<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

воспоминание. Поскольку в данном случае придется сталкиваться с набором
строчных букв, то для этой цели можно использовать мысленное представление
каждой буквы из таблицы d е b c о. Помогает этому также "письмо носом"
каждой буквы во время пальминга. Посмотрите на какую-нибудь строку, закройте
глаза и "напишите ее носом" по памяти.
3. Теперь необходимо научить глаза перемещаться, вместо того, чтобы
"липнуть" к отдельным словам. Обратитесь к упражнениям на странице в уроках
чтения. Относитесь ли вы к тем людям, что любят работать с каким-нибудь
приспособлением? Тогда сделайте себе приспособление, которое назовем
перемещателем. Возьмите палочку длиной в 1 фут и коробочку серебристых
чертежных кнопок. Воткните кнопки в палочку на расстоянии полдюйма друг от
друга. Теперь поставьте эту палочку перед своими глазами и начните плавно
двигать носом взад-вперед вдоль ряда серебристых кнопок. Закройте глаза и
продолжайте это делать. Потом вновь откройте глаза, и эти серебристые
пятнышки
223

в самом деле будут двигаться взад-вперед. Затем для развития
способности к вертикальному перемещению поставьте палочку вертикально и
перемещайтесь по ней вверх-вниз.
4. Теперь и психика и глаза подготовлены для ускорения темпа чтения,
что означает обучение их манере придерживаться белого фона между строками,
вместо самих слов.
а) Переверните тренировочную таблицу вверх ногами и поднесите ее
настолько близко к глазам, чтобы им надо было сделать усилие, чтобы увидеть
буквы. Легко скользите своим взглядом и вниманием по белым полоскам между
строками от одного поля таблицы к другому. Шрифт будет казаться двигающимся
в направлении противоположном движению вашей головы. Теперь вы знаете, как
выглядят белые промежутки между строками. Переверните таблицу в правильное
положение, закройте глаза и попытайтесь вспомнить эти промежутки совершенно
белыми.
б) Откройте глаза и легко скользите своим взглядом и вниманием по
самому верхнему краю своей таблицы с медленным коротким раскачиванием
полотнища таблицы. Вскоре вы должны увидеть на верхней кромке слабое
свечение, напоминающее белое неоновое свечение - слабый отблеск света,
делающий эту кромку белее, чем остальная часть таблицы. Когда это
произойдет, быстро спуститесь под первую строку шрифта, захватив с собой
белое свечение, чтобы светить под черным основанием букв на ней.
Спускайтесь, читая, вниз так далеко и так быстро, как это вы можете,
независимо от того, идет ли свечение с вами или нет. По крайней мере,
появится ощущение, что глаза останавливаются на белом фоне, а не скачут по
словам. По мере тренировки вы сможете иногда испытать ощущение переноса
свечения с верхней кромки таблицы вниз под все ее строки. Когда это
произойдет, вы сможете читать четко и с большой скоростью, с такой большой,
что на первых порах психике придется ускорять свою работу, чтобы поспеть за
глазами.
Пользуйтесь этой увеличенной скоростью, даже если вы не понимаете или
не запоминаете того, что вы читаете. В данном случае вашей целью является
восстановление хорошего функционирования ваших глаз. В качестве эксперимента
прочитайте снова то, что вы
224

только что прочитали, и, если контекст не был слишком сложен, весьма
вероятно, что окажется, что вы еще в первый раз ухватили содержание текста.
Вы только думаете, что не ухватили, поскольку привыкли к слишком медленному
чтению. Помните, что вам не удастся сразу же воспользоваться белой полоской.
Это награда, которую дает Природа за подчинение ее закону.
Всякий раз, когда вы приступаете к чтению, начинайте с достижения на
верхней кромке текста неоноподобного свечения, затем, спускаясь вниз под
строки, вспоминайте его. В один прекрасный день вы добьетесь успеха.
Причиной использования белых промежутков является то, что психическое
напряжение мешает четкому чтению. Когда вы пытаетесь интерпретировать
печатные знаки, которые что-то значат, появляется усилие. Наблюдение же
чистого фона у основания этих букв не влечет за собой никакого усилия. Когда
глаза смотрят без усилия, они, расслабляясь, устраняют напряжение. В
результате к человеку возвращается зрение.
Зрение становится гораздо четче при ярком освещении. Точкой резчайшего
контраста является место, где чернота шрифта встречается с белизной бумаги.
После расслабления глаз именно по этому месту должен двигаться центр зрения
глаза. Тогда fovea (ямка), этот охотник за светом, будет двигаться с
колоссальной скоростью над, вокруг и по всем буквам, вытравливая их в
резчайшем контрасте в мозгу для последующей интерпретации. Когда вы
полностью расслабитесь и отдадитесь скорости естественно функционирующего
глаза, появится белая полоска, которая будет нести вас вдоль строк, если,
конечно, вы не будете этому препятствовать.
Упорные занятия постепенно дадут вам возможность переносить
неоноподобное свечение с верхней части страницы до самого низа текста. Но,
даже если вам не удастся достичь под данной строкой свечения, подобного
тому, что вы достигли в верхней части таблицы, воспоминание этого свечения и
его поиск дадут вам возможность более легко придерживаться белых промежутков
под строками для увеличения скорости своего чтения. Однажды увиденная тонкая
белая полосочка
225

