<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

13. Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти.//Государство и право, 1992, N 8.
14. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: исходные позиции.//Вестник МГУ. Серия 11. Право. - 1992, N 3. Исполнительная власть: сущность, функции.//Там же. N 4; Исполнительная власть: федеральный уровень.//Там же. N 6.
15. Постников А. Статус Федерального Собрания РФ.//Рос.Федерация, 1994, N 1.
16. Окуньков Л.А. Президент РФ. - М., 1998.

К разделу 8

1. Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28 августа 1995 г.//Рос.газета, 1.09.95. Комментарий к нему: М., 1997.
2. Закон РТ "О местном самоуправлении" от 30 ноября 1994 г.//Республика Татарстан, 1994, 20 декабря; Временный примерный устав местного самоуправления в РТ.//Утв. Президиумом Верх.Совета РТ 25 января 1995 г.
3. Закон Вологодской области "О местном самоуправлении в Вологодской области" от 5 сентября 1994 г.//Рос.газета, 14.01.95 г.
4. Писарев А.Н. Муниципальное право РФ: Уч. пособие. - М., 1997.
5. В Верховном суде Российской Федерации: глава местной администрации - должность выборная.//Рос.газета, 1995, 12 апреля.
6. Фадеев В.И. Муниципальное право России. - М., 1994 г.
7. Белораменский В.В. Особенности современной концепции местного самоуправления.//Правоведение, 1993, N 6.
8. Прохоров В.Т., Кашо В.С. Органы территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления.//Государство и право, 1992, N 7.
9. Краснов М.А. Введение в муниципальное право. М., 1993.
10. Ларькина А.П., Малый А.Ф. Органы территориального общественного самоуправления. - Саранск, 1993.
11. Щербакова Н.В., Егорова Е.С. Местное самоуправление в России: теория и практика. - Ярославль, 1996.
12. Выдрин И.В. Муниципальное право РФ. - Екатеринбург, 1994.

Контрольные вопросы

К разделу 1

1. Как соотносятся нормы - принципы и нормы - цели с юридическими фактами и конкретными правонарушениями?
2. Какие критерии позволяют определить предмет конституционного права как отрасли права?

К разделу 2

1. В чем выражается практическое применение принципа прямого действия Конституции РФ?
2. Могут ли применяться на территории Республики Татарстан акты текущего законодательства Федерации, противоречащие Конституции Республики Татарстан?
3. Каким Вам представляется оптимальный механизм реализации актов Конституционного Суда РФ?

К разделу 3

1. Чем отличаются основы конституционного строя от правовых основ конституционного строя?
2. Можно ли вынести на всероссийский референдум вопрос о выходе Чечни из состава РФ?
3. Какие меры воздействия могут применяться к общественным объединениям, действующим вне правового поля России?
4. Сформулируйте конституционные основы рыночных отношний.
5. Как изменилась социальная структура российского общества за 1990-1999 гг.? Существуют ли в России компрадоры? Являлось ли неизбежным разгосударствление социальных отношений?

К разделу 4

1. Как соотносятся права человека и права гражданина? Что такое позитивация естественных прав человека?
2. В каких случаях гражданин РФ может быть лишен российского гражданства?
3. Предусматривает ли законодательство РФ участие иностранцев и апатридов в выборах представительных органов и глав администрации?

К разделу 5

1. Что нового внес Федеральный Договор от 31 марта 1992 г. в правовую природу Российской Федерации? Почему Республика Татарстан не подписала этот Договор?
2. В чем состоят принципиальные правовые различия между декларациями о государственном суверенитете бывших союзных республик и декларациями бывших автономных республик?
3. Может ли быть одно и то же государство субъектом двух федераций одновременно? Какая историко-правовая ситуация может иллюстрировать Ваш ответ?

К разделу 6

1. Является ли принцип состязательности непременным условием проведения выборов на всей территории России?
2. Могут ли кандидаты, включенные в списки избирательных объединений, одновременно баллотироваться в мажоритарных избирательных округах?

