<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Менеджмент постоянно осуществляет инвестиции в человеческие ресурсы,
качества продукции или выпускающей продукцию высшего качества в масштабах
которыми обладает компания, в виде заработной платы и предпринимаемых
отрасли, дают ей право повысить цены на нее и позволяют расширить долю рынка.
усилий по повышению квалификации, рассчитывая на единственно возможный
Третья составляющая — это влияние уровня качества на ценность торговой марки
способ окупаемости этих инвестиций — повышение эффективности труда. Ме-
или на устойчивость репутации товаров и услуг, которые, в свою очередь, ведут
неджмент вправе ожидать, что производственные процессы в результате будут
к сохранению в отдаленной перспективе высокой эффективности компании
безукоризненно отработаны и протекать без изъянов. Применяя терминологию
благодаря проводимой ею политике в области качества.
управления производством, менеджеры отвечают за совершенство характерис-
Итак, для определения эффективности управления предприятием важное
тик производственных процессов. Влияние производственных процессов на ка-
значение имеют две составляющие: 1) привлекательность для акционеров, оп-
чество продукции зависит от размера вложенных в них инвестиций. Каждый
ределяемая путем сравнения дохода на вложенный капитал с ценой капитала, и 2)
производственный процесс характеризуется способностью обеспечивать опре-
привлекательность для потребителей, измеряемая величиной добавленной
деленный уровень соответствия производимой продукции требованиям потре-
ценности продукции или услуг, создаваемой компанией.
бителей, которая является функцией размера инвестиций, вложенных в сам
процесс и в занятых в нем работников. Напомним (см. главу 2), что возможно-
Качество и работники компании
сти производственного процесса принято характеризовать индексом воспроиз-
водимости Ср, предназначенным для сравнения поля допуска на некоторый
Большинство современных систем менеджмента качества признают важность
параметр этого процесса к разбросу его значений на выходе процесса. Задача
участия работников предприятия в его обеспечении. Условиями высокой ре-
менеджмента состоит в том, чтобы исходя из установленной воспроизводимос-
зультативности работы компании являются правильный подбор персонала, его
ти оптимизировать доходы на вложенный капитал, обеспечивая высокую про-
интеллектуальные возможности и энтузиазм, соответствие уровня квалификации
изводительность процессов и полное использование основных фондов пред-
и знаний порученным обязанностям, обеспеченность необходимыми ресурсами и
приятия. Это означает, что все процессы в нормальных условиях должны обес-
предоставление им права самостоятельного принятия решений в соответствии с их
печивать заданный уровень воспроизводимости. Любые отклонения от заданного
компетенцией. Перечисленный набор условий подразумевает, что менеджеры
уровня ведут к убыткам для предприятия и должны быть ликвидированы
должны делегировать часть своих полномочий работникам, непосредственно
либо за счет совершенствования самого процесса, либо путем повышения ква-
занимающимся созданием и распространением продукции. Это служит одним из
лификации занятых в этом процессе исполнителей.
признаков доверия менеджмента к своим подчиненным. Другим фактором,
определяющим способность менеджеров и работников добиваться прибыльности
работы компании, является наличие взаимопонимания и единства взглядов Вклад поставщиков в качество
относительно общих целей. Если создан необходимый фундамент отношений, то
работники смогут сами контролировать собственную работу и нести Если компания не имеет возможности нанять на работу или подготовить
ответственность за свои действия. Один из крупнейших социологов, Курт Левин самостоятельно специалистов должной квалификации, способных поставлять
(Kurt Lewin), внесший громадный вклад в разработку методов управления на рынок товары и услуги требуемого качества, то ей приходится вступать в
преобразованиями в компаниях на основе предложенной им «теории поля»13, считал, сотрудничество с другими организациями. По своему характеру и структуре
что «работники, вовлеченные в решение проблемы, проникаются ее важностью и эти отношения могут быть временными, сводясь к приобретению нужных ма-
стремятся приходить к руководителям с предложениями по ее разрешению». териалов и комплектующих, носить характер стратегического партнерства или
Преимущества вовлечения исполнителей в решение проблем предприятия быть постоянными, когда происходит слияние компаний или поглощение од-
заключаются в повышении уровня их мотивации и удовлетворенности работой, в них другими. При установлении временных отношений с поставщиками их
ходе которой они участвуют в коллективной постановке задач, самостоятельно добровольный характер обусловливает необходимость обеспечения взаимовы-
определяют условия работы, управляют ее выполнением и оценивают достигнутые годного сотрудничества, при котором выигрывают и получают удовлетворение
результаты, сопоставляя их с поставленными целями. Участие в планировании от совместной работы обе стороны. Для того чтобы вклад поставщиков в эф-
работы, в исполнении планов и анализе достигнутых результатов способствует фективность работы компании был максимально возможным, ее менеджмент
повышению эффективности труда работников и развитию у них способностей к
коллективным действиям.
