<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

б) может быть сохранено после выхода из гражданства РФ;
в) может быть предоставлено иностранцу, не являющемуся гражданином РФ;
г) предоставляется гражданам РФ, проживающим в республике.
5. Основные права и свободы:
а) приобретаются на основе актов текущего законодательства;
б) действуют, потому что установлены Конституцией и международным правом исходя из естественных прав человека;
в) приобретаются индивидуальными усилиями гражданина.
6. Личное право:
а) право на отдых;
б) право на информацию;
в) право на неприкосновенность жилища.
7. Социально-экономическое право:
а) право на труд;
б) свобода совести;
в) избирательное право.
8. Политическое право:
а) право на жизнь;
б) свобода демонстраций;
в) право частной собственности.




РАЗДЕЛ 5

Государственное устройство Российской Федерации

Понятие государственного устройства охватывает территориальную организацию государства, правовое положение государства в целом и его частей, порядок взаимодействия между центром и регионами, характер отношений между регионами.
Государство может быть унитарным, т.е. слитным, состоящим в основном из административно-территориальных единиц. В таком государстве, как правило, существует одна система высших органов власти, одно гражданство, законы принимаются только высшим органом государства, отношения между высшими и местными органами управления складываются по принципу строгой субординации. Именно такими государствами являются все республики - субъекты РФ.
Однако сама РФ - государство федеративное. Ее территория состоит из субъектов Федерации, являющихся государствами или государственными образованиями; высшие органы власти есть не только в центре, но и в республиках, а в государственных образованиях действуют центральные органы; гражданство имеют и Федерация, и республики; наряду с законодательством Федерации свои законы могут принимать и ее субъекты; последние в рамках своей компетенции вправе вступать в правоотношения как между собой, так и с зарубежными государствами, их частями либо с международными организациями.
Российская Федерация - суверенное государство. Ее суверенитет, т.е. верховенство, самостоятельность и независимость ее власти распространяется на всю ее территорию. Права сецессии, т.е. выхода из Федерации, ее субъекты не имеют. Акты РФ, принятые в пределах ее компетенции, обладают высшей юридической силой на территориях ее субъектов не только по предметам ее исключительного ведения, но и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Поскольку субъекты РФ обладают неодинаковым правовым статусом, она является асимметричной Федерацией. Всех субъектов РФ 89, в том числе: 21 республика, 49 областей, 6 краев, 1 автономная область, 10 автономных округов, а также города Москва и Санкт-Петербург. Но, несмотря на различия в правовом статусе, все субъекты во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти между собой равноправны.
31 марта 1992 г. между органами власти Российской Федерации и органами власти ее субъектов был заключен Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий, в соответствии с которым определены предметы исключительного ведения и полномочия Федерации, предметы совместного ведения органов Федерации и ее субъектов, а равно предметы исключительного ведения и полномочия субъектов. Этот Договор не подписали только Республика Татарстан и Чеченская республика. Однако между РФ и Республикой Татарстан 15 февраля 1994 г. был заключен двухсторонний межгосударственный договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий.
Российская Федерация была конституцирована как федеративное государство (РСФСР) в начале 1918 г., после чего декретами ее высших органов были образованы такие ее субъекты, как автономные республики, автономные области и национальные (ныне автономные) округа. Поэтому до 1992 г. она представляла собой конституционную федерацию. В настоящее же время, благодаря заключенным между нею и ее субъектами договорам, в науке права она рассматривается как конституционно-договорная федерация.
В основу создания Российской Федерации (РСФСР) в 1918 г. был положен национальный принцип, в связи с чем ее субъектами до 1992 г. считались только территориальные образования национального характера. Обычные же края и области являлись административно-территориальными единицами, субъектами Федерации они не были. Но с подписанием Федеративного договора и принятием действующей Конституции РФ национальный принцип построения федерации был дополнен территориальным.
Итак, сегодня РФ - асимметричная конституционно-договорная федерация, построенная по национально-территориальному принципу.
Государственным языком РФ является русский язык, т.е. язык межнационального общения. Республики в составе РФ, наряду с русским, могут устанавливать свои государственные языки.
Субъекты Российской Федерации. Статус субъекта Федерации устанавливается и может быть изменен только по взаимному согласию Федерации и этого субъекта. Вне пределов ведения РФ субъект Федерации обладает всей полнотой власти на своей территории. Законодательство субъектов не должно противоречить законам Федерации; в случае противоречия между федеральным правовым актом и актом субъекта действует федеральный акт. С другой стороны, если акт Федерации неправомерно вторгается в пределы ведения субъекта, действует соответствующий акт субъекта Федерации.
Республика - государство в составе Федерации, обладающее всеми атрибутами государственной власти. Она имеет свою Конституцию, обладающую высшей юридической силой на ее территории. Конституции подавляющего большинства республик закрепляют их суверенитет, обеспечивающий им относительно самостоятельное развитие. В государственности республик получил воплощение и национальный суверенитет соответствующих народов, сущность которого составляют свободный выбор форм самоопределения и территориальное верховенство. Республика - это государство национальное, но вместе с тем и государство всего ее народа.
Отдельные этносы (народы) России пожелали воплотить свой национальный суверенитет в различных формах автономии.
Автономия рассматривается в науке конституционного права как политическое самоуправление определенных общностей. В РФ автономия носит национальный характер, позволяя этносам сохранять особенности быта, развивать свою культуру, язык, участие национальных кадров в управлении делами общества и государства.
В России существуют два типа автономии: национально-территориальная и национально-культурная.
Национально-территориальная автономия - это автономная область, автономные округа, а в некоторых субъектах Федерации встречаются национальные волости и уезды (например, Ветсская волость в Прионежском районе Карелии), национальные районы, поселки и сельсоветы.
Автономная область - Еврейская - вышла из состава Хабаровского края. Автономные округа, за исключением Чукотского (который вышел из Магаданской области), входят в состав краев и областей. Все они расположены в северо-восточных регионах страны. Органы автономных округов, состоящих в краях и областях, функционируют на основе конституционного законодательства, уставов краев и областей, договоров о разграничении полномочий и предметов ведения с органами соответствующих краев и областей, в составе которых создают свои представительства.
Территориальные пределы автономной области и автономных округов не могут быть изменены без согласия населяющих их народов.
Национально-культурная автономия не закрепляет за этносами конкретные территории и предоставляется народам, не имеющим в России собственных форм национальной государственности, либо тем национальным группам, которые компактно проживают вне своих национально-государственных образований. Особое значение она имеет для коренных малочисленных народов (насчитывающих до 50 тыс. чел.), статус которых регулируется Законом РФ от 16 апреля 1999 г. "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.
В местах компактного проживания национальных групп населения чаще всего создаются такие формы национально-культурной автономии, как национальные культурные центры, общества и землячества - например, марийский национальный культурный центр в с.Ошево Кировской области. В соответствии с Законом РФ от 22 мая 1996 г. "О национально-культурной автономии" могут создаваться федеральные, региональные и местные автономии, которые подлежат государственной регистрации. Так, в декабре 1997 г. прошел учредительный съезд немцев России, который образовал федеральную немецкую национально-культурную автономию. Такие автономии объединяют и координируют деятельность соответствующих центров, обществ и землячеств.
Края, области, города Москва и Санкт-Петербург - это административно-территориальные образования (единицы) с элементами государственности, обусловленными их правовым статусом субъектов Федерации (право издавать законы, самостоятельно принимать свои уставы, устанавливать свои системы органов государственной власти и др.).
Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации - это разделение территории субъекта на административно-территориальные единицы. Каждый субъект Федерации самостоятельно определяет свое устройство.
Различают базовые и первичные административно-территориальные единицы. Базовые - это районы и города в составе субъектов, подчиненные непосредственно субъектам Федерации; первичные - это города районного подчинения, районы в крупных городах, поселки и сельские поселения.
В некоторых субъектах РФ встречаются ЗАТО - закрытые административно-территориальные образования (такие, ак Арзамас-16), для которых необходим особый режим безопасности и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. В определении статуса ЗАТО участвуют как соответствующие федеральные органы (например, Минатом), так и органы субъектов Федерации.
Административно-территориальное устройство субъектов РФ учитывает местные экономические особенности, необходимость максимального приближения органов власти к населению, плотность и этнический состав населения, направление и характер путей сообщения.

