<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Спи, младенец мой прекрасный,
баюшки-баю...
Оставим буренушек в покое и возвратимся непосредственно к теме нашего разговора. Давайте немножко обратимся к благочестивым традициям России минувших веков. С незапамятных времен русские матери с первых дней жизни своих новорожденных младенцев, качая их, пели колыбельные песни. По опыту многих верующих семей известно, как благоприятно воздействует на детей церковная музыка, кассеты с богослужебными песнопениями, материнское пение молитв, особенно Пресвятой Богородице, молитвы «Отче наш». Дети чисты сердцем. Ребенок более глубоко чувствует, воспринимает слова молитвы. Они для него — живой образ, образ, близкий к его чистой душе, близкой к его чистому сердцу. И, наверное, молитва матери, пение матери, отца будет не только радовать душу ребенка, но и врачевать тело. Сегодня здоровых людей практически нет. Исходя из статистических данных, идет тенденция к увеличению детей, имеющих ту или иную выраженную или скрытую патологию. Хочется, чтобы родители помнили о том, что самая надежная профилактика любых заболеваний — использование в воспитании, ежедневном уходе за ребенком слов молитвы.
Что еще очень важно? Важно с первых минут жизни, независимо от того, когда ребенок будет крещен, окружать его всем тем, что дорого его родителям. В комнате у ребенка должны быть иконы, в святом уголке — теплиться лампадка, гореть свеча, ибо при всей чистоте новорожденного, очень важно заботиться о самом главном ребенка — его духовном здоровье. Поэтому с первых дней пребывания его в доме мы должны окружить его всем, что несет в себе свет и тепло благодати Духа Святаго.


Чтобы уберечь
малыша от беды...
Первый год жизни ребенка... Чем он знаменателен, кроме того, что ребенок набирает вес, растет? Он еще интересен и тем, что ребенок на первом году начинает обучаться тому, чего с рождения не умел делать. Например, новорожденный младенец не умеет держать головку. Он очень занятно пытается это делать, и многие из вас знают, что смотреть на его попытки умилительно и трогательно. Поражаешься, насколько это маленькое существо борется за себя, борется за желание делать все так, как делают окружающие его взрослые. Уже к двум месяцам малыш начинает держать головку. В это время матери и отцу очень важно смотреть, как ребенок следит и реагирует на их слова, на их действия, ибо только родители могут быть первыми диагностами глухоты и слепоты детей. К двум месяцам уже фиксирует взгляд, особенно когда к нему обращаются. Он начинает улыбаться, пытается агукать, прислушивается к голосу. Более того, к постоянно повторяющимся звукам малыш очень внимательно прислушивается. Если родители обращают внимание, что на голос ребенок не реагирует, нужно незамедлительно обратиться к врачу и выяснить, слышит ли ребенок или у него проблемы со слухом.
К сожалению, у новорожденных может встречаться не только глухота, но и слепота. Как ее определить? Есть ряд патологий, которые первыми могут определить родители. Это врожденная катаракта. Ее можно определить, не прибегая к каким-то специальным методам обследования. Под определенным углом зрения мать увидит серый зрачок у ребенка. Это первый симптом, который должен ее насторожить. Мать должна постараться в наикратчайшие сроки, как только она это заметила, обратиться в поликлинику, показать малыша окулисту.
До шести месяцев младенец не сидит. Он начинает садиться после полугода. Примерно с этого времени он начинает играть с игрушкой, перекладывает ее из руки в руку, издает первые многосложные звуки. Если ребенок шести месяцев по какой-то причине не садится, ничего не произносит, не берет игрушку в руки, маму это должно насторожить. Такого ребятенка обязательно надо показать невропатологу.


Топ-топ, топает малыш...
В девять месяцев ребенок встает на ноги. Это очень интересный период. Малыш начинает к нему готовится с шести месяцев. Как только он научился уверенно сидеть, то сразу же подползает к кроватке, хватается ручонками за палочки и пытается привстать. Уже в девять месяцев ребенок, как правило, стоит в кроватке самостоятельно. Если такого не происходит, то это тоже одна из причин, обязывающих мать обратиться к врачу. Дело в том, что тот момент, когда ребенок садится и начинает стоять, для каждого малыша индивидуален. Встречается, что некоторые дети на месяц, а то и на два опережают естественный график «вставания». То есть ребенок опережает сроки развития нервно-рефлекторных функций, предписываемых ему учеными. Поэтому родители должны знать: бывают более ранние и более запоздалые периоды развития моторики у детей.
Когда же ребенок начинает ходить? Первые попытки ходить он начинает тогда, когда пытается встать. Он начинает передвигать ножками. Сначала это делается по кроватке, потом он, поддерживаемый родительскими руками, пытается сделать самостоятельные движения по полу. Это всегда очень интересно наблюдать: он сам, самостоятельно, делает первые шаги. Как правило, это запоминают все, особенно если речь идет о первом ребенке, потому что для всех это необыкновенная радость: малыш идет сам! И какое несказанное выражение счастья на его детском личике: не передать.
Первые шаги совершаются по-разному. Бывает, некоторые дети сразу пытаются бежать. Движения всегда совершаются от одной опоры к другой. Если мама и папа стоят друг против друга, то ребенок, подержавшись за папу, очень неуверенно делая несколько шагов, подбегает к маме, веселый, радостный, что у него это получилось. Уже в год он идет за ручку с мамой.
Если дитя не ходит, как быть? Опять-таки, обращаю внимание родителей: младенца обязательно нужно показывать не только педиатру, но и невропатологу. И, как бы завершая свой рассказ о развитии малыша на первом году жизни, я должна предупредить, что с таким ребенком нужно обязательно ежемесячно посещать врача-педиатра. С трех месяцев надо сдавать анализы мочи и крови. С этого возраста начинают проводить ряд профилактических прививок.
Как относиться к ним? Об этом уже было сказано выше.