делает достаточным в последующем использование ее воспоминания и
мысленного представления.

6. Улучшение зрения школьников

В детский сад и в первый класс школы ребенок идет с сияющим от счастья
лицом и блестящими глазами. Во втором-третьем классе время уже кажется ему
бесконечно тянущимся, а после четвертого-пятого класса школьный врач уже
шлет родителям письмо, что ребенок нуждается в очках.
Что же случилось с нашим ребенком? До того как Джонни пошел в школу он
мог видеть, а мог и не видеть. Это было совсем неважно. Если бы его
кто-нибудь спросил: "Ты можешь увидеть воздушного змея?", он бы посмотрел
вверх и сказал бы "да" или "нет". Каков бы ни был результат, он его не
волновал - настолько это не имело значения для его развлечения. То, что было
неважным в игре, становится важным в школе. Джонни ощущал на себе давление,
принуждение к хорошей учебе. Поэтому он весьма усердно пялился на доску.
Принуждение уже само по себе вызывает напряжение глаз. Если же к тому же и
доска находится в таком месте, что дает блики при разглядывании ее с места,
где сидит Джонни, да и незнакомые надписи на доске как бы подернуты вуалью
от остатков (следов) мела, то у Джонни возникают проблемы. Поскольку слова
на доске для него очень важны, он начинает, например, косить, напрягая таким
образом свои глаза. Чем больше усилий он прикладывает, тем хуже он видит. В
конце концов, он начинает прикладывать еще больше усилий, но дело кончается
тем, что он оказывается не в состоянии прочесть даже проверочной таблицы.
Возникает потребность в очках. После 5-6 класса процент детей, носящих очки,
существенно возрастает. В высшей школе большинство отличников носит очки, а
в колледже их ношение становится уже правилом. При этом можно встретить
такие состояния - возникновение усилия из-за принудительного характера
226

обучения, отягощенное психическим напряжением, и пристальное смотрение
из-за напряжения, необходимого для видения доски. Многие взрослые говорили,
что их напряжение впервые появилось в школе из-за школьной доски. Тем не
менее, эти доски до сих пор рассматриваются в качестве необходимого элемента
школьного образовательного процесса. Педагоги старались облегчить этот
процесс, используя светло-зеленые доски и желтый мел. Это, однако, ухудшает
контраст по сравнению с тем, что дает белый мел на черном фоне, и приводит к
еще большему напряжению глаз, поскольку их работа основана на контрасте.
Дети не единственные, кто испытывает проблемы с доской. Одна леди
преклонного возраста, несколькими годами раньше восстановившая свое зрение
путем расслабления, вновь вернулась в мою студию, чтобы освежить в своей
памяти курс лечения. Дело в том, что она посещала школу, где изучала
астрологию и где у нее вновь возникли проблемы с доской.
Практически все, что можно сделать в этой ситуации - это научить свои
глаза расслабляться и поддерживать это расслабление даже под стрессом
психического напряжения. До наступления такого времени, когда детей в школе
будут обучать расслаблению, родителям необходимо после занятий в школе
давать им уроки расслабления, чтобы компенсировать то ежедневное напряжение,
которому подвергаются их дети. Прежде всего, необходимо точно выяснить,
каким образом это напряжение оказывает воздействие на зрение, чтобы дома
можно было проводить специализированную работу. Если глаза косят, то их
можно через расслабление терпеливыми занятиями вернуть в правильную
центровку. Если имеет место близорукость, то можно восстановить зрение
вдаль, привить постепенно в подсознание правильные привычки расслабленного
видения так, что больше эта неприятность не вернется. Если же дальнозоркие
глаза не дают работать на близком расстоянии, то можно расслабить уплощающие
глазное яблоко прямые мышцы, и тогда глаз будет без напряжения
фокусироваться в ближней точке. Просмотрите предыдущую главу, посвященную
близоруким и дальнозорким глазам. Первым делом, научите детей "Основным
принципам расслабления для всех", глава 1.
227

