<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

7. Установлен специальный срок исковой давности для признания недействительными выпуска эмиссионных ценных бумаг, сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, и отчета об итогах их выпуска продолжительностью в три месяца с момента регистрации отчета об итогах выпуска этих ценных бумаг.

Статья 27. Особенности эмиссии акций кредитными организациями

1. Особенности государственной регистрации выпусков ценных бумаг, эмитентами которых являются кредитные организации, установлены Инструкцией Банка России от 22.07.2002 N 102-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации". Действие Инструкции распространяется на акции, облигации и иные эмиссионные ценные бумаги кредитных организаций.
Согласно данной Инструкции выпуски ценных бумаг кредитных организаций подлежат государственной регистрации в Департаменте лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России и в территориальных учреждениях Банка России (Главные управления, Национальные банки).
В Департаменте лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России регистрируются:
- выпуски акций кредитных организаций с уставным капиталом 700 млн. руб. и более (включая в расчет предполагаемые итоги выпуска) или с долей иностранного участия (в том числе физических и юридических лиц из стран СНГ) свыше 50%;
- выпуски облигаций кредитных организаций на сумму 200 млн. руб. и выше;
- выпуски ценных бумаг при реорганизации кредитных организаций;
- выпуски опционов кредитных организаций.
Остальные выпуски ценных бумаг кредитных организаций регистрируются в территориальных учреждениях Банка России.
В указанной Инструкции приведен перечень документов, которые кредитная организация-эмитент должна представить в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
2. Особенностью эмиссии акций кредитными организациями является то, что аккумулирование средств в процессе эмиссии таких акций осуществляется путем открытия банком-эмитентом накопительного счета, режим которого устанавливается ЦБ РФ.
Кредитная организация - эмитент не вправе использовать в своем обороте средства, находящиеся на накопительном счете.
С накопительного счета кредитной организации в Банке России денежные средства могут:
- перечисляться на корреспондентский счет кредитной организации в Банке России - после регистрации итогов выпуска;
- возвращаться лицам, ранее перечислившим средства в оплату акций, если итоги выпуска не зарегистрированы;
- возвращаться лицам, ранее перечислившим средства в оплату акций, при расторжении договора купли-продажи акций в период проведения подписки на них. Средства с накопительного счета в указанном случае возвращаются кредитной организацией - эмитентом инвесторам платежными поручениями на расчетные, текущие, корреспондентские, депозитные (для физических лиц) счета или через кассу банка-эмитента (для физических лиц).
Иное использование средств, находящихся на накопительном счете, не допускается.

Статья 27.1. Особенности эмиссии опционов эмитента

1. Опционы эмитента как вид эмиссионных ценных бумаг были введены законом N 185-ФЗ. Опцион эмитента - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента. Опцион эмитента является именной ценной бумагой. Принятие решения о размещении опционов эмитента и их размещение осуществляются в соответствии с установленными федеральными законами правилами размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции. При этом цена размещения акций во исполнение требований по опционам эмитента определяется в соответствии с ценой, определенной в таком опционе.
2. Особенности их эмиссии заключаются, в частности, в том, что эмитент не вправе размещать опционы эмитента, если количество объявленных акций эмитента меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляют такие опционы. Размещение опционов эмитента возможно только после полной оплаты уставного капитала акционерного общества.
Количество акций, право на приобретение которых предоставляют опционы эмитента, не может превышать 5 процентов акций этой категории (типа), размещенных на дату представления документов для государственной регистрации выпуска опционов эмитента.
Решение о выпуске опционов эмитента может предусматривать ограничения на их обращение.

Статья 27.2. Особенности эмиссии и обращения облигаций с обеспечением

1. К облигациям с обеспечением закон относит облигации, исполнение обязательств по которым обеспечивается:
- залогом;
- поручительством;
- банковской гарантией;
- государственной или муниципальной гарантией.
Облигация с обеспечением предоставляет ее владельцу все права, возникающие из такого обеспечения. Передача прав, возникших из предоставленного обеспечения, без передачи прав на облигацию является недействительной.
2. Особенностью эмиссии облигаций с обеспечением является то, что в решении о выпуске облигаций (а при необходимости также в проспекте облигаций и в сертификатах облигаций) должны содержаться условия обеспечивающего обязательства.
Если обеспечение по облигациям предоставлено третьим лицом, то это лицо должно подписать решение о выпуске таких облигаций, проспект облигаций и сертификат (при документарной форме выпуска).

