<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Государственное Собрание представляет коллегии выборщиков двух кандидатов на президентский пост, набравших наибольшее число голосов в Государственном Собрании. Право выдвижения кандидата на пост президента имеют также по крайней мере двадцать один член коллегии выборщиков.

Коллегия выборщиков избирает Президента Республики большинством голосов членов коллегии выборщиков, участвовавших в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не окажется избранным, то в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов, проводится второй тур голосования.

Точный порядок избрания Президента Республики устанавливается Законом о выборах Президента Республики.

Статья 80. Президент Республики избирается сроком на пять лет. Никто не может быть избран Президентом Республики более чем на два срока подряд.

Очередные выборы Президента Республики проводятся не ранее 60 и не позднее 10 дней до истечения срока полномочий Президента Республики.

Статья 81. При вступлении в должность Президент Республики приносит народу Эстонии перед Государственным Собранием следующую присягу: “Вступая в должность Президента Республики, я (имя и фамилия) клятвенно заверяю, что буду неколебимо отстаивать Конституцию и законы Эстонской Республики, по справедливости и нелицеприятно пользоваться данной мне властью, верой и правдой исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности во имя блага народа Эстонии и Эстонской Республики”.

Статья 82. Полномочия Президента Республики прекращаются:
1) с уходом его в отставку;
2) со вступлением в силу обвинительного приговора суда в отношении него;
3) в случае его смерти;
4) с вступлением в должность нового Президента Республики.

Статья 83. Если Государственный суд установит стойкую неспособность Президента Республики исполнять свои обязанности, либо если он в указанных законом случаях не может исполнять их временно, либо его полномочия досрочно прекращены, то его обязанности временно переходят к председателю Государственного Собрания.

На время исполнения председателем Государственного Собрания обязанностей Президента Республики полномочия его как члена Государственного Собрания приостанавливаются.

Председатель Государственного Собрания в полномочиях Президента Республики не вправе назначать без согласия Государственного суда внеочередные выборы в Государственное Собрание и отказываться от опубликования законов.

Если Президент Республики не в состоянии исполнять свои обязанности более трех месяцев подряд, либо если его полномочия досрочно прекращены, Государственное Собрание в 14-дневный срок избирает нового Президента Республики в соответствии со статьей 79 Конституции.

Статья 84. Со вступлением Президента Республики в должность прекращаются его полномочия и обязанности на всех выборных и номенклатурных должностях, на срок президентства он приостанавливает также свою партийную принадлежность.

Статья 85. Президент Республики может быть привлечен к уголовной ответственности только по представлению канцлера юстиции с согласия большинства членов Государственного Собрания.


Глава шестая
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ

Статья 86. Исполнительная государственная власть принадлежит Правительству Республики.

Статья 87. Правительство Республики:
1) осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства;
2) направляет и координирует деятельность правительственных учреждений;
3) организует исполнение законов, постановлений Государственного Собрания и актов Президента Республики;
4) представляет Государственному Собранию проекты законов, а также договоры с иностранными государствами для их ратификации и денонсации;
5) разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственному Собранию, организует исполнение государственного бюджета и представляет Государственному Собранию отчет об исполнении бюджета;
6) на основании и во исполнение законов издает постановления и распоряжения;
7) организует сношения с другими государствами;
8) вводит в случае стихийного бедствия, катастрофы или в целях пресечения распространения инфекционной болезни чрезвычайное положение в государстве либо в его части;
9) выполняет иные обязанности, Конституцией и законами отнесенные к ведению Правительства Республики.

Статья 88. В состав Правительства Республики входят премьер-министр и министры.

Статья 89. Президент Республики в 14-дневный срок после отставки Правительства назначает кандидата в премьер-министры, которому поручает формирование нового правительства.