Расскажем об одном методе, применявшемся в одном из классов школы и
улучшившем зрение всех детей. Перед учениками в классе повесили проверочную
таблицу. Детям рекомендовали ежедневно читать столько строк в таблице,
сколько смогут сделать с легкостью. Если, например, ребенок спотыкался на
пятой строке, то будучи заинтригованным, он, выходя из класса и проходя мимо
таблицы, смотрел на эту строку с более близкого расстояния, позволявшего ему
хорошо ее видеть. После перемены ученик, вспоминая эту строку, скорее всего,
увидит ее со своего места и будет заинтригован уже шестой строкой. Причины,
по которой производились эти простые ежедневные чтения были следующие.
Во-первых, ученик использовал свое зрение без какого-нибудь принуждения. Он
не обязан был прочитать каждую данную строку. Во-вторых, использование
воспоминания и мысленного представления учило глаза чувству без усильного
смотрения, смотрения без напряжения. Записи, которые вели учителя,
показывают, что улучшилось зрение всех детей - у тех, у кого оно было ниже
нормального, зрение улучшилось до нормального. У тех, у кого оно изначально
было нормальным, оно стало еще острее.
Родители могут повторить эти упражнения дома. Поскольку дети избегают
проверочной таблицы, где им не удается показать хорошего зрения из-за
обычного страха, внушаемого школьным врачом, не используйте при тренировке
зрения детей отдельные буквы. Вместо этого сделайте таблицу из каких-нибудь
слов, подобную таблице на стр. 195. Подберите слова, соответствующие
возрасту ребенка. Повесьте свое произведение искусства на стенку, к которой
ребенок часто обращается лицом, например, в обеденной комнате. Если же
заниматься во время приема пищи проблематично, то повесьте таблицу напротив
его кровати или на стене кухни против двери, через которую он обычно входит.
Она должна висеть на хорошем освещении. Превратите ее в "легкую игру для
зрения". В первый раз позвольте ему выбрать расстояние, с которого он может
увидеть слова. Предупредите его, что особо стараться не надо. Помогайте ему
в чтении. Пообещайте ему, что "в один прекрасный день он увидит все это без
какого-либо труда". После того, как он прочитает 2-3 строки, позвольте ему
подойти поближе и прочитать
228

следующую строку. Не обращайте внимания на то, что он запоминает эти
строки. Знакомые объекты легко разглядеть, следовательно, вы преподносите
ему урок расслабленного смотрения. Воспоминание помогает зрению. Не думайте,
что без принуждения ваш ребенок не захочет смотреть. Глаза стремятся видеть,
они жаждут зрения. Если ребенок упирается и не хочет смотреть на таблицу, то
причиной этого является скорее напряжение, вызванное принуждением, нежели
его плохое зрение. Следите также, чтобы ребенок не применял каких-либо
ухищрений, пытаясь увидеть. Просмотрите также главу 3 о миопии. Помогайте
ребенку ознакомиться со словами на таблице и хвалите его за каждое новое
достижение. Не стоит подозревать его в том, что он не видит таблицу, а всего
лишь вспоминает ее.
Когда он будет вспоминать ее в момент, когда глаза отдыхают на каком-то
слове, он увидит его. Когда через несколько недель его интерес к таблице
угаснет, было бы хорошо вновь стимулировать его внимание, повесив новый
набор слов. Предупредите его о нежелательности для глаз избегать какого-либо
изменения. Но не делайте таких изменений слишком быстро, так как именно
знакомство объектов, которые он рассматривает, является тем, что учит его
расслабленному смотрению. Когда он не сможет уверенно прочитать какое-нибудь
слово, или, как сказал маленький Джо, "слово не будет просто видно каждый
раз", покажите ребенку какая удивительная вещь происходит с его зрением,
когда он проделает пальминг, "напишет носом" это слово, четко и правильно, и
затем с глубоким дыханием снова взглянет на него. И стар, и млад приходит в
глубокое волнение от того улучшения в зрении, которое дает этот способ.
Подростки из более старших классов могут лечиться как и взрослые, т.е.
самостоятельно, пользуясь этой книгой. Конечно в лечении большую помощь
оказал бы квалифицированный инструктор, который поддерживал бы вдохновение
занимающихся, используя различные упражнения и подбирая их таким образом,
чтобы вызывать интерес у занимающихся, как молодых, так и пожилых.
Другим советом для родителей в наши дни, когда на свете так много людей
честолюбивых, было бы не оказывать слишком жесткого давления на школьников
после их занятий в школе. Как сказал мне однажды
229

