<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

- устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирует указанные лицензии при нарушении требований законодательства РФ о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
- ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.
5. На основании п. 9 комментируемой статьи к компетенции ФСФР РФ также относится определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг.
6. В целях осуществления контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них установлены стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории РФ. К компетенции ФСФР РФ относится определение порядка государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг. К нормативным актам, изданным еще ФКЦБ РФ, в рамках указанной выше функции, относятся Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 18 июня 2003 г. N 03-30/пс). Новые Стандарты утверждены Приказом ФСФР РФ от 16.03.2005 N 05-4/пз-н.
7. ФСФР РФ осуществляет контроль за соблюдением утвержденных ею стандартов и требований эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг. На нее возложены функции надзора за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении (п.п. 10, 21).
8. В соответствии с п. 19 настоящей статьи ФСФР РФ устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории РФ ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в РФ. По этому поводу было принято Постановление ФКЦБ РФ от 1 апреля 2003 г. N 03-17/пс "О размещении и обращении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами РФ".
9. ФСФР РФ утверждает квалификационные требования, предъявляемые к руководителям и сотрудникам (работникам) профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляет их аттестацию. Приказом ФСФР РФ от 20.04.2005 N 05-17/пз-н утверждено Положение о специалистах финансового рынка. На основании п. 10 ст. 44 закона ФСФР РФ вправе аннулировать квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими законодательства РФ о ценных бумагах.
10. Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации общества в связи с нарушением законов и иных правовых актов может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому такое право предоставлено законом. Соответствующим правом наделены органы прокуратуры (ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре РФ"); налоговые органы (ст. 31 Налогового кодекса РФ); Центральный банк России - в отношении банков и иных кредитных организаций (ст. 19, 23.1 закона о банках и банковской деятельности). Настоящий закон наделил правом на предъявление исков о ликвидации юридических лиц ФСФР РФ и ее региональные органы - при выявлении фактов грубого нарушения законодательства о рынке ценных бумаг (п. 20).

Статья 43. Решения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" Приказом ФСФР РФ от 25.02.2005 N 05-26/пз утвержден Регламент ФСФР РФ.
Регламентом установлено, что ФСФР РФ (Служба) осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Руководство Службой осуществляет Правительство РФ.
2. ФСФР РФ вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам сферы деятельности Службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы.
3. Служба самостоятельно принимает нормативные правовые акты - приказы в установленной сфере деятельности.
В целях подготовки проектов актов межведомственного характера руководитель Службы (если он ответственен за их подготовку) по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти может создавать межведомственные рабочие группы. В состав межведомственной рабочей группы могут входить руководители федеральных органов исполнительной власти, а также лица, уполномоченные ими представлять позиции соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
4. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, опубликованию и вступают в силу в порядке, установленном законодательством РФ.
В пределах своей компетенции Служба издает индивидуальные правовые акты-приказы.
5. Процедура подготовки и оформления решений и поручений руководителя Службы и его заместителей регламентируется Порядком подготовки и рассмотрения проектов приказов ФСФР РФ по вопросам ее полномочий по регулированию, контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также Инструкцией по делопроизводству в ФСФР РФ.