Тесты к разделу 5

1. Российская Федерация:
а) парламентская республика;
б) президентская республика;
в) республика со смешанной формой правления.
2. Субъекты Российской Федерации:
а) однопорядковые, с равным статусом;
б) разнопорядковые, с различным статусом.
3. РФ функционирует:
а) на основе договора между ее субъектами (как договорная федерация);
б) на основе Конституции (как конституционная федерация);
в) на основе Конституции РФ и договоров (как конституционно-договорная федерация).
4. Государственный суверенитет РФ распространяется:
а) на всю ее территорию;
б) только на территории краев, областей и автономных образований;
в) только на территории субъектов, которые признают суверенную власть России.
5. Закавказская федерация:
а) существует в настоящее время;
б) существовала с 1922 по 1936 гг.
в) была провозглашена, но не функционировала.
6. Национальный суверенитет в РФ:
а) право нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;
б) право нации на самоопределение в границах России.
7. Акты РФ:
а) все без исключения обладают высшей юридической силой на территориях субъектов;
б) обладают на территориях субъектов высшей юридической силой только в пределах полномочий и предметов ведения Федерации;
в) касаются только предметов исключительного ведения Федерации.
8. Статус субъекта Федерации:
а) определяется им самостоятельно;
б) определяется им совместно с Федерацией;
в) определяется Федерацией.

