1837, 1856, 1869 гг. закрепляли такой же. Обобщающий термин "испанская нация" (ст. 2) подчеркивает единство, историческую, культурную и человеческую общность народа. Такое единство, однако, не препятствует созданию национальной автономии. Реализация принципа национального суверенитета осуществляется через участие испанских граждан в политической жизни. Участие имеет различные формы и может быть непосредственным, т. е. путем голосования на референдумах (конституционных и консультативных на национальном уровне - ст. 92, 167 и 168 основного закона) и при реализации права народной инициативы (ст. 87). Все же возможность граждан участвовать непосредственно на национальном уровне имеет ограниченное применение.
Несомненно способствующей развитию демократии стала норма статьи 23 об участии граждан на всех уровнях представительства, что исключает возврат к франкистским построениям "органической демократии", основанных на концепции "органического" строения общества. При "органической демократии" изолированного индивида не существует; общество представляет пирамиду "живых организмов" - внизу находится семья, выше - местные или профессиональные сообщества, а на вершине - само государство - высшая сущность, но которая признает права составляющих "организмов". Пределы власти государства, таким образом, не ограничивались изнутри (как это следует из теории разделения властей), а устанавливались извне в результате существования полномочий у признаваемых государством социальных единиц. Эта "органическая" теория, сильно экстраполируя монархические структуры, вела к отрыву об выборного порядка формирования государственных органов. "Органическая демократия" была демократией групп; органы власти не были "заземлены" на избирательный корпус. Эта же "демократия" игнорировала существование политических партий.
"Перед лицом этой лживой демократии (т. е. демократии в странах Западной Европы - В. М.), которая аннулирует личность, мы устанавливаем органическую демократию. Мы питаем отвращение к политическим партиям, потому что они разрушили Испанию... Для нас существование Родины не может быть передано на обсуждение людей; есть вещи, которые выше права людей..." И еще: "Новое испанское государство будет настоящей демократией, в которой граждане будут участвовать в управлении через посредство своей профессиональной деятельности и своих функций" - утверждал Ф. Франко.
Конституция 1978 г. напротив, институционализировала режим многопартийности (ст. 6). Политический плюрализм является средством выражения национального и культурного многообразия страны. Провозглашение плюрализма ведет к признанию свободного образования и деятельности партий, но "в рамках конституции и других законов". Несмотря на эти ограничения, конституция, однако, гораздо шире трактует партийную деятельность, чем основные законы ФРГ 1949 г. и Франции 1958 г. Одновременно конституция институционализировала существование профсоюзов и предпринимательских организаций (ст. 7).
Основной закон 1978 г. построен по классическому западноевропейскому образцу; он содержит основные структурные элементы, присущие актам такого уровня в этом регионе, и включает преамбулу, общие положения, раздел о правах и обязанностях, об основных принципах социальной и экономической политики, разделы об органах государственной власти, об экономике и хозяйстве, о территориальной организации государства, о Конституционном суде, об изменении конституции, а также дополнительные, переходные, отменяющие и заключительные положения.
Наиболее заметными в этом законе стали нормы о правах и свободах, о юридических и других гарантиях реализации конституционных предписаний в этой области, а также нормы об экономике и хозяйстве и международно-правовые статьи.
Пятьдесят пять статей первого раздела из общего числа 169, составляющих основной закон, посвящены правам, свободам и обязанностям граждан. Первый абзац 10 статьи конституции содержит своего рода философское обоснование прав и свобод, которое зиждется на естественной теории их происхождения:
"Достоинство личности, неотчуждаемость ее неотъемлемых прав, ее свободное развитие, уважение к закону, правам других являются основой политического порядка и социального мира". Вокруг прав и свобод, как стержня, строится политическая и социальная организация Испании. Конституция провозглашает неотчуждаемость прав и свобод; правда в некоторых случаях действие ряда прав может приостанавливаться (ст. 55), но многие реализуются несмотря ни на какие обстоятельства. Статья 10 говорит и о том, что провозглашаемые права и свободы должны рассматриваться в соответствии с нормами Всеобщей декларации прав и свобод 1948 г., международными договорами с соглашениями, ратифицированными Испанией (т. е. и в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., а также в соответствии с многочисленными конвенциями и соглашениями, заключенными в рамках Совета Европы). И если ссылка на международные договоры и соглашения является обычным правилом, содержащимся в послевоенном конституционном законодательстве западноевропейских стран, то упоминание о Всеобщей декларации прав человека 1948 г. весьма примечательно, поскольку этот акт является всего лишь резолюцией Генеральной ассамблеи ООН, не имеющей юридической силы. Такое упоминание скорее указывает на желание испанского законодателя подчеркнуть важность прав и свобод, опершись на авторитет Организации Объединенных Наций.