Статья 27.3. Облигации с залоговым обеспечением

1. Комментируемая статья посвящена облигациям с залоговым обеспечением.
Предметом залога согласно п. 1 указанной статьи могут быть только ценные бумаги и недвижимое имущество, которое подлежит оценке оценщиком. Таким образом, пятая глава закона содержит не только исчерпывающий перечень способов обеспечения, но и исчерпывающий перечень предметов залога.
2. Залог обеспечивает обязательства эмитента облигации в рамках одного выпуска. Таким образом, отношения по обеспечению связывают всех владельцев облигаций одного выпуска с ее эмитентом. Каждый владелец облигации с залоговым обеспечением одного выпуска имеет равные со всеми другими владельцами облигаций этого же выпуска права в отношении имущества, являющегося предметом залога, а также страхового возмещения, сумм возмещения, причитающихся залогодателю в случае изъятия (выкупа) заложенного имущества для государственных или муниципальных нужд, его реквизиции или национализации. На стороне залогодержателя, таким образом, имеется множественность лиц.
3. Договор залога, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям, считается заключенным с момента возникновения у их первого владельца (приобретателя) прав на такие облигации, при этом считается соблюденной письменная форма. Иными словами, приобретение облигации помимо обязательственных отношений эмитента облигации и держателя облигации порождает залоговые отношения, как если бы между залогодателем и залогодержателем вступил в силу договор о залоге.
4. При обеспечении обязательств эмитента облигаций залогом недвижимого имущества (ипотекой) сторонам необходимо выполнить требования о нотариальной форме договора ипотеки и его государственной регистрации, что достигается нотариальным удостоверением и государственной регистрацией учреждением юстиции решения о выпуске облигаций с залоговым обеспечением.
Таким образом обременение обязательств эмитента облигации залогом недвижимого имущества (ипотеки) возможно только при наличии следующих действий:
- государственная регистрация выпуска облигаций;
- нотариальное удостоверение и государственная регистрация учреждением юстиции решения о выпуске облигаций, обеспеченных ипотекой;
- государственная регистрация ипотеки (осуществляется учреждением юстиции одновременно с государственной регистрацией решения о выпуске облигаций, обеспеченных ипотекой).
5. Предъявительские и ордерные ценные бумаги могут быть предоставлены в обеспечение по облигациям только при условии учета прав на них в депозитарии. Обременение соответствующих ценных бумаг залогом должно быть обязательно зафиксировано в реестре или в депозитарии до начала их размещения.
6. По общему правилу договор о залоге ценных бумаг считается заключенным с момента фиксации прав залогодержателя в установленном порядке (пункт 13 Информационного письма ВАС РФ от 21 января 2002 г. N 67 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением норм о договоре о залоге и иных обеспечительных сделках с ценными бумагами").
7. При обременении залогом бездокументарных ценных бумаг в обеспечение исполнения обязательств эмитентом облигации залогодатель обязан после государственной регистрации выпуска таких облигаций, но до начала размещения облигаций, зафиксировать обременение соответствующих ценных бумаг залогом у лица, осуществляющего учет прав на эти ценные бумаги, и представить доказательства такой фиксации в орган, осуществивший государственную регистрацию соответствующего выпуска облигаций, при государственной регистрации отчета об итогах выпуска. В орган, осуществивший государственную регистрацию соответствующего выпуска облигаций, при государственной регистрации отчета об итогах выпуска предоставляется выписка из лицевого счета либо счета депо.
8. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства эмитентом облигации с залоговым обеспечением является основанием для реализации имущества, являющегося предметом залога. Письменное требование залогодателю об обращении взыскания может быть подано любым владельцем облигации лицу, указанному в решении о выпуске в качестве лица, которое будет осуществлять реализацию заложенного имущества, а также эмитенту таких ценных бумаг, если залогодателем является третье лицо.
9. Вышеуказанные требования могут быть заявлены в течение двух месяцев со дня наступления срока исполнения обязательства (истечения последнего дня срока, если исполнение обязательств предусмотрено в течение определенного периода времени).
10. Денежные средства, полученные от реализации заложенного имущества, направляются лицам, являющимся владельцами облигаций с залоговым обеспечением, имеющим право на осуществление прав, удостоверенных указанными ценными бумагами, и заявившим свои требования в течение срока, установленного ст. 27.3 для направления требований о реализации заложенного имущества, или по истечении этого срока, но не позднее последнего дня срока, установленного решением о выпуске этих ценных бумаг для реализации заложенного имущества.
11. Часть 5 п. 8 ст. 27.3 закона устанавливает режим собственности при передаче заложенного имущества в собственность залогодержателей - владельцев облигаций с залоговым обеспечением, а именно - общая долевая собственность всех владельцев облигаций, обеспеченных таким залогом.
12. Если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, превышает размер обеспеченных залогом требований по облигациям, разница после удержания из нее сумм, необходимых для покрытия расходов, связанных с обращением взыскания на это имущество и его реализацией, возвращается залогодателю. Сумма, вырученная от реализации заложенного имущества и оставшаяся после удовлетворения в указанном порядке требований владельцев облигаций с залоговым обеспечением, не превышающая размера обеспеченных залогом требований по облигациям, подлежит зачислению в депозит нотариуса. Владельцы, не направившие указанных письменных требований о реализации заложенного имущества и не получившие средства от его реализации, имеют право получить их через депозит нотариуса в установленном законом порядке.
13. Следует отметить, что запрещается обращение эмиссионных ценных бумаг до полной их оплаты и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска.

Статья 27.4. Облигации, обеспеченные поручительством

1. Исполнение обязательств по облигациям обеспеченным поручительством, обеспечивается договором поручительства, по которому поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Договор поручительства регулируется нормами § 5 гл. 23 ГК РФ.
2. Настоящая статья устанавливает, что договором поручительства может предусматриваться только солидарная (но не субсидиарная) ответственность поручителя и эмитента за неисполнение или ненадлежащее исполнение эмитентом обязательств по облигациям.

Статья 27.5. Облигации, обеспеченные банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией

1. Правовые нормы, регулирующие банковские гарантии, содержатся в § 6 гл. 23 ГК РФ. Согласно ст. 368 ГК РФ в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
2. Комментируемая статья предусматривает следующие особенности банковской гарантии, предоставляемой в обеспечение исполнения обязательств по облигациям:
- невозможность ее отзыва;
- срок действия такой банковской гарантии должен не менее чем на шесть месяцев превышать дату (срок окончания) погашения соответствующих облигаций;
- в банковской гарантии должно быть предусмотрено, что права требования к гаранту переходят к лицу, к которому переходят права на облигацию;
- наступление только солидарной ответственности гаранта и эмитента за неисполнение или ненадлежащее исполнение эмитентом обязательств по облигациям.
3. Правовое регулирование государственных и муниципальных гарантий по облигациям осуществляется бюджетным законодательством РФ и законодательством РФ о государственных (муниципальных) ценных бумагах.
Согласно ст. 115 Бюджетного кодекса РФ государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству в сумме, соответствующей объему обязательств по гарантии.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" обязательства третьих лиц, возникшие в результате осуществления ими эмиссии ценных бумаг, могут быть гарантированы РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.

Статья 27.5-1. Особенности эмиссии и обращения облигаций Банка России

1. Банк России выпускает облигации в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением. Эмиссия таких облигаций осуществляется без государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) и без государственной регистрации отчета об итогах их выпуска.
2. Размещение и обращение облигаций Банка России осуществляются только среди российских кредитных организаций.
3. Не позднее пяти дней Банк России обязан раскрыть информацию о принятии решения о размещении облигаций Банка России, об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, о завершении размещения облигаций Банка России и об исполнении обязательств по облигациям Банка России.
Информация публикуется в официальном издании Банка России и (или) на странице Банка России в сети Интернет.

Глава 6. Обращение эмиссионных ценных бумаг

Статья 27.6. Ограничения на обращение эмиссионных ценных бумаг

1. Обращение эмиссионных ценных бумаг означает заключение гражданско-правовых сделок, в результате которых переходит право собственности на ценные бумаги. Эти вопросы урегулированы в шестой главе комментируемого закона.
2. Законом N 185-ФЗ была введена новая ст. 27.6, устанавливающая ограничения на обращение эмиссионных ценных бумаг, согласно которой запрещается обращение эмиссионных ценных бумаг до их полной оплаты и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска.
3. Кроме этого, публичное обращение эмиссионных ценных бумаг (включая ценные бумаги иностранных эмитентов) запрещается до регистрации проспекта ценных бумаг.
Под публичным обращением ценных бумаг понимается обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также обращение ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.
4. Эти ограничения соответствуют положениям ст. 5 федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" согласно которым запрещаются публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию ценных бумаг, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством РФ.
Совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска запрещается.

Статья 28. Форма удостоверения права собственности на эмиссионные ценные бумаги

1. Владельцы эмиссионных ценных бумаг документарной формы выпуска подтверждают свое право собственности на них сертификатами, а в случае передачи ценных бумаг на хранение в депозитарии, таким подтверждением являются также записи по счетам депо в депозитариях.
2. Право собственности на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска подтверждается записями на лицевых счетах у держателя реестра, а в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии - записями по счетам депо в депозитариях. Поэтому заключение договора купли-продажи эмиссионных ценных бумаг без внесения соответствующих изменений в лицевом счете реестра не повлечет за собой признания права собственности за покупателем ценных бумаг.
3. В обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор (ст. 44 закона "Об акционерных обществах"). До 1 января 2002 г. число акционеров было установлено как 500. Таким образом, теперь держателем реестров всех открытых акционерных обществ должен быть регистратор.
4. Внесение записи в реестр акционеров общества осуществляется по требованию акционера или номинального держателя акций не позднее трех дней с момента представления документов, предусмотренных правовыми актами РФ, которыми может быть установлен более короткий срок внесения записи в реестр общества. Держатель реестра акционеров общества не вправе по своей инициативе исключать из реестра записи о лицах, ранее внесенных в него.
5. Отказ от внесения записи в реестр акционеров общества может быть обжалован в суде. Общество, поручившее ведение и хранение реестра акционеров общества регистратору, не освобождается от ответственности за его ведение. Поэтому в спорах о записях в реестре может быть не только регистратор, но и само акционерное общество.
Суд при рассмотрении иска акционера или номинального держателя акций об обязании держателя реестра внести соответствующую запись в реестр и признании отказа или уклонения от внесения ее необоснованным должен обязать реестродержателя внести запись о данном акционере в реестр с той даты, с которой она должна была быть совершена в соответствии с законом.