Кандидат в премьер-министры в 14-дневный срок после получения поручения сформировать правительство представляет Государственному Собранию доклад об основах формирования будущего правительства, после чего Государственное Собрание, не открывая прений, открытым голосованием принимает решение о предоставлении кандидату в премьер-министры полномочий на формирование правительства.

Кандидат в премьер-министры, получивший от Государственного Собрания полномочия на формирование правительства, в семидневный срок представляет состав правительства Президенту Республики, который в трехдневный срок назначает правительство.

Если назначенный Президентом Республики кандидат в премьер-министры не получит в Государственном Собрании большинства голосов “за”, либо не сможет сформировать правительство, или откажется сформировать его, Президент Республики имеет право представить в семидневный срок другого кандидата в премьер-министры.

Если Президент Республики не представит в семидневный срок другого кандидата в премьер-министры или откажется от его представления, либо если другой кандидат на условиях и в порядке, указанных во второй и третьей частях настоящей статьи, не получит от Государственного Собрания полномочий, либо не сможет сформировать правительство или откажется от его формирования, право выдвижения кандидата в премьер-министры переходит к Государственному Собранию.

Государственное Собрание выдвигает кандидата в премьер-министры, который представляет состав правительства Президенту Республики. Если в 14-дневный срок после перехода права выдвижения кандидата в премьер-министры к Государственному Собранию состав правительства не будет представлен Президенту Республики, Президент Республики объявляет внеочередные выборы в Государственное Собрание.

Статья 90. Изменения в составе назначенного Правительства Республики производятся Президентом Республики по представлению премьер-министра.

Статья 91. Вступая в должность, Правительство Республики приносит присягу перед Государственным Собранием.

Статья 92. Правительство Республики подает ваг отставку:
1) с созывом нового состава Государственного Собрания;
2) в случае отставки или смерти премьер-министра;
3) если Государственное Собрание выразило недоверие Правительству Республики или премьер-министру.

Президент Республики принимает отставку Правительства Республики при вступлении в должность нового Правительства.

Статья 93. Премьер-министр представляет Правительство Республики и руководит его деятельностью.

Премьер-министр назначает двух министров, имеющих право замещать премьер-министра в его отсутствие. Порядок замещения устанавливает премьер-министр.

Статья 94. В целях упорядочения сфер управления на основании закона образуются соответствующие министерства.

Министр руководит министерством, решает отнесенные к ведению министерства вопросы, издает на основании и во исполнение законов распоряжения и приказы, а также выполняет другие обязанности, возложенные на него на основании и в порядке, установленных законом.

Если по болезни или иным причинам министр временно не в состоянии исполнять свои обязанности, премьер-министр возлагает его обязанности на это время на другого министра.

По представлению премьер-министра Президент Республики может назначать министров, в функции которых не входит руководство конкретным министерством.

Статья 95. При Правительстве Республики имеется государственная канцелярия под руководством государственного секретаря.

Государственного секретаря назначает на должность и освобождает от должности премьер-министр.

Государственный секретарь участвует в заседаниях Правительства с правом слова.

Государственный секретарь как руководитель государственной канцелярии пользуется теми же правами, какими в вопросах руководства министерством наделен законом министр.

Статья 96. Заседания Правительства Республики закрытые, если Правительство не решит иначе.

Правительство выносит решения по представлению премьер-министра или соответствующего министра.

Постановления Правительства действительны, если они скреплены подписями премьер-министра, соответствующего министра и государственного секретаря.

Статья 97. Недоверие Правительству Республики, премьер-министру или министру Государственное Собрание может выразить постановлением, за которое проголосовало большинство состава Государственного Собрания.

Вопрос о выражении недоверия может быть возбужден не менее чем одной пятой состава Государственного Собрания путем представления письменного требования на заседании Государственного Собрания.

Вопрос о вотуме недоверия может быть решен не раньше чем на третий день после его возбуждения, если Правительство не настаивает на более срочном решении.

В случае вотума недоверия Правительству или премьер-министру Президент Республики может в течение трех дней назначить по предложению Правительства внеочередные выборы в Государственное Собрание.