87
Глава 3 Лидерство — ключ к устойчивому качеству
86 Качество в XXI веке

Качество как конкурентное преимущество
должен прибегать к разнообразным формам и методам построения отноше-
ний с партнерами. Д-р Каору Исикава (Kaoru Ishikawa) сформулировал оп- Как может быть гарантировано сохранение высокой эффективности пред-
ределение партнерских отношений с поставщиками, перечислив следующие приятия в течение продолжительного времени? Для этого компания должна
признаки14: научиться преуспевать в условиях перемен и неопределенностей, а не пытаться
• взаимная ответственность поставщика и заказчика за установление со приспосабливаться к обстоятельствам. Компания должна пересматривать свое
гласованных систем контроля качества; позиционирование на конкурентном рынке, соответствующим образом пере-
• полная независимость предпринимательской деятельности поставщика и страивая организационную структуру, меняя номенклатуру предлагаемых това-
заказчика и взаимное уважение прав на автономное ведение деловых ров и услуг, практику управления, обновляя производственные процессы, пер-
операций; сонал и технологии, с тем чтобы постоянно соответствовать изменяющимся
• ответственность заказчика за установление четких и полностью понятных требованиям потребителей.
поставщику требований к поставляемой им продукции; Для достижения делового совершенства, обеспечивающего компании долго-
• принятие поставщиком и заказчиком согласованных понятий и требова временные конкурентные преимущества, менеджмент обязан проводить актив-
ний, относящихся к качеству и количеству поставляемой продукции, ее ную опережающую политику в области качества, которая нацеливает все ресурсы
стоимости, правилам поставки и взаимных расчетов; организации на удовлетворение потребностей заинтересованных сторон — потре-
• ответственность поставщика за обеспечение уровня качества поставляемой бителей и акционеров, сотрудников и поставщиков. Оптимизируя портфель пред-
им продукции, позволяющего заказчику произвести конечную продукцию ложений компании, ее руководители и менеджеры смогут добиться устойчивой
в соответствии с установленными требованиями к ее качеству, а также эффективности, позволяющей занять доминирующие позиции на рынке.
гарантии предоставления заказчику информации, подтверждающей соот
Качество как стратегия лидирования на рынке
ветствие качества наиболее ответственных комплектующих изделий уста
новленным требованиям; В свое время отдел стратегического планирования корпорации General Electric
• согласованность методов проверки и испытаний комплектующих изделий провел исследование влияния различных рыночных факторов на прибыльность
при выходном контроле у поставщика и при входном контроле у заказчика; компаний. Эти исследования были продолжены Wharton School of Business и ста-
• знание обеими сторонами существующих у них производственных про ли известны под аббревиатурой PIMS Study*. В результате было установлено,
цессов и обмен информацией, необходимой для оптимального функцио что представления потребителей о качестве продукции оказывают решающее
нирования их производственных систем; влияние на прибыльность компании и размеры принадлежащей ей доли рынка.
• совместное управление планированием заказов, изготовлением комплек Если представления потребителей об относительном уровне качества продук-
тующих изделий, а также инвентаризацией запасов; ции компании в сравнении с конкурентами достаточно высоки и, соответствен-
• совместное установление порядка и правил разрешения возникающих но, велики размеры принадлежащего ей рынка сбыта, то очевидно, что будет
гарантирована высокая прибыльность ее работы15. Исследование также доказало,
разногласий и проблем в отношениях между сторонами.
