стр. 1
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

На правах рукописи




Корнеева Тамара Соломоновна



Менталитет как социокультурный феномен


Специальность: 09.00.11 - социальная философия




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук




Hi, : 1я библиотека
Уральского
Государственного
Ушиверсвмт»


Екатеринбург - 2001
Диссертационная работа выполнена в Институте философии и права
Уральского отделения Российской академии наук

Научный руководитель доктор философских наук,
доцент Шумихина Л.А.

Официальные оппоненты доктор философских наук,
профессор Мясникова Л.А.

кандидат философских наук,
доцент Круглова Т.А.

Ведущее учреждение Уральский государственный
педагогический университет


Защита состоится gft, июня 2001 г. в ^С-час. на заседании
диссертационного совета Д 212.286.02 по защите диссертаций на соискание
ученой степени доктора философских наук в Уральском ордена трудового
Красного Знамени государственном университете им. А.М.Горького (620083,
г.Екатеринбург, К-83, пр.Ленина 51, комн. 248)

С диссертацией можно ознакомиться ъ библиотеке Уральского
государственного университета им.А.М.Горького.

Автореферат разослан *tb мая 2001 г.


Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор философских наук,
В.И.Плотников
профессор
Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования.
Социальная реальность XX века со всей очевидностью показала, что
исторический процесс обусловлен не только экономикой, политикой,
противоборством социально-классовых сил и развитием культурных
процессов, но и воздействием ментальных структур общества. В связи с этим
обстоятельством в гуманитарных исследованиях все чаще стали обращаться к
понятию «менталитет», подразумевая под ним некую особую реальность
(идеальную, духовную или просто психологическую).
Неопределенность, размытость научного смысла понятия «менталитет» и
одновременно теоретическая и практическая значимость исследования
феномена «менталитет» для развития современного обществознания и в целом
гуманитарного знания со всей очевидностью демонстрируют актуальность
избранной темы исследования.
Обращение к проблеме истоков менталитета, его сущностных
характеристик особенно значимо в эпоху посттоталитаризма, так как позволяет
очеловечить исторический процесс и преодолеть крайности марксисткой
интерпретации истории, ограничившей смыслы ее развития экономическими
причинами. В результате введения понятия «менталитет» в сферу категорий
социальной философии последняя обретает живого человека с его
исповедальными вопросами, личной жизнью и экзистенциальными
проблемами. Социально философское исследование проблемы менталитета
позволяет выйти на своеобразие идеологической основы и политических
действий при разработке национальных программ и осмыслении как
внутренней, так и внешней политики государств. Без своеобразия
ментальности нет нации как особой целостности в человеческом обществе со
своим собственным самосознанием. В аспекте ментальности народа
самосознание - это факт самоидентификации, без которой не может быть
осознания самоценности своей культуры и чувства патриотизма. С этой точки
зрения проблема менталитета - это аспекты национальной и общечеловеческой
безопасности - важнейшие вопросы третьего тысячелетия.
Методологическая и научная значимость введения понятия «менталитет» в
структуру категорий социальной философии имеет важное значение, так как
до настоящего времени нет единой философской методологии исследования
данного феномена в его конкретности. Наиболее часто применяются либо
исторические (методология школы «Анналов»), либо социологические методы
исследования этого феномена, которые в весьма ограниченных пределах могут
быть применимы в области социальной философии. С их помощью нельзя
раскрыть сущностные смыслы понятия «менталитет», поставить проблему
генезиса менталитета.
И наконец, для выхода России из кризиса необходимо знание менталитета
своего народа, его духовных, культурных, психологических особенностей в
соответствии с которыми и следует принимать решающие социально-
экономические программы развития страны.
Обращение к истокам ценностного самосознания России, к
национальному менталитету, ориентированному на свои традиции, ценности,
смыслы культуры, духовно-психологическую составляющую, на
патриотическое прошлое - это и есть возрождение России, возрождение,
ведущее к процветанию любой нации и народа.
Весьма актуальным наше исследование является из-за отсутствия как в
социальной философии, так и в гуманитарной науке представлений о структуре
идеальной реальности, называемой - менталитет.