полный слез серьезный ребенок с дальнозоркостью глаз: "В течение недели
у меня совершенно нет времени заниматься соляризацией. Время так и несется.
Я хожу к доктору на уколы, хожу на уроки танцев, на уроки музыки, хожу в
парикмахерскую, к стоматологу-ортодонту, на уроки пения и на тренировки. У
меня нет ни минутки, чтобы делать то, что я хочу!" Это весьма грустное
заявление ребенка, жертвы постоянного принуждения, который наверняка в
недалеком будущем будет страдать неврозом. Я работала и с другим ребенком,
мальчиком девяти лет, у которого была миопия и который по 5 часов в день
занимался своей виолончелью с четырехлетнего возраста, так же, как это делал
в свое время его миопический отец. В некоторых социальных группах нам надо
бы начать движение, которое можно назвать "Доброе отношение к детям".
Одной из причин того, что в наши дни так много проблем со зрением,
является то, что у нас совершенно не остается времени на развлечения. Мы
практически потеряли дух и искусство развлечения. Развлечения и игры,
доступные, в принципе, всем, стали уделом лишь счастливчиков!

7. Косоглазие

Любой человек, чьи глаза косят, или кто знаком с таким человеком,
знает, что бывают моменты, когда глаза косят меньше, а нередко и смотрят
почти что совершенно прямо. Если бы, как это обычно утверждается, одна
группа мышц была слишком коротка и нуждалась в рассечении, а противоположная
группа мышц была слишком длинна и нуждалась в резекции, то временного
исправления косоглазия никогда произойти не могло бы. Женщины, имеющие
детей, рассказывали мне: "Когда мой ребенок отдыхает, его глаза начинают
смотреть прямо. Когда же он очень устает, сердится или возбужден они
начинают косить". Не понимая до конца, что же происходит, они определили
проблему: напряжение!
Вы можете научить туго натянутые, конвульсивно сжавшиеся мышцы глаза
расслабляться. Тогда глаза
230

будут стремиться к правильной центровке, вместо увода от нее. Но это
лишь первый шаг в решении вашей проблемы. Дело в том, что глаз, который
отклонялся наружу или внутрь в течение длительного времени, привык видеть
периферическим участком сетчатки, вместо того, чтобы фиксировать
рассматриваемый объект макулой, своим центром зрения. Чтобы удержать такой
глаз постоянно в правильном положении, необходимо восстанавливать зрение
макулой до тех пор, пока оно не станет сильнее, чем первоначально
сформировавшееся зрение краем сетчатки, или, как это часто называется,
ложной макулой.
После этого надо научиться объединять два изображения, передаваемых в
мозг двумя макулами, таким образом, чтобы они слились в мозгу в одно четкое
изображение. Если глаз косил достаточно долгое время, то нервы его сетчатки
возможно находятся в своеобразной спячке или же перестали реагировать на
свет. Тем не менее, врачи считают, что если подобное произошло с достаточно
хорошим глазом, то часто удается поднять зрение неиспользовавшегося глаза,
т. е. глаз можно научить видеть. Закрывая более сильный глаз, расслабляя
неиспользуемый и стимулируя нервы его сетчатки солнечным светом, многим
людям удавалось развить макулу отклоняющегося глаза в такой степени, что он
приобретал такую же остроту зрения, как и его более сильный партнер.
Поэтому вам, желающим избавиться от косоглазия, надо пройти следующие
три этапа программы:
1. Расслабить и освободить натянутые мышцы глаз с тем, чтобы глаза
могли поворачиваться вместе, находясь в правильной центровке.
2. Строить зрение в его центре до тех пор, пока оно не станет сильнее,
чем зрение в ложной макуле. Это надо делать даже и с более сильным глазом,
поскольку отклоняющийся глаз может тянуть за собой и другой глаз.
3. Необходимо объединить зрение обоих глаз, т.е. изображения,
получившиеся в двух макулах, надо слить воедино, путем сведения одних и тех
же точек изображения вместе в один и тот же момент времени. Как только глаза
добьются такого слияния, их уже не будет устраивать никакое другое зрение.
Слияние удерживает их постоянно прямыми.
231

