<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ходства японских компаний, непрерывное совершенствование предприятий пред-
ставлялось более значимым, нежели применение инновационных подходов*"1. как взаимно дополняющие друг друга подходы? В принципе такая постановка задачи
выглядит разумной, но все дело в том, что разные фирмы и целые отрасли могут
Однако возрождение американской экономики, особенно в части применения
преуспевать, применяя преимущественно какой-то один из этих подходов. В
высоких технологий, наблюдаемое с конца 1990-х гг. и в начале XXI в. и проис-
некоторых отраслях принято предоставлять менеджерам большую свободу для
ходящее параллельно со стагнацией экономики Японии, стало причиной нового
проявления инициативы и в распоряжении ресурсами. В результате возможен
интереса к преимуществам инноваций". Популярными стали ревизионистские
перекос в предпочтениях, отдаваемых менеджерами одному подходу в ущерб другому.
взгляды, доказывающие относительную слабость непрерывного совершенствования
Очевидно, что выигрывают те фирмы, которые сумели найти пути к разумному
по сравнению с инновациями прорывного характера. Более того, стали появляться
совмещению обоих подходов.
утверждения, что непрерывное совершенствование, медленное и постепенное,
Итак, многие исследователи занимались проблемой совмещения непрерывного
противоречит базовым ценностям американской культуры с ее предпочтениями
импровизации и инновациям12. совершенствования с инновациями. Например, Тушман (Tushman), Андерсон
(Anderson) и О'Рейли (O'Reilly) призывают компании быть «амбидекст-рами»*, т.е.
В связи с возникшей дискуссией возникает вопрос: насколько плодотворно
умеющими правильно сочетать в своей работе повышение эффективности с
ставшее привычным противопоставление непрерывного совершенствования и
инновационной деятельностью, тактику и стратегию, решение больших и малых
инноваций? Обычно при этом исходят из предположения, что непрерывное со-
проблем15. Сатклифф, Силкин и Браунинг попытались выяснить, как должен
вершенствование основано на внедрении мелкомасштабных изменений, в то
выглядеть надлежащий баланс между этими, взаимно дополняющими друг друга
время как инновации связаны со скачкообразными крупномасштабными пере-
подходами16. Они доказали, что в комплексном подходе непрерывное
менами. Однако по определению, приводимому в словарях, инновации пра-
совершенствование, лучше поддающееся контролю, и поиск дизъюнктивных**
вильнее ассоциировать с творческими решениями, которые могут быть самого
решений взаимно усиливают друг друга17. Вместе с тем их исследование носит
разного масштаба и происходить более или менее прерывисто. Проще говоря,
абстрактный характер и касается взаимно усиливающего действия надежности,
немалое число инноваций внедряют также в процессе непрерывного совершен-
ассоциируемой с непрерывным совершенствованием, и гибкости, которую они
ствования предприятий.
связывают с освоением новых знаний.
Обычно исследователи, противопоставляющие друг другу непрерывное со-
Выше уже отмечалось, что в процессе непрерывного совершенствования всегда
вершенствование и инновации, считают их разнесенными по времени и ставят
присутствует значительная доля инновационной деятельности, поскольку для
задачу оптимального выбора между этими подходами к развитию предприятий.
развития организации требуется применять немало творческих решений. Поэтому
Итоги обсуждения данной дилеммы подвели Сатклифф (Sutcliffe), Ситкин (Sitkin) и
Браунинг (Browning)13. Рассматривая сходное противоречие между созданием нового основная проблема состоит в том, может ли быть встроен процесс непрерывного
совершенствования в дискретный процесс внедрения инноваций. Существуют все
знания и практическим применением уже существующих знаний (Exploration vs.
основания полагать, что для достижения успеха крупномасштабные инновации до, в
Exploitation)* и отмечая сложность их разумного сочетания в политике компаний,
процессе и после их внедрения должны происходить в условиях общего
Марч (March) указывает, что поиск равновесия между этими двумя
непрерывного совершенствования компаний.
составляющими затрудняется тем, что окупаемость инвестиций зависит не только
Таким образом, вместо противопоставления инноваций процессам непрерывного
от текущих размеров вложенных средств, но отличается своей изменчивостью,
совершенствования правильнее различать непрерывные и прерывистые инновации,
сроками и распределением внутри и вне компаний. В результате организации
причем непрерывные инновации относить к небольшим локальным изменениям.
