<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2. Каждая республика имеет свою тер. Пределы территории республики определяются ее гос. границей. Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. Внешняя – явл. одновременно границей РФ. Республика обладает территориальным верховенством. Территория республики не может быть изменена без ее согласия.
3. Каждая республика имеет свою констит-прав. систему, которая включает К. республики, республиканские з-ны и др. н.п.а., изданные в пределах ее компетенции.
Договоры и соглашения р. с РФ с другими субъектами, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.
К. з-ны и иные н.п.а. республик не могут противоречить КРФ и ФЗ РФ, принятых в пределах полномочий РФ. Но если ФЗ, издан вне пределов полномочий РФ, действует н.а. последней (республики). Республика в составе РФ пользуется правом законодательной инициативы в ФС РФ,
4. Республика в составе РФ самостоятельно определяет систему своих органов гос. власти. Каждая республика имеет свой законод. орган, главу исполн. власти или главу республики, свое ПР-во, свой Верх. Высш. Арб. Суд.
5. Наличие республиканского гр-ва. наличие гр-ва РФ и гр-ва республики означает не двойное гр-во, а 2 уровня единого гр-ва.
6. Наличие республ. собственности. Она включает землю, недра, имущества органов гос. власти, памятники культуры.
7. В соотв. со ст. 68 КРФ республика в составе РФ вправе устанавливать свой язык. В органах гос. власти и местн. самоупр. он употребляется наряду с гос языком.
8. Республика в составе РФ вправе выступать в качестве участника междунар. соглашений, подписывать договоры с другими иностр. гос-вами, открывать заруб. представительства, участвовать в междун. организациях. Но международная правосубъектность республики ограничена. Она не может противоречить КРФ, ФЗ, федер. договору.
9. Право на гос. символику, включ. гос герб, гос. флаг, гос. гимн и столицу.
10. Республики в составе РФ не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус, однако статус республики не может быть изменен и без ее согласия., ст. 66 ч. 5.
11. Республика вправе самостоят. решать вопрос о своем наименовании.
12. Если ЧП вводится федер. органами гос. власти РФ, на тер-рии республики необходимо предварительное согласие органов гос. власти этой республики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения ЧП, затрагивают территорию только 1 республики, ЧП в этой республике может быть введено органами гос. власти этой республики с немедленным уведомлением Президента и парламента РФ.
13. Исключ. полномочия республик определены их К. на основе КРФ и федер. договора, но они не должны противоречить КРФ.

4. В составе РФ 6 краев, 49 областей, 2 города федер. значения (М. и С.-П.), кот. в соотв. со ст. 65 КРФ являются субъектами РФ.
1. Края, области и города ф.з. обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, з-ны и иные н.п.а., кот. не противореч. КРФ и з-нам РФ.
Устав закрепляет прав. статус соотв. субъекта организацию гос. власти, порядок нормотворч. д-ти, организацию местного самоуправл.
2. Данные субъекты обладают своей территорией, кот. не могут быть изменены без их согласия.
3. Каждый из этих субъектов образует органы представит., исполнит. и суд. власти.
4. Они вправе иметь свою символику – самост. символика Вор. обл. по уставу.
5. Субъекты явл. самост. участниками междунар. и внешнеэконом. связей, соглашений с другими краями, областями, республиками, автономн. областью и автономн. округами.
6. Края и области имеют свои администр. центры, ст. 25, Вор. обл.
7. Статус субъектов РФ может быть изменен только с согласия данного субъекта и РФ.
8. От субъекта РФ избир. делегаты в ГД, входят по 2 представителя в СФ: глава законод. и глава исп. власти (губернатор, председ. обл. думы).
9. Законод органы власти субъекта обладают правом законод. инициативы в ФС.
10. КРФ, Федер. договор уставы субъектов определяют предметы ведения соотв. субъектов, ст.76 ч. 2.
11. Введение ЧП на территории субъекта осуществляется федер. органами гос. власти с уведомлением органов власти субъекта РФ.

5. В составе РФ в качестве ее субъектов находятся 1 автономная область и 10 автономных округов.
Автономная обл. – это национальное гос. образование, отличающиеся особым нац. составом и бытом населения.
Автономн. округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения.
Статус автоном. округа и автономн. области определяется КРФ, федер. договором, включ. договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между фед. органами гос. власти РФ и органами власти автоном. области, автоном. округа", др. федер. актами.
Статус авт. обл. и округа соотв. статусу края, области, городов ф. знач.
Взаимоотн. с автон. округами, находящ. в составе краев и областей, определ. уставами этих краев и областей и уставами соотв. округов.
Предметы совместн. ведения РФ и автономии в ее составе, ст. 72 КРФ.
Исключ. полномочия органов гос. власти автономий определяются в уставах и иных н.п.а.

