<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

весьма трудоемким. На данном этапе создаются один или не­
сколько прототипов ЭС, решающих требуемые задачи. Затем по
результатам этапов тестирования и опытной эксплуатации со­
здается конечный продукт, пригодный для промышленного
использования. Разработка прототипа состоит в программиро­
вании его компонентов или выборе их из имеющихся ИС и
наполнении базой знаний.
На этапе тестирования эксперт (и инженер по знаниям) в инте­
рактивном режиме, используя диалоговые и объяснительные сред­
ства, проверяет компетентность ЭС. Процесс тестирования продол­
жается до тех пор, пока эксперт не решит, что система достигла
требуемого уровня компетентности.
На этапе опытной эксплуатации проверяется пригодность ЭС
для конечных пользователей. По результатам этого этапа может
потребоваться существенная модификация ЭС.
Процесс создания ЭС не сводится к строгой последовательно­
сти перечисленных выше этапов. В ходе разработки приходится
Неоднократно возвращаться на более ранние этапы и пересматри­
вать принятые решения.
Критерии, с помощью которых оценивается ЭС, зависят от
того, с чьей точки зрения дается оценка. Например, при тестиро­
вании первого прототипа оценка осуществляется с точки зрения
эксперта, для которого важна полнота и безошибочность правил
вывода. При тестировании промышленной системы оценка произ­
водится в основном с точки зрения инженера по знаниям, кото­
рого интересует эффективность работы ЭС. При тестировании ЭС
после опытной эксплуатации оценка осуществляется с точки зре-
146
ния пользователя, заинтересованного, в первую очередь, в удоб­
стве работы и получении практической пользы.
В ходе создания ЭС почти постоянно осуществляется ее модифи­
кация. Можно выделить следующие виды модификации системы:
• переформулирование понятий и требований;
• переконструирование представления;
• усовершенствование прототипа.
Усовершенствование прототипа осуществляется в процессе цик­
лического прохождения через этапы выполнения и тестирования
для отладки правил и процедур вывода. Циклы повторяются до
тех пор, пока система не будет вести себя ожидаемым образом.
Изменения, осуществляемые при усовершенствовании, зависят
от выбранного, способа представления и класса задач, решаемых
ЭС. Если в процессе усовершенствования желаемое поведение не
достигается, необходимы более серьезные модификации архитек­
туры системы и базы знаний.
Возврат от этапа тестирования на этап формализации приво­
дит к пересмотру выбранного ранее способа представления зна­
ний. Данный цикл называют переконструированием.
Если возникшие проблемы еще более серьезны, то после неуда­
чи на этапе тестирования может потребоваться возврат на этапы
концептуализации и идентификации. В этом случае речь будет идти о
переформулировании понятий, используемых в системе, т. е. о про­
ектировании всей системы практически заново.
Мощность ЭС как систем, основанных на знании, зависит в
первую очередь от качества и количества знаний, хранимых в них.
Поэтому ясно, что процесс приобретения знаний для ЭС наибо­
лее важный. Так как в настоящее время не существует методов
автоматического приобретения знаний, процесс наполнения ЭС
знаниями является весьма трудоемким. Знания для ЭС могут быть
получены из различных источников (книг, отчетов, баз данных,
эмпирических данных, персонального опыта менеджера, экспер­
та, инженера и т. п.). Однако наиболее значимые знания в настоя­
щее время приобретаются от пользователей-экспертов.
Получение знаний от эксперта (экспертов) осуществляется в
процессе интенсивного систематического взаимодействия инже­
нера по знаниям с экспертом. Поэтому инженер по знаниям дол­
жен работать с экспертом в контексте решения конкретных задач
(подзадач). Обычно оказывается неэффективным непосредствен­
но спрашивать эксперта, с помощью каких методов он решает ту
или иную задачу. В этом случае проявляется парадокс экспертизы
(инженерии знаний); чем выше компетентность эксперта, тем
меньше его способность описать знания, используемые им для
решения задач. Более того, анализ попыток экспертов объяснить,
как они формируют решение задач, показывает, что они часто
описывают правдоподобные линии рассуждений, мало похожие
на те, которыми они действительно пользуются.