испытывают значительные сложности даже с постановкой задачи оптимального
Ниже будет применяться именно такая терминология, причем следует четко
распределения инвестиций, не говоря уже о поиске и нахождении оптимального
представлять, что в реальной жизни границы между непрерывными и прерывистыми
соотношения между двумя (эволюционным и инновационным) подходами к своему
развитию14. инновациями достаточно расплывчаты, хотя для

* Амбидекстрами в медицине принято называть людей, одинаково свободно владеющих обеими руками. —
В добывающих отраслях промышленности и в геологии теми же английскими терминами обо-
Примеч. пер.
значена дилемма между разведкой новых запасов сырьевых ресурсов и добычей уже разведанных.
** Дизъюнктивный — лат. (disjunctivus) разделительный. Дизъюнктивное суждение — логическое
— Примеч. пер. суждение типа «А есть или Б, или В, или Т». Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов: (с
переводом, этимологией и толкованием). М: Изд-во МГУ, 1995. — Примеч. ред.
138 товаров, поэтапное совершенствование существующих производственных про-
цессов и продукции. На противоположном конце спектра находятся проекты
простоты изложения все рассматриваемые примеры сводятся к различению только
прорывного характера. К их числу относятся коренная переработка выпускае-
двух возможных состояний инновационного процесса.
мой продукции и существующих процессов, создание новых поколений продук-
ции, принципиально отличающихся от предыдущих, революционная перестройка
Новые вызовы производства. В промежутке между двумя указанными крайними случаями на-
Мы живем в эру гиперконкуренции, являясь свидетелями постоянного уско- ходятся базовые, или платформенные проекты, связанные с более существенны-
рения темпов технологических изменений, когда в одной отрасли за другой про- ми изменениями производимой продукции, но, как правило, исключающие
исходит увеличение «тактовой частоты» перемен18. Новые технологии проника- применение новых, неапробированных технологий или материалов. Хорошо
ют даже в такие весьма консервативные отрасли, как производство мебели или отработанные базовые проекты содержат в себе предпосылки для выполнения
на их основе серии производных проектов22.
розничная торговля. При этом главными движителями перемен служат все бо-
Независимо от вида проектов, решающее значение имеют сроки их выпол-
лее широкое применение программных средств и информационных технологий
нения. Однако насколько требование ускорения совместимо с непрерывным
для повышения функциональных свойств продукции.
совершенствованием и, особенно, в какой мере оно применимо в условиях
Скорость разработки и продвижения на рынок новой продукции становит-
неопределенности, сопутствующих проектам прорывного характера? Методы
ся главным и постоянно усиливающимся фактором конкурентоспособности
непрерывного совершенствования зародились в относительно медленно раз-
компаний. Достаточно упомянуть о том, что в середине 1980-х гг. периодич-
вивающихся отраслях, таких как, например, автомобильная промышленность,
ность обновления номенклатуры выпускаемых персональных компьютеров со-
ставляла около года, а в 1997 г. она сократилась почти до трех месяцев19. Со- где порядок решения любых проблем тщательно прописан в соответствующих
документах, требующих прохождения определенной последовательности обя-
кращение сроков обновления продукции означает, что у компаний остается все
зательных этапов. Необходимо сначала выявить существо проблемы и сплани-
меньше времени, чтобы окупить средства, вложенные в ее разработку и поста-
ровать ее решение, обосновать выбор именно этой проблемы для поиска ре-
новку на производство. Соответственно, способность первой выйти на рынок
шения, оценить существующую ситуацию, собрать всю необходимую инфор-
с новой продукцией и ее качество становятся определяющими в достижении
мацию, отсортировать и проанализировать ее, принять решение о причинах
конкурентных преимуществ. Вместе с тем в условиях новой экономики многие
возникновения проблемы, выработать и провести необходимые корректирую-
исследователи заходят в своих выводах столь далеко, что утверждают: мы живем
щие действия и оценить достигнутые результаты. Если оценка окажется поло-
в мире растущих доходов на вложенный капитал, в котором компания, сумев-
жительной, то выработанное решение должно быть стандартизировано и пред-
шая вырваться вперед с каким-либо видом продукции, остается в лидерах на-
приняты меры против повторного возникновения проблемы. Весь описанный
всегда благодаря наличию нескольких петель положительной обратной связи.
