<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1,0 1,33 1,67 0,5 0,83 1,17
2,5 158 650 66
ней качества любых, даже разнохарактерных процессов, изделий и услуг. 3,0 807 22 700
15-20
2,0 1,5
3,5 6210 1350
Для поддержания конкурентоспособности компании должны обеспечи-
4,0 233 32 3,4
вать эффективность производственных процессов на уровне от За до 4а, 10-15 <
4,5
5,0
10
5,5
Стандартное отклонение, представляющее корень квадратный из дисперсии случайной вели- 6,0
чины, может служить ориентировочной оценкой диапазона возможных значений этой случай-
ной величины. В математической статистике известно правило За, согласно которому незави-
симо от распределения случайной величины практически возможные ее значения не выходят
за пределы (mx ± За), где mx — математическое ожидание этой величины. В методологии
«Шесть сигм» применено более жесткое требование к стабильности любых процессов, заклю- Напомним, что воспроизводимость процесса представляет отношение ширины допуска на
некоторый параметр процесса к ширине диапазона возможных значений этого параметра,
чающееся в том, что их начальная настройка должна обеспечивать вероятность выхода наблю-
обеспечиваемой его конструкцией и наладкой. Учитывая, что допуски обычно назначают по
даемого параметра за пределы допуска, соответствующую диапазону возможных значений ± 6а.
правилу трех сигм, номинальная воспроизводимость шестисигмового процесса равна 2. -
— Примеч. пер.
Примеч. пер.
248 Глава 11 Методология «Шесть сигм» как новый подход к обеспечению качества
Качество в XXI веке


параметров в ту или иную сторону. Заметим, что уровень дефектности меньших затратах. В организациях, имеющих не менее чем трехлетний
продукции, производимой одним и тем же процессом, на коротком ин- опыт применения методологии «Шесть сигм», управление на основе
тервале времени наблюдений всегда выше, чем на более продолжи- фактических данных и анализ коренных причин возникающих проблем с
тельном. Как заметил д-р Джордж И.П. Бокс (George E.P. Box), «авторы использованием дисперсионного анализа становятся привычным языком
методологии «Шесть сигм» поступили весьма мудро, приняв допущение о общения и связующим звеном между работниками всех уровней. На каждом
том, что величина среднего для производственных процессов не является уровне принятия решений, касающихся предприятия в целом,
фиксированной, но испытывает временной дрейф. В частности, локальное определенной области его деятельности или конкретных производственных
среднее процесса может смещаться в любую сторону от заданного на операций, применение методологии «Шесть сигм» имеет свои спе-
величину порядка 1,5а»4. цифические особенности. Тем не менее ее идеология и ориентированная на
2. «Шесть сигм» представляет собой подход к обеспечению почти идеальной конкретные действия философия позволяют выстроить в масштабах
эффективности производства, основанный на применении предприятия цельный комплексный подход к предупреждению различных
статистических методов. Эта методология использует строгий поэтапный проблем и проведению корректирующих действий. Подытоживая, можно
аналитический подход к решению статистических проблем с использова- определить методологию «Шесть сигм» как комплексный подход к
нием собственной библиотеки статистических методов, которые приме- совершенствованию предприятий, нацеленный на поиск и устранение причин
няют в определенной последовательности для выявления источников раз- ошибок и дефектов в производственных процессах путем сосредоточения
броса параметров процессов и управления ими с целью оптимизации и внимания на выходных параметрах этих процессов, которые имеют значение
контроля выходного качества изготавливаемой продукции. Последователь- для потребителей. Методология «Шесть сигм» основана на том, что
ность применения статистических методов выбрана так, чтобы она обеспе- случайные отклонения параметров продукции и процессов являются определя-
чивала требуемую глубину анализа технологических и любых других про- ющими факторами, оказывающими сильное влияние на продолжительность цикла
изводственных процессов. Тем самым совершен значительный прорыв изготовления продукции, стоимость продукции и процессов, производитель-
в понимании того, как работают эти процессы, и в изучении взаимосвязей ность и в конечном итоге на уровень удовлетворенности потребителей. Одним
между различными факторами, определяющими их эффективность. из наиболее существенных аспектов в работе специалистов по применению ме-
3. «Шесть сигм» представляет собой определенную философию бизнеса и тодологии «Шесть сигм» (так называемых «черных поясов») служит анализ дис-
в этом своем качестве устанавливает прямые зависимости между числом персий параметров продукции и процессов с целью выявления их причин и
дефектов продукции, непроизводительными затратами при ее изготовлении выработки эффективных мер, направленных на контроль и уменьшение разбро-
и уровнем удовлетворенности потребителей товарами и услугами, сов этих параметров. Принципиальные особенности и новизна методологии
поставляемыми компанией. Будучи философией бизнеса, методология «Шесть сигм» состоят в формировании наборов инструментов для решения кон-
«Шесть сигм» создает общую схему, увязывающую между собой совер- кретных проблем, в привлечении квалифицированных специалистов к анализу
шенствование предприятия и мероприятия по обеспечению качества, по- процессов или проектов с целью совершенствования продукции и для обеспе-
зволяет устанавливать для предприятия систему согласованных между чения устойчивости достигнутых результатов.
