<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

и всеобъемлющее лидерство
and Reliability. Beijing, China, 1993.
137
See note 9.
Роль лидеров во всеобщем управлении на основе качества
Важнейшее условие устойчивого и эффективного обеспечения качества —
наличие в организации лидеров. Это подтверждает опыт создания всех извест-
ных систем качества после окончания Второй мировой войны. В частности, клю-
чевая роль руководителей-лидеров в системах менеджмента качества закреплена
122 ________________________ Качество в XXI веке Глава 5 Императив лидерства в управлении качеством 123

стандартами ИСО серии 9000:2000, а модель американской национальной пре- Ответственность менеджмента за качество
мии по качеству имени Малкольма Болдриджа отмечает лидерство высшего Концепция ответственности менеджмента за качество провозглашена стан-
руководства как главную движущую силу в достижении успехов. Система ка- дартами ИСО серии 9000:2000, в соответствии с которыми он обязан:
чества способна содействовать эффективной деятельности организации только установить цели и политику организации в области качества, демонстри-
при условии, что руководители-лидеры вносят уникальный вклад, являясь рующие приверженность высшего руководства идеям качества, и обеспе-
катализаторами процесса непрерывного совершенствования. Но что требуется чить доведение установленной политики до всех уровней организации;
для достижения безупречного руководства работами в области качества? Что назначить представителя руководства, ответственного за внедрение и
должны предпринять специалисты по качеству, чтобы добиться ответственно- функционирование системы качества, а также взаимодействовать с внеш-
го поведения руководителей, которые должны служить для ее сотрудников ними заинтересованными сторонами по вопросам качества; обеспечить
образцом для подражания, если организация избрала своей целью достижение систему качества необходимыми ресурсами, включая персонал и
делового совершенства? средства обучения;
Основной принцип всеобщего управления на основе качества заключается анализировать заключенные контракты и требования потребителей, с тем
в том, что качество должно быть обеспечено на всех уровнях, всеми сотрудни- чтобы обеспечить соответствие фактического уровня качества товаров и
ками для достижения общей цели — создание потребительских ценностей. Дру- услуг ожиданиям потребителей;
гой важной особенностью данного подхода к обеспечению качества является разработать и утвердить инструкции, регламентирующие процессы обес-
управление на основе фактической информации с использованием аналитичес- печения качества его контроля и управления;
ких методов для выявления существующих на предприятии проблем и установ- делегировать исполнителям право инициировать необходимые действия по
ления приоритетных направлений деятельности ее менеджмента. предупреждению несоответствия качества установленным требованиям;
делегировать исполнителям необходимые полномочия по выявлению и
Всеобъемлющая роль лидеров
устранению несоответствий; поощрять инициативы по повышению
Для того чтобы руководитель стал настоящим лидером, ему недостаточно качества;
занимать определенную должность в иерархической структуре управления орга- лично контролировать внедрение предложений по улучшению качества;
низацией. Его лидирующая роль должна ощущаться на всех уровнях организа- обеспечить контроль за выявлением бракованной продукции; регулярно
ционной пирамиды, быть определяющей в достижении устойчивых успехов. анализировать функционирование системы качества и ее эф-
Руководители-лидеры должны устанавливать политику и цели в области каче- фективность.