Статья 29. Переход прав на ценные бумаги и реализации прав, закрепленных ценными бумагами

1. Настоящая статья определяет момент перехода права собственности в зависимости от вида ценных бумаг.
Так, на предъявительскую документарную ценную бумагу право собственности переходит к приобретателю в момент передачи сертификата приобретателю; либо в момент осуществления приходной записи по счету депо приобретателя (в случае хранения сертификатов в депозитарии).
На именную бездокументарную ценную бумагу право собственности переходит к приобретателю с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя (при учете у депозитария); а в случае учета прав на ценные бумаги в системе ведения реестра - с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя.
2. Отчуждение именной эмиссионной ценной бумаги, должно сопровождаться уведомлением держателя реестра, или депозитария, или номинального держателя ценных бумаг. Подтверждением права на предъявительскую эмиссионную ценную бумагу является предъявление ее владельцем либо его доверенным лицом.
3. В случае если законодательством РФ установлены ограничения на долю участия иностранных лиц в капитале российских эмитентов, о сделках по приобретению иностранными владельцами акций, выпущенных такими российскими эмитентами, сторонам по сделке надлежит уведомлять ФСФР РФ (ранее - ФКЦБ РФ) и иные органы в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В статье не указан срок, в течение которого сторонам сделки надо уведомить ФКЦБ РФ (ФСФР РФ). Согласно Постановлению ФКЦБ РФ от 11 декабря 2001 г. N 33 по сделкам на организованных рынках уведомление по форме N 020 направляется в течение пяти дней после их совершения, а по сделкам на организованных рынках - в течение пяти дней после окончания месяца (в данном случае уведомление направляет профессиональный участник рынка ценных бумаг, через которого эта сделка совершалась).
Сторонами по сделке, обязанными уведомлять ФСФР РФ, являются лицо, отчуждающее акции российского эмитента (продавец), и иностранный владелец, приобретающий акции российского эмитента в результате совершения сделки (покупатель).
Уведомление от имени иностранного владельца может быть сделано по его поручению брокером в случае, если акции для иностранного владельца были приобретены брокером, действующим на основании договора с иностранным владельцем. В случае, если брокер действует на основании договора комиссии, уведомление должно быть сделано брокером.
4. Подписи физических лиц на документах о переходе прав собственности на ценные бумаги заверяются нотариально или профессиональным участником рынка ценных бумаг.

Раздел IV. Информационное обеспечение рынка ценных бумаг

Глава 7. О раскрытии информации о ценных бумагах

Статья 30. Раскрытие информации

1. Раздел IV закона "Информационное обеспечение рынка ценных бумаг" регулирует отношения, связанные с обеспечением формирования цивилизованных условий функционирования фондового рынка и создания механизма информационной прозрачности деятельности участников такого рынка. Нормы закона об информационном обеспечении необходимо рассматривать в системной связи с другими законодательными актами, регулирующими отношения, складывающиеся на фондовом рынке и направленные на защиту законных прав и интересов эмитентов, инвесторов, акционеров, иных участников рынка ценных бумаг. К таким законодательным актам относятся: закон "Об акционерных обществах", закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
2. Следует различать понятие "раскрытие информации" в широком и узком смыслах.
Так, в широком смысле под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам. Одной из форм раскрытия информации в широком смысле является обязанность эмитента предоставить ее владельцам ценных бумаг по их требованию.
Под раскрытием информации в узком смысле понимается установленный порядок представления эмитентом либо иным лицом в уполномоченный орган соответствующей информации по фондовому рынку. С момента представления такой информации уполномоченному органу она считается раскрытой.
Понятие "раскрытие информации" в его узком смысле и понятие "обеспечение доступа к информации" не тождественны. Они отличаются друг от друга тем, что при раскрытии происходит передача информации именно специально уполномоченному органу, обеспечение же доступа к ней происходит на стадии такого раскрытия, но уже всем иным заинтересованным лицам. Так, например, после того как эмитент предоставит ежеквартальный отчет эмиссионных ценных бумаг в соответствующий регистрирующий орган (тем самым исполнив свою обязанность по раскрытию информации), сохраняется обязанность по обеспечению доступа владельцам эмиссионных бумаг к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете, по их требованию за плату, не превышающую изготовление брошюры.
3. Субъектами раскрытия информации на рынке ценных бумаг являются эмитент, владелец эмиссионных ценных бумаг, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
4. В редакции закона N 185-ФЗ настоящая статья обязывает эмитента при регистрации проспекта ценных бумаг произвести раскрытие информации в форме ежеквартального отчета, а также сообщить о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента. При этом приведен перечень сведений, относящихся к существенным фактам.
Кроме того, определен порядок предоставления бухгалтерской отчетности, включаемой в состав ежеквартального отчета. Ранее эти вопросы законом не регулировались.
Так, в состав ежеквартального отчета за первый квартал включается годовая бухгалтерская отчетность за последний завершенный финансовый год. При этом в ежеквартальный отчет за четвертый квартал бухгалтерская отчетность не включается. В случае составления сводной бухгалтерской отчетности эмитента такая бухгалтерская отчетность за последний завершенный финансовый год включается в состав ежеквартального отчета за второй квартал.
В составе ежеквартального отчета не представляются годовая бухгалтерская отчетность эмитента, а также сводная бухгалтерская отчетность эмитента за два завершенных финансовых года, предшествующих последнему завершенному финансовому году.
Ежеквартальный отчет должен представляться в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. Он должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента и его главным бухгалтером. Лица, подписавшие ежеквартальный отчет, несут ответственность за полноту и достоверность сообщенных в нем сведений.
5. Обязанности владельца эмиссионных ценных бумаг по раскрытию информации заключаются в том, что он обязан раскрыть информацию о своем владении эмиссионными ценными бумагами какого-либо эмитента. Новым положением, ограничивающим объем обязанности владельца по раскрытию информации, является исключение облигаций, не конвертируемых в акции.
Владелец раскрывает информацию (содержащую имя или наименование владельца, вид и государственный регистрационный номер ценных бумаг, наименование эмитента, количество принадлежащих ему ценных бумаг) путем уведомления ФСФР РФ или уполномоченного ею органа не позднее пяти дней в следующих случаях:
1) владелец вступил во владение 20 процентами или более любого вида эмиссионных ценных бумаг эмитента;
2) владелец увеличил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитента до уровня, кратного каждым 5 процентам свыше 20 процентов этого вида ценных бумаг;
3) владелец снизил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитента до уровня, кратного каждым 5 процентам свыше 20 процентов этого вида ценных бумаг.
6. Приказом ФСФР РФ от 16.03.2005 N 05-5/пз-н утверждено Положение "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.04.2005 N 6550). Положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме:
- проспекта ценных бумаг,
- ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг,
- сообщений о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг.
Положение устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым ценным бумагам.
Действие этого Положения распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, включая международные финансовые организации, размещение и/или обращение ценных бумаг которых осуществляется в РФ. Положение не распространяется на Центральный банк РФ, а также на эмитентов государственных и муниципальных ценных бумаг.
7. Проспект ценных бумаг представляется в регистрирующий орган для осуществления его регистрации. Публичное обращение ценных бумаг, проспект которых не зарегистрирован, не допускается. Проспект ценных бумаг должен быть составлен по форме согласно Приложению 9 к Положению:

Проспект ценных бумаг

Проспект ценных бумаг должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером, а также аудитором, подтверждающим достоверность информации в указанной им части проспекта ценных бумаг.
Проспект ценных бумаг должен быть подписан оценщиком, подтверждающим достоверность информации в указанной им части проспекта ценных бумаг, в случае привлечения эмитентом оценщика для:
- определения рыночной стоимости размещаемых ценных бумаг;
- определения рыночной стоимости имущества, являющегося предметом залога по облигациям эмитента, размещаемым с залоговым обеспечением;
- оказания иных услуг по оценке, связанных с осуществлением эмиссии ценных бумаг, информация о которых указывается в проспекте ценных бумаг.
8. Обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета распространяется:
- на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг;
- на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;
- на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возникает начиная с квартала, в течение которого была осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг. В случае регистрации двух или более проспектов ценных бумаг эмитента обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возникает начиная с квартала, в течение которого была осуществлена регистрация первого проспекта ценных бумаг.
Ежеквартальный отчет подписывается лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа эмитента, а также главным бухгалтером. Ежеквартальный отчет может быть подписан иными лицами, в том числе консультантами эмитента, аудитором, оценщиком, подтверждающими достоверность информации в указанной ими части ежеквартального отчета.
Ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно Приложению 9 к настоящему Положению:

Ежеквартальный отчет

Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала и представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. В срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет. Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.
9. Обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета. Такая обязанность возникает с даты, следующей за днем регистрации проспекта ценных бумаг данного эмитента.
Сообщениями о существенных фактах признаются:
а) сведения о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ;
б) сведения о фактах, повлекших разовое увеличение или уменьшение стоимости активов эмитента более чем на 10 процентов;
в) сведения о фактах, повлекших разовое увеличение (уменьшение) чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на 10 процентов;
г) сведения о фактах разовых сделок эмитента, размер которых либо стоимость имущества по которым составляет 10 процентов и более от стоимости активов эмитента по состоянию на дату сделки;
д) сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг;
е) сведения о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента;
ж) сведения о появлении в реестре эмитента лица, владеющего более чем 25 процентами его ценных бумаг любого отдельного вида;
з) сведения о датах закрытия реестра;
и) сведения о сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами ценных бумаг эмитента;
к) сведения о решениях общих собраний;
л) сведения о принятии уполномоченным органом эмитента решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг.
Сообщение о существенном факте сшивается (в случае, если оно представляется на двух и более листах), скрепляется печатью эмитента; его страницы нумеруются. На каждый существенный факт составляется отдельное сообщение, которое должно быть составлено по формам приведенным в Приложениях 12-22 к Положению.
Каждое сообщение о существенном факте, помимо информации, предусмотренной Положением, должно содержать указание его кода, присваиваемого эмитентом данному сообщению в соответствии с Приложением 23 к Положению.
10. Раздел VIII Положения регулирует вопросы обязательного раскрытия информации акционерными обществами. Открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязаны также раскрывать:
а) годовой отчет акционерного общества;
б) годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества;
в) устав и иные внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов;
г) сведения об аффилированных лицах акционерного общества;
д) дополнительные сведения, предусмотренные настоящим разделом Положения.
Обязанность по раскрытию данной информации возникает:
- для открытых акционерных обществ - с даты государственной регистрации открытого акционерного общества;
- для закрытых акционерных обществ - с даты, следующей за датой государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций или иных ценных бумаг закрытого акционерного общества, размещаемых путем открытой подписки (публичного размещения).
Акционерные общества обязаны раскрывать информацию о содержании своих уставов со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями. Они обязаны опубликовать текст устава акционерного общества на странице в сети Интернет. В случае внесения изменений и/или дополнений в устав акционерного общества (принятия устава акционерного общества в новой редакции), текст устава с внесенными изменениями и/или дополнениями должен быть опубликован акционерным обществом на странице в сети Интернет не позднее 3 дней с даты получения акционерным обществом письменного уведомления (свидетельства) уполномоченного государственного органа о государственной регистрации таких изменений и/или дополнений.
Акционерные общества обязаны также раскрывать информацию об аффилированных лицах в виде списка аффилированных лиц который должен быть составлен по форме согласно Приложению 24 к Положению. Список аффилированных лиц акционерного общества должен содержать сведения, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу.
11. Обязанности профессионального участника рынка ценных бумаг по раскрытию информации остались в старой редакции закона. Так, профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны осуществлять раскрытие информации о своих операциях с ценными бумагами в следующих случаях:
1) если он произвел в течение одного квартала операции с одним видом ценных бумаг одного эмитента и количество ценных бумаг по этим операциям составило не менее 100 процентов;
2) если он произвел разовую операцию с одним видом ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по этой операции составило не менее 15 процентов.
Раскрытие такой информации должно произойти в срок не более пяти дней после окончания квартала или после соответствующей разовой операции путем уведомления ФСФР России или уполномоченного ею органа.
Также профессиональный участник рынка ценных бумаг при предложении и/или объявлении цен покупки и/или продажи эмиссионных ценных бумаг обязан раскрыть имеющуюся у него общедоступную информацию, раскрываемую эмитентом этих эмиссионных ценных бумаг, или сообщить о факте отсутствия у него этой информации.
12. Постановлением ФКЦБ РФ N 33, Минфина РФ N 109н от 11.12.2001 утверждено Положение "Об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг". Распоряжением ФКЦБ РФ от 14.08.2002 N 991/р утверждены Методические рекомендации по заполнению форм отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, установленных данным документом.
Положение об отчетности устанавливает состав, сроки и порядок представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Профессиональный участник представляет свою отчетность в одну из саморегулируемых организаций, членом которых он является. Профессиональный участник, не являющийся членом ни одной саморегулируемой организации, представляет отчетность по своему выбору в одну из саморегулируемых организаций или в ФСФР РФ.
Профессиональные участники несут в соответствии с законодательством РФ ответственность за недостоверность данных, представляемых в отчетности, и за нарушение сроков ее представления.

Глава 8. Об использовании служебной информации на рынке ценных бумаг

Статья 31. Служебная информация

Глава 8 комментируемого закона регулирует порядок использования служебной информации на рынке ценных бумаг.
Под служебной информацией понимается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах. Понятие "общедоступной информации" на рынке ценных бумаг раскрыто в статье 30 закона. Это информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с требованиями комментируемого закона.