процесс впечатляет своей систематичностью, но требует невероятных времен-
В этом мире победитель получает все. Столь гиперболизированный взгляд иг-
ных затрат. Очевидно, что это не тот подход, который применим в быстро
норирует динамику возникновения новых рынков и технологий. Тем не менее
меняющейся обстановке.
совершенно очевидно, что в условиях быстрых изменений на рынках высоко-
В современных отраслях, где реализуют преимущественно проекты прорыв-
технологичных товаров запаздывание с предложением новой продукции суще-
ственно сокращает прибыли 20 . Всякий современный менеджер ищет пути ного характера, быстро сменяющие друг друга производные проекты или уско-
ренными темпами разрабатывают новые базовые изделия, менеджеры испытывают
к сокращению продолжительности разработки, изготовления и поставки но-
беспрецедентное давление со всех сторон. От них постоянно требуют ускорения
вой продукции, стремится по возможности совмещать перечисленные опера-
разработки, изготовления и поставок новой продукции, интегрирования этих
ции, с тем чтобы обеспечить максимальную непрерывность процесса создания
операций в единый непрерывный процесс. Как следует из литературных источ-
новых изделий.
ников, в условиях интенсивной технологической конкуренции на мировых рынках
Безусловно, следует различать три вида коммерческих проектов — производ-
ные, базовые и проекты прорывного характера21. Производные, или дериватив- преимущества могут быть завоеваны компанией посредством непрерывного вне-
дрения инноваций, создания новых семейств продукции и организации новых
ные проекты имеют своей целью создание удешевленных версий существующих
производств. Может показаться, что эти требования противоречат постепен-
изделий или их дополнение некоторыми новыми улучшенными свойствами. Эти
ному расширению номенклатуры продукции определенного типа и внедрению
проекты обычно выполняются поэтапно, причем каждый этап занимает несколько
месяцев. Примерами таких проектов могут служить создание новой упаковки
140 связанных с доработками конструкции новых изделий, посредством улучшения
усовершенствований посредством выполнения производных проектов, необходимых планирования, упрощения, систематизации и оптимальной организации процесса
разработки.
для поддержания лидирующего положения на рынке, завоеванного компанией. Эти
действия важны и необходимы, но их черед наступает уже после того, как
лидирующие позиции компанией уже достигнуты за счет инноваций, внедряемых в Экспериментирование и обучение как
прерывистой форме23.
альтернативный подход
В этой связи возникает вопрос: насколько определяют непрерывные инновации
продвижение прорывных проектов, с которыми связан дискретный инновационный Наряду с другими существуют альтернативные, творческие подходы к повышению
процесс? Если обратиться к последним публикациям, посвященным ускорению качества посредством непрерывного использования инноваций в процессе разработки
разработки новой продукции, то можно заметить, что основной упор в них делается новой продукции. Первым шагом к созданию таких подходов должно стать признание
на внедрение параллельного проектирования, характеризуемого наложением друг того факта, что разработка новой продукции в отраслях, связанных с применением
на друга отдельных этапов разработки и одновременным выполнением ряда высоких технологий, представляет собой рискованный процесс, при этом платой за
проектных работ. При этом стремятся устранить все необоснованные задержки и риск служат новые знания, которые могут быть быстро использованы как в текущем
сократить тем самым общую продолжительность разработки. Особое внимание проекте, так и в последующих разработках. В этой связи серьезно ограничиваются
уделяется проектному обеспечению технологичности разрабатываемой продукции в возможности общепринятых методов планирования, которые являются своеобразным
производстве или ее серийнопригодности 24-26. Все перечисленные меры нацелены на «фирменным знаком» традиционных подходов к обеспечению качества в процессе
оптимизацию процесса разработки новой продукции, его упрощение и разработки. Как ни парадоксально это звучит, но частые ошибки на ранних этапах
рационализацию. разработки становятся необходимой составляющей процесса обучения разработчиков.