собой целей, формулируемых в терминах производительности, технико- Совершенствование работы предприятий на основе методологии «Шесть сигм»
экономической эффективности и качества. Устанавливаемые в рамках предполагает улучшение управленческой деятельности и повышение эффектив-
методологии «Шесть сигм» цели согласуются со стратегией и деловыми ности процессов. Применительно к совершенствованию управления предприя-
результатами предприятия благодаря использованию строгих зависимостей, тием эта методология нацелена на выбор надлежащих критериев оценки произ-
связывающих их с ожиданиями потребителей и рыночными требованиями, водственных процессов, определение проектов их совершенствования, правиль-
которые служат исходными данными для любых проектов совер- ный подбор их исполнителей, на успешную реализацию выбранных проектов
шенствования компании. с использованием существующей системы управления предприятием, обеспече-
4. Применение аналитических методов «Шесть сигм» становится элементом ние устойчивости достигнутых результатов. Повышение эффективности про-
корпоративной культуры, стимулирующей команды исполнителей к со- цессов (например, повышение среднего уровня и снижение дисперсии парамет-
вместной работе над разрешением общих проблем и достижению более ров, которыми характеризуется эффективность процессов) с применением ме-
высоких уровней производительности и эффективности работы при тодологии «Шесть сигм» предполагает использование статистических методов
250 стандартного отклонения (сигма) наряду с финансовыми показателями становит-
и систематизированных подходов к совершенствованию процессов, включаю- ся объектом управления в организациях, стремящихся к достижению делового
щих четыре основные составляющие — измерения, анализ, внедрение усовер- совершенства и повышению эффективности менеджмента на основе качества.
шенствований и контроль результатов. В методологии «Шесть сигм» применя- Руководители организаций, придерживающихся идеологии «Шесть сигм»,
емые статистические методы и методы повышения качества увязаны между должны сознавать, что их главной обязанностью является содействие любым
собой, что обеспечивает простоту проведения и эффективность анализа. Ме- усилиям, направленным на совершенствование производственных процессов и
тодология ориентирована в первую очередь на выявление основных причин продукции. Они также должны внедрить в сознание подчиненных четкое пони-
разброса параметров процессов и опирается на известные программные сред- мание того, что такое совершенствование является неотъемлемой составной
ства для упрощения вычислений. частью их повседневных обязанностей, обеспечить надлежащую подготовку и
обучение специалистов всех уровней, развернуть своеобразное соревнование
между сотрудниками за повышение качества. Решению последней задачи может
Существо методологии «Шесть сигм»
содействовать учреждение почетных званий «чемпионов» и обладателей «черно-
го пояса» в овладении методологией «Шесть сигм».
В основу идеологии «Шесть сигм» заложены интересы потребителей продук-
ции и услуг, полагая, что всякая организация обязана знать, какие составляю-
щие качества ее продукции имеют значение для обеспечения удовлетвореннос- Артефакты методологии «Шесть сигм» в
ти потребителей, окупаемости средств, вложенных в нее акционерами, и для
корпоративной культуре
завоевания конкурентных преимуществ на рынке.
В методологии «Шесть сигм» следует выделить три аспекта, которые могут счи- За последние годы методология «Шесть сигм» приобрела популярность, а само
таться новыми или по крайней мере недостаточно четко выраженными в ранее название нового подхода и некоторые используемые термины, заимствован-
известных подходах к повышению качества, а именно: комплексное рассмотрение ные из восточных единоборств («черный пояс», «зеленый пояс» и т.д.), стали
гуманитарных и технических направлений совершенствования предприятий; ори- привычными при деловом общении. Однако для многих организаций и наци-
ентированность на повышение основных показателей работы; применение струк- ональных культур терминология методологии «Шесть сигм» все еще остается
турированного подхода, позволяющего увязать в единую схему использование из- чуждой и вызывает неприятие*. Поэтому далеко не все компании, внедрив-
вестных статистических методов и выработать единые процедуры анализа и устра- шие основные составляющие методологии «Шесть сигм», приняли созданные
нения хронических или случайно возникающих производственных проблем. ею артефакты. Так, например, в канадской компании Bombardier называют
К числу гуманитарных аспектов применения методологии «Шесть сигм» можно своих специалистов «агентами» вместо «черных поясов», а в корпорации Toshiba
отнести: лидирующую роль руководителей всех уровней в организации произ- именуют их «экспертами по качеству». В иных организациях подобных специ-
водственного процесса и устранении возникающих проблем; ориентированность алистов принято называть «специалистами по внедрению усовершенствова-
команд исполнителей проектов на удовлетворение интересов потребителей; все- ний» или «консультантами по процессам». Но какие бы термины ни использо-
общую нацеленность на конечный результат — улучшение основных показателей вались при внедрении методологии «Шесть сигм» с учетом местных культур-
работы; развертывание программы перестройки корпоративной культуры с целью ных особенностей, очень важно правильно понимать роли перечисленных да-
внедрения управления на основе фактических данных; приверженность к непре- лее персонажей в успешном применении этой методологии.