Статья 32. О лицах, располагающих служебной информацией

1. В настоящей статье перечислены лица, располагающие служебной информацией. Условно они подразделяются на контрагентов по договору (профессиональные участники рынка ценных бумаг, аудиторы, и т.п.) и служащие государственных органов, которые имеют доступ к служебной информации в силу контрольных, надзорных и иных полномочий.
2. Кроме того, доступ к служебной информации имеют члены органов управления эмитента и профессионального участника рынка ценных бумаг. Это должностные лица, которые выполняют в указанных юридических лицах организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также лица, выполняющие такие обязанности по специальному полномочию.

Статья 33. Сделки, совершаемые с использованием служебной информации

1. Служебная информация не должна передаваться для совершения сделок третьим лицам.
2. Лица, нарушившие указанное требование, несут административную ответственность. В ст. 15.21 КоАП РФ установлено, что использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, а равно передача служебной информации для совершения сделок третьим лицам влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ.
Незаконное использование служащим биржи служебной информации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти МРОТ, на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти МРОТ на основании ст. 14.24 КоАП РФ.
Дополнительной гарантией предотвращения использования служебной информации для заключения сделок является установленное в ст. 13 закона требование к деятельности фондовой биржи. Так, фондовая биржа должна осуществлять постоянный контроль за совершаемыми на ней сделками в целях выявления случаев использования служебной информации, манипулирования ценами и за соблюдением участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные списки, требований законодательства РФ.

Глава 9. О рекламе на рынке ценных бумаг

Статья 34. Требования к рекламе

1. Глава 9 комментируемого закона определяет условия размещения рекламы на рынке ценных бумаг, требования, предъявляемые к рекламодателям и к содержанию размещаемой рекламы.
2. При анализе нормативного регулирования отношений, связанных с размещением рекламы на рынке ценных бумаг, следует исходить из общих положений о рекламе, закрепленных в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 21.07.2005) "О рекламе" (далее - закон о рекламе). При этом закон о рекламе следует применять с учетом положений ст. 4 закона о защите прав инвесторов и комментируемой главы закона.
3. Согласно ст. 2 закона о рекламе рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
На рынке ценных бумаг рекламная информация может распространяться с целью формирования и поддержки интереса либо к реализуемым ценным бумагам, либо к деятельности профессионального участника ценных бумаг, тем самым способствуя реализации оказываемых ими услуг.
В соответствии со ст. 4 закона о защите прав инвесторов запрещается рекламировать и (или) предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги.
4. В комментируемой статье определены требования, которым должна соответствовать надлежащая реклама на рынке ценных бумаг. Так, в ней должно содержаться наименование (имя) рекламодателя, а в случае если рекламодатель является профессиональным участником рынка ценных бумаг, то в рекламе должны содержаться сведения о видах осуществляемой им на рынке ценных бумаг деятельности.
5. Закон о рекламе определяет особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг. Так, согласно ст. 17 данного закона при производстве, размещении и распространении рекламы финансовых (в том числе банковских), страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, а также ценных бумаг не допускается:
- приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам;
- гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям;
- рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссий;
- представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг;
- умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора.
6. В настоящей статье содержатся условия, при которых реклама на рынке ценных бумаг признается недобросовестной. Однако признаки недобросовестной рекламы на рынке ценных бумаг не соответствуют признакам недобросовестной рекламы, определенным в ст. 6 закона о рекламе, и включают в себя признаки "недостоверной рекламы" и "заведомо ложной рекламы".
Так, реклама признается недобросовестной при наличии в ней одного из нижеследующих обстоятельств:
1) указание в рекламе недостоверной информации о своей деятельности и о видах и характеристиках ценных бумаг, предлагаемых к покупке или продаже либо другим сделкам с ними (и условиях этих сделок), и другой информации, направленной на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг. Согласно ст. 9 закона о рекламе такая информация относится к заведомо ложной рекламе, а не к недобросовестной;
2) указание в рекламе предполагаемого размера доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости;
3) использование рекламы в целях недобросовестной конкуренции путем указания на действительные либо мнимые недостатки профессиональных участников рынка ценных бумаг, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги;
4) публичное гарантирование или доведение иным образом до сведения потенциальных владельцев данных о доходности ценной бумаги, ее обеспеченности по сравнению с другими ценными бумагами или иными финансовыми инструментами;
5) сообщение заведомо ложной или недостоверной информации, способной повлечь либо повлекшей заблуждение потенциальных владельцев относительно приобретаемых ценных бумаг (по этим признакам такую рекламу, если исходить из положений закона о рекламе, опять же нельзя отнести к недобросовестной).
При признании рекламы недобросовестной, договоры рекламодателя с рекламораспространителем являются недействительными.
7. Комментируемая статья предусматривает ответственность рекламодателя за ущерб, причиненный недобросовестной рекламой, в соответствии с законодательством РФ. Указанная статья носит отсылочный характер, и для определения видов и размера ответственности за недобросовестную рекламу на рынке ценных бумаг следует обратиться к положениям закона о рекламе.
Согласно ст. 30 закона о рекламе рекламодатель, т.е. эмитент либо профессиональный участник рынка ценных бумаг, несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы, а рекламораспространитель - в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.
Законом предусмотрено три вида ответственности за несоблюдение норм в сфере рекламы на рынке ценных бумаг: гражданско-правовая, административная и уголовная.
В соответствии со ст. 31 закона о рекламе лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. При этом истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
8. ФСФР РФ как государственный орган, обеспечивающий контроль за соблюдением законодательства о рекламе на рынке ценных бумаг:
- предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные эмитентами и профессиональными участниками ценных бумаг;
- направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе на рынке ценных бумаг, решений об осуществлении контррекламы. Эмитент либо профессиональный участник рынка ценных бумаг, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения ФСФР РФ. При этом подача указанного заявления не приостанавливает исполнение предписания или решения ФСФР РФ, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов;
- на основании материалов о нарушении законодательства о рекламе может принять решение о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
- направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.
Также ФСФР РФ либо управления ФСФР РФ вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства о рекламе на рынке ценных бумаг и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.
9. Согласно ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ. Дополнительно следует отметить, что в случае незаконного использования эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг в рекламе слов "биржа" или "товарная биржа", а также образованных на их основе слов и словосочетаний на основании п. 2 ст. 14.24 КоАП РФ на них может быть наложен штраф, как на юридических лиц, в размере от четырехсот до пятисот МРОТ. В соответствии со ст. 23.48 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, указанных выше, подведомственны Федеральной антимонопольной службе РФ.
ФСФР РФ рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.24 КоАП РФ. Данная статья устанавливает административную ответственность за рекламу под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными бумагами, в форме штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ, а на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ.
10. Следует отметить, что если общий срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, то за нарушение законодательства РФ о рекламе указанный срок составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
11. Согласно п. 2 ст. 31 закона о рекламе ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность. Однако в УК РФ не предусмотрено такого состава уголовного преступления и, соответственно, не установлено уголовной ответственности.
В статье 182 УК РФ предусматривалась уголовная ответственность за использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб. Субъектом данного уголовного преступления могло быть ответственное должностное лицо эмитента, профессионального участника рынка ценных бумаг, фондовой биржи.
Однако в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ данный состав преступления с 16 декабря 2003 г. исключен из УК РФ и эти деяния декриминализированы с точки зрения уголовного права. В настоящее время за совершение данных деяний предусмотрена только административная ответственность.