К разделу 7

1. Считаете ли Вы, что органы государственного контроля составляют самостоятельный вид органов государства?
2. Сохраняются ли элементы императивного мандата в статусе депутатов где-либо на территории России?
3. Считаете ли Вы, что иммунитет должен быть сохранен за депутатами на всех уровнях представительных органов государственной власти?
4. Устраивает ли Вас существующий порядок формирования палат Федерального Собрания РФ и формирования Госсовета РТ, а если нет, то почему?
5. Можно ли утверждать, что в структуре Госсовета РТ существует скрытая двухпалатность, а если да, то почему?
6. Обязательно ли участие Совета Федерации в повторном рассмотрении закона, который ранее был правомерно принят Госдумой без рассмотрения в Совете Федерации, но отклонен Президентом РФ?
7. Согласны ли Вы с тем, что в формировании правительства РФ должна участвовать Государственная Дума? Если да, то в каких пределах? Следует ли сохранить право Президента отправлять Правительство в отставку без согласия парламента?
8. Могут ли суды общей юрисдикции принимать решения, устанавливающие неконституционность правовых актов?
9. Ваше отношение к вопросу о предоставлении Генеральному прокурору РФ права законодательной инициативы в Федеральном Собрании.

К разделу 8

1. Что такое муниципальное образование?
2. Что такое местное территориальное самоуправление граждан?

Темы курсовых рефератов

1. Источники российского конституционного права.
2. Развитие советского и постсоветского конституционного законодательства в Российской Федерации.
3. Развитие советского и постсоветского конституционного законодательства в Республике Татарстан.
4. Основные принципы Конституции РФ 1993 г.
5. Конституционный Суд Российской Федерации.
6. Формы реализации народного суверенитета в Российской Федерации.
7. Политические партии Российской Федерации: система, классификация, место в политической организации общества.
8. Конституционные основы регулирования рыночных отношений в РФ.
9. Социальная структура современного российского общества и конституционные основы регулирования социальных отношений.
10. Гражданство Российской Федерации: принципы и основы правового регулирования.
11. Понятие, система и виды основных прав, свобод и обязанностей личности в Российской Федерации.
12. Государственный и национальный суверенитет, особенности его реализации в РФ.
13. Становление и развитие советской и постсоветской федерации.
14. Государственно-правовые особенности Российской Федерации и ее субъектов.
15. Правовой статус республики в составе РФ.
16. Понятие и виды автономии. Автономия в Российской Федерации.
17. Избирательная система Российской Федерации.
18. Правовой статус депутата в Российской Федерации.
19. Формирование, структура и компетенция палат Федерального Собрания РФ.
20. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ.
21. Правовой статус и акты Президента РФ.
22. Правительство России: порядок формирования, компетенция, акты, его место в системе органов власти.
23. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
24. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.






























РАЗДЕЛ 1

Понятие и предмет конституционного права РФ как отрасли права. Конституционно-правовые нормы, правоотношения, источники конституционного права РФ. Наука конституционного права.