ства, внедрять программы обеспечения качества, осуществлять планомерную
деятельность в части обретения и поддержания делового совершенства. Далеко Американская национальная премия по качеству
не все менеджеры обладают качествами лидеров. Поэтому утверждение в орга- имени Малкольма Болдриджа
низации культуры управления, основанной на лидирующей роли руководства, Модель премии имени М. Болдриджа содержит критерии оценки соискате-
является главной задачей ее высших руководителей, которые должны настав- лей, которым, по нашему мнению, должны отвечать также руководители пред-
лять подчиненных и поднимать их до того уровня, на котором они приобретают приятий, а именно:
навыки лидеров, после чего всячески поощрять их к принятию на себя лидиру- • обеспечение ясного знания и понимания требований потребителей и рынка;
ющей роли в управлении качеством. Такой комплексный подход к руководству • создание четкой системы ценностей, отражающей возможности и по
организацией предусматривает обязательные гибкость и ответственность в от- требности работников предприятия и других заинтересованных сторон;
ношениях с потребителями, поскольку только тот руководитель, который рас- • достижение понимания целей и задач предприятия на всех уровнях, ис
сматривает общение с потребителями как «момент истины», действительно спо- пользование специальных показателей и дополнительной информации
собен выступать в роли лидера, ведущего за собой организацию по пути к дос- для планирования, контроля и анализа деятельности;
тижению делового совершенства. Подобная система руководства базируется на • выдвижение высоких требований к эффективности работы, стимулирую
твердых принципах менеджмента качества, установленных стандартами ИСО щих исполнителей к самосовершенствованию;
серии 9000:2000 и в модели премии имени Малкольма Болдриджа, которые дол- • воспитание сотрудников в духе преданности ценностям и целям пред
жны стать составной частью идеологии организации. приятия, содействие командной работе;
124 _______ ______________________________Качество в XXI веке Глава 5 Императив лидерства в управлении качеством ______________________________ 125

• поощрение и развитие инициативы сотрудников, их способности к риску; ственным заслуживающим внимания. Успешное предприятие управляет всеми
• подчинение политики предприятия наиболее полной удовлетворенности тремя отмеченными выше факторами, обеспечивая должный баланс между ними,
потребителей; требующийся для его долговременного преуспевания. Как может быть проведе-
на в жизнь подобная философия бизнеса?
• обеспечение устойчивости и согласованности планов, процессов, дей-
ствий и принимаемых решений;
Ценности как один из аспектов качества
• оценка эффективности работы предприятия с целью повышения ре-
Руководство предприятием, основанное на определенной системе ценнос-
зультатов;
тей, или, как называет его С. Кови, «принципиальное руководство», играет глав-
• проведение самооценки руководителями среднего звена собственных воз-
ную роль при внедрении системы качества. Как указывалось выше, система
можностей и дальнейшее их развитие.
ценностей, которых придерживаются сотрудники предприятия, определяет стиль
Политика в области менеджмента и качества деятельности. В этой системе могут быть выделены следующие четыре катего-
рии ценностей:
С. Кови (Steven Covey) считает, что «многие менеджеры упускают из виду
1) деловые ценности, определяющие избранное, принятое всеми сотрудни
главный принцип всеобщего управления на основе качества, согласно которому
ками направление деятельности предприятия;
невозможно непрерывно улучшать взаимосвязанные системы и процессы без
2) поведенческие ценности, которым следуют сотрудники предприятия;
постоянного совершенствования отношений между работниками, которые дол-
3) моральные ценности, позволяющие, образно говоря, оценить, «что такое
жны трудиться совместно»1. Политика организации в области менеджмента и
хорошо и что такое плохо»;
качества должна быть нацелена на совершенствование взаимодействия между
4) индивидуальные ценности, представляющие в совокупности систему
людьми и функциональными подразделениями, поскольку многие проблемы
взглядов и убеждений отдельных сотрудников.
возникают на границах подразделений и процессов, где отсутствует четкое раз-
Перечисленные категории ценностей проявляются:
граничение полномочий и ответственности. «Подобно тому, как генетический
• в подходах к принятию решений и распределению властных полномочий;
код определенного вида, существующего в природе, остается неизменным не-
• в способах, применяемых на предприятии для признания заслуг и воз
взирая на эволюцию его представителей и индивидуальные различия между ними,
награждения работников;
так и основы идеологии, которой придерживается дальновидная компания, ос-
• в наборе символов и артефактов, используемых для самоидентификации.
таются без изменений, несмотря на все происходящие в ней мутации»2.