Статья 35. Об информации, не являющейся рекламой на рынке ценных бумаг

1. Общедоступная информация не требует привилегий для доступа к ней и подлежит раскрытию в соответствии с требованиями настоящего закона. Такая информация не является рекламой.
2. Информация, предоставляемая уполномоченным органам по регулированию рынка ценных бумаг также не является рекламой на рынке ценных бумаг. Вместе с тем, законом установлено, что информация о выпуске эмитентом ценных бумаг и начисленных и/или выплаченных дивидендах считается рекламой.

Статья 36. О запрете на рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг

1. В настоящей статье развито положение закона о рекламе о недопущении рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссий. Так, запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг до даты государственной регистрации их выпусков (дополнительных выпусков). При этом договоры на рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг являются недействительными.
2. ФСФР РФ, осуществившая государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, имеет право на предъявление иска по возникшим из-за недействительности договоров последствиям.

Статья 37. Об основании прекращения договора на рекламу эмиссионных ценных бумаг

1. В комментируемой статье установлено дополнительно к общим основаниям прекращения договоров, предусмотренным в главе 29 ГК РФ, основание прекращения договора на рекламу эмиссионных ценных бумаг.
2. Так, признание выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся является основанием для прекращения договора на рекламу этих ценных бумаг. Договор на рекламу эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых признан несостоявшимся, прекращается с момента уведомления рекламораспространителя регистрирующим органом, признавшим выпуск эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся. При этом рекламораспространитель имеет право требовать от рекламодателя возмещения убытков, причиненных в результате прекращения договора на рекламу.

Раздел V. Регулирование рынка ценных бумаг

Глава 10. Основы регулирования рынка ценных бумаг

Статья 38. Основы регулирования рынка ценных бумаг

1. Раздел V комментируемого закона определяет основы государственного регулирования рынка ценных бумаг, общие условия лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, устанавливает структуру и компетенцию федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФСФР РФ), определяет понятие саморегулируемой организации, полномочия саморегулируемых организаций и требования, предъявляемые к их деятельности.
2. Изменения, внесенные в комментируемый закон Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 89-ФЗ, связаны именно с проведенной в государстве административной реформой. В основном изменения коснулись главы 12 закона, определяющей статус федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а в целом соотношение государственного регулирования фондового рынка РФ и механизмов саморегулирования рынка, установленных законом N 185-ФЗ, осталось прежним.
3. В настоящей статье определены основные направления государственного регулирования фондового рынка. Это, прежде всего, установление стандартов деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг; государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг; лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; контроль за соблюдением прав владельцев и др.
4. Приказом ФСФР РФ от 16.03.2005 N 05-4/пз-н утверждены новые Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (далее - Стандарты). Стандарты призваны регулировать эмиссию акций, опционов эмитента и облигаций юридических лиц, а также порядок регистрации проспектов этих ценных бумаг. В Приложениях к Стандартам установлены формы документов, заполняемые при эмиссии ценных бумаг.
Наибольший интерес представляет порядок эмиссии акций акционерными обществами, поскольку он так или иначе затрагивает интересы всех акционеров. Акция является эмиссионной ценной бумагой, закрепляющей права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акции размещаются выпусками и не имеют заранее установленного срока погашения.
В отличие от акции облигация не предусматривает права ее владельца управлять обществом. Она лишь закрепляет право держателя на получение в установленный срок ее номинальной стоимости и фиксированного в ней процента (дисконта). В свою очередь опционом эмитента выступает эмиссионная ценная бумага, предусматривающая право ее владельца на покупку в установленный срок определенного количества акций эмитента такого опциона по предусмотренной в опционе цене.
5. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в двух случаях:
- при размещении эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки;
- при их размещении путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.
Причем ко второй категории Стандартами отнесены также и лица, имеющие преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг. Тем самым устранены возможные споры между эмитентами и регистрирующими органами о необходимости регистрации проспекта, если число возможных приобретателей оказалось более 500. Даже если они своим правом и не воспользовались.
Кроме того, Стандартами разъяснено, что во всех иных случаях эмитенту (если тот предполагает публичное обращение ценных бумаг) дано право по его усмотрению регистрировать проспект ценных бумаг (п. 2.1.3 Стандартов).
6. Другое новшество состоит во введении требования о соответствии порядка и условий размещения объявленных акций определенной категории (типа) положениям устава акционерного общества (п. 2.2.2 Стандартов). На практике это должно означать, что все указанные условия должны быть детально перечислены в уставе общества.
7. По сравнению с ранее действовавшими Стандартами, утвержденными Постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 N 03-30/пс, новые Стандарты ФСФР РФ содержат новый раздел, посвященный эмиссии ценных бумаг иностранных эмитентов в РФ. Теперь эмиссия ценных бумаг иностранных эмитентов в РФ (за исключением ценных бумаг международных финансовых организаций) осуществляется при наличии международного договора РФ. Такой договор может заменить и соглашение, заключаемое между ФСФР (на основании решения Правительства РФ) и соответствующим органом (организацией) страны иностранного эмитента.
Для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций международных финансовых организаций Стандартами установлен перечень дополнительно представляемых в регистрирующий орган документов.
8. В Стандарте сформулированы и подробно регламентированы действия эмитентов на каждом этапе эмиссии:
- принятие решения о размещении ценных бумаг;
- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске);
- государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска);
- размещение ценных бумаг;
- государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
9. В Стандартах регламентированы отдельные случаи эмиссии, часто встречающиеся на практике. Так, например, Стандартами (п.п. 4.1.3 и 5.1.1) установлено, что направление на увеличение уставного капитала акционерного общества прибыли прошлых лет должно быть предусмотрено решением общего собрания акционеров этого общества.
Для государственной регистрации выпуска акций, размещаемых среди акционеров (или конвертации в акции с большей номинальной стоимостью) за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, в регистрирующий орган дополнительно представляется копия (выписка) протокола общего собрания акционеров, которым принято такое решение (п.п. 4.2.2 и 5.2.2). Это является дополнительной гарантией прав акционеров на дивиденды.
10. Изменен и порядок определения цены размещения ценных бумаг при подписке советом директоров или общим собранием акционеров эмитента.
Прежними Стандартами (п. 6.1.9) было предусмотрено, что цену размещения ценных бумаг устанавливал совет директоров акционерного общества. Общее собрание акционеров могло лишь решить, стоит при такой цене увеличивать уставный капитал путем размещения дополнительных акций или нет. Исключение составлял единственный случай, когда функции совета директоров исполняло общее собрание акционеров.
Из содержания новых Стандартов следует, что по общему правилу цену (цены) размещаемых путем подписки ценных бумаг должно устанавливать общее собрание акционеров (или правила определения цены должны быть закреплены в уставе общества). При этом новыми Стандартами предусмотрен целый ряд альтернативных вариантов определения таких цен.
Во-первых, цена (цены) могут определяться в виде формулы с переменными, значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента (пп. "а" п. 6.1.11). Главное условие - порядок определения цены размещения в виде формулы должен позволять определить цену размещения на любую дату в течение всего срока размещения ценных бумаг.
Во-вторых, исключительное право определять цену размещения ценных бумаг может быть в равной степени делегировано как совету директоров (наблюдательному совету) общества или осуществляющему его функции общему собранию акционеров, так и любому иному уполномоченному органу управления - в иных юридических лицах.
11. С даты вступления в силу новых Стандартов из Постановления ФКЦБ РФ от 11.10.1999 N 9 "Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации" исключены положения, ограничивающие право профессиональных участников оказывать эмитентам услуги финансового консультанта при наличии обязательств между ними.
Новые Стандарты не содержат обязанности финансового консультанта делать в меморандуме, представляемом в регистрирующий орган, заявления о том, что он и эмитент не имеют обязательств друг перед другом, не связанных с оказанием услуг финансового консультанта (п. 2.4.4).
В Стандартах нет указания на обязанность финансового консультанта, подписавшего проспект, осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства и условий размещения, предусмотренных решением о выпуске ценных бумаг.
12. Претерпели изменения и нормы, связанные с регистрацией отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Если раньше он утверждался любым уполномоченным на то лицом, ранее утвердившим решение о выпуске, то теперь отчет об итогах выпуска ценных бумаг утверждается только единоличным исполнительным органом общества (например, директором), если уставом акционерного общества прямо не предусмотрено, что принятие решения по данному вопросу относится к компетенции коллегиального исполнительного органа или совета директоров этого общества (п. 2.6.2 Стандартов).
13. В новых Стандартах эмиссии учтены также изменения в законодательстве о налогах и сборах. До 1 января 2005 г. действовал Закон РФ от 12.12.1991 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами", который предусматривал налогообложение номинальной суммы выпуска ценных бумаг, заявленной эмитентом. С 1 января 2005 г. этот закон утратил силу, и в соответствии со ст.ст. 333.16, 333.17, 333.33 НК РФ эмитенты в настоящее время должны платить государственную пошлину. Ее размеры установлены пп. 44 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
14. В комментируемой статье упоминается термин "предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг", причем определения этой деятельности не дается. Следовательно, законодатель решил ограничиться общим понятием предпринимательской деятельности, под которой, согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ, понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Из этого определения видно, что вся профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг подпадает под понятие предпринимательской деятельности и фактически является ее разновидностью.
Так, например, профессиональную брокерскую деятельность можно считать предпринимательской. В то же время предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг не является только профессиональной. Это объясняется тем, что на фондовом рынке действуют (например, с целью инвестирования) также субъекты, не обладающие статусом профессионального участника рынка ценных бумаг, но являющиеся предпринимателями в соответствии с действующим законодательством. Поэтому можно говорить об осуществлении ими предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг. Понятие "предпринимательская" деятельность несколько шире "профессиональной".
15. Предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, устанавливаются представительными органами власти соответствующего уровня. Также полномочия ФСФР не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ ценных бумаг субъектов Российской Федерации.
16. Государство осуществляет свои задачи через уполномоченные органы государственной власти, каждому конкретному направлению государственного регулирования на рынке ценных бумаг соответствует полномочие ФСФР РФ, совокупность которых составляет ее компетенцию. Компетенция ФСФР РФ определяется в ст. 42 и 44 закона.