Применение указанных подходов к проектированию, как давно подчеркивали Подразумевается также, что процесс разработки в столь сложных условиях
специалисты в области качества, должно сопровождаться приложением принципов перестает быть линейным. Разработчики зачастую вынуждены пересматривать ранее
обеспечения качества к процессам разработки новой продукции. Например, Арманд принятые решения в связи с вновь полученной информацией или под влиянием
изменившихся внешних условий30. Поэтому задача внедрения непрерывных инноваций
Фейгенбаум (Armand Feigenbaum) первым установил 16 последовательных этапов
разработки и показал, как четыре фундаментальных принципа обеспечения в дискретный процесс изменений разрабатываемой конструкции выходит за рамки
качества должны применяться на каждом из них27. Анализируя предложенную им устоявшихся представлений специалистов по качеству, стремящихся применять
модель, следует, во-первых, отметить ее линейный характер, а, во-вторых, — привычные инструменты повышения качества к рационализации и оптимизации
нацеленность на систематизацию и рационализацию процесса разработки. процесса отработки изделий. Для этого требуется выработать концептуальные
Управление качеством при разработке традиционно было сосредоточено на представления о содержании понятия «непрерывные инновации» и создать
планировании, упрощении, систематизации и оптимальной организации процессов соответствующие методы для их практического применения при разработке.
разработки с целью получения на выходе высококачественной продукции28, и В обстановке, характеризуемой значительной неопределенностью и сложны-
подход, предложенный Фейгенбаумом, вполне вписывается в эту традицию. ми взаимодействиями факторов, влияющих на процесс разработки, неизбежно
возникают проблемы и ошибки31. На первый взгляд это противоречит такому
С точки зрения Дж. Джурана, простого структурирования процессов разработки,
подобного тому, который предложил Фейгенбаум, недостаточно для га- традиционному требованию обеспечения качества, как предупреждение оши-
рантированного обеспечения высокого качества вновь разработанной продукции. бок. Подобное стандартное мышление годами внедрялось в сознание специали-
Многие фирмы все еще нуждаются в ускорении разработки, повышении стов по качеству, которых приучали к тому, что целью организации по обеспе-
конкурентоспособности своей продукции, сталкиваются с хроническими потерями чению качества на стадии проектирования должно быть как можно более ран-
из-за недостаточного ее качества. Джуран усматривает причины этих проблем нее предупреждение ошибок и дефектов. Если это не будет сделано, то, как
преимущественно в слабости процесса планирования качества и в отсутствии предполагается, ошибки будут неизбежно накапливаться, их устранение услож-
непрерывных инноваций. Он особо подчеркивает значение сокращения потерь и нится, что приведет к необходимости ремонта и доработок дефектной продук-
опережения конкурентов по темпам роста показателей качества продукции29. Таким ции на более поздних стадиях32.
образом, решение проблемы обеспечения высокого качества разработки новой
продукции — исключение хронических потерь, например,
142 периментов, внедряя прототипы разрабатываемой продукции в различные сег -менты
рынка. В этом подходе выпуск первых версий продукции не является
Таким образом, одним из требований успешной разработки новой продукции в
кульминационным моментом процесса ее разработки. Напротив, это лишь
условиях быстрых изменений и сложного взаимодействия определяющих факторов
начальный этап отработки продукции, который менее важен, чем последующие
становится раннее и систематическое выявление ошибок. Предупреждение ошибок
процесс обучения разработчиков и этапы отработки на основе полученной
также остается главной целью согласованных усилий, направленных на непрерывное
информации38.
выявление возможных ошибок. В условиях нестабильности и неопределенности
некорректным становится представление о том, что исторически эволюция Зондирование рынков с помощью первых версий продукции позволяет компании
обеспечения качества происходит в направлении от устранения дефектов к их убедиться в том, что процесс разработки находится под контролем и служит движущей
предупреждению33. Напротив, оказывается, что совершение ошибок, а также их силой для обучения. В процессе обучения компания может лучше изучить новую
выявление желательно при отработке новых изделий. Безусловно, теоретики качества технологию и определить, в каких доработках та нуждается; получать дополнительную
всегда настаивали на необходимости учиться на совершенных ошибках, но сейчас информацию о рынках и оценивать, для каких сегментов рынка и областей
речь идет о преднамеренном внесении ошибок в процессе разработки продукции. применения наиболее подходят те или иные изделия. Компания может получить
Главная цель при этом состоит в удовлетворении потребностей потребителя путем также сведения о влиянии внешних факторов, таких как, например, требования
выявления возможностей для улучшения параметров и новых свойств нормативных документов и постановлений, и что ей следует предпринять для их
разрабатываемой продукции без ущерба для ее надежности. Такой подход удовлетворения. Помимо всего прочего, исследования и обучение представляют собой
заслуживает особого внимания, когда фирма стремится возможно быстрее итеративный экспериментальный процесс. Фирма выходит на рынок с первыми
поставить потребителям продукцию, изготовленную по новым технологиям, версиями новой продукции, учится на основе приобретенного при этом опыта, после
занять лидирующее положение на рынке и сохранять его в течение длительного чего модифицирует продукцию и подходы к маркетингу с использованием
времени. Как утверждает Джефри Мур (Geoffrey Moore), компания должна стремиться полученных знаний. Затем по мере необходимости описанная процедура повторяется,
«быть первой, не боясь показаться безобразной»34. Он подчеркивает, что плохие причем неоднократно. Подводя итог, можно утверждать, что дискретный
оценки свойств и качества новой продукции всегда лучше отсутствия всякой инновационный процесс приобретает черты процесса последовательных
информации. Пока компания со своей новой технологией остается единственной на приближений, на каждом этапе которого компания стремится сделать очередной шаг в
рынке, хорошие отношения с потребителями и деловое совершенство не являются направлении наиболее удачной комбинации свойств разрабатываемой продукции для
определенного рынка39.
