стр. 1
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Конституция Республики Болгария

 Мы, народные представители Седьмого Великого Народного Собрания, в стремлении выразить волю болгарского народа,
заявляя о своей верности общечеловеческим ценностям: свобода, мир, гуманизм, равенство, справедливость и терпимость;
утверждая в качестве верховного принципа права личности, ее достоинство к безопасность;
сознавая свой неотъемлемый долг сохранять национальное и государственное
единство Болгарии,
провозглашаем свою решимость создать демократическое, Правовое и социальное государство,
для чего принимаем эту КОНСТИТУЦИЮ.
Глава первая
ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА
Ст. 1. (I) Болгария — республика с парламентарным правлением.
(2) Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется им непосредственно и через органы, предусмотренные в этой Конституции.
(3) Никакая часть народа, политическая партия или другая организация, государственное учреждение или отдельная личность не может присвоить осуществление народного суверенитета.
Ст. 2. (1) Республика Болгария — единое государство с местным самоуправлением, В ней не допускаются автономные территориальные образования.
(2) Территориальная целостность Республики Болгария неприкосновенна. Ст. 3. Официальный язык в республике — болгарский.
Ст. 4. (1) Республика Болгария — правовое государство. Она управляется в соответствии с Конституцией и законами страны.
(2) Республика Болгария гарантирует жизнь, достоинство и права личности и создает условия для свободного развития человека и гражданского общества. Ст. 5. (1) Конституция является верховным законом и другие законы не могут ей противоречить.
(2) Предписания Конституции имеют непосредственное действие.
(3) Никто не может быть осужден за действие или бездействие, которое не было законом объявлено преступлением к моменту его совершения.
(4) Международные договоры, ратифицированные в конституционном порядке, опубликованные и вступившие в силу для Республики Болгария, являются частью внутреннего права страны. Они имеют преимущество перед теми нормами внутреннего законодательства, которые им противоречат.
(5) Все нормативные акты публикуются. Они вступают в силу через три дня после их опубликования, кроме тех, в которых определен другой срок. Ст. 6. (1) Все люди рождаются свободными и равными в достоинстве и правах.
(2) Все граждане равны перед законом. Не допускаются никакие ограничения прав или привилегии, основанные на расе, национальности, этнической принадлежности, поле, происхождении, религии, образовании, убеждениях, политической принадлежности, личном и общественном положении или имущественном состоянии. Ст. 7. Государство отвечает за вред, причиненный незаконными актами или действиями его органов и должностных лиц.
Ст. 8. Государственная власть подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную.
Ст. 9. Вооруженные силы гарантируют суверенитет, безопасность и независимость страны и защищают ее территориальную целостность.
Ст. 10. Выборы, национальные и местные референдумы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Ст. 11. (I) Политическая жизнь в Республике Болгария основана на принципе политического плюрализма.
(2) Ни одна политическая партия или идеология не может объявляться или утверждаться как государственная.
(3) Партии содействуют формированию и изъявлению политической воли граждан. Порядок образования и прекращения политических партий, как и условия их деятельности устанавливаются законом.
(4) Не могут образовываться политические партии на этнической, расовой или религиозной основе, как и партии, которые ставят своей целью насильственный захват государственной власти. Ст. 12. (]) Объединения граждан служат удовлетворению и защите их интересов.
(2) Объединения граждан, включая профессиональные союзы, не могут выдвигать политические цели и осуществлять политическую деятельность, присущую политическим партиям. Ст. 13. (1) Вероисповедание является свободным.
(2) Религиозные учреждения отделены от государства.
(3) Традиционная религия в Республике Болгария — восточно-православное вероисповедание.
(4) Религиозные общества и учреждения, как и религиозные убеждения, не могут использоваться в политических целях.
Ст. 14. Семья, материнство и детство находятся под покровительством государства и общества.
Ст. 15. Республика Болгария обеспечивает охрану и воспроизводство окружающей среды, поддержание и разнообразие живой природы и разумное использование природных богатств и ресурсов страны. Ст. 16. Труд гарантируется и защищается законом.
Ст. 17. (1) Право собственности и наследования гарантируется и защищается законом.
(2) Собственность является частной и общественной.
(3) Частная собственность неприкосновенна.
(4) Режим объектов государственной и общинной собственности определяется законом.
(5) Принудительное отчуждение собственности для государственных и общинных нужд может производиться только на основе закона при условии, что эти нужды не могут быть удовлетворены другим способом и после предварительного и равноценного возмещения.
Ст. 18. (I) Подземные богатства, пляжная полоса, республиканские дороги, а также воды, леса и парки национального значения, природные и археологические заповедники, определенные законом, являются исключительной государственной собственностью.
(2) Государство осуществляет суверенные права на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в целях изучения, разработки, использования, охраны и хозяйственного освоения биологических, минеральных и энергетических ресурсов этих морских пространств.
(3) Государство осуществляет суверенные права в отношении радиочастотного спектра и участников геостационарной орбиты, определенных для Республики Болгария международными соглашениями.
(4) Законом может быть установлена государственная монополия на железнодорожный транспорт, национальные почтовые и телекоммуникационные сети, использование ядерной энергии, производство радиоактивных веществ, оружия, взрывчатых и биологически сильно действующих веществ.
(5) Условия и порядок, согласно которым государство предоставляет концессии на объекты и разрешения на деятельность в соответствии с предыдущими пунктами, устанавливаются законом.
(6) Государственное имущество подлежит хозяйственному освоению и управляется в интересах граждан и общества.
Ст. 19. (1) Экономика Республики Болгария основана на свободной хозяйственной инициативе.
(2) Закон создает и гарантирует всем гражданам и юридическим лицам одинаковые правовые условия хозяйственной деятельности, а также предотвращает злоупотребления монополизма, нелояльной конкуренции и защищает потребителя.
(3) Инвестиции и хозяйственная деятельность болгарских и иностранных граждан и юридических лиц защищаются законом.
(4) Закон создает условия для кооперативных и других форм объединения граждан и юридических лиц для достижения хозяйственных и социальных результатов.
Ст. 20. Государство создает условия для равномерного развития отдельных районов страны и оказывает помощь территориям.
Ст. 21. (1) Земля является основным национальным богатством, которое пользуется особым прокровительством государства и общества.