6. Адм.-тер. устройство – это разделение его тер-рии на определенные части в соответствии с кот. строится система местных органов гос. власти и местного самоуправления.
Такие части называются админ.-тер. единицами.
В федерат. гос-ве такое деление имеют субъекты РФ (область д-ти субъектов РФ).
Принципы админ.-тер. устройство:
1. Экономический – особенности хоз. профиля
2. Национальный
3. Максимальное приближение гос. аппарата и местного самоуправления к населению.
Существует 2 вида админ.-тер. единиц:
1. базовые – районы и города республиканского и областного или краевого значения.
2. первичные – города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.
Район (уезд) – это адм. – тер. единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономн. округа.
Города – это админ.-тер. единицы, кот. включ. в себя промышл. предприятия, жилой фонд, медицинские, культурно- промышленные учреждения и т.д.
Виды городов:
1. Города республиканского значения
2. Города краевого, областного, окружного значения.
3. Города районного значения.
Городские районы создаются в городах с численностью населения более 100 тыс. человек для обеспечения нормального ф-ния крупных городов.
К городским поселениям относятся городские поселки:
1. курортные
2. рабочие
3. дачные
Самой многочисленной админ.-тер. единицей являются сельские поселения: селы, станицы, аулы, кишлаки.
Тер-рия Москвы делится на администр. округа, кот. включают в себя муниципальные районы.
Административный округ – внутригородская администр. единица, система органов власти кот. строится на основе централизованного управления.
Муницип. район – админ.-тер. единица Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной тер-рии.
Муницип. районы делятся на микрорайоны.
На тер-рии некоторых субъектов РФ для компактности проживающих численно небольших групп национальностей создаются нац. районы. Например, ненецкий нац. район в Алтайском крае.
В РФ имеются также закрытые админ.-тер. образования, статус кот. регулируется з-ном РФ от 14 июля 1992 г. "О закрытом админ.-тер. образровании".

Государственные органы в РФ

Президент РФ.
1. Система и виды гос. органов РФ.
2. Констит. принципы организации и д-ти гос. органов в РФ.
3. Президент в РФ:
а) правовой статус Президента РФ
б) выборы президента РФ
в) компетенция Президента РФ
г) досрочное прекращение полномочий Президента РФ
Н/а КРФ, глава 4.
ФЗ "О выборах Президента РФ" от 21 апреля 1995 г.
СЗ РФ, 95 г. № 21
1. Гос. орган является гр-ном или коллективом гр-н, наделенных гос.-властными полномочиями, уполномоченными гос-вом на осуществление его задач и функций, и действующий в установленном порядке.
Признаки гос. органов:
1. Гос. органы наделены гос.-властными полномочиям. Они имеют право издавать акты, обязательные для исполнения другими гос. органами, должн. лицами и гражданами.
2. Каждый гос. орган образуется в установленном гос-вом порядке.
3. Гос. орган уполномочивается гос-вом осуществлять его задачи и ф-ции
4. Каждый орган является составной частью единой системы органов гос. власти.
В своей совокупности гос. органы образуют единую систему.
1. по предм. признаку она включ. органы закон., исполн. и суд. власти.
Органы законод. власти: ФС, парламенты республик в составе РФ, краевые, обл., городские Думы и др. законод. органы, выборные органы в совок. сост. систему представит. органов власти.
Органы исполнит. власти: ПР-во РФ, ПР-ва республик РФ, министерства, главы администраций субъектов. По х-ру полномочий органы исполн. власти делятся:
1) на органы общей компетенции (пр-ва)
2) органы спец. компетенции (министерства).
Органы суд. власти: Конст. Суд, Вех. Суд, Высш.Арб. Суд, суды субъектов.
В общую группу гос. органов выделяют органы прокуратуры.
В систему органов гос. власти не входят органы местного самоуправления.
2. По территор. пределам действия
1) федеральные гос. органы
2) органы субъектов РФ
К федер. – ФС, пр-во
К органам субъектов
3. По порядку осуществления полномочий
1) коллегиальные ФС
2) единоначальные Президент РФ

