<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

один глаз должен по-прежнему быть прикрыт повязкой. Теперь обмахивайте (то
подносите, то отдаляйте) этой чистой стороной лицо, используя ее вместо
ладони, как вы это делали раньше. Когда глаз начнет воспринимать это
изменение расстояния с комфортом, переверните таблицу лицевой стороной вверх
и прочитайте верхнюю строку, делая маленькие повороты головы из стороны в
сторону.
в) Теперь закройте глаза и, мысленно удлинив свой нос, напишите им
буквы в воздухе такими, какими вы их увидели: d e b c o.
г) Затем, глубоко вдохнув и поворачивая голову из стороны в сторону,
прочитайте вторую строку. Закройте глаза и "напишите" ее носом. Двигайтесь
таким способом вниз по таблице до тех пор, пока это вам удается легко.
д) Теперь возьмите напечатанную в книге таблицу "Основные сведения о
зрении" и, делая маленькие повороты головой от одного поля страницы до
другого поля, прочитайте (идя сверху вниз) столько строк, сколько вы можете
сделать без усилия. Затем отдохните. Старайтесь моргнуть на каждой точке и
ненадолго закрывать глаза в конце каждого абзаца.
е) Достичь самого мелкого шрифта можно таким способом: переверните
напечатанную в книге таблицу вверх ногами таким образом, чтобы строка с
самым мелким шрифтом оказалась наверху. Прикрыв один глаз повязкой, закройте
свои глаза и начните обмахивать таблицей свою переносицу, представляя при
этом
210

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЗРЕНИИ
Маргарет Д. Корбетт 1. Работа глаз основана на различии - различии
между светлым и темным, крупным и мелким, прямым и изогнутым, глубоким и
неглубоким, близким и далеким. 2. Глаз заинтересован в свете, мозг - во
тьме. 3. Самое острое зрение обеспечивают нервы ямки, самой важной части
макулы, центра зрения. Эти конусообразные нервные клетки - настоящие ловцы
света, охотящиеся за ним на и вокруг букв, которые надо прочитать, или
объекта, который надо увидеть. 4. Эти нервы позволяют передавать в мозг
изображения высочайшей резкости для последующей их интерпретации. В этом
заключается взаимодействие глаза и мозга, что обеспечивает четкое зрение. 5.
Зрение - это ощущение, подобное голоду, гневу или удовольствию. Управлять
или каким-либо образом регламентировать ощущения вы не можете. 6. Вы не
можете решать, быть вам голодным или нет. Но вы можете вызвать в себе это
ощущение, вспомнив или представив запах жареной курочки, или аромат куриной
ножки, или же вспоминая запах свежеиспеченного хлеба с маслом, тающим на
ломтике, все еще хранящего тепло печи. 7. Эти мысленные представления
вызывают ощущение. Ну что, потекли у вас слюньки? Через мысленное
представление вы можете развить свое зрение. Постарайтесь сделать следующее:
сядьте удобно и, никуда не торопясь, спокойно посмотрите на какой-нибудь
объект, который вы не видите четко. Теперь закройте глаза и прикройте их
ладонями рук. 8. Вспомните самый приятный свой отпуск. Предположим, он был
на побережье моря, в деревне, лесной чаще, высоких горах, у реки, на берегу
озера или у быстрого ручья. Оживите в памяти все, что вам удастся вспомнить.

{в оригинале сверху шрифт у букв самый крупный и с движением вниз
постепенно уменьшается}
211

