<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

торговле, представляет гораздо более сложную задачу. Например, непоступле- ляются функциями ощущаемых потребителями известных и неизвестных де-
ние важного электронного документа может быть следствием проблем в сетях ловых рисков. Этими рисками объясняется неохотное предоставление потре-
связи, неправильной адресации, сбоя в системах поставщика, посредника или бителями своей личной информации поставщикам, включая детальные сведе-
самого заказчика. Очевидно, что в этих условиях сложно отследить прохожде- ния, касающиеся их кредитных карт, даже в тех случаях, когда они заинтере-
ние документа. сованы в приобретении товаров и услуг через Интернет. Выяснилось, что по-
Всего один случай неудачной попытки приобретения товара или услуги спо- чти две трети пользователей прерывают оформление он-лайнового заказа и
собен подорвать доверие покупателей к электронной торговле как технологии и покидают сайт поставщика в тот момент, когда их просят сообщить данные
к той организации, которой принадлежит соответствующий веб-сайт. Невозмож- кредитных карт.
ность установления прямых персональных контактов с провайдером товара или Существует потребность в разработке стандарта, устанавливающего требова-
услуги вызывает крайне нежелательные волнение и раздражение потребителей, ния к качеству электронной торговли. Подобный стандарт сможет стать эталоном
которые начинают задаваться вопросами о том, насколько ценно для них использо- для проведения бенчмаркинга различных аспектов деятельности организаций
вание Интернета для удовлетворения своих потребностей.
188 ждаемое знаком соответствия, на ускорение роста доверия потребителей к но-
вой экономике?
в области электронной торговли и послужит руководством по внедрению со-
Подводя итог, можно утверждать, что для реализации всех потенциальных
ответствующих систем использования Интернета в коммерческих целях. Для
преимуществ электронной торговли необходимо повысить доверие организаций
раскрытия полного потенциала, которым обладает электронная торговля, не-
к ведению деловых операций через Интернет, особенно в таких важных аспек-
обходимым условием должно быть применение организациями международно
тах, как защищенность информации, сохранение ее конфиденциальности и ка-
признанных методов разрешения возникающих при этом проблем, а качество
чество сервиса.
услуг должно гарантировать необходимый уровень защищенности, конфиден-
циальности и сервиса.


Заключение
По мере увеличения числа компаний, участвующих в электронной торгов-
ле, глобальный доступ к ее процессам и операциям сопровождается установ-
лением новых отношений с потребителями, усложнением требований к управ-
лению каналами поставок и распространения продукции, необходимостью
большей осведомленности об особенностях действующего законодательства
разных стран.
В дополнение к основополагающим требованиям стандартов ИСО серии 9000
по обеспечению качества для достижения удовлетворенности потребителей не-
обходимо, чтобы организации уделяли также повышенное внимание проблемам
защиты информации, поддержания ее конфиденциальности и качества сервиса.
Традиционно доверие в деловых отношениях складывалось под влиянием слож-
ного сочетания социальных, коммерческих и юридических факторов. Многие
из этих традиционных способов поддержания доверия неприменимы к элект-
ронной торговле. Поэтому организациям требуется разработать специальные
процессы обеспечения качества операций электронной торговли, которые при-
обрели бы международное признание.
Организации, успешно функционирующие в он-лайновой среде, должны
быть в курсе особых проблем, связанных с выполнением явных и подразуме-
ваемых контрактных обязательств перед заказчиками. Распределенная природа
деловых операций, неявное участие в них многих посредников и агентов,
необходимость собирать и защищать информацию о потребителях означает
для организаций обязательное умение завоевывать и сохранять доверие кли-
ентов в новых условиях. Необходим систематизированный подход к выявле-
нию и разрешению проблем качества и юридических проблем, связанных
с он-лайновыми операциями, обеспечивающий интеграцию виртуальных и ре-
альных систем и процессов.