В случае вотума недоверия министру председатель Государственного Собрания извещает об этом Президента Республики, который освобождает министра от должности.

Вопрос о выражении недоверия на том же основании может быть возбужден вновь не ранее чем по прошествии трех месяцев после голосования по предыдущему вотуму недоверия.

Статья 98. Правительство Республики вправе увязать принятие представленного им Государственному Собранию проекта с вотумом доверия.

Голосование может состояться не раньше чем на третий день после увязки проекта с вотумом доверия. Если проект Государственным Собранием не будет принят, Правительство подает в отставку.

Статья 99. Члены Правительства Республики не вправе занимать какую бы то ни было другую государственную должность, входит в правление или совет коммерческого предприятия.

Статья 100. Члены Правительства Республики могут с правом слова участвовать в заседаниях Государственного Собрания и его комиссий.

Статья 101. Член Правительства Республики может быть привлечен к уголовной ответственности только по представлению канцлера юстиции с согласия большинства членов Государственного Собрания.

С вступлением в силу обвинительного в отношении члена Правительства приговора суда полномочия его прекращаются.


Глава седьмая
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Статья 102. Законы Эстонской Республики принимаются в соответствии с Конституцией.

Статья 103. Правом законодательной инициативы обладают:
1) члены Государственного Собрания;
2) фракции Государственного Собрания;
3) комиссии Государственного Собрания;
4) Правительство Республики;
5) Президент Республики - в вопросе об изменении Конституции.

Государственное Собрание имеет право на основании решения, принятого большинством голосов его членов, обратиться к Правительству с предложением инициировать рекомендованный Государственным Собранием проект.

Статья 104. Порядок принятия законов устанавливается Законом о регламенте Государственного Собрания.

Только большинством членов Государственного Собрания могут быть приняты и изменены следующие законы:
1) Закон о гражданстве;
2) Закон о выборах в Государственное Собрание;
3) Закон о выборах Президента Республики;
4) Закон о выборах местных самоуправлений;
5) Закон о референдуме (всенародном голосовании);
6) Закон о регламенте Государственного Собрания и Закон о порядке работы Государственного Собрания;
7) Закон о вознаграждении Президента Республики и членов Государственного Собрания;
8) Закон о Правительстве Республики;
9) Закон о привлечении к судебной ответственности Президента Республики и членов Правительства Республики;
10) Закон о культурной автономии национальных меньшинств;
11) Закон о государственном бюджете;
12) Закон о Банке Эстонии;
13) Закон о государственном контроле;
14) Закон о судоустройстве и Закон о судопроизводстве;
15) законы о внешних и внутренних займах, а также об имущественных обязательствах государства;
16) Закон о чрезвычайном положении;
17) Закон о государственной обороне в мирное время и Закон о государственной обороне в военное время.

Статья 105. Государственное Собрание вправе вынести законопроект или иной вопрос жизни государства на референдум.

Решение народа выносится большинством голосов участвовавших в референдуме.

Принятый референдумом закон незамедлительно опубликовывается Президентом Республики. Решение референдума является для государственных органов обязательным.

Если законопроект, вынесенный на референдум, не получает большинства голосов “за”, Президент Республики назначает внеочередные выборы в Государственное Собрание.

Статья 106. На референдум не могут выноситься вопросы бюджета, налогов, финансовых обязательств государства, ратификации и денонсации договоров с иностранными государствами, введения и отмены чрезвычайного положения, а также государственной обороны.

Порядок проведения референдума устанавливается Законом о референдуме (всенародном голосовании).

Статья 107. Законы опубликовываются Президентом Республики.

Президент Республики может не обнародовать принятый Государственным Собранием закон и в 14-дневный срок после получения закона вернуть его вместе с мотивированным решением Государственному Собранию для нового обсуждения и принятия решения. Если же Государственное Собрание вновь примет возвращенный Президентом Республики закон без изменений, то Президент Республики либо опубликовывает закон, либо обращается в Государственный суд с предложением признать закон антиконституционным. Если Государственный суд признает закон соответствующим Конституции, Президент Республики опубликовывает закон.