то приближающуюся, то удаляющуюся чистую белую поверхность листа.
Откройте глаза, продолжая делать обмахивающие движения, и посмотрите на
белый фон, просвечивающий между строками букв. Эти белые промежутки
становятся во время обмахивания то больше, то меньше: больше, когда таблица
приближается и меньше, когда удаляется. Ваши глазные яблоки в настоящее
время удлиняются и уплощаются.
ж) Теперь переверните таблицу правильной стороной вверх, чтобы
прочитать ее, делая повороты головы из стороны в сторону. Начать при этом
следует с того абзаца, на котором вы были вынуждены прервать ранее чтение.
На этот раз вы должны суметь прочитать на несколько строк больше. Теперь
посмотрите на строку с большими буквами на самом верху таблицы. Они должны
быть намного четче, чем были, когда приступили к упражнению.
Этого будет достаточно для первого урока чтения этим глазом. Снимите
повязку, сделайте большие повороты, если это возможно, на солнце. Солнечные
лучи при этом должны падать на закрытые веки. Сделайте пальминг для обоих
глаз. После этого выполните все описанные выше упражнения с другим глазом.
Закончите свой урок чтения длительным пальмингом, желательно под мягкую
музыку. Это даст хороший отдых глазам после непривычной для них работы.
Если вы будете делать эти простые упражнения по несколько минут каждый
день, вы будете удивлены тем прогрессом, который вы достигните. Несколько
изменив слова Спенсера, можно сказать, что органы укрепляются
самостоятельным выполнением своей работы, а не за счет того, что эта работа
проделывается за них. Возраст при этом не имеет значения. Моей самой старой
ученице было 96 лет. Она умерла, за чтением библии перед тем как лечь спать.
При этом делала она это без каких-либо очков при искусственном освещении.
Пришла же она ко мне несколькими годами раньше с очень тяжелой катарактой.

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ ПО УРОКАМ ЧТЕНИЯ

Проделайте приведенные здесь упражнения для чтения:
212

При чтении необходимо соблюдать следующие правила:

1. Если глаз прикрыт повязкой, следите за тем, чтобы во время чтения он
оставался под ней открытым.
2. Читайте вслух, чтобы быть уверенным в том, что вы дышите. Люди с
глазами, подверженными напряжению, обычно задерживают дыхание во время
зрительной работы.
3. Держите шрифт прямо перед своим лицом и передвигайте свой нос от
поля к полю легким, мягким поворотом головы.
4. Не надо координировать эти повороты головой со своим чтением. Они
являются лишь средством достижения расслабления глаз. Выполняйте эти
повороты медленно, короткими движениями и ритмично, но глаза пусть двигаются
так быстро, как могут. Нервы сетчатки должны двигаться с частотой 70 раз в
секунду.
5. Старайтесь закрывать глаза и давать им отдых, а затем делать
повороты головы в конце каждого абзаца. Если вы будете отдыхать заранее, еще
до наступления утомления, вы никогда не истощите себя. Минутный отдых
никогда не отнимает время, так как отдых продлевает рабочий период.
6. Остерегайтесь хитрить со своим зрением! Не делайте из себя идиота,
пытаясь каким-либо неестественным образом сделать шрифт четче, например,
прищуриваясь, наклоняя голову, глядя искоса и множеством других способов,
которые напряженный глаз находит увеличивающими остроту зрения. Эти хитрости
приведут вас к краху. Вам нужно только свободное, широкое, открытое и легкое
смотрение, т.е. расслабленный взгляд. Если вы почувствовали, что вы
используете ухищрения, то закройте свои глаза, расслабьте сначала верхние,
затем нижние веки, а после этого расслабьте заднюю часть глазных яблок.
Затем с глубоким выдохом откройте глаза и вы увидите буквы. Возможно вы
будете удивлены способом, который позволяет добиться зрения.
7. Помните, что то, будет ли шрифт четок или расплывчат, зависит от
способа, которым вы смотрите на него. Посмотрите на него напрягшись, и он
покажется вам неразборчивым. Взгляните на него легко, сделав глубокий вздох,
и шрифт станет четче.
213

8. Наше правило для успешного чтения - моргать на каждой точке текста и
закрывать глаза в конце каждого абзаца. Пока вы работаете с таблицей для
упражнений делайте продолжительные закрывания глаз в конце каждого абзаца
для реального, действенного снятия напряжения, поворачивая свою голову от
одного плеча к другому. Затем делайте глубокий вдох и, открыв глаза,
смотрите на последнее слово, на котором вы закончили чтение. Эти слова
должны становиться четче.
Занимайтесь чтением своей таблицы ежедневно. С каждым днем вы должны
читать шрифт все меньшего и меньшего размера. Последняя строка, до которой
вы дошли, никогда не будет сразу же хорошо видна. Однако вы можете проверить
свой прогресс, вернувшись к строкам с более крупными буквами, которые были
раньше несколько расплывчаты. Теперь они должны быть четче, чем это было в
первый раз. Если вы обнаружите, что один глаз видит (читает) лучше, чем
другой, то дайте более слабому глазу больше работы, делая регулярно частые
непродолжительные периоды отдыха во время выполнения упражнений путем
соляризации и пальминга. Чтобы избавиться от всех видов напряжений, глаза
должны быть игроками одной и той же команды во время работы как на близком,
так и на дальнем расстояниях. После проработки глаз по отдельности всегда
делайте соляризацию и пальминг, прежде чем объедините их вместе.
Каждый раз, когда вы заканчиваете свою работу с тренировочной таблицей,
читайте самый мелкий шрифт, который вы можете видеть без всяких ухищрений.
После этого отдохните и вознаградите себя каким-нибудь текстом хорошего,
нормального размера. При этом обнаружится, что наибольшие трудности у вас
возникнут лишь при чтении газетного шрифта.