Перед мировым деловым сообществом стоят вопросы, требующие ответа. До
какой степени потребители станут доверять поставщикам товаров и услуг, про-
шедшим независимую сертификацию в части основных составляющих качества
электронной торговли — защищенности и конфиденциальности информации и
качества сервиса? Как повлияет признание надежности поставщиков, подтвер-
190 Качество в XXI веке


Глава 9
Ссылки и примечания
1
Движение луддитов зародилось в Англии как форма протеста работников против механизации
текстильной промышленности, в частности, против внедрения жаккардовых станков. Протес-
ты вылились в массовые бунты, в ходе которых работники разрушали станки, угрожавшие их

Обеспечение качества
благосостоянию. Некоторые группы луддитов начали разрушать также железные дороги и лю-
бые станки, приходившие на смену малоквалифицированному труду. Руководителем движения
считался, очевидно, мифический лидер по имени Нед Лудд, известный также как Генерал Лудд

программного продукта на
или Король Лудд, который, по слухам, подобно Робин Гуду скрывался в Шервудском лесу.
Движение луддитов было разгромлено в 1816 г., когда по решению английского парламента на
подавление бунтов были брошены регулярные воинские части численностью около 12 тыс.


примере создания системы
человек. Лидеры движения были казнены или сосланы в Австралию. С тех пор луддитами
стали называть всех, кто выступает против применения новых технологий.
2
Toffler A. Power Shift: Knowledge, Wealth, and Violence at the End of the 21st Century. New York:


Linux
Bantam Books, 1990.
3
Drucker P.F. The Information Executives Truly Need // Harvard Business Review. January-February,
1995.
4
Gates B. Managing @ the Speed of Thought. New York: Warner Books, 1999.
5
Naisbitt J. Megatrends. New York: Warner Books, 1982.
Роберт И. Коул,
6
Negroponte N. Being Digital. New York: Random House, 1995.
Гвендолин К. Ли
7
Ibid, 94.
8
Pekka A. Software Quality through Insight, Foresight, and Leadership // EXBA — Quality Connection
Special Issue. May 2002.
9
Gates B. Managing. 102.
Введение
10
Garvin D. A. Competing on the Eight Dimensions of Quality // Harvard Business Review. November-
December, 1987.
11
Устранение посредников позволяет пользователю Интернета или покупателю получать прямой Проект создания ядра операционной системы Linux представляет одну из пер-
доступ к информации, для получения которой ранее требовалось промежуточное звено (меди-
вых масштабных попыток глобального объединения талантов и творческих спо-
атор), в роли которого мог выступать, например, продавец, библиотекарь или юрист. Совре-
собностей многочисленных программистов для совместной разработки важней-
менные технологии дают возможность пользователю напрямую просматривать интересующую
его информацию, а также сравнивать товары разных производителей, не нуждаясь в услугах
шего открытого программного продукта (OSS)1. В ходе выполнения проекта ты-
медиатора (врача, юриста, продавца). По крайней мере Интернет принципиально меняет ха-
сячи талантливых добровольцев сумели преодолеть корпоративные и географи-
рактер взаимоотношений между потребителями и поставщиками товаров и услуг по сравне-
нию с традиционными подходами, существовавшими до этого. ческие границы, чтобы объединить при посредстве Интернета свои усилия и со-
12
Garvin D. Eight Dimensions. 13
здать наукоемкий, новаторский, высококачественный программный продукт (ПП).
Ibid, 227.
Такой подход, принципиальным отличиям которого от традиционных способов
1
4
Tappscott D. The Digital Economy. New York: McGraw-Hill, 1996.
создания коммерческих программных средств посвящена настоящая глава, суще-
1
5
Ibid, 272-73.
ственно и положительным образом повлиял на качество конечного продукта.
16
Ibid, 279.