РАЗДЕЛ 6

Избирательная система Российской Федерации

Понятия избирательной системы и избирательного права, взятые в широком смысле, практически идентичны. Однако в узком смысле слова избирательная система - это система конституционных правоотношений в процессе организации и проведения выборов; из этих отношений складывается порядок формирования выборных органов. Избирательное же право в узком смысле слова - это система правовых норм, закрепляющих и регулрующих соответствующие правоотношения, т.е. избирательную систему. В ходе дальнейшего изложения мы будем, в основном, применять эти понятия в узком смысле слова.
Существует также субъективное понятие избирательного права. Это право конкретного физического лица на участие в выборах. Оно может быть только активным, т.е. правом избирать, либо и активным, и пассивным, т.е. правом не только избирать, но и быть избранным. Активное и пассивное избирательное право не всегда совпадают: так, избирать Президента РФ имеют право граждане по достижении совершеннолетия, а избираться в Президенты - только лица, достигшие 35-летнего возраста.
Принципами российского избирательного права являются всеобщность, равенство, непосредственность, свобода и тайна голосования, состязательность, принцип территориальной организации выборов.
Всеобщее избирательное право означает предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (за исключением лиц, признанных судом недееспособными, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным требованиям (избирательным цензам).
Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Но существуют избирательные цензы, т.е. устанавливаемые Конституцией или законом условия для получения или осуществления избирательного права.
Возрастной ценз - требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста.
Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта РФ и 21 года при выборах главы местного самоуправления.
Ценз оседлости - установленное Конституцией или законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов.
Ценз оседлости в РФ не может превышать одного года.
Образовательный ценз - требование закона, в соответствии с которым избирательное право (в основном, пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образования.
Служебный ценз - положения закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана.
Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет 1 голос, причем устанавливаются равные нормы представительства, т.е. организуются равные по численности избирателей избирательные округа. Исключаются какие бы то ни было преимущества одних избирателей или кандидатов перед другими.
Свобода выборов означает, что все избиратели и кандидаты участвуют в выборах лично и на строго добровольной основе. Абсентеизм, т.е. нежелание участвовать в выборах, законом не преследуется.
Выборы являются, как правило, прямыми: избиратели непосредственно голосуют за кандидатов любого уровня, включая парламентски и президентский. Этим прямые выборы отличаются от многостепенных (когда сначала избирается нижестоящий орган, а он уже, в свою очередь, образует орган вышестоящий) и косвенных (когда избирается коллегия выборщиков, а она избирает соответствующее лицо).
Тайна голосования исключает внешнее наблюдение и контроль за волеизъявлением избирателя.
Состязательность выборов предполагает включение в избирательные бюллетени не менее двух кандидатов (в отдельных республиках этот принцип пока не узаконен; кроме того, исключения допускаются на повторных и муниципальных выборах).
Выборы во всех случаях проводятся не по производственному принципу (голосование в трудовых коллективах), а в избирательных округах (по избирательным участкам).
Подготовка и проведение выборов - достаточно сложный процесс. Прежде всего избиратели должны быть зарегистрированы и включены в избирательные списки. Совокупность избирателей страны называется "электорат" (избирательный корпус). Работу по организации выборов проводят, в основном, избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ, избиркомы субъектов РФ, окружные комиссии, территориальные (городские, районные и др.) и участковые избирательные комиссии.
Центральная избирательная комиссия РФ действует на постоянной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов РФ.
Срок полномочий Центральной избирательной комиссии - четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой, пять членов назначаются Советом Федерации, и остальные пять членов назначаются Президентом РФ.
Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов РФ определяется соответственно федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто, на основе коллегиальности. При подготовке и проведении выборов избирательная комиссия в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.
Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.
Избирательные объединения - это организации временного или постоянного характера, наделенные правом выдвигать кандидатов на выборах и иным образом участвовать в избирательном процессе (партии, политические движения или блок таких общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов).
Избирательный блок - это добровольное объединение двух или более общественных объединений для совместного участия в выборах.
Избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления ими в комиссию совместного списка кандидатов. Выдвижение кандидатов (списка кандидатов) от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок.
Решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных объединений и избирательных блоков принимается тайным голосованием. В поддержку кандидатов (списка кандидатов), выдвинутых от избирательных блоков, собираются подписи избирателей.
Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатов. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы и жительства.
Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).
Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
Гражданам и общественным объединениям государство обеспечивает свободное проведение предвыборно агитации. Само же голосование проводится в один или два тура; для избирателей, которые в день выборов будут в отъезде, предусмотрена возможность голосовать досрочно. Каждый избиратель голосует лично.
Избирательное право РФ допускает организацию выборов и определение их результатов с использованием как мажоритарной, так и пропорциональной систем. Мажоритарная система включает две разновидности: систему абсолютного большинства и систему относительного большинства.
При организации выборов по мажоритарной системе образуются, как правило, одномандатные избирательные округа, по которым баллотируются конкретные кандидаты. Первый тур проводится обычно по системе абсолютного большинства, т.е. избранным считается лицо, набравшее как минимум 50% голосов + 1 голос; при этом устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании (чаще всего не менее половины зарегистрированных избирателей). В случае же, если ни один из кандидатов не соберет в своем округе 50% (+ 1) голосов, проводится второй тур выборов - но уже по системе относительного большинства. Во второй тур выходят два кандидата, каждый из которых собрал больше голосов, чем любой из остальных кандидатов; побеждает тот из двоих, кто соберет во втором туре большее число голосов (но уже не обязательно 50%). Мажоритарная система относительного большинства недостаточно демократична, так как нередко оставляет "за бортом" голоса многих избирателей, но она наиболее эффективна как метод формирования представительных органов.
При организации выборов по пропорциональной системе соответствующая территория может и не делиться на избирательные округа. Например, при выборах половины депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ вся страна рассматривается как единый округ. Голосование же проводится по спискам избирательных объединений.
При определении результатов голосования при пропорциональной системе:
1. Определяется избирательная квота (избирательное частное) - наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Избирательная квота определяется делением количества голосов, поданных по округу, на количество распределяемых в округе мандатов.
2. Решается вопрос о распределении мандатов между списками. Число мест в выборном органе, полученных списком, определяется путем деления количества голосов, поданных за список, на избирательную квоту.
Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее установленного числа избирателей; недействительными - если допущенные при проведении голосования или установлении его итогов нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. В обоих случаях назначаются повторные выборы.