Формирование речи
и художественного
вкуса
вашего малыша
Чем еще важен период до года? Он важен общением ребенка со взрослыми и общением взрослых с ребенком. Почему-то у нас, у взрослых, сложилась такая традиция: с ребенком надо «сюсюкать». Нет. С ребенком надо общаться очень доверительно, но не уничижительно. То, как он воспринимает окружающую его вселенную, мы можем себе только представить, но познать до конца внутренний мир младенца мы не можем. Наверное, мало кто отважится сказать: «Я очень хорошо знаю, что малыш чувствует», мало кто досконально знает, как младенец будет себя вести в той или иной ситуации. Такое утверждение будет выглядеть довольно самоуверенно, оно будет далеко от истины, потому что ребенок — это чистота, а во взрослом всегда определенный момент греховности, ввиду чего чувства, которые переполняют ребенка, взрослыми будут трактоваться с искажением. Почему я подробно остановилась на этом? С ребенком надо очень много разговаривать, общаться, ему нужно и читать, с ним надо и петь. С первых дней жизни новорожденного младенца с ним надо постоянно, неленостно заниматься. Ибо формирование речи, формирование художественного вкуса, слуха, памяти, обучаемости ребенка — все это закладывается буквально с первых часов жизни.
Замечено, что тот ребенок, с которым не разговаривают, начинает говорить позже и хуже, а тот, с которым постоянно общаются, начинает говорить раньше и правильней. У тех детей, которым раньше начинают читать, раньше раскрываются способности к обучению, у них лучше память, они лучше потом учатся в школе.
Уметь детям читать — целая наука. Родителей тоже надо обучать, что читать, как читать, перегружать детей нельзя.
С детьми необходимо заниматься моторикой. Надо учить ребенка взять игрушку, переложить ее с места на место, из руки в руку. Этим необходимо заниматься прежде всего в силу того, что через формирование моторики ребенка происходит формирование его речи. Опытные педагоги давно знают: как ребенок работает руками, так он и говорит. Существует тесная связь между нашей моторикой, нашим мышлением и нашей речью.

Боязнь переохлаждения
С чем мы, родители, сталкиваемся на первом году жизни нашего младенца? К сожалению, в последнее время у родителей встречается постоянная боязнь простудить ребенка. Я все больше и больше сталкиваюсь с тем, что детей перекутывают. А ученым давно известно, что большинство рецепторов на поверхности — холодовые, и перегревание ведет к мощному внутреннему стрессу, нарушению нормального функционирования, к сбою и затем заболеванию. Как определить — ребенок замерз или нет? Чисто практически есть два старых дедовских способа: потрогать нос малыша и его пятки. Самый явный сигнал о том, что малыш охлажден, — это икание. Страшно ли это для ребенка? Нет. Заверните его в пеленки, дайте теплой воды и все пройдет.
Пугаться переохлаждения не надо. Такое переохлаждение ни к чему не приведет, наоборот, это будет одним из моментов закаливания ребенка. Если, конечно, это здоровый, не больной ребенок и не страдает какими-нибудь простудными заболеваниями: пневмонией, бронхитом и т.д. В случае болезни мы о закаливании не говорим, там особый режим ухода. Но это тема отдельной беседы, тема индивидуального разговора с матерью заболевшего ребенка.
Что еще очень важно в занятиях с ребенком? Плаванье. Как относиться к нему? Вода очень благоприятно действует на организм как в плане закаливания, так и в плане укрепления мышц, моторно-двигательного аппарата, тренировки сердечно-сосудистой системы, рефлекторных моментов. Плаванье также формирует определенную смелость у детей. Обучение плавания чрезвычайно необходимо. Но его нужно проводить под наблюдением медиков. Есть хорошая пословица: «Не знаешь броду — не суйся в воду». Так и здесь. Нужно знать ряд определенных правил, чтобы ничем не навредить своему малышу.


Значение причащения
Что еще отметить, как важное для родителей ребенка первого года жизни? На мой врачебный взгляд, православный, чисто человеческий, младенцев нужно как можно чаще носить в храм, причащать. Это очень важно для ребенка, это дает большой жизненный заряд, большую силу, очень большой потенциал развития не только физического, но и духовного, душевного здоровья, обретения гармонии с родителями и с окружающим их миром.
Церковное песнопение очень благоприятно воздействует не только на нервную систему ребенка, но и на все другие системы и органы детского организма. Делаю предположение из своей медицинской практики.



Особенности физического и
психо-эмоционального развития
новорожденного
Итак, говоря о развитии ребенка первого года жизни, отметим следующее: в физическом развитии младенец утраивает свою массу тела, вырастает на 25 сантиметров, к году ему положено иметь от шести до восьми зубов, он ходит за ручку с мамой или папой, пытается брать ложку и есть из тарелки, отпускает предмет по команде, знает слово «нельзя», идет, когда его зовут, выполняет несложные просьбы, произносит от двух до трех коротких значащих слов типа: «Да, на, баба, мама, папа».
В психо-эмоциональном плане ребенок первого года очень хорошо знает всех тех, кто приходит в семью и на каждого из них имеет свою четкую эмоциональную реакцию. Кроме того, находясь, допустим, в поликлинике или на улице, у него есть попытки к определенному ознакомлению с детьми своего возраста или с теми, кто постарше. Но попытки эти довольно робкие, в основном с рук мамы. Если же это момент знакомства с окружающей природой, то чаще всего он связан с желанием ребенка побегать, потрогать все предметы, которые ему пока не знакомы.
Кроме определенных возрастных критериев, у детей бывают и индивидуальные особенности. В частности, первая особенность, касающаяся роста зубов. Количество зубов определяется еще тем, перенес ли ребенок рахит или нет. Если ребенок перенес рахит, даже легкой степени, или к году еще имеет это состояние, то зубов, конечно, будет меньше. Кроме того, всегда нужно поинтересоваться у родителей, когда резались зубы у мамы, у папы, у бабушки, у дедушки, потому что есть и индивидуальное особенности запаздывания зубов.
Как быть, если ребенку год, а он еще не говорит? Во-первых, нужно помнить: мальчики, по преимуществу, в сроках несколько отстают от девочек. Это один аспект. Второй. Обязательно надо выяснить, если ребенок не говорит, а слышит ли он. Малыша должны посмотреть и ЛОР-врач, и невропатолог, и в тех поликлиниках, в которых есть логопед, хотя по всем нормативам и требованиям, существующих в обследовании детей, логопедам мы показываем детей ближе к двум годам, после трех лет развития.
Что делать, когда ребенок не ходит? Здесь вопрос должен решаться обязательно с невропатологом. Если ребенок не берет ложку, если моторика слабая, с чем это связано? Возможно, ребенок просто не приучен, с ним не занимались. Возможно, это проявление рахита, малышу сложно выполнять такие довольно тонкие манипуляции. Возможно, это какая-то определенная патология со стороны нервной системы, та же гипотония и определенные спазмы со стороны мышц кисти. Младенец не то что не хочет этого делать или не умеет, он просто физически не может это сделать в силу определенных нарушений. Поэтому здесь необходима мудрость родительская, нужно всегда быть настроенным на тот момент: если ребенок чего-то из того, что делают дети в его возрасте, не может сделать, значит его лишний раз надо показать врачу-специалисту в той области, в которой имеется проблема состояния здоровья ребенка.
И еще раз хотелось бы мне обратить внимание на зрение детей, потому что в большинстве поликлиник бывают проблемы с окулистами, а патология со стороны глаз, хотя и редко, но тем не менее встречается.

