<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской
Федерации.

См. комментарий к статье 104 Конституции РФ

О толковании статей 105 и 106 Конституции см. постановление Конституционного
Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

О толковании части второй статьи 105 Конституции см. постановление
Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа
депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской
Федерации.
3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней
передаются на рассмотрение Совета Федерации.
4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за
него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо
если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В
случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать
согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего
федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

О толковании части пятой статьи 105 Конституции см. постановление Конституционного
Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации
федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него
проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной
Думы.

См. комментарий к статье 105 Конституции РФ

О толковании статей 105 и 106 Конституции см. постановлением Конституционного
Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной
Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной
эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.

См. комментарий к статье 106 Конституции РФ

Статья 107

О толковании отдельных положений статьи 107 Конституции см. постановление
Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту
Российской Федерации для подписания и обнародования.
2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает
федеральный закон и обнародует его.

О толковании части третьей статьи 107 Конституции см. постановление Конституционного
Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

О подтверждении обязанностей Президента РФ, предусмотренных частью третьей
статьи 107 Конституции РФ, см. постановление Конституционного Суда РФ от 6
апреля 1998 г. N 11-П

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с
момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума
и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке
вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный
закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей
голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной
Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи
дней и обнародованию.

См. комментарий к статье 107 Конституции РФ

Статья 108

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным
Конституцией Российской Федерации.

О толковании части второй статьи 108 Конституции см. постановление Конституционного
Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен
большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета
Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной
Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней
подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

См. комментарий к статье 108 Конституции РФ

Статья 109

См. толкование положений статей 84 (пункт "б"), 109 (части 1 и 2), 111 (часть
4) и 117 (части 3 и 4) Конституции РФ (во взаимосвязи с другими ее положениями),
данное в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N 15-П

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации
в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации
назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась
не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным
статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения
ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего
решения Советом Федерации.
5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на
всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения,
а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской
Федерации.

См. комментарий к статье 109 Конституции РФ

Глава 6. Правительство Российской Федерации

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство
Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства
Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации
и федеральных министров.

См. комментарий к статье 110 Конституции РФ

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом
Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации
вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь
избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства
Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной
Думой.
3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской
Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение
недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

О толковании положений части 4 статьи 111 Конституции РФ см. Постановления
Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 27-П, от 11 ноября 1999 г.
N 15-П

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя
Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской
Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает
Государственную Думу и назначает новые выборы.

См. комментарий к статье 111 Конституции РФ

Статья 112

По делу о толковании части первой статьи 112 Конституции РФ см. Постановление
Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного
срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения
о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Cтруктура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента
РФ 17 мая 2000 г. N 867

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту
Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства
Российской Федерации и федеральных министров.

См. комментарий к статье 112 Конституции РФ

Статья 113

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской
Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской
Федерации и организует его работу.

См. комментарий к статье 113 Конституции РФ

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет
и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об
исполнении федерального бюджета;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой,
кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной
политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального
обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности,
реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан,
охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется
федеральным конституционным законом.

См. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве
Российской Федерации"

См. комментарий к статье 114 Конституции РФ

Статья 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных
законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство
Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их
исполнение.
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны
к исполнению в Российской Федерации.
3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в
случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам
и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской
Федерации.

См. комментарий к статье 115 Конституции РФ

Статья 116

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство
Российской Федерации слагает свои полномочия.

См. комментарий к статье 116 Конституции РФ

Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая
принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства
Российской Федерации.

О толковании частей третьей и четвертой статьи 117 Конституции РФ см. Постановления
Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П, от 11 ноября 1999 г.
N 15-П

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской
Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается
большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После
выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации
Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской
Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если
Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству
Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке
Правительства либо распускает Государственную Думу.
4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед
Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней
принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске
Государственной Думы и назначении новых выборов.
5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской
Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать
до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

См. комментарий к статье 117 Конституции РФ

Глава 7. Судебная власть

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией
Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных
судов не допускается.

О судебной системе Российской Федерации см. Федеральный конституционный закон
от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ

См. комментарий к статье 118 Конституции РФ

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие
высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее
пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования
к судьям судов Российской Федерации.

О дополнительных требованиях к судьям судов Российской Федерации см.: Закон
РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"

См. комментарий к статье 119 Конституции РФ

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации
и федеральному закону.
2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного
или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

См. комментарий к статье 120 Конституции РФ

Статья 121

1. Судьи несменяемы.
2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе
как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

См. комментарий к статье 121 Конституции РФ

Статья 122

1. Судьи неприкосновенны.
2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как
в порядке, определяемом федеральным законом.

См. комментарий к статье 122 Конституции РФ

Статья 123

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом
заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме
случаев, предусмотренных федеральным законом.
3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия
сторон.
4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется
с участием присяжных заседателей.

См. комментарий к статье 123 Конституции РФ

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно
обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в
соответствии с федеральным законом.

О финансировании судов Российской Федерации см. Федеральный закон от 10 февраля
1999 г. N 30-ФЗ

См. комментарий к статье 124 Конституции РФ

Статья 125

См. также Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О
Конституционном Суде Российской Федерации"

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской
Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета
Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации,
Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской
Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации,
Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных
актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к
ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному
ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров
между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных
прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона,
примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном
федеральным законом.
5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской
Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской
Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает
толкование Конституции Российской Федерации.
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают
силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры
Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации
дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента
Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого
преступления.

См. толкование статьи 125 Конституции Российской Федерации, данное Конституционным
Судом РФ в Постановлении от 16 июня 1998 г. N 19-П

См. комментарий к статье 125 Конституции РФ

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по
гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей
юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных
формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам
судебной практики.

См. толкование статьи 126 Конституции Российской Федерации, данное Конституционным
Судом РФ в Постановлении от 16 июня 1998 г. N 19-П

См. комментарий к статье 126 Конституции РФ

Статья 127

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным
органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными
судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных
формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам
судебной практики.

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>