Свобода и равенство граждан и их групп, согласно п. 2 статьи 9 конституции, должны быть действительными и эффективными и в связи с этим государственные органы и службы должны создавать условия для обеспечения этих прав. Статьи 47 - 51 указывают некоторые гарантии для этого; правда, только в 50 статье прямо говорится о материальных гарантиях пенсионного обеспечения, а в других - об участии государства в реализации ряда прав и свобод. Очевидно, что такое участие предполагает и материальные предпосылки.
В конституции содержится довольно разработаннаясистема юридических гарантий прав граждан. К ним относится обжалование в Конституционный суд и в обычные суды. Обжалование в Конституционный суд производится в порядке процедуры "ампаро", заимствованной из латиноамериканской практики и существовавшей в республиканской конституции 1931 г. Эта процедура позволяет через Конституционный суд защищаться от покушений на права и свободы в результате издания государством, автономными сообществами, юридическими лицами, а также их чиновниками и агентами юридических или иных-актов материального характера. Статья 17 (п. 4 ) предусматривает и процедуру "habeas corpus", как специфическую форму охраны свободы личности; эта процедура состоит в немедленной передаче в распоряжение суда лиц, задержанных "незаконно". Конкретная реализация этой процедуры отнесена к ведению закона уровнем ниже конституционного. Еще один способ защиты прав граждан - обращение к Народному защитнику - испанскому варианту омбудсмана, назначаемому Генеральными кортесами (ст. 54 конституции). Это должностное лицо призвано защищать только права и свободы граждан; закрепленные в первом разделе основного закона, и оно не является гарантом соблюдения всех его норм, Народный защитник может возбуждать дела в Конституционном суде по мотивам неконституционности и в порядке процедуры ампаро.
Конституция 1978 г. - акт периода активного вмешательства государства в экономическую жизнь и эта функция со всей очевидностью закреплена в этом акте. В статье 38 наряду с признанием свободы частнопредпринимательской деятельности в условиях рыночного хозяйства установлено обязательство государства гарантировать и защищать это право в соответствии "с общими экономическими требованиями и требованиями планирования", а в статье 128 признается "право публичной инициативы в экономической деятельности", а также говорится о возможности сохранения за государством определенных ресурсов и монополий. Специальный раздел (ст. 128 - 136) регулирует взаимоотношения государства и экономики.
Как известно, Испания как государство начало формироваться вокруг двух исторических местностей - Кастилии и Арагонии, и стала постепенно включать территории с народами разных исповеданий, языков, местных особенностей, расселившихся на Пиренейском полуострове. Национальная проблема всегда была в Испании остра и злободневна. Конституция Второй республики содержала положения об автономии национальных районов, но гражданская война и франкизм прервали процесс национального строительства. Франкизм провозглашал политическую унификацию по двум, главным образом, причинам. Первая из них - идеологическая. Единство - условие могущества и независимости Испании. "Единство между людьми и между землями Испании незыблемо. Целостность . Родины и ее независимость - высшее требование национального сообщества", - говорилось в IV статье Закона о принципах Национального движения от 17 мая 1958 г. Вторая причина жесткого унитаризма - стремление противостоять требованиям автономии в двух наиболее крупных регионах (Страна басков и Каталония), в которых оппозиция франкизму была наиболее сильной в стране и доходила до вооруженной борьбы.
Конституция 1978 г. разрешила национальную проблему, предоставив статус автономии составным частям Испании (раздел VIII, статьи 137 - 158) Была распределена компетенция между центром и автономными сообществами. В настоящее время территория страны включает муниципалитеты, провинции и автономные сообщества. Эти единицы управляются своими органами. Конституция точно не указала перечня автономных сообществ; каждое из них должно само выработать свой статут, но в рамках действующего основного закона. В настоящее время имеется 17 таких сообществ. Статья 149 содержит перечень областей регулирования, в которых государство имеет исключительную компетенцию, а статья 148 - компетенцию, могущую быть включенной в статут автономного сообщества. Сообщества, которые получили автономию с соблюдением специальной процедуры статья 151 конституции (Каталония, Страна басков, Голисия и Андалузия) также обладают правом на полномочия, статьей 149 не отнесенной исключительно к ведению государства и на полномочия, не перечисленные в статьях 148 и 149 конституции.