Совсем недавно, оформляя ребенка в детский коллектив, я выяснила, что у четырехлетнего ребенка врожденная катаракта, а обнаружено это совсем недавно и не совсем по вине врачей, а больше по вине мамы. Она сама мне об этом сказала, потому что признаки болезни первой увидела мама, но почему-то ее смущало обращение к окулисту, была внутренняя нерешимость, может быть, страх. Но ведь если патология налицо, от нее все равно никуда не скрыться.

Самое трудное для меня, как участкового врача, в подобных историях, знаете что? Каждый раз объяснять мамам: чем позже при врожденной патологии глаз обращаются к окулисту, тем сложнее исправлять этот дефект.


Мама, я сам!
Первый год жизни — это период очень интересный, период перехода от полной зависимости в состоянии и поведении от родителей до начальных проявлений самостоятельности ребенка. Это научение навыкам ходьбы, навыкам использования предметов ежедневного пользования — ложки, чашки, игрушки. Это время попыток общения с ровесниками, со старшими людьми, которые их окружают, время первого выражения своих эмоций и словами, и определенными жестами, плачем, смехом, мимикой. Это первая ступенька чисто самостоятельной жизни.
Переходя к повествованию о детях от года до трех, хочу подчеркнуть: то, что было заложено или не заложено родителями на первом году жизни, так или иначе будет сказываться на дальнейшем состоянии не только физическом, но в первую очередь на психическом, психологическом, с точки зрения религии — духовном и душевном состоянии. Все самое глубинное закладывается именно с молоком матери, именно с первых шагов, с первых минут самостоятельной жизни малыша на земле. Поэтому еще и еще раз подчеркиваю — не надо относиться к младенцам первого года, как к существам совсем ничего не понимающим. Это период, который для нас, взрослых, пожалуй, наиболее закрытый. Мы можем оценить внешние факторы, функционирование внутренних систем, органов, нервно-рефлекторных составляющих. Но, к сожалению, душевные переживания младенца, его мироощущение мы можем понимать или трактовать только в силу той мудрости, которую дает нам Господь, и в силу чистоты нашей родительской, в силу любви нашей родительской. В связи с этим многое в поведении ребенка для нас остается непознанным, непонятным, утрачивается.
Но последствия именно этих моментов становятся значимыми в дальнейшем. Многие проблемы, возникающие у детей 10-12-14 лет и старше, связаны со взаимоотношениями с родителями, с остальными членами семьи, с окружающими. Это проблемы как раз (как ни странно) именно первых лет жизни ребенка. Ибо все то, что мы закладываем с первых минут его появления на земле, мы потом и пожинаем.


Малыш — зеркало
близких ему людей
Прежде всего хочу рассказать один, глубоко запомнившийся мне случай.

Это девочка из семьи, где мать лишена родительских прав, она до года воспитывалась отчимом, а затем была отдана в Дом малютки. Там она воспитывалась до двух с лишним лет, а затем ее взяли в семью. Мне пришлось столкнуться с этой девочкой в саду. Что меня как врача заинтересовало: особый интерес малышки к своим половым органам. Когда я переговорила с опекуном этой девочки, она сказала, что эта девчушка проявляет интерес в половой сфере своего названного старшего брата. Причем, ребенок делает неосознанно, ему всего 2,5 года. К сожалению, мы не знаем, что происходило в родительской семье. Сразу возникает мысль, о том, что, вероятно, в самом раннем детстве новорожденной малышки были какие-то неблагоприятные случаи в семье. А может в период беременности мамы моральный облик был не того нравственного уровня, который предполагает сама суть материнства.

Расскажу еще об одном случае, возможно, кому-то он покажется забавным. Случай, который подглядел один из наших докторов летом на даче.

Маленькие дети: девочка где-то года три, мальчики постарше — до четырех лет, собрались поиграть. Одна девочка и три мальчика. Они долго решали, чем им заняться, пытались друг за другом бегать, где-то спрятаться, потом в конце концов сели около забора и девочка, немножко помолчав и помолчав, предложила игру, которая называлась: «Давайте целоваться».

Как к этому отнестись? Как к факту, которому мы увидели. Мы взрослые подглядели времяпрепровождение маленьких детей, а дети до этого подглядели, как проводят время окружающие их взрослые...
Наверное, девочка, когда предлагала эту игру, не понимала этого, а скорей всего, повторила то, что где-то видела, возможно, по телевизору, где-то на улице или, возможно, у родителей. Во всяком случае такие примеры все-таки должны заставить взрослых быть повнимательней к своим словам, к своему поведению. Нужно всегда помнить: маленькие дети, которые нас окружают, очень внимательно за нами следят, как бы впитывают каждое наше слово, стараются запомнить каждый наш жест и потом его повторить. Если мы будем более критичны, более внимательны, более строги в своем поведении, наверное, многих проблем, связанных с подростковым периодом, не возникнет.

Дети —
непревзойденные дипломаты
Продолжая разговор о периоде детства с года до трех лет, мне бы хотелось предложить вашему вниманию еще одну ситуацию, которую рассказала нам ассистент об одном маленьком ребенке.

Мальчику около двух с половиной лет, он живет в квартире с мамой, папой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свой возраст, он умеет очень грамотно выстроить свое поведение по отношению к каждому из членов семьи. Когда он бывает с папой, то он предельно внимательный, не капризничает, старается выполнить все, что говорит ему папа. У мамы он выпрашивает то, что ему особо хочется: игрушки или сладости. Причем, делает это он очень искусно: говорит маме всякие комплименты, очень нежные слова, обещает слушаться ее. Таким образом он получает желаемое. С бабушкой он ведет себя противоположным образом. Если бабушка ему что-то запрещает или не дает требуемое, он устраивает ей скандал: плачет, шумит, бросает игрушки. И самое, наверное, интересно, как он ведет себя с дедом. Когда дед заходит в квартиру, то ребенок незамедлительно выбегает из своей комнатки, тут же выносит ему тапки. Я помню, доктор, рассказывающий нам этот случай, сказал: «Наверняка из этого ребенка вырастет дипломат».