Статья 108. Закон вступает в силу на десятый день после опубликования в “Ведомостях Эстонской Республики”, если самим законом не установлен иной срок.

Статья 109. Если Государственное Собрание не может собраться, Президент Республики в случае неотложной государственной необходимости имеет право издавать скрепленные подписями председателя Государственного Собрания и премьер-министра указы, имеющие силу закона.

Как только Государственное Собрание собирается, Президент Республики представляет ему указы, и Государственное Собрание, незамедлительно принимает закон об их утверждении либо отмене.

Статья 110. Указом Президента Республики не могут быть введены в действие, изменены или отменены ни Конституция, ни законы, перечисленные в статье 104 Конституции, а также законы, устанавливающие государственные налоги, и государственный бюджет.


Глава восьмая
ФИНАНСЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Статья 111. Исключительное право эмиссии эстонских денег принадлежит Банку Эстонии. Банк Эстонии организует денежное обращение и обеспечивает стабильность национальной валюты.

Статья 112. Банк Эстонии действует на основе закона и подотчетен Государственному Собранию.

Статья 113. Государственные налоги, повинности, пошлины, штрафы и платежи по обязательному страхованию устанавливаются законом.

Статья 114. Порядок владения, пользования и распоряжения государственным имуществом устанавливается законом.

Статья 115. На каждый год Государственное Собрание принимает закон о бюджете всех доходов и расходов государства.

Правительство Республики предоставляет Государственному Собранию проект государственного бюджета не позднее, чем за три месяца до начала бюджетного года.

По представлению Правительства Государственное Собрание может принять в течение бюджетного года дополнительный бюджет.

Статья 116. К предложению об изменении государственного бюджета или его проекта, обусловливающему уменьшение предусмотренных им доходов, увеличение расходов или перераспределение расходов, инициатор обязан приобщить финансовые расчеты, указывающие источники доходов, необходимые для покрытия расходов.

Государственное Собрание не вправе отменить или сократить предусмотренные в бюджете или проекте бюджета расходы, предусмотренные другими законами.

Статья 117. Порядок составления и принятия государственного бюджета устанавливается законом.

Статья 118. Принятый Государственным Собранием государственный бюджет вступает в силу с начала бюджетного года. Если к началу бюджетного года государственный бюджет Государственным Собранием не принят, разрешается ежемесячно делать расходы в пределах до одной двенадцатой части расходов предыдущего бюджетного года.

Статья 119. Если по прошествии двух месяцев с начала бюджетного года государственный бюджет Государственным Собранием не утвержден, Президент Республики назначает внеочередные выборы в Государственное Собрание.


Глава девятая
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 120. Порядок сношений Эстонской Республики с другими государствами и международными организациями устанавливается законом.

Статья 121. Государственное Собрание ратифицирует и денонсирует договоры Эстонской Республики:
1) по которым изменяются государственные границы;
2) для введения в действие которых необходимо принять, изменить или отменить законы Эстонии;
3) по которым Эстонская Республика присоединяется к международным организациям или союзам;
4) по которым Эстонская Республика принимает на себя военные или имущественные обязательства;
5) которые предусматривают ратификацию.

Статья 122. Сухопутная граница Эстонии установлена Тартуским мирным договором от 2 февраля 1920 года и другими межгосударственными договорами о границах. Морская граница и воздушная граница Эстонии устанавливаются на основе международных конвенций.

Для ратификации договоров, по которым изменяются государственные границы Эстонии, требуется большинство в две трети голосов состава Государственного Собрания.

Статья 123. Эстонская Республика не заключает международных договоров, противоречащих Конституции.

Если законы или иные акты Эстонской Республики противоречат ратифицированным Государственным Собранием международным договорам, применяются положения международных договоров.