147
Экспертные системы — это прогрессирующее направление в
области искусственного интеллекта. Причиной повышенного инте­
реса, который экспертные системы вызывают к себе на протяже­
нии всего своего существования, является возможность их приме­
нения к решению задач из самых различных областей человеческой
деятельности. Пожалуй, не найдется такой предметной области, в
которой не было бы создано ни одной ЭС или, по крайней мере,
такие попытки не предпринимались бы.
Программные средства, базирующиеся на технологии и мето­
дах искусственного интеллекта, получили значительное распрост­
ранение в мире. Их важность, и в первую очередь важность экс­
пертных систем, состоит в том, что данные технологии суще­
ственно расширяют круг практически значимых $адач, которые
можно решать на компьютерах, и их решение приносит значи­
тельный экономический эффект.
Отличительной чертой компьютерных программ, называемых ЭС,
является их способность накапливать знания и опыт наиболее ква­
лифицированных специалистов {экспертов) в какой-либо узкой
предметной области. Затем с помощью этих знаний пользователи
ЭС, имеющие обычную квалификацию, могут решать свои теку­
щие задачи столь же успешно, как это сделали бы сами эксперты.
Такой эффект достигается благодаря тому, что экспертная система в
своей работе воспроизводит примерно ту же схему рассуждений,
которую обычно применяет человек-эксперт при анализе проблемы.
Тем самым ЭС позволяют копировать и распространять знания, де­
лая уникальный опыт нескольких высококлассных профессионалов
доступным широким кругам рядовых специалистов.
Уровень пользователей экспертных систем может варьироваться
в очень широком диапазоне. От вида деятельности пользователей
зависят и функции, которыми наделяются создаваемые для них ЭС.
В настоящее время технология экспертных систем получила
широкое распространение. Так, на американском и западноевро­
пейском рынке систем искусственного интеллекта организациям,
желающим создать экспертную систему, фирмы-разработчики
предлагают сотни инструментальных средств для их построения.
Прикладных же ЭС, успешно решающих задачи из определенного
узкого класса, насчитываются тысячи. Это позволяет говорить о
том, что ЭС сейчас составляют мощную ветвь в индустрии про­
граммных средств.
Компьютерные системы, которые могут лишь повторить ло­
гический вывод эксперта, принято относить к ЭС первого поко­
ления. Однако специалисту, решающему интеллектуально слож­
ную задачу, явно недостаточно возможностей системы, которая
лишь имитирует деятельность человека. Ему нужно, чтобы ЭС
выступала в роли полноценного помощника и советчика, способ­
ного проводить анализ нечисловых данных, выдвигать и отбрасы­
вать гипотезы, оценивать достоверность фактов, самостоятельно
148
пополнять свои знания, контролировать их непротиворечивость,
делать заключения на основе прецедентов и, может быть, даже
порождать решение новых, ранее не рассматривавшихся задач.
Наличие таких возможностей является характерным для ЭС вто­
рого поколения, концепция которых начала разрабатываться не­
давно. Экспертные системы, относящиеся ко второму поколению,
называют партнерскими, или усилителями интеллектуальных спо­
собностей человека. Их общие отличительные черты — умение
обучаться и развиваться, т. е. эволюционировать.

9.6. Что такое «система поддержки
принятия решений»?
Системы поддержки принятия решений существуют очень дав­
но: это военные советы, коллегии министерств, советы директо­
ров или управляющих, всевозможные совещания, заседания чле­
нов правлений, аналитические центры и т. д. Хотя они никогда не
назывались системами поддержки принятия решения, но выпол­
няли именно их задачи (в некоторых случаях частично). До после­
днего времени они, естественно, не использовали вычислитель­
ные машины и правила их функционирования, хотя и регламен­
тировались, но были формализованы далеко не так, как это тре­
буется в человеко-машинных процедурах.
Увеличение объема информации, поступающей в органы уп­
равления и непосредственно к руководителям, усложнение реша­
емых задач, необходимость учета большого числа взаимосвязан­
ных факторов и быстро меняющейся обстановки настоятельно
требуют использовать вычислительную технику в процессе при­
нятия решений. В связи с этим появился новый класс вычисли-
тельныххистем — системы поддержки принятия решений (СППР).
Термин «система поддержки принятия решений» появился в
начале семидесятых годов. За это время дано много определений
СППР.
Так, она определяется следующим образом: «Системы поддер­
жки принятия решений являются человеко-машинными объекта­
ми, которые позволяют лицам, принимающим решения (ЛПР),
использовать данные, знания, объективные и субъективные мо­
дели для анализа и решения слабоструктурированных и неструк­
турированных проблем». В этом определении подчеркивается пред­
назначение СППР для решения слабоструктурированных и не­
структурированных задач.
К слабоструктурированным относятся задачи, которые со­
держат как количественные, так и качественные переменные,
причем качественные аспекты проблемы имеют тенденцию до­
минировать. Неструктурированные проблемы имеют лишь каче­
ственное описание.
149
Другое определение СППР: «Система поддержки принятия
решений — это компьютерная система, позволяющая ЛПР соче­
тать собственные субъективные предпочтения с компьютерным
анализом ситуации при выработке рекомендаций в процессе при­
нятия решения». Основная суть этого определения — сочетание
субъективных предпочтений ЛПР с компьютерными методами.
Еще одно определение СППР — «компьютерная информаци­
онная система, используемая для различных видов деятельности
при принятии решений в ситуациях, где невозможно или неже­
лательно иметь автоматическую систему, полностью выполняю­
щую весь процесс решения».
Все три определения не противоречат, а дополняют друг друга
и достаточно полно характеризуют СППР.
Человеко-машинная процедура принятия решений с помощью
СППР представляет собой циклический процесс взаимодействия
человека и компьютера. Цикл состоит из фазы анализа и поста­
новки задачи для компьютера, выполняемой лицом, принимаю­
щим решение, и фазы оптимизации (поиска решения и выполне­
ния его характеристик), реализуемой компьютером.