Для установления партнерских отношений с поставщиками компания обя- что суждения потребителей о продукции основываются не только на пред-
зана заранее создать и поддерживать систему управления ими. Подобная систе- ставлениях об ее качестве, но также на оценках ее полезности или на соотноше-
ма должна включать методы отбора партнеров, уровень квалификации, сведе- нии «цена—качество».
ния о наличии у них сертификатов соответствия, а также методику оценки их Поведение потребителей в отношении закупок товаров и услуг определяется
деятельности на основе объективных критериев. Поставщики должны созна- их оценками относительной ценности предложений компаний. Представления
вать, что они смогут поддерживать длительные отношения с заказчиками до тех потребителей об относительном качестве продукции необязательно определяются
пор, пока будут сохранять приемлемый уровень цен на поставляемую ими про- реальным уровнем ее качества или соответствием техническим условиям. Потре-
дукцию и обеспечивать безусловное соответствие ее параметров установленным битель оценивает качество, сопоставляя предлагаемую продукцию с альтернатив-
требованиям. Это выгодно обеим сторонам и гарантирует им сохранение долго- ными предложениями, имеющимися на рынке, и с ее ценой. Рынок приводится
временных конкурентных преимуществ за счет объединения возможностей за-
казчика и поставщиков для создания конечной продукции, наилучшим образом Сокращение от Profit Impact of Market Strategy Study — исследование влияния рыночной стра-
удовлетворяющей нужды ее потребителей. тегии на прибыль компаний. — Примеч. пер.
Качество в XXI веке
_89
Глава 3 Лидерство — ключ к устойчивому качеству

в движение пожеланиями потребителей, которые устанавливают минимальные • Все работники предприятия должны быть обучены соответствующим под
стандарты ценности продукции, определяемой уровнем ее технических характе- ходам к совершенствованию методов работы и производственных процес-
ристик при заданной цене. В ходе PIMS Study было установлено, что потреби- сов, прикладным методам всеобщего управления на основе качества. При
тельская ценность продукции является важнейшей составляющей в уравнении,
этом не должно быть никаких исключений, хотя, конечно, подходы
описывающем конкурентоспособность компаний. Поставка товаров, представ-
к обучению сотрудников в разных организациях могут отличаться.
ляющих ценность для потребителей, должна быть главной задачей предприя-
• Организации обязаны разрабатывать долгосрочные цели и стратегические
тия, решение которой требует постоянного внимания со стороны высшего ру-
планы по их достижению, которыми предусматривается приобретение
ководства и менеджеров, координированных усилий всех сотрудников, всеоб-
статуса образцовых предприятий в части достигнутого уровня качества и
щей приверженности обеспечению качества. При этом качество служит цент-
деловых результатов.
ром приложения усилий, направленных на достижение установленных или же-
• Процесс планирования должен быть непрерывным, достаточно гибким и
лаемых целей организации, согласующихся с ожиданиями потребителей, по-
быстро приспосабливаемым к непредвиденным обстоятельствам, а не ус-
средством обеспечения совершенства производственных процессов. Такой ме-
танавливать жестко фиксированное, неизменное направление развития
неджмент фактически представляет собой подход, заставляющий все структуры
организации на определенный срок.
предприятия действовать как единая команда, объединяющий организацион-
• Планы организации должны быть конкретными, контролируемыми и ре-
ные и технические возможности предприятия, знания и навыки работников
гулярно пересматриваемыми и не содержать общих рассуждений или
ради устойчивого обеспечения высокого качества.
благих пожеланий.
• Организации должны проводить бенчмаркинг, служащий эффективным
Заключение средством распространения знаний, установления правильных целей со-
вершенствования и разработки специальных планов по их достижению.
В заключение отметим, что перед всеми менеджерами предприятия стоят две
• В инициативах по перестройке предприятий должен быть выдержан над-
четко обозначенные задачи — руководство людьми и управление процессами.
лежащий баланс между непрерывным совершенствованием и принятием
Высшие руководители должны обеспечить поставки предприятием продукции
решений для прорыва. Все решения должны приниматься с учетом ре-
должного качества и быть главной движущей силой для внедрения соответству-
сурсов и производственных возможностей предприятия.