Нормы конституционного права РФ закрепляют и регулируют, главным образом, важнейшие общественные отношения, составляющие основы конституционного строя, правового положения личности, государственного устройства, организации и деятельности органов государства и местного самоуправления. При этом нормы конституционного права могут одновременно входить и в другие отрасли права в качестве основы, на которой строится соответствующая отрасль. Например, ст. 37 Конституции РФ, закрепляющая свободу труда и право на труд, содержит прежде всего нормы конституционного права, но в то же время представляет собой основу отрасли, именуемой "трудовое право". Отсюда - ведущая роль конституционного права РФ в системе российского права.
Рассматривая же предмет конституционного права РФ, следует иметь в виду, что нормы конституционного права, в отличие от других отраслей права, охватывают практически все сферы общественных отношений, поэтому важно понять, что критерий, позволяющий выделить этот предмет, заключается главным образом в значимости регулируемых отношений. Однако встречаются и такие нормы конституционного права, которые регулируют менее значимые отношения (например, между депутатами в парламенте), не регулируемые нормами иных отраслей права.
Предметом конституционного права являются конституционные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:
1. основ конституционного строя Ф, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;
2. взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;
3. федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции Федерации и предмета совместного ведения Федерации и субъектов, верховенства федеративных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;
4. организации и функционирования системы органов власти Российской Федерации: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, органов власти субъектов Федерации, а также местного самоуправления.
Следовательно, конституционное право Российской Федерации можно определить как ведущую отрасль российского права, нормы которой закрепляют и регулируют конституционные отношения в сферах конституционного строя, правового положения личности, устройства государства, а также организации и деятельности органов государства и местного самоуправления.
Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.
Конституционно-правовые нормы классифицируют по следующим основаниям:
1. По характеру содержащихся предписаний их разделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие нормы - это нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий.
Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм.
Запрещающие нормы - это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.
2. По степени определенности содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные нормы.
Императивные нормы - это нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила.
Диспозитивные нормы - это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.
3. По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные (процедурные) нормы.
Материальные нормы - это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений.
Процессуальные нормы - это нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы.
Особенностью норм конституционного права является то, что они не всегда содержат гипотезу, диспозицию и санкцию. Это так называемые "нормы-принципы" и "нормы-цели". Примером в этом отношении можетслужить норма, которая содержится в п. 1 ст. 19 Конституции РФ ("Все равны перед законом и судом").
Нормы, которые регулируют однородные конституционные отношения, объединяются в конституционно-правовые институты - например, в институт гражданства.
Конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Их содержание составляют права и обязанности сторон, т.е. участников правоотношения.
Конституционно-правовые отношения можно классифицировать прежде всего по субъекту и объекту.
Субъектами конституционных правоотношений являются государство, его части, органы и должностные лица, депутаты всех уровней и их группы, общественные объединения, органы и должностные лица местного самоуправления, граждане, лица без гражданства и иностранцы. В определенных случаях - народ и этносы Российской Федерации (например, в процессе референдума).
Объектами конституционных правоотношений могут служить территория государства, гражданство, иные неимущественные, иногда и имущественные блага.
Можно классифицировать конституционные отношения и по другим признакам:
по сроку действия различаются постоянные и временные отношения;
по назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные отношения;
по целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения.
Возникновению, прекращению или изменению правоотношения предшествует юридический факт - событие или действие. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия делятся на юридические акты и юридические поступки.
Источниками конституционного права РФ служат правовые нормативные акты, т.е. такие акты, которые содержат хотя бы одну норму конституционного права. К ним относятся правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, имеющие сферу действия только на территории конкретного субъекта Федерации или территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.
В первой группе особое место занимает Конституция Российской Федерации.
К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся и федеральные законы. В Конституции предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, которые различаются:
1. по юридической силе;
2. по порядку принятия;
3. по предметам ведения;
4. по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом РФ.
К источникам конституционного права относятся "Федеральный конституционный закон о референдуме Российской Федерации", "Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде", такие законы РФ, как "Закон о гражданстве РФ", "Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и многие другие.
Источниками конституционного права являются и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства.
Источником отрасли являются Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.
Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация прав и свобод человека и гражданина.
К числу источников, действующих только на территории субъектов РФ, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов РФ. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти.
Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и федеральным законам. По отношению к другим нормативным правовым актам, принимаемым органами субъекта Федерации, они обладают более высокой юридической силой. Формами установления правовых норм, действующих только на территории субъекта, являются такие правовые нормативные акты, как законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы, в частности, их уставы (положения).
Среди источников конституционного права следует выделить и такую специфическую форму, как договоры. В их числе можно назвать Федеративный договор от 31 марта 1992 г.
В сислему источников конституционного права входят и некоторые законы бывшего СССР в той части, в которой они не противоречат Конституции России и ее законам.
Согласно принципу приоритета международного права общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью национальной правовой системы. Следовательно, такие принципы и нормы могут являются источниками конституционного права.
Первый раздел в системе науки посвящен характеристике конституционного права и одноименной науки.
Второй раздел составляют положения, обосновывающие теорию Конституции, дающие анализ конституционного развития государства.
Следующая составная часть системы науки представляет собой комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания первого конституционно-правового института "Основы конституционного строя". Она охватывает теории и концепции, связанные с исследованием проблем сущности Российского государства, суверенитета, народовластия и т.д.
Относительно самостоятельной частью науки являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей.
Особый раздел науки посвящен теоретической разработке проблем Федерации, ее субъектов и автономии.
Шестой раздел объединяет исследования по проблемам организации и функционирования систем государственной власти и местного самоуправления.
Система науки в своей основе соответствует системе отрасли, однако она является более широкой, так как наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а исследует и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.
Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания.
К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых. Источниками науки являются и правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, раскрывает взаимосвязи.
Источником научного познания является практика, то есть те процессы, которые происходит в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому в качестве источников науки выступает и конкретная практическая деятельность государственных органов, всех субъектов правовых отношений.
Наука конституционного права использует различные методы научного познания: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.