Система Linux представляет серьезную угрозу доминирующему положению
UNIX и MS Windows NT на рынке операционных систем, поскольку ее под-
держивают и продвигают такие серьезные фирмы, как Sun Microsystems, Oracle,
Hewlett-Packard и IBM. Примечательно, что система Linux, создание которой
в 1991 г. начиналось как хобби разработчиков, к 1999 г. в качестве открытого
ПП сумела стать ведущей операционной системой Всемирной паутины. Эту
систему использует 31% веб-сайтов, в то время как под Windows создано 24%,
а под Solaris — 17% сайтов2. Более того, Linux продолжает завоевывать новые
рынки. В частности, она особенно популярна в научных и университетских кру-
гах, а как доказывает история, успешное применение ПП в этой среде становит-
192_ Качество в XXI веке Глава 9 Обеспечение качества программного продукта
193
ся залогом его последующего широкого распространения в бизнесе. В этом смысле статуса или национальности. Ни одна фирма в мире не способна достичь по-
достаточно напомнить пример с распространением операционной системы UNIX. добных масштабов сотрудничества высококлассных специалистов. Любая ком-
С учетом современных масштабов и перспектив дальнейшего расширения об- пания всегда ограничена в подборе исполнителей, поскольку вынуждена при-
ластей применения Linux, можно констатировать успешность этой системы. Рас- влекать специалистов из числа имеющихся на местном рынке трудовых ресур-
пространенность системы сама по себе может служить косвенным подтверждени- сов или в лучшем случае из компаний, входящих в цепочку поставок ее продук-
ем ее высокого качества, но имеются данные, которые непосредственно ции, либо потребителей. Одной из главных черт процесса создания OSS, прин-
подтверждают высказанное предположение. По данным опросов, профессиона- ципиально отличающих его от традиционных моделей разработки коммерче-
лы, работающие в области деловых технологий, отмечают высокую надеж- ских ПП и любых других НИОКР, является то, что пользователи продукта вы-
ность системы — второй по значимости фактор, побуждающий многие компа- ступают одновременно и в роли его создателей.
нии применять Linux, после относительно низкой стоимости и отсутствия платы От прочих ПП OSS отличает доступность исходных кодов для пользователей.
за лицензии на ее использование3. Третий по значимости фактор — высокие экс- Когда ПП распространяется в исходных, а не в машинных кодах, каждый пользо-
плуатационные характеристики системы. Исследование, проведенное Министер- ватель имеет возможность модифицировать или расширить его в соответствии
ством обороны США, доказало, что большие возможности и высокая надежность с собственными потребностями. В отличие от OSS, большинство коммерческих
являются основными аргументами в пользу ПП с открытыми исходными кодами, ПП распространяется, как правило, в машинных кодах, доступных для понима-
к числу которых принадлежит Linux4. Значение, которое придают пользователи ния и исполнения только компьютеру. С точки зрения производителей коммер-
надежности, становится понятным, если учесть, что специалисты по деловым ческих ПП, такой подход служит средством защиты интеллектуальной собствен-
технологиям, отвечая на вопрос, в каких, коммерческих или разрабатываемых на ности, поскольку машинные коды имеют двоичную форму, и редкий пользователь
заказ, ПП чаще всего приходится сталкиваться с дефектами и ошибками, способен восстановить исходные коды программы. Однако при этом сторонние
в первую очередь называют именно операционные системы5. Более того, имеются программисты лишаются права повысить надежность продукта, придать ему до-
достаточно убедительные свидетельства, доказывающие, что подобные ошибки полнительные возможности или обновить его функциональные свойства, в то
в операционных системах влекут за собой значительные убытки для компаний. время как главными тремя признаками высококачественного продукта следует
Нельзя категорически утверждать, что система Linux полностью свободна от считать именно его эффективность, эксплуатационные свойства и надежность9.