Процесс избрания системы ценностей начинается с формулирования руко
Политика организации создается в результате скоординированных усилий ее
водителями ценностей предприятия, после чего возникает замкнутый цикл, схе
менеджмента. В частности, политика организации в области качества должна
матично показанный на рис. 5.1 и включающий следующие основные этапы:
включать следующие три основных положения: 1) фокус на потребителя при
1) ценности определяют производственные отношения;
установлении целей и ожидаемых результатов делового совершенства; 2) осно-
2) производственные отношения формируют поведение работников;
вой для конкуренции на рынке должно быть непрерывное совершенствование
3) из поведения работников складывается корпоративная культура;
организации, которое может происходить как эволюционно, так и революцион-
4) корпоративная культура укрепляет принятую систему ценностей.
но, т.е. скачкообразно; 3) управление на основе фактической информации дол-
Для того чтобы идеи обеспечения качества охватывали все уровни предпри-
жно быть главным средством оценки текущего состояния и контроля производ-
ятия, менеджеры всех звеньев управления должны определить и внедрить на
ственных процессов.
своем уровне поведенческие ценности, отношение к труду и задачи, соответ-
Удовлетворение интересов потребителей является первоочередной обязан-
ствующие принятым на предприятии подходам к обеспечению качества. Систе-
ностью руководителя. Предприятие, ориентированное на потребителя, должно
мы менеджмента качества как инструмент повышения качества структурно можно
учитывать нужды всех групп потребителей его продукции и услуг, выделяя из
подразделить на следующие составляющие:
них тех, на которых ему следует сосредоточить основное внимание. Успешность
система реализации политики и целей предприятия по развитию бизнеса
предприятия в конечном итоге определяется многими факторами, среди кото-
работниками всех уровней;
рых присутствуют такие, как величина капиталовложений его владельцев, при-
бенчмаркинг и методы реализации проектов, которые позволяют поддер-
знание продукции или услуг потребителями, их совершенство. Ни один из этих
живать ориентированность предприятия на решение приоритетных задач,
факторов не должен рассматриваться изолированно от других и считаться един-
127
126

Как происходит взаимодействие с каждым сотрудником в рамках перечис-
ленных выше направлений деятельности предприятия? Создав собственную
систему ценностей, предприятие вправе требовать от всех сотрудников их ува-
жения. С другой стороны, каждый работник обладает собственными взглядами
и ценностями, и к ним также следует относиться с должным уважением.
Руководство обязано уметь поддерживать достаточно сложное равновесие между
этими системами ценностей в интересах создания разделяемой всеми корпо-
ративной культуры, позволяющей работать совместно ради достижения общих
целей. Умение создавать приемлемые для всех поведенческие ценности спо-
собно стать существенным конкурентным преимуществом предприятия. Об-
щие моральные ценности создают атмосферу искренности, доверия, открыто-
сти и честности в отношениях между сотрудниками. Важно, чтобы на пред-
приятии не ограничивались простым установлением системы моральных и
поведенческих ценностей, но стремились к тому, чтобы эти ценности стано-
вились одним из критериев, применяемых при подборе и воспитании кадров.
Каждый сотрудник должен быть в курсе предъявляемых к нему моральных
требований и установленных правил поведения, знать о последствиях, кото-
рые его ожидают в случае их нарушения.


Лидерство на всех уровнях
Рис. 5.1. Замкнутый цикл формирования системы ценностей организации.
© 1999, 2000. Все права принадлежат корпорации Business Systems Solutions, Inc.
Совсем непросто создать систему управления, отвечающую всем перечис-
Схема приведена с разрешения владельца прав.
ленным выше требованиям. Как заметил Уоррен Беннис (Warren Bennis), «не
бывает лидеров без последователей, обладающих лидерскими способностями»3.