Сложно сказать, что и как будет в будущем, наверное, Одному Господу это открыто, мы смеем только предполагать. Время все расставит на свои места. Но этот случай мне запомнился еще тем, что дети — удивительный камертон в семье. И хотя мы очень часто где-то внутри полагаем или говорим: «они не понимают», «они не знают», скорее всего, мы их не знаем — ни медики, ни родители. Скорей всего, мы много чего не знаем в них. Но они, живя с нами, удивительным образом показывают нам самим нас же, наши положительные и отрицательные стороны. Они показывают удивительную свою детскую дипломатию, умение как бы играть на слабостях каждого из взрослых. Более того, очень часто бывает, что дети, показывают нам самих себя, в какой-нибудь очень неожиданной форме.
Расскажу еще один бытовой случай.

Ребенок в возрасте двух лет десяти месяцев, мальчик, стоит около зеркала и очень кокетливо водит ручонкой по ресничкам жестами, напоминающими жесты крашения ресниц. Затем разворачивает правую сторону, закатывает глазки, поворачивается в левую сторону, закатывает глазки, поправляет свою одежду, при этом ведет себя довольно кокетливо и его детское личико просто светится от удовольствия...
Когда по прошествии времени удалось увидеть его старшую сестру, то ее действия были один к одному. Вот так малыш скопировал кокетство старшего по возрасту родственника.

И, заканчивая «зеркальную» тему, приведу еще маленький рассказ одной мамы.

Как-то раз она, занимаясь своими делами, услышала голос своего трехлетнего малыша: «Сашка, Сашка, ты красивый!». Она зашла в комнату и увидела такую картину: ее малыш стоит у зеркала и, тыча в свое отражение пухленьким пальчиком, поет себе «дифирамбы». Конечно же, делал это он бессознательно, он повторял те слова, которые каждый день слышал в свой адрес от соседей, от умиленных попутчиц в транспорте...
Взрослые не задумываются, как вредят подобными комплиментами маленьким девочкам и мальчикам, буквально калечат их души, и сколько труда приходится прикладывать родителям, чтобы выдернуть прорастающие маленькие сорнячки из сознания своих малышей и воспитывать их в скромности и целомудрии.

Физические
и психические особенности
развития ребенка
от года до трех лет
Каковы же особенности физического и психического развития в этом возрасте? На втором году жизни ребенок прибавляет два с половиной килограмма и вырастает в среднем на 10-15 сантиметров. Наиболее характерные нормы психического развития: в полтора года ребенок с поддержкой идет по лестнице, ест ложкой, подражает действиям взрослых, четко говорит десять слов; в два года бегает, строит дом из шести кубиков, играет с другими детьми, произносит предложение. В два с половиной года идет по лестнице, меняя ноги, строит дом из девяти кубиков, убирает игрушки, зовет себя «я», знает полное имя. И наконец в три года может стоять на одной ноге, ездить на трехколесном велосипеде, может нарисовать окружность, крест, моет руки, самостоятельно ходит в туалет, помогает одеваться, знает стихи, считает до трех предметов. Это то, что в норме могут дети от года до трех лет. Многие вышеназванные моменты: моет руки, убирает игрушки, самостоятельно ходит в туалет — воспитательные. Родители должны приучать к этому своего ребенка. Более того, этот период характеризуется тем, что у ребенка окончательно заполняется рот зубами, и к двум с половиной-трем годам во рту насчитывается около двадцати зубов.
Исходя из этих возрастных особенностей, поговорим, в чем и как необходимо взрослым помогать детям, чтобы ни в коем случае не навредить им, как исполнить свой родительский долг, воспитать детишек в добром нраве, в добром здоровье, во славу Божью, на радость себе и на пользу окружающим.

Не надо мне манной каши,
дайте мне морковку —
я уже большой...
Итак, начнем с физического развития. Для нормального физического развития ребенку от года до трех лет требуется не только правильное питание, но и правильная физическая нагрузка. В чем это заключается? У ребенка, у которого появились зубы, стол несколько меняется. Если до шести месяцев применялась только жидкая пища, то, после пяти-шести месяцев — вводятся прикормы: пюре, каши, супы, мясной фарш и т.д. К году, когда у ребенка насчитывается 6-8 зубов, ему дают пожевать мягкое яблочко, специально трут морковку для того, чтобы ребенок учился жевать. И постепенно, от года до трех лет, как бы огрубляя пищу, рацион практически выравнивают с пищей взрослых, ибо если у ребенка есть зубы, он уже может жевать, может употреблять в пищу более грубо обработанные продукты.
Говоря о питании, важно упомянуть о сбалансированности белков, жиров и углеводов. Питание должно быть разнообразным. Его разнообразие в первую очередь формируется в достаточном наличии овощей и фруктов, которые несут в себе витамины, микроэлементы, необходимые для растущего организма. Детскому организму необходимы и белки, которые участвуют в строительстве клеток, в определенном энергетическом обмене, белки как растительные, так и животные. Необходимо и достаточное количество углеводов, потому что углеводы несут энергию, а дети — это живчики, это постоянное движение, им энергии требуется много. Должны быть и жиры, потому что жиры — смазочный материал, он необходим как и для соединительных тканей, так и для костно-мышечной ткани.
И все это вместе: и витамины, и микроэлементы, и жиры, и белки, и углеводы — необходимый строительный материал, который должны предоставить растущему организму родители.