2. 1. Принципы разделения властей, ст. 10
2. Принципы участия граждан в управлении гос-вом, ст. 3
3. Принципы законности, ст. 15 ч. 2.
4. Принципы федерализма, ст. 5, ч. 3-4

3. а) Пост президента был утвержден в 90 г., а первым президентом был Ельцин 12 июня 91 г. Правовой статус Президента закреплен в ст. 80 КРФ.
1. Президент является главой гос-ва, институт президентства в РФ сочетает черты как президентской так и полупр. р-ки. П-т определяет структуру Пр-ва, принимает решения о его отставке, назначение председ. П-ва осуществл. с согласия ГД. Глава гос-ва не явл. главой Пр-ва.
Пр-во ответственно не только перед Президентом, но и перед парламентом.
2. Президент РФ является гарантом КРФ, прав и свобод ч. и г. В установленном КРФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос. целостности, обеспечивает согласованное функционировние и взаимодействие органов гос. власти.
3. Президент РФ в соотв. с КРФ и ФЗ определяет основные направления внутренней и внешней политики гос-ва.
4. Президент РФ как глава гос-ва представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
б) Выборы Президента осущ. на основе КРФ и ФЗ "О выборах Президента РФ" от 21 апр. 95 г.
Выдвигать кандидата на должность пр-та вправе, и.о., и. блок или непоср. избиратели, образов. инициативную группу не менее 100 человек. При этом они обязаны собрать в поддержку кандидата не менее 1 млн. подписей избир., при этом на 1 субъект – не более 7 % от требуемого общего числа подписей.
Выборы проводятся в случае, если зарегистрировано не менее 2-х канд. Выборы счит. несост., если в них приняло участие менее 50 % избирателей, внесенных в списки. Избранным счит. кандидат более 50 % избир., принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назнач. повторное голосование по 2 кандидатам, получившим наиб. число избирателей. В этом случае считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. – II тур.
Если выборы признаны несостоявшимися или недействит. при обнаружении грубых нарушений з-на СФ не позднее, чем через 4 месяца назнач. повторные выборы. На 30-й день после избрания Президента состоится процедура его вступления в должность – инагурация.
в) Компетенция П-та представл. совокупность его полномочий по разрешению вопросов гос. и общ. жизни, установленных КРФ.
1. Полномочия по формированию и руководству исполнит. властью.
Решение о недоверии Пр-ву может вынести ГД, но оно не является для Президента обязательным.
В администр. П-та входят руководитель, I помощник и помощники П-та, полномочные представители, главное управление П-та, аппарат Совета безопасности и т.д.
2. Полномочия по взаимодействию с федер., законод и суд властями.
ГД не может быть распущена:
в течение 1 года после ее избрания
с момента выдвижения ГД обвинения против П-та до принятия соотв. решения СФ
в период действия на всей территории РФ военного и ЧП
в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента.
Президент обладает правом отлагательного вето, т.е. право не подписывая, отклонить з-н, принятый ФС. Порядок опублик. и вступления в силу ФС предусмотрен ФЗ от 25 мая 94 г. "О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат ФС" СЗ РФ 94г., № 8.
3. Полномочия в области безопасности и обороны.
4. Полномочия в области внешней политики, междун. отношений.
5. Иные полномочия Президента РФ.
Если законод. органы субъектов РФ не согласны с актами Президента, они вправе обратиться в Конст. суд, решение кот. о неконстит. указов влечет утрату ими юр. силы.
Указы Президента бывают 2-х видов:
1) носящие нормативный характер, т.е. содержащие правовые предписания неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на длительное и многократное применение.
Например, указ от 10 июня 1994 г. "Об обеспечении взаимодействия П-та РФ и П-ва РФ".
2) носящие индивидуальный х-р: о приеме в гр-во, о приеме на должность, о награждении

г) В соответствии со ст. 91 Президент обладает неприкосновенностью. Досрочное прекращение полномочий президента имеет место в случае: (ст. 92, ч.2)
1) отставка Президента, т.е. добровольный уход главы гос-ва со своего поста
2) стойкая недееспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия
3) отрешение от должности.