для нее главными приоритетами. Напротив, она получает возможность учиться на
собственных ошибках, чтобы затем использовать полученную от потребителей При традиционном подходе к разработке продукции ее создатели имеют в своем
информацию для отработки следующих версий продукции или услуг. распоряжении всего одну попытку, чтобы реализовать все накопленные ранее
Как должна действовать компания в подобных условиях? Прежде всего ей знания, и им остается только надеяться, что выбранное ими решение окажется
необходимо сосредоточиться на улучшении процесса разработки продукции, чтобы удачным. Образно говоря, они «складывают все яйца в одну корзину». Если
продемонстрировать уместность непрерывных инноваций даже в случае дискретной разработчики преуспеют с новой продукцией, то они могут рассчитывать на
разработки новых изделий. Если обратиться к опыту компаний, добившихся успеха большой выигрыш, но в случае неудачи они рискуют потерять все, и это может
в подобных обстоятельствах, то будет видно, что они применяют процесс, который дорого обойтись компании. Кроме того, разработка длится долго, и существует риск,
Линн (Lynn), Моурон (Могопе) и Полсен (Paulsen) наряду с другими авторами что за это время изменятся рынок и технологии. Таким образом, при данном подходе
называют процессом экспериментирования и обучения (probe and learn process)35-37. к разработке возрастают риски ошибок и их цена40.
В случае же разработки с использованием процесса экспериментирования и
Первые версии продукции обучения разработчики получают возможность совершить необходимое количество
Как правило, разработка новой продукции начинается с того, что компания следующих друг за другом в течение нескольких лет попыток создания новой
создает первые версии продукции, предназначенные для определения по- продукции. Каждая новая попытка ведет к уточнению конечных целей разработки.
тенциальных рынков сбыта, обучается на допущенных при этом ошибках, создает Благодаря этому компании удается понизить уровень неопределенности в процессе
следующие доработанные версии изделий и снова исследует рынки с их помощью. разработки и собственные финансовые риски, поскольку в каждой новой попытке она
Таким образом, компания проводит серию последовательных экс- использует опыт предыдущих. В этом и заключается суть процесса непрерывных
инноваций41.
144 стереолитографическими (SLA) методами. Главное преимущество применения
На первый взгляд рассмотренный вариант непрерывных инноваций не кажется прототипов заключается в ускорении обучения и координации работ разных
одной из разновидностей процесса непрерывного совершенствования в том его функциональных подразделений предприятия или групп разработчиков, пред-
представлении, которое привычно для специалистов по качеству. Во-первых, он ставляющих одну или несколько фирм, занятых в процессе создания новой
относится к ранним стадиям разработки, а специалисты по качеству лучше продукции. Производитель новой продукции и все его поставщики, изучив
знакомы с методами совершенствования производственных процессов. Во- созданные прототипы, могут согласовать свою работу на основе единого понимания
того, что уже сделано и что предстоит сделать43. Таким образом, применение
вторых, технологические усовершенствования носят дискретный характер, а
специалисты по качеству больше привыкли иметь дело с непрерывными или прототипов обеспечивает непрерывность и устойчивость процессов проектирования
последовательными инновациями. В-третьих, в этом подходе потребители и технологической подготовки производства, изготовления составных частей и
выступают в качестве главной движущей силы процесса обучения, и, в-четвертых, сборки нового изделия, выполняемых многочисленными партнерами.