обеспечивают наиболее экономически оправданное использование системы
Им также было отмечено наличие хронического кризиса управления, заклю-
совершенствования предприятия для устойчивого поддержания его
чающегося «в распространенной по всему миру неспособности организаций
эффективности;
соответствовать ожиданиям своих учредителей. Если когда-либо в истории и
системы постановки целей и стратегического планирования. Реализация
был момент, требовавший комплексного стратегического подхода к руковод-
избранного стратегического направления развития предприятия в форме
ству предприятиями, характеризуемого тем, что в организации помимо не-
конкретных проектов его перестройки, направленных на кардинальное
скольких лидеров из числа высших руководителей имеются другие, многочис-
повышение эффективности;
ленные лидеры на каждом рабочем месте, начиная с производственных участ-
подходы к управлению проектами, которые обеспечивают последовательное
ков и кончая органами управления, то со всей определенностью можно утверж-
продвижение предприятия в направлении совершенствования. Привлечение
дать, что такой момент наступил именно сейчас»4. Чтобы менеджмент был
всех заинтересованных сторон;
эффективен, требуется наличие в организации образцов для подражания не
методы анализа информации о деятельности предприятия для решения
только на верхнем уровне управления, но и на всех других. Сотрудники долж-
возникающих проблем; ны понимать, что лидерскими качествами должны обладать также рядовые
процессы управления персоналом предприятия; работники, например, супервайзеры, причем каждый из них должен быть спо-
системы информации о качестве. Обеспечение сбора и анализа данных о собен продемонстрировать свою приверженность общим ценностям организа-
качестве произведенной, а также реализованной продукции, находящейся в ции. Каждый поступок лидера — это проявление воли, которая затем повторя-
эксплуатации. Своевременное проведение необходимых мероприятий по ется на всех уровнях организации. Как, в таком случае, должны выглядеть
непрерывному повышению качества. руководители всех уровней?
поведения руководителей в отношении соблюдения принципов делегирования
128
Высшее руководство полномочий, т.е. возможности подчиненных в определенных рамках самостоя-
тельно принимать решения.
Высшие руководители должны формировать систему ценностей, которых
придерживается возглавляемая ими организация. Их лидирующая роль прояв-
Лидирующая роль менеджеров
ляется посредством установления планов действий менеджмента исходя из це-
Любой менеджер также может стать лидером на своем уровне. Поскольку
лей и ценностей организации. Особая обязанность высших руководителей —
менеджмент и лидерство не являются взаимоисключающими понятиями, то
регулярное рассмотрение состояния дел в организации. В первую очередь ана-
каждый человек, исполняющий функции менеджера, должен по крайней мере
лизируется работа руководителей всех уровней компании по реализации страте-
стремиться к тому, чтобы стать лидером. Что от него требуется для того, чтобы
гических направлений ее развития, изучаются возникающие проблемы. Таким
продемонстрировать свои лидерские способности? Можно порекомендовать
образом, высшие руководители имеют возможность:
менеджерам следующее.
продемонстрировать приверженность избранной ими философии менед-
• Личное руководство основными инициативами в области качества, кото
жмента;
рые имеют стратегическое значение для организации в целом.
подтвердить важность работ по улучшению качества; контролировать
• Воспитание (наставничество) нового поколения лидеров из числа работ
принятие системы ценностей сотрудниками; руководить усилиями
ников, обладающих потенциальными способностями.
функциональных служб и подразделений, осуществляющих системную
• «Блуждающий» стиль управления, при котором менеджер не сидит на
перестройку организации; поощрять стремление сотрудников к достижению
месте, а постоянно обходит рабочие места, для того чтобы обсудить
успешных результатов. Что может еще предпринять высший руководитель,
с подчиненными возникающие у них проблемы и трудности или отме
чтобы продемонстрировать поведение истинного лидера? Ниже предлагается
тить хорошую работу.
несколько идей.
• Анализ эффективности исполнения порученных управленческих функ
• Программа встреч высшего руководства с потребителями. Благодаря реа
ций.
лизации подобной программы высшее руководство имеет возможность
• Руководство усилиями исполнителей по улучшению их работы.
ближе познакомиться с основными потребителями продукции или услуг
• Развитие возможностей организации посредством обучения и повышения
компании. Регулярные встречи с основными потребителями позволят
квалификации подчиненных без отрыва от производства.
установить плодотворные взаимоотношения с ними.
• Доведение до всех подчиненных информации о текущем состоянии дел
• Программа защиты интересов потребителей. Для высшего руководства
на предприятии, а также непосредственно касающейся сотрудников, про
имеет особое значение содействие разрешению проблем, возникающих у
ведение с ними инструктивных совещаний.
основных потребителей продукции.