Статья 44. Права федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

1. В настоящей статье на законодательном уровне закреплены права ФСФР РФ, которые конкретизированы Правительством РФ в Положении о Службе.
2. ФСФР РФ вправе выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти (с правом делегирования функций по лицензированию их территориальным органам);
3. ФСФР РФ вправе квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством РФ. Порядок квалификации ценных бумаг утвержден Постановлением ФКЦБ от 24.12.2003 N 03-48/пс. Источниками информации для проведения квалификации ценных бумаг могут быть: результаты анализа данных отчетности и информации организаций; жалобы, заявления и обращения юридических и физических лиц; сообщения в СМИ; обращения государственных и муниципальных или судебных органов, а также Банка России. Основанием для квалификации ценных бумаг являются: Гражданский кодекс РФ; настоящий закон; иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие отношения, связанные с отнесением документов к ценным бумагам.
4. ФСФР РФ вправе устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные требования, направленные на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании брокером, являющимся финансовым консультантом, услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг. Постановлением ФКЦБ РФ от 23 апреля 2003 г. N 03-22/пс установлены нормативы достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а Постановлением ФКЦБ РФ от 21.05.2003 N 03-26/пс утверждена Методика расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг.
5. В пункте 4 настоящей статьи предусмотрены основания и порядок приостановления либо аннулирования лицензий, выданных участникам фондового рынка.
6. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, ФСФР РФ может отказать в выдаче лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, аннулировать выданную ей лицензию. Сообщение об этом обязательно должно быть опубликовано в средствах массовой информации.
7. Пунктом 6 статьи предусмотрено право ФСФР РФ устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций. Также ФСФР РФ осуществляет самостоятельно или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций, а также иных лицензируемых ею организаций, назначает и отзывает инспекторов для контроля за деятельностью указанных организаций.
Приказом ФСФР РФ от 20.04.2005 N 05-16/пз-н утвержден Порядок проведения проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на ФСФР РФ. Предусмотрено проведение выездных и камеральных проверок. Выездные проверки могут быть плановыми и внеплановыми, а также совместными. Срок проведения выездной проверки не может превышать 60 дней. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации срок выездной проверки может быть продлен на 60 дней.
Выездная проверка проводится за период деятельности организации, не подлежавший проверке при проведении предыдущих выездных проверок, но не превышающий 3 лет деятельности организации, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (проверяемый период), за исключением проверки эмитентов.
Запрещается проведение повторных выездных проверок по одним и тем же обстоятельствам, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в период реорганизации или ликвидации организации, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, или Федеральной службой в порядке контроля за деятельностью регионального отделения Федеральной службы, проводившего проверку.
Плановая выездная проверка проводится с предварительным уведомлением организации. Уведомление организации о проведении плановой выездной проверки осуществляется посредством телефонной, факсимильной или электронной связи не позднее чем за 5 рабочих дней до даты начала проверки. К письменному уведомлению может быть приложен список документов, которые организация обязана представить инспекторам в указанный в уведомлении срок.
Полномочия инспекторов подтверждаются служебными удостоверениями и приказом ФСФР РФ (региональными отделениями) о проведении проверки деятельности организации. Копия приказа, заверенная в установленном порядке, вручается руководителем группы инспекторов уполномоченному лицу организации.
По результатам выездной проверки организации инспекторами составляется акт выездной проверки.
8. В случае необходимости ФСФР РФ направляет эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также может потребовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции ФСФР РФ.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Предписание служит способом оперативного реагирования регулятора рынка ценных бумаг на выявленные нарушения.
9. ФСФР РФ вправе направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к своей компетенции (включая недействительность сделок с ценными бумагами). А также вправе принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений ФСФР РФ.

Статья 44.1. Обязанности федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

1. Закон N 185-ФЗ ввел ст. 44.1, которая предусматривает обязанности ФСФР РФ в рамках осуществляемых ею полномочий. Так, ФСФР РФ обязана:
- обеспечивать конфиденциальность предоставляемой ей информации, за исключением информации, раскрываемой в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;
- при направлении эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг и саморегулируемым организациям запросов о предоставлении информации мотивированно обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации;
- осуществлять регистрацию документов профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций не позднее чем через 30 дней с даты получения соответствующих документов или предоставлять в указанный срок мотивированный отказ в регистрации, если иные сроки для регистрации не установлены комментируемым Законом;
- предоставлять в течение 30 дней мотивированные ответы на запросы юридических лиц и граждан по вопросам, относящимся к ее компетенции.
2. Приказом ФСФР РФ от 20.04.2005 N 05-14/пз-н утвержден Порядок регистрации документов профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих клиринговую деятельность и деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.
3. В Положении о ФСФР РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 установлено, что руководитель ФСФР РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФСФР РФ полномочий в установленной сфере деятельности.

Статья 45. Утратила силу.

Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ признал утратившей силу статью 45 закона, которая регулировала вопросы экспертного совета при федеральном органе исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Статья 46. Обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

1. Финансирование деятельности ФСФР РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти.
2. ФСФР РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, имеет расчетный счет и иные счета, включая валютный.
3. Для осуществления своих полномочий ФСФР РФ может создавать территориальные органы, в отношении которых она осуществляет руководство. Приказом ФСФР РФ от 02.09.2004 N 04-445/пз-н утверждено Положение о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам.
4. Территориальным органом ФСФР РФ является ее региональное отделение, действующее на территории нескольких субъектов РФ. Территории субъектов РФ, на которых действуют территориальные органы, и их местонахождение определены в приложении к вышеуказанному Положению.
Территориальный орган обеспечивает на соответствующих территориях выполнение возложенных на Федеральную службу функций по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), а также по защите прав акционеров и инвесторов.
Руководство территориальным органом и контроль за его деятельностью осуществляет ФСФР РФ. Создание, реорганизация и ликвидация территориального органа производятся приказом ФСФР РФ.

Статья 47. Утратила силу.

Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ признал утратившей силу статью 47 закона, которая ранее регулировала вопросы создания региональных отделений федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Глава 13. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг

Статья 48. Понятие саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг

1. Глава 13 комментируемого закона определяет понятие саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг, их статус и требования, предъявляемые к их созданию и деятельности.
2. Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг является добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Она создается путем объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и имеет своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности ее членами. Саморегулирование направлено в первую очередь на ограничение ведомственного нормотворчества.
3. Основные принципы саморегулирования:
- базой саморегулирования является действующее законодательство;
- оно направлено на частичное замещение государственного регулирования в определенных областях экономики;
- правила поведения, выработанные в саморегулируемых организациях, дополняют и конкретизируют соответствующие нормы законодательства;
- нормы саморегулирования, как правило, ужесточают требования к участникам рыночных отношений.
4. Постановлением ФКЦБ РФ от 01.07.1997 N 24 (ред. от 14.08.2002) утверждено Положение о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положение о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.
5. Принципиальные требования к объединениям по принципу профессиональной принадлежности состоят в следующем: выработка определенных профессиональных параметров, контроль за их соблюдением, защита прав и интересов членов цеха перед другими участниками рынка. Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.
Преимущества перед каким-либо другим способом регулирования заключаются в обладании исчерпывающей информацией и возможности оперативного реагирования на происходящие изменения внутри определенного профессионального сообщества.
6. Государственная политика в сфере саморегулирования направлена главным образом на поддержку процессов объединения предпринимателей и профессионалов, с тем чтобы постепенно избавить органы исполнительной власти от необходимости заниматься регулированием и контролем их деятельности, что, в свою очередь, ведет к снижению бюджетных затрат.
7. Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для:
- обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг;
- соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг;
- защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации;
- установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.
8. Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами, утвержденными ФКЦБ (ФСФР РФ), устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Статья 49. Права саморегулируемых организаций в регулировании рынка ценных бумаг

1. Комментируемой статьей установлено, что саморегулируемые организации имеют следующие права:
- получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов;
- в соответствии с требованиями закона разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;
- осуществлять контроль за соблюдением своими членами принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
- разрабатывать в соответствии с квалификационными требованиями ФСФР РФ учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.
Статьей 17 закона о защите прав инвесторов установлено также, что саморегулируемые организации вправе создавать компенсационные и иные фонды в целях возмещения понесенного инвесторами - физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников - членов саморегулируемой организации.
2. В соответствии с п. 2.2 Положения о саморегулируемых организациях, они обязаны:
- выполнять требования ФСФР РФ, направленные на поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- создавать и поддерживать эффективные системы контроля и надзора за деятельностью своих членов, а также своевременно выявлять и пресекать нарушения требований законодательства РФ о ценных бумагах, а также устава и внутренних документов саморегулируемой организации;
- осуществлять активное взаимодействие с ФСФР РФ, ее региональными отделениями, другими органами, осуществляющими регулирование и контроль на рынке ценных бумаг, и другими саморегулируемыми организациями в целях достижения эффективного регулирования рынка ценных бумаг и избежания двойного регулирования;
- участвовать в системах раскрытия информации, реализуемых ФСФР РФ;
- вести базы данных, содержащие информацию о ее членах;
- создавать третейские суды, рассматривающие споры между членами саморегулируемой организации, или заключать соответствующие договоры с постоянно действующими третейскими судами;
- неукоснительно выполнять требования, содержащиеся в уставе и внутренних документах саморегулируемой организации.

Статья 50. Требования, предъявляемые к саморегулируемым организациям

1. Настоящая статья определяет требования, предъявляемые к созданию и деятельности саморегулируемой организации.
2. Так, заявление в ФСФР РФ о приобретении статуса саморегулируемой организации вправе подать только организация, учрежденная не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
3. Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус саморегулируемой организации на основании разрешения, выданного ФСФР РФ.
4. Для получения разрешения в ФСФР РФ представляются:
1) заверенные копии документов о создании саморегулируемой организации;
2) правила и положения организации, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми членами саморегулируемой организации.
В статье установлен перечень правил и положений саморегулируемой организации, которые должны содержать требования, предъявляемые как к самой саморегулируемой организации, так и к ее членам.
5. Саморегулируемая организация обязана представлять в ФСФР РФ данные обо всех изменениях, вносимых в документы о создании, в положения и правила саморегулируемой организации, с кратким обоснованием причин и целей таких изменений.
Изменения и дополнения считаются принятыми, если в течение 30 календарных дней с момента их поступления в ФСФР РФ не направлено письменное уведомление об отказе с указанием его причин.
6. В выдаче разрешения может быть отказано, если в представленных организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг документах не содержится соответствующих требований, перечисленных в комментируемой статье, а также предусматривается хотя бы одно из следующих положений:
- возможность дискриминации прав клиентов, пользующихся услугами членов организации;
- необоснованная дискриминация членов организации;
- необоснованные ограничения на вступление в организацию и выход из нее;
- ограничения, препятствующие развитию конкуренции профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе регламентация ставок вознаграждения и доходов от профессиональной деятельности членов организации;
- регулирование вопросов, не относящихся к компетенции, а также не соответствующих целям деятельности саморегулируемой организации;
- предоставление недостоверной или неполной информации.
Отказ в выдаче разрешения по иным основаниям не допускается.
7. Отзыв разрешения саморегулируемой организации производится в случае установления ФСФР РФ нарушений законодательства РФ о ценных бумагах, требований и стандартов, установленных ФСФР РФ, правил и положений саморегулируемой организации, предоставления недостоверной или неполной информации.