Тесты к разделу 1

1. Предмет конституционного права РФ:
а) субординация в армии;
б) основные общественные отношения;
в) дипломатические отношения.
2. Конституционное право как отрасль права:
а) изучает общественные отношения;
б) определяет технику конституционного законодательства;
в) закрепляет и регулирует определенные общественные отношения.
3. Конституционное право РФ как наука:
а) регулирует общественные отношения;
б) изучает общественные отношения.
4. Источники конституционного права РФ как отрасли права:
а) акты применения права;
б) любые нормативные правовые акты;
в) нормативные акты, содержащие нормы конституционного права.
5. Нормы:
а) непременно состоят из гипотезы, диспозиции и санкции;
б) могут выступать как нормы-принципы.
6. Субъекты конституционных правоотношений:
а) только органы государства;
б) только субъекты Российской Федерации;
в) любые государственные и муниципальные образования, их органы, физические, юридические и должностные лица, а также общественные объединения, участие которых допускается конституционным законодательством.
7. Конституционное право РФ в системе отраслей права:
а) занимает ведущее место;
б) входит в систему международного права;
в) стоит над правовой системой.
8. Санкции:
а) иногда устанавливаются непосредственно в нормах конституционного права;
б) применяются только санкции, установленные нормами других отраслей права;
в) вообще не применяются.

РАЗДЕЛ 2

Учение о Конституции

Конституция - это основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства.
В докапиталистических формациях действовали фактические, т.е. неписанные конституции, отражавшие сложившиеся основы конституционного строя, разрозненные законы, а также обычаи и традиции государственного руководства обществом. Первой писаной конституцией стала Конституция США, принятая Филадельфийским конвентом в 1787 г.
В России попытки создать писаную конституцию предпринимались, в частности, декабристами и императором Александром II. Неким прообразом конституционного законодательства стали "Основные государственные законы", прнятые самодержавием в 1906 г., а также ряд важных правовых актов в период существования Временного правительства. Однако первой писаной конституцией стала Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 г. пятым Всероссийским съездом Советов и закрепившая победу Октябрьской революции, диктатуру пролетариата и основы социалистической экономики.
После образования Союза ССР была принята Конституция СССР 1924 г., а РСФСР и другие союзные республики привели в соответствие с ней свои основные законы.
В 1936 г. VIII чрезвычайный съезд Советов СССР принимает следующую Конституцию СССР, призванную закрепить построение основ социализма. В 1937 г. все союзные и автономные республики страны также принимают свои новые конституции. Наконец в 1977 г. принимается третья по счету Конституция СССР, закрепившая провозглашенный Коммунистической партией этап построения развитого социализма и общесоюзного государства, а в 1978 г. вновь принимаются конституции союзных и автономных республик.
С конца 80-х гг. в конституционное законодательство стали вноситься многочисленные изменения, отвечавшие реалиям периода перестройки, когда же распался Союз ССР и рухнула авторитарная командно-административная система, строившаяся на безраздельной власти КПСС, встал вопрос о подготовке новой Конституции РСФСР, равно как и других бывших республик Союза. С принятием Декларации о государственном суверенитете приступили к пересмотру своего конституционного законодательства также бывшие автономные республики.
Проект новой Конституции РСФСР подготовило образованное по Указу Президента РСФСР Конституционное совещание; 12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование (референдум), посредством которого и была принята действующая Конституция Российской Федерации.
Юридические признаки Конституции РФ:
1. Высшая юридическая сила: все нормативные правовые акты на территории РФ не должны противоречить Конституции РФ. При этом действие Конституции распространяется на всю территорию Федерации, безотносительно к тому, сколько избирателей проголосовало "за" и "против" Конституции РФ на территории того или иного ее субъекта.
2. Особый порядок принятия и изменения. Конституция РФ принимается либо посредством референдума, либо Конституционным собранием, специально образуемым для решения вопроса о принятии новой Конституции РФ.
При этом в главы 1, 2 и 9 изменения вообще не вносятся, а для того, чтобы внести изменения в главы 3-8, необходимо, чтобы предложения о поправках внес хотя бы один из субъектов права законодательной инициативы, предусмотренных ст. 134 Конституции РФ; поправка считается принятой, если она одобрена большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, но вступает в силу лишь поле подписания Президентом РФ, а затем - одобрения ее органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. В отличие от гибких конституций, предусматривающих упрощенный порядок внесения поправок, Конституция РФ - жесткая Конституция, т.е. внесение в нее поправок чрезвычайно затруднено.
3. Конституция является нормотворческой базой текущего законодательства. Это значит, что с принятием Конституции все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те из них, которые полностью ей противоречат). В то же время Конституция требует издания большого числа новых норативно-правовых актов.
4. Прямое действие норм Конституции. Многие ее нормы не нуждаются в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то, тем не менее, до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит Конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма Конституции.
По своей форме и сущности Конституция РФ - это писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.
Правовая охрана Конституции - это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.
Согласно ст. 71 Конституции РФ, контроль за ее соблюдением относится к ведению РФ, а обеспечение соответствия конституций республик Федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом Конституции; обязанность соблюдать и защищать Конституцию входит в содержание его присяги.
В целях защиты Конституции РФ формируется Конституционный Суд РФ. Его судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, Конституционный Суд по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой их членов, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации разрешает вопрос о соответствии Конституции РФ законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 125 Конституции РФ.
Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению в действие и применению.
В решении задач конституционного контроля участвуют и другие органы законодательной власти, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Прокуратура РФ.