ДЛЯ ДАЛЬНОЗОРКИХ

Если вы сначала были дальнозорким, а теперь у вас появилось так
называемое старческое зрение, где надо пользоваться бифокальными очками, то
вам надо
214

знать, что этот процесс развивается чрезвычайно быстро и вам не следует
терять времени. Запомните одно мудрое высказывание, которое я когда-то
прочитала: "Какая это замечательная вещь - ничего не делать, а потом и
отдохнуть после этого!" Для вас пальминг будет более важным элементом
тренировки, нежели для других типов нарушения зрения, за исключением
слепоты. Несмотря на это вы продолжаете чаще, чем другие люди, пребывать в
спешке. При этом вы беретесь за слишком много дел, чтобы у вас оставалось
время для пальминга или расслабления.
Использование глаз в расслабленном состоянии, как только они добьются
такого ощущения, будет отнимать у вас не больше времени, чем использование
их с напряжением, чтобы усилить зрение. Да и вы, и ваши глаза в таком
состоянии продержатся дольше. Пальминг демонстрирует вам способ достижения
такого состояния, дает вам ощущение, которому вам, в частности, надо усердно
учиться. Вам не надо менять свою личность, вам надо лишь избавиться от
напряжения. Тогда вы полным ходом устремитесь вперед с удвоенной энергией и
меньшим утомлением. Вам надо учиться одной важной вещи - учиться смотреть. У
ваших глаз острое зрение, они могут увидеть все что угодно вдали, но ставить
себе это целью не стоит. И еще одно положение, которое, на первый взгляд,
может показаться противоречащим только что сказанному - вам надо учиться
наблюдать. Одна моя ученица ежедневно проходила мимо большой пальмы на
лужайке сбоку от школы. Это была высокая пальма, бросавшая тень на одну
сторону школы. Я спросила ее, заметила ли она эту пальму. Она ответила
отрицательно. Я попросила ее посмотреть на пальму в следующий раз, когда она
будет проходить мимо. В течение четырех дней она по 2-3 раза в день
проходила мимо пальмы и по-прежнему не обращала на нее внимания. Другой
пример: дальнозоркая женщина, которая отправилась как-то со мной в поездку
на машине, имевшую целью развитие зрения. Она тотчас же уставилась взглядом
перед собой, не видя ничего из того, мимо чего мы проезжали. Я спросила:
"Видели ли вы лошадей, бежавших по ипподрому, мимо которого мы только что
проехали?" "Ипподрома? - удивилась она. - Я не видела никакого ипподрома!" У
нее были хорошие глаза, которые не
215

смотрели, а значит, не видели. Причиной этого является то, что глаза не
перемещаются, т.е. пристальное смотрение. Научить глаза перемещаться
мысленно (психически, в уме) не менее полезно, чем научить их перемещаться
физически.

ПСИХИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕМЕЩЕНИЕ

Во время пальминга "нарисуйте носом" маленькую букву "О". Внутри этой
буквы нарисуйте еще меньшую, внутри нее - еще меньше и т.д. до тех пор, пока
не получите в центре точку. Теперь мысленно проткните в этой точке иголочкой
крохотную дырочку и у вас получится еще более маленький кружочек. Затем
внутри этого кружочка расположите малюсенький знак "плюс". Центр этого плюса
представляет собой точку. Если вы теперь проткнете эту точечку иголочкой, то
вы сможете закрутить вокруг этой иголочки свой большой круг подобно колесу
вокруг оси. Можете ли вы представить его вращающимся? После завершения этого
упражнения быстро бросьте взгляд на напечатанную в книге тренировочную
таблицу и сосчитайте точки на каждой строке. Вас удивит то, что такой способ
позволяет сделать точки четче. Теперь и шрифт будет виден четче.
Сделайте пальминг и повторите психическое упражнение с кружочками.
Затем возьмите в руки 4 копии цитат из библии. Прочитайте верхнюю строку
каждого абзаца. Когда вы подойдете к самому мелкому, микроскопическому
шрифту, лишь попытайтесь прочитать его. Хотя вы еще не можете прочитать этот
шрифт, вы можете увидеть, что эта строка состоит из отдельных слов.
Проведите ногтем большого пальца под прямым углом под этими словами.
Поскольку вы знаете, какие там слова, одно или два из них могут выявить свою
форму. Если это не получится сразу, то через несколько дней вы все равно
добьетесь успеха. Не прикладывайте усилий. Только расслабление, только
легкий взгляд принесут успех. Освещение шрифта солнцем окажет в этом большую
помощь.
Полезным будет также во время чтения отрывать взгляд от читаемого
материала и бросать быстрые
216

1. Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться.
2. Он покоит меня на злачных пажитиях и водит меня к водам тихим.
3. Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради
имени Своего.
4. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что
Ты со мною; Твой жезл и Твой посох - они успокоивают меня.
5. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих, умастил
елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
6. Так, благость и милость да сопровождают

{в оригинале сверху шрифт у букв самый крупный и с движением вниз
постепенно уменьшается}
217

взгляды в сторону от него, ни на чем не фокусируясь, чтобы расслабить
произвольные и непроизвольные мышцы глаз. Людей, которым много приходится
читать лекции, учат почаще бросать взгляд на аудиторию. Быстрые взгляды в
сторону всегда полезны. Сделайте их привычными.

УПРАЖНЕНИЕ "ОТ БЛИЗКОГО К ДАЛЬНЕМУ"
(для тех, кто потерял свое прежнее зрение вдаль)

Поместите таблицу RNE на хорошем освещении на таком расстоянии от себя,
чтобы вы могли видеть верхнюю строку. Возьмите в руку иголку. Держите ее на
удобном для вас расстоянии таким образом, чтобы ушко иголки указывало на
кончик вашего носа, а острие - на буквы в таблице. Закройте глаза и
добейтесь четкого ощущения расслабления в глазах. Сделав глубокий вдох,
откройте глаза и, моргая, перенесите свое внимание от ушка иголки к ее
острию несколько раз, затем быстро бросьте взгляд дальше, на буквы.
Проделайте это для каждой буквы, закрывая глаза и делая повороты головой при
переходе от одной буквы к другой. На первых порах не держите иглу слишком
близко к своему носу, иначе в глазах при этом возможно появление тянущего
чувства. Во время всех своих упражнений акцентируйте внимание на приносящих
отдых поворотах, легких взглядах, глубоком дыхании и на апатичном, вялом,
ленивом чувстве отсутствия всякого принуждения.

МЫСЛЕННЫЙ ПАЛЬМИНГ

В тихом месте дома по вечерам делайте в течение 15 минут или больше
пальминг. Мягкая музыка поможет вам добиться необходимого состояния полного
расслабления. В какой - то момент вы почувствуете, что добились
действительно успешного пальминга. Запомните это ощущение. Опустите свои
руки и попытайтесь (со все еще закрытыми глазами) воспроизвести это ощущение
без помощи ладоней. У меня были ученики, которые в период напряжения в ходе
рабочего дня могли отключиться на некоторое время и столь явственно
218

воспроизвести это ощущение, что казалось, что их глаза были прикрыты
ладонями. В последующем проблема рук для них решалась очень просто.
Реальное постижение знаний и творческое мышление возможны лишь в
расслабленном состоянии психики. В вашем случае - случае людей с
дальнозоркими глазами - описанный здесь метод расслабления сделает для вашей
нервной системы также много, как и для вашего зрения. Делайте свои
упражнения, помня об этой двойной цели. Если ваше зрение вдаль сильно
ухудшилось, то делайте и приведенные здесь упражнения для близоруких глаз.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ДВУХ ГЛАЗ ВМЕСТЕ

Работайте с каждым глазом по отдельности до тех пор, пока вы не сможете
прочитать всю свою тренировочную таблицу, кроме микроскопического шрифта.
Держа шрифт во время чтения перед повязкой, вы стимулируете центр зрения и
готовите его к лучшему слиянию (фузии), когда вы будете смотреть обоими
глазами вместе. Никогда не пытайтесь снять повязку и объединить оба глаза
вместе без предварительного проведения пальминга. После пальминга проделайте
упражнение "Два карандаша".