Закрепленная в конституции структура государственных органов относительно проста: функции главы государства принадлежат королю, законодательная власть - Генеральным кортесам, исполнительная - правительству; Конституционный суд - орган конституционной юстиции.
Вопрос о монархии был предметом многочисленных дебатов при создании конституции и большинство политических партий выступали за учреждение этого института. Только Испанская рабочая социалистическая партия и ее союзники, в частности, социалисты Каталонии, требовали введения республиканской формы правления. По их мнению, должна быть восстановлена именно эта форма правления, упраздненная гражданской войной и франкизмом. Исходя из формальных положений конституции, вытекает, что невыборная монархия противоречит провозглашенным принципам национального суверенитета и демократии. Против учреждения монархии был использован и тот аргумент, что пост монарха был учрежден Ф. Франко.
За монархическую форму правления высказались наиболее значительные политические партии страны, включая Коммунистическую. Они приводили несколько доводов: прежде всего монархия является традиционной формой правления страны; существование монархии не противоречит принципам демократии и принципу национального суверенитета, и лучшим тому подтверждением является практика ряда западноевропейских стран, в которых наиболее развитый демократизм существует при очень "старых" по времени монархиях. Кроме того, на референдуме по закону о политической реформе и на выборах Кортесов 1977 г. большинство избирателей благоприятно относились к монархии, и речь, таким образом, шла не о монархии в традиционном смысле, а о монархии нового типа, которую затем испанский народ одобрит при принятии конституции. Кроме того, нельзя было не учитывать и тот немаловажный факт, что король сыграл весьма важную роль сразу же после смерти Ф. Франко при переходе к демократическому пути развития страны. Многие из конституционных положений 1978 г. о короне было перенесено из предшествующих основных законов. Так, нормы о вакантности трона (абз. 3 ст. 57) дословно взяты из акта 1812 г., повторенных в последующих основных законах. Институт регентства и опеки воспроизведен из акта 1845 г. и т.д.
Испанский парламент - Генеральные кортесы, - включающие Конгресс депутатов и Сенат, в целом следует западноевропейской модели и коренным образом отличается от квазипарламента, существовавшего при Ф. Франко. Члены Кортесов - прокурадоры - принадлежали к пяти основным категориям, из которых только одна избиралась прямым голосованием:
1. члены по праву (всего 125 или почти четверть палаты); в эту группу входило 19 членов правительства, 99 национальных советников, председатели высшего трибунала юстиции, Государственного совета, Высшего совета военной юстиции. Счетного трибунала и Совета национальной экономики, президента Испанского института и Высшего совета научных исследований;
2. двадцать пять членов, назначавшихся главой государства;
3. 114 представителей территориальных коллективов (муниципалитетов и провинциальных депутаций), которые, следовательно, избирались косвенным путем; 156 представителей "органических единиц" - профсоюзов (150), профессиональных корпораций. Испанского института, Высшего совета научных исследований, ректоры университетов; 4. 104 представителя от семей. Они были единственными, кто избирался прямым голосованием, но не всеми избирателями, а только главами семей и замужними женщинами.
Испанские Кортесы по конституции 1978 г. формируются всеобщими, прямыми и равными выборами при тайном голосовании, причем нижняя палата - Конгресс депутатов избирается по пропорциональной системе, а Сенат - палата территориального представительства - по такой же системе, но каждая провинция представлена четырьмя сенаторами, а некоторые острова имеют иное представительство.
Из особенностей организации палат Генеральных кортесов следует указать на существование постоянных депутатских комиссий из 21 члена в каждой из них; они осуществляют полномочия палат, когда те распущены или их полномочия истекли, или если палаты не созваны. Постоянные депутатские комиссии имеют право требовать созыва палат на чрезвычайные сессии (п. 2 ст. 73 ); когда Генеральные кортесы распущены или их мандат истек, то эти комиссии принимают декреты-законы, которые им передаются правительством (п. 2 ст. 86); эти комиссии, кроме того, информируются правительством при объявлении состояния угрозы и введения осадного положения (пп. 2 и 4 ст. 116). В межсессионный период названные комиссии осуществляют все полномочия Генеральных кортесов. Они отчитываются перед палатами о принятых решениях.