Тесты к разделу 2

1. Конституция:
а) закон прямого действия;
б) действует только опосредованно, через акты текущего законодательства.
2. Первая Конституция СССР была принята:
а) в 1918 г.;
б) в 1922 г.;
в) в 1924 г.
3. Действующая Конституция РФ может быть изменена:
а) только посредством референдума;
б) Государственной Думой;
в) обеими палатами Федерального Собрания в особом порядке.
4. Изменения могут вноситься:
а) в любую главу Конституции РФ;
б) только в главы с третьей по восьмую;
в) только в главы 1, 2 и 9.
5. Действие Конституции может быть приостановлено:
а) Президентом РФ;
б) Постановлением Совета Федерации;
в) посредством референдума.
6. Конституция РФ может быть принята:
а) только народом;
б) только Конституционным собранием;
в) исчерпывающий ответ законодательство не дает.
7. Конституционный контроль:
а) то же, что и конституционный надзор;
б) проверка конституционности нормативных актов посредством конституционного судопроизводства;
в) контроль за соблюдением Конституции, осуществляемый Федеральным Собранием и Президентом.
8. Постановления Конституционного Суда:
а) могут быть приостановлены Президентом РФ;
б) окончательны, отмене и изменению не подлежат;
в) могут быть отменены Федеральным Собранием в особом порядке.