ющей модели ведения бизнеса. При этом они должны действовать от лица вла-
• Инфраструктура организации должна обеспечивать сбор и анализ самой
дельцев предприятия и руководствоваться принципами, изложенными ниже16.
подробной информации о процессах выполнения работ.
• Главной задачей менеджмента должно быть установление единства взглядов
Перечисленные принципы определяют роль руководителей организации в обес-
внутри организации и общего плана действий, распределение имеющихся
печении высокого качества продукции, поставляемой потребителям, которое
ресурсов, обеспечивающих успешную его реализацию, регулярное
служит важнейшим фактором конкурентоспособности. Для этого руководство
рассмотрение хода выполнения плана и награждение работников за дос-
организации должно изучить опыт других компаний, используя в качестве на-
тигнутый прогресс в этом направлении.
ставления приведенный ниже перечень обязанностей руководителя.
• Для того чтобы качество было общей целью для всей организации, его
• Выработка неопровержимой системы взглядов на основное направление
обеспечением должны руководить высшие менеджеры.
развития организации.
• Менеджмент обязан установить ясные показатели качества и регулярно
• Поиски уникальных возможностей организации и номенклатуры выпус-
настаивать на их обеспечении, недвусмысленно доводя до сотрудников
каемой продукции.
свои требования и представляя очевидные образцы для подражания своим
• Предвидение будущих направлений развития организации и изучение
отношением к качеству.
связанных с ними допущений, имеющих критическое значение.
• Во всех областях деятельности организации должна поощряться привер-
• Построение организации, в которой принято коллегиальное обсуждение
женность повышению качества, и высшее руководство не должно быть
проблем.
исключением.
• Поощрение командной работы и передача исполнителям необходимых
• Целью любых инициатив в области качества должно быть улучшение
полномочий для обеспечения выполнения поручаемых работ.
показателей работы компании и достижение ею делового совершенства.
• Содействие распространению информации внутри и вне организации.
90 Качество в XXI веке Глава 3 Лидерство — ключ к устойчивому качеству

• Нацеливание сотрудников на изучение работы не только своих коллег, Ссылки и примечания
но и опыта сотрудников других организаций.
Watson G. H. Strategic Benchmarking. New York: John Wiley & Sons, 1993.
• Развитие корпоративной культуры, ориентированной на интересы потре-
Drucker P. The Leader of the Future. San Francisco: Jossey-Bass, 1996.
бителей.
Welch J. Letter to Shareholders. General Electric Annual Report, 1999.
• Умение взвешивать риски и извлекать пользу для предприятия из имею- Burns J. M. Leaders. New York: Harper & Row, 1978.
щихся незанятых сегментов рынка. For further reading on this subject. See A. Zaleznik. Managers and Leaders: Are They Different'.'
• Создание нового поколения лидеров — обучение будущих руководителей. Harvard Business Review. May-June 1990.
Watson G. H. Building Quality Competence: Successful Management Behavior. Proceedings of the
Для того чтобы успешно справляться с перечисленными обязанностями, хо-
Annual Quality Congress. 25 May 1999.
роший руководитель:
Bennis W. On Becoming a Leader. Reading, MA: Perseus Books, 1989.
устанавливает показатели эффективности предприятия и вырабатывает Covey S. R. Principle-Centered Leadership. New York: Simon & Schuster, 1990.
соответствующие планы действий; An explanation of the model for «exciting quality» by Dr. Noriaki Kano is found in chapter 2 of this
регулярно оценивает достижения предприятия, сопоставляя достигнутые book.
Treacy M. and Wiersema F. The Discipline of Market Leaders. Reading, MA: Perseus Books, 1995.
показатели с заданными;
Ibid.
организует командную работу, обеспечивая участие всех заинтересован-
Buzzell R. D. and Gale В. Т. The PIMS Principles. New York: The Free Press, 1987.
ных сторон;
Lewin K. Quoted on the www.top-psychology.com Web site.
принимает решения, основываясь на объективной информации; Ishikawa K. What Is Total Quality Control? Englewood Cliffs, CA: Prentice Hall, 1985.