9.7. Каковы функции систем
поддержки принятия решений?
Помогают произвести оценку обстановки (ситуаций), осуще­
ствить выбор критериев и оценить их относительную важность.
Генерируют возможные решения (сценарии действий).
Осуществляют оценку сценариев (действий, решений) и вы­
бирают лучший.
Обеспечивают постоянный обмен информацией об обстановке
принимаемых решений и помогают согласовать групповые решения.
Моделируют принимаемые решения (в тех случаях, когда это
возможно).
Осуществляют динамический компьютерный анализ возмож­
ных последствий принимаемых решений.
Производят сбор данных о результатах реализации принятых
решений и осуществляют оценку результатов.


Литература к главе 9
1. Гавршова Т.А., Червинская К. Р. Извлечение и структурирование знаний
для экспертных систем. — М.: Радио и связь, 1992.
2. Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами: 17-
модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации».
Модуль 17. - М.: ИНФРА-М, 1999.
150
3. Информатика: Учебник/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой. — М- Финансы
и статистика, 1997.
4. Искусственный интеллект: В 3 кн. Справочник/ Под ред. Э.В. Попова. —
М.: Радио и связь, 1990.
5. Ларичев O.K., Мошкович ЕМ. Качественные методы принятия решений. —
М.: Наука. Физматлит, 1996.
6. Ларичев O.K. Некоторые проблемы искусственного интеллекта. / / Сбор­
ник трудов ВНИИСИ. № 10, с. 3 - 9 , 1990.
7. Левин Р.,ДрангД Практическое введение в технологию искусственного
интеллекта и экспертных систем с иллюстрацией на Бейсике. — М.: Финансы
и статистика, 1991.
В.ЛорьерЖ.-Л. Системы искусственного интеллекта. — М.: Мир, 1991.
9. МарсемусД. Программирование экспертных систем на Турбо Прологе. —
М.: Финансы и статистика, 1994.
10. Нейлор К. Как построить свою экспертную систему. — М.: Энергоато-
миздат, 1991.
11. Организация работы с документами: Учебник/ ВА. Кудряев, И. К. Кор-
неев, Г.Н. Ксандопуло и др. — М.: ИНФРА-М, 1998.
12. Осуга С. Обработка знаний. — М.: Мир, 1989.
13. ПоповЭ.В., Фоминых И.Б., Кисель Е.Б., Шапот М.Д. Статистические
и динамические экспертные системы. — М.: Финансы и статистика, 1996.
14. Построение экспертных систем / Под ред. Ф. Хейес-Рота,Д. Уотермена,
Д. Лената. — М.: Мир, 1987.
15. Приобретение знаний / Под ред. С. Осуги, Ю. Саэки — М.: Мир, 1990.
16. Таунсенд К., ФохтД. Проектирование и программная реализация эк­
спертных систем на персональных ЭВМ. — М.: Финансы и статистика, 1990.
17. Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений. — М.:
СИНТЕГ, 1998.
18. УотерменД. Руководство по экспертным системам. — М.: Мир, 1989.
19. Экспертные системы. Принципы работы и примеры / Под ред. Фор­
сайта Р. — М.: Радио .и связь, 1987.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1
ОРГАНИЗАЦИЯ И СРЕДСТВА
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1. Что такое «информационная технология»? 4
1.2. Как возникли и развивались
информационные технологии? 5
1.3. Что такое «электронный офис»? 6
1.4. Какие виды информационных технологий
используются для обеспечения
управленческой деятельности? 7
1.5. Что составляет техническую основу
современных информационных технологий? 8
1.6. Какие программные средства обеспечивают
функционирование современных
информационных технологий? 8
1.7. В чем заключается организационно-методическое
обеспечение современных
информационных технологий? 9
1.8. Каковы перспективы развития
информационных технологий обеспечения
управленческой деятельности? 9
Литература к главе 1 10