Глава десятая
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБОРОНА

Статья 124. Граждане Эстонии обязаны участвовать в обороне государства на основаниях и в порядке, установленных законом.

Лицо, которое по религиозным или нравственным соображениям отказывается от службы в Силах обороны, обязано в установленном законом порядке пройти альтернативную службу.

Если законом в интересах специфики службы не установлено иначе, то лица, находящиеся на службе в Силах обороны и на альтернативной службе, пользуются всеми конституционными правами, свободами и обязанностями. Запрещается ограничивать права и свободы, установленные в частях 3 и 4 статьи 8, в статьях 11-18, в части 3 статьи 20, в статьях 21-28, 32, 33, 36-43, в частях 1 и 2 статьи 44, в статьях 49-51. Правовой статус лиц, находящихся на службе в Силах обороны и на альтернативной службе, устанавливается законом.

Статья 125. Лицо, находящееся на действительной службе, не смеет занимать иную выборную или номенклатурную должность и участвовать в деятельности какой-либо партии.

Статья 126. Основы строительства Сил обороны и организаций государственной обороны Эстонии устанавливаются законом.

Основы организации государственной обороны устанавливаются Законом о государственной обороне в мирное время и Законом о государственной обороне в военное время.

Статья 127. Возглавляет государственную оборону Президент Республики.

Совет государственной обороны при Президенте Республики является совещательным органом, состав и задачи которого устанавливаются законом.

Силами обороны и организациями государственной обороны Эстонии в мирное время руководит командующий Силами обороны, а в военное время - главнокомандующий Силами обороны. Командующий и главнокомандующий Силами обороны назначаются на должность и освобождаются от должности Государственным Собранием по представлению Президента Республики.

Статья 128. Государственное Собрание по представлению Президента объявляет военное положение, мобилизацию и демобилизацию, принимает решение об использовании Сил обороны для выполнения международных обязательств Эстонского государства.

В случае агрессии, направленной против Эстонской Республики, Президент Республики, не дожидаясь решения Государственного Собрания, объявляет военное положение и мобилизацию и назначает главнокомандующего Силами обороны.

Статья 129. В случае возникновения опасности, угрожающей конституционному строю Эстонии, Государственное Собрание может по представлению Президента Республики или Правительства Республики большинством голосов своего состава ввести чрезвычайное положение во всем государстве на срок не более трех месяцев.

Порядок введения чрезвычайного положения устанавливается законом.

Статья 130. Во время чрезвычайного или военного положения в интересах государственной безопасности и общественного порядка, в случаях и в порядке, установленных законом, права и свободы лиц могут быть ограничены, ни них могут быть возложены обязанности. Не могут быть ограничены права и свободы, установленные статьями 8, 11-18, частью 3 статьи 20, статьями 22, 23, частями 2 и 4 статьи 24, статьями 25, 27, 28, частью 2 статьи 36, статьями 40, 41, 49 и частью 1 статьи 51 Конституции.

Статья 131. Во время чрезвычайного или военного положения не проводятся выборы в Государственное Собрание, выборы Президента Республики, выборы в представительные собрания местных самоуправлений, а также не прекращаются их полномочия.

Полномочия Государственного Собрания, Президента Республики и представительных собраний местных самоуправлений продлевается, если они истекли бы во время чрезвычайного или военного положения или же в течение трех месяцев со дня прекращения чрезвычайного или военного положения. В указанных случаях новые выборы назначаются в течение трех месяцев со дня прекращения чрезвычайного или военного положения.


Глава одиннадцатая
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Статья 132. Государственный контроль в сфере своей деятельности является независимым государственным органом, осуществляющим контроль за хозяйственной деятельностью.

