<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

проблема «носителя» и «выразителя» менталитета, выделяется наиболее
значимый «носитель» - семья в качестве микросоциума, ментальные
традиции и духовные ценности наций и народов.
В первом параграфе «История понятия менталитет» рассматривается
становление научного подхода к данному феномену в социально-
культурологическом, психологическом, этническом знании. Это, прежде всего,
труды историков школы «Анналов» М.Блока, Ф.Броделя, Л.Февра, которые
впервые ввели в научный обиход термин «менталитет», как совокупность
социально-психологических и духовно-нравственных черт, определяющих все
стороны жизнедеятельности индивидов в социуме. Ф.Бродель связывает
менталитет с устойчивыми социальными структурами. Современный
представитель отечественной школы «Анналов» А.Гуревич тоже
характеризует менталитет как «устойчивую картину мира», присущую каждому
индивиду в конкретно взятом социуме.


14
Философия структурализма и постструктурализма (М.Фуко, М.Хайдеггер,
Ю.Хабермас) вносит новое проблемное видение. М.Фуко выдвинул понятие
«эписистема», как интеллектуальную проекцию структуры ментальное™
соответствующей эпохи. М.Фуко перенес акцент с «психологии» на «дискурс»
как практику в характеристике ментальных структур. В дальнейшем в теории
коммуникативных структур сознания его поддержали Б.Марков и Ю.Хабермас.
С точки зрения психологии менталитет - это лишь подсознательные,
устойчивые мыслительные акты, выработанные многими предшествующими
поколениями и закрепленные в национальном или социальном (Фромм)
характере людей. Психоаналитическая философия углубленно исследует лишь
один из компонентов сложного образования, а именно - психологический
компонент (см. 2.2.).
Этнология и этнография характеризуют данный феномен лишь как
составляющую часть формирования и развития этнической культуры. Это
очень узкий, конкретно-научный подход к менталитету, касающийся только
данной области знания.
С учетом вышесказанного нами предложен комплексный подход в
изучении феномена «менталитет», учитывающий и социокультурную, и
психологическую, и этническую, и цивилизационную составляющие. В связи с
этим нами предложено свое определение понятия «менталитет».
Менталитет - это социальная категория, в содержании которой
отражаются социально-психологическое и духовное состояния субъекта
истории (народа, нации, этноса, народности), которое складывается в
результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия
естественно-географических, этнических, социально-экономических и
культурных условий его проживания и проявляется в различных видах
деятельности.
Менталитет косвенно и прямо проявляется в самых разных аспектах
жизни общества, в специфике экономических, социальных, культурных,
политических и других общественных отношений, процессов, в смене
поколений и социальном наследовании.
Во втором параграфе «Ментальные структуры жизнедеятельности
общества» раскрывается феномен «менталитет» как сложная методологическая
проблема, постановка которой является не только ключом к пониманию духа
нации, но и особенностей жизнедеятельности общества. Как идеальное
образование менталитет в качестве феномена имеет материального носителя. В
нашем исследовании выделяются следующие «носители» менталитета: нация
(наиболее глобальный и основополагающий «носитель»), народность, этнос,
класс, сословия/касты, трудовой или учебный коллектив, семья (синтезный
«носитель», выступающий в качестве микросоциума), индивид,
непосредственно включенный во все носители менталитета. В любом из
социумов индивид является не только центральным и конкретным «носителем»
менталитета, но и его «выразителем». Для того чтобы стать «выразителем»
менталитета, необходимо откликаться творческой мыслью на мотивы и
сюжеты, события и обычаи, имеющие место у своего народа, родной культуры
и одновременно найти и то общее универсальное, что присуще каждому, и
уникальное, своеобразное, что отличает родную культуру от чужой.
«Выразителем» русского менталитета можно назвать А.С.Пушкина. В
творчестве русского гения наиболее ярко сформировалась доминанта русского
национального самосознания.
Таким образом, вводимые нами категории «носитель» и «выразитель»
менталитета содержат потенциальные возможности для раскрытия глубинных
характеристик феномена «менталитет». Все приведенные нами «носители»
менталитета имеют единый субстрат - индивида, погруженного в силу
обстоятельств в конкретно-исторические условия социального бытия. Индивид
как ключевой «носитель» и «выразитель» менталитета живет на пересечении
разных микро- и макро- ментальных сфер. Поэтому, исследуя менталитет как
социокультурный феномен, необходимо понимать смыслы культуры каждого
из микро- и макро- социумов в процессе их культурного взаимодействия.
Третий параграф «Семья - хранительница ментальных традиций нации»
посвящен анализу семьи как синтезного носителя менталитета, выступающего
в качестве микросоциума. Семья является прежде всего хранительницей
древнейших традиций и духовных ценностей наций и народов.
Культура семьи определяется повседневной жизнью человека. Она влияет
на социокультуру через формирование в семье индивида с его системой
жизненных ценностей, установок, традиций, передающихся из поколения в
поколение, что отражает ментальные черты различных наций и народов,
классов и социальных слоев. Семья - это сфера откровенных, интимных
человеческих отношений, часто скрытых от постороннего взгляда, но если
найти способ посмотреть «изнутри», то именно здесь находится тот пласт,
который характеризует социально-психологические особенности народа, то
есть его менталитет.
Для утверждения этого положения есть глубинные основания: именно в
семье происходит начальное приобщение к общечеловеческим культурным
ценностям, являющимся духовно-психологической основой социума; именно
через семейные традиции и обычаи, быт и эстетически-этическую сторону
бытия человека в семье сохраняются и передаются национальные традиции.
В данном исследовании проведен сравнительный анализ, отражающий
ментальный опыт поколений, через характеристику трех типов семей: русской,
английской, японской, соответствующих трем типам общества (Евразия, Запад,
Восток), отмечая общее и особенное в менталитете данных народов.
Нами проведены социологические исследования, в виде опроса студентов
одного из екатеринбургских вузов, на тему «Ценности и традиции Вашей
семьи», социально-демографический анализ типологии современной семьи (на
примере России и Франции), с точки зрения ментальных черт осмыслено
соотношение браков и разводов по всем регионам России с 1995 по 1997 гг.