Федеральное собрание

1. Совет Федерации
2. Гос. Дума
3. Статус депутата СФ и ГД
4. Законодательный процесс

1. ФС – это парламент РФ, явл. представит. и законод. органом РФ.
ФС состоит из 2-х палат – СФ и ГД.
Порядок деятельности СФ определяется регламентом СФ от 6 февраля 1996 г. СФ избирает из своего состава тайным голосованием председателя и 4 заместителей. Основной формой работы СФ явл его заседания, проводимые открыто с 1 октября по 31 июля. В случаях, предусмотренных регламентом, палата вправе проводить закрытые. Заседания считаются правомочными, если на них присутствует более половины членов. Деятельность СФ обеспечивается его аппаратом, состоящим из секретариатов председ. СФ, и зам. председателя СФ, а также ряда подразделений.

2. ГД – это нижняя палата ФС, состоит из 450 депутатов, кот. избираются сроком на 4 года.
ГД собирается на сессии: весеннюю и осеннюю.
Понедельник, четверг – заседают комитеты и комиссии ГД. Вторник – парламентские слушания и работа депутатов в комитетах, комиссиях и фракциях.
Среда, пятница – заседание ГД. Каждую пятницу проводится правительственный час для ответов членов Пр-ва на вопросы депутатов (не более 2-х членов в 1 день заслуш.).
Каждая последняя неделя месяца предназн. для работы депутатов с избирателями.

3. Полномочия членов палат ФС определяются КРФ и ФЗ от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата СФ и статусе депутата ГД ФС РФ".
Депутаты рассматр. поступившие письма гр-н, ведут прием граждан, информируют избирателей о своей деятельности. Они обязаны соблюдать правила депутатской этики, не допускать антисемитские выступления и т.д.
Гарантии прав депутатов.
1. Депутаты обладают правом законодат. инициативы
2. Пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматр. палатой.
3. Вправе обратиться с запросами ПР-ву, Ген. пркурору, председ. Центробанка. Эти органы обязаны им дать ответ в течение 15 дней.
4. Вправе обращ. с вопросами к любому члену Пр-ва, что явл. основанием для приглашения его на заседание.
5. Должны обеспечиваться справочно-информ. материалами ФС, администр. Пр-ва, Конст. Суда и т.д.
6. Члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.
7. Депутаты пользуются преимущ. правом выступать по вопросам своей д-ти в СМИ.
8. Жизнь и здоровье депутата подлежит обязат. гос. страхованию за счет федерального бюджета.
9. В случае причинения депутату увечья ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячн. денежн. вознаграждением и пенсией.
10. Депутаты освобождаются на срок их полномочий от призыва на в/с.
11. по окончании срока полномочий депутату ГД предоставл. прежняя работа, а при отсутствии – равноценная.
12. Члену СФ возмещ. расходы, связанные с осуществлением его полномочий, а депутату ГД – 5 МРОТ.
13. Депутату ГД устанавл. ежемесячн. оклад и надбавки в размере федер. министра.
14. Депутаты имеют право бесплатно пользоваться воздушным, водным, ж/д и всеми видами городск. транспорта.
15. Иногор. депутату предоставл. служебная жилая площадь в Москве и т.д.

4. Основные акты ФС – ФЗ и ФКЗ. ФКЗ всего 6.
ФКЗ приним. по вопросам введения ЧП, референдума, изменения статуса субъекта РФ, вопросам д-ти Пр-ва, Конст. Суда, Верх. Суда, Высш. Арб. Суда и т.д.
Стадии законодательного процесса:
1. Законодательная инициатива, ст. 104.
Правительство подготавливает письменные заключения в течение 14 дней.
2. Предварительное рассмотрение законопроектов произв. в соотв. комитете.
3. Рассмотрение законопроекта в ГД может осуществляться в 3-х чтениях.
4. Принятие законов.
ФЗ приним. большинством голосов от общего числа депутатов (простым). ФКЗ принимается, если он одобрен большинством не менее 2/3 от общего числа депутат. (квалифиц.). Затем ФЗ в течение 5 дней передается на рассмотрение СФ. Если ФЗ не подлежит обязат. рассмотрению СФ и если он в течение 14 дней не был вообще рассмотрен, то он в течение 5 дней направляется к Президенту.
5. Рассмотрение и одобрение ФЗ СФ.
ФЗ в течение 2-х напр. всем членам СФ для ознакомления.
Право отлагательного вето на ФКЗ не распространяются.
6. Подписание и обнародование з-нов.
Порядок опублик. и вступл. в силу уст. ФЗ от 25 мая 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу ФЗ, ФКЗ, актов палат ФС".
Дата принятия ФЗ считается дада принятия его в ГД в окончат. редакции, а ФКЗ, когда он одобрен СФ. ФЗ и ФКЗ подлежат официальн. опублик. в течение 7 дней после подписания Пр-том в "Российской газете" и "СЗ РФ" и вступ. в силу по истечение 10 дней после официального опубликования, если самим з-ном не установлен другой срок ФС принимает также постановления (по вопросам доверия Пр-ву РФ, об амнистии, о выдвижении обвинения против Пр-та и др.).
Пост. публикуются не позднее 10 дней после их принятия.