РАЗДЕЛ 3

Основы конституционного строя РФ

Конституционный строй - это упорядоченная система господствующих общественных отношений, в которых реализуются сущность общества и государства, их организация и взаимодействие.
Основные вытекающие общественные отношения составляют основы конституционного строя, т.е. устои общества и государства. Они распределяются и регулируются нормами главы 1 Конституции РФ, и эти нормы представляют собой правовые основы конституционного строя РФ.
Конституционный строй включает три сферы общественных отношений: политическую (отношения политической власти, т.е. политическая система общества), экономическую (отношения, связанные с организацией производства, распределения, потребления и обмена, жизненных благ, т.е. экономическая система общества) и социально-культурную, т.е. отношения, связанные с социальной структурой и культурой общества.
Политическая система российского общества - это механизм народовластия, при помощи которого политическая воля народа преобразуется в его политическую власть. В состав политической системы входят институты политической власти и в первую очередь государство. Среди институтов политической власти оно занимает особое место, так как только оно обладает возможностями осуществлять свою власть суверенно, т.е. верховно, независимо и самостоятельно. В необходимых случаях его власть опирается на аппарат принуждения. При этом государство - это основной субъект правотворчества: без него не могут издаваться правовые нормы.
Современное российское государство - это государство демократическое, т.е. выражающее волю большинства народа. В идеале же оно должно стать правовым конституционным государством, т.е. не просто демократическим, но и функционирующим на основе реального верховенства права, ограждающего граждан от произвола власти. Оно также является социальным, т.е. должно обеспечивать социальное равенство и социальную справедливость. Наконец, российское государство является светским, поскольку церковь от него отделена.
По форме правления Российская Федерация - президентская республика, прежде всего потому, что именно всенародно избираемый Президент определяет основные направления политики государства. Вместе с тем она содержит и некоторые черты парламентской республики (наличие председателя Правительства, возможность роспуска парламента, выражения парламентского недоверия Правительству и др.)
Демократической сущностью государства обеспечивается развитие гражданского общества - системы, способной развиваться в условиях относительной самостоятельности, когда каждый индивидуум ощущает себя не только физическим лицом, но и самодеятельным членом общества. Гражданское общество не допускает тоталитарного вмешательства государства во все сферы жизни, способно к самоуправлению. Само же демократическое государство, в отличие от тоталитарного, не противостоит обществу и человеку, оно существует для общества и человека, обслуживает их потребности.
В рамках политической системы с демократическим государством тесно взаимодействуют многочисленные общественные объединения: политические партии, социально-экономические организации работников и предпринимателей, творческие и иные ассоциации, строящие свою организацию и деятельность на строго добровольной основе. Общественные объединения не ставят перед собой чисто коммерческие или конфессиональные (религиозные) цели. Они могут возникать самостоятельно, но те из них, которые не желают регистрироваться в органах Министерства юстиции, не получают прав юридического лица, т.е. не могут непосредственно вступать в правоотношения.
Не могут создаваться и действовать общественные объединения, которые ставят своей целью насильственное свержение конституционного строя, разжигание межнациональной, религиозной вражды и т.п. Объединения, нарушающие закон, могут быть запрещены и ликвидированы, но только в судебном порядке.
Государство не вмешивается в правомерную деятельность общественных объединений. Однако над ними осуществляют надзор соответствующие органы прокуратуры, Минюста.
Особую роль играют политические общественные объединения, прежде всего партии и массовые движения, специально создаваемые для участия в политической жизни, в борьбе различных общественных структур за достижение или удержание политической власти. Такие объединения подлежат обязательной регистрации.
В современной России партийная система только еще складывается. Существует множество партий, движений и блоков, преследующих разные политические цели. Среди них есть общенациональные, например, "Отечество - Вся Россия" и региональные ("Иттифак" в Татарстане), парламентские ("Яблоко") и непарламентские ("Трудовая Россия"), организационно оформленные (КПРФ) и неформальные (ДВР).
В ряду институтов, осуществляющих политическую власть, видную роль играет референдум. В науке права различают консультативный и императивный референдумы. Консультативный референдум - это народное обсуждение готовящегося закона или решения, в ходе которого выявляется отношение общества к этому акту, а затем в обычном порядке издается соответствующий акт. Императивный референдум означает, что избиратели посредством голосования сами принимают или отвергают конкретный акт (решение). Обычно на императивный референдум выносятся наиболее важные вопросы. Так, посредством такого референдума 12 декабря 1993 г. была принята действующая Конституция РФ. Но следует иметь в виду, что применяемое в Конституции понятие "референдум" обозначает только одну его разновидность - императивный референдум.
Референдум, как и выборы, - это форма прямой, т.е. непосредственной демократии, поскольку общество использует их для непосредственной реализации своей политической власти. Однако подавляющее число правовых актов и политических решений принимается при помощи представительных учреждений, т.е. органов представительной демократии, например, парламентов, куда избираются представители народа, этим представителям (депутатам) народ поручает принимать от его имени конкретные акты и решения.
Конституция закрепляет и такую форму народовластия, как местное самоуправление. Наконец, в процессе осуществления полтической власти непременно участвуют средства массовой информации, церковь и некоторые другие институты, которые формально не считаются институтами власти, но оказывают на нее заметное влияние.
Экономическая система общества включает, главным образом, такие компоненты, как собственность, рыночная экономика, общественно полезный труд.
Конституция РФ закрепляет множественность форм собственности - частную, государственную, муниципальную и др., устанавливая при этом их равенство перед законом, равную их защиту от посягательств. Споры о собственности решаются в судебном порядке.
Основу экономики составляет социально ориентированное рыночное хозяйство. Нашу экономику характеризуют такие черты, как свобода предпринимательской деятельности и конкуренции, многоукладность, защита прав потребителей. Государство в установленных законом пределах осуществляет контроль в сфере экономики, проводит политику, способствующую оптимальному развитию крупного, среднего и мелкого предпринимательства. Монополии ограничиваются мерами законодательного и экономического регулирования.
Общественно-полезный труд - это правомерная трудовая деятельность. Но, поощряя такую деятельность, Конституция закрепляет и свободу труда, защищает принудительный труд.
В социально-культурной сфере конституционного строя России за последние годы произошли крупные изменения, в первую очередь связанные с расслоением классов, появлением новых для нас социальных структур - таких, как предпринимательская буржуазия, фермеры. Возросла численность маргиналов, т.е. наименее обеспеченных и защищенных слоев населения. Продолжается разгосударствление социальных отношений. Спад производства и отсутствие продуманной социальной политики не позволяют пока решать острые проблемы социальной справедливости. Тем не менее государство принимает меры по защите и материальному обеспечению материнства и детства, стариков, инвалидов, безработных; сохраняются определенные возможности в сферах трудоустройства, бесплатного образования и здравоохранения.
Конституция прдусматривает свободное развитие культуры, охрану памятников старины и обмен между национальными культурами народов России.