Тесты к разделу 6

1. Принцип равенства в избирательном праве - это:
а) равные нормы представительства;
б) равенство форм собственности;
в) социальное равенство.
2. Избирательный ценз - это:
а) ограничение воли избирателя;
б) ограничение состязательности;
в) ограничение принципа всеобщности.
3. Право быть избранным в Государственную Думу (РФ) наступает:
а) по достижении 18 лет;
б) по достижении 21 года;
в) с 21 года до 70 лет.
4. Центральная избирательная комиссия РФ образуется:
а) Президентом РФ;
б) Президентом РФ совместно с Государственной Думой;
в) Советом Федерации по представлению Президента РФ.
5. Выборы в Госдуму (РФ) проводятся:
а) только по одномандатным избирательным округам;
б) только по спискам избирательных объединений;
в) по одномандатным округам и спискам избирательных объединений.
6. Пропорциональная избирательная система применяется:
а) только на выборах половины депутатов Госдумы (РФ);
б) только на выборах Президента РФ;
в) только на выборах органов местного самоуправления.
7. Выборы признаются недействительными:
а) если не явилось установленное число избирателей;
б) если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты;
в) и в том, и в другом случае.
8. Результаты выборов могут быть оспорены:
а) в судебном порядке;
б) только в административном порядке;
в) не могут быть оспорены.