УПРАЖНЕНИЕ "ДВА КАРАНДАША"

Возьмите два карандаша разного цвета, например, красный и желтый.
Держите красный карандаш вертикально на расстоянии трех дюймов от своего
носа, а желтый - на расстоянии вытянутой руки (вытянутой настолько, чтобы вы
не испытывали каких-либо неудобств при этом). Положите свою вытянутую руку
на стол или на подушечку. Теперь, используя свой нос наподобие
гравировального аппарата, "програвируйте" им левую сторону удаленного
карандаша снизу вверх, затем пройдитесь поперек ластика в верхней части
карандаша, затем спуститесь вниз по правой его стороне. После этого
повторите все в обратном порядке. Сделайте это 3-4 раза. Затем несколько раз
"програвируйте" аналогично красный карандаш у своего носа. Чередуйте
219

гравировку ближнего и дальнего карандашей в течение одной минуты, не
забывая о необходимости закрывать свои глаза для короткого отдыха, когда вы
идете вверх или вниз по карандашу. Помните о дыхании и часто моргайте.
Вскоре вы заметите, что тот карандаш, на который вы смотрите, остается
одиночным, в то время как другой кажется разбившимся на два (раздвоился).
Для одних людей более легко дается раздваивание ближнего карандаша, для
других первым начинает двоиться дальний карандаш.
Делайте это упражнение в течение непродолжительных периодов времени до
тех пор, пока вы не добьетесь двоения карандаша, на который вы не смотрите.
Тогда у вас появится то, что мы называем "воротами" ("столбами ворот"), и у
вас отпадет в последующем надобность в дальнем карандаше. Начиная с этого
времени, вы будете делать свое тренировочное чтение двумя глазами, смотря
между двумя ближними столбами ворот, чтобы удерживать глаза в более хорошей
центровке. Если вы будете держать карандаш близко к носу, то створ ворот
расширится. Если вы отодвинете карандаш на 4-5 дюймов от носа, то ворота
сузятся. Во время чтения держите ворота достаточно близко, чтобы его столбы
охватывали тренировочную таблицу: один столб должен быть на одном поле
таблицы, а другой - на другом. Это также ограничит длину поворотов головы,
выполняемых во время чтения, которые должны быть плавными, короткими и
медленными, в то время как глаза движутся быстро. Теперь обоими глазами
вместе прочитайте тренировочную таблицу, начиная с верхней строки и делая
медленные, короткие повороты головой в пределах разделенных столбов.

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕМЕЩЕНИЕ: точки, штрихи и дуги

Чтобы приковать свое внимание к белизне под строками шрифта, обратите
его на точки контакта этих белых полосок между строками с нижней частью
строчных букв. Основания этих букв состоят из, как мы их называем, точек,
штрихов и дуг. Так, основания букв "а", "b", "с", "d", "е" состоят из дуг,
буквы "f" - из
220

точки, буквы "g" - из дуги, буквы "h" - из двух точек, буквы "i" - из
одной, буквы "j" - из дуги и т.д. Возьмите какую-нибудь строку букв и
карандашом нарисуйте под каждой буквой точку, штрих или дугу, в зависимости
от того, из чего состоит их основание. Затем вновь прочитайте строку. Четче?
Закройте глаза, сделайте повороты головой, не забывая при этом про дыхание,
и проделайте это же самое со следующей строкой. Затем быстро ее прочитайте.
Это упражнение на централизацию. По мере того, как вы будете добиваться
большей точности в работе с точками и штрихами, шрифт будет становиться
четче.