Раздел VI. Заключительные положения

Статья 51. Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах

1. Настоящая статья регламентирует общие вопросы ответственности участников фондового рынка за нарушения законодательства РФ о ценных бумагах. В зависимости от вида нарушения, порядок привлечения виновных лиц к ответственности регулируется нормами гражданского, административного или уголовного законодательства РФ.
2. Гражданско-правовая ответственность выражается в полном возмещении убытков лицом, причинившим вред, в соответствии с нормами ГК РФ.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Возмещение убытков производится по соглашению сторон, а в случае наличия спора - по решению суда.
3. Подробнее остановимся на административной ответственности за нарушение законодательства о ценных бумагах.
Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" в статье 12 предусматривал 12 основных составов правонарушений в сфере рынка ценных бумаг, за которые совершившие их лица могли быть привлечены к административной ответственности. Максимальный размер штрафов, налагаемых ФКЦБ РФ и ее региональными отделениями, не мог превышать 10000 МРОТ в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и 200 МРОТ в отношении граждан, являющихся должностными лицами.
В связи с вступлением в силу с 01.07.2002 г. КоАП РФ нормы, устанавливающие составы правонарушений в сфере рынка ценных бумаг и ответственность за их совершение, были изъяты из ст. 12 указанного закона.
Однако, вопреки ожиданиям, новые санкции, установленные в КоАП РФ, стали гораздо мягче, за некоторые деяния ответственности больше нет, в некотором смысле ослаблены функции ФСФР России и ее региональных отделений в вопросах принуждения к соблюдению законодательства о ценных бумагах, а целый ряд существенных моментов вообще не нашел отражения в нормах КоАП РФ.
Так, уменьшились размеры штрафов. Если в свое время ФКЦБ РФ и ее региональные отделения могли налагать на юридических лиц и частных предпринимателей штрафы размером до 10000 МРОТ, а на должностных лиц - до 200 МРОТ, то сейчас (согласно п. 3 ст. 3.5 КоАП РФ) размер налагаемого административного штрафа за правонарушение в области рынка ценных бумаг не может превышать для должностных лиц - 50 МРОТ, а для юридических лиц - 1000 МРОТ. Нарушения законодательства о ценных бумагах не входят в перечень административных правонарушений, за которые установлен более высокий размер административного штрафа: для должностных лиц - до 200 МРОТ, а для юридических лиц - до 5000 МРОТ.
Таким образом, произошло некоторое ослабление ответственности участников фондового рынка за нарушение законодательства о ценных бумагах, следствием чего будет являться увеличение риска при инвестировании. Размер административного штрафа явно несоразмерен тому ущербу, который может быть нанесен инвестору различного рода правонарушениями на рынке ценных бумаг и не соответствует необходимому уровню защиты прав инвесторов.
4. В настоящее время составы правонарушений и виды административной ответственности за различные виды правонарушений в области рынка ценных бумаг определяется положениями КоАП РФ. Таким образом, эмитентов ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, доверительных управляющих и др.), а также их должностных лиц могут привлекать к административной ответственности за различные виды нарушений в области рынка ценных бумаг только в соответствии с КоАП РФ. Нормы, устанавливающие составы правонарушений на рынке ценных бумаг и меры административной ответственности к нарушителям законодательства о ценных бумагах, приводятся в главе 15 КоАП РФ, где помимо этого установлены составы правонарушений и ответственность за их совершение в области финансов, налогов и сборов.
5. Рассмотрим составы этих административных правонарушений и виды ответственности.
Ответственность за недобросовестную эмиссию ценных бумаг (ст. 15.17 КоАП РФ). Нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, а на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
Ответственность за незаконные сделки с ценными бумагами (ст. 15.18 КоАП РФ). Совершение профессиональными участниками рынка ценных бумаг сделок с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ, а на юридических лиц - от 200 до 300 МРОТ.
Ответственность за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.19 КоАП РФ). Непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ; а на юридических лиц - от 200 до 300 МРОТ. Нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 МРОТ, а на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
Ответственность за воспрепятствование осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом (ст. 15.20 КоАП РФ). Воспрепятствование эмитентом или регистратором осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, а на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
Ответственность за использование служебной информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.21 КоАП РФ). Использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, а равно передача служебной информации для совершения сделок третьим лицам влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ.
Ответственность за нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг (ст. 15.22 КоАП РФ). Незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений по вине держателя реестра, либо нарушение сроков выдачи выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение держателем реестра иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ, а на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.
Ответственность за уклонение от передачи регистратору ведения реестра владельцев ценных бумаг (ст. 15.23 КоАП РФ). Уклонение от передачи или нарушение срока передачи регистратору информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, в случаях, установленных законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ; а на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.
Ответственность за публичное размещение, рекламу под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства (ст. 15.24 КоАП РФ). Публичное размещение, реклама или предложение в любой иной форме под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными бумагами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
Помимо того, в целом ряде других статей КоАП РФ установлены составы правонарушений и ответственность за их совершение, которые напрямую не отнесены к нарушениям в области рынка ценных бумаг, но, тем не менее, могут иметь место на фондовом рынке. Рассмотрим более подробно составы этих административных правонарушений и меры административного воздействия за их совершения.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ). Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой, на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой, а на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ). Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ, а на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