Тесты к разделу 3

1. Правовые основы конституционного строя:
а) основные общественные отношения;
б) нормы Конституции, закрепляющие основные общественные отношения;
в) правосознание и правопорядок.
2. В систему политической организации общества входят:
а) все институты народовластия;
б) только органы государства и местного самоуправления;
в) только политические партии.
3. Общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации:
а) во всех случаях;
б) только политические общественные объединения;
в) только общероссийские объединения;
г) только региональные объединения.
4. Конституция РФ закрепляет:
а) плановое хозяйство;
б) рыночную экономику, не регулируемую государством;
в) рыночную экономику под контролем государства.
5. Формы собственности:
а) равны перед законом;
б) установлен приоритет государственной собственности;
в) установлен приоритет частной собственности.
6. Монополии:
а) ограничены мерами законодательного и экономического регулирования;
б) запрещены.
7. Социальная основа государства:
а) союз рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции;
б) понятие социальной основы государства не конституировано.
8. Социальное государство:
а) аналог социалистического государства;
б) государство, которое обеспечивает социальную защиту граждан.

РАЗДЕЛ 4

Основы правового положения личности

Основы правового положения личности - это наиболее существенные отношения между обществом, государством и личностью. Институт основ правового положения личности строится на принципах единства прав и обязанностей, равенства и гарантированности прав личности. Главными компонентами этого института являются: 1) гражданство; 2) основные права, свободы и обязанности личности.
Гражданство - это устойчивая правовая связь между физическим лицом и государством, в силу которой на это лицо распространяется юрисдикция государства. Она выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Вместе с тем на территории России могут проживать не только граждане, но также иностранцы и лица без гражданства.
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства и основанных на юридическом оформлении отношений гражданства.
Конституция РФ закрепляет принципы гражданства РФ. Важнейшими из них являются:
Единство гражданства. Это значит, что граждане РФ, постоянно проживающие в республиках России, могут также иметь гражданство этих республик. Выход из гражданства РФ означает и выход из гражданства республики.
Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождениюб, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
Гражданин РФ, как правило, не может быть лишен гражданства.
Гражданство ПФ сохраняется за гражданами России, проживающими за ее пределами.
Гражданин вправе отказаться от гражданства РФ, за ним сохраняется свобода выбора гражданства.
Гражданство чаще всего приобретается по рождению, в том числе по праву крови, т.е. с учетом гражданства родителей, и по праву почвы, т.е. в зависимости от места рождения. Но оно может приобретаться и в порядке натурализации, т.е. приема в гражданство иностранца или лица без гражданства.
Лица без гражданства (апатриды) - это лица, не являющиеся гражданами России и не имеющие при этом доказательств своей принадлежности к гражданству какого-либо другого государства.
На иностранцев и апатридов, проживающих в России, распространяются многие социально-экономические и культурные права, но эти лица ограничиваются в отдельных политических правах. В случае, если будет установлено, что иностранец или апатрид получил гражданство РФ незаконным путем, например, представив фальшивые документы, его гражданство может быть прекращено.
Допускается признание двойного гражданства, т.е. возможности гражданина РФ одновременно иметь гражданство другого государства. Граждане, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании ограничиваться в правах и уклоняться от выполнения обязанностей.
Основные (конституционные) права, свободы и обязанности личности.
Как отмечалось, на территории России проживают не только ее граждане. Поэтому Конституция закрепляет понятие прав человека и гражданина, имея в виду, что статус граждан и неграждан различен. Права и обязанности гражданина России шире, чем права человека.
В целом же, говоря об основных, т.е. закрепленных в Конституции, правах и свободах личности, необходимо учитывать их особую юридическую природу. Главные их отличия от прав, свобод и обязанностей, закрепляемых в текущем законодательстве, заключается в следующем:
а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе прав, закрепляемых текущим законодательством, нормами других отраслей права;
б) они принадлежат личности независимо от ее индивидуальных особенностей;
в) они для всех равны;
г) они не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению физического лица. Права человека принадлежат ему в силу самого факта его рождения; права гражданина - не только в силу его рождения, но и в силу его гражданства;