Наиболее прогрессивным новшеством в конституции 1978 г. считается учреждение Конституционного суда, продолжившего традиции соответствующего органа Второй республики. Основной закон 1931 г. создал Суд конституционных гарантий, деятельность которого была прервана гражданской войной. Конституционный суд коренным образом отличается от института надзора, образованного Ф. Франко в 1967 г., особенностью которого было не наблюдение за соподчиненностью и соответствием юридических норм основному закону страны, а наблюдение за соответствием таких норм идеологическим установкам франкизма. Высшим органом надзора был Совет королевства, который доводил рассматриваемое дело до сведения главы государства (т. е. Ф. Франко).
Конституционный суд обладает широкой компетенцией и рассматривает не только соответствие актов (органических законов, простых законов, статутов автономных сообществ, международных договоров, регламентов палат Генеральных кортесов, законов, актов и нормативных положений, имеющих силу закона, автономных сообществ) конституции, но и жалобы и ходатайства граждан на нарушение их конституционных прав и свобод. Суд разбирает конфликты о распределении компетенции между государством и автономными сообществами или различными сообществами, а также конфликты между конституционными органами государства (последняя компетенция предоставлена органическим законом от 3 октября 1979 г.), т. е. между правительством, Конгрессом депутатов, Сенатом, Генеральным советом судебной власти, и обладает некоторыми другими полномочиями (например, в предварительном порядке рассматривает проекты статутов автономных сообществ).
В конституции 1978 г. достаточно широко представлены нормы, регулирующие отношения Испании в международной сфере. Кроме специального раздела (ст. 93 - 96) "О международных договорах", она содержит и другие положения. Правда, конституция весьма в лапидарной форме выразила свои руководящие внешнеполитические принципы, указав в преамбуле о стремлении испанского народа "сотрудничать с народами Земли в укреплении мирных отношений и совместных действий". Такая форма указывает на борьбу при выработке конституции. Вместе с тем основной закон 1978 г. достаточно подробно для документа такого уровня регулирует процедуру заключения международных договоров, говорит о правовом положении иностранцев, об экстрадикции и праве убежища (ст. 13), устанавливает правила о соотношении международно-правовых и внутригосударственных норм, об участии страны в международных организациях, включая и наднациональные.
В целом основной закон 1978 г. отразил основные тенденции конституционного развития послевоенной Европы: нововведения заметны во всех частях конституции: в правах и свободах граждан, в структуре центральных органов власти, во взаимоотношениях парламента и правительства, в учреждении и компетенции органа конституционной юстиции, во включении международно-правовых положений. В то же время этот акт содержит и национальные черты и решает проблемы собственно испанского происхождения (например, национальный вопрос).

Конституция королевства Испания
(от 27 декабря 1978 года)
Дон Хуан Карлос I, Король Испании, всем, кто увидит и поймет настоящий Акт. Знайте, что Кортесы одобрили, а испанский народ утвердил следующую Конституцию:
Преамбула
Испанская Нация, желая установить справедливость, свободу и безопасность и обеспечить благополучие всех, кто ее составляет, используя свое суверенное право, заявляет о стремлении:
гарантировать демократическое сосуществование в рамках конституции законов в соответствии со справедливым экономическим и социальным порядком; установить правовое государство, которое обеспечивает верховенство закона, как выражения воли народа;
обеспечить всем испанцам и всем народам Испании осуществление прав человека, развитие своих культур и традиций, языков и институтов:
способствовать прогрессу культуры и экономики для обеспечения всем достойного уровня жизни;
создать передовое демократическое общество и взаимодействовать в укреплении мирных отношений и эффективного сотрудничества между всеми народами Земли.
В соответствии с этим Кортесами одобрена и испанским народом утверждена следующая Конституция.

Вводный раздел
Статья 1. 1. Испания конституируется в правовое, социальное и демократическое государство, которое пpoвoзглaшae высшими ценностями правопорядка свободу, справедливость равенство, политический плюрализм.
2. Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства.
3. Политической формой испанского государства является парламентарная монархия.