рывному совершенствованию организации как неотъемлемый элемент повсед-
«Исполнительный спонсор»
невной работы всех сотрудников. Технические аспекты приложения методологии
В этой роли выступают руководители, обеспечивающие стратегическое со-
«Шесть сигм» к анализу и совершенствованию производственных процессов,
гласование запускаемых шестисигмовых проектов и следящие за тем, чтобы
в числе прочих, включают: строго научный подход к решению проблем; нацелен-
они
ность на повышение характеристик процессов; применение статистических мето-
дов к исследованию причин вариаций параметров процессов; управление про- * Это замечание представляется верным применительно к отечественной культуре, где эта
цессами, направленное на обеспечение устойчивости достигнутых улучшений. терминология приживается с большим трудом и часто вызывает раздражение специалистов в
Методология «Шесть сигм» содействует обеспечению постоянства целей орга- области качества. Поэтому далее оригинальная терминология «Шести сигм» будет, по возможности,
низации, дополняя систему оценок производственных процессов новым изме- сопровождаться близкими по смыслу, но более приемлемыми терминами. — Примеч. пер.
рением — дисперсией параметров как индикатора их эффективности. Величина
252 Качество в XXI веке Глава 11 Методология «Шесть сигм» как новый подход к обеспечению качества

были нацелены на решение ключевых проблем совершенствования сы, «чемпионы по проектам» обеспечивают также реализацию в них рекоменда-
организации. При этом повседневная, рутинная деятельность по непрерывному ций, выработанных в результате выполнения шестисигмовых проектов. (Точнее
совершенствованию процессов и продукции осуществляется в рамках «чемпиона по проектам» можно было бы назвать заказчиком таких проектов.)
устоявшихся процессов обеспечения качества, основанных на командной работе
исполнителей. Инициатором внедрения методологии «Шесть сигм» выступает «Черный пояс»
вся команда высших руководителей, но координирует и управляет процессом Специалисты, удостоенные этого звания, являются главной движущей силой
внедрения и применения этой методологии один из них. Обычно в качестве практического применения методологии «Шесть сигм». Они руководят команда-
подобного представителя высшего руководства или «исполнительного спонсора» ми исполнителей шестисигмовых проектов и проводят подробный анализ в соот-
выступает генеральный директор компании, а «чемпионы по развертыванию» ветствии с DMADV и DMAIC. «Черные пояса» также являются наставниками для
управляют материально-техническим обеспечением ее применения. (Возможно, исполнителей проектов и «зеленых поясов», обучая их методам и средствам, при-
точнее было бы называть «исполнительного спонсора» руководителем меняемым в методологии «Шесть сигм». Следует заметить, что рекомендации,
программы внедрения и применения методологии «Шесть сигм».) выработанные в результате шестисигмовых проектов, наиболее успешно внедря-
ются в тех случаях, когда «черные пояса» освобождены от ответственности за их
«Чемпион по развертыванию»
внедрение, и этим занимаются менеджеры или ответственные за конкретные про-
Сотрудника, отвечающего за обеспечение работ по внедрению методологии цессы. Вот почему большинство организаций отбирает «чемпионов по проектам»
«Шесть сигм», принято называть «чемпионом по развертыванию». В его обязан- именно из этих двух категорий работников, которые должны быть знакомы
ности входит: составление графиков обучения и подготовки специалистов; отбор с применяемыми методами анализа и уметь делать правильные выводы. (Вероят-
кандидатов на роли «черных поясов»; рассмотрение и утверждение программ обу- но, наиболее подходящим для этого случая является термин «ведущий специа-
чения и повышения квалификации; отслеживание хода выполнения проектов лист» или «аттестованный специалист», имеющий право выступать в роли руко-
с использованием методологии «Шесть сигм»; распространение информации об водителя шестисигмовых проектов. В управлении проектами таких специалистов,
этих проектах и достигнутых результатах с использованием компьютерных се- аттестованных Институтом управления проектами, принято называть РМР®.)