Степень разработанности проблемы
С проблемой менталитета исследователи сталкиваются во многих
общественных и гуманитарных науках: философии, истории, этнологии,
социальной психологии, этнопсихологии, социологии, культурологии,
политологии. Помимо науки, данная тема является предметом осмысления
деятелей культуры и искусства, что находит отражение как в художественном
творчестве, так и в публицистике.
Корни своеобразия национального менталитета уходят в древность.
Предмет анализа бытия корней - народный фольклор (сказки, былины, песни,
анекдоты), эпические произведения, мифология. Духовные основы
менталитета - это древнейшие памятники культуры, отражающие все периоды
исторического развития этносов, наций, народностей с присущими им
характерными особенностями. Важнейший памятник - Библия (Ветхий и
Новый Завет), дошедшая до наших дней в форме религиозно-художественных
сюжетов, содержащих определенное миропонимание и мироотношение к
действительности, как кодекс предустановлений и смысложизненных
ориентации. Древний памятник культуры мусульманских народов - Коран, где
изложены основные жизненные принципы, догмы, ценности мусульманского
мира.
' В исследовании темы менталитета можно выделить три основных
подхода.
Прежде всего это социокультурный подход, позволяющий с точки зрения
социальности исследовать историю понятия «менталитет» и представления о
реальном феномене. Это работы представителей «Новой истории», в частности,
школы "Анналов" - М.Блока, Ф.Броделя, Ж.Дюби, Р.Мандру, Л.Февра,
создавших особую методологию, позволившую выявить «менталитет» как
важнейшую категорию современной исторической антропологии, где в основе
лежит социально-культурная мотивация поведения людей, анализ явлений
коллективной психологии, раскрытие глубинных процессов человеческой
психологии, определяющих развитие истории. А.Я.Гуревич дал глубокое
теоретическое осмысление работ представителей школы «Анналов» и
обосновал собственную концепцию феномена «менталитет».
Крупнейшими представителями данного подхода в разработке
исследуемой нами проблемы являются труды таких известных социологов XX
века, как М.Вебер и П.Сорокин, исследующих ментальные структуры в
социальной динамике. Методология анализа М.Вебера через введение
категории «идеальный тип» соединяет общее и индивидуальное при
воздействии личного момента на общую конфигурацию событий
исторического процесса.
Рассматривая в данном контексте работы К.Маркса, необходимо
подчеркнуть, что ключ к решению актуальных методологических проблем
социально-исторического и культурного познания - это основные исторические
типы социальности. Диалектика социального и индивидуального, заложенная в
марксистской методологии, позволяет проследить деятельность человека в
историческом развитии.
В этом же аспекте интересны работы В.С.Кемерова, характеризующего
социальные процессы с точки зрения современного подхода к изучению
общества и ментальных структур. Особого внимания при изучении феномена
«менталитет» заслуживают работы М.Фуко и М.Хайдеггера, сосредоточивших
внимание на априорных структурах человеческого бытия и априорных