Статья 2. Конституция основана на нерушимом единстве испанской нации, единой и неделимой для всех испанцев Родине; она признает и гарантирует право на автономию для национальностей и районов, ее составляющих и солидарное между всеми ними.
Статья 3. 1. Кастильский является официальным языком Испанского государства. Все испанцы обязаны знать его и имеют право им пользоваться.
2. Другие языки Испании также являются официальными в автономных сообществах в соответствии с их статутами.
3. Богатство различных языковых особенностей Испании является культурным наследием, которое пользуется особым уважением и защитой.
Статья 4. 1. Флаг Испании состоит из трех горизонтальных полос - красной, желтой и красной, причем желтая полоса вдвое шире, чем каждая из красных.
2. Статуты могут признавать особые флаги и гербовые знаки автономных сообществ. Они могут использоваться в государственных учреждениях и официальных актах наряду с государственным флагом Испании.
Статья 5. Столицей государства является город Мадрид.
Статья 6. Политические партии в соответствии с принципом политического плюрализма содействуют формированию и выражению народной воли и являются основным инструментом политического участия. Их создание и деятельность являются свободными при условии уважения Конституции и закона. Их внутренняя структура и деятельность должны быть демократическими.
Статья 7. Профсоюзы трудящихся и ассоциации предпринимателей вносят свой вклад в защиту и осуществление экономических и социальных интересов, которые являются также их собственными интересами. Их создание и деятельность является свободной при условии уважения Конституции и закона. Их внутренняя структура и деятельность должны быть демократическими.
Статья 8. 1. Вооруженные силы, состоящие из сухопутных войск, военно-морского флота и военно-воздушных сил призваны гарантировать суверенитет и независимость Испании, защищать ее территориальную целостность и конституционный порядок.
2. Основы организации вооруженных сил будут определены органическим законом в соответствии с принципами настоящей конституции.
Статья 9. 1. Граждане и публичные власти обязаны соблюдать Конституцию и уважать правовой порядок.
2. Соответствующие публичные власти обеспечивают условия, при которых свобода и равенство индивидов и их групп становятся действительными и эффективными, а также устраняют все препятствия на пути их полного развития и способствуют участию всех граждан в политической, экономической, культурной и социальной жизни.
3. Конституция гарантирует принцип законности, иерархию нормативных актов, опубликование правовых норм, запрещение обратной силы у норм, содержащих санкции, не способствующие осуществлению личных прав или ограничивающие их, право на юридическую защиту, ответственность публичных властей за произвол.
Раздел I. Об основных правах и обязанностях
Статья 10. 1. Достоинство личности, неотчуждаемость ее неотъемлемых прав, ее свободное развитие, уважение к закону и правам других являются основой политического порядка и социального мира.
2. Нормы об основных правах и свободах, признаваемых конституцией, должны рассматриваться в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, международными договорами и соглашениями по тем же вопросам, ратифицированным Испанией.
Глава 1. Об испанцах и иностранцах
Статья 11. 1. Испанское гражданство приобретается, сохраняется и утрачивается в соответствии с законом.
2. Ни один испанец по происхождению не может быть лишен своего гражданства.
3. Государство может заключать договоры о двойном гражданстве с ибероамериканскими странами или со странами, которые имели или имеют особые связи с Испанией. В этих странах, даже если они не признают за своими гражданами такого права на взаимной основе, испанцы могут натурализоваться без потери своего гражданства по рождению.
Статья 12. Испанцы становятся совершеннолетними с восемнадцати лет.
Статья 13.1. Иностранцы пользуются в Испании публичными свободами, которые гарантируются настоящим разделом на условиях, устанавливаемых договорами и законом.
2. Правами, указанными в статье 23, могут пользоваться только испанцы, за исключением случаев, когда активное и пассивное избирательное право на муниципальных выборах может предоставляться иностранцам на условиях взаимности на основе договора или закона.
3. Выдача преступников допускается только во исполнение договора или закона с соблюдением принципа взаимности. Не подлежат выдаче лица, совершившие политические преступления; террористические акты не относятся к политическим преступлениям.
4. Закон устанавливает условия, на которых граждане других 'стран и апатриды пользуются правом на убежище в Испании.
Глава 2 Права и свободы
Статья 14. Все испанцы равны перед законом и не может быть какой-либо дискриминации по мотивам рождения, расы, пола, вероисповедания, взглядам или по каким-либо иным условиям личного или социального характера.