Правительство РФ

1. Состав и порядок формирования ПРФ
2. Компетенция ПРФ
3. Отставка ПРФ
Н/а ФКЗ "О правительстве РФ" от 31 дек. 1997 г. СЗ РФ" 98 г. № 11, ст. 1.
Указ През. РФ от 14 авг. 1996 г. "О статусе федеральн. органов исполнит. власти"
Указ През. РФ "Об обеспеч. взаим. П-та РФ и ПР-ва РФ" от 10 июня 1994 г.
1. Исполнительную власть в РФ осуществляет Пр-во РФ. ПР-во действует в пределах срока полномочий П-та.
П-во формир. П-том с участием парламента.
По решению П-та в состав ПРФ могут входить руководители гос. комитетов, федеральных служб (директор ФСБ, пред. комит. по управлению имуществом и по оборон. стратегиям пр-ти, имеют статус федер. министра).
Пребывание в составе П-ва несовместимо с выполн. другой оплачиваемой работы в гос., коммерч., обществ. организ., кроме преподават., научной и иной творческой работы. Члену ПРФ не могут быть одноврем. депутатами ГД.
2. ст. 114
Акты П-ва, ст. 115.
Постан. и распор. П-ва явл. подзаконными актами. Пост. носят нормат. х-р, а распоряж. – по операт. и текущим вопросам.
3. ст. 117
1. ПРФ может

Право на отставку имеют и отдельные члены П-ва.
2.


Органы судебной власти РФ
1. Констит. основы суд. власти.
2. Констит. Суд РФ.
3. Прокуратура РФ.
н/а ФНЗ "О констит. суде РФ" от 24 июля 94
з-н РФ "О прокур." от 18 окт. 1995
КРФ, гл. 7
з-н "О статусе судей РФ" от 22 июня 1996 г.
1.
1. Понятие суд. системы
2. Констит. принципы и нормы, опред. взаимоот. личности с суд. властью.
1. ст. 46 ч. 1
2. ст. 47 ч. 1
3. ст. 47 ч. 2
4. ст. 50 ч. 3
5. ст. 48
6. ст. 50 ч. 2
7. ст. 51
Принципы организации суд. власти

Государственные органы субъектов РФ
Законодательные органы субъектов РФ

1. Представ. (законод.) органы республик в составе РФ
а) Состав и организац. основы д-ти
б) Компетенция законод. органов республик
в) Статус депутата представ. органы
2. Законод. органы автом. округов, авт. обл., областей, креаев, городов федер. занчения
н/а: Указ Президента РФ от 22 окт. 1993 "Об основных началах организации гос. власти в субъектов РФ" СаПП 1993 №43
Ук. П-та РФ "О действии з-ва РФ, об органах гос. власти краев, областей, городов ф. знач, автон. области, автон. округов" от 22 дек. 1993 г.

