<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения этих выборов.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта РФ.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо




17-7371
путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в эти акты.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
В соответствии с Конституцией РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному согласию передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик и уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»1 [1 СЗ РФ. 2000. № 31. Ст. 3205.] (ст. 1) в случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных





правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

§ 2. Законодательные (представительные) органы
государственной власти субъектов Российской Федерации

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.
Так, согласно Конституции Республики Адыгея (ст. 63) высшим законодательным (представительным) органом государственной власти этой республики является Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея. В Конституции Республики Тыва (ст. 62) законодательный (представительный) орган государственной власти республики называется Верховным Хуралом, в Уставе (Основном Законе) Саратовской области (ст. 68) — областной Думой, в Уставе Чукотского автономного округа (ст. 28) — Думой Чукотского автономного округа и т.д.
Большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются однопалатными. Исключения составляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Законодательное Собрание Республики Карелия1 [1 Согласно принятому в феврале 2001 г. Закону Республики Карелии «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Карелии» предусматривается избрание однопалатного Законодательного Собрания этой республики.], Парламент Кабардино-Балкарской Республики,





Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Законодательное собрание Свердловской области, имеющие две палаты.
Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из Палаты Представителей и Законодательной Палаты. Законодательное Собрание Республики Карелия включает Палату Республики и Палату Представителей. Парламент Кабардино-Балкарской Республики состоит из Совета Республики и Совета Представителей. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) имеет Палату Республики и Палату Представителей, Законодательное собрание Свердловской области состоит из областной Думы и палаты представителей.
Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Например, согласно Конституции Республики Ингушетия (ст. 57) ее Народное Собрание состоит из 27 депутатов. Конституция Республики Татарстан (ст. 90) предусматривает избрание в состав Государственного Совета Республики 130 депутатов; Устав (Основной Закон) Рязанской области (ст. 30) устанавливает, что Рязанская областная Дума состоит из 36 депутатов и т.д.
Конституция (устав) субъекта Российской Федерации устанавливает также срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации одного созыва, который не может превышать пять лет. Например, согласно Конституции Республики Марий Эл (ст. 65) Государственное Собрание республики избирается сроком на четыре года. В Уставе (Основном Законе) Краснодарского края (ст. 24) предусматривается избрание Законодательного Собрания края также на четыре года и т.д.
Законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливается число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:





а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ;
в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъектов РФ.
Законом субъекта Российской Федерации:
а) утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а в случае, если такая должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
б) устанавливаются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;
д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;
е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;
ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;





з) утверждается заключение и расторжение договоров субъекта РФ;
и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ;
к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;
л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;
м) утверждается схема управления субъектом Российской Федерации, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
н) регулируются другие вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта РФ.
Постановлениями законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:
определяется порядок деятельности этого органа;
назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, а также оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ;
назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также дата выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;
назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;
оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной





власти субъекта Российской Федерации принимает участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;
утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;
назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;
оформляются другие решения по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными законами к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.
Осуществление законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определенных контрольных функций позволило некоторым субъектам Российской Федерации именовать эти органы контрольными1 [1 См. например: Конституция Республики Татарстан (ст. 89); Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) (ст. 51) и др.].
Если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с федеральным законодательством, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Так, согласно Конституции Кабардино-Балкарской Республики (ст. 101) к ведению Совета Республики относятся: разработка и принятие законов по вопросам ведения, контроля за их исполнением; первичное обсуждение республиканского бюджета; выдвижение обвинения против Президента Кабардино-Балкарской Республики для отрешения его от должности; дача согласия Президенту Кабардино-Балкарской Республики на представление Генеральному прокурору РФ кандидатуры для назначения на должность прокурора Кабардино-Балкарской Республики; назначение на должности Председателя, заместителя, секретаря и судей Конституционного