Ответственность за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ). Умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ, а на должностных лиц - от 20 до 30 МРОТ.
Ответственность за заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод (ст. 17.9 КоАП РФ). Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 15 МРОТ.
Ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ). В соответствии с п. 1 данной статьи неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, а на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ.
Ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ). В соответствии с п. 1 этой статьи невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ, на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ, а на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.
Ответственность за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ). Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ.
Ответственность за непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ). Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 19.8, 19.19 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ, на должностных лиц - от 3 до 5 МРОТ, а на юридических лиц - от 30 до 50 МРОТ.
Ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) (ст. 19.20 КоАП РФ). В соответствии с п. 1 данной статьи осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ, а на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ. В соответствии с п. 2 этой статьи осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ, на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ, а на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.
6. Протоколы за административные правонарушения в области рынка ценных бумаг, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа. В настоящее время таким органом является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) и ее региональные отделения (РО ФСФР России), которых в настоящее время в Российской Федерации создано всего 11.
Перечень должностных лиц ФСФР РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг, установлен Приказом ФСФР РФ от 25 августа 2004 г. N 04-391/пз-н. К их числу относятся:
- начальник Управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг, его заместители;
- начальник Управления регулирования деятельности профессиональных участников и инфраструктурных организаций на финансовом рынке, его заместители;
- начальник Управления регулирования выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, его заместители;
- начальник Управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями, его заместители;
- начальники отделов Управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг, их заместители - в случае назначения приказом ФСФР России руководителем группы инспекторов;
- иные должностные лица ФСФР РФ, специально уполномоченные ее приказом осуществлять контроль за соблюдением законодательства в сфере финансовых рынков.
Перечень должностных лиц региональных отделений ФСФР РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг, установлен Приказом ФСФР РФ от 12 ноября 2004  г. N 04-936/пз-н. К их числу относятся:
- руководители территориальных органов ФСФР РФ, их заместители;
- начальники отделов территориальных органов ФСФР РФ, их заместители;
- иные должностные лица территориальных органов ФСФР РФ, специально уполномоченные их приказами осуществлять контроль за соблюдением законодательства в сфере финансовых рынков.
7. В соответствии со ст. 23.47 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг от имени ФСФР РФ вправе руководитель ФСФР РФ, его заместители. Рассматривать дела об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг от имени региональных отделений ФСФР имеют право руководители соответствующих РО ФСФР РФ.
Дела об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг рассматриваются региональными отделениями ФСФР РФ, на подведомственной территории которого совершены правонарушения, предусмотренные ст. 15.18, ч. 1 ст.ст. 15.19, 15.20, 15.21, 15.24 КоАП РФ.
В случае если правонарушение совершено обособленным подразделением юридического лица, данное дело рассматривается региональным отделением ФСФР РФ, по месту нахождения которого располагается обособленное подразделение.
ФСФР РФ рассматривает дела о правонарушениях в отношении: эмитентов, документы для регистрации выпусков ценных бумаг которых представляются в ФСФР РФ (эмитенты федеральной группы), профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В случае, если должностное лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель совершили правонарушение на территориях, подведомственных двум и более РО ФСФР РФ, то ФСФР РФ передает дело на рассмотрение одного из указанных РО ФСФР РФ.
ФСФР РФ вправе:
- возбудить дело в отношении лица, совершившего правонарушение в области рынка ценных бумаг на территории любого субъекта Российской Федерации, и передать его на рассмотрение РО ФСФР РФ;
- изъять из производства РО ФСФР РФ дело, возбужденное с нарушением установленных требований, и передать указанное дело РО ФСФР РФ, уполномоченному рассматривать дело;
- осуществлять иные полномочия, установленные законодательством РФ.
Разногласия между РО ФСФР РФ в отношении органа, рассматривающего дело о правонарушении в области рынка ценных бумаг, разрешается ФСФР РФ.
8. Согласно п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ судьи (мировые судьи) рассматривают дела по таким достаточно широко распространенным на фондовом рынке нарушениям, как неисполнение предписаний ФСФР РФ или ее региональных отделений об устранении нарушений требований законодательства, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица ФСФР РФ или ее региональных отделений, осуществляющего государственный контроль, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, за непредоставление или несвоевременное предоставление в ФСФР РФ или ее региональное отделение (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления ФСФР РФ или ее региональным отделением (должностным лицом) его законной деятельности.
9. В КоАП РФ установлены сокращенные сроки рассмотрения нарушений. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административных правонарушениях в сфере рынка ценных бумаг (в отличие от нарушений таможенного, валютного, налогового законодательства) не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Большинство же правонарушений на рынке ценных бумаг имеют скрытый характер и не могут быть оперативно выявлены ФСФР РФ или ее региональными отделениями, и со дня их совершения проходит иногда достаточно длительный срок. В результате при наличии такого короткого срока правонарушители будут уходить от ответственности, что приведет к росту административных правонарушений и повлечет нарушение законных прав и интересов инвесторов.