анализирует показатели деятельности и использует полученные данные Buzzell and Gale. PIMS Principles. This relationship is described throughout chapter 6. Womack J. P.
для обеспечения успешной работы предприятия; and Jones D. T. Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation. New York:
Simon & Schuster, 1996.
поощряет достижение делового совершенства отдельными исполнителя-
ми и командами исполнителей.
В природе не существует простых формул, использование которых позволяет
руководителю стать лидером. Вместе с тем приверженность руководителей ре-
шению задач качества способна обеспечить организации устойчивые конкурент-
ные преимущества. Если такая приверженность — неотъемлемая часть корпора-
тивной культуры организации, то это обеспечивает уникальное положение орга-
низации на рынке.
92_ Качество в XXI веке


Глава 4
Литература
Bennis W. On Becoming a Leader. Cambridge, MA: Perseus Books, 1989, 1994.
Bennis W. and Nanus B. Leaders: Strategies for Taking Charge. 2nd ed. New York: Harper Business,
1997.

Значение человеческого
Block P. Flawless Consulting: A Guide to Getting Your Expertise Used. 2nd ed. San Francisco:
Jossey-Bass. 1981, 2000.
Collins J. С and Porras J. I. Built to Last: Successful Habits of Visionary Companies. New York:

фактора в создании
Harper Business, 1994.
Covey S. R. Principle-Centered Leadership. New York: Simon & Schuster, 1990.


устойчивого качества
Goldman S. L., Nagel R. N., and Preiss K. Agile Competitors and Virtual Organizations: Strategies for
Enriching the Customer. New York: Van Nostrand Reinhold, 1995.
Kotter. J. P. Leading Change. Boston: Harvard Business School Press, 1996.
Moore G. A. Living on the Fault Line: Managing for Shareholder Value in the Age of the Internet.
New York: Harper Business, 2000.
Treacy M. and Wiersema F. The Disciplines of Market Leaders. Reading, MA: Perseus Books, 1995.
Су Ми Пак Дальгаард,
Watson G. H. Business Systems Engineering. New York: John Wiley & Sons, 1994. Watson G. H.
Йенс Дж. Дальгаард
Strategic Benchmarking. New York: John Wiley & Sons, 1993.
Womack J.P. and Jones D.T. Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation.
New York: Simon & Schuster, 1996.




Введение
Коносуке Мацусита (Konosuke Matsushita), основатель одной из крупнейшей
в мире компании — производителя бытовой радиоэлектроники, следующим
образом сформулировал свое понимание значения человеческого фактора:
«Не хочу поддаться искушению и заявить, что с первых шагов своей деловой
карьеры всегда хорошо понимал, насколько важно создать атмосферу взаимного
доверия с сотрудниками в корпорации. Безусловно, мой подход к решению
этой проблемы был во многом интуитивным, а знания в этой области накапли-
вались постепенно, с приобретением практического опыта. Но инстинкт и, ве-
роятно, совесть подсказывали мне, что я обязан доверять своим работникам,
если хочу рассчитывать на их ответное доверие, что я должен полностью пола-
гаться на их стремление к совершенствованию и развитию имеющегося потен-
циала. Только в этом случае работники корпорации будут полностью полагаться
на мои управленческие способности и личную честность»1.
Многими авторами29 подчеркивается, что одной из главных причин неудач
при внедрении принципов всеобщего управления на основе качества (TQM)
являются поверхностные знания и недостаточное понимание руководством прин-
ципиально важного значения человеческого фактора в этом процессе. В частно-
сти, проблемы с внедрением TQM могут возникать при недостаточном участии
сотрудников и отсутствии должной приверженности руководства принципам
TQM, отсутствии четких целей, недостаточной мотивации, обучении и подго-
94 Глава 4 Значение человеческого фактора в создании устойчивого качества ____________ 95
Качество в XXI веке

товки исполнителей. Хотя всеми признается значение человеческого торых основаны новые подходы к управлению человеческими ресурсами, и
фактора для успешного внедрения принципов TQM, тем не менее известно не так существующими схемами мотивации. Эти предпосылки рассматриваются в сле-
много исследований, специально посвященных изучению этой одной из главных дующем разделе главы.