1. а) Законодат. (предста.) органом республики в составе РФ - парламент (Народное собрание, Гос. собрание, Верховный Совет и т.д.).
Большинство республик парламентов избир. сроком на 5 лет, но исключ. (Законодат. Собрание Карелии, Гос. Совет Коми) и т.д. Численный состав парламента определ. по-разному. Самый многочисленный 250 Татарст., до 32 – в Верх. Курале Тыва.
Республиканские конституции предусм. право П-та распускать парламент. Президент не может распустить парл., что и През. РФ.
Большинство республик парламентом однопалатным, но есть и двухпал. (Башкортостан, Карелия, Саха и т.д.).
Внутренним руководящим органом П-та явл. Председатель или президиум. В состав президиума входят председатель, зам. пр., председатели комитетов. Республик. парламенты обр. комитеты и комиссии. На них возлагается разработка и рассмотрение проектов законодат. и иных н.а., контроль за их исполнением.
б)
1. принятие К респ., внесение в нее измен. и дополнений
2. принятие з-нов и кодексов республики.
3. решение вопроса об изменении границ республики
4. принятие решения о проведении референдума
5. определение внутр. и внешн. политики
6. назнач. выборов депутатов и главы гос-ва (респ.)
7. утвержд. перспективных планов и важнейших программ эконом. и соц. развития республики.
8. утверждение структуры органов исполнит. власти
9. согласие на назначение прокурора республики Ген. прокурором РФ
10. избрание Констит., Верх. и Высш. Арб. Суда республики
11. Назначение Председ. Национ. банка по соглас. с ЦБ РФ.
12. Обсуждение и принятие гос. бюджета республики, контроль за их исполнением.
13. принятие отставки и отстранение от должности П-та.
14. Установление гос. наград, почетных званий республики и т.д.
Но имеется противоречие с КРФ в ряде К. республик. Например, в ресип. Тыва парламент имеет право решать вопросы войны и мира, в Башкортостане – определять размер взноса в б-т РФ.
в) Депутатом республ. парламента, как правило, может быть гр-н республики, достигший 21 г., прожив. в республике не менее 5 лет (кроме Дагестана).
Депутат имеет право:
1. Участвовать в заседании П-ва и др. органов гос. власти и местн. самоуправления
2. Обращаться во все предп., учр., орг. независимо от форм собств. по вопросам депутатской д-ти
3. Проверять по своей инициативе или по поручению парлам. сведения о нарушении з-нов.
4. Контролировать рассмотрение направл. им предложений, заявлений и жалоб в гос. и общ. органы, предприятия, учр., организации.
5. Проводить встречи с избирателями труд. коллектива и и. округа.
6. Обладает правом законодат. инициативы.
7. Обладает депутатской неприкосновенностью.
8. Имеет дипломатич. паспорт на весь срок полномочий ит.д.

2. Гос власть в краях, областях, городах ф. з., авт. области, авт. округах осущ. законодат. органом:
ГД в Ставропольском крае
Городская Дума в Москве
Обл. Дума в Воронежской обл.
Городское Собрание в С.-П.
Собрание Депутатов Липецкой обл. и др.
В регионах принимаются н.а., определяющие статус представит. органов.
З-н Вор. обл. "Об органах гос власти Вор. области" от 15 сент. 1994 г.
Вор. обл.:
Законодат. органы избир. населением на основе всеобщего, равного, избир. права при тайном голосовании. Численный состав – не более 50 человек. Число депут. работающих на штатной основе, не может превышать 2/5 от общего числа
В соотв. с з-ном Вор. обл., Обл. Дума явл. постоянно действующим и единственным представ. органом гос. власти в. обл. Численный состав – 45 депутатов. Депутатом Обл. Думы может быть гр-н РФ, пост. прожив. на территор. обл. и имеющий право избирать в Обл. Думу (с 18 лет).
Срок полномочий – 4 года. Основной формой работы явл. заседания. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более половины избран. депут. На заседании из числа депутатов избир. председатель и его зам.

Президент республики в составе РФ

Пост П-та был утвержден, например, в республ. Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкарской респуб. и т.д.
Правовой статус П-та опред. К и з-нами республик. П-т избир. гр-нами республики, как правило, на 5 лет, в Коми и Бурятии на 4 года. Одно и то же лицо не может быть П-том более 2-х сроков подряд. Кандидат выдвигается политич. партиями, о.о., труд. коллективами и группами избирателями. Кандидат в П-ты должен быть гр-ном республики, в Саха (Якутии) – по рождению, постоянно проживать в республике не менее 10 лет, как правило. Например: в Саха (Якутии) – не менее 15 лет, 7 лет – в Карелии, в возрасте от 35 до 40 лет (в Саха (Якутии) 40 лет), свободно владеть гос. языком, обладать избир. правом. Предельный возраст ограничен в Саха (Якутии) – 60 лет, в Ингушетии, Карелии, Коми – 65 лет. През. не может быть д-том Парламента, не может занимать никаких должностей в гос. органах, общ. орган., коммерческих организ., заним. предприним. д-тью. На время своих полномочий приостанавл. членство в политич. партиях. ПР-т выступает гарантом суверенитета, территориальн. целостности республики, соблюдением ее К. и з-нов, осуществляет предпринимательские ф-ции, подписывает и обнародует з-ны, решает вопросы гражданства и т.д.
П-т не имеет права роспуска парл. в респ. Башкортостан, Коми, Саха (Якутия), през. не подотчетен парламенту в них.
Конст. респ. Саха (Якутия) предоставл. П-ту право определять порядок образования территор. воинских формирований, что противоречит КРФ. Президент республики принимает указы, распоряжения, кот. обязательны для исполнения на всей тер-рии республики.