РАЗДЕЛ 7

Органы государственной власти

Орган государства - это физическое лицо (например, Президент республики), а чаще всего коллектив, облеченые в установленном порядке государственно-властными полномочиями. Он облаает определенной компетенцией и организационной обособленностью, непосредственно осуществляя соответствующую функцию государства. Взятые в системе, органы государства образуют государственный аппарат.
Государственно-властные полномочия, которыми обладает орган государства, - это самый существенный его признак, отличающий его от прочих государственных учреждений. Такие полномочия могут применяться вовне, т.е. к лицам, которые непосредственно по службе данному органу не подчинены.
В соответствии с принципом разделения властей государственный аппарат включает три основных вида органов государства: органы законодательной власти (представительные органы государственной власти); органы исполнительной власти; органы судебной власти.
Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик в составе РФ, представительных органов государственной власти других субъектов РФ и местных представительных органов государственной власти. Все указанные органы занимаются в основном нормотворческой деятельностью.
Органы исполнительной власти включают Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты, комитеты, федеральные службы и агентства); правительства, министерства и иные органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации; глав администраций краев, областей, мэров городов федерального значения со своим рабочим аппаратом; глав администраций городов, сельских и городских районов. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация (претворение в жизнь) положений Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента России, а также решений вышестоящих органов исполнительной власти.
Органы исполнительной власти общей компетенции - это органы, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности (Правительство РФ, Правительства субъектов Федерации).
Органы исполнительной власти специальной компетенции - это органы, ведающие отдельными сферами исполнительной деятельности (министерства, государственные комитеты и другие ведомства Федерации и субъектов). Подразделяются на отраслевые органы (министерства) и органы, осуществляющие межотраслевое управление (гос.комитеты).
Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Президент РФ.
Являясь главой государства, Президент РФ не входит непосредственно ни в одну из ветвей государственной власти.
Президент РФ - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.
В реализации всех этих функций Президент РФ может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать в рамках Конституции РФ.
Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Ежегодно Президент РФ представляет Федеральному Собранию послания, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики РФ.
Как глава государства Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Порядок выборов Президента РФ определяется Конституцией (ст. 81) и на ее основе - федеральным законом о выборах Президента РФ.
Выборы Президента РФ осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законодательство о выборах закрепляет альтерантивность таких выборов в качестве обязательного требования.
Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет. Лицо, избираемое Президентом, должно постоянно проживать в РФ не менее 10 лет.
В соответствии со ст. 91 Конституции РФ Президент обладает неприкосновенностью. Неприкосновенность Президента означает, что Президент не может быть арестован, подвергнут задержанию, привлечен к судебной ответственности, пока он находится на своем посту. Утрата неприкосновенности происходит в результате отрешения от должности (импичмента).
Отрешение от должности Президента РФ (импичмент) - это особая процедура реализации конституционной ответственности Президента РФ в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления.
Инициатива об отрешении должна исходить от не менее одной трети депутатов Государственной Думы, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. В самой процедуре отрешения задействованы обе палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд и Верховный Суд. Государственная Дума выдвигает обвинение, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента от должности. В обеих палатах эти вопросы решаются двумя третями голосов от общего числа депутатов (членов). Отрешение возможно только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента.
Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.
Президент, в соответствии с Конституцией РФ, обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.
1. Президент имеет полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти.
В отношении формирования исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки.
Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, назначает на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства.
В отношении органов судебной власти Президент предлагает кандидатуры судей Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора.
На Президента возложен и ряд полномочий, связанных с деятельностью Государственной Думы. Он назначает выборы Государственной Думы, распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных Конституцией.
Президент подписывает и обнародует федеральные законы РФ, обладает правом отлагательного вето; вносит законопроекты в Государственную Думу; наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции РФ предусмотренных в ст. 125 Конституции нормативных актов, о толковании Конституции. Президент имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.
Вето Президента - это отказ главы государства в санкционировании закона, поступившего на подпись.
Абсолютное вето означает окончательное отклонение главой государства закона, принятого парламентом (в Российской Федерации не существует).
Относительное (отлагательное) вето - это отказ главы государства в санкционировании закона, лишь приостанавливающий вступление его в силу, т.к. парламенту предоставляется право принятия этого закона вторичным голосованием, требующим квалифицированного большинства голосов.
Санкционирование закона - это одобрение закона главой государства посредством подписания его официального текста. Отказ в санкционировании закона означает наложение на него вето.
Обнародование (опубликование) закона - это доведение закона до всеобщего сведения путем напечатания его в официальном издании.
Промульгация закона - это издание Президентом специального акта (указа), содержащего распоряжения об официальном опубликовании закона (этот акт обычно предшествует тексту публикуемого закона).
2. Большой объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной не только с формированием, но и с деятельностью исполнительной власти.
Кроме решения вопросов о составе Правительства, Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решения об отставке Правительства. Постановления и распоряжения Правительства могут быть отменены Президентом в установленных Конституцией случаях. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент РФ назначает и освобождает от должности своих полномочных представителей в субъектах Федерации.
3. Как глава государства Президент РФ обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет основные направления внешней политики страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей, назначает и отзывает дипломатических представителей.
Президент РФ утверждает военную доктрину РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности.
Президент вводит военное и чрезвычайное положение.
4. Президент РФ назначает всероссийский референдум.
5. К полномочиям Президента РФ как главы государства отнесено решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий, осуществление помилования.
Переходя к изучению представительных органов государственной власти, необходимо прежде всего уяснить правовой статус депутата. Мандат депутата может быть императивным и свободным. Так, депутаты Государственной Думы (РФ) обладают свободным мандатом, т.е. не могут быть отозваны своими избирателями, юридически им не подотчетны, а институт избирательских наказов Конституцией РФ не предусмотрен. Что же касается депутатов, избранных в органы субъектов Федерации и в местные органы, то для них сохраняются отдельные элементы императивного мандата, например, возможность отзыва.
Законодательство устанавливает гарантии депутатской деятельности - иммунитет и индемнитет, т.е. неприкосновенность и неответственность.
Депутатская неприкосновенность (иммунитет) означает, что депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания их на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Депутатский индемнитет означает: 1) неответственность депутата за действия при осуществлении мандата; это значит, что депутат не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказывания, позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока его полномочий; 2) вознаграждение депутата за его деятельность.