• Программа рассмотрения претензий. Руководители всех уровней обязаны
Лидерство на уровне исполнителей
лично ежемесячно принимать покупателей, у которых есть претензии
Зачастую лидерские качества также требуются и от рядовых сотрудников.
к продукции компании.
Каждый из них должен проявлять способность быть лидером для коллег и сво-
• Программа разрешения конфликтов. Каждый из высших руководителей
им поведением служить для них примером, содействуя тем самым укреплению
поочередно должен ежемесячно принимать посетителей, выступая в ка
системы ценностей, принятой в организации. К числу подобных действий на
честве последней инстанции для разрешения любых претензий потре
индивидуальном исполнительском уровне можно отнести:
бителей.
активное участие в управлении производственными процессами и выпол-
• Программа компенсаций потребителям. Как подтверждают независимые
нении проектов, нацеленных на непрерывное совершенствование работы
оценки, выплата компенсаций потребителям — очень важный элемент той команды, членом которой является данный сотрудник; развитие
политики компании в части обеспечения удовлетворенности потреби навыков решения проблем и применения методов статистического
телей. анализа;
Руководители должны быть последовательны во всех своих поступках. От- исполнение роли наставника по отношению к вновь принятым на работу
сутствие подобной последовательности рассматривается подчиненными как от- сотрудникам;
ступление от существующей корпоративной культуры и может привести к раз-
мыванию принятой системы ценностей. Особенно важна последовательность
131
130 Качество в XXI веке Глава 5 Императив лидерства в управлении качеством

прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности, под- обретенный опыт и какое направление действий выбрать. Сказанное особенно
тверждающей мастерское владение профессиональными навыками, необ- справедливо по отношению к совершенным в прошлом ошибкам, поскольку
ходимыми при работе; именно они учат тому, каких поступков и поведения следует избегать.
предложение идей по совершенствованию производственных процессов; Наиболее ценные знания люди приобретают в процессе практической дея-
участие в командах исполнителей, создаваемых на предприятии для про- тельности. Как отмечает У. Беннис (W. Bennis), «лидеры учатся в процессе ис-
ведения самооценки, аудитов и мероприятий по совершенствованию полнения лидирующей роли, но особенно эффективно процесс обучения про-
исходит, когда им приходится возглавлять людей в трудной обстановке»6. Если
процессов, в которых занято несколько функциональных служб;
принятие самостоятельных решений о повышении квалификации и обу- потенциальный лидер становится образцом для подражания в части эффектив-
чении на курсах, проводимых как на предприятии, так и вне его; ности работы, то тем самым он делает первый, самый важный шаг к своему
признание достижений коллег по команде в проектах, направленных на признанию. Главное, на что способны наиболее признанные лидеры, — это
совершенствование работы. умение придать необходимую динамику работе возглавляемой ими группы лю-
дей и оказывать помощь в разрешении внутренних конфликтов. Лидер должен
Индивидуальные лидерские качества также эффективно исполнять роль наставника или преподавателя, обладать для
Истинное лидерство проявляется не на словах, а в реальных делах. «Аутен- этого необходимыми навыками и способностями, понимать, какие потребности
тичной проверкой мастерства менеджера или работника служит не то, что он в обучении существуют у тех людей, которыми он руководит. С этой целью
говорит, а то, что он делает»5. Это правило должно постоянно применяться на лидеру необходимо:
индивидуальном и групповом уровнях, на отдельных рабочих местах и в органи- выявлять проблемы, существующие у обучаемых;
зации в целом. Менеджеры должны предоставлять работникам возможности для разработать программы обучения и повышения квалификации, соответ-
проявления их лидерских способностей в управлении качеством, а сами работ- ствующие выявленным потребностям;
ники, в свою очередь, должны согласовывать свои действия и поведение со подготовить интересные примеры для тренировочных занятий;
стратегическими направлениями деятельности предприятия, задачами его раз- содействовать вовлечению участников в обсуждение и активное изучение
вития и культурными ценностями, разделяемыми руководством. Каждый работ- предлагаемых тем;
ник должен стремиться к тому, чтобы быть образцом поведения, требуемого от оценивать эффективность обучения.