Статья 133. Государственный контроль проверяет:
1) хозяйственную деятельность государственных учреждений, государственных предприятий и иных государственных организаций;
2) использование и сохранность государственного имущества;
3) использование и распоряжение государственным имуществом, переданным во владение местных самоуправлений;
4) хозяйственную деятельность тех предприятий, в которых государство имеет более половины голосов, определенных паями и акциями, либо тех, кредиты или выполнение договорных обязательств которых гарантируются государством.

Статья 134. Государственным контролем руководит государственный контролер, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Государственным Собранием по представлению Президента Республики.

Срок полномочий государственного контролера составляет пять лет.

Статья 135. Государственный контролер представляет Государственному Собранию обзор использования и сохранности государственного имущества за предыдущий бюджетный год одновременно с обсуждением в Государственном Собрании отчета об исполнении государственного бюджета.

Статья 136. Государственный контролер может участвовать в заседаниях правительства с правом слова по вопросам, входящим в сферу его обязанностей.

Как руководитель своего ведомства государственный контролер пользуется теми же правами, какими по закону наделен министр как руководитель министерства.

Статья 137. Порядок работы Государственного контроля устанавливается законом.

Статья 138. Государственный контролер может быть привлечен к уголовной ответственности только по представлению канцлера юстиции с согласия большинства членов Государственного Собрания.


Глава двенадцатая
КАНЦЛЕР ЮСТИЦИИ

Статья 139. Канцлер юстиции в своей деятельности является независимым должностным лицом, осуществляющим надзор за соответствием правовых актов законодательной и исполнительной государственных властей и местных самоуправлений Конституции и законам.

Канцлер юстиции осуществляет анализ предложений, внесенных ему в целях изменения законов, принятия новых законов, а также предложений, касающихся работы государственных учреждений, и в случае необходимости представляет Государственному Собранию доклад.

В случаях, предусмотренных статьями 76, 85, 101, 138 и 153 Конституции, канцлер юстиции входит в Государственное Собрание о привлечении к уголовной ответственности члена Государственного Собрания, Президента Республики, члена Правительства Республики, государственного контролера, председателя Государственного суда или члена Государственного суда.

Статья 140. Канцлер юстиции назначается на должность сроком на семь лет Государственным Собранием по предложению Президента Республики.

Канцлер юстиции может быть отстранен от должности только по решению суда.

Статья 141. В вопросах руководства своей канцелярией канцлер юстиции пользуется теми же правами, какими по закону наделен министр в вопросах руководства министерством.

Канцлер юстиции может с правом слова участвовать в заседаниях Государственного Собрания и Правительства Республики.

Статья 142. Если канцлер юстиции приходит к выводу, что правообразующий акт законодательной или исполнительной государственной власти либо местного самоуправления противоречит Конституции или закону, он предлагает органу, принявшему этот акт, привести его в 20-дневный срок в соответствии с Конституцией или законом.

Если в 20-дневный срок акт не приведен в соответствие с Конституцией или законом, канцлер юстиции входит в Государственный суд с представлением признать этот акт недействительным.

Статья 143. Один раз в год канцлер юстиции представляет Государственному Собранию обзор соответствия правообразующих актов законодательной и исполнительной государственной власти, и местных самоуправлений Конституции и законам.

Статья 144. Правовой статус канцлера юстиции и порядок работы его канцелярии устанавливаются законом.

Статья 145. Канцлер юстиции может быть привлечен к уголовной ответственности только по представлению Президента Республики с согласия большинства членов Государственного Собрания.


Глава тринадцатая
СУД

Статья 146. Правосудие осуществляется только судом. Суд независим в своей деятельности и осуществляет правосудие в соответствии с Конституцией и законами.

Статья 147. Судьи назначаются на должность пожизненно. Основания и порядок освобождения судей от должности устанавливаются законом.

Судья может быть отстранен от должности только по решению суда.

Судьи не могут занимать, кроме как в предусмотренных законом случаях, никакие иные выборные или номенклатурные должности.

Гарантии независимости и правовой статус судей устанавливаются законом.