Глава 11. Регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

Статья 39. Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

1. Комментируемая статья регулирует вопросы лицензирования деятельности участников рынка ценных бумаг, запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии.
2. Основным принципом государственного регулирования в этом направлении является положение о том, что все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются исключительно на основании лицензии, выдаваемой ФСФР РФ или уполномоченными ФСФР РФ органами на основании генеральной лицензии. При этом аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных бумаг.
3. Профессиональная деятельность кредитных организации на рынке ценных бумаг также регулируется настоящим законом. Дополнительным основанием для отказа в выдаче кредитной организации лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ее приостановления или аннулирования является аннулирование или отзыв лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России.
4. Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, уполномоченным осуществлять лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, является ФСФР РФ (п. 5.3.3 Положения о ФСФР РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 317).
5. Приказом ФСФР РФ от 16.03.2005 N 05-3/пз-н утвержден Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.04.2005 N 6533). Указанный Порядок лицензирования действует с 15 мая 2005 г. вместо ранее действовавшего Порядка, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 15 августа 2000 г. N 10.
6. Настоящим законом для деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг установлено три вида лицензий:
1). на осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельности, клиринговой деятельности, деятельности по организации торговли выдается лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг;
2). на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг выдается лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра;
3). на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг в качестве фондовой биржи выдается лицензия фондовой биржи.
7. Лицензия выдается на каждый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
8. Лицензиат вправе совмещать профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с иными видами деятельности как подлежащими лицензированию, так и не подлежащими лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
Допускается совмещение следующих видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:
1) брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и депозитарная деятельность;
2) клиринговая деятельность и депозитарная деятельность;
3) деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг и клиринговая деятельность.
9. При первичном обращении за получением лицензии соискателю лицензии выдается лицензия со сроком действия 3 года.
Лицензия без ограничения срока действия выдается только на тот вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, на осуществление которого у соискателя лицензии имеется лицензия сроком действия 3 года на момент принятия решения лицензирующим органом о выдаче лицензии без ограничения срока действия.
10. Лицензия утрачивает юридическую силу в следующих случаях:
- истечение срока действия лицензии;
- ликвидация лицензиата или прекращение его деятельности в случае реорганизации (за исключением преобразования);
- аннулирование лицензии.
Лицензия со сроком действия 3 года утрачивает юридическую силу с момента принятия лицензирующим органом решения о выдаче соответствующей лицензии без ограничения срока действия.
11. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии, за выдачу (предоставление) лицензии, а также за переоформление бланка лицензии взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Статьей 333.33 части второй Налогового кодекса РФ установлены размеры государственной пошлины за предоставление лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ при обращении за совершением юридически значимых действий государственная пошлина уплачивается до подачи заявления и (или) иных документов на совершение таких действий.
12. Во втором разделе Порядка лицензирования представлен обширный перечень документов, которые должны быть представлены соискателем лицензии в ФСФР РФ для получения лицензии.
13. Лицензирующий орган рассматривает документы и принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня их получения лицензирующим органом.
ФСФР РФ вправе осуществлять проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для выдачи лицензии.
14. Не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии лицензирующий орган раскрывает информацию об указанном решении на сайте ФСФР РФ в сети Интернет. При этом он письменно уведомляет соискателя лицензии о принятии решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии в течение 5 рабочих дней после дня принятия такого решения.
15. ФСФР РФ контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и принимает решение о приостановлении либо об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства РФ о ценных бумагах.
16. Приостановление действия лицензии осуществляется в случае неоднократного нарушения в течение 1 года профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов ФСФР РФ.
Приостановление действия лицензии осуществляется по решению лицензирующего органа на срок до 6 месяцев. Приостановление действия лицензии влечет запрет на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг до принятия ФСФР РФ решения о возобновлении действия лицензии.
Уведомление о приостановлении действия лицензии должно быть направлено лицензиату в письменной форме в течение 3 рабочих дней с даты его принятия с указанием оснований приостановления действия лицензии. Если нарушения, допущенные лицензиатом, могут быть устранены, лицензирующий орган направляет лицензиату одновременно с таким уведомлением предписание об устранении выявленных нарушений.
17. Лицензиат, действие лицензии которого приостановлено, обязан:
- прекратить осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности с момента получения уведомления;
- в течение 3 рабочих дней с момента прекращения деятельности письменно уведомить клиентов (депонентов, участников торгов) о приостановлении действия лицензии;
- по требованию клиента и в соответствии с его указаниями немедленно осуществить возврат его денежных средств и перевод ценных бумаг, находящихся у лицензиата.
Решение лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано лицензиатом в порядке, установленном законодательством РФ.
18. После устранения лицензиатом нарушений, явившихся основанием для приостановления действия лицензии, в установленный для этого срок лицензиат обязан представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие устранение нарушения, в срок, установленный в предписании.
Уведомление о решении лицензирующего органа о возобновлении действия лицензии должно быть направлено лицензиату в письменной форме в течение 3 рабочих дней с даты его принятия.
19. Лицензия может быть аннулирована лицензирующим органом в следующих случаях:
- неоднократное нарушение в течение 1 года профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов ФСФР РФ;
- неоднократное нарушение в течение 1 года профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований, предусмотренных статьями 6 и 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- неуплата государственной пошлины за предоставление лицензии в течение 3 месяцев с даты принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии;