проблем, связанных с качеством. При опросах специалисты отмечали малое Анализ опыта создания ядра Linux показал, что участие пользователей OSS
число разработанных под Linux прикладных программ с теми свойствами, кото- в их разработке сводится к двум важнейшим функциям: 1) обеспечению каче-
рые нужны для использования в бизнесе, ограниченные возможности для обу- ства и 2) инновациям. Применительно к обеспечению качества задачи, решае-
чения пользователей, недостаточность технической поддержки системы6. Linux мые пользователями, заключаются в передаче сообщений об ошибках ПП, уча-
нашла свою рыночную нишу преимущественно в качестве операционных сис- стии в их выявлении и устранении и последующих проверках. Инновационная
тем для веб-серверов, обслуживания внешних интерфейсов, обмена файлами и деятельность пользователей состоит в подаче предложений о придании продук-
их распечатки7. По мере создания приложений, написанных под Linux, эта опе- ту новых свойств и в написании так называемых «заплат», позволяющих улуч-
рационная система начинает шире применяться в качестве клиентских опе- шить его эксплуатационные качества. Обе перечисленные задачи одинаково
рационных систем и СУБД8. В целом же качество операционной системы следует важны для обеспечения конкурентоспособного уровня качества ПП. В отличие
рассматривать как одно из главных условий ее широкого распространения. от традиционной разработки ПП специализированными фирмами, которые счи-
Авторы настоящей главы предприняли попытку проанализировать процесс тают пользователей только источниками рекламаций или сообщений об ошиб-
обеспечения высокого качества OSS на примере опыта создания ядра операци- ках, модель создания OSS предусматривает непосредственное участие пользова-
онной системы Linux. Чтобы выявить принципиальные отличия модели разра- телей в решении возникающих проблем. Они также служат источниками пред-
ботки OSS, авторы сопоставили ее с обычными схемами создания коммерче- ложений по доработкам и инновациям.
ских ПП и в более широком плане — с традиционными моделями проведения Трудно переоценить преимущества, которые с точки зрения обеспечения ка-
НИОКР, намереваясь определить условия, благодаря которым удается обеспе- чества ПП можно получить, когда пользователи становятся соавторами разработ-
чить высокое качество разработки OSS. ки1". В случае применения обычных коммерческих ПП их неопытные пользователи
Процесс создания OSS поражает воображение программистов по всему миру, часто не могут выявить имеющиеся дефекты или обнаруживают их слишком
независимо от места их работы, политических убеждений, экономического поздно. Когда же им все-таки удается найти ошибку в программе, их сообщения
194 нельзя сказать о подходах к рассмотрению и устранению ошибок, применяемых
о ней оказываются нечеткими и нуждаются в переводе на язык, понятный раз- фирмами — разработчиками коммерческих ПП.
работчикам. Информация об ошибках часто проходит через много промежуточ- Проекты создания OSS нельзя считать единственными, в которых имеют
ных инстанций, пока не поступит к специалистам, которые обязаны диагности- место инновации, инициируемые пользователями. Однако эти проекты пред-
ровать возникшую проблему на основании отфильтрованных данных, попы- ставляют собой крайние случаи феномена участия пользователей в разработках,
таться установить причину дефекта и переправить всю информацию лицу, от- позволяющие устранить любые ограничения на размеры добавленной ценнос-
ветственному за принятие решений. В таком протяженном по времени процессе ти, которую вносят пользователи в создаваемый совместными усилиями про-
неизбежны искажения информации, задержки с принятием решений или отсут- дукт. Такой подход полностью согласуется с самыми современными определе-
ствие реальных действий. Вовлечение неопытных пользователей в процесс вы- ниями понятия качества как меры удовлетворенности потребителей'2. Опора на
явления проблем и наличие большого числа посредников, изучающих посту- пользователей при создании OSS является главной особенностью этого процесса,
пившую информацию об этих проблемах, в равной мере повышают вероятность поскольку при этом конечный продукт приобретает полезные свойства, в кото-
запаздывания решений, непринятия вообще или неудачных решений. Нет ни- рых заинтересованы пользователи, а это ведет, в свою очередь, к повышению
чего удивительного в том, что в качестве наиболее распространенных причин уровня их удовлетворенности.