10. Правонарушение, независимо от того, является оно длящимся или недлящимся, считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом. Длящиеся правонарушения обычно являются юридически оконченными до их фактического прекращения, т.е. до момента завершения противоправного поведения (состояния).
Недлящееся правонарушение носит одномоментный характер. После того, как правонарушение окончено, никакой противоправной деятельности уже не осуществляется, т.е. отсутствует противоправное поведение.
11. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" суммы штрафов за административные правонарушения в области рынка ценных бумаг распределяются следующим образом:
20% - в федеральный бюджет;
40% - в бюджет субъекта РФ по месту нахождения регионального отделения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, принявшего решение о наложении штрафа либо составившего протокол об административном правонарушении в случае, если решение о наложении штрафа принято судом;
40% - в бюджет субъекта РФ по месту совершения.
Вместе с тем следует отметить, что ст. 126 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" действие вышеназванной статьи Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ на период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г. приостановлено.
При этом в соответствии с Приложением 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о рынке ценных бумаг в 2005 г. в размере 100% зачисляются в доход федерального бюджета и учитываются по коду бюджетной классификации 11615000010000 40.
Конкретные реквизиты, по которым необходимо перечислять вышеуказанные платежи, лица, привлеченные к административной ответственности, должны выяснять непосредственно у администраторов поступлений денежных взысканий (штрафов) в бюджеты РФ - в ФСФР РФ или же в одном из РО ФСФР РФ.
12. Анализируя административные правонарушения можно сделать следующие выводы: в КоАП РФ отсутствуют нормы, устанавливающие ответственность за манипулирование ценами ценных бумаг, опасность которого состоит в том, что путем контроля или оказания влияния на стоимость ценных бумаг участники фондового рынка в собственных интересах вводят в заблуждение инвесторов, получая при этом прибыль.
В КоАП РФ не установлена административная ответственность за нарушение акционерным обществом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией и специализированным депозитарием инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов требований законодательства о хранении целого ряда документов.
В КоАП РФ не предусмотрено проведение административного расследования при совершении правонарушений в области рынка ценных бумаг, что является совершенно необходимым ввиду сложности дел в сфере фондового рынка и подбора доказательной базы.
Пробелы в законодательстве не способствуют усилению контроля за соблюдением законодательства на рынке ценных бумаг и повышению эффективности защиты законных прав и интересов различных групп инвесторов, а, скорее всего, могут стать благодатной почвой для роста количества злоупотреблений на рынке ценных бумаг, и, прежде всего, в части нарушения прав акционеров со стороны эмитентов и их топ-менеджеров.
Поэтому в целях повышения эффективности защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг уже в настоящее время необходимо вносить коррективы в действующее законодательство, в частности в КоАП РФ, в части усиления административной ответственности участников фондового рынка за нарушения требований федеральных законов о ценных бумагах.
13. Уголовная ответственность предусмотрена Уголовным кодексом РФ (УК РФ), в котором определены следующие виды преступлений и уголовной ответственности за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг.
Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ), т.е. внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, наказываются штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.
Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются лишением свободы на срок до трех лет.
Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах (ст. 185.1 УК РФ), т.е. злостное уклонение от предоставления информации, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами, лица, обязанного обеспечить указанной информацией инвестора или контролирующий орган, либо предоставление заведомо неполной или ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, наказывается штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.
Крупным ущербом признается ущерб, в 2000 раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством РФ на момент совершения преступления.
14. В комментируемой статье также детализируются некоторые основания и процедуры применения иных мер воздействия на нарушителей законодательства о рынке ценных бумаг. Так, раскрываются некоторые правовые аспекты манипулирования ценами, недобросовестной эмиссии, безлицензионной деятельности, недобросовестной рекламы и др.
15. Настоящий закон запрещает понуждать к покупке или продаже ценных бумаг, умышленно искажая информацию о ценных бумагах, эмитентах, ценах на ценные бумаги (в том числе в рекламе).
Кроме того, запрещается манипулировать ценами, то есть совершать действия для создания видимости повышения и/или понижения цен и/или торговой активности на рынке ценных бумаг относительно существующего уровня цен и/или существующей торговой активности на рынке ценных бумаг, с целью побудить инвесторов продавать или приобретать публично размещаемые и/или публично обращаемые ценные бумаги.
Манипулирование ценами происходит при:
- распространении ложной или недостоверной информации;
- совершении сделок с ценными бумагами в результате которых не меняется владелец этих ценных бумаг;
- одновременном выставлении поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам;
- соглашении двух или нескольких участников торгов или их представителей о покупке (продаже) ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам.
16. Манипулирование ценами профессиональными участниками рынка ценных бумаг является основанием для приостановления или аннулирования выданного им разрешения. При обнаружении таких фактов, ФКЦБ РФ проводит их проверку. По результатам проведенной проверки может быть вынесено решение о признании факта манипулирования ценами на рынке ценных бумаг и привлечении виновного лица (лиц) к ответственности и/или приостановлении (аннулировании) выданной профессиональному участнику рынка ценных бумаг, виновному в манипулировании ценами, лицензии либо о направлении материалов проверки в правоохранительные органы.