Здоровые зубы
Очень важно обратить внимание родителей на то, что для формирования правильного прикуса, правильного жевания, детей надо как можно раньше отучать от такого неприятного явления как сосание соски. Соска — вещь удобная прежде всего для родителей, ибо рот малыша занят и он молчит. Ну, а для ребенка?
Постоянное сосание вызывает раздражение пищеварительных центров коры головного мозга и, соответственно, органов, которые перерабатывают пищу. Они передают постоянные сигналы для выработки тех ферментов и секретов, необходимых для переработки продуктов. Усиливается перистальтика желудка, кишечника. Насколько это полезно ребенку? Это отнюдь не полезно, потому что и кишечник, и желудок находятся в режиме повышенной работы, ибо повышена потребность в энергетическом материале, поэтому-то все системы работают в довольно напряженном режиме. Усиливать этот напряженный режим нет никакой необходимости.
Постоянное сосание приводит к тому, что нарушается формирование прикуса у ребенка и очень часто до трех, чаще после трех лет родителям приходится обращаться к ортодонту, специалисту, который занимается непосредственно прикусом. Почему формирование правильного прикуса так важен? Дело в том, что при неправильном смыкании зубов нарушается и ухудшается механическое перетирание пищи, вслед за этим нарушается процесс смачивания слюной и начальной переработки пищи в ротовой полости. Это приводит к функциональному сбою других органов: желудка, 12-перстной кишки, желчного пузыря, кишечника. Кроме того, неправильный прикус — это и эстетическое нарушение.
Причиной неправильного прикуса бывает не только сосание ребенком соски, но и некоторые наследственные факторы. Поэтому родителям нужно помнить не о том, чтобы рот младенца был занят и чтобы он побольше молчал, а о том, чтобы ребенок рос здоровым, чтобы его пищеварительная система функционировала нормально, ибо сейчас детей, у которых имеется функциональное нарушение, немало. И это обусловлено не только не достаточно хорошим качеством пищи, как считают родители, да и от врачей часто приходится это слышать. Нет. Это обусловлено многими причинами, но и вообще подходом к культуре питания, как таковой.

«Пусть будет пища ваша
лишь щи да простокваша,
да гречневая каша...»
Многие помнят эти строки любимого детского писателя Корнея Ивановича Чуковского, в сказке предлагается зверушкам такое вегетарианское питание. А мы же дополним этот полезный совет для своих малышей еще кое-какими существенными рекомендациями. Хочу сразу обратить внимание родителей вот на что.
В начале разговора о питании я сказала, что ребенку необходимо достаточное количество фруктов и овощей. Если мы посмотрим на питание большинства детей, то как раз превалирующим продуктом в питании является углеводистая и молочная пища. Это физиологично? Совсем нет. Избыток углеводов приводит к истощению инсулинового аппарата; недостатку минеральных солей, витаминов, нарушает сбалансированность кишечника, нарушает цикл перерабатывания и усвоения продуктов в организме, что приводит к функциональным нарушениям, нарушениям работы некоторых органов. Не будем глубоко вникать в этот вопрос. Разберем пока подробнее функциональные нарушения неправильного питания.
Какой же главный рацион ребенка в городских условиях? Дети питаются так, как питаются взрослые. Если родители привыкли завтракать бутербродами, то рано или поздно маленький ребенок будет завтракать бутербродами. Если малыш до трех лет пойдет в детский сад, то за завтраком там чаще всего будет даваться каша, бутерброд и напиток: кофе или чай. Причем в ежедневном рационе ребенка обязательно будут присутствовать молочные продукты. Так ли они необходимы организму? Последние работы многих ученых, особенно занимающихся проблемами системных патологий, приходят к тому, что повышенное употребление молочных продуктов, я имею в виду цельного молока, совсем не физиологично для организма и приводит к накоплению в кишечнике казеина, и возникновению вслед за этим различных неблагоприятных моментов.
Завтрак должен быть легким, приятным и полезным. Поэтому и взрослым, и детям хочу порекомендовать то, что наверняка каждому из вас принесет только пользу и оставит приятное ощущение. Это не каши, на которых застряли мамы, бабушки и папы, и которые стали комом в горле у наших маленьких детей. Это сок, или сухофрукты, вымоченные с вечера, или печеные яблоки, это могут быть бананы, чернослив, стакан сока с хлебцом или булочкой, или овощное рагу, это могут быть йогурты, которые полезны и приятны на вкус, их любят очень многие дети. Это может быть в конце концов стакан кефира.
Многие тут же возразят: ребенок не наестся. Почему он не наестся? Продукты довольно калорийные и довольно питательные. А если мы хотим увеличить объем, то в питание можно добавить отруби. Это продукт, который необходим всем, и в первую очередь детям, ибо в отрубях содержится грубая клетчатка, которая необходима для нормальной перистальтики и группа витаминов В, которая участвует как в окислительных процессах, так и необходима для зрения и кожи, для работы печени, почек, и других систем и естественно для нормального функционирования нервной системы.
Многие скажут, что после такого завтрака ребенок не долго выдержит. Но если ребенок страдает повышенным аппетитом, можно ему помочь. Дать сухарик, хлебец. С чем? С водой, либо сделать травяной чай, либо компот, либо кисель. Это будет как физиологично, так и приятно, самое главное — разнообразно. Пища недорогая, но вкусная.
Обед. Чаще всего мы считаем, что детей надо накормить борщом или супом обязательно сваренным на костном или на мясном бульоне. Так ли это? Много работ, посвященных атеросклерозу, говорят о вреде повышенного холестерина в организме. Так вот, наваристые бульоны — это и есть один из продуктов холестерина. Поэтому давайте пощадим наших детей, ибо по всем данным атеросклероз помолодел и уже у детей 10-12 лет находят атеросклеротические бляшки. По некоторым исследованиям такие бляшки встречаются и у детей до семи лет. Поэтому пусть на обед будет суп или борщ, сделанный на растительном масле, вегетарианский. Мне скажут, что это непитательно и невкусно. Нет, многие люди, хоть раз в своей жизни грамотно приготовив и попробовав вегетарианский борщ, навсегда отказываются от мясных бульонов.
Но животный белок необходим и нужен, его готовить можно и надо. Что это может быть? Это тушеное мясо, мясо с овощным рагу, которое будет не только вкусно, но самое главное усвояемо организмом, ибо давно известно, что углеводистая и белковая пища, соединенная в одном блюде, не всегда усваивается полностью. Почему? Углеводистая пища замедляет перистальтику, а белок, расщепляясь в кишечнике на составляющие аминокислоты, требует долгого времени и достаточной перистальтики. А ее-то как раз обеспечивает не углеводистая пища, а растительная. Поэтому мясо или рыба, приготовленные с овощным рагу, любым — капустным, морковным, смешанным, всегда будут и физиологичны, и вкусны.
Мне многие возразят: дети не едят того, к чему не приучены. Если они приучены к вермишели по-флотски или вермишели с сыром, то, конечно, мясо с овощами, поначалу им покажется невкусным. Более того, я хочу еще и еще раз подчеркнуть — дети будут делать то, что делаете вы. Если вы не приучили себя к этим блюдам, если психологически вы это не воспринимаете, дети это также воспринимать не будут.
Рассказывая об особенностях поведения детей, мне не раз приходилось подчеркивать, что они очень дипломатично с детских позиций показывают нам самим наше же поведение. Все, что делаем мы, повторяют наши дети. Если мы страдаем проблемами со стороны желудочно-кишечного тракта, то этим же будут страдать и наши дети.
Мне очень часто приходится сталкиваться с функциональными нарушениями желудочно-кишечного тракта, и первое, что на себя обращает внимание, это не недостаток продуктов или не качество продуктов, а низкая культура питания и неумение питаться правильно, физиологично, что приводит к сбою желудочно-кишечного тракта. Когда нормализуется культура питания, восстанавливается позитивный микроклимат в семье, многие проблемы как у родителей, так и у детей уходят.
Не надо говорить, что сейчас осуществить это дорого, невозможно. Капуста не такой уж дорогой продукт. Морковь, картофель, свекла — тоже. Это основные продукты, которые растит наша матушка-земля. Все они имеют в себе необходимые компоненты, микроэлементы, витамины в тех сочетаниях, которые и усваиваются, и приносят пользу нашему организму. Ягод тоже достаточно, давайте использовать их.
Что касается заморских фруктов и овощей, то это, как говорится, кому по карману. Если очень хочется, то можем и это купить на наш стол, но увлекаться этим не стоит. Всегда надо помнить: «Где родился, там и сгодился», на какой земле родился, те продукты и надо есть. Ибо все продукты, которые привозят нам из тех стран, в которых никто из нас не жил, являются для нас, а тем более для наших детей, потенциальными аллергенами. Наверное, многие из вас читали об этом в прессе, слышали по радио, смотрели по телевизору о пищевых аллергиях. Одним из факторов, вызывающих пищевые аллергии, являются заморские диковинные продукты. Именно они являются для нас мощными аллергенами, так как наш организм не имеет устойчивости тех защитных сил организма, которые необходимы для усвоения организмом этих продуктов.
Поэтому пища может быть и недорогой, и вкусной, и самое главное — питательной и физиологичной. Многие возразят: молочные каши все же нужны... Да, они нужны, но, может быть, не так часто. Но их надо правильно приготовить, чтобы они принесли пользу, а не вред. Очень часто, беседуя с мамами, узнаешь, что каши они варят на молоке. Это грубейшее нарушение по отношению к продуктам, ибо давно известно, что переваренное молоко есть тот пресловутый казеин, который, попадая в организм, тащит за собой целый ряд неприятных явлений. Давно уже известно, что каши варят только на воде и молоко добавляют либо к уже практически готовому продукту, либо к продукту, который стоит на столе, разводя его кипяченным молоком. Мне скажут, что это невкусно и не принято. Не принято только потому, что это не вошло в привычку. А очень часто мы воспринимаем как норму только то, к чему привыкли.
Но так ли наши привычки хороша? Так ли они отражает наши подлинные нужды? Совсем нет. И если мы проанализируем те проблемы, которые у нас возникают в связи с нашими бесконечными «так надо», «так принято», «так правильно», «так делала моя мама», то сразу поймем, что целый ряд кажущихся не решаемых проблем зависят не от экологии или нашего кошелька, а, в первую очередь, от умения найти большее количество выходов из стереотипного, нам столь привычного ощущения мира, от обретения правильного психологического и культурного подхода ко всем процессам, и, в частности, к питанию.