тей предприятия, а также публикаций примеров успешного применения мето-
дологии в информационных бюллетенях. Очень часто «чемпионы по разверты- «Мастер»
ванию» также ведают заключением и контролем исполнения контрактов со сто- «Мастера» выступают в качестве внутренних консультантов для «черных по-
ронними консалтинговыми организациями, специализирующимися в данной ясов» по практическому применению методологии «Шесть сигм» и помогают
области. (По-видимому, «чемпиона по развертыванию» можно было бы назвать им преодолевать сложные моменты в процессе выполнения проектов. Кроме
координатором или ответственным исполнителем программы «Шесть сигм».) того, «мастера» оказывают помощь в координации комплексных проектов, ох-
ватывающих несколько функций и процессов, помогают руководителям орга-
«Чемпион по проектам»
низации и ответственным за определенные процессы в формулировании зада-
В этом качестве выступают специалисты, ответственные за определенные про- ний на проекты, осуществляют рутинный технический контроль по «вехам»
изводственные процессы, которые должны обеспечивать деловую ориентацию проектов, выполняемых «черными поясами». «Мастера» также несут ответствен-
шестисигмовых проектов. Их главной обязанностью является выявление, отбор и ность за проведение оценок состояния организации на основании опросов по-
постановка задач для проектов, поручаемых «черным поясам». «Чемпионы по требителей и с использованием сбалансированных контрольных листков, а так-
проектам» отвечают за предварительные этапы любых проектов, относящихся же за обучение новых поколений «черных поясов». (Здесь, наверное, уместны
к инновациям (DMADV)* и решению проблем (DMAIC)* с использованием иде- термины «главный специалист» или «консультант».)
ологии «Шесть сигм». Смысл приведенных аббревиатур будет разъяснен ниже.
«Чемпионы по проектам» также регулярно анализируют ход выполнения проек- «Зеленый пояс»
тов по установленным контрольным точкам («вехам»), с тем чтобы убедиться Специалисты, удостоенные этого звания, обеспечивают «эффект умножения»
в соответствии проектов установленным целям. Отвечая за конкретные процес- при внедрении и применении методологии «Шесть сигм». Они не столь глубоко
подготовлены, как «черные пояса», но их обучение нацелено на овладение
некоторыми основными методами и средствами, применение которых ускоряет
Подробнее о процессах DMADV и DMAIC см. далее. — Примеч. ред.
_255
254 Глава 11 Методология «Шесть сигм» как новый подход к обеспечению качества
Качество в XXI веке

в специалистах («черных поясах») в зависимости от того, какие области
выполнение проектов. При подготовке «зеленых поясов» могут применяться две
деятельности должны быть охвачены методологией. Кроме того, в плане
стратегии. Во-первых, будущие «зеленые пояса» проходят двухнедельный курс
необходимо предусмотреть обучение высших руководителей и сотрудни-
обучения, после чего им поручают выполнение собственных шестисигмовых про-
ков, ответственных за отдельные производственные процессы, подготов-
ектов, а во-вторых, они более глубоко изучают основные методы обеспечения
ку мастеров и «зеленых поясов», повышение уровня знаний сотрудников
качества и математической статистики, овладевают графическими способами пред-
о внедряемой методологии. План развертывания может также включать
ставления процессов, анализом отказов, сбором данных и составлением отчетов.
в себя план коммуникаций (см. далее).
Завершив курс обучения, обладатели «зеленого пояса» становятся чем-то вроде
• Приведение корпоративной культуры в соответствие с требованиями мето
оруженосцев при «черных поясах», которые наставляют их и следят за повышени-
дологии «Шесть сигм» и разработка программ обучения, отвечающих потреб
ем ими квалификации в процессе работы, позволяющей впоследствии работать
ностям организации. Оценив готовность организации к внедрению методо
самостоятельно над проектами непрерывного совершенствования процессов и
логии, руководители должны также определить, насколько корпоративная
продукции. (Здесь подходит термин «специалист».)
культура согласуется с требованиями ее успешного применения. В частно
сти, организация должна быть обучающейся, ориентированной на потре
Основные составляющие методологам «Шесть сигм»
бителя и обладающей соответствующей базой знаний, нацеленной на ко
нечный результат и повышение показателей, и т.д. Сложившаяся культура
Внедрение методологии «Шесть сигм» должно охватывать следующие основ-
и опыт внедрения предыдущих инициатив по совершенствованию должны
ные процессы, существующие в любых организациях: управление изменения-
быть интегрированы в программу обучения методологии «Шесть сигм»
ми; внедрение инноваций — DMADV; решение производственных проблем
таким образом, чтобы сотрудники рассматривали внедрение этой методо
(с использованием процедуры DMAIC) и управление проектами.
логии как естественное продолжение и развитие предыдущего опыта, вос
Управление изменениями принимали обучение как способ повышения мастерства.