дискурсивных формациях (М.Фуко), предопределяющих опыт и поведение как
личности, так и социальных групп.
Своеобразный подход в изучении априорных структур сознания, как
составной части менталитета, мы находим и в работах Б.Маркова,
КХХабермаса, где феномен «менталитет» осмысляется с точки зрения
дискурсивно-коммуникативной, а изучение поведения человека в обществе
ведется через речевую практику освоения мира.
Особо необходимо остановиться на работах А.Ахиезера,
характеризующего нравственную парадигму современного общества, русской
ментальности.
Осмысление метафизических основ духа народа - это работы
представителей русской религиозной философии Н.Бердяева, Б.Вышеславцева,
Н.Лосского, Е.Трубецкого, В.Розанова, П.Флоренского, С.Франка.
Представление о менталитете как о матрице духовной жизни народа
заключено в работах Г.Дшгагенского, И.Ильина, В.Ключевского, Г.Федотова.
Методологические основы исследования духа народа в связи с культурно-
историческими модификациями - это работы В.И.Плотникова,
Л.А.Шумихиной.
Из современных ученых в связи с избранным аспектом исследования мы
учитывали своеобразие подходов к нашей проблеме Е.Ануфриева и Л.Лесной,
А.Зиновьева, К.Касьяновой, В.Кондакова, В.Курашова.В работах этих авторов
мы нашли порой прямо противоположные оценки различных сторон
менталитета, как российского, так и западного, характеристику этого феномена
через сферу жизнедеятельности общества, анализ и критику различных типов и
видов менталитета. Одним из важных факторов в изучении теории менталитета
является разработка данного вопроса с точки зрения психологии. Такие
крупнейшие психоаналитики XX века как З.Фрейд, Э.Фромм, К.Юнг
сравнивали менталитет с национальным характером. Э.Фромм ввел категорию
«социальный характер», подчеркивая тем самым, что менталитет всегда
присутствует в социально-психологических установках, оценках и смыслах
родной культуры. В этом же отношении интересны работы современных
психологов - представителей школы Узнадзе, работы И.Кона, К.Левина и др.
Раскрытие содержательного смысла понятия «менталитет» мы находим и в
таких науках, как этнология и этнография: работы Н.Вернадского,
Л.Гумилева, В.Захарова.
В исследовании феномена «менталитет» нами учтены труды, связанные с
анализом быта, традиций, обычаев народной культуры. Это - Ю.Громыко,
Н.Костомаров, Ю.Миролюбов, посвятившие свои работы народно-бытовой
стороне культуры русского народа; О.Орестов, характеризующий жизнь
англичан; Д.Тер-Аванесян и В.Цветов, пишущие о традициях японского
народа.
Один из важных аспектов в изучении феномена «менталитет» - обращение
к литературным произведениям мировой классики. Выразителями русского
менталитета, своеобразия русского духа были А.С.Пушкин и Л.Н.Толстой,
Ф.М.Достоевский и М.Е.Салтыков-Щедрин, Д.Н.Мамин-Сибиряк и А.П.Чехов,
а также наши современники - В.Белов, В.Распутин, В.Шукшин, с удивительной
правдивостью описывавшие быт и традиции русских крестьян, основанные на
ментальном опыте поколений. В таком же ключе мы пытались оценить
творчество Д.Байрона, Г.Гете, Р.Тагора, Ф.Шиллера, О.Хайяма, Э.Хемингуэя.