Статья 148. В систему судопроизводства входят:
1) уездные, городские и административные суды;
2) окружные суды;
3) Государственный суд.

Вопросы создания специальных судов для рассмотрения судебных дел некоторых категорий устанавливаются законом.

Создание чрезвычайных судов запрещено.

Статья 149. Уездные, городские и административные суды являются судами первой инстанции.

Окружные суды являются судами второй инстанции, они рассматриваются в апелляционном порядке решения судов первой инстанции.

Государственный суд является высшей судебной инстанцией государства, рассматривающей судебные решения в кассационном порядке. Государственный суд одновременно является судом конституционного надзора.

Судоустройство и порядок судопроизводства устанавливаются законом.

Статья 150. Председатель Государственного суда назначается на должность Государственным Советом по представлению Президента Республики.

Члены Государственного суда назначаются на должность Государственным Советом по представлению председателя Государственного суда.

Судьи назначаются на должность Президентом Республики по представлению Государственного суда.

Статья 151. Порядок организации представительства, защиты, государственного обвинения и надзора за законностью в судопроизводстве устанавливается законом.

Статья 152. Суд при рассмотрении судебного дела не применяет никаких законов или иных правовых актов, противоречащих Конституции.

Государственный суд признает недействительным любой закон или иной правовой акт, если он противоречит положениям и смыслу Конституции.

Статья 153. В период пребывания в должности судья может быть привлечен к уголовной ответственности только по представлению Государственного суда с согласия Президента Республики.

Председатель и члены Государственного суда могут быть привлечены к уголовной ответственности только по представлению канцлера юстиции с согласия большинства членов Государственного Собрания.


Глава четырнадцатая
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 154. Решением всех вопросов местной жизни и ее устройством занимаются местные самоуправления, действующие на основании законов самостоятельно.

Те или иные обязанности на местное самоуправление могут быть возложены только на основании закона, либо по соглашению с местным самоуправлением. Расходы, связанные с выполнением государственных обязанностей, возложенных законом на местное самоуправление, покрываются за счет государственного бюджета.

Статья 155. Единицами местного самоуправления являются волости и города.

Иные единицы местного самоуправления могут образовываться на основах и в порядке, установленных законом.

Статья 156. Представительным собранием местного самоуправления является Собрание, избираемое на свободных выборах сроком на четыре года. Законом может быть удлинен период полномочий собрания в связи с объединением или разъединением единиц местного самоуправления или неспособностью собрания к действиям. Выборы являются всеобщими, равными и прямыми. Голосование является тайным. (Закон от 25.02.2003)

На выборах в Собрание местного самоуправления на условиях, предусмотренных законом, правом голоса обладают постоянно проживающие на территории этого самоуправления лица, достигшие 18-летнего возраста

Статья 157. Местное самоуправление имеет самостоятельный бюджет, основы и порядок которого устанавливаются законом.

Местное самоуправление имеет по закону право устанавливать и собирать налоги, а также налагать повинности.

Статья 158. Не разрешается изменять границы единиц местного самоуправления, не заслушав мнения соответствующих местных самоуправлений.

Статья 159. Местные самоуправления имеют право образовывать вместе с другими местными самоуправлениями союзы и совместные учреждения.

Статья 160. Порядок работы местных самоуправлений и надзор за их деятельностью устанавливаются законом.


Глава пятнадцатая
ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ

Статья 161. Право возбуждать изменение Конституции имеют не менее чем одна пятая часть членов Государственного Собрания и Президент Республики.

Вопрос об изменении Конституции не может быть возбужден и Конституция не может быть изменена в период чрезвычайного или военного положения.

Статья 162. Глава первая Конституции “Общие положения” и глава пятнадцатая “Изменение Конституции” могут быть изменены только в результате референдума.

Статья 163. Конституция может быть изменена законом, принятым:
1) в результате референдума;
2) двумя подряд составами Государственного Собрания;
3) Государственным Собранием в качестве срочного вопроса.

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>