Государственные органы исполнительной власти
в субъектах РФ

1. Органы исполнительной власти республик в составе РФ
2. Органы исполнительной власти других субъектов РФ
Н/а Положение "О главе администр." края, области, г.ф.з.,авт. обл., авт. округа от 3 октября 1994 г. СЗ РФ 94 г. № 24
Положение "О полномочном представителе П-та РФ в субъекте РФ" от 5 февр. 1993 г.
САПП 93 г. № 6
СЗ РФ 95 г. № 4

1. Органом исполн. власти в республиках явл. П-во. В Башкортостане и Татарстане – Кабинет Министров. В Калмыкии не предусмотрено создание П-ва. Порядок формирования правительств в республиках не одинаков. В Башк. – П-во формируется П-том, в Карелии –Председ. П-ва избирается. Компетенция П-ва определяется К. республик и в з-нах о правительстве республик. Основные полномочия П-ва.
Основные полномочия П-ва:
1. Составляют прогнозы и планы соц.-эконом. развития республик
2. Осуществляют общее управление всеми эконом. процессами
3. Создают условия для развития рыночной экономики
4. Содействуют развитию науки, техники, созданию нов. технологии, развитию нац. хоз. связей и т.д.
5. Принимают меры по охране обществ. порядка и т.д.
Для реализации своих полномочий П-во принимает постан. и распоряжения. П-во контролирует исполнение своих актов.
В республ. Башкортостан, если парламент выражает недоверие П-ву, П-т обязан принять постановления о его отставке.

2. В единой системе органов исполнительной власти важную роль играют администр. и главы адм. краев, обл., городов ф.знач., авт. обл., авт. округов. В Ставроп. крае – губернатор и П-во. В Иркутской обл. – губернатор и админ.
Админист. В. обл. в соотв. с уставом В. обл. явл. исполнительным и распорядительным органом гос. власти обл. Ее возглавл. глава администр. Адм. В. обл. подотчетна обл. думе. Глава администрации избирается населением В. обл. на 4 года. Данную должность глава администрации не может занимать более 2-х сроков подряд. Структура администрат. обл. утвержден обл. думой по представл. главы админ. обл.
Полномочия главы админ.:
1. представляет обл. внутри страны и в междун. отношениях
2. подписывает договоры и иные соглашения от имени В. обл.
3. руководит д-тью админ. на принципах единоначалия
4. представляет на утверждение Обл. Думе бюджет обл.
5. распоряжается и управляет имуществом, находящимся в собств. обл. в порядке, предусм. ФЗ и з-вом области
6. осуществляет меры по обеспечению прав, свобод и интересов граждан
7. Принимает меры поощр. и дисципл. взыскания к назнач. им долж. лицам
8. вносит в Обл. Думу предложения по кандид. председателя обл. суда, обл. арб. суда, прокурора области, а также представление о назначении и отстранении от должности руководит. правоохран. органов и т.д.
Досрочное прекращение полном. главы админ. возможно в случаях:
1) письменное заявл. об отставке
2) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, явл. главой админ.
3) утрата гр-ва
4) выездом на постоян. место жит-ва за пределы области
5) призн. недееспособ. вступившим в з-ную силу решением суда
6) неспособность осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья
7) приобретение двойного гр-ва
8) смерти
В случае досрочного прекращ. полномочий главы админ. его полномочия осуществл. I зам. Глава админ. не может быть д-том представ. органа субъекта РФ, органом местного самоуправления. В случае избрания его д-том глава администрации должен подать в отставку. Ему запрещается выполнение любой оплачиваемой работы, за исключением препод, научн.ной и иной творческой д-ти.
В организ. д-ти орг. гос власти важное место заним. полномочн. представ. П-та.

Конституционные основы местного
самоуправления

1. Понятие и принципы м.с.
2. Система м.с. в РФ
3. Полномочия м.с.
4. Гарантии м.с.
н/а ФЗ от 12 авг. 1995 г. "Об общих принципах организации местн. самоуправл. в РФ" СЗ РФ 1995 г. № 35
з-н "О местном самоуправлении в Воронежской обл." в ред от 25 окт. 1995 г.