Чтобы проиллюстрировать процесс развития силы зрения в макулах, я
расскажу вам историю маленькой четырехлетней Бетти. Инструктор развил зрение
ее более слабого глаза настолько, что она могла видеть им в пределах от 6
дюймов до 20 футов. Однажды преподаватель отошел от Бетти на 25 футов и,
взяв в руки книжку с картинками, спросил ее: "Что у этой маленькой девочки в
руках, Бэтти?" Она изучила рисунок смотрящими прямо глазами и сказала: "Я не
совсем хорошо вижу, что там нарисовано, но если я скошу свой глаз, я смогу
это сделать". "Нет, не надо косить глаз, - сказал преподаватель. - Я буду
понемногу приближать к тебе рисунок до тех пор, пока твой глаз не сможет
этого увидеть". Ребенок понял, что для того, чтобы видеть на таком большом
расстоянии его центры зрения еще не столь сильны, в отличие от краев
сетчатки, которые она использовала всю свою маленькую жизнь.
Когда косящие глаза добиваются слияния, чувство нервного облегчения
просто ошеломительно. Как сказал мне один из моих учеников, адвокат по
профессии, когда он впервые добился слияния, это было подобно новому
рождению.
Как сделать первый шаг - расслабить натянутые мышцы?
Большое количество солнечного света, падающего на закрытые веки,
расслабит напряженные мышцы. Глаз никогда после соляризации не оттягивается
в такой же степени, как и до нее. Солнце - сильнейший стимулятор для
ослабших или амблиопических нервов сетчатки. Поэтому ежедневно давайте как
можно чаще глазам солнца. Понемногу, но часто солнца - таково правило (см.
главу о соляризации). После соляризации натянутые мышцы расслабляются, и
глаза готовы к выполнению поворотов. Проделывайте регулярно все повороты,
описанные во второй главе книги. Добавьте к ним еще следующее упражнение.

ПОВОРОТЫ, СТОЯ СПИНОЙ К СОЛНЦУ

Вы знаете, оттягивается ваш глаз внутрь или наружу. Если, например,
левый глаз косит внутрь, то станьте спиной к солнцу, прикройте прямо
смотрящий глаз ладонью руки и поворачивайте голову и локоть по кругу
232

в сторону левого уха и левого плеча, т. е. влево, так, чтобы косящий
глаз мог увидеть проблеск солнечного света. Делайте эти повороты ритмично по
10-12 раз так же часто, как и соляризацию глаз. Если же левый глаз косит
наружу, желая поймать проблеск солнца, поворачиваться надо в противоположную
сторону, т.е. в сторону переносицы (вправо). Помните, что это упражнение не
физического плана, поскольку вы не должны напрягать мышцы или сознательно их
тянуть. Это, скорее, мягкие расслабляющие упражнения, действие которых
связано с сильным желанием глаз увидеть солнце в конце каждого вашего
поворота. Делайте их мягко и ритмично, а не резко. С каждым разом косящий
глаз будет выглядывать немного дальше. Если же солнца нет, то повернитесь
спиной к зеркалу и ловите проблески своего отражения в зеркале. Можно
использовать и какой-нибудь яркий источник света, представив, что это
солнце.

САМОЛпТНЫЕ ПОВОРОТЫ

Если у вас, например, левый глаз косит внутрь, прикройте правый глаз
повязкой. Станьте, выставив свою правую ногу вперед. Наклонитесь вперед и
направьте левую руку на носок правой ноги, а затем укажите этой рукой на
воображаемый самолет высоко в небе с левой стороны от вас. Левая рука при
этом сделает поворот на 180 градусов вверх. Мысли при этом у вас должны быть
такие: "Вниз к носку и вверх к самолету". Если вы будете произносить это
вслух, вы можете быть уверены, что вы глубоко дышите. За один подход
достаточно сделать от 6 до 12 поворотов.
Если же ваш левый глаз косит наружу, вам следует указывать правой рукой
вниз на носок левой ноги и вверх в правую сторону на самолет. Другими
словами, управляйте косящим глазом, указывая рукой в направлении, в котором
вы хотите его повернуть, и используя ту руку, которой удобнее всего
указывать. Если в повороте нуждается правый глаз, то для равновесия
выдвиньте вперед левую ногу. Зная направление, в котором вы хотите повернуть
косящий глаз, подбирайте повороты таким образом, чтобы центрировать его в
нужном направлении. Наклон вперед является дополнительной
233