Конституционный Суд РФ в 1999 г. пришел к заключению, что депутатский иммунитет распространяется только на депутатов Государственной Думы. Однако это противоречит положениям конституций и уставов ряда субъектов Федерации, предусматривающих наличие подобной практики для депутатов всех уровней представительных органов государства, включая местные органы (см., в частности, Конституцию Республики Татарстан).
Депутаты Государственной Думы, частично - высших и центральных представительных органов субъектов Федерации работают на профессиональной основе и не могут совмещать эту деятельность с иной оплачиваемой работой (кроме творческой, преподавательской и научной). Так, примерно треть депутатов Государственного Совета Республики Татарстан работает на профессиональной основе, получая за свою депутатскую деятельность установленное вознаграждение, остальные депутаты совмещают свою деятельность с работой в иных организациях, поэтому исполняют депутатские обязанности на общественных началах.
Депутат участвует в пленарных заседаниях представительного органа, в работе его постоянных и временных комиссий, проводит работу с избирателями в закрепленном за ним избирательном округе. Он вправе задавать вопросы и обращаться с расспросами к соответствующим должностным лицам с требованием о предоставлении информации, участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых на сессиях и в ходе парламентских слушаний, обладает правом законодательной инициативы и решающего голоса в процессе голосования. Он имеет право на первоочередной прием руководителями органов и учреждений, может беспрепятственно выступать в средствах массовой информации и т.д.
Федеральное Собрание - высший представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).
Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации состоит из депутатов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения адресуются государству в целом.
В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией РФ. Палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.
Конституция предусматривает различную компетенцию для каждой из палат.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Согласно ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отстранение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.
В соответствии с Конституцией РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Счетная палата - это вспомогательный орган парламента (Федерального Собрания), осуществляющий контроль за исполнением федерального бюджета. Совет Федерации назначается на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.
Основной формой работы Совета Федерации являются его заседания, проводимые открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом Совета Федерации, палата вправе проводить закрытые заседания.
Парламентская сессия - период времени, в течение которого происходят пленарные заседания палаты.
Пленарные заседания означают, что палата парламента собирается в полном составе.
Внеочередная (чрезвычайная) сессия - это сессия парламента, на которой рассматривается только определенная повестка дня и которая закрывается, когда повестка дня исчерпана.
Совет Федерации избирает из своего состав тайным голосованием Председателя Совета Федерации и трех его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители не могут быть представителями одного субъекта РФ.
Совет Федерации собирается на свое первое заседание на тридцатый день после его избрания. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент РФ, а затем заседание ведет старейший по возрасту депутат Совета Федерации до тех пор, пока не будет избран и не приступит к исполнению своих обязанностей Председатель Совета Федерации.
Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели.
Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа депутатов палаты. Депутаты Совета Федерации обязаны присутствовать на заседаниях Совета Федерации.
Решения Совета Федерации принимаются на его заседаниях тайным или открытым голосованием.
Деятельность Совета Федерации обеспечивается его вспомогательным аппаратом: организацией государственных служащих, которые оказывают научную, организационную и техническую помощь палате в целом, комитетам (комиссиям) и парламентариям. Аппарат СФ состоит из аппаратов комитетов, Секретариата Председателя Совета Федерации, секретариатов заместителей Председателя Совета Федерации, подразделений правового, информационно-технологического и финансово-хозяйственного обеспечения кадровой службы, секретариата руководителя аппарата и других обеспечивающих служб.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.
Согласно ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся: дача соглсия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Уполномоченный по правам человека - это должностное лицо, назначаемое Государственной Думой для контроля за соблюдением прав человека административными органами.
В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные законы.
Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ.
В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента ее роспуска.
Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного, коллективного обсуждения и решния вопросов. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправе проводить и закрытые заседания.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы.
Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы, первого заместителя и заместителя Председателя.
Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. В его состав входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп.
Государственная Дума собирается на первое заседание на 30 день после своего избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
Государственная Дума собирается на сессии, как правило, на весеннюю и осеннюю. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания.
Комитеты (комиссии) палат Федерального Собрания - это вспомогательные органы, которые состоят из парламентариев и содействуют палатам в осуществлении их полномочий, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания; кроме того, комитеты Совета Федерации осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам.
Постоянные парламентские комитеты (комиссии) создаются на весь период созыва парламента.
Временные парламентские комитеты (комиссии) создаются для выполнения какой-либо определенной задачи, после чего их существование прекращается (например, следственные комитеты).
Парламентские слушания - одна из форм деятельности парламента или его палат, состоящая в заслушивании мнений членов парламента, государственных и общественных деятелей, а также экспертов по конкретному законопроекту или иному вопросу, входящему в компетенцию парламента; различаются открытые и закрытые парламентские слушания.
Правовое, организационное, документальное, информационное, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы.
Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием.
В Регламенте Государственной Думы установлен порядок решения Государственной Думой вопросов, отнесенных к ее ведению.
Вотум недоверия - это выраженное Государственной Думой неодобрение политической линии определенной акции или законопроекта правительства, следствем чего является отставка правительства (в случае повторного выражения недоверия в течение трех месяцев), либо роспуск нижней палаты парламента.
Отказ в доверии правительству со стороны Государственной Думы происходит в случае постановки вопроса о доверии самим правительством, тогда как вотум недоверия является результатом парламентской инициативы.
Роспуск Государственной Думы - это способ разрешения конфликта между законодательной и исполнительной властью, применяемый в случаях невозможности формирования правительства (трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства), повторного выражения недоверия правительству в течение трех месяцев, а также отказа в доверии правительству.
Законодательный процесс и парламентские акты. Процесс принятия законов закреплен в Конституции и регламентах палат Федерального Собрания РФ. В нем можно выделить четыре основных стадии: внесение проекта (законодательная инициатива), его обсуждение, принятие и подписание закона с последующим его опубликованием.
Субъекты права законодательной инициативы закреплены в ст. 104 Конституции РФ. Все проекты законов вносятся только в Госдуму.
Внесенный проект направляется в соответствующий постоянный комитет, затем с рекомендациями комитета рассматривается на пленарном заседании Думы. По результатам обсуждения принимается решение. Если Дума не отклоняет проект, а решает "принять закон в первом чтении", первое чтение на этом завершается и проект возвращается для доработок в постоянный комитет, который учитывает результаты обсуждения и вновь направляет проект со своими предложениями для второго чтения в пленарном заседании Думы. Наконец, получив проект с итогами второго чтения, комитет дает окончательные рекомендации, и Дума приступает к третьему чтению проекта; чаще всего в третьем чтении закон принимается (за исключением закона о госбюджете, который проходит 4 чтения) большинством голосов от общего числа депутатов. Принятый Думой закон направляется в Совет Федерации, который должен рассмотреть закон в 14-дневный срок, но обязан рассматривать не все законы, а лишь те, которые упоминаются в ст. 106 Конституции РФ. В случае разногласий между палатами депутаты Думы и члены Совета Федерации образуют Согласительную комиссию. Но если Дума с ее предложениями не согласна, она вправе принять закон квалифицированным большинством (2/3) голосов и тем самым преодолеть вето Совета Федерации.