17
Таким образом, в семье как в зеркале отражаются психологические и
социокультурные особенности, присущие каждому народу: в быту, традициях,
обрядах, как проявление национальных черт каждого субъекта данного
микросоциума. С другой стороны, исходя из избирательного анализа разных
типов семей только по их бытовым и ментальным характеристикам, мы
находим большое различие в культуре разных народов, вытекающее из
специфики ментального опыта поколений и культурно-национальных
традиций, лежащих в основе их жизнедеятельности.
Во второй главе «Проблема генезиса менталитета» рассматриваются
глубинные истоки менталитета, основы которых - это древнейшие памятники
культуры; исследуются основные компоненты менталитета, его типы в
контексте жизнедеятельности общества.
В первом параграфе «Древние памятники культуры как архетипические
образы менталитета» анализируется материал архаических мифов, эпические
произведения, сказания, былины, Священные книги разных народов как
смыслопорождающие духовные истоки менталитета. Древнейшие памятники
культуры свидетельствуют о первичных ментальных установках в
мировоззрении, мироотношении, ценностных ориентирах, смысложизненных
универсалиях различных народов.
Уникальные древние памятники культуры - это свидетельство рождения
традиций, бытовых и трудовых отношений, религиозных и духовных
ориентиров, и даже своеобразных политических и зарождающихся
экономических отношений у различных народов.
Анализ этих памятников позволил выявить первичные основы духовно-
нравственных ценностей и структуры психологического склада народов,
выраженных через динамические отношения между средой и социумом,
человеком и миром, отражая при этом социально-психологическое поведение
человека, формируя его отличные от других народов сугубо индивидуальные
ментальные черты. Религия, мифы, эпос как первичные архетипические образы