Секция 1. Об основных правах и публичных свободах
Статья 15. Все имеют право на жизнь, на физическую и моральную неприкосновенность и ни в коем случае не могут подвергаться пыткам или негуманным или унизительным наказаниям. Смертная казнь отменяется, за исключением случаев, предусмотренных военно-уголовными законами, действующими во время войны.
Статья 16. 1. Гарантируется свобода идеологии, вероисповедания и отправления культа, осуществляемых индивидами и их сообществами без каких-либо ограничений, кроме тех, которые необходимы для поддержания общественного порядка охраняемого законом.
2. Никто не может быть обязан объявлять о своей идеологии, религии и верованиях.
3. Никакое верование не может иметь характера государственной религии. Публичные власти должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать вытекающие из этого отношения сотрудничества с католической церковью и другими конфессиями.
Статья 17. 1. Каждый человек имеет право на свободу и безопасность. Никто не может быть лишен своей свободы иначе, как в соответствии с положениями настоящей статьи и в случаях и форме, предусмотренных законом.
2. Предварительное заключение не может длиться дольше, чем это необходимо для выяснения всех обстоятельств дела, и в любом случае - максимум семьдесят два часа, по истечении которых задержанный должен быть либо освобожден, либо передан судебным властям.
3. Каждый задержанный должен быть немедленно и в понятной форме информирован о своих правах и основаниях задержания, и не может быть принужден давать показания. Задержанному гарантируется помощь адвоката при осуществлении полицейских и судебных актов в порядке, предусмотренном законом.
4. Закон регулирует порядок применения процедуры "habeas corpus" в целях немедленного предоставления в распоряжение суда каждого, задержанного незаконно. Законом также определяется максимальный срок предварительного заключения
Статья 18. 1. Гарантируется право на честь, личную и семейную интимность и на собственное имя.
2. Жилище неприкосновенно. Вторжение в жилище или обыск не могут, производиться без разрешения его хозяина или без предварительной санкции суда, за исключением случаев задержания на месте преступления.
3. Гарантируется тайна сообщений, и, в частности, почтовых, телеграфных и телефонных сообщений, кроме случаев предусмотренных судебным решением.
4. Закон ограничивает использование информации в целях гарантии охраны чести, личной и семейной интимности граждан и полного осуществления ими своих прав.
Статья 19. 1. Испанцы имеют право свободно избирать свое местожительство и передвигаться по национальной территории.
Они также имеют право свободно въезжать в Испанию и выезжать из нее на условиях, установленных законом. Это право не может быть ограничено по политическим или идеологическим мотивам.
Статья 20. 1. Признаются и защищаются следующие права:
a) свободное выражение и распространение взглядов, идей и мнений в устной, письменной форме или иными средствами воспроизведения;
b) производство и создание литературных, художественных, научных и технических произведений;
c) свобода преподавания;
d) свободное распространение и получение информации посредством любых средств. Закон регулирует использование этого права с учетом ограничений, налагаемых требованиями морали и сохранения профессиональной тайны при осуществлении этих прав.
2. Осуществление этих прав не может ограничиваться никаким видом предварительной цензуры.
3. Закон регулирует организацию и парламентский контроль за средствами массовой информации, зависимых от государства или любого публичного учреждения, и гарантирует доступ к этим средствам различным представительным социальным и политическим группам, уважая плюрализм общества и существование различных языков в Испании.
4. Эти свободы ограничиваются уважением к правам, указанным в данном разделе, предписаниями законов, которые их уточняют, и, в особенности, правом на честь, личную жизнь, на человеческое достоинство и на защиту молодежи и детства.
5. Наложение ареста на публикации, записи и другие средства информации может производиться только в силу судебного решения.
Статья 21.1. Признается право собираться мирно и без оружия. Осуществление этого права не требует предварительного разрешения.
2. При проведении собраний в местах с общественным движением и о демонстрациях власти должны быть заранее поставлены об этом в известность; они могут запретить их, когда имеются основания предполагать нарушение общественного порядка с опасностью для людей и имущества.
Статья 22. 1. Признается право на создание ассоциаций.
2. Ассоциации, преследующие цели или использующие средства, квалифицируемые как преступные, являются незаконными.
3. Ассоциации, создаваемые в соответствии с данной статьей, должны быть внесены в реестр с единственной целью придать им гласность.