(2) Обрабатываемая земля используется только для целей земледелия. Изменение ее предназначения допускается как исключение при обоснованной необходимости и на условиях и в порядке, определенных законом.
Ст. 22. (1) Иностранцы и иностранные юридические лица не могут приобретать право собственности на землю, кроме наследования по закону. В этом случае они должны произвести передачу собственности.
(2) При определенных законом условиях иностранцы и иностранные юридические лица могут приобретать право пользования, право на строение и другие вещные права.
Ст. 23. Государство создаст условия для свободного развития науки, образования и искусства и их поддерживает. Оно заботится о сохранении национального исторического и культурного наследия.
Ст. 24. (1) Внешняя политика Республики Болгария осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права.
(2) Основными целями внешней политики Республики Болгария являются национальная безопасность и независимость страны, благополучие и основные права и свободы болгарских граждан, а также содействие установлению справедливого международного порядка.
Глава вторая
ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
Ст. 25. (1) Болгарским гражданином является каждый, у кого хотя бы один из родителей является болгарским гражданином, или тот, кто родился на территории Республики Болгария, если он не приобрел другое гражданство по происхождению. Болгарское гражданство может приобретаться и вследствие натурализации.
(2) Лица болгарского происхождения приобретают болгарское гражданство в упрощенном порядке.
(3) Болгарский гражданин по рождению не может быть лишен болгарского гражданства.
(4) Гражданин Республики Болгария не может быть изгнан из нее или выдан другому государству.
(5) Болгарские граждане, пребывающие за границей, находятся под защитой Республики Болгария.
(6) Условия и порядок приобретения, сохранения и утраты болгарского гражданства определяются законом.
Ст. 26, (1) Граждане Республики Болгария, где бы они не находились, имеют все права и обязанности по этой Конституции.
(2) Иностранцы, пребывающие в Республике Болгария, имеют все права и обязанности по этой Конституции, за исключением прав и обязанностей, для которых Конституция и законы требуют болгарского гражданства.
Ст. 27. (1) Иностранцы, которые пребывают в стране на законном основании, не могут быть изгнаны из нее или выданы другому государству против их воли, за исключением условий и в порядке, определенных законом.
(2) Республика Болгария предоставляет убежище иностранцам, преследуемым за их убеждения или деятельность в защиту международно признанных прав и свобод.
(3) Условия и порядок предоставления убежища устанавливаются законом. Ст. 28. Каждый имеет право на жизнь. Посягательство на человеческую жизнь наказывается как тягчайшее преступление.
Ст. 29. (1) Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему обращению, а также насильственной ассимиляции.
(2) Никто не может быть подвергнут медицинским, научным или другим опытам без его добровольного письменного согласия. Ст. 30. (1) Каждый имеет право на личную свободу и неприкосновенность.
(2) Никто не может быть задержан, подвергнут осмотру, обыску или другому посягательству на его личную неприкосновенность, за исключением условий и в порядке, определенных законом.
(3) В определенно указанных в законе неотложных случаях компетентные государственные органы могут задержать гражданина, о чем незамедлительно уведомляют органы судебной власти. В течение 24 часов с момента задержания орган судебной власти выносит решение о его соответствии закону.
(4) Каждый имеет право на защиту адвоката с момента его задержания или привлечения в качестве обвиняемого.
(5) Каждый имеет право встречаться наедине с лицом, которое его защищает. Тайна их общения неприкосновенна.
Ст. 31. (1) Каждый обвиненный в преступлении должен быть передан судебной власти в законно определенный срок.
(2) Никто не может быть принуждаем признавать себя виновным и не может быть осужден только на основании его признания.
(3) Обвиняемый считается невиновным, пока противоположное не установлено вступившим в силу приговором.
(4) Не допускаются ограничения прав обвиняемого, превышающие те, которые необходимы для осуществления правосудия.
(5) Лишенным свободы создаются условия для осуществления их основных прав, которые не ограничиваются действием приговора.
(6) Наказание в виде лишения свободы исполняется только в местах, определенных законом.
(7) Не погашаются вследствие давности уголовное преследование и исполнение наказания за преступления против мира и человечества. Ст. 32. (1) Личная жизнь гражданина неприкосновенна. Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную и семенную жизнь и от посягательства на его честь, достоинство и доброе имя.
(2) Никто не может быть подвергнут слежке, сфотографирован, снят на пленку, записан или подвергнут другим подобным действиям без его ведома или вопреки его определенно выраженному несогласию за исключением предусмотренных законом случаев.
Ст. 33. (1) Жилище неприкосновенно. Без согласия его обитателя никто не может входить или находиться в нем за исключением случаев, определенно указанных в законе.
(2) Вхождение в жилище или нахождение в нем без согласия его обитателя или без разрешения судебной власти допускается только для предотвращения непосредственно готовящегося или начатого преступления, для задержания совершающего его лица, а также в случаях крайней необходимости. Ст. 34. (1) Свобода и тайна корреспонденции и других сообщений неприкосновенны.
(2) Исключения из этого правила допускаются только с разрешения судебной власти, когда это необходимо для раскрытия или предотвращения тяжкого преступления.
Ст. 35. (1) Каждый имеет право свободно избирать свое местожительство, передвигаться по территории страны и покидать ее пределы. Это право может ограничиваться только законом в целях защиты национальной безопасности, здоровья населения и прав и свобод других граждан.
(2) Каждый болгарский гражданин имеет право возвращаться а страну. Ст. 36. (1) Изучение и использование болгарского языка есть право и обязанность болгарских граждан.
(2) Граждане, для которых болгарский язык не является родным, имеют право на ряду с обязательным изучением болгарского языка изучать и использовать свой язык.
(3) Случаи, в которых используется только официальный язык, указываются в законе.
Ст. 37. (1) Свобода совести, свобода мысли и выбора вероисповедания и религиозных или атеистических взглядов являются неприкосновенными. Государство содействует поддержанию терпимости и уважения между верующими различных вероисповеданий и между верующими и неверующими.
(2) Свобода совести и вероисповедания не может быть направлена против национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения и морали или против прав и свобод других граждан.
Ст. 38. Никто не может преследоваться или ограничиваться в правах из-за своих убеждений, не может обязываться или принуждаться давать сведения о своих или чужих убеждениях.