составляющих системы всеобщего управления на основе качества.
Авторы настоящей главы предприняли попытку рассмотреть значение чело- Предпосылки мотивации
веческого фактора в управлении качеством.
Исследования доказывают, что одним из наиболее важных факторов в обес-
печении мотивации работников и их вовлеченности в дела предприятия служат
Гуманистические аспекты менеджмента качества
моральные ценности, которых они придерживаются. Обзор имеющейся литера-
Составной частью менеджмента качества является управление человечески- туры по данному вопросу указывает на то, что все современные теории мотива-
ми ресурсами. Хотя до сих пор отсутствует общепринятое определение этого ции исходят из следующих двух предположений относительно человеческой
природы2223.
понятия и его содержания, Госс (Goss), в частности, предлагает рассматривать
управление человеческими ресурсами как «совокупность инструментальных и Человек — биологическое существо. Значительная часть его деятельности
гуманистических подходов»10. направлена на удовлетворение разнообразных биологических потребностей (по-
При инструментальном подходе наемный работник рассматривается в одном требности низшего уровня), к числу которых, в частности, относятся такие, как
ряду с другими орудиями производства, подлежащими контролю и управлению потребность в пище, стремление к безопасности, желание принадлежать к не-
со стороны менеджеров. Здесь игнорируются интеллектуальные аспекты чело- которому сообществу и др.
века, и только его мускульная сила признается действительно полезным ресур- Человек — мыслящее существо, обладающее собственной психологией. Мно-
сом для предприятия. Одним из главных отрицательных последствий подобного гие его действия направлены на удовлетворение разнообразных умственных и
подхода является невозможность использования в интересах предприятия зна- духовных потребностей (потребностей высшего уровня), среди которых можно
ний и творческих способностей работников. выделить такие, как стремление к самовыражению, самоуважению, реализации
При гуманистических подходах основное внимание уделяется человеческим и творческих способностей, самосовершенствованию, повышению образователь-
социальным факторам, таким как отношения между людьми, моральные ценнос- ного уровня и т.д.
ти, чувство сопричастности, коллективный опыт, мотивация, вовлеченность ра- Известный теоретик в области мотивации Маслоу (Maslow), разработавший
ботников11, 12. Каждый человек рассматривается как уникальная личность, а кол- собственную иерархию человеческих потребностей, считает, что такие базовые
лектив работников — как наиболее важный актив предприятия, который не под- ценности, как справедливость, честность, искренность, порядочность, свобода,
дается копированию конкурентами и является единственным из всех активов, являются обязательными предварительными условиями для удовлетворения че-
ловеком его основных потребностей24. В других, более поздних исследованиях,
отдельные составляющие которого способны взаимно усиливать друг друга. Че-
ловек в данном случае не только обладатель мускульной силы, но одухотворенная посвященных мотивации работников и их приверженности интересам предприя-
мыслящая личность. В этой связи управление человеческими ресурсами — глубо- тия, базовые ценности рассматриваются как результат направленной деятельности
кий комплексный подход13. по созданию определенных трудовых отношений на предприятии25-27. Их относят к
числу параметров, влияющих на уровень мотивации и вовлеченности персонала.
Некоторые теоретики в области управления подчеркивают, что современ-
Помимо Маслоу, изучением различных факторов и процессов мотивации,
ные тенденции — это постепенный переход от узкорационалистических, ин-
струментальных подходов к методам, ориентированным на человека14-17. Име- занимались многие психологи, рассматривая разные виды человеческой дея-
тельности. Например, Форд (Ford) насчитал 32 теории мотивации. Он включил
ющиеся результаты исследований указывают на то, что внедрение принципов
в их число собственную модель, согласно которой мотивы человеческих дей-
всеобщего управления на основе качества обусловливает ускоренный переход
ствий могут быть формализованы в виде стройной системы индивидуальных
организаций к использованию именно таких подходов к менеджменту, при
целей с учетом эмоционального настроя и личных убеждений28. Как подчерки-
которых большее внимание уделяется горизонтальным связям внутри пред-
вает Форд, история развития теорий мотивации представляет собой процесс
приятия, обеспечению гибкости и отзывчивости в отношении к людям, повы-
шению индивидуальной и групповой ответственности18-21. Вместе с тем суще- последовательного углубления и развития базовых представлений о природе
человеческой деятельности29. Каждая новая теория в большей или меньшей
ствуют определенные несоответствия между базовыми предпосылками, на ко-
96 только материальное или денежное вознаграждение. Существенный пересмотр
теорий мотивации, а также их практических приложений в организациях начал-
степени использует современное понимание сложного феномена человечес-
ся в 1930-е гг. после проведения Хейторном (Haethorne) известных эксперимен-
кой мотивации.