отказов в соответствующих базах данных фирм — разработчиков ПП указывается Для того чтобы выявить организационные условия, содействующие созда-
«дефект не обнаружен (NFF)» или «дефект не может быть воспроизведен нию продуктов с устойчиво высоким уровнем качества, следует получить от-
(CND)». Зачастую число дефектов именно этих двух категорий превышает 30% веты на следующие три вопроса: 1) Кто принимает участие в создании OSS и
от общего числа сообщений об отказах, содержащихся в базах данных. Часто что заставляет их добровольно участвовать в этой работе? 2) Как должны быть
также в качестве причин дефектов указывают отказы отдельных технических организованы и скоординированы усилия добровольных участников процесса
устройств — клавиатуры, монитора, системной платы, памяти и т.д.11. Такое разработки? 3) Как разработчикам удается обеспечить высокое качество про-
положение дел с расследованием ошибок ПП отражает отсутствие взаимодей- цесса разработки?
ствия между теми, кто испытывает на себе последствия имеющихся проблем, и Поиск ответа на первый из поставленных вопросов должен выявить спосо-
теми, кто пытается их разрешить. Модель разработки Linux, в которой пользо- бы мобилизации усилий квалифицированных программистов, разделенных кор-
ватели являются также соавторами создания системы, устраняет подобное от- поративными и географическими границами, и формирования из них широ-
сутствие взаимодействия между заинтересованными сторонами. В результате комасштабного сообщества разработчиков OSS. Это сообщество не является
удается свести к минимуму дефекты ПП, относящиеся к категориям NFF и объединением случайных людей. Из более 5 млн программистов, насчитываю-
CND. Кроме того, при обычном подходе к разработке ПП для решения возни- щихся во всех странах мира, менее 50 тыс. принимают участие в проектах
кающих проблем привлекается вся иерархическая структура управления ком- создания открытых систем13. Что служит мотивом, побуждающим географи-
панией, причем менеджеры, стоящие на верхних ступенях иерархии, руковод- чески и организационно рассеянных по планете специалистов объединить свои
ствуются при выработке решений совсем иными критериями. Например, их усилия таким образом, чтобы их результатом стало создание столь высокока-
больше волнуют стоимость решения проблем или необходимость отвлечения чественного продукта, как Linux?
специалистов, занятых другими работами. Второй вопрос привлекает внимание к изучению организационных методов и
Квалифицированных пользователей и одновременно соавторов OSS отлича- структур, используемых для координации усилий разработчиков OSS. Мун (Moon)
ет способность скорее и точнее выявлять проблемы и доводить полученную и Спроулл (Sproull) объясняют успешность создания Linux присутствием сильных
информацию более быстро и четко до своих коллег в том виде, который способ- лидеров14, а Маркусу (Marcus) с соавторами удалось выявить типичную модель
ствует коллективному исследованию проблемы и своевременному принятию управления, применявшуюся при создании нескольких OSS15. Как лидерство, так
предупреждающих действий. Например, от всех пользователей и соразработчи- и применение определенных моделей управления представляют собой схему при-
ков Linux требуется наряду с сообщением о выявленной ошибке подавать свои нятия решений «сверху». Модели повышения качества, основанные на принятии
предложения о мерах по ее устранению. Коллективное решение проблем специ- решений сверху, удается быстрее внедрить, но их использование ограничено со-
алистами одного уровня с большей вероятностью происходит на основе факти- противлением работников нижестоящих уровней, поскольку навязываемые сверху
ческих данных, а сам поиск решения ведется намного быстрее, чем в рамках решения им чужды. Они часто подвергают сомнению обоснованность дирек-
иерархической структуры управления компаниями. Модель разработки OSS по- тив, спускаемых вышестоящими руководителями16. Более того, рассмотрение
зволяет минимизировать источник искажений при выработке решений, чего
196
процесса создания Linux как управляемого сверху не полностью отражает роли
цессе разработки. Более того, применяемая при создании многих из имеющихся
главных участников феномена OSS — пользователей, действия которых явля-
на рынке ПП модель скорейшей окупаемости инвестиций находится в постоян-
ются залогом успешного внедрения инноваций в разработанную систему. Да-
ном противоречии с требованиями обеспечения их высокой надежности20.