Ст. 39. (1) Каждый имеет право выражать мнение и распространять его посредством слова — письменно или устно, посредством звука, изображения или другим способом.
(2) Это право не может использоваться для причинения ущерба правам и доброму имени другого и для призывов к насильственному изменению конституционно установленного порядка, к совершению преступления, к разжиганию вражды или к насилию над личностью.
Ст. 40. (1) Печать и другие средства массовой информации свободны и не подлежат цензуре.
(2) Прекращение и конфискация печатного издания или другого носителя информации допускаются только па основе акта судебной власти, когда причиняется ущерб добрым нравам или содержатся призывы к насильственному изменению конституционно установленного порядка, к совершению преступления или к насилию над личностью. Если в течение 24 часов не последует конфискация, действие прекращения приостанавливается.
Ст. 41. (1) Каждый имеет право искать, получать и распространять информацию. Осуществление этого нрава не может быть направлено против прав и доброго имени других граждан, а также против национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения и морали.
(2) Граждане имеют право на информацию от государственного органа или учреждения по вопросам, которые представляют для них законный интерес, если информация не является государственной или другой защищенной законом тайной или не затрагивает чужие права.
Ст. 42. (1) Граждане, достигшие 18 лет, за исключением находящихся под опекой и отбывающих наказание в виде лишения свободы, имеют право избирать государственные и местные органы и участвовать в народных опросах.
(2) Организация и порядок проведения выборов и референдумов определяются законом.
Ст. 43. (1) Граждане имеют право собираться мирно и без оружия на собрания и манифестации.
(2) Порядок организации и проведения собраний и манифестаций определяется законом.
(3) Для закрытых собраний разрешение не требуется. Ст. 44.
(1) Граждане могут свободно создавать объединения.
(2) Запрещаются организации, чья деятельность направлена против суверенитета, территориальной целостности страны и единства нации, к разжиганию расовой, национальной, этнической или религиозной вражды, к нарушению прав и свобод граждан, а также организации, которые создают тайные или военизированные структуры или стремятся достигнуть своих целей посредством насилия.
(3) Закон определяет организации, которые подлежат регистрации, порядок их прекращения, а также их взаимоотношения с государством.
Ст. 45. Граждане имеют право на жалобы, предложения и петиции в государственные органы.
Ст. 46. (1) Брак является добровольным союзом между мужчиной и женщиной. Законным является только гражданский брак.
(2) Супруги имеют равные права и обязанности в браке и семье.
(3) Форма брака, условия и порядок его заключения и прекращения, личные и имущественные отношения между супругами регулируются законом. Ст. 47. (1) Обеспечение и воспитание детей до их совершеннолетия являются правом и обязанностью их родителей и осуществляются при содействии государства.
(2) Женщина-мать пользуется особым покровительством государства, которое обеспечивает ей оплачиваемый отпуск до и после родов, бесплатную акушерскую помощь, трудовые льготы и другую социальную помощь.
(3) Дети, рожденные вне брака, имеют равные права с рожденными в браке.
(4) Дети, оставшиеся без заботы близких, находятся под особым покровительством государства и общества.
(5) Условия и порядок ограничения или лишения родительских прав определяются законом.
Ст. 48: (1) Граждане имеют право на труд. Государство заботится о создании условий для осуществления этого права.
(2) Государство создает условия для осуществления права на труд для лиц с физическими и психическими недостатками.
(3) Каждый гражданин свободно избирает свою профессию и место работы.
(4) Никто не может быть принуждаем выполнять принудительный труд.
(5) Рабочие и служащие имеют право на благоприятные для здоровья и безопасные условия труда, на минимальное трудовое вознаграждение и на зарплату, соответствующую выполненной работе, а также на отдых и отпуск на условиях и в порядке, определенных законом.
Ст. 49. (1) Рабочие и служащие имеют право объединяться в профессиональные организации и союзы для защиты своих интересов в области труда и социального обеспечения.
(2) Работодатели имеют право объединяться для защиты своих хозяйственных интересов.
Ст. 50. Рабочие и служащие имеют право на забастовку для защиты своих коллективных экономических и социальных интересов. Это право осуществляется на условиях и в порядке, определенных законом.
Ст. 51. (I) Граждане имеют право на общественное обеспечение и социальную помощь.
(2) Лица, оставшиеся временно без работы, пользуются социальным обеспечением на условиях и в порядке, определенных законом.
(3) Старые люди, которые не имеют близких и не могут содержать себя своим имуществом, как и лица с физическими и психическими недостатками, находятся под особым покровительством государства и общества.
Ст. 52. (1) Граждане имеют право на охрану здоровья, гарантируемое доступной медицинской помощью, и на бесплатное пользование медицинским обслуживанием на условиях и в порядке, определенных законом.
(2) Здравоохранение граждан финансируется из государственного бюджета, работодателями, личными и коллективными страховыми взносами и из других источников на условиях и в порядке, определенных законом.
(3) Государство оказывает покровительство здоровью граждан и поощряет развитие спорта и туризма.
(4) Никто не может быть подвергнут принудительному лечению и санитарным мерам кроме предусмотренных законом случаев.
(5) Государство осуществляет контроль за всеми учреждениями здравоохранения, а также за производством лекарственных средств, биопрепаратов и медицинской техники и за торговлей ими. Ст. 53. (1) Все имеют право на образование.
(2) Школьное обучение до 16-летнего возраста является обязательным.
(3) Основное и среднее образование в государственных и общинных школах является бесплатным. При определенных законом условиях образование в высших государственных учебных заведениях является бесплатным.
(4) Высшие учебные заведения пользуются академической автономией.
(5) Граждане и организации могут создавать учебные заведения на условиях и в порядке, определенных законом. Обучение в них должно соответствовать государственным требованиям.
(6) Государство поощряет образование, создавая и финансируя учебные заведения, помогая способным ученикам и студентам, создавая условия для профессионального обучения и переквалификации. Оно осуществляет контроль за учебными заведениями всех видов и степеней.
Ст. 54. (1) Каждый имеет право пользоваться национальными и общечеловеческими культурными ценностями, а также развивать свою культуру в соответствии с этнической принадлежностью, которая признается и гарантируется законом.
(2) Свобода художественного, научного и технического творчества признается и гарантируется законом.
(3) Изобретательские, авторские и подобные им права находятся под защитой закона.