«Посадил дед банан.
Расти банан
большой-пребольшой...»
Если мы немножечко коснемся истории и традиций нашего народа, то увидим, что питание большей части населения, за исключением некоторых особо привилегированных слоев, было всегда простым и очень разумным. Если готовились каши, то они были распаренные в чугунках, в русской печи, и то, что там образовывалось, не было пресловутым казеином. Это было удивительное сочетание всех тех необходимых компонентов, которые давали строительный материал и не вызывали побочных явлений.
Кроме того, крестьяне были людьми, чтущими Бога и Его заповеди, поэтому посты, постные дни: среда и пятница — были непререкаемыми в их повседневной жизни. Мясные продукты простыми людьми использовались не так часто, частое употребление мясного для простого народа было дорогим удовольствием. Культура питания передавалась из поколения в поколение, поэтому люди жили долго и не страдали теми болезнями, которыми страдаем мы.
Если поговорить на эту тему с нашими бабушками, то они поведают, что ели очень много овощей. На столе всегда присутствовала пареная репа. А пареная репа по своему составу очень близка к столь популярным ныне заморским бананам.
Ели много свеклы, моркови. А если мы посмотрим на свойства свеклы, это не только богатое содержание микроэлементов. В ней содержится клетчатка, необходимая для нормального функционирования кишечно-желудочного тракта.
Морковь — это витамин А, это наше зрение, наша кожа, это работа нашего сердца, нашей печени.
Капуста — это витамины С, группы В, К. Капустный сок применяется при пониженной кислотности, а картофельный — при повышенной кислотности в течение язвенной болезни. Капуста — это свертываемость, это клетчатка, это профилактика язвенной болезни. Многие знают, что на Руси язвенную болезнь лечили ни чем иным, как капустным соком. И сейчас многие терапевты с успехом используют эти свойства капусты.
Растет у нас в России и много зелени: укроп, петрушка, сельдерей, щавель и много других овощей, которые доступны нам и по цене, и необходимы, тем более мы к ним адаптированы.
Растительные белки содержатся в бобовых, орехах. Но у них есть одна особенность. Бобовые — и фасоль, и горох, и чечевица тяжелы как для взрослого организма, так и для детского, они часто вызывают вздутие живота, метеоризм. Поэтому употреблять их нужно, но норму употребления подбирать в каждом случае строго индивидуально. Если у ребенка употребление этих продуктов вызывает нежелательные последствия, значит они должны использоваться крайне редко.
Орехи, как белковый и жировой продукт, грецкие, фундук, должны быть введены в рацион, причем в хорошем сочетании. Можно делать так называемые каши мюсли, которые будут и полезны и одновременно питательны. Тут же и орех, и геркулес, с изюмом, с тертым яблоком, с добавлением меда. Это и вкусно, это и физиологично, это и энергетично. В таком сочетании соблюдается набор и белков, и жиров, и углеводов, а если мы добавим фрукты, то дополним этот букет микроэлементами и витаминами.