лее будут рассмотрены методы и схемы, применяемые для координации работ
Расширяя рассмотрение эволюционной схемы создания OSS типа Linux, ав-
по созданию системы, причем особое внимание будет уделено тем из них,
торы постараются проверить свои выводы, касающиеся организации и структу-
благодаря которым инновационный процесс позволяет вовлечь в работу боль-
ры разработок таких систем в контексте того, как возникают предложения по
шее число участников, чьи интересы и уровни квалификации могут серьезно
изменению исходных кодов, как отбираются и сохраняются из этих предложе-
различаться.
ний лучшие, с тем чтобы создать ПП, сочетающий высокую надежность с инно-
Третий из поднятых вопросов относится к тому, каким образом достигается
вационным характером.
высокое качество продукта, получаемого на выходе указанного инновационного
Обратимся теперь к конкретному примеру проекта разработки ядра операци-
процесса. По мнению Реймонда (Raymond), Linux превосходит многие операци-
онной системы Linux и постараемся в ходе его рассмотрения предложить ответы
онные системы по уровню качества и другим характеристикам благодаря откры-
на три основных вопроса, поставленных выше.
тости и эволюционному характеру процесса разработки17, 18. Большинство ком-
мерческих и некоммерческих ПП разрабатывается, по терминологии Реймонда,
Пример проекта разработки ядра
командами программистов, работающих над текстами программ изолированно,
операционной системы Linux
постепенно доводя продукт до окончательной версии. Напротив, разработка Linux
велась, используя терминологию Реймонда, «базарным» способом, при котором
Рассмотрим проект создания ядра операционной системы Linux (далее —
часто реализовывались многочисленные промежуточные версии, циклы разра-
ядра Linux), обращая внимание на следующие основные проблемы:
ботки которых были довольно непродолжительными по времени. Кроме того,
1) способы мобилизации большого числа пользователей, обладающих необ
традиционные модели коммерческих ПП остаются преимущественно ориентиро-
ходимой квалификацией для участия в разработке данного ПП;
ванными на создание специализированными фирмами, которые, тем не менее,
2) методы организации работ и структура, обеспечивающие координацию
уже начинают использовать некоторые подходы, апробированные в ходе работ
усилий участников проекта, предлагающих различные инновации, и тех,
над Linux. В частности, фирмы — разработчики ПП стали шире использовать
кто занимается отбором и сохранением предложенных новшеств;
возможности Интернета, создавая многосторонние цифровые платформы для
3) применение открытого эволюционного процесса разработки ПП.
наукоемких продуктов, привлекать к разработке приложений специалистов мно-
Для изучения проекта создания ядра Linux авторы пользовались большим
гих других фирм, чтобы использовать географически распределенные знания в
числом источников информации, главным из которых послужили артефакты,
области программирования. Они также все шире привлекают будущих основ-
созданные непосредственными исполнителями проекта. Эти артефакты явля-
ных пользователей разрабатываемых продуктов к их оценке и выявлению оши-
ются основными результатами инновационной активности разработчиков, и,
бок. Например, в процессе разработки операционной системы Windows 2000
несомненно, самым важным из них следует считать исходные коды самой опе-
Microsoft объявила об учреждении совместной программы, охватывающей
рационной системы Linux21.
50 крупнейших потребителей ПП корпорации, которые предлагали свои идеи в
Напомним, что исходным принято называть код, который используют про-
отношении устранения недостатков системы и придания ей новых возможнос-
граммисты для написания компьютерных программ. В качестве основного источ-
тей19. Но, безусловно, эта цифра несравнима с числом участников создания
ника информации была выбрана версия Linux 2.2.14, реализованная в марте 2000 г.,
Linux.