- аннулирование или отзыв лицензии на осуществление банковских операций - для кредитных организаций;
- по инициативе лицензиата.
20. Лицензиат, лицензия которого аннулирована, обязан:
- прекратить осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с момента получения уведомления ФСФР РФ;
- в течение 3 рабочих дней с момента прекращения деятельности письменно уведомить клиентов (депонентов, участников торгов) об аннулировании лицензии;
- по требованию клиента и в соответствии с его указаниями немедленно осуществить возврат его денежных средств и перевод ценных бумаг, находящихся у лицензиата;
- передать лицензирующему органу бланк аннулированной лицензии в течение 5 рабочих дней с момента получения уведомления об аннулировании лицензии.
21. В случае аннулирования лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг лицензиат не позднее 30 рабочих дней после получения такого уведомления обязан:
- передать другой организации, осуществляющей деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, или эмитенту реестры владельцев ценных бумаг в порядке, установленном законодательством РФ о рынке ценных бумаг;
- передать эмитенту первичные документы, являвшиеся основанием для внесения изменений в систему ведения реестра (передаточные распоряжения, залоговые распоряжения и другие документы, составляющие систему ведения реестра).
22. ФСФР РФ формирует и ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для всеобщего ознакомления на сайте ФСФР РФ в сети Интернет. Указанная информация также предоставляется соответствующим территориальным органом лицензирующего органа в виде выписки из реестра лицензий.
23. В комментируемой статье указано, что условием оказания брокером и/или дилером услуг по подготовке проспекта ценных бумаг, т.е. услуг финансового консультанта, является его соответствие установленным нормативными правовыми актами ФСФР РФ требованиям к размеру собственного капитала и квалификационным требованиям к сотрудникам.
Также на ФСФР РФ возложены задачи по утверждению квалификационных требований, предъявляемых к руководителям и сотрудникам (работникам) профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, ФСФР РФ осуществляет их аттестацию (проверку соответствия квалификации руководителей и работников предъявляемым квалификационным требованиям) в форме приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационного аттестата, определяет порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи. При этом на основании ФСФР РФ имеет право аннулировать квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими законодательства РФ о ценных бумагах.

Глава 12. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг

Статья 40. Организация федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, осуществляющим контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ). Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 317 утверждено Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, в котором определены ее основные функции и полномочия.
В Постановлении Правительства РФ от 09.04.2004 N 206 отражены вопросы ФСФР РФ. Так ей переданы территориальные органы упраздняемой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. На ФСФР РФ возложены функции по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам. Утверждена структура и предельная численность работников центрального аппарата ФСФР РФ в количестве 301 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и предельная численность работников ее территориальных органов в количестве 800 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Статья 41. Коллегия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

В прежней редакции настоящего закона в структуре уполномоченного органа по рынку ценных бумаг в соответствии с положениями ст.ст. 41 и 45 закона предусматривалось наличие коллегии ФКЦБ РФ и Экспертного совета при ФКЦБ РФ.
В новой редакции закона от 29 июня 2004 г. ст. 45 закона, предусматривавшая создание Экспертного совета, была признана утратившей силу. В отношении же коллегии предусмотрено, что порядок образования и деятельности коллегии федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг определяется Правительством РФ. Ранее порядок образования и деятельности коллегии предусматривался непосредственно в ст. 41 закона.

Статья 42. Функции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

1. Государство осуществляет свои задачи через уполномоченные органы государственной власти, каждому конкретному направлению государственного регулирования на рынке ценных бумаг соответствует полномочие ФСФР РФ, совокупность которых составляет ее компетенцию.
2. В настоящей статье на законодательном уровне определена компетенция ФСФР РФ.
ФСФР РФ осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, осуществляет руководство региональными отделениями ФСФР РФ.
ФСФР РФ утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов и порядок государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг.
В рамках данного направления ФСФР РФ разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, а также устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра. Так, еще ФКЦБ были приняты следующие нормативные акты:
- Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации (утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 14 августа 2002 г. N 32/пс). В развитие данного Положения и в рамках своих новых полномочий ФСФР РФ был издан Приказ от 15.12.2004 N 04-1245/пз-н (ред. от 22.06.2005) которым утверждено Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг (зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2004 N 6251);
- Правила осуществления брокерской деятельности при совершении на рынке ценных бумаг сделок с использованием денежных средств и/или ценных бумаг, переданных брокером в заем клиенту (маржинальных сделок) (утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 13 августа 2003 г. N 03-37/пс);
- Положение о требованиях к разделению денежных средств брокера и денежных средств его клиентов и обеспечению прав клиентов при использовании денежных средств клиента в собственных интересах брокера (утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 13 августа 2003 г. N 03-39/пс);
- Правила осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации (утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 11 октября 1999 г. N 9 (в ред. от 16 марта 2005 г.));
- Положение о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 24 июня 1997 г. N 21);
- Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 N 27).
3. Пунктом 4 настоящей статьи к компетенции ФСФР РФ отнесено установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности. При этом правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг должны устанавливаться совместно с Министерством финансов РФ. Совместным Постановлением ФКЦБ РФ N 32 и Минфина РФ N 108н от 11 декабря 2001 г. утвержден Порядок ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами.
4. На основании п. 6-8, 18 настоящей статьи ФСФР РФ:
- осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства РФ о ценных бумагах;
- выдает генеральные лицензии на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии;

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>