17. ФКЦБ РФ, при обнаружении фактов недобросовестной эмиссии ценных бумаг:
- принимает меры к приостановлению дальнейшего размещения ценных бумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии;
- публикует сведения о таком факте;
- письменно извещает о необходимости устранения нарушений, а также устанавливает сроки устранения нарушений;
- направляет материалы проверки в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам эмитента;
- направляет материалы проверки в органы прокуратуры при наличии в действиях должностных лиц эмитента признаков состава преступления;
- после устранения эмитентом нарушений, связанных с недобросовестной эмиссией ценных бумаг, выдается письменное предписание о разрешении дальнейшего размещения ценных бумаг;
- если недобросовестная эмиссия повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение, либо в случае, если цели эмиссии противоречат основам правопорядка и нравственности ФКЦБ РФ вправе обратиться с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным.
18. По иску ФСФР РФ, региональных отделений ФСФР РФ, государственного регистрирующего органа, налоговой службы, прокурора - выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным в судебном порядке.
Пример. Прокурор области обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным выпуска акций открытого акционерного общества. Основанием для заявления указанных требований явилось принятие обществом решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций и регистрации выпуска этих акций до полной оплаты участниками общества уставного капитала.
Рассматривая дело, суд установил, что при создании общества размер его уставного капитала был определен учредительными документами в сумме 900000 рублей. Фактически учредители оплатили 13400 рублей. Несмотря на это, совет директоров общества принял решение об увеличении уставного капитала общества путем выпуска дополнительных акций, который был зарегистрирован финансовым управлением администрации области, выполнявшим в соответствующий период функции регистрирующего органа.
Согласно статье 100 ГК РФ увеличение уставного капитала акционерного общества допускается после его оплаты. В связи с этим решение совета директоров общества об увеличении уставного капитала общества и выпуске дополнительных акций до полной оплаты уставного капитала не могло признаваться документом, имеющим юридическую силу, и на его основании не должна была проводиться государственная регистрация выпуска акций. Арбитражный суд, исходя из этого признал выпуск акций недействительным как осуществленный с грубым нарушением законодательства РФ.
Выпуск акционерным обществом дополнительных акций подлежит признанию недействительным, если он осуществлен до полной оплаты уставного капитала общества.
Признание выпуска ценных бумаг недействительным влечет изъятие из обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушением установленного порядка регистрации или эмиссии ценных бумаг, и возвращение владельцам денежных средств (другого имущества), полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг.
19. В настоящей статье назван исчерпывающий перечень государственных органов, которые вправе предъявлять иски о признании выпусков ценных бумаг недействительными.
Акционеры в этой статье не указаны. Возможность обращения акционеров с указанными исками в арбитражный суд основана на ст. 13 ГК РФ, положениях закона "Об акционерных обществах", гарантирующих защиту прав акционеров. Эти споры относятся к спорам о признании недействительными ненормативных актов государственных и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 23.04.2001 N 63).
20. При выявлении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность, ФСФР РФ:
- принимает меры к приостановлению безлицензионной деятельности;
- опубликовывает в средствах массовой информации сведения о факте безлицензионной деятельности участника рынка ценных бумаг;
- письменно извещает о необходимости получения лицензии, а также устанавливает для этого сроки;
- направляет материалы проверки по фактам безлицензионной деятельности в суд для привлечения к административной ответственности;
- обращается с иском в арбитражный суд о взыскании в доход государства доходов, полученных в результате безлицензионной деятельности на рынке ценных бумаг;
- обращается с иском в арбитражный суд о принудительной ликвидации участника рынка ценных бумаг в случае неполучения им лицензии в установленные сроки.
21. В случае обнаружения фактов недобросовестной рекламы ФСФР РФ:
- принимает меры к приостановлению недобросовестной рекламы;
- письменно извещает рекламодателя о необходимости прекращения недобросовестной рекламы, а также устанавливает для этого сроки;
- опубликовывает в средствах массовой информации сведения о фактах недобросовестной рекламы и недобросовестных рекламодателях;
- направляет материалы проверки в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам рекламодателя;
- приостанавливает действие лицензии на осуществление деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- обращается с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным в случае, если недобросовестная реклама повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение.
22. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и эмитенты ценных бумаг, а также их должностные лица имеют право на обжалование действий ФСФР РФ по пресечению нарушений законодательства РФ о ценных бумагах и применению мер ответственности в установленном порядке.
Решение ФСФР РФ о приостановлении (аннулировании) выданной профессиональному участнику рынка ценных бумаг лицензии вступает в силу по истечении 15 дней с момента его получения профессиональным участником рынка ценных бумаг, а в случае обжалования указанного решения в суд - с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение ФСФР РФ считается полученным профессиональным участником рынка ценных бумаг с момента вручения копии решения представителю профессионального участника рынка ценных бумаг под расписку или по истечении шести дней с момента направления копии решения профессиональному участнику рынка ценных бумаг по почте заказным письмом.
Таким образом, у профессионального участника рынка ценных бумаг есть 15-дневный срок, когда он может до момента наступления правовых последствий вынесенного решения обжаловать его в суд и тем самым приостановить вступление его в силу. Обжалование такого решения по истечении указанного срока не является основанием для приостановления его действия.