Ст. 55. Граждане имеют право на здоровую и благоприятную окружающую среду в соответствии с установленными стандартами и нормативами. Они обязаны оберегать окружающую среду.
Ст. 56. Каждый гражданин имеет право на защиту, когда его права или законные интересы нарушены или находятся под угрозой. В государственные учреждения он может являться вместе с защитником. Ст. 57. (1) Основные права граждан не могут быть отменены.
(2) Не допускается злоупотребления правами, как и их использование, если это затрагивает права и законные интересы других.
(3) При объявлении войны, военного или иного чрезвычайного положения законом может быть временно ограничено использование отдельных прав граждан за исключением прав, предусмотренных в ст. 28, ст. 29, ст. 31—п. 1, 2, 3, ст. 32 — п. 1 и ст. 37.
Ст. 58. (1) Граждане обязаны соблюдать и исполнять Конституцию и законы. Они обязаны уважать права и законные интересы других.
(2) Религиозные и иные убеждения не являются основанием для отказа исполнять обязанности, установленные Конституцией и законами.
Ст. 59. (1) Защита Отечества является долгом и честью каждого болгарского гражданина. Измена и предательство по отношению к Отечеству являются тягчайшим преступлением и наказываются по всей строгости закона.
(2) Исполнение воинских обязанностей, условия и порядок освобождения от них или замены их альтернативной службой устанавливаются законом. Ст. 60. (1) Граждане обязаны платить налоги и сборы, установленные законом, соответственно их доходам и имуществу.
(2) Налоговые льготы и надбавки могут устанавливаться только законом. Ст. 61. Граждане обязаны оказывать содействие государству и обществу в случае природных и иных бедствий на условиях и в порядке, определенных законом.
Глава третья
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
Ст. 62. Народное Собрание осуществляет законодательную власть и применяет парламентский контроль.
Ст. 63. Народное Собрание состоит из 240 народных представителей. Ст. 64. (1). Народное Собрание избирается на срок четыре года.
(2) В случае войны, военного или иного чрезвычайного положения, происшедших во время или после окончания мандата Народного Собрания, срок его полномочий продляется до прекращения этих обстоятельств.
(3) Выборы в новое Народное Собрание производятся не позднее чем через два месяца после прекращения полномочий предыдущего.
Ст. 65. (1) Народным представителем может быть избран болгарский гражданин, который не имеет другого гражданства, достиг 21 года, не находится под опекой и не отбывает наказания в виде лишения свободы.
(2) Кандидаты в народные представители, которые заняты на государственной службе, прекращают ее исполнение после их регистрации.
Ст. 66. Законность выборов может быть оспорена в Конституционном суде в порядке, определенном законом.
Ст. 67. (1) Народные представители представляют не только своих избирателей, но и весь народ. Возложение обязательного мандата недействительно.
(2) Народные представители действуют на основе Конституции и законов в соответствии со своими совестью и убеждениями.
Ст. 68. (1) Народные представители не могут исполнять другую государственную службу или осуществлять деятельность, которая согласно закону несовместима с положением народного представителя.
(2) Народный представитель, избранный министром, прекращает полномочия на время, в течение которого является министром. В этом случае он замешается в определенном законом порядке. Ст. 69. Народные представители не несут уголовную ответственность за выражение своего мнения и за свое голосование в Народном Собрании.
Ст. 70. Народные представители не могут быть задержаны и против них не может быть возбуждено уголовное преследование, исключая тяжкие преступления, к тому же с разрешения Народного Собрания, а когда оно не заседает, — председателя Народного Собрания. Разрешение на задержание не запрашивается при задержании в момент совершения тяжкого преступления, но в таком случае незамедлительно извещается Народное Собрание, а когда оно не заседает, — председатель Народного Собрания.
Ст. 71. Народные представители получают вознаграждение, размер которого определяется Народным Собранием. Ст. 72. (1) Полномочия народного представителя прекращаются досрочно при:
1) заявлении об отставке перед Народным Собранием;
2) вступлении в силу приговора, которым наложено наказание в виде лишения свободы за умышленное преступление или когда исполнение наказания в виде лишения свободы не отложено;
3) установлении неизбираемости или несовместимости;
4) смерти.
(2) В случаях, указанных в п. 1 и 2, решение принимается Народным Собранием, а в случае, указанном в п. 3, — Конституционным судом.
Ст. 73. Организация и деятельность Народного Собрания осуществляются на основе Конституции и принятого им регламента.
Ст. 74. Народное Собрание является постоянно действующим органом. Оно само определяет время, в течение которого не заседает.
Ст. 75. Вновь избранное Народное Собрание созывается на первое заседание Президентом республики не позднее чем через один месяц после избрания Народного Собрания. Если в указанный срок Президент не созывает Народное Собрание, оно созывается одной пятой народных представителей.
Ст. 76. (1) Первое заседание Народного Собрания открывается старейшим присутствующим народным представителем.
(2) На первом заседании народные представители приносят следующую присягу: «Клянусь именем Республики Болгария соблюдать Конституцию и законы страны и во всех своих действиях руководствоваться интересами народа. Присягу принял.»
(3) На том же заседании Народного Собрания избираются председатель и заместитель председателя. Ст. 77. (1) Председатель Народного Собрания:
1) представляет Народное Собрание;
2) предлагает проект повестки дня заседаний;
3) открывает, руководит и закрывает заседаний Народного Собрания и обеспечивает порядок при их проведении;
4) удостоверяет своей подписью принятые Народным Собранием акты;
5) опубликовывает решения, декларации и обращения, принятые Народным Собранием;
6) организует международные связи Народного Собрания.
(2) Заместитель председателя Народного Собрания помогает председателю и осуществляет возложенную им на него деятельность.
Ст. 78. Народное Собрание созывается на заседания председателем Народного Собрания:
1) по его иниицативе;
2) по желанию одной пятой народных представителей;
3) по желанию президента;
4) по желанию Совета Министров.
Ст. 79. (1) Народное Собрание избирает из своего состава постоянные и временные комиссии.
(2) Постоянные комиссии помогают деятельности Народного Собрания и осуществляют от его имени парламентский контроль.
(3) Временные комиссии избираются для расследования и проверки. Ст. 80. Должностные лица и граждане, которые будут приглашены, обязаны являться в парламентские комиссии и предоставлять им требуемые от них сведения и документы.