поскольку процесс создания ядра Linux стабилизировался на версии 2.2, варианты
Соглашаясь с Реймондом, следует рассматривать создание ядра Linux как
которой разрабатывались в период между 1999 и 2000 гг. Последующие наиболее
эволюционный процесс, в ходе которого происходит непрерывное и постепен-
существенные доработки Linux уже не затрагивали ядра системы22. Исходный код
ное совершенствование конечного продукта. Этот процесс резко контрастирует
Linux 2.2.14 имеет объем 62,7 мегабайта и содержит 1,9 млн программных строк в
с довольно слабыми инициативами фирм — разработчиков коммерческих ПП
5186 файлах, распределенных по 266 папкам. Совместно с исходными кодами
по созданию высоконадежных систем. Подобные фирмы постоянно испытывают
системы пользователям направляют текстовые файлы Credits и Maintainers. Для
давление конкурентов, заставляющее их как можно скорее выходить на рынок с
простоты обращения эти файлы расположены на первом уровне директории
новыми продуктами, зачастую пренебрегая контролем их качества в про-
системы вместе с папками, содержащими программные модули и документацию.
Глава 9 Обеспечение качества программного продукта
199
Качество в XXI веке
198
также в роли разработчиков системы27. К сожалению, со временем число пас-
Файл Credits содержит список людей, внесших значительный, признаваемый
всеми вклад в создание ядра Linux23. В этом списке наряду с именами признан- сивных пользователей растет быстрее числа активных пользователей, являю-
щихся одновременно участниками доработок системы. В данном разделе будет
ных разработчиков указано, в чем заключен существенный вклад каждого из
рассмотрено, кто является добровольными участниками команды исполнителей
них в разработку ядра системы. Файл Maintainers содержит описания всех ос-
проекта и какими мотивами они руководствуются, участвуя в разработке OSS.
новных подсистем и указывает, кто отвечает за их поддержку.
Далее будет также проанализировано, что привлекает добровольцев в проек-
Помимо исходного кода Linux 2.2.14, полезным источником информации
те и как поддерживается устойчивость их участия в его выполнении. В суще-
служит список рассылки версий ядра системы и архив электронной переписки
ствующей литературе по вопросам качества указывается на то, что способы мо-
по нему. Список рассылки был в свое время составлен для организации об-
тивации сотрудников и природа используемых при этом стимулов играют опре-
суждения проблем, возникавших в процессе разработки системы, а архив элек-
деляющие роли в обеспечении качества работы предприятий. Согласно данным
тронных почтовых сообщений позволяет оценить масштабы сообщества раз-
Маркуса и его соавторов, источником мотивации для добровольных участников
работчиков, участвовавших в создании Linux, и изучить, как менялись со вре-
создания ядра Linux послужили стимулы социального и экономического харак-
менем основные направления разработок. Список рассылки служил виртуаль-
тера28. Сопоставляя стимулы, определяющие мотивацию добровольных разра-
ной средой, в которой разработчики системы рассылали свои предложения,
ботчиков Linux и работников конкретного предприятия, легко заметить несов-
детально обсуждали вопросы их внедрения и взаимодействовали между со-
бой24. Были учтены все, кто в период между 1995 и 2000 гг. направил хотя бы падение механизмов их действия.
Экономические и социальные выгоды относятся к числу внешних стимулов.