Цель и задачи исследования
Основная цель диссертационного исследования - показать научную
значимость и многогранность социально-философской проблемы
«менталитет», раскрывая через сущностные смыслы понятия содержательную
структуру, историческое и социально-культурное своеобразие этого феномена.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
осмыслить разграничение понятия «менталитет» и феномена
«менталитет»;
- дать определение понятию «менталитет» как категории социальной
философии;
- уточнить сущностные смыслы понятия «менталитет»;
- показать методологическую значимость выделения понятий «носитель» и
«выразитель» менталитета, вводимых для характеристики реального
менталитета;
- обосновать теоретический тезис о важности сохранения семьи как
хранительницы ментальных традиций наций и народностей, базируясь на
конкретно-социологическом материале;
- показать исторические и духовно-религиозные корни ментальное™ на
примере древних памятников духовной культуры разных народов (священные
книги, мифы, национальный эпос, фольклор);
- выделить основные компоненты менталитета, показав их динамику и
взаимосвязь;
- продемонстрировать на конкретном социально-историческом и
историко-философском материале, что менталитет - это тип
самоидентификации (Запад, Восток, Евразия), выделив основные социально-
исторические типы менталитета.


Методология исследования
Особенность феномена «менталитет» и поставленная цель исследования
продиктовали и своеобразие избранной методологии как междисциплинарного
исследования. Социальная истина - это достояние всей культуры общества,
поэтому истинное знание о феномене «менталитет» не исчерпывается
возможностями научного познания. Здесь необходимо объединение не только
знаний из разных наук (истории, философии, этнографии, психологии,
культурологии), но и вариантов философского и исторического рассмотрения
этого феномена (философская антропология, философия истории, философия
культуры, историческая антропология, социальная психология,
этнопсихология), а также интерпретация текстов священных книг, мифов,
летописного материала, народных эпосов, фольклора и великих памятников
художественной литературы.
В связи с этим появилась необходимость в системном подходе для
характеристики феномена «менталитет».
Одновременно метод решения стоящей перед нами проблемы может быть
назван структурно-феноменологическим. В современной гуманитарной науке
сегодня не выработана единая научно-философская методология, которая
позволила бы при исследовании феномена «менталитет» учитывать все
аспекты этой проблемы. Структурно-феноменологический метод в применении
к предмету нашего исследования - это всестороннее исследование различных
составляющих данного феномена.
Феноменологический компонент нашего метода - это идеально-
объективные явления, проявления духовности, сохранившиеся в ментальных
структурах повседневности, образы фольклорных произведений,
архетипические образы мифологии, священные книги, обряды и ритуалы,
жития древнерусских святых, а также конкретные исторические события в
изложении разных авторов. Структурный компонент - это комплексное
философское осмысление всех составляющих этого феномена.
В рамках предложенного нами структурно-феноменологического метода и
решалась главная цель исследования.
В контексте нашего исследования неоценимую методологическую роль
сыграли представители исторической школы «Анналов», использовавшие
методы исторической антропологии в изучении феномена «менталитет». Это:
метод ретроспективного анализа предшествующих событий (сравнительно-
ретроспективный, предложенный Л.Февром) и метод реконструкции прошлого
по схемам современного рационального мышления (реконструктивный метод,
предложенный М.Блоком, А.Гуревичем). Также для нашего исследования
интересны разработки М.Бахтина и М.Фуко, предложившие в изучении
ментальных явлений методы структурного анализа пластов коллективного
сознания.
В исследовании используется и метод исторической антропологии - при
изучении древних памятников культуры, как архетипических образов
менталитета.


Научная новизна исследования состоит в разграничении понятия
«менталитет» и феномена «менталитет» как социокультурной реальности. Это
позволило выделить компоненты менталитета и обозначить их взаимодействие


10
в социальной динамике, выделив социально-исторические типы
самоидентификации наций и народов; поставить вопрос о носителе и
выразителе ментальных черт социума, где наиболее синтезным носителем
является семья как хранительница национальных традиций.