1. М. с. – это признаваемая и гарантируемая КРФ самостоятельное под свою ответственность д-ть населения по решению непосредственного или через органы м.с. вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Принципы М. С.:
1. Соблюдение прав и свобод человека
2. Самостоятельность м. с. в пределах собств. полномочий
3. Формирование органов м. с. на основе всеобщего равного и прямого избир. права при тайном голосовании
4. Ответств. органов и должн. лиц м. с. перед местным сообществом
5. Эконом и фин. самостоятельность органов м. с.
6. Гос гарантия м. с.

2. М. с. осуществляется населением через свои представит. органы, органы террит. образования, через местные референдумы, сходы и т.д.
В систему органов м. с. входят:
1. Городские представительные органы
2. районные представительные органы
3. сельские, поселковые выборные органы
4. органы территор. обществ. самоуправления
В соотв. с Уставом г. Воронежа местн. самоупр. осущ. населением через выборный представ. орган местн. самоупр. города – Муницип. Совет г. Воронежа, через выборное должностное лицо, ллаву местного самоуправления города, через исполнительные органы м. с. города, городскую администр. и образуемые его органы. В составе Вор. Муницип. Совета 17 депутатов, избир. на 2 года. В соотв. со ст. 12 КРФ органы М. с. не входят в систему органов гос. власти.
Решение по вопросам местн. значения, принимаем. орган. м. с. или населения, непоср. в пределах на комп. не нуждаются в утверждении органами гос. власти и долж. лицами этих органов. Данные решения не могут быть отменены по мотивам нецелесообразности и несвоевременности.
Муницип. образования разраб. свои уставы, кот. принимаются представ. органами м. с. или населением. Устав подлежит обязательной регистрации. Основанием для отказа в регистрации может быть противоречие ФЗ, КРФ и иным н.а.: з-нам республик в составе РФ и субъектов РФ. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Органы м. с. и должностные лица по вопросам своего ведения принимают н.а. Н. а. органов м. с., затрагивающие права, свободы и обязанности ч. и г. вступают в силу с момента их опубликования. Гр-не имеют право на индивид. и коллективн. обращения в органы м. с., на кот. последние обязаны дать ответ в течение 1 месяца. Органы м. с. вправе создавать предприятия, учр.ю, организ. для осущ. хоз. д-ти и решать вопросы по их ликвидации и реорганизации.

3.
1. принятие, изменение уставов муницип. образований
2. владение, пользование и распоряжение муницип. собственность
3. распоряжение местными финансами
4. формирование, утвержд. и исполнение местного б-та
5. установление местных налогов
6. содержание и использование муницип. жилищного фонда, нежилых помещений
7. организация содержания и развития муницип. учрежд. дошкольного, основного, общего-профес. образования
8. организация содержания и развития муницип. учреждений здравоохранения
9. регулирование планировки и застройки тер-рии муницип. образований
10. создание условий для жилищного строительства
11. контроль за использованием земель на тер-рии муницип. образования
12. регулирование использования водных объектов местного значения
13. муниципальное дорожное строительство
14. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения
15. организация и содержание муницип. архивов
16. организация транспортного обслуживания населения
17. создание условий для обеспечения населения услугами торговли, бытового обслуживания, общественного питания
18 . сохранение памятников культуры и истории, находящ. в муницип. собственности
19. создание условий для д-ти СМИ
20. создание условий для развития физкультуры и спорта
21. обеспечение соц. поддержки населения, занятости населения
22. участие в охране окр. среды на тер-рии муницип. образования
23. осуществление охраны общ. порядка – согласно з-ну "О милиции" от 18 апр. 1991 г. в городских и сельских поселениях может быть создана милиция общ. безопасности – местная, а также в составе органов м. с. есть спец. комиссии (админ., по делам несовершеннолетних) и т.д.

4.
2 вида гарантии:
общие
специально-юридические
К общим гарантиям относятся:
экономические, связанные с общим положением муницип. собств., степенью ее защищенности, возможностью использования
политические, определ. степенью демократичностью политического режима гос-ва, его эффективной поддержкой м. с., четким разграничением полномочий между гос. органами и органами м.с.

К спец.- юр. гарантиям относятся:

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>