д) основные права, свободы и обязанности заключаются в Конституции, т.е. в правовом акте, имеющем высшую юридическую силу.
Классификация основных прав, свобод и обязанностей.
В зависимости от интересов и физического лица, и его участия в жизни общества, и государства основные права и свободы делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные (об обязанностях см. ниже).
Личные права и свободы обеспечивают охрану его жизни, удовлетворение личных потребностей. К ним, в частности, относятся право на жизнь, на охрану личного достоинства, на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни.
Политические права и свободы обеспечивают ту или иную степень участия в управлении делами общества и государства, например, для граждан РФ - право избирать и быть избранными в высшие, центральные и местные органы государственной власти, а для иностранцев и апатридов, постоянно проживающих на территории муниципального образования, - право избирать и избираться, наряду с гражданами, в представительные муниципальные органы. К политическим относятся также право на информацию, свобода собраний, уличных шествий и др.
Социально-экономические права и свободы - это право частной собственности, свобода предпринимательской деятельности, право на труд, на забастовку, на отдых, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду и т.д.
Культурные права - это свобода творчества, право на участие в культурной жизни, в пользовании достижениями культуры, право на доступ к культурным ценностям.
Основные конституционные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются к поведению любых лиц, находящихся на территории госудаства, либо только к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.
1. Конституция РФ возлагает на всех обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы (п. 2 ст. 15).
2. Согласно ст. 57 Конституции РФ "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы".
3. Ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого "сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам".
4. Ст. 59 Конституции РФ определяет защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ.
Употребление в Конституции категории "долг" указывает на особое место обязанности по защите Отечества среди других юридических обязанностей гражданина, отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности защиты Отечества.
5. Основной, наиболее активной формой реализации обязанности защиты Отечества является служба в Вооруженных Силах РФ.
Наличие конституционной обязанности военной службы сочетается с возможностью добровольного поступления на службу по контракту.
В Конституции РФ 1993 г. содержится новое для нашего законодательства положение об альтернативной службе. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных, установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Гарантии основных прав, свобод и обязанностей - это условия и средства, обеспечивающие их реализацию. Важнейшие из них - судебная защита и процессуальные гарантии, право жалобы, прокурорский надзор, правомерная деятельность органов государственной власти и управления, право политического убежища, парламентского уполномоченного по правам человека. Главные же условия эффективной реализации основных прав, свобод, обязанностей и их конституционных гарантий в целом определяется тем уровнем демократии, который достигнут обществом и государством, а также их экономическими возможностями.
Беженцы и вынужденные переселенцы.
Беженец - это прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территорию другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться такому насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
Вынужденные переселенцы - это лица, как правило, являющиеся гражданами РФ, которые были вынуждены или имеют намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории РФ по тем же основаниям, что и беженцы.

Тесты к разделу 4

1. Основы правового положения личности:
а) аналог основных прав, свобод и обязанностей;
б) институт конституционного права, устанавливающий основы отношений между личностью, обществом и государством;
в) анало гражданства.
2. Натурализация:
а) приобретение гражданства по праву крови;
б) приобретение гражданства по праву почвы;
в) приобретение гражданства иностранцем или лицом без гражданства.
3. Может быть лишено гражданства:
а) лицо, совершившее преступление;
б) лицо, выехавшее на постоянное жительство в другую страну, или вступившее в брак с иностранцем;
в) лицо, получившее гражданство в порядке натурализации, если обнаружится, что оно скрыло обстоятельства, препятствовавшие получению гражданства.
4. Гражданство республики в составе РФ:
а) существует независимо от гражданства РФ;

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>