в нем не используют общепринятые методы непрерывного совершенствования. Создание прототипов повышает качество продукции благодаря раннему выявлению
Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что процесс конструкторских ошибок, а многократные итерации в процессе проектирования
экспериментирования и обучения фактически вбирает в себя основную суть позволяют непрерывно проверять предположения конструкторов и проводить успешные
доработки44, 45. Недоработанность первых прототипов гарантирует проявление
непрерывного совершенствования. Этот процесс состоит из последовательности
большого числа непрерывных, постепенных, небольших этапов. Процесс допущенных конструкторами ошибок, раннее выявление которых и, соответственно,
последовательных приближений к созданию успешного в коммерческом сокращение последующих доработок способствуют уменьшению числа итераций в
отношении продукта по своему духу очень близок к процессу непрерывного процессе проектирования. Ускоренное развитие технологий быстрого создания
совершенствования. Процесс исследований и обучения, по существу, пред- прототипов, происходящее наряду с появлением средств и методов
ставляет собой ускоренный вариант известного цикла PDCA (планируй — делай автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства,
— проверяй — воздействуй), но в нем меньше внимания уделяется планированию, позволяет повысить темпы и понизить стоимость создания многочисленных
и больше — таким действиям, как исполнение и проверки. Наконец, процесс прототипов, что, в свою очередь, содействует ускорению самого процесса разработки
экспериментирования и обучения нацелен на организационное новой продукции. Одновременно сокращаются затраты на успешные последовательные
приближения конструкции к оптимальной в процессе проектирования46-47. Процесс
совершенствование компаний и в этом смысле полностью согласуется с
главными целями процесса непрерывного совершенствования. Подводя итог обучения, связанный с быстрым созданием прототипов, их испытаниями, оценками и
всему сказанному выше, можно утверждать, что процесс экспериментирования и доработками, полностью отвечает приводившемуся выше определению процесса
обучения полностью воплощает в себе основные принципы непрерывного экспериментирования и обучения в ходе разработок новой продукции.
совершенствования. В свете приведенных выше соображений поражает, насколько мало внимания
уделено значению применения прототипов при повышении качества продукции.
Прототипы продукции Например, в фундаментальном справочнике Juran's Quality Handbook (5-е изда-
На различных этапах разработки прототипы продукции применяют в качестве ние)48 ни слова не говорится об использовании прототипов. В третьем издании
аналитических или физических моделей для испытания. На ранних этапах популярной книги А. Фейгенбаума Total Quality Control49 подробно рассматрива-
разработки прототипы полезны для оценки параметров и свойств новой продукции. ются вопросы разработки новой продукции, но прототипам посвящен крохотный
На поздних этапах более сложные прототипы применяют для исследования параграф в одиннадцать строк, добрая половина которых отведена предостереже-
отдельных узлов нового изделия и проверки его работоспособности после сборки42. ниям в отношении того, что выполненные вручную прототипы могут очень силь-
В процессе использования постепенно усложняющихся прототипов мы вновь но отличаться своими характеристиками от продукции, изготовленной в реаль-
наблюдаем ускоренный вариант цикла PDCA. ных производственных условиях. В этом нет ничего удивительного. Напротив,
Прототипы могут применяться как для моделирования разрабатываемого все становится вполне понятным, если вспомнить, что в круг интересов специ-
изделия в целом, так и его составляющих частей. При разработке новых изделий алистов по качеству при разработке продукции обычно не входят вопросы пла-
наряду со стандартной практикой применения систем автоматизированного нирования проектных работ.
проектирования (CAD) все чаще используют такие прототипы, как простые
модели, склеиваемые из картона, а также сложные, изготавливаемые
146 разработчики получают ценный канал обратной связи с потребителями, позволяющей
оценить качество новой продукции, ее работоспособность в разнообразных
Бета-тестирование* эксплуатационных условиях, определить, обладает ли она теми свойствами, которые
наиболее привлекательны для пользователей, и выявить возможные
Все более широкое применение бета-тестирования наблюдается в США. Бета-
эксплуатационные проблемы. Приобретаемые при этом знания становятся основой
тестирование возникло в компьютерной отрасли в конце 1980-х гг., быстро
для последующих доработок продукции. Компании-производители используют бета-
распространившись затем на производство полупроводниковых приборов и про-
тестирование для укрепления своих связей с наиболее ценными потребителями,
граммного обеспечения. В 1994 г. по оценкам журнала Fortune более половины
которые первыми осваивают новые технологии и, почерпнув при этом положительный
компаний, входящих в ежегодно публикуемый список 1000 крупнейших корпо-
опыт, становятся пропагандистами новой продукции, способствуя расширению
раций, принимало участие в бета-тестировании, а около 20% из них сообщало, что
объемов ее последующих продаж другим потребителям54. Бета-тестирование помогает
участвует в нем на регулярной основе50. Можно только предполагать, насколько
также некоторым компаниям более точно оценить реальные нужды потребителей.