• Анализ потребительских требований. Должно быть проведено исследова
Внедрение методологии «Шесть сигм» влечет за собой изменения в корпора-
ние по выявлению требований потребителей, которые организация либо
тивной культуре. Здесь особое значение придается ответственности за конеч-
не выполняет должным образом, либо не в состоянии удовлетворить. Для
ный результат, количественным показателям и управлению на основе факти-
изучения потребительских требований применяют методику развертыва
ческих данных. После внедрения этой методологии предприятия отказываются
ния функции качества (QFD), которая позволяет преобразовать выявлен
от принятия решений, основанных на субъективных мнениях, в пользу анализа,
ные потребности потребителей в конкретные действия организации. По
основанного на реальной информации и применении статистических методов.
добный анализ необходим также для того, чтобы при выборе шестисиг
Для того чтобы методология «Шесть сигм» стала составной частью системы и
мовых проектов, подлежащих выполнению, учесть отзывы потребителей
процессов управления организацией, его руководителям следует применять ряд
о продукции или услугах.
специальных методов и инструментов, способствующих установлению контро-
• Структурная схема организации позволяет проанализировать потоки со
ля за внедрением и функционированием шестисигмовых проектов.
здания добавленной стоимости путем разбиения основных производ
• Оценка готовности организации к внедрению методологии «Шесть сигм». Для
ственных процессов на операции. Перегруженность структуры ненужны
того чтобы оценить, насколько организация готова к внедрению данной
ми петлями обратных связей, свидетельствующих о наличии лишних,
методологии, ее руководители должны: изучить историю развертывания сис
скрытых производственных операций и длинных путей принятия реше
тем качества и проанализировать уроки их внедрения; оценить имеющиеся
ний, указывает на большое количество дополнительной работы, которую
человеческие ресурсы, состояние корпоративной культуры; наличие у со
потребители ни в коем случае не стали бы оплачивать, если бы знали о
трудников навыков применения методов и средств, на которых основана
ее существовании. Систематическая оценка деятельности организации и
внедряемая методология; определить соответствующих специалистов; про
анализ ее структурной схемы позволяют обнаруживать первые проявле
анализировать способность организации воспринять намечаемые перемены.
ния отклонений эффективности работы и своевременно определить, ка
• План развертывания методологии «Шесть сигм». В нем устанавливают
кие проекты следует поручить «черным поясам» для устранения выявлен
последовательность действий с указанием контрольных точек для про
ных несоответствий.
верки достигнутых результатов и определяют потребности организации
256_ .257
Качество в XXI веке Глава 11 Методология «Шесть сигм» как новый подход к обеспечению качества

Система оценки работы организации. Устанавливают обобщенные показатели достигнутые с их помощью усовершенствования станут органической со-
(функции Y по терминологии «Шести сигм») и с их помощью оценивают ставной частью повседневной работы.
достигнутый уровень делового совершенства организации. Исходя их этих • План коммуникаций. В этом плане устанавливают, какой информацией о
показателей определяют количественные показатели качества, стоимости и внедрении и применении методологии «Шесть сигм» должны владеть
продолжительности производственного цикла. Систему обобщенных функциональные подразделения организации и какие каналы связи лучше
показателей делового совершенства и способов их оценивания иногда принято всего использовать для ее распространения. В плане коммуникаций можно
называть сбалансированными контрольными картами или индикаторами предусматривать создание сайта новостей о выполняемых проектах, а так
удовлетворенности потребителей. С помощью принятой системы оценки работы же издание учебных пособий и материалов, проведение сетевых конферен
организации выявляют имеющиеся проблемы. Стратегический бенчмаркинг по ций с участием «черных поясов» и «чемпионов по проектам», ежегодных
ключевым показателям основных производственных процессов должен собраний с вручением «черным поясам» премии за «Проект года» и др.
проводиться с привлечением внешних оценщиков, чтобы оценить тяжесть • Рабочая атмосфера. Широкое вовлечение сотрудников и командная рабо
проблем, выявленных с помощью внутренней системы оценки работы та являются важными аспектами шестисигмовых проектов. Для того что
организации. Сопоставление с показателями других компаний позволяет бы понизить уровень сопротивления переменам внутри организации и
проанализировать возможности организации, определить области создать наиболее благоприятную для внедрения новой методологии рабо
деятельности, в которых действительно добились совершенства. Такое чую атмосферу, очень важно привлечь к участию в проектах сотрудни
сравнение также служит ценным источником новых идей для дальнейшего ков, которые будут впоследствии заняты в этих работах. Все шестисигмо-
совершенствования. Самооценка организации ее руководством. Самооценка вые проекты выполняются командами исполнителей, в которых «черным
организаций с использованием критериев американской национальной поясам» отведена роль организаторов реализации методологии «Шесть
премии по качеству имени Малкольма Болдриджа или Европейской премии по сигм», призванных стимулировать творческую энергию членов команды.