Суда Кабардино-Балкарской Республики; назначение (избрание) мировых судей Кабардино-Балкарской Республики; обращение в Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Кабардино-Балкарской Республики и республиканским законом; толкование законов Кабардино-Балкарской Республики;
наименование и переименование городов, районов и населенных пунктов; утверждение указов Президента Кабардино-Балкарской Республики о введении чрезвычайного положения в соответствии с федеральным конституционным законом; назначение выборов в органы местного самоуправления; иные вопросы ведения Кабардино-Балкарской Республики, не отнесенные Конституцией Кабардино-Балкарской Республики к ведению Президента Кабардино-Балкарской Республики, Парламента Кабардино-Балкарской Республики, Совета Представителей Парламента Кабардино-Балкарской Республики, Правительства Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления и судебных органов.
В соответствии с Конституцией Кабардино-Балкарской Республики (ст. 102) к ведению Совета Представителей Парламента Кабардино-Балкарской Республики относятся: первичное обсуждение республиканского бюджета, внесение его на утверждение Парламента Кабардино-Балкарской Республики; дача согласия Президенту Кабардино-Балкарской Республики на представление в установленном порядке на назначение на должность и освобождение от должности председателя Национального банка Кабардино-Балкарской Республики; начальника Управления федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, начальника Государственной налоговой инспекции по Кабардино-Балкарской Республике и начальника Таможни Кабардино-Балкарской Республики; обращение в Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики и республиканским законом.
Порядок деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется конституциями (уставами), а также законами субъектов Российской Федерации.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации избирают председателей, которые руководят их деятельностью и ведают их внутренним распорядком.




Они избирают также заместителей председателя законодательного (представительного) органа государственной власти (палаты), которые исполняют обязанности председателя в случаях его отсутствия, невозможности осуществления им своих обязанностей или по его поручению, а также другие обязанности в соответствии с регламентом законодательного (представительного) органа государственной власти.
Народное Собрание Республики Дагестан для координации законодательной и контрольной деятельности комитетов и подготовки пленарных заседаний создает Президиум Народного Собрания в составе Председателя Народного Собрания, его заместителей и председателей комитетов Народного Собрания.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации работают в сессионном порядке. Сессии созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также регламентами или другими актами, принятыми соответствующими законодательными (представительными) органами и устанавливающими порядок его деятельности.
Правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется его регламентом или другими актами, которыми устанавливается порядок его деятельности.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их палаты) образуют постоянные комитеты (комиссии). На них возлагается разработка и рассмотрение проектов законодательных и иных правовых актов;
контроль за исполнением законов и иных решений законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок их деятельности устанавливается законодательным (представительным) органом. В необходимых случаях могут создаваться временные комиссии по вопросам, отнесенным к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти.
Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской



Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено и другим органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории субъекта РФ.
Например, согласно Уставу Камчатской области (ст. 22) правом законодательной инициативы в Совете народных депутатов Камчатской области обладают депутаты Совета народных депутатов, постоянные комитеты Совета народных депутатов, депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, избранные от Камчатской области, губернатор Камчатской области, представительные органы местного самоуправления, областной суд, арбитражный суд Камчатской области, прокурор Камчатской области по вопросам своего ведения.
Законопроекты, внесенные в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, применении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо при наличии заключения этого лица. Такое заключение представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может быть менее четырнадцати дней.
Конституция (устав) субъекта Российской Федерации, поправки к ним принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации





принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено законодательством.
Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, направляются для обнародования высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта РФ.
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ обязано (обязан) обнародовать закон субъекта РФ, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации и не должен превышать четырнадцати дней с момента поступления закона.
В случае отклонения высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ закона субъекта Российской Федерации этот закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
Закон субъекта Российской Федерации, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.