4. Ассоциации могут быть распущены' или деятельность их приостановлена только в силу мотивированного судебного решения.
5. Запрещаются тайные общества и объединения военизированного характера.
Статья 23. 1. Граждане имеют право участвовать в общественных делах непосредственно или через своих представителей, свободно избираемых на периодически проводимых выборах путем всеобщего голосования.
2. Они также на равных условиях имеют доступ к общественным и государственным должностям в соответствии с законом.
Статья 24. 1. Все граждане имеют право на эффективную судебную защиту при осуществлении своих прав и законных интересов; ни в коем случае не может быть отказано в такой защите.
2. Равным образом каждый может быть судим только судом, определенным законом, иметь защиту и использование адвокатской помощи, право знать о предъявляемых обвинениях, иметь право на открытое судебное разбирательство, осуществляемое в установленные сроки с соблюдением всех гарантий, право пользоваться всеми средствами при своей защите, право свидетельствовать против себя, не признавать себя виновным, право на презумпцию невиновности.
Закон определяет случаи, когда на основании родства или соблюдения профессиональной тайны дача показаний о действиях, считающихся преступными, не является обязательной.
Статья 25. 1. Никто не может быть осужден или подвергнут наказанию за действие или бездействие, которое в момент совершения не квалифицировалось законодательством как преступление, проступок или административное правонарушение.
2. Лишение свободы и иные меры социальной защиты должны быть направлены на перевоспитание и социальную реабилитацию и не могут быть связаны с принудительным трудом. Приговоренный к тюремному заключению в период его отбывания пользуется основными правами, перечисленными в этой главе, за исключением тех, ограничение которых определено приговором, характером наказания и пенитенциарным законом. В любом случае осужденный имеет право на оплачиваемую работу и на пользование благами социального страхования, а также на доступ к культуре и на полноценное развитие своей личности.
3. Гражданская администрация не может налагать санкции, которые прямо или косвенно подразумевают лишение свободы.
Статья 26. Запрещаются суды чести в гражданской администрации и в профессиональных организациях.
Статья 27. 1. Каждый имеет право на обучение. Признается свобода образования.
2. Образование имеет целью всестороннее развитие человеческой личности на основе уважения демократических принципов сосуществования и основных прав и свобод.
3. Публичные власти гарантируют родителям право помощи в избрании ими для своих детей религиозного и морального воспитания в соответствии с их собственными убеждениями.
4. Начальное образование является обязательным и бесплатным.
5. Публичные власти гарантируют всем право на обучение посредством общего планирования образования с действенным участием всех заинтересованных секторов и создания образовательных центров.
6. За физическими и юридическими лицами признается свобода создания образовательных центров при соблюдении конституционных принципов.
7. Преподаватели, родители, а если это необходимо, то и учащиеся участвуют в контроле и управлении всех образовательных центров, содержащихся администрацией за счет публичных фондов, в порядке, установленном законом.
8. Публичные власти утверждают и контролируют систему образования в целях обеспечения соблюдения законов.
9. Публичные власти оказывают помощь образовательным центрам, деятельность которых отвечает требованиям закона.
10. Признается автономия университетов в рамках закона.
Статья 28.1. Каждый имеет право на свободное объединение в профсоюз. Закон может ограничить это право или делать изъятия из этого права только в отношении вооруженных сил, а также военных или иных учреждений, подчиняющихся военной дисциплине; закон определяет особые условия пользования этим правом государственными служащими. Свобода профсоюзной деятельности включает в себя право на создание профсоюзов, вступление в них по своему выбору, а также право профсоюзов объединяться в конфедерации и учреждать международные профессиональные организации или присоединяться к ним. Никто не может быть принуждаем к вступлению в профсоюз.
2. Признается право трудящихся на забастовку в целях защиты ими своих интересов. Закон регулирует осуществление этого права, устанавливает точные гарантии, обеспечивающие деятельность жизненно необходимых для общества служб.
Статья 29. 1. Все испанцы имеют право на подачу индивидуальных и коллективных петиций в письменном виде, в форме и целях, устанавливаемых законом.
2. Лица, служащие в вооруженных силах или военных учреждениях или корпорациях, подчиняющихся военной дисциплине, могут осуществлять это право только в индивидуальном порядке и в соответствии со специальным законодательством.
Секция 2. О правах и обязанностях граждан

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>