качеству служит хорошим способом выявления имеющихся возможностей для Обстановка согласованной коллективной работы очень важна с точки
совершенствования, источником данных для постановки задач, решаемых зрения успешности выполняемых проектов.
путем выполнения дополнительных шестисигмовых проектов. Система Одним из условий успешного выполнения шестисигмовых проектов должна
развертывания политики. Развертывание политики, обозначаемое также японским быть удовлетворенность сотрудников выполнением так называемых стратегиче-
термином hoshin kanri, представляет собой систему планирования, ских работ, под которыми понимают любые действия, не только представляю-
устанавливающую стратегические направления развития организации и щие ценность для организации и ее потребителей, но также приносящие лич-
распределяющую ресурсы между последовательно выполняемыми проектами, ное удовлетворение исполнителям (рис. 11.1). Если такие работы получают
нацеленными на продвижение организации в указанных направлениях. Эта поддержку со стороны руководства, обеспечены необходимыми ресурсами
система позволяет выявлять потребности в шестисигмовых проектах,
Представляет ценность для
полностью согласованных с избранной деловой стратегией организации. потребителей
Система морального и материального поощрения. Очень важно, чтобы ценный
вклад «черных поясов» и других исполнителей шестисигмовых проектов в
совершенствование организации признавался и соответствующим образом
вознаграждался. Для этого необходимо создать систему морального и
материального поощрения, которая согласовывалась бы с корпоративной
культурой и политикой организации в области заработной платы и других
выплат работникам.
Система менеджмента качества входит составной частью в общую структуру
управления организацией и представляет собой инструмент для внедрения
результатов шестисигмовых проектов и обеспечения того, что

Рис. 11.1. Стратегическая работа.
258 Г пава 11 Методология «Шесть сигм» как новый подход к обеспечению качества _______ 259

и позволяют надлежащим образом использовать знания и навыки сотрудников, названий этапов разработки изделий, рассматриваемых ниже. Процедуры DFSS
то в этом случае их выполнение придает новые отличительные черты организа- применительно к программным продуктам, процессам и услугам могут отличать-
ции. Для того чтобы шестисигмовые проекты отвечали всем требованиям, по- ся от используемых при разработке технических устройств.
зволяющим отнести их к категории стратегических работ, они должны быть • Постановка задачи (Define) — процедура программного планирования,
официально утверждены руководством и получить от него поддержку, регуляр- используемая для выработки общей концепции продукции, предполагае-
но рассматриваться в соответствии с общими правилами управления проектами мой к разработке. Управление разработками требует, чтобы каждый но-
(см. раздел «Управление шестисигмовыми проектами»). вый проект начинался с выработки технического предложения, основан-
ного на использовании тех технологий, которыми располагает организа-
Инновационные проекты с применением методологии «Шесть сигм»
ция, или вытекающего из планируемой номенклатуры выпускаемой
Основные этапы инновационных шестисигмовых проектов, часто обознача- продукции. При этом авторы предложения должны провести исследова-
емых аббревиатурой DFSS*, по своим названиям совпадают с этапами проек- ние потребительских и рыночных требований, с тем чтобы выявить, со-
тов, связанных с решением отдельных проблем, тем не менее цели и содержа- ответствуют ли им технологические возможности организации. Предло-
ние этапов этих проектов сильно различаются. DFSS представляет собой комп- жение должно содержать общую концепцию намечаемой к разработке
лекс стратегии, тактики, методов и средств, позволяющих организации выяв- продукции и ее коммерческое обоснование наряду с предварительным
лять, оценивать и сводить к минимуму риски на стадиях разработки продукции, бюджетом проекта и планом создания последующих поколений данной
услуг и процессов. DFSS является составной частью общей стратегии организа- продукции, который устанавливает, как концепция продукции и ее ха-
ции, основанной на применении методологии «Шесть сигм», и требует наличия рактеристики будут последовательно развиваться по мере ее внедрения
необходимого числа специалистов категории «черный пояс». DFSS не подменя- на рынки путем создания новых модификаций. После того как начальная
ет собственно процесс разработки, но представляет собой приложение к нему концепция предлагаемой продукции будет рассмотрена и принята руко-
с включением вытекающих из методологии «Шесть сигм» требований в состав водством, должны быть утверждены бюджет и план проекта, а его руко-
общих технических и коммерческих условий разработки изделий. водители смогут приступить к формированию команды исполнителей.