одно электронное сообщение, касающееся разработки ядра Linux. Всего было
Среди наиболее часто встречающихся ответов он-лайнового опроса участников
выявлено 14 535 авторов, каждый из которых за пять лет прислал в среднем по
14 сообщений25. разработки ядра Linux преобладают следующие заявления: «Участие в разработ-
ке способствует повышению моего профессионального уровня как программи-
Еще одним источником данных послужили расширения электронных адре-
ста»; «Оно содействует повседневной работе»; «Дает возможность приобретения
сов отправителей сообщений, которые были извлечены из списка рассылки ядра
преимуществ для карьерного роста»; «Позволяет общаться с другими разработ-
Linux и файлов Credits и Maintainers. С их помощью выявлялись организацион-
чиками программных продуктов» (табл. 9.1). Стимулами для работников ком-
ная и национальная принадлежность авторов сообщений. Кроме того, исполь-
мерческих фирм в основном служат размеры заработной платы, возможность
зовались данные он-лайновых опросов участников разработки ядра Linux. В
льготного приобретения акций своей компании, карьерный рост, участие в ин-
частности, группа исследователей из Университета германского города Киль
тересных проектах. В отличие от постоянных работников, добровольцев при-
собрала анкетные данные участников проекта, разослав по всем адресам, содер-
влекает не заработная плата, а экономические преимущества от применения
жащимся в списке рассылки ядра системы, объявление о проводимом ею иссле-
более совершенных ПП. Повышение качества применяемых программных средств
довании и просьбу ко всем участникам разработки заполнить электронную ан-
означает для частных пользователей возможность работать лучше, а для корпо-
кету, размещенную на созданном группой веб-сайте проекта. Это исследование
ративных пользователей, чьи деловые интересы тесно связаны с применением
проводилось в период с февраля по апрель 2000 г., а его результаты позволили
Linux, — повышение эффективности деятельности компании.
проанализировать демографию, должностной статус и мотивацию участников
Добровольцы нуждаются в кооперации и в обмене предлагаемыми решения-
разработки ядра Linux.
ми для разработки высококачественного ПП, поскольку сложность создаваемой
системы такова, что требует коллективных усилий. В частности, добровольцы
Мобилизация сообщества разработчиков ядра Linux
видят необходимость тратить собственное время и использовать имеющиеся у
В проекте разработки ядра Linux приняло участие несколько тысяч добро- них профессиональные навыки для участия в создании ПП более высокого ка-
вольцев, распределенных по многим организациям и странам мира. Опыт реа- чества, поскольку им известны общие проблемы, требующие решения. Они доб-
лизации проекта доказал целесообразность масштабной он-лайновой коопера- ровольно принимают участие в коллективном решении проблем, предлагают
ции усилий многочисленных, выступающих в одном лице разработчиков и свои варианты решений и получают на них отклики других участников проекта
пользователей системы. К 2000 г. в мире насчитывалось более 12 млн пользовате- в надежде на избавление от подобных проблем в будущем. Итак, индивидуаль-
лей Linux, из которых только около 90 тыс. было зарегистрировано официально26. ные потребности участников проекта в более совершенных ПП удовлетворяют-
Из общего числа зарегистрированных пользователей примерно 16% выступили ся в рамках общественного процесса, в котором взаимная заинтересованность
200 сторон способствует обмену знаниями и информацией. В этом процессе у его
добровольных участников вырабатывается чувство сопричастности к сообще-
Таблица 9.1
Мотивы и ожидания участников создания ядра Linux (по состоянию на 2000 г.) ству единомышленников, они испытывают удовлетворение от взаимодействия
Мотивы и ожидания Респонденты полностью согласные с данными утверждениями, % с другими столь же грамотными специалистами.
Приобретаемые в ходе участия в проекте известность и репутация также сулят
Все Студент Не имеющие Работающие Работающие
добровольцам вполне определенные социальные и экономические выгоды. В
респонденты ы (36 постоянного временно (26 постоянно
(154 чел.) чел.) места работы чел.) (26 чел.) частности, это повышает «цену» добровольных участников проекта на рынке
(93 чел.)
труда за пределами сообщества разработчиков проекта29, 30. Внутри же самого
этого сообщества высокая репутация участника означает также, что можно го-
Внутренние стимулы
ворить о нем как о классном специалисте, что способствует повышению его
Для меня важно получать 66,2 75,0 67,7 76,9 61,5
удовольствие от 57,8 66,7 63,4 61,5 46,2
общественного статуса. А самое важное то, что в психологическом плане повы-
1,9 0 2.2 0 7,7
программирования

<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>