Положения, выносимые на защиту
1. Менталитет - это понятие социальной философии, денотатом которого в
социальном бытии является идеальная реальность, отражающая социально-
культурное состояние субъекта истории (народа, нации, этноса, народности,
социальной группы, индивида), которое складывается в результате
исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-
географических, этнических, социально-культурных и цивилизационных
условий его бытия и проявляется как в различных видах деятельности, так и в
социально-психологических установках.
В отличие от понятия, феномен «менталитет» - это идеальная социальная
реальность, которая представляет собой трудно поддающуюся изменениями
совокупность социокультурных, психологических, духовных черт, взятых в их
органической целостности и определенности социума-носителя. Сущностные
смыслы менталитета: социальность, историчность, принадлежность к
конкретному социуму, самоидентификация, многослойность, полифоничность.
Сущностные смыслы понятия «менталитет» существуют как реальные качества
феномена.
2. Носителями ментальных черт выступают следующие социумы: нация,
этнос, народность, классы, социальные слои, сословия или касты, трудовой или
учебный коллектив, индивид - всеобщий «носитель» менталитета, являющийся
образующим началом всех перечисленных ментальных образований
жизнедеятельности общества.
Семья (микросоциум), как синтезный носитель менталитета,
хранительница ментальных черт нации.
3. Менталитет нации многослоен. Основными компонентами менталитета
являются:
- СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ компонент, включающий духовную, религиозную,
эстетически-художественную, нравственную, экономическую и политическую
стороны жизнедеятельности общества;
- психологический компонент, выраженный на двух основных уровнях: 1)
уровень социальной психологии («национальный характер»); 2) уровень
индивидуальной психологии (конкретные проявления социально-
психологических национальных установок);
- цивилизационный компонент, представляющий собой рациональные
смыслы и символы культуры и выступающий либо в единстве, либо в
противоречии с ее духовными смыслами и символами. Цивилизационный
компонент отражает уровень научного и технологического знания.
4. Менталитет любого народа имеет древние истоки. Исследовать эти
истоки можно изучая древнейшие памятники культуры, своеобразие мифов,
фольклора, эпических произведений наций и народов. Древние истоки,
«архетипы бессознательного» (Юнг) - это первичная матрица менталитета,
предопределяющая тип самоидентификации народа как тип менталитета.


Практическое значение работы
Практическая ценность исследования заключается прежде всего в
определении сущностных характеристик и выделении исторических форм
существования феномена «менталитет», что позволило в самом бытии
обозначить границы реальных идеальных образований, определяющих
жизнедеятельность социума.
В условиях тотального кризиса русской души, когда самобытность
русского менталитета, русской нации, русской духовности и культуры ставится
под сомнение, применение результатов исследования может способствовать
выработке единого, научно и философски обоснованного подхода с учетом


12
ментальных особенностей народа во всех сферах социального бытия:
экономике, политике, культуре, идеологии.
Практическую ценность результаты исследования имеют и в сфере
образования и воспитания. Патриотическая ориентация в воспитании и
образовании невозможна без представлений о ментальных особенностях своего
народа. Ка основании материалов диссертации автором с 1999 года и по
настоящее время читается курс лекций «Этикетное поведение», материалы
исследования используются при чтении лекций по культурологии и
спецкурсам «Психология и педагогика», «Менталитет» в Уральской
Государственной Лесотехнической Академии. Результаты исследования
диссертации могут быть использованы не только в научно-исследовательской
работе, но и в практике преподавания гуманитарных дисциплин.


Апробация работы
Результаты проведенного исследования представлены:
- участием и выступлениями на конференциях: «Октябрь Семнадцатого
года и современность». Екатеринбург, 1 .'997; «Интеллигенция России в конце
XX века: система духовных ценностей в исторической динамике».
Екатеринбург, 1998; «Интеллигенция в истории XX века: неоконченные
споры» (к 90-летию сборника «Вехи»). Екатеринбург, 1998; «Воспитание
духовности». Екатеринбург, 1998; «Судьба России: образование, наука,
культура». Екатеринбург, 2000; «Культура и цивилизация». Екатеринбург,
2001.
- в выступлениях на кафедре философии президиума УрО РАН и на
кафедре философии УТЛТА. Изложение основных аспектов диссертационного
исследования было представлено автором в Институте философии и права УрО
РАН (отдел философии).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографии, демографического приложения. Содержание
работы изложено на 169 страницах машинописного текста. Библиография
включает 154 названия.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновывается актуальность темы диссертации,
анализируется степень ее разработанности, формируются цели и задачи
исследования, его методологическое обоснование, выделяется научная новизна
и практическая ценность работы.
В первой главе «Менталитет в системе социального бытия»
рассматривается понятие «менталитет» в сравнении с феноменом
«менталитет», дается- собственное определение понятия менталитета,
характеризуются ментальные структуры повседневной жизни, ставится

стр. 1
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>