сотрудников компании.
Участие руководителей или их вовлеченность
Образцы для подражания в области качества
Лидер должен обладать способностями предугадывать развитие производ- Вспомним историю о ролях курицы и свиньи в приготовлении завтрака, упо-
ственных ситуаций, извлекать уроки из допущенных ошибок, отвечать за послед- минавшуюся в главе 3. Она хорошо иллюстрирует различие между простым уча-
ствия своих поступков, развивать навыки общения с людьми (например, умение стием и подлинной вовлеченностью. Для того чтобы работники верили в при-
выслушивать подчиненных, воспитывать их, разрешать противоречия и т.д.), оритетность задачи, поставленной высшим руководством, они должны ясно
заниматься самообразованием. Мотивацией для самообучения лидеров служат видеть действительную приверженность руководителей и поощрение ими тех
потребность в знаниях и чувство ответственности. Лидерские навыки в равной действий, которые должны быть предприняты для ее решения.
мере определяются как знаниями, так и практическим опытом, они не могут
быть приобретены только на теоретических занятиях. Чем отличается присутствие руководителей от их участия
Лидеры находят внутренние стимулы к обучению и развитию своих способ- Присутствие менеджера при выполнении некоторой работы коренным об-
ностей, для того чтобы уметь приспосабливаться к незнакомой обстановке. По- разом отличается от его личного участия в ней. Присутствие не имеет никако-
стоянное самообучение позволяет им приобретать знания, которые способ- го отношения к лидерству. Личное участие подразумевает активную роль ру-
ствуют при необходимости выдвижению новых значительных идей. Таким об- ководителя. При этом подчиненные всегда задаются вопросом, искренне ли
разом, настоящий лидер сам формирует обстоятельства, а не подлаживается под исполняет руководитель эту роль или просто обозначает ее исполнение. Вов-
них. Размышления — главный способ обучения. Обдумывая прошлое, мы выяв- леченность — это тот критерий, по которому оценивают степень участия руко-
ляем его подлинный смысл, после чего становится ясным, как применить при- водителей в той или иной работе. Вовлеченность служит характеристикой роли
Заключение
132
руководителя в достижении успеха. Руководитель при этом должен служить
В число фундаментальных законов природы входит закон роста энтропии,
катализатором или той искрой, которая запускает процесс. Все целенаправ-
согласно которому все в мире постепенно теряет запас внутренней энергии и
ленные изменения в организациях должны осуществляться под влиянием ее
деградирует. Этот закон справедлив и по отношению к производственным про-
менеджмента. Иными словами, роль руководителя заключена в том. чтобы
цессам. Если бросить любое предприятие на произвол судьбы, его эффектив-
направить деятельность организации в нужную сторону.
ность будет постепенно снижаться. Закон роста энтропии заставляет нас обра-
Вовлеченность руководителя щать внимание на необходимость профилактического обслуживания процес-
сов, встраивать в них системы обнаружения неисправностей или устройства для
Вовлеченность руководителя не исчерпывается его заявлениями или «обо-
наблюдения за их работоспособностью. Совершенствование процессов служит
значением» своей руководящей роли. Вовлеченного лидера отличает глубокая
контрмерой, направленной против роста энтропии и противодействующей их
приверженность делу. Менеджмент должен способствовать достижению тре-
деградации. Непрерывное совершенствование производственных процессов объе-
буемых результатов, обладать необходимыми знаниями, совершенствовать уп-
диняет предупреждающие и корректирующие действия с творческими преобра-
равление, добиваясь роста рыночной стоимости акций предприятия, обладать
зованиями, нацеленными на обеспечение устойчивых, предсказуемых парамет-
достаточными знаниями о своих потребителях, чтобы удовлетворять их по-
ров процесса во времени.