Ст. 81. (1) Народное Собрание может заседать и принимать свои акты, если присутствуют более половины народных представителей.
(2) Народное Собрание принимает законы и другие акты большинством, превышающим половину присутствующих народных представителей, кроме случаев, когда согласно Конституции требуется другое большинство.
(3) Голосование является личным и открытым, кроме случаев, когда Конституция предусматривает или Народное Собрание решает, что оно будет тайным. Ст. 82. Заседания Народного Собрания являются открытыми. В порядке исключения Народное Собрание может принять решение, что отдельные заседания будут закрытыми.
Ст. 83. (I) Члены Совета Министров могут принимать участие в заседаниях Народного Собрания и парламентских комиссий. По их желанию при заслушивании им предоставляется преимущество.
(2) Народное Собрание и парламентские комиссии могут обязывать министров являться на их заседания и отвечать на поставленные вопросы. Ст. 84. Народное Собрание:
1) принимает, изменяет, дополняет и отменяет законы;
2} принимает государственный бюджет и отчет о его исполнении;
3) устанавливает налоги и определяет их размер;
4) назначает выборы Президента республики;
5) принимает решение о проведении национального референдума;
6) избирает и освобождает председателя Совета министров и по его предложению Совет Министров производит изменения в правительстве по предложению его председателя;
7) создаст, преобразует и упраздняет министерства по предложению председателя Совета Министров;
8) избирает и освобождает руководителей Болгарского народного банка и других учреждений, определенных законом;
9) дает согласие на заключение договоров о государственных займах;
10) решает вопросы об объявлении войны и о заключении мира;
11} разрешает направление и использование болгарских вооруженных сил за пределами страны, а также пребывание иностранных войск на территории страны или прохождение через нее;
12) объявляет военное или иное чрезвычайное положение на всей территории страны или на ее части по предложению президента или Совета Министров;
13) объявляет амнистию;
14) учреждает ордена и медали;
15) устанавливает официальные праздники.
Ст. 85. (1) Народное Собрание ратифицирует и денонсирует посредством закона международные договоры, которые:
1) имеют политический или военный характер;
2) относятся к участию Республики Болгария в международных организациях;
3) предусматривают уточнение границы Республики Болгария;
4) содержат финансовые обязательства государства;
5) предусматривают участие государства в арбитражном или судебном разрешении международных споров;
6) относятся к основным правам человека;
7) относятся к действию закона или требуют мер законодательного характера для их исполнения;
8) определенно предусматривают ратификацию.
(2) Ратифицированные Народным Собранием договоры могут быть изменены или денонсированы только в порядке, указанном в самих договорах, или в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
(3) Заключению международных договоров, которые требуют изменений в Конституции, должно предшествовать принятие таких изменений. Ст. 86. (1) Народное Собрание принимает законы, решения, декларации и обращения.
(2) Законы и решения Народного Собрания обязательны для всех государственных органов, организаций и граждан.
Ст. 87. (I) Право законодательной инициативы имеют каждый народный представитель и Совет Министров.
(2) Законопроект о государственном бюджете подготавливается и вносится Советом Министров.
Ст. 88. (1) Законы обсуждаются и принимаются посредством двух голосований, которые проводятся на отдельных заседаниях. В порядке исключения Народное Собрание может принять решение о проведении двух голосований на одном заседании.
(2) другие акты Народного Собрания принимаются посредством одного голосования.
(3) Принятые акты публикуются в «Държавен вестник» не позднее чем через 15 дней после их принятия.
Ст. 89. (1) Одна пятая народных представителей может предложить Народному Собранию голосование недоверия Совету Министров. Предложение считается принятым, когда за него проголосовали более половины всех народных представителей.
(2) Когда Народное Собрание выражает недоверие председателю или Совету Министров, председатель заявляет об отставке правительства.
(3) Когда Народное Собрание отклоняет предложение о голосовании недоверия Совету Министров, новое предложение о недоверии на том же основании не может быть внесено в течение следующих шести месяцев.
Ст. 90. (1) Народные представители имеют право на вопросы и запросы к Совету Министров или к отдельным министрам, которые обязаны дать ответы.
(2) По предложению одной пятой народных представителей по запросу проводится обсуждение и принимается решение.
Ст. 91. (1) Народное Собрание избирает Счетную палату, которая осуществляет контроль за исполнением бюджета.
(2) Организация, полномочия и порядок деятельности Счетной палаты устанавливаются законом.
Глава четвертая
ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ
Ст. 92. (!) Президент является главой государства. Он олицетворяет единство нации и представляет Республику Болгария в международных отношениях.
(2) Президент в своей деятельности пользуется помощью вице-президента. Ст. 93. (1) Президент избирается непосредственно избирателями на срок пять лет в порядке, определенном законом.
(2) Президентом может быть избран болгарский гражданин по рождению, достигший 40 лет, который отвечает условиям избрания народного представителя и проживает последние пять лет в стране.
(3) Избранным считается кандидат, получивший более половины действительных голосов, если в голосовании приняли участие более половины избирателей.
(4) Если никто из кандидатов не избран, в семидневный срок проводится новое избрание, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшее количество голосов. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов.
(5) Избрание нового президента производится не ранее трех месяцев и не позднее двух месяцев перед истечением срока полномочий действующего президента.
(6) Споры относительно законности избрания президента решаются Конституционным судом в месячный срок после избрания.
Ст. 94. Вице-президент избирается одновременно и по одному бюллетеню с президентом на условиях и в порядке, установленных для избрания президента. Ст. 95. (1) Президент и вице-президент могут быть переизбраны на ту же должность только еще на один мандат.
(2) Президент и вице-президент не могут быть народными представителями и исполнять другую государственную, общественную и хозяйственную работу и участвовать в руководстве политической партии.
Ст. 96. Президент и вице-президент приносят перед Народным Собранием присягу согласно ст. 76 п. 2. Ст. 97. (1) Полмочия президента и вице-президента прекращаются досрочно при:
1) заявлении об отставке перед Конституционным судом;
2) длительной невозможности исполнять полномочия вследствие тяжелого заболевания;
3) при условиях ст. 103;
4) смерти.
(2) В случаях, указанных в п. I и 2, полномочия президента и вице-президента прекращаются, как только Конституционный суд установит указанные обстоятельства.