вырос перечень участников бета-тестирования в наши дни. Пожалуй, наиболее
Бета-тестирование искусно применяют производители программных продуктов,
впечатляющим примером бета-тестирования служит опыт корпорации Microsoft,
которые широко используют Интернет для установления быстрых связей с
сообщившей о том, что в проверках системы Windows-2000 перед началом ее
пользователями и поставки им доработанных версий продуктов для последующего
массовых продаж участвовало около 500 тыс. пользователей51. Вместе с тем столь
бета-тестирования. Вот всего один пример. Компания Netscape всего за семь
массовое бета-тестирование отнюдь не гарантирует полного отсутствия недостатков
месяцев создала Navigator 3.0, сумев при этом провести тестирование шести версий
в новой продукции, о чем немало могут поведать многочисленные пользователи
этого программного продукта, всякий раз получая их оценки пользователями через
программных продуктов Microsoft.
Интернет и используя полученную информацию для доработки следующих версий.
Первоначально бета-тестирование служило средством проверки и оценки
Хорошо спланированное бета-тестирование представляет разработчикам отличные
разработанной продукции в реальных условиях эксплуатации, проводившихся, как
возможности быстро приобрести необходимые знания о новой продукции. Для этого
правило, до появления сообщений об ее создании и начале реализации. Однако в
требуется тщательный отбор участников тестирования — пользователей новой
последние годы задачи бета-тестирования расширились и стали включать оценки
продукции, хорошо структурированные анкеты для проведения опросов
продукции потребителями и использование собранной при этом информации для ее
доработок до официального начала продаж52. В этом смысле бета-тестирование пользователей, участвующих в бета-тестировании, наличие отработанного плана
действий, нацеленного на быстрое разрешение проблем, поднимаемых испытателями
сводится к поставкам потребителям недоработанной продукции, в которой полным-
новой продукции. Бета-тестирование можно рассматривать как продолжение процесса
полно недостатков и ошибок. Пользователи должны ясно представлять
экспериментирования и обучения на промежуточных и заключительных стадиях
возможные риски, но их привлекает открывающаяся при этом возможность
разработки новой продукции. Следует иметь в виду, что компании, предоставляющие
испытать и применить на практике первые версии новой продукции. Пользователи
свои сайты в Интернете для бета-тестирования новой продукции, идут на
также знают о необходимости сообщать производителю информацию о
значительный риск, и они в каждом конкретном случае должны взвесить, насколько
приобретаемом при этом опыте. Наиболее передовые компании часто
эти риски отвечают их интересам.
модифицируют свой подход к бета-тестированию, когда их клиенты применяют
поставленную им продукцию для реальной работы. В этих случаях инженерные
Внедрение
службы компании обычно ведут мониторинг за испытаниями новой продукции и
Как целесообразнее всего внедрить стратегию разработок, основанную на эк-
тесно взаимодействуют с потребителями, с тем чтобы минимизировать возможные
спериментировании и обучении? Браун (Brown) и Айзенхардт (Eisenhardt)55 пред-
проблемы53.
лагают некоторые рекомендации относительно того, как следует организовать для
Зачастую потребители проявляют желание участвовать в бета-тестировании
этой цели множество дешевых экспериментов. Их рекомендации приведены ниже.
новой продукции, поскольку рассчитывают на приобретение конкурентных пре-
• Следует планировать как краткосрочные, так и длительные эксперимен-
имуществ, становясь первыми в освоении ее рабочих моделей и раньше других
ты, поощряя участие в них разных подразделений предприятия. По-
получая необходимые представления о новых технологиях. Со своей стороны,
скольку предложения о проведении экспериментов будут исходить из
* Бета-тестирование — предварительная проверка новых аппаратных и программных средств
пользователями с целью проверки их возможностей и выявления недостатков и недоработок. Бета-
тестирование является аналогом опытной эксплуатации, широко применявшейся в СССР в
процессе создания новых образцов вооружения и военной техники и других видов продукции. —
Примеч. пер.