Принятый закон направляется Президенту РФ, который должен принять решение по вопросу о подписании закона в течение 14 дней. В случае подписания закон опубликуется и вступает в силу. Президент может и отклонить закон, возвратив его в Думу со своими замечаниями и предложениями (отлагательное вето). Тем не менее Федеральное Собрание квалифицированным большинством голосов в обеих палатах вправе преодолеть вето Президента, и тогда Президент обязан подписать закон в 7-дневный срок.
В особом порядке издается Федеральный конституционный закон: он обязательно рассматривается в обеих палатах, а принимается не менее чем 2/3 голосов депутатов Думы и 3/4 голосов членов Совета Федерации. К конституционным законам президентское вето не применяется.
Кроме законов, палаты принимают постановления, которые подписываются и передаются для опубликования председателями палат.
Законы и постановления палат парламента публикуются в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и "Парламентской газете". Неопубликованные законы исполнению не подлежат.
Правительство РФ - высший орган федеральной исполнительной власти, коллегиальный орган общей компетенции.
Членами Правительства РФ являются Председатель Правительства РФ, его первые заместители и заместители, а также федеральные министры. Председатель Правительства РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Он назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.
Первые заместители, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
В состав Правительства входят федеральные министерства, государственные комитеты, департаменты и агентства. Руководители комитетов, служб, департаментов и агентств не являются членами Правительства, хотя так же, как и федеральные министры, назначаются Президентом России по представлению Председателя Правительства РФ.
Правительство РФ прекращает свои полномочия при вступлении в должность вновь избранного Президента; при принятии Президентом отставки Правительства РФ.
Отставка Правительства РФ - это прекращение им полномочий по следующим причинам: по инициативе самого Правительства, по инициативе Президента РФ и в случае конфликта с парламентом. Резолюция недоверия выносится по инициативе Госдумы, а отказ в доверии может последовать лишь в том случае, если Правительство само поставит вопрос о доверии, но не будет поддержано Думой.
Постановления и распоряжения Правительства, затрагивающие основные права и свободы человека и гражданина, подлежат обязательному опубликованию. Официальная публикация актов Правительства производится в "Собрании Законодательства РФ" и в "Российской газете".
Органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ - это парламенты и администрация субъектов.
Парламенты субъектов имеют разные наименования (Государственные Советы, Законодательные Собрания и т.п.), избираются на срок от 2 до 5 лет и насчитывают разное число депутатов (в краях, областях, городах федерального значения - до 50). Большинство республиканских парламентов - однопалатные, и лишь в четырех республиках (Башкортостан, Карелия, Саха-Якутия, Кабардино-Балкария) - двухпалатные. В Республике Тыва действуют два представительных органа - Верховный Хурал (парламент) и Великий Хурал (съезд народа). В ряде парламентов допускается деятельность части депутатов на профессиональной основе (например, в Республике Татарстан - 40 из 130 депутатов).
Система органов исполнительной власти республики в составе РФ - это совокупность органов, включающая правительство республики, министерства, комитеты и другие ведомства, и возглавляемая Президентом (главой) республики либо Правительством или его главой.
В большинстве республик Президент является главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Срок его полномочий - 4-5 лет. Как правило, одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд, но встречаются и исключения - так, в Татарстане это ограничение отменено.
Наряду с единоличным главой государства встречается и коллегиальный глава государства. Им является Государственный Совет Дагестана, возглавляющий в республике исполнительную власть. В его состав входят его председатель, председатель правительства республики и другие лица, избранные Конституционным Собранием Республики Дагестан.
Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе РФ играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распорядительными органами государственной власти.
Система органов исполнительной власти, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа включает администрацию (правительство), возглавляемую главой администрации (правительства), а также отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации (правительства).
Конституционные основы судебной власти. Конституция РФ закрепляет основы организации и деятельности судов и Прокуратуры Российской Федерации. В ней закреплены принципы демократического правосудия, т.е. такой формы государственной деятельности, которая заключается в разрешении судом гражданских, уголовных дел и конституционно-правовых споров. Судьи независимы и подчиняются только закону, неприкосновенные и несменяемы.
В систему органов правосудия РФ входят: Конституционный Суд РФ (см. раздел 2), Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.
Судьи высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов - непосредственно Президентом РФ.
Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, на основе Конституции РФ (ст. 125), Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. и принимаемого судом регламента.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Судья Конституционного Суда назначается на должность сроком на 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи - 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.
Конституционный Суд располагает широкими полномочиями. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ:
1. Решает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов, субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
2. Разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
3. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле.
4. Дает толкование Конституции РФ.
5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы конституционного права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.
Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда. Он состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки.
В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд:
- разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;
- дает толкование Конституции РФ;
-дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
- принимает послания Конституционного Суда;
- решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Конституционный Суд РФ не возглавляет систему конституционного правосудия. Это значит, что конституционные и уставные суды, образуемые в субъектах РФ, действуют самостоятельно, на основе конституций и уставов соответствующих субъектов.
Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам. Он возглавляет систему судов общей юрисдикции - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области, суды автономных округов, городские и районные суды. Создается также институт мировых судей.
Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
Высший Арбитражный Суд возглавляет систему арбитражных судов, включающую окружные арбитражные суды, высшие арбитражные суды республик в составе РФ, краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области, арбитражные суды автономных округов.
Арбитражные суды рассматривают две категории споров: экономические (имущественные споры, вытекающие из гражданских правоотношений) и споры в сфере управления.
Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
В систему органов прокуратуры входят Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры республик в составе Федерации, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также городов, районов и иные территориальные прокуратуры. В эту систему входит и военная прокуратура, осуществляющая свою деятельность непосредственно в Вооруженных Силах РФ. Каждый прокурор действует от имени всей системы прокурорских органов.
Централизация органов прокуратуры выражается в том, что все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору РФ.
Назначение Генерального прокурора РФ на должность и освобождение его от должности Советом Федерации по представлению Президента России указывает на особую государственную значимость должности Генерального прокурора и возглавляемой им системы прокурорских органов, призванных осуществлять надзор за исполнением законов на всей территории Федерации.