Статья 51.1. Особенности размещения и обращения ценных бумаг иностранных эмитентов

1. Законом N 185-ФЗ введена в действие новая ст. 51.1, касающаяся специфики правового регулирования размещения и обращения ценных бумаг иностранных эмитентов.
2. Основанием для допуска к размещению и публичному обращению в РФ ценных бумаг иностранных эмитентов, за исключением ценных бумаг международных финансовых организаций, являются:
- международный договор РФ;
- соглашение, заключаемое между ФСФР РФ на основании решения Правительства РФ и соответствующим органом (организацией) страны иностранного эмитента и предусматривающее порядок их взаимодействия.
3. Постановлением ФКЦБ РФ от 23.04.2003 N 03-21/пс (ред. от 30.03.2005) утвержден перечень ценных бумаг иностранных государств и международных финансовых организаций, которые могут входить в состав активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов:
а) облигации следующих иностранных государств:
- Соединенные Штаты Америки;
- Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии;
- Федеративная Республика Германия;
- Республика Кипр;
б) облигации следующих международных финансовых организаций:
- Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
4. В случае публичного размещения и/или публичного обращения ценных бумаг иностранных эмитентов, в том числе международных финансовых организаций, учет прав на такие ценные бумаги осуществляется депозитариями в соответствии с законодательством РФ. Публичное обращение эмиссионных ценных бумаг, в том числе ценных бумаг иностранных эмитентов, до регистрации проспекта ценных бумаг запрещается.
5. Положением о порядке выдачи разрешения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг на допуск к размещению или обращению эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами РФ, утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 01.04.2003 N 03-17/пс утвержден порядок выдачи разрешения ФСФР РФ на допуск к обращению за пределами РФ эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, в том числе посредством размещения иностранных ценных бумаг, которое организуется на основании договоров с российскими эмитентами.
Статьей 333.33 Налогового кодекса РФ установлены размеры государственной пошлины за рассмотрение уполномоченным органом заявления о выдаче разрешения и за выдачу разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами РФ.
6. Стандарты эмиссии ценных бумаг, утвержденные Приказом ФСФР РФ от 16.03.2005 N 05-4/пз-н содержат специальный раздел, посвященный эмиссии ценных бумаг иностранных эмитентов в РФ. Теперь эмиссия ценных бумаг иностранных эмитентов в РФ (за исключением ценных бумаг международных финансовых организаций) осуществляется при наличии международного договора РФ.
Размещение ценных бумаг иностранных эмитентов в РФ может осуществляться путем подписки или конвертации.

Статья 52. Переходные положения в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

В настоящей статье урегулированы вопросы действия лицензий, выданных кредитным организациям и инвестиционным институтам до вступления в силу закона.
Комментируемый закон вступил в силу со дня его официального опубликования. Первоначальный текст документа опубликован в "Собрании законодательства РФ" N 17 от 22 апреля 1996 г., ст.  1918. Также текст закона был опубликован в "Российской газете" N 79 от 25 апреля 1996 г. Пункт 3 ст. 11 закона вступил в силу с 1 января 2004 г.

Статья 53. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Комментируемый закон вступил в силу со дня его официального опубликования - 25 апреля 1996 г.
Правительству РФ поручено привести свои нормативные правовые акты, регулирующие рынок ценных бумаг, в соответствие с настоящим законом. В связи с внесением целого ряда изменений и дополнении в комментируемый закон, нормотворческая деятельность Правительства РФ в этом направлении не прекращается.

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