Главная цель инновационного процесса, основанного на применении методо- • Измерения (Measure). На этом этапе оценивают рыночные требования
логии «Шесть сигм», заключается в неуклонном выполнении потребительских к разрабатываемой продукции и определяют уровень рыночного спроса
требований при создании новых изделий, процессов и услуг. Для этого необходи- на нее. Должны быть предусмотрены исследования по определению ре-
мо не только знать эти требования, но и четко представлять реальные возможно- альных нужд потребителей, выявлению характеристик и особенностей
сти организации создавать продукцию, им соответствующую, т.е. располагать не- продукции, способных придать ей преимущества по сравнению с предло-
обходимой информацией о выходных параметрах производственных процессов. жениями конкурентов. Команда исполнителей проекта на этом этапе
Для того чтобы некоторый процесс обеспечивал выполнение установленных тре- занята выявлением конструктивных особенностей продукции, определя-
бований (которые, будучи заданными, определяют некоторые фиксированные ющих ее качество, удовлетворяя тем самым уточненные потребительские
значения его выходных параметров), его выходные характеристики с учетом воз- требования. Этот этап процесса разработки документируется с использова-
можных вариаций должны быть по крайней мере не хуже требуемых. Если требо- нием матриц распределения функции качества (QFD) или контрольных
вания к процессу разработки сформулированы так, что вероятность выхода неко- листков для оценки конструкции, используемых далее как отчетные доку-
торого параметра разрабатываемой продукции не должна превышать уровня, со- менты о ходе выполнения проекта. Контроль процесса разработки осуще-
ответствующего ширине диапазона его возможных значений, равной ± 6а, то ствляют в установленных контрольных точках с использованием опросных
такой проект относят к числу шестисигмовых. Если же статистическими данны- листов для проверки полноты выполнения наиболее важных мероприятий,
ми подтверждено соответствие разработанной продукции данному требованию,
с тем чтобы убедиться в надлежащих темпах продвижения проекта к уста-
то ее считают соответствующей идеологии «Шесть сигм». Процесс создания изде-
новленной дате постановки продукции на производство.
лий, процессов или услуг, качество которых соответствует шестисигмовому уров-
• Анализ (Analyze). Этот этап завершает окончательное определение харак-
ню, принято обозначать аббревиатурой DMADV, по первым буквам английских
теристик разрабатываемой продукции и включает следующие работы:
функциональный анализ основных параметров и их соответствие выяв-
* DFSS (Design for Six Sigma) — разработка проектов с учетом требований методологии «Шесть
сигм», или проектное обеспечение шестисигмового уровня качества. — Примеч. пер. ленным требованиям потребителей; бенчмаркинг по этим параметрам;
260 • Постановка задачи (Define). На этом этапе существующая производственная
отработка конструкции; составление схем процессов изготовления и тех- проблема трансформируется в конкретные требования по улучшению рабо
нического обслуживания; составление технического задания на проекти- ты. Для этого необходимо: собрать команду исполнителей для анализа суще
рование. Этап анализа завершается сравнением требований составленно- ствующей проблемы с использованием методологии «Шесть сигм», выработ
го технического задания с планами организации с использованием спе- ки рекомендаций по ее устранению; составить график выполнения проекта
циальных контрольных листков, после чего руководство дает разрешение и определить, какие ресурсы потребуются для его выполнения; обеспечить
на проведение детальной проработки конструкции новой продукции. активное участие в проекте лиц, ответственных за рассматриваемый про
• Проектирование (Design). На этом этапе отработка технических деталей блемный процесс, и всех остальных участников, заинтересованных в резуль
конструкции новой продукции ведется параллельно с проработкой техно- татах проекта; сформулировать в общем виде суть проблемы и определить те
логических процессов ее изготовления. Затем планируют производствен- ее составляющие, которые важны с точки зрения удовлетворения нужд по
ные мощности для ее изготовления. Должны быть выявлены все крити- требителей; выдать исполнителям проекта исходные данные, позволяющие
ческие параметры процессов изготовления, проведен анализ возможных им согласовать проект с действительным содержанием проблемы. Утверж
отказов для выявления потенциальных рисков, оценена устойчивость денный устав проекта представляет собой, образно говоря, «лицензию на
процессов путем анализа их воспроизводимости, установлены допуски на отстрел несоответствий», выданную руководителю проекта.