149
Качество в XXI веке Глава 6 От непрерывного совершенствования к постоянным инновациям
148
разных подразделений, то благодаря широкомасштабному вовлечению
Заключение
сотрудников они хорошо впишутся в процесс непрерывного совершен-
ствования. Непрерывное совершенствование в его традиционном понимании приме-
• Не надо бояться проведения некоторого числа рискованных эксперимен- нимо к медленно эволюционирующим отраслям, где очевидны перспективы.
тов, в которых велика вероятность неудач, особенно мелких. Такие экс- В этих отраслях для достижения успеха в большей степени требуется умение
перименты создают отличные возможности для обучения. применять уже существующие знания, нежели создавать новые. Если же рас-
• Следует планировать некоторые экспериментальные решения, требую- сматривать непрерывное совершенствование как постоянные инновации, то этому
щие внедрения и оценки результатов. процессу может быть найдено свое место в одном ряду с процессами создания
• Необходимо обеспечить прочные обратные связи в процессе экспери- новых знаний и дискретных инноваций, в результате которых создается новая,
ментирования, поскольку только благодаря им создаются эффективные революционная продукция. Как бы то ни было, но постоянные инновации,
возможности для обучения. которым посвящена настоящая глава, не относятся к числу тех процессов, кото-
рые могут возникнуть в организациях сами по себе56. Для своего инициирова-
• Чем выше нестабильность рынка, тем больше экспериментов требуется
для изучения его реакции на предлагаемую продукцию. ния и продвижения инновации требуют постоянных и активных совместных
• Если невозможно избежать масштабных экспериментов, то следует отыс- усилий менеджеров и работников предприятия. Устойчивой движущей силой
кать возможности для деления их на более мелкие последовательно про постоянных инноваций должны служить процессы экспериментирования и обу-
водимые опыты. Это не только позволяет обучать разработчиков, но и чения, присутствующие в различных его подразделениях.
уменьшить потери организации за счет того, что неудачность экспери- Приложение стратегии экспериментирования и обучения к разработкам но-
мента в целом становится очевидной после первых опытов, а не после вой продукции составляет основу процесса, который принято называть посто-
окончания последнего. янными инновациями. Эта стратегия хорошо подходит для скачкообразных
• Необходимо предусматривать большее число экспериментов в тех облас- инноваций. Итеративный процесс экспериментирования и обучения на соб-
тях, где выше риск неудачи, будь то определенный сегмент рынка или ственных ошибках как нельзя лучше подходит для решения проблем в рыноч-
революционная технология. ных условиях, характеризуемых высокой неустойчивостью, неопределенностью
• Необходимо предусмотреть ряд экспериментов в малоизученных облас- и сложными взаимодействиями многих факторов. Применение этого подхода
тях. Случайное планирование экспериментов с наибольшей вероятнос- учит тому, что ошибки являются неизбежной составной частью продуктивного
тью способно принести неожиданные и непредвиденные открытия (см. обучения. Поэтому не обязательно стремиться к тому, чтобы всегда избегать
ссылку 3 на работу Вейка). ошибок или пресекать их появление. Вместе с тем управление процессом экспе-
• Успешные эксперименты должны по возможности служить основой для риментирования и обучения должно быть нацелено на минимизацию числа тех
создания базы знаний для выработки соответствующих стратегий. ошибок, которых заведомо можно избежать. Умение учиться на собственных
• Необходимо уметь своевременно приостановить эксперименты в опреде- ошибках служит важным индикатором успешности организации. Этот подход
ленной области, когда их результативность начинает падать, чтобы пере- бросает определенный вызов традиционной теории качества.
ключиться на другие. Рассматривая в данной главе три основных подхода, вытекающих из страте-
гии экспериментирования и обучения, — распространение первых версий но-
вой продукции в избранных сегментах рынка, создание прототипов и бета-тес-
тирование — автор не настаивает на том, что ими исчерпываются практические
приложения данной стратегии. Напротив, приведенные примеры призваны под-
черкнуть тот потенциал, которым располагает стратегия экспериментирования
и обучения применительно к процессам разработки новой продукции. Теорети-
ки и практики в области качества обязаны разработать набор инструментов,
которые позволили бы более широко и оптимальными способами применять
стратегию экспериментирования и обучения. Сейчас уже недостаточно ограни-
чиваться поиском областей применения традиционных подходов и методов по-
Ссылки и примечания
150
1
Cole R. E. Managing Quality Fads. Oxford: Oxford University Press, 1999. 2

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>