Да здравствует вода!
И наконец, еще один немаловажный элемент, касающийся культуры нашего питания: вода. К сожалению, когда начинаешь беседовать с родителями детей, имеющих нарушение желудочно-кишечного тракта, выясняется, что дети мало пьют. Не только дети, но и сами взрослые. Маленькие дети страдают запорами. Вначале я уже говорила о значении питья. Дети, и взрослые в день должны выпивать воды, помимо соков, жидкости (супов, чаев), от литра до двух, в зависимости от возраста, а также времени года. Что это должна быть за вода? Это не кипяченая вода, а вода природная, либо это вода святых источников, либо вода, которая пропускается через фильтроочистители, которые оставляют качественный состав воды, т.е. достаточное содержание кислорода, определенных микроэлементов, но фильтруют все болезненные организмы, соли тяжелых металлов, прочие какие-то компоненты, не нужные организму. Кроме того, в фильтрованной воде, пропущенной через барьер, убирается содержание хлора, который неблагоприятно сказывается на организм человека.
Почему я говорю именно о не кипяченной воде? К сожалению, кипяченная вода теряет многие свойства, необходимые для организма.
Зачем вода нужна нашему организму? Вода участвует в каждом физиологическом процессе, как в процессе всасывания, так и в процессе выделения. Одной из причин довольно частых проблем кишечника, в частности, запоров у детей и взрослых, является нарушение водного баланса. Организму нечем выводить продукты, шлаки. Шлаки залеживаются (образно говоря) в кишечнике, приводя к токсическим действиям на организм в целом, ибо давно известно: долголетие, молодость, красота, здоровье зависят в первую очередь от работы кишечника. Поэтому еще и еще раз хочу обратить внимание всех родителей: и им самим, и детям нужно пить живую, не кипяченую воду. Какую? Это в зависимости от окружающих вас факторов. Если у вас на месте, где вы живете, есть источники святой, Богом данной, воды, пожалуйста, запасайтесь, пейте во славу Божию сами, поите своих детей. Это будет не только освящением вашего тела, вашей души, это будет действовать благотворно на весь организм. Если таковых нет, пожалуйста, используйте любые фильтры для очищения обычной, проточной воды от нежелательных, неблагоприятных примесей.
Повторюсь: кипяченая вода целительных функций не несет.


Туда не ходи,
там не прыгай,
здесь не бегай...
Ребенку необходимо не только правильное питание, но и правильный режим. Что входит в это понятие? Это режим подъема и засыпания и самое главное — режим физической нагрузки. К сожалению, приходится наблюдать такую картину: детям нашим как бы отказывают в праве развивать ту физиологию, которая свойственна их возрасту. Маленьких детей, только начинающих бегать, стараются ограничивать любыми способами: посадить их в манеж, потому что это удобно, либо возить их на коляске, либо носить их на руках. С чем это связано?
Сажают в манеж, потому что родители устают бегать за ними и подбирать все с пола, откручивать все ручки, не знаешь, за что ударится, за что зацепится. Поэтому с одной стороны это разумно. Но с другой — искусственное ограничение пространства ребенка ведет к его гиподинамии.
В начале беседы я говорила, что ребенок живчик, он — энергия. Искусственное ограничивание нарушает его нормальную физиологическую деятельность, что вызывает определенный стресс. Малыш задерживается в развитии, становится либо более возбудимым, либо более плаксивым, либо снижается его аппетит, или он начинает часто болеть простудными заболеваниями, потому что в организме все взаимосвязано. Конечно, гиподинамия — это не основная причина простудных заболеваний, но, тем не менее, это может быть определенным толчком, последней каплей проявления оных.
Кроме того, приходится констатировать, что гуляющие дети после года неудобны родителям, а особенно бабушкам, за ними надо наклоняться, постоянно бегать, а так проще — посадил малыша в коляску и вези. Родительские ограничения на движения провоцируют возникновение физиологической гиподинамии. Мы, взрослые, сами порождаем предпосылки развития у детей лености, вялости, безынициативности. Это, конечно, мое личное мнение. Наблюдения за маленькими детьми, особенно ясельной группы, меня поражают: дети в основном сидят или играют в игры, связанные с тем, чтобы больше посидеть. Это становится повсеместным.
Может, это в условиях города, в деревне, может, все по-другому...
Но даже гуляние родителей с детьми часто заключается вот в чем: мама сидит около песочницы и командует малышом: «Туда не ходи, здесь посиди, тут поиграй с этим», т.е. общение ребенка с родителями заключается в таком взаимодействии: «Я командую, а ты выполняй». В основном это статика, а не динамика, потому что взрослым так удобно. И, наверное, многие проблемы подросткового периода связаны с воспитываемым родителями не физиологичным поведением детей.
Нельзя сказать, что это встречается поголовно, нет. Может быть, это мне так не везет на положительные примеры, но почему-то приходится больше наблюдать именно это.