требности. Вовлеченный лидер демонстрирует лучшие методы работы и уп-
равления возможностями предприятия, с тем чтобы обеспечить конкуренто- Предприятие может рассчитывать на долговременные успехи на рынке только
способность. Истинными лидерами следует считать тех менеджеров, которые при условии, что оно полностью привержено идее непрерывного совершенство-
используют имеющиеся в их распоряжении рычаги влияния, для того чтобы вания производственных процессов, обеспечивающего удовлетворение нужд по-
направить организацию в нужном направлении и провести в ней изменения, требителей. Непрерывное совершенствование, безусловно, открывает пути к ус-
необходимые для своевременности поставок продукции, эффективности про- тойчивым успехам предприятия, но возникает вопрос о том, насколько темпы
изводства, повышения качества, сокращения производственных затрат. Таки- такого совершенствования отвечают технологическим и социальным вызовам,
ми рычагами являются: с которыми ему приходится сталкиваться. Зачастую планомерное движение к со-
общая философия управления и стиль ее внедрения; уровень вершенству оказывается недостаточным, и предприятию требуются прорывные
компетентности персонала, достаточный для проведения органи- решения, основанные на внедрении инноваций. Новые вызовы заставляют моби-
зационного совершенствования; лизовать творческие способности лидеров организаций. В условиях вызовов ме-
взаимопонимание между работниками, позволяющее им совершенство- тоды и принципы управления качеством сохраняют свое значение, направляя
вать методы работы; система мотивации, стимулирующая требуемое в нужное русло действия руководства. Качество руководства определяется его
поведение исполнителей. способностью действовать нестандартно, чтобы преодолеть естественный про-
цесс роста энтропии. В противном случае организации, которыми управляют ру-
Управление процессами и руководство людьми
ководители, не способные к таким решениям, будут приходить в упадок.
Дихотомия* на руководство (лидерство) и менеджмент (управление) в неко-
тором роде подобна той, которая наблюдается в работе человеческого мозга:
левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое — управляет эмо-
циями. Если левое полушарие планирует действия человека, то правое отвечает
за установление и поддержание отношений с другими людьми. Из этой анало-
гии следует безусловный вывод: человек управляет, используя левое полушарие,
и проявляет себя в качестве лидера, руководящего другими людьми, используя
правое полушарие мозга.
Качество в XXI веке
134
Ссылки и примечания Глава 6
1
Covey S. R. Principle-Centered Leadership. New York: Simon & Schuster, 1990. 2 Collins J. С
and Porras J. I. Built to Last: Successful Habits of Visionary Companies. New York:
HarperBusiness. 1994.

От непрерывного
3
Bennis W. On Becoming a Leader. Cambridge. MA: Perseus Books, 1989. 4 Bennis W. and Nanus
N. Leaders: Strategies for Taking Charge, 2nd ed. New York: HarperBusiness


совершенствования
1997.
5
Watson О. Н. Business Systems Engineering. New York: John Wiley & Sons. 1994. 6
Bennis. Becoming a Leader.

к постоянным
инновациям
Роберт И. Коул



Введение
Стремление американских компаний непрерывно совершенствовать свою
деятельность уходит корнями в японское движение за обеспечение качества.
Идея непрерывного совершенствования привлекла внимание на Западе в нача-
ле и середине 1980-х гг. в процессе изучения опыта ведущих японских корпора-
ций и под влиянием публикаций популяризаторов этой идеологии, к числу ко-
торых относится, в частности, Масааки Имаи (Masaaki Imai)1,2.
Со временем пришло понимание того, что непрерывное совершенствование
выходит далеко за рамки задач повышения качества. Непрерывное совершен-
ствование стали связывать с «теорией малых дел», то есть с последовательнос-
тью большого числа мелких усовершенствований, в своей совокупности прино-
сящих значительную пользу организациям3.


Уточнение терминологии
Многие исследователи противопоставляют друг другу такие понятия, как
непрерывное совершенствование и периодическое внедрение инноваций, по-
этапное внедрение инноваций их непрерывному освоению, выработку новых
знаний применению уже имеющихся4-7. Впоследствии будет уделено внимание
основным различиям между понятиями «непрерывное совершенствование» и
«инновации».
136
В 1980-е гг., прошедшие под знаком безусловного и впечатляющего превос-
Нельзя ли, напротив, рассматривать непрерывное совершенствование и инновации

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>