Тесты к разделу 7

1. Орган государства:
а) глава администрации муниципального образования;
б) правительство Саратовской области;
в) ректорат государственного университета.
2. Депутатский индемнитет - это:
а) неприкосновенность депутата;
б) неответственность депутата;
в) неответственность депутата и его материальные привилегии.
3. Государственные органы палат Федерального Собрания:
а) партийные фракции;
б) комитеты палат;
в) межрегиональные объединения депутатов.
4. В предметы ведения Государственной Думы входят:
а) назначение выборов Президента РФ;
б) объявление амнистии;
в) назначение референдума.
5. Закон о госбюджете РФ считается принятым, если:
а) принят в первом чтении Государственной Думой;
б) принят в третьем чтении Советом Федерации;
в) принят в четвертом чтении Государственной Думой и утвержден Советом Федерации.
6. Президент РФ:
а) возглавляет все ветви власти;
б) координирует ветви власти;
в) возглавляет исполнительную власть.
7. Правительство РФ ответственно:
а) перед Президентом РФ;
б) перед Государственной Думой;
в) перед Советом Федерации.
8. Судьи Верховного Суда РФ назначаются:
а) Президентом РФ;
б) Государственной Думой;
в) Советом Федерации по представлению Президента РФ.

РАЗДЕЛ 8

Местное самоуправление

Местное самоуправление - это способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местного значения через представительные (выборные) органы власти (муниципальные Советы и т.п.), местную администрацию, т.е. глав местного самоуправления (главы администрации, старосты и т.п.), местные референдумы, собрания граждан (сходы), иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но государство обеспечивает правовое регулирование местного самоуправления, сохраняется прокурорский надзор за законностью его актов. Споры же между органами государства и местного самоуправления решаются, как правило, в судебном порядке, прямое администрирование по отношению к органам местного самоуправления не допускается.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий наделены властью, могут издавать правовые акты.
В представительные органы местного самоуправления население избирает депутатов; оно же выбирает и главу администрации, который подчинен местному представительному органу.
Основную территориальную единицу местного самоуправления представляет муниципальное образование, которое имеет свой устав. Вместе с тем в рамках муниципального образования могут возникать формы территориального общественного самоуправления: уличные комитеты, советы микрорайонов и др.
Высшие органы РФ определяют лишь принципы организации и деятельности местного самоуправления, основная же тяжесть правового регулирования этой системы ложится на субъектов Федерации, которые издают надлежащие законы и определяют уровни местного самоуправления. Большинство субъектов РФ представило статус муниципальных образований городам и районам, не говоря уже о низовых административно-территориальных единицах. Например, в Нижегородской области районами и низовыми единицами руководят органы местного самоуправления. Но встречаются и субъекты, установившие у себя более низкую "планку" местного самоуправления. Так, в Республике Татарстан районами руководят пока еще местные органы государства (райсоветы, главы районных администраций), а местное самоуправление действуте в городах районного подчинения, поселках и селах.
Муниципальные образования имеют свою собственность, которая не может изыматься государством иначе как по суду, государство вправе предоставлять им дотации, передавать государственную собственность и возлагать на органы местного самоуправления отдельные государственные полномочия с передачей необходимых для их осуществления средств.
Органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесенные законодательством к ведению органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда эти вопросы связаны с обеспечением государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан.

Тесты к разделу 8

1. Органы местного самоуправления:
а) входят в систему органов государства;
б) не входят в систему органов государства;
в) входят в систему общественных объединений.
2. Муниципальные образования - это:
а) форма национальной автономии;
б) поселение или иная территория, на которой проживает самоуправляющееся сообщество;
в) низовое звено государственного аппарата.
3. Верхний уровень местного самоуправления определяется:
а) Президентом РФ;
б) Советом Федерации;
в) законами субъектов Федерации.
4. Местное территориальное самоуправление граждан - это:
а) то же, что и местное самоуправление;
б) самоуправление граждан на территориях, подчиненных муниципальным образованиям;
в) форма территориального самоопределения малочисленных народов.
5. Собственность муниципальных образований:
а) может отчуждаться в административном порядке;
б) может отчуждаться только по суду;
в) не может отчуждаться ни при каких обстоятельствах.
6. Акты органов местного самоуправления:
а) могут быть опротестованы прокуратурой;
б) не могут быть опротестованы прокуратурой;
в) могут быть отменены по соображениям целесообразности.
7. Функции государства:
а) могут возлагаться на органы местного самоуправления;
б) не могут возлагаться на эти органы;
в) могут возлагаться при условии материального обеспечения государством их реализации.
8. Глава администрации местного самоуправления:
а) назначается главой субъекта Федерации;
б) избирается населением муниципального образования;
в) избирается населением или представительным органом муниципального образования.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>