18
менталитета народа, определяли его изначальную доминанту, дошедшую до
наших дней в существенных ментальных чертах и в современных способах их
жизнедеятельности.
Второй параграф «Основные компоненты менталитета» посвящен анализу
структуры данного феномена в социальной динамике, осмыслению
многоаспектное™ теоретической и методологической базы.
Нами предложено выделить три основных компонента менталитета. Во-
первых - социокультурный компонент, включающий в себя своеобразие
духовного, экономического, религиозного, политического уклада
жизнедеятельности нации или народа в конкретно-исторической среде; во-
вторых - психологический компонент, выраженный на двух основных уровнях:
а/ уровень социальной психологии («национальный» и «социальный»
характер), б/ уровень индивидуальной психологии (конкретные проявления
социально-психологических, национальных установок у каждого индивида); в-
третьих - цивилизационный компонент, представляющий собой рациональные
смыслы культуры, являющийся интеллектуальным обеспечением цивилизации.
Развитие нации на конкретном этапе общественно-исторического развития
едино. Кроме того, ментальные факторы цивилизации могут оказаться общими
для ряда народов (этносов, наций), а в случае, к примеру, с Россией, носить
даже межэтнический и надэтнический характер, являясь организующими для
целой группы генетически различных культур, но связанных единой историей,
геополитическими и природными условиями, единой государственностью.
Таким образом, менталитет как социальный феномен не может
функционировать вне зависимости от взаимосвязи и взаимодополняемости
трех основных компонентов (его составляющих). Все три компонента
менталитета (социокультурный, психологический и цивилизационный)
взаимопроникают и тесно взаимодействуют друг с другом, образуя
национальную матрицу феномена «менталитет». Все компоненты
взаимозависимы и трансформация хотя бы одного из них не может не вызвать


19
изменений как в других составляющих, так и в целом в матрице феномена
«менталитет». Но особая всеобъемлющая роль принадлежит духовной
составляющей, которая пронизывает все компоненты менталитета, являясь
центральнообразующим элементом данного феномена.
Третий параграф «Менталитет как тип самоидентификации» является
попыткой выделения, на основании предложенной методологии, типов
менталитета как феноменов социокультурного развития народов.
В нашей работе выделены три типа менталитета: западный, восточный и
российский, следуя издавна существующей традиции разграничения по трем
типам общества (Запад, Восток, Евразия). Через сравнение трех типов
менталитета как матриц трех типов общества появились основания сделать
следующие выводы: менталитет каждой нации (народа) связан с
геополитическими и природными условиями, в которых формируются данные
общества, особенностями быта, традиций, ритуалов, основы которых - в
глубокой древности.
Конкретный тип менталитета имеет духовные истоки, уходящие корнями
в религию. Древнейшие священные тексты содержат великий духовный заряд
для своеобразного развития целого народа. Разные ментальное™ - это разные
типы идеальной реальности (западной, восточной, русской), своеобразие
которой соответствует специфике трех типов обществ и цивилизаций (Запад,
Восток, Евразия), своеобразию цивилизационного социогенеза этих регионов.
В Заключении подведены итоги проведенного исследования, обозначены
области практического использования его результатов.
Основные положения работы изложены в следующих публикациях:
1. Советская политическая культура: сущность и проблемы //Октябрь
Семнадцатого года и современность. Материалы региональной научно-
практической конференции. - М., 1997. С.27-28.
2. Проблемы трансформации духовных ценностей российского общества
на рубеже XXI века // Интеллигенция России в конце XX века: система


20
духовных ценностей в исторической динамике. Всероссийская научная
конференция. - Екатеринбург, 1998. С.29-30.
3. "Арифметическая ментальность" и русская душа // Воспитание
духовности. Сб. ст. и тез. - Екатеринбург, 1998. С.70-71.
4. Современные характеристики духовного отчуждения российской
интеллигенции // Интеллигенция России в истории XX века: неоконченные
споры. К 90-летию сборника "Вехи". Тезисы докладов и сообщений
Всероссийской научной конференции. - Екатеринбург, 1998. С. 101-102.
5. Менталитет как феномен социальной жизни // Сборник статей
аспирантов и соискателей Института философии и права УрО РАН. -
Екатеринбург, 1999. С.32-38.
6. Семья как носитель менталитета нации // "Феникс". Ежегодник кафедры
культурологии Мордовского государственного Университета им. Н.П.Огарева.
- Саранск, 2000. С.131-133.
7. Соотношение национального характера и национального менталитета в
русской философской мысли // Судьба России: образование, наука, культура.
Тезисы IV Всероссийской конференции. - Екатеринбург, 2000. С.51-53.
8. Специфика российской цивилизации и ее отражение в менталитете //
Культура и цивилизация. Материалы Всероссийской научной конференции. -
Екатеринбург, 2001. С.51-55 (в соавт.).




21
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УрО РАН
16.05.01 Заказ 223 1,0 п.л. Тираж 100

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