Конституция РФ, федеральные законы, конституция (устав) и законы субъекта Российской Федерации подлежат государственной защите на территории субъекта РФ.
Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случае:
а) принятия им решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ;
б) роспуска его высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;
в) вступления в силу решения верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного созыва депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
г) роспуска его в порядке и по основаниям, предусмотренным законом.
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в случае принятия этим органом конституции (устава) и закона субъекта Российской Федерации, другого нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
В случае, если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации приняты конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта




Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный соответствующим судом противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения этого срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц. Президент РФ выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ.
Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации этот орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Государственная Дума в течение двух месяцев обязана рассмотреть внесенный Президентом проект федерального закона.
Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации прекращаются со дня вступления в силу федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Срок, в течение которого Президент РФ выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.
В случае досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются внеочередные выборы в законодательный



(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории соответствующего субъекта РФ и обладающими активным и пассивным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации. Так, согласно Уставу (Основному Закону) Корякского автономного округа (ст. 36) депутаты Думы Корякского автономного округа выполняют свои функции на профессиональной (постоянной, оплачиваемой) основе. В соответствии с Уставом (Основным Законом) Амурской области (ст. 34) депутаты работают в Совете народных депутатов Амурской области с отрывом от основной деятельности на постоянной, оплачиваемой основе или без отрыва от основной деятельности. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законом области.
В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы, судьей, занимать иные государственные должности. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной основе, он не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
Депутат обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, назначаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному





досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности людей.
Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению прокурора субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть решен вопрос о снятии неприкосновенности со всех депутатов.
Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий. Он освобождается от призыва на военную службу и на военные сборы на весь срок его депутатских полномочий.
Депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации объединяются в депутатские фракции или группы с учетом их политических и профессиональных интересов. Полномочия депутатских фракций и групп, формы их участи в деятельности законодательных (представительных) органов определяются регламентами этих органов.

§ 3. Органы исполнительной власти субъекта
Российской Федерации

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Конституции Чувашской Республики (ст. 110) высшим исполнительным органом государственной власти республики является Кабинет Министров. Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) (ст. 79) таким органом провозглашает Правительство Республики. В соответствии с Уставом Московской области (ст. 29) государственную исполнительную власть в Московской области осуществляют органы исполнительной государственной власти (администрация Московской области) и т.д.
Кроме того, в систему органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации входят министерства, государственные комитеты и другие ведомства.
Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица



субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Например, по Конституции Республики Саха (Якутия) (ст. 65) высшим должностным лицом республики и главой исполнительной власти в республике является Президент республики; по Конституции Республики Карелия (ст. 46) высшим должностным лицом республики является Глава Республики Карелия; по Конституции Республики Дагестан (ст. 92) главой государства является Председатель Государственного Совета Республики Дагестан;
согласно Уставу Кемеровской области (ст. 51) высшим должностным лицом Кемеровской области является губернатор Кемеровской области и т.д.
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской федерации может быть избран гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом.
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не может быть одновременно депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд1 [1 Следует иметь в виду, что это положение, установленное Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации» (п. 5 ст. 18), применяется без учета начавшегося до вступления в силу этого закона срока, на который избиралось лицо, замещавшее на день вступления в силу упомянутого закона должность высшего должностного лица (руководителя высшего].




Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации:
а) представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;
б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
в) формирует высший исполнительный орган государственный власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта РФ;
г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого конституцией (уставом) субъекта РФ;
д) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;
е) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Полномочия высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации прекращаются досрочно в случае:
а) его смерти;
б) его отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) его отставки по собственному желанию;
[ исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. (См.: Федеральный закон от 8 февраля 2001 г. «О внесении дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 608.]




г) отрешения его от должности Президентом РФ;
д) признания его судом недееспособными или ограниченно дееспособным;
е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
и) утраты им гражданства Российской Федерации;
к) его отзыва избирателями субъекта Российской Федерации в случае, если такое положение предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в случае издания им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, если такие, противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не устранило эти противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения, а также в случае иного грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о недоверии высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
В двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации решение о недоверии высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации принимается двумя третями голосов от установленного