все основные параметры продукции с использованием методов статисти- • Измерения (Measure). На этом этапе должны быть выявлены параметры
ческого анализа. Должен быть также проведен технико-экономический продукции или процесса, соответствующие установленным требованиям
анализ с целью оптимизации параметров разрабатываемой продукции. потребителей (выходные результаты контролируемого процесса). Каждый
На этом этапе следует предусмотреть испытания прототипов разрабаты- из этих параметров рассматривают в качестве функции отклика, подлежа
ваемой продукции на надежность с целью установления стабильности ее щей улучшению в процессе DMAIC (выходные переменные Y по термино
характеристик и готовности к реализации на рынке. логии «Шесть сигм»). Для уточнения представлений о функционировании
• Проверка (Verify). На этом этапе привлекают потребителей к участию в процесса составляют его структурную схему и проводят анализ возможных
установочных испытаниях первых промышленных образцов продукции. видов и последствий отказов (FMEA). Далее выявляют контролируемые
По результатам этих испытаний принимают решение о постановке про- факторы, влияющие на протекание процесса, воздействуя на которые
дукции на серийное производство и возможности реализации. В ходе можно его совершенствовать. Затем следует установить стандартные тре
установочных испытаний уточняют все детали организации производства бования к продукции или услугам, поставляемым потребителям, и прове
продукции, а также определяют методы контроля готовой продукции. рить, насколько текущее состояние производственных процессов обеспе
План контроля продукции при изготовлении включает правила отбора чивает выполнение этих требований, а также сопоставить уровень
образцов для проверки, методы контроля и испытаний, критерии прием- качества продукции или услуг с имеющимися данными для бенчмаркин-
ки. Разработка продукции и постановка ее на производство завершается га. Наконец, необходимо установить стоимость повышения уровня каче
этапом проверки, окончание которого подтверждает акт о постановке ства продукции и разработать необходимые мероприятия. Одновременно
продукции на серийное производство. должно быть изучено, насколько существующая система измерений и
После того как процедура разработки продукции с использованием DMADV контроля позволяет выявлять серьезные отклонения характеристик про
завершена, все последующие проблемы, связанные с недоработками конструк- изводственных процессов. По завершении данного этапа «черные пояса»
ции или недостатками процессов изготовления, решают с использованием ме- анализируют проблему на основе статистических данных. Возможно, по
тодологии «Шесть сигм». явится необходимость сдвига среднего рассматриваемого выходного па
раметра процесса Y, уменьшения его дисперсии или решения обеих задач
Решение производственных проблем одновременно.
с использованием методологии «Шесть сигм» • Анализ (Analyze). На этом этапе оценивают текущее состояние процесса
с целью выявления источников вариаций его основных параметров X,
Процедуру решения производственных проблем с использованием методо-
являющихся независимыми переменными, определяющими функцию от
логии «Шесть сигм» обычно обозначают аббревиатурой DMAIC, также образо-
клика (выходной параметр) Y. Далее выявленные источники вариаций
ванной по первым буквам английских наименований пяти последовательных
этапов поиска и принятия решений, рассматриваемых ниже.
262 вать доработанные инструкции и обеспечивать улучшенные характерис-
тики усовершенствованного процесса.
следует «привязать» к определенным контрольным точкам процесса, чтобы иметь По окончании контрольного этапа может потребоваться участие «черных
физические рычаги воздействия на него после того, как аналитически поясов» в анализе достигнутых результатов внедрения предложенных измене-
обоснованы способы приведения процесса в состояние, обеспечивающее ний. Этот анализ должен показать, какие выгоды получает предприятие от реа-
получение оптимальных выходных характеристик. Этот анализ представляет лизации предложенных доработок процесса. При этом оценивают, удалось ли
собой последовательное применение различных статистических методов. При получить все ожидаемые преимущества от внедрения рекомендаций, насколько
этом следует начинать с проверки статистических гипотез о наличии различий повлияли проведенные усовершенствования на улучшение основных показате-
между рассматриваемыми факторами, далее с помощью дисперсионного анализа лей предприятия. Как правило, подобный анализ проводится финансовыми служ-
оценивают принадлежность рассматриваемых выборок данных к одной бами или с привлечением внешних аудиторов.
генеральной совокупности, а затем с использованием регрессионного анализа
Управление проектами с использованием методологии «Шесть сигм»
оценивают, какую долю дисперсии функции отклика «объясняет» каждый из
выявленных факторов. После завершения количественного анализа и построения Когда предприятие начинает применять описанные выше процессы DMADV
статистической модели процесса должны быть согласованы цели его или DMAIC для управления проектами в соответствующих контрольных точках
совершенствования. Совершенствование (Improve). На этом этапе должны быть или «вехах» их графиков, можно считать, что сделан первый шаг к управлению
отобраны возможные источники вариаций выходного параметра процесса и проектами на основе методологии «Шесть сигм». Эти контрольные точки долж-
оценено их влияние на сдвиг среднего этого параметра и его дисперсию. ны быть согласованы с этапами шестисигмовых проектов, на которых «мастера»
Должны быть также выявлены взаимное влияние и зависимости между рассматривают их технические аспекты, а «чемпионы по проектам» изучают
параметрами процесса (решено уравнение связи Y = f(X)), с учетом которых влияние проектов на деловые показатели предприятия. Кроме того, высшие
определяют, какие факторы X оказывают наиболее сильное влияние на вы- руководители могут инициировать те или иные проекты в ходе цикла стратеги-
ходную характеристику процесса Y. Для этих критических факторов должны ческого планирования на этапе выявления потребностей в них (recognition), пред-
быть установлены наиболее эффективные значения (номинальные значения и шествующем этапу постановки задачи, а также разрешать проведение экспери-

<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>