ЧАСТОКОЛ ПОД ВАШИМ ШРИФТОМ

Чтобы помочь развитию вашей способности перемещаться, держите под
текстом, который вы читаете, страничку текста с жирным шрифтом таким
образом, чтобы строки на ней расположились вертикально. Переведите взгляд на
эту страницу и быстро перемещайте взгляд взад-вперед поперек этих
вертикальных строк, представив, что это своеобразный частокол. После этого
вновь посмотрите на свой текст. Он должен быть четче.
Для дальнейшего развития централизации обратитесь к упражнению
(упражнение 5) для близоруких и дальнозорких глаз на стр. 205.

5. Быстрое чтение

Много чего есть на свете, что стоит почитать. Огромный, интереснейший
мир открыт читателю. Но если глаза двигаются по странице медленно, а мозг не
способен воспринять и интерпретировать то, что видит глаз, то 20?30
потраченных минут не жалко для самосовершенствования в этом деле. Для
медленно читающих было дано множество советов. Один метод советует: "Бегло
пробегайте глазами страницы по их середине и улавливайте основную суть
мыслей автора".
221

Было бы громадным психическим напряжением постараться узнать мнение
автора таким способом, не дав ему самому возможности высказать его. Ну а что
стало бы с литературой, красотой ее слога и мастерством слова, если бы мы
все так поступали? Кроме описанного выше способа, советуют также читать
короткими фразами, ограничивая число видимых глазом слов таким пределом.
Чтение при этом несколько напоминает скачки с препятствиями. Другой
преподаватель скоро чтения советует задерживаться на каждом слове на своем
пути до тех пор, пока вы четко не уясните его смысл. Это наихудшая форма
пристального смотрения. Ни один из этих методов не позволит ускорить чтение.
Любое ограничение глаз или вмешательство сознания в процесс чтения
ухудшает зрение. Глаза - это неуправляемые органы, жаждущие видения. Они
должны функционировать без сознательного управления так, как функционирует
сердце. Всякий раз, когда мы стараемся управлять ими или ограничить в чем-то
их свободу, появляется громадное напряжение не только глаз, но и психики.
Представьте, какое усилие должен прикладывать мозг, находясь в полной
неизвестности и старясь узнать мысль автора лишь из слов, расположенных по
центру страницы. Ограничение глаз отдельными фразами опять-таки приводит к
попытке обуздания от природы быстро двигающихся органов, мешая их
функционированию. Это, в свою очередь, приводит к напряжению. Нервы сетчатки
нормального глаза двигаются 70 раз в секунду или быстрее. Вы тоже можете
научиться позволять своим глазам быстро двигаться. Они хотят этого. Они ждут
зрения с нетерпением.
Вы медленно читаете или, хуже того, что называется "совсем не
читатель?" Многие люди приходят в нашу Школу тренировки глаз, жалуясь на то,
что они так медленно читают, что несколько абзацев текста изматывают их, и
они никак не могут уловить смысла прочитанного. Эти люди и рады бы полюбить
чтение, но чувствуют, что сделать это выше их сил. "Я достаточно хорошо вижу
все слова, настолько, насколько позволяет мне мое зрение, но каждый раз при
чтении со мной происходит одно и то же несчастье я не помню, что же я
читал", - жалуются они.
Медленное чтение вызвано пристальным смотрением -
222

сплошным чтением всего, что расположено в строке. Такие глаза не знают
как перемещаться и стараются буквально стереть, будто кляксу, взглядом
каждое слово, что попадается им на пути. Эта система очень похожа на
встречающийся у детей тип пристального смотрения. Такое сплошное чтение
представляет собой столь сильное напряжение для глаз, что выводит их из
фокуса и они начинают перескакивать через слова и даже целые строки. Именно
пристальное разглядывание является причиной слабого зрения, поэтому первым
делом мы должны научить такие глаза перемещаться, ускорить чтение ими
текста. Для того, чтобы добиться этого вернитесь к методу и советам,
приведенным для носящих бифокальные очки (глава 4). Часто мы обнаруживаем,
что хотя такие люди и учились в школе читать, у них нет и малейшего
представления о том, как выглядят буквы мелкого шрифта [7]. Кроме того,
плохо читающих никогда не учили применению фонетических методов при обучении
чтению или разделению слогов. Если у вас есть подобные затруднения с
чтением, вам можно помочь.
1. Прежде всего, необходимо научить тело и глаза расслабляться, как это
описано во второй главе.
2. После этого необходимо научить расслабляться психику, используя

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>