(3) В случае, указанном в п. I, вице-президент вступает в должность президента до конца мандата.
(4) Если вице-президент лишен возможности вступить в должность президента, полномочия президента исполняет председатель Народного Собрания до избрания президента и вице-президента. В этом случае в двухмесячный срок проводятся выборы президента и вице-президента. Ст. 98. Президент республики:
1) назначает выборы в Народное Собрание и органы местного самоуправления и определяет дату проведения национального референдума, когда об этом имеется решение Народного Собрания;
2) направляет обращения к народу и Народному Собранию;
3) заключает международные договоры в случаях, определенных законом;
4) опубликовывает законы;
5) по предложению Совета Министров утверждает изменения границ и центров административно-территориальных единиц;
6) по предложению Совета Министров назначает и освобождает от должности глав дипломатических представительств и постоянных представителей Республики Болгария при международных организациях, а также принимает аккредитационные и отзывные грамоты иностранных дипломатических представителей в стране;
7) назначает и освобождает от должности других государственных служащих, определенных законом;
8) награждает орденами и медалями;
9) предоставляет и восстанавливает болгарское гражданство, освобождает от него и лишает его;
10) предоставляет убежище;
11) осуществляет право помилования;
12) освобождает от задолженности государству в случае невозможности ее взимания;
13) дает наименования объектам национального значения и населенным пунктам;
14) информирует Народное Собрание по основным вопросам, входящим в сферу его полномочий.
Ст. 99. (1) Президент после консультации с парламентскими группами предлагает кандидату в председатели Совета Министров, рекомендованному наибольшей по численности парламентской группой, составить правительство;
(2) Если в 7-дневный срок кандидат в председатели Совета Министров не успеет предложить состав Совета Министров, президент возлагает эту функцию на кандидата в председатели Совета Министров, рекомендованного второй по численности парламентской группой;
(3) Если и в этом случае не будет предложен состав Совета Министров, президент в указанный в предыдущем пункте срок предлагает какой-либо последующей парламентской группе рекомендовать кандидата в председатели Совета Министров.
(4) Если поручение относительно формирования успешно выполнено, президент предлагает Народному Собранию избрать кандидата в председатели Совета Министров.
(5) Если не достигнуто согласие об образовании правительства, президент назначает служебное правительство, распускает Народное Собрание и назначает новые выборы в срок, предусмотренный в ст. 64 п. 3. Акт, которым президент распускает Народное Собрание, определяет и дату избрания нового Народного Собрания.
(6) Порядок формирования правительства, предусмотренный предыдущими пунктами, применяется и в случае, предусмотренном в ст. 111, п. 1.
(7) В случаях, предусмотренных п. 5 и 6, президент не может распустить Народное Собрание в течение последних трех месяцев своего мандата. Если в этот период парламент не может сформировать правительство, президент назначает служебное правительство.
Ст. 100. (1) Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами Республики Болгария.
(2) Президент назначает и освобождает высший командный состав вооруженных сил и присваивает высшие воинские звания по предложению Совета Министров.
(3) Президент возглавляет Консультативный совет национальной безопасности, статус которого определяется законом.
(4) По предложению Совета Министров президент объявляет общую или частичную мобилизацию в соответствии с законом.
(5) Президент объявляет состояние войны в случае вооруженного нападения на страну или при необходимости безотлагательного исполнения международных обязательств, военное или иное чрезвычайное положение, когда Народное Сообрание не заседает. В этих случаях оно созывается незамедлительно для вынесения решения. Ст. 103. (1) В срок, указанный в ст. 88 п. 3, президент может с соответствующим обоснованием вернуть закон в Народное Собрание для нового обсуждения, в чем ему не может быть отказано.
(2) Народное Собрание повторно принимает закон большинством более половины всех народных представителей.
(3) Повторно принятый Народным Собранием закон опубликовывается президентом в 7-дневный срок после его получения.
Ст. 102. (1) Во исполнение своих полномочий президент издает указы, направляет обращения и послания.
(2) Указы соподписываются председателем Совета Министров или соответствующим министром.
(3) Не подлежат соподчинению указы, которыми президент:
1) назначает служебное правительство;
2) возлагает поручение по формированию правительства;
3) распускает Народное Собрание;
4) возвращает закон, принятый Народным Собранием, для повторного обсуждения;
5) определяет организацию и порядок деятельности служб президентства и назначает персонал;
6) назначает выборы и референдум;
7) опубликовывает законы.
Ст. 103. (1) Президент и вице-президент не несут ответственности за действия, совершенные при исполнении своих функций, за исключением государственной измены и нарушения Конституции.
(2) Обвинение выдвигается по предложению не менее одной четверти народных представителей и считается поддержанным Народным Собранием, если более двух третей народных представителей проголосуют за это.
(3) Конституционный суд рассматривает обвинение против президента или вице-президента в месячный срок с момента внесения обвинения. Если будет установлено, что президент или вице-президент совершили государственную измену или нарушили Конституцию, их полномочия прекращаются.
(4) Президент и вице-президент не могут быть задержаны и против них не может быть возбуждено уголовное преследование.
Ст. 104. Президент может возлагать на вице-президента полномочия, предусмотренные ст. 98 п. 7, 9, 10 и 11.
Глава пятая
СОВЕТ МИНИСТРОВ
Ст. 105. (1) Совет Министров руководит внутренней и внешней политикой страны и осуществляет ее в соответствии с Конституцией и законами.
(2) Совет Министров обеспечивает общественный порядок и национальную безопасность и осуществляет общее руководство государственной администрацией и вооруженными силами.
Ст. 106. Совет Министров руководит исполнением государственного бюджета; организует использование государственного имущества; заключает, утверждает и денонсирует международные договоры в случаях, предусмотренных законом.
Ст. 107. Совет Министров отменяет не соответствующие закону и неправильные акты министров.
Ст. 108. (I) Совет Министров состоит из председателя, заместителя председателя и министров.
(2) Председатель Совета Министров руководит и координирует общую политику правительства и несет за нее ответственность. Он назначает и освобождает от должности заместителей министров.
(3) Министры руководят отдельными министерствами кроме случаев, когда Народное Собрание решит иначе. Они несут ответственность за свои действия. Ст. 109. Члены Совета Министров приносят перед Народным Собранием присягу согласно ст. 76 п. 2.