ГЛАВА 2
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
2.1. Что такое «документационное обеспечение
управленческой деятельности»? 12

152
2.2. Каковы основные требования к оформлению
управленческих документов? 15
2.3. В чем состоит цель и каковы основные методы
унификации и стандартизации управленческих
документов? 20
2.4. Что такое «документооборот» и как он должен
быть организован? 22
2.5. Для чего необходима и как организуется
регистрация и индексация управленческих
документов? 23
2.6. Для чего необходим и как организуется контроль
исполнения управленческих документов? 25
2.7. Для чего необходимо и как организуется
оперативное хранение управленческих
документов? 26
Литература к главе 2 27

ГЛАВА 3
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
3.1. Что понимается под инструментальными
средствами компьютерных технологий
информационного обслуживания
управленческой деятельности? 29
3.2. Какие средства организационной техники
используются в обеспечении управленческой
деятельности? 29
3.3. Какие средства коммуникационной техники
используются в обеспечении управленческой
деятельности? 32
3.4. Какие средства вычислительной техники
используются в обеспечении управленческой
деятельности? 33
3.5. Что такое «сетевые технологии» и каковы
преимущества их использования в обеспечении
управленческой деятельности? 34

153
3.6. Каковы состав и назначение системного
программного обеспечения вычислительной
техники, используемой для поддержки
управленческой деятельности? 36
3.7. Каковы состав и назначение прикладного
программного обеспечения вычислительной
техники, используемой для поддержки
управленческой деятельности? 37
3.8. Каково назначение и особенности построения
и функционирования систем управления
документами (СУД)? 38
3.9. В чем состоит проблема интеграции функций
и технологий информационного обслуживания
управленческой деятельности и как она
решается? 45
Литература к главе 3 45

ГЛАВА 4
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ
ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ 48
4.1. Каков состав и функциональные возможности
компьютерных систем подготовки текстовых
документов? 43
4.2. Как организована типовая технология подготовки
текстового документа на основе применения
текстового процессора? 51
4.3. Каковы состав и назначение операций
редактирования текстового документа? 52
4.4. Каковы состав и назначение операций
форматирования текстового документа? 55
4.5. Каковы возможности и особенности технологии
подготовки текстовых документов на основе
использования шаблонов? 57
4.6. Каковы возможности и особенности технологии
подготовки текстовых документов на основе
использования стилей? 58
4.7. В чем состоят особенности «составных» документов
и технологий их подготовки? 59

154
4.8. В чем состоят особенности технологий подготовки
текстовых документов на основе использования
настольных издательских систем? 61
Литература к главе Л 62

ГЛАВА 5
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
НА ОСНОВЕ ТАБЛИЧНЫХ ПРОЦЕССОРОВ 64
5.1.Каковы основные требования к подготовке
и оформлению таблиц (табличных документов)? .... 64
5.2. Каковы основные функциональные возможности
современных табличных процессоров? 67
5.3. Как организована типовая технология
подготовки табличного документа
на основе применения табличного процессора? ... 70
5.4. Как организуется ввод и редактирование данных
в электронной таблице? 72
5.5. Как осуществляется форматирование (оформление)
фрагментов электронной таблицы? 74
5.6. Как организуются вычисления
в электронной таблице? 74
5.7. Каков состав и назначение встроенных функций
в табличных процессорах? 75
5.8. Как организуется подготовка иллюстраций
деловой графики на основе числовых данных
электронной таблицы? 76
Литература к главе 5 78

ГЛАВА 6
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ (СУБД) 80
6.1. Что такое «система управления базами данных»? ... 80
6.2. Каковы основные функции системы
управления базами данных? 82
6.3. Какова типовая организация системы
управления базами данных? 83

155
6.4. Каковы состав и назначение языковых средств
системы управления базами данных? 84
6.5. Как обеспечивается информационная
безопасность баз данных? 87
6.6. В чем состоят перспективы развития систем
управления базами данных? 89
Литература к главе 6 90

<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 18)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>