числа депутатов каждой из палат по инициативе одной трети от установленного числа депутатов палаты, наделенной конституцией (уставом) субъекта РФ правом инициирования вопроса о выражении недоверия высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ.
Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о недоверии высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации влечет за собой немедленную отставку высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Решение Президента РФ об отрешении высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации от должности влечет за собой отставку возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
В случае отставки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации он продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Во всех случаях, когда высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет должностное лицо, установленное конституцией (уставом) или законом субъекта РФ.
Например, согласно Уставу (Основному Закону) Саратовской области (ст. 83) при досрочном прекращении полномочий губернатора области его права и обязанности переходят в полном объеме к председателю правительства области.
В случае отрешения Президентом Российской Федерации высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации от должности, если конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок временного исполнения обязанностей высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, Президент РФ может назначить временно





исполняющего обязанности высшего должностного лица руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации на период до вступления должность вновь избранного высшего должностного лица руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской федерации.
Конституцией (уставом) Российской Федерации для временно исполняющего обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации могут быть установлены ограничения на осуществление отдельных полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ.
Например, согласно Уставу Чукотского автономного округа (ст. 50) исполняющий обязанности губернатора Чукотского автономного округа не имеет права распускать Думу автономного округа назначать референдум автономного округа, представлять округ в Совете Федерации, подписывать законы автономного округа.
В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации назначаются внеочередные выборы высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, которые проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта. Российской федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительный власти субъекта Российской Феде-
Законодательство субъектов Российской Федерации предусматривает различный порядок формирования высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (ст. 92) Кабинет Министров Республики формируется ее Президентом. Премьер-министр назначается Президентом с согласия Государственного Собрания Республики. Заместители премьер-министра,







министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств Республики назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики по представлению Премьер-министра Республики.
По представлению Премьер-министра Президент может включать в состав Правительства руководителей других органов и организаций Республики.
Согласно Закону г. Москвы «О Правительстве Москвы» (ст. 5, 6) правительство возглавляет Премьер Правительства, которым является Мэр или, по его решению, иное лицо. Первые заместители и заместители Премьера, а также министры назначаются на должность и освобождаются от должности Мэром.
Высший исполнительный орган государственной власти обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
разрабатывают для представления высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;
обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным





лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
формирует другие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ;
вправе предложить органу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные им правовые акты в случае, если эти акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обращаться в суд;
заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления своих полномочий;
осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения. Эти акты, а также акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (постановления и распоряжения), принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте РФ.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обращаться к высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или в органы исполнительной власти субъекта РФ с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты высшего







должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо об их отмене, а также вправе обжаловать эти акты в судебном порядке или обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии их Конституции РФ.
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации вправе обратиться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с предложениями о внесении изменений и (или) дополнений в постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ либо об их отмене, а также вправе обжаловать их в судебном порядке.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом. Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта РФ, а в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также федеральным законом.
Так, согласно Конституции Республики Бурятия (ст. 86) Народный Хурал Республики Бурятия дает согласие Президенту Республики на назначение членов Правительства Республики, образует и упраздняет министерства и государственные комитеты Республики по предложению Президента —: Председателя Правительства Республики. Парламент Кабардино-Балкарской Республики (ст. 100 Конституции Кабардино-Балкарской Республики) дает согласие Президенту Республики на назначение Председателя Правительства (Премьер-министра Республики), избирает по представлению Президента на должность вице-президента Республики и т.д.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской





Федерации, в назначении которых на должность он принимает участие. Например, согласно Конституции Республики Адыгея (ст. 70) к ведению Государственного Совета — Хасэ Республики относится выражение недоверия Премьер-министру Республики и членам Кабинета Министров республики.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов, департаментов, управлений и других подведомственных ему органов, которые руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление. Они несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.

§ 4. Обеспечение законности в деятельности
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации

Правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также правовые акты должностных лиц этих органов, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.
Президент Российской Федерации вправе обращаться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с представлением о приведении в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации или иного нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае возникновения разногласий при реализации упомянутого представления Президента РФ он использует согласительные процедуры для их разрешения. В случае недостижения согласованного решения Президент РФ может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.




Законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Президент РФ вправе приостановить действие акта высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, а также действие акта органа исполнительной власти субъекта РФ в случае противоречия этого акта Конституции РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
В период действия указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия этих актов высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации и (или) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не может быть издан другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением акта, отменяющего акт, действие которого приостановлено Президентом Российской Федерации, либо вносящего в него необходимые изменения.
В случае приостановления Президентом Российской Федерации действия соответствующего акта высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации акта Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации.
Должностные лица органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Президент Российской Федерации выносит предупреждение высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ в случае:
издания высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта






Российской Федерации нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решениями суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
уклонения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня издания указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного нормативного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений, если в течение этого срока высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.
Срок, в течение которого Президент Российской Федерации выносит предупреждение высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу решения суда или со дня официального опубликования указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта РФ, если высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.
Если в течение месяца со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации указанное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент



РФ отстраняет высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ от должности.
Президент Российской Федерации в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе по мотивированному представлению Генерального прокурора РФ временно отстранить высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Решение Президента Российской Федерации о предупреждении высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или об отрешении высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ от должности принимается в форме указа.
Указ Президента Российской Федерации об отрешении высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации от должности вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, полномочия которого были прекращены указом Президента РФ об отрешении указанного лица от должности, вправе обжаловать этот указ в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня официального опубликования указа.
Верховный Суд РФ должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи.














Глава XXI

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1. Конституционные принципы правосудия

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства, специальными государственными органами — судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.
Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции РФ (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»1 [1 СЗРФ. 1997. №1. Ст. 1.].
Один из важнейших принципов — осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции). Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.
Принцип осуществления правосудия только судом — главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установлении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».







Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации1 [1 См.: Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ.1998.№ 51.Ст.6270.].
Отсюда следует, что действующие в нашей стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренные Конституцией и Федеральным конституционным законом всевозможные арбитражные суды, а также созданная Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в судебную систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают.
В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов.
Носителями судебной власти в Российской Федерации являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Согласно Конституции (ст. 119), судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Эти дополнительные требования к судьям изложены в ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей







в Российской Федерации»1 [1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399. 1999. № 29.Ст.3690; 2000. № 26.Ст.2736.], согласно которым судьей может быть гражданин Российской Федерации, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.
При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.
Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы; судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности; судья не вправе быть депутатом; судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям; судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Согласно Конституции (ст. 128), судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.
В Конституции РФ (ст. 120) закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Независимость судей — важнейшее условие самостоятельности и авторитетности судебной власти; независимость судей позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан.
Действующее законодательство Российской Федерации (Закон «О статусе судей в Российской Федерации» и др.) предусматривает следующие правовые гарантии независимости судей:
установленная законом процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение





судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу, и т.д.);
преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;
установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;
предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу1 [1 См. также: Указ Президента Российской федерации от 30 мая 1995 г. «О дополнительных гарантиях социальной защищенности работников органов судебной власти» // СЗ РФ. 1995. № 23. Ст. 2205; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997, № 30. Ст. 3587.];
особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества2 [2 См.: Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455; 1998. № 30. Ст. 3613; 1999. № 2. Ст. 238; 2000. № 10. Ст.1067.].
Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению.
Принцип подчинения судей только Конституции и Федеральному закону неразрывно связан с предусмотренным в ст. 120 Конституции положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Действие этой конституционной нормы распространяется на любые акты любого органа или должностного лица.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 121) судьи несменяемы. Несменяемость судьи означает стабильное сохранение им занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия этого судьи, полученного по его доброй воле. Понятно, что несменяемость служит одной из существенных гарантий независимости судьи.
Согласно Конституции (ст. 121), полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по






основаниям, установленным федеральным законом. Эти порядок и основания предусмотрены Законом «О статусе судей в Российской Федерации».
Полномочия судьи приостанавливаются решениями квалификационной коллегии судей в случаях, если:
судья был признан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
было дано согласие соответствующей квалификационной коллегией судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;
судья участвует в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти ее субъекта;
судья избран в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 19)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>