Ст. 110. Членами Совета Министров могут быть только болгарские граждане, которые отвечают условиям избрания народных представителей. Ст. 111. (1) Полномочия Совета Министров прекращаются:
1) при голосовании недоверия Совету Министров или его председателю;
2) при принятии отставки Совета Министров или его председателя;
3) при смерти председателя Совета Министров.
(2) Совет Министров подает в отставку перед вновь избранным Народным Собранием.
(3) В случаях, предусмотренных предыдущими пунктами, Совет Министров исполняет свои функции до избрания нового Совета Министров.
Ст. 112. (1) Совет Министров может просить Народное Собрание о голосовании доверия по политике в целом, по программе или по конкретному поводу. Решение принимается большинством более половины присутствующих народных представителей.
(2) Если Совет Министров не получит испрашиваемого доверия, председатель Совета Министров подает заявление об отставке правительства. Ст. 113. (1) Члены Совета Министров не могут занимать должности и осуществлять деятельность, которые несовместимы с положением народного председателя.
(2) Народное Собрание может определять, и другие должности и деятельность, которые члены Совета Министров не могут занимать или осуществлять. Ст. 114. На основе и во исполнение законов Совет Министров принимает постановления, распоряжения и решения. Посредством постановлений Совет Министров принимает также правила и указания.
Ст. 115. Министры издают правила, указания, инструкции и приказы. Ст. 116. (1) Государственные служащие являются выразителями воли и интересов нации. При исполнении своих служебных функций они должны руководствоваться исключительно законом и быть политически нейтральными.
(2) Условия, в соответствии с которыми государственные служащие назначаются и освобождаются от должности и могут быть членами политических партий и профессиональных организаций, а также осуществлять право на забастовку, определяются законом.
Глава шестая
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Ст. 117. (I) Судебная власть защищает права и законные интересы граждан, юридических лиц и государства.
(2) Судебная власть независима. При осуществлении своих функций судьи, судебные заседатели, прокуроры и следователи подчиняются только закону.
(3) Судебная власть имеет самостоятельный бюджет. Ст. 118. Правосудие осуществляется именем народа.
Ст. 119. (1) Правосудие осуществляется Верховным кассационным судом, Верховным административным судом, апелляционными, окружными, военными и районными судами.
(2) В соответствии с законом могут создаваться и специализированные суды.
(3) Чрезвычайные суды не допускаются.
Ст. 120. (1) Суды осуществляют контроль за законностью актов и действий административных органов.
(2) Граждане и юридические лица могут обжаловать все административные акты, которые их затрагивают, кроме тех, которые прямо указаны в законе. Ст. 121. (1) Суды обеспечивают равенство в условия для состязательности сторон в. судебном процессе.
(2) Производство по делам обеспечивает установление истины.
(3) Рассмотрение дел во всех судах является открытым, если закон не предусматривает иное.
(4) Акты правосудия мотивируются.
Ст. 122. (1) Граждане и юридические лица имеют право на защиту во всех стадиях процесса.
(2) Порядок осуществления права на защиту определяется законом. Ст. 123. В определенных законом случаях в осуществлении правосудия участвуют и судебные заседатели.
Ст. 124. Верховный кассационный суд осуществляет верховный судебный надзор за точным и единообразным применением законов всеми судами.
Ст. 125. (1) Верховный административный суд осуществляет верховный судебный надзор за точным и единообразным применением законов в административном производстве.
(2) Верховный административный суд выносит решения по спорам о законности актов Совета Министров и министров, а также и других актов, указанных в законе. Ст. 126. (1) Структура прокуратуры соответствует структуре судов.
(2) Главный прокурор осуществляет надзор за законностью и методическое руководство в деятельности всех прокуроров. Ст. 127. Прокуратура следит за соблюдением законности, как-то:
1) привлекает к ответственности лиц, которые совершили преступления, и поддерживает обвинение по уголовным делам общего характера;
2) осуществляет надзор за исполнением уголовных наказаний и других принудительных мер;
3) предпринимает действия с целью отмены не соответствующих закону актов;
4) в предусмотренных законом случаях участвует в гражданских и административных делах.
Ст. 128. Следственные органы входят в систему судебной власти. Они осуществляют предварительное производство по уголовным делам.
Ст. 129. (1) Судьи, прокуроры и следователи назначаются, получают повышение или понижение в должности, перемещаются и освобождаются от должности Высшим судебным советом.
(2) Председатель Верховного кассационного суда, председатель Верховного административного суда и главный прокурор назначаются и освобождаются Президентом республики по предложению Высшего судебного совета на срок семь лет без права повторного избрания. Президент не может отказать в назначении или освобождении при вторично внесенном предложении.
(3) Судьи, прокуроры и следователи становятся несменяемыми после завершения трехгодичного стажа пребывания в занимаемой должности. Они освобождаются от должности только при выходе на пенсию, прошение об отставке, при вступлении в силу приговора, которым наложено наказание в виде лишения свободы за умышленное преступление, а также при длительной невозможности исполнять обязанности в течение более одного года.
Ст. 130. (I) Высший судебный совет состоит из 25 членов. Председатель Верховного кассационного суда, председатель Верховного административного суда и главный прокурор являются по должности его членами.
(2) Членами Высшего судебного совета, не являющимися его членами по должности, избираются юристы с высокими профессиональными и нравственными качествами, которые имеют не менее чем 15-годнчный юридический стаж.
(3) Одиннадцать членов Высшего судебного совета избираются Народным собранием и одиннадцать — органами судебной власти.
(4) Мандат избранных членов Высшего судебного совета составляет пять лет. Они не могут быть переизбраны сразу после истечения этого срока.
(5) На заседаниях Высшего судебного совета председательствует министр юстиции. Он не участвует в голосовании.
Ст. 131. Решения Высшего судебного совета о назначении, повышении или понижении в должности, перемещении и освобождении от должности судей, прокуроров и следователей, а также предложения, которые он вносит согласно ст. 129 п. 2, принимаются тайным голосованием.
Ст. 132. (1) Судьи, прокуроры и следователи пользуются иммунитетом народного представителя.