тов. В этот период осуществлялся переход от рациональных к гуманистическим
Доминирующими в теории мотивации, и особенно с точки зрения практичес-
принципам управления человеческими ресурсами.
ких приложений, являются модели, относящиеся к категории контент-теорий,
Кроме того, следует подчеркнуть, что по мере роста благосостояния и обра-
представленных работами Маслоу, Херцберга (Herzberg), МакГрегора (McGregor),
зовательного уровня работников и накопления знаний относительно внутрен-
Олдерфера (Alderfer) и МакКлиленда (McClelland). Одной из возможных причин
них факторов их мотивации все большее внимание, по сравнению с потребнос-
этого может быть их относительная простота по сравнению с другими теоретичес-
тями низшего уровня, исследователи начинают уделять изучению человеческих
кими моделями.
потребностей, относящихся к более высоким уровням (см. табл. 4.1).
Как показано в табл. 4.1, современные практические приложения теорий мо-
Таким образом, следует отметить, что известные и широко применявшиеся
тивации к задачам управления организациями сместились с рассмотрения чело-
на практике теоретические модели мотивации были созданы в период роста
века как субъекта экономики или орудия производства в сторону решения задач
индустриализации (1940—1970-е гг.), когда основное внимание уделяли повы-
самореализации работников. В эру господства так называемых принципов науч-
шению производительности, получению максимальной прибыли, расширению
ной организации труда (по Тэйлору) работники рассматривались исключительно
предприятий без должного учета значения человеческого фактора в процессе
как биологические существа, для которых мотивом, побуждающим к работе, было
делового совершенства30.
Таблица 4.1
Обзор контент-теорий мотивации и их практических приложений
Духовные потребности — неучтенная часть мотивации
Маслоу Херцберг МакКлиленд Олдерфер Практическое
(1954) (1959) (1975) (1972)
приложение
Одной из заметных новых тенденций, проявившихся в середине 1980-х —
1. Потребности высшего уровня
начале 1990-х гг., стал рост числа ученых, специализирующихся в различных
направлениях теории менеджмента, таких как управление человеческими ре-
Потребность в Стремление к успеху Потребность в Профес- Человек —
сурсами, вопросы лидерства, управление интеллектуальными и социальными
самореализации Ответственность успехе сиональный существо,
капиталами, деловая этика. Эти специалисты стали признавать значение эти-
Работа как таковая рост стремящееся к
ческих аспектов, или базовых ценностей31-39, в число которых входят доверие и
Профессиональный само-
рост реализации
уважение к людям, искренность, лояльность, справедливость и честность по
отношению к ним.
Самолюбие / Признание Стремление к
Например, многими исследованиями доказано, что доверие служит непре-
достижение Стремление к власти
менным условием для успешного диалога, установления взаимоотношений между
личных целей успеху
людьми, а также для создания должной культуры общения. Фукуяма (Fukuyama)40,
Социальные цели
Гамбетта (Gambetta)41, Патнам (Putnam)42, Ринг (Ring) и Ван-ден-Вен (Van den
Межличностные Потребность в Причастность к Человек —
отношения общему делу существо
коллективе
Ven)43, Тайлер (Tyler) и Креймер (Kramer)44, а также Мисира (Mishira)45 показали,
общественное
что люди, склонные к установлению доверительных отношений между собой,
сильнее вовлечены в дела предприятия и более активно участвуют в обще-
Гарантированное
Потребность в
рабочее место

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>