помощью в этом процессе, поскольку стимулирует кровообращение глаз.
Этого достаточно, для расслабления мышц. Теперь будем стимулировать макулу,
или центр зрения.
Вернемся повторно к рассмотрению второго этапа формирования зрения в
слабом глазе. Надевайте на более сильный глаз во время прогулок у своего
дома повязку - сначала на короткие периоды времени, пока зрение только
формируется, а затем и на более длительное время. Не носите ее до тех пор,
пока вы не перестанете нервничать при этом. Когда вы снимаете повязку,
всегда делайте пальминг и, если это возможно, делайте еще и соляризацию.
Проделывайте все восстанавливающие зрение упражнения, описанные в 3-й
главе, используя при этом только слабый глаз и добиваясь того, чтобы он
смотрел под углом, который вы хотите научить его использовать. Если,
например, левый глаз косит внутрь, то поверните свое левое плечо под прямым
углом к таблице со словами. Если же он косит наружу, то к таблице поверните
правое плечо, так, чтобы левый глаз стремился смотреть в обратном
направлении через переносицу, чтобы увидеть слова на таблице. На первых
порах садитесь довольно близко к таблице и скользите своим взглядом
взад-вперед несколько раз под каждым словом или фразой.
А теперь упражнение, использующее возвратнопоступательные движения и
предназначенное для стимулирования макулы, центра зрения. Сделайте себе
таблицу R N Е, описанную на странице 199. Для выполнения этого упражнения
повесьте эту таблицу на хорошем освещении на расстоянии 3-6 футов от себя, в
зависимости от зрения вашего более слабого глаза. Прикройте повязкой более
сильный глаз. Возьмите в руки какую-нибудь чистую неисписанную карточку. Вы
знаете, что верхние три буквы - это буквы R N Е. "Напишите" их печатными
буквами своим взглядом на белой карточке в руке, используя при этом нос в
качестве ведущего элемента. Затем, сделав глубокий вдох, посмотрите на
таблицу в отдалении и точно так же "напишите" их печатными буквами несколько
раз на ней. Когда буквы станут четче, раскачивайте эту строку из стороны в
сторону, переводя взгляд от одного белого поля таблицы к другому и позволяя
буквам уходить
234

с пути вашего взгляда так, что вы будете видеть сначала белое с одной
стороны таблицы, а затем - белое с другой стороны. По мере тренировки у вас
появится ощущение, что они действительно движутся из стороны в сторону.
Делайте пальминг и соляризацию после работы с каждой строкой. Работайте лишь
с той строкой, что легко вам дается, но не работайте на ней слишком долго.
Немного, но часто - вот ваш принцип.
Другим способом развития нервов макулы является обучение чтению
микроскопического шрифта. Возьмите таблицу, озаглавленную "Основные сведения
о зрении", помещенную в конце этой книги. Проделайте всю подготовительную
часть, описанную в главе для дальнозорких глаз, и прочитайте слабым глазом
эту таблицу вниз столько, сколько вы сможете сделать без усилия, выполняя
при этом короткие медленные повороты головой. Если на каждом уроке вы будете
добиваться такого расслабления, какое вам необходимо, то с каждым днем вы
будете читать все дальше и дальше вниз. Когда вы сможете увидеть несколько
слов микроскопического шрифта, то это значит, что вы действительно стали
искусны в этом деле. Постепенно вы сможете прочитать все слова
микроскопического шрифта. Когда вы сможете прочитать этот микроскопический
шрифт слабым глазом, тогда можно считать, что вы готовы к объединению двух
центров зрения вместе.
Повторно вернемся к третьему шагу. Чтобы без помощи преподавателя
объединить два центра зрения вместе, вам нужно какое-нибудь приспособление.
Достаньте две палочки (шпонки) длиной в фут. Отступив на 1 дюйм от верха
палочек, просверлите в них по дырочке. Через эти дырочки проденьте бельевую
веревку длиной в 3 фута. На одном конце веревки сделайте узелок. К другому
концу привяжите какой-нибудь грузик. Может подойти оловянный солдатик из
набора, продающегося в магазине. Теперь держите палочку со стороны узелка
вертикально на расстоянии 3 дюймов от своего носа, а другую палочку - на
расстоянии 8 дюймов перед первой. Оловянный солдатик будет свободно висеть
на дальнем конце веревки. Он будет держать веревку в натянутом состоянии.
Медленно передвигайте дальнюю палочку взад-вперед (то к носу, то от него),
наблюдая за тем, как отверстие, которое вы просверлили в двигающейся
палочке, вбирает в себя веревку,
235

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>