(2) В определенных законом случаях решение о лишении судьи, прокурора или следователя иммунитета принимается Высшим судебным советом. Ст. 133. Организация и деятельность Высшего судебного совета, судов, прокурорских и следственных органов, статус судей, прокуроров и следователей, условия и порядок назначения и освобождения от должности судей, судебных заседателей, прокуроров и следователей, а также реализации их ответственности регламентируются законом. Ст. 134. (1) Адвокатура является свободной, независимой и самоуправляющейся. Она помогает гражданам и юридическим лицам при защите их прав и законных интересов.
(2) Организация и порядок деятельности адвокатуры регламентируются законом.
Глава седьмая
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
Ст. 135. (I) Территория республики подразделяется на общины и области. Территориальное деление и полномочия столичной общины и других больших городов определяются законом.
(2) Другие административно-территориальные единицы и органы самоуправления в них могут быть созданы согласно закону.
Ст. 136. (I) Община является основной административно-территориальной единицей, в которой осуществляется местное самоуправление. Граждане участвуют в управлении общиной как через избранные ими органы местного самоуправления, так и непосредственно путем референдума и общего собрания населения.
(2) Границы общины определяются после опроса населения.
(3) Община является юридическим лицом.
Ст. 137. (I) Самоуправляющиеся территориальные общности могут объединяться для решения общих вопросов,
(2) Закон создает условия для объединения общин.
Ст. 138. Органом местного самоуправления в общине является общинный совет, который избирается населением соответствующей общины на срок четыре года в порядке, определенном законом.
Ст. 139. (1) Органом исполнительной власти в общине является кмет. Он избирается населением или общинным советом на срок четыре года в порядке, определенном законом.
(2) В своей деятельности кмет руководствуется законом, актами общинного совета и решениями населения.
Ст. 140. Община имеет право на свою собственность, которая используется в общетерриториальных интересах. Ст. 141. (1) Община имеет самостоятельный бюджет.
(2) Постоянные финансовые источники общины определяются законом.
(3) Государство через бюджетные средства и иным образом помогает нормальной деятельности общины.
Ст. 142. Область является административно-территориальной единицей, предназначенной для проведения региональной политики, для осуществления государственного управления на местах и для обеспечения соответствия между национальными и местными интересами.
Ст. 143. (I) Управление в области осуществляется областным управляющим при помощи областной администрации.
(2) Областной управляющий назначается Советом Министров.
(3) Областной управляющий обеспечивает проведение государственной политики, несет ответственность за защиту национальных интересов, законности и общественного порядка и осуществляет административный контроль. Ст. 144. Центральные государственные органы и их представители на местах осуществляют контроль за законностью актов органов местного управления, если это предусмотрено законом.
Ст. 145. Общинные советы могут оспаривать перед судом акты и действия, которые нарушают их права.
Ст. 146. Организация и порядок деятельности органов местного самоуправления и местной администрации определяются законом.
Глава восьмая
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
Ст. 147, (1) Конституционный суд состоит из 12 судей, одна треть которых избирается Народным Собранием, одна треть назначается президентом и одна треть избирается общим собранием судей Верховного кассационного суда и Верховного административного суда.
(2) Мандат судей Конституционного суда составляет 9 лет. Они не могут быть избраны повторно на эту должность. Состав Конституционного суда обновляется через три года от каждой квоты и порядке, определенном законом.
(3) Судьями Конституционного суда избираются юристы с высокими профессиональными и нравственными качествами, имеющие не менее чем пятнадцатилетний юридический стаж.
(4) Судьи Конституционного суда избирают председателя суда тайным голосованием на три года,
(5) Положение члена Конституционного суда несовместимо с мандатом представителя, с занятием государственной или общественной должности, с членством в политической партии или профсоюзе с ведением творческой, торговой или иной оплачиваемой профессиональной деятельности.
(6) Члены Конституционного суда пользуются иммунитетом народных представителей.
Ст. 148
(1) Мандат судьи Конституционного суда прекращается при:
1) истечении определенного срока;
2) заявлении об отставке перед Конституционным судом;
3) вступлении в силу приговора, которым наложено наказание в виде лишения свободы за умышленное преступление;
4) фактической невозможности исполнять свои обязанности более одного года;
5) несовместимости с должностью и деятельностью согласно ст. 147 п. 5;
6) смерти.
(2) Конституционный суд лишает судью иммунитета и устанавливает фактическую невозможность исполнения им своих обязанностей тайным голосованием большинством не менее двух третей всех судей.
(3) При прекращении мандата судьи Конституционного суда в месячный срок па его место избирается другой по соответствующей квоте. Ст. 149. (1) Конституционный суд:
1) дает обязательное толкование Конституции;
2) выносит по запросу решения об установлении антиконституционности законов и других актов Народного Собрания, а также актов президента;
3) решает споры относительно компетенции между Народным Собранием, президентом и Советом Министров, а также между органами местного самоуправлениям центральными исполнительными органами;
4) выносит решения о соответствии заключенных Республикой Болгария международных договоров Конституции перед их ратификацией, а также о соответствии законов общепризнанным нормам международного права и международным договорам с участием Болгарии;
5) выносит решения по спорам о конституционности политических партий и объединений;
6) выносит решения по спорам о законности избрания президента и вице-президента;
7) выносит решения по спорам о законности избрания народного представителя;
8) выносит решения по обвинениям, возбужденным Народным Собранием против президента и вице-президента.
(2) Полномочия Конституционного суда не могут быть расширены или сужены посредством закона.
Ст. 150. (1) Конституционный суд действует по инициативе не менее одной пятой па-родных представителей, президента, Совета Министров, Верховного кассационного суда, Верховного административного суда и Главного прокурора. Споры о компетенции по п. 3(1) предыдущей статьи могут быть возбуждены и общинными советами.
(2) Если установлено несоответствие между законом и Конституцией, Верховный кассационный суд или Верховный административный суд прекращают производство по делу и вносят вопрос в Конституционный суд.
Ст. 151. (1) Конституционный суд выносит решения большинством более половины всех судей.
(2) Решения Конституционного суда публикуются в «Държавен вестник» в 15-дневный срок с момента их принятия. Решение вступает в силу через три дня после его опубликования. Акт, объявленный антиконституционным, не применяется со дня вступления решения в силу.
(3) Та часть закона, которая не объявлена неконституционной, сохраняет свое действие.
Ст. 152. Организация и порядок деятельности Конституционного суда определяются законом.
Глава девятая

стр. 1
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>