«Спят усталые игрушки,
книжки спят...»
Приходится констатировать, что у маленьких детей нарушается правильный режим засыпания. Нередко малыш двух-двух с половиной, трех лет порой не спит вместе с родителями до одиннадцати часов. Он не засыпает, потому что мама с папой смотрят телевизор, либо слушают радио, либо очень громко разговаривают. Это нарушает нормальный процесс засыпания. Я уже говорила, что ребенок всегда подражает нам. И если мы чего-то не делаем, значит и ребенок, несмотря на наши требования, этого делать не будет. Мне возразят: «Не могут же родители укладываться в девять-десять спать». Наверное, этого делать не нужно, но продумать свое поведение вечером, когда в семье маленький ребенок, необходимо.
То помещение, в котором малыш будет спать, обязательно должно быть проветрено. До трех лет ребенка ни в коем случае нельзя подпускать к телевизору. А как же передача «Спокойной ночи, малыши!»? Передача интересная, но время, которое выбрано, наверное, не совсем продумано, хотя там звучит прекрасная песня, она чем-то напоминает колыбельную, но время-то — двадцать часов сорок пять минут...
Во всех научных работах бытует мнение, что телевизор обладает определенным воздействием на нервную систему, а именно: он действует возбуждающе. По крайней мере, минимум час-два перед сном ребенок не должен смотреть телевизор именно по этой причине. Вот такие ножницы существуют между предлагаемой передачей и детской физиологией.
Возможно, не все дети реагируют на телевизор возбуждением. Все дети разные, и некоторые засыпают под телевизор. В каждой семье свой уклад. И в связи с тем, что эта беседа обращена больше к семьям, желающим поддерживать православный уклад жизни, мои слова будут понятны для них. Для верующих мам и пап передача «Спокойной ночи, малыши!» не является необходимостью и отхождение ко сну, как и пробуждение, будет сопровождаться главным, благодатным, о чем я говорила в начале нашей беседы, тем, что должно окружать детей с первых минут их земной жизни: молитвой. Это могут быть молитвенные песнопения, это молитва матери вслух, чтобы детка слышала, с зажжением лампады, зажжением свечи.
Давайте вспомним особенности того уклада, который был в каждой семье после крещения Руси равноапостольным князем Владимиром? Святой угол, около которого теплилась, именно теплилась лампада, потому что тепление лампады напоминает о непрестанном теплении молитвы в сердцах наших.
Мое пожелание всем вам, особенно имеющим маленьких детей до трех лет: если вы хотите видеть своих детей счастливыми, помните: счастье детское не может быть без Бога, это невозможно, потому что живем мы в Боге и живы мы Им, и без Него мы — ничто, потому что все, что мы делаем, это все делается либо по Его воле, либо по Его попущению. И тут как не вспомнить слова схимонаха Серафима Вырицкого. Свое духовное послание одному из своих чад, он так и озаглавил: «От Меня это было». Это духовное послание, в котором очень мудро описываются все нюансы нашей жизни, как радостные, так и скорбные. И в каждом случае, который перечисляется благодатным старцем, как бы от имени Господа в конце звучат слова: «От Меня это было». Все, что происходит с нами, все-все идет под неусыпным ведомом Господа.
Дорогие мои мамы и папы! Большей частью вы и ваши дети крещены. Но не так много сегодня родителей истинно, всем сердцем обращенных к Богу, к вере. Дай Бог всем нам укрепления в вере и жизни в вере. И Господь вас, родителей, будет умудрять, ежеминутно, ежесекундно, как вести себя с теми, которых, пожалуй, вы очень плохо знаете: с вашими детьми. Не надо обижаться на эти слова, хочу особо, чтобы вы обратили на них особое внимание. Моя многолетняя врачебная практика все больше и больше убеждает меня, что, несмотря на то, что находясь с детьми практически 24 часа в сутки, взрослые их не знают. Есть какие-то вещи, к которым мы просто привыкаем, которых мы просто не замечаем. Существуют такие глубины детской души, которые взрослым, в том числе и врачам, неведомы. Дети слишком, наверное, близки к Господу, поэтому многие их секреты нам неведомы только из-за того, что мы отдалены от Господа грехами своими, сердце наше огрубело и детей своих понять не может, а порой и не хочет из-за родительской гордыни.
Дорогие мои, старайтесь поглубже, не спеша присматриваться к их жизни и вдумываться, вмысливаться: а так ли мы строим свою жизнь, свои взаимоотношения с детьми, выполняем ли мы, как родители, ту функцию, ту волю Божию, которая на нас возложена. Рано или поздно каждый из нас и я, как врач, и вы, как родители, и дети ваши станут перед Престолом Бога, нашего Судии. И всем нам я бы хотела пожелать, чтобы Его Суд был к нам милостив, чтобы мы наследовали жизнь вечную, а не вошли в мрак, где плач, боль, скрежет зубов. Давайте все вместе поможем себе и, в первую очередь, детям нашим выполнить ту волю, ради которой мы пришли на землю, исправить свою жизнь по Его заповедям, ибо Тот, Который пришел на землю, пришел ради того, чтобы смертью на Кресте победить мир и даровать всем нам жизнь вечную.


Любовь, терпение, игра
Продолжая говорить о возрасте от года до трех, хочу перейти к вопросу нервно-психического развития детей. В начале уже было сказано, что в полтора года малыш должен иметь такие-то навыки, в два года такие-то, в два с половиной — иные, и среди навыков были следующие: убирает свои игрушки, произносит определенное количество слов или предложений, согласно возрасту, моет руки, самостоятельно ходит в туалет, ездит на трехколесном велосипеде, читает стихи...
Будет ли это ребенок делать, если мы всему этому не будем обучать? Конечно, нет. Для того, чтобы ребенку научиться убирать игрушки, его к этому приучаем мы. И формы обучения, формирования психики ребенка бывают разные. Есть губительная начальственная форма, которая ведет к отрицательным последствиям, формирующим закомплексованность, или самоуверенность, или постоянную зависимость от кого-то. Есть другая форма, исполненная любви, терпения, мудрости родительской. Хочу пожелать, чтобы у вас, методом проб и ошибок, обрелась вторая.
Что означает приучить ребенка к порядку? Если мы сами беспорядочны, порядка от собственного чада не жди. Если наши родительские вещи, предметы нашего туалета или ухода за собой беспорядочно валяются по всей квартире, ждите, что по всей квартире будут валяться игрушки ребенка. Еще раз хочу напомнить: дети четко делают то, что делаем мы. Очень часто говорят: «Ну в кого он такой?». В вас, родители! В нем ничего нет того, чего нет в нас. Просто за собой многих вещей мы порой не замечаем.

Каков он, мир,
который нас окружает?
Для того, чтобы ребенок разговаривал (я имею в виду здорового ребенка, если нет патологии), с ним надо заниматься, с ним надо разговаривать, ему надо читать, ему надо рассказывать какие-то детские истории, петь колыбельные. Он будет внимательно наблюдать за вашей речью, он будет внимательно слушать и затем повторять. Если мы неправильно говорим, будут неправильно говорить и наши дети. В начале беседы я говорила, если, не дай Бог, у родительском лексиконе проскакивают вульгаризмы, рано или поздно, эта скверна появится и у ваших детей. Не приведи Господь, чтобы вы погубили одного из малых сих...
Если ребенку не читать стихов, он, конечно же, стихов знать не будет. Но стихи тоже бывают разные. Очень важно, чтобы та детская литература, которую мы читаем, была не безликой, а несущей в себе положительный заряд, развивающий заряд. Возможно, это стихи Александра Сергеевича Пушкина, произведения Агнии Барто, Михаила Пришвина, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, например, любимая многими из нас, во многом поучительная «Муха-Цокотуха». Для детей все-таки она понятна, потому что дети видят эти персонажи, они им знакомы.
Очень важно, чтобы все то, о чем мы говорили с ними, им было и понятно, и интересно. Возможно, в семье физика трехлетнему ребенку представление о синхрофразатрона будет понятным и естественным, если с молоком матери он слышит это слово, а в семье музыканта — нет. Но для всех семей — и физика, и врача, и музыканты существуют общечеловеческие, общепринятые вещи, связывающие нас с окружающим миром. Кругозор, мышление, чувства детей более естественно развивать на представлениях о том, что нас окружает: птички, бабочки, деревья, цветы, насекомые, передавая детям любовь к творениям Божиим. Важно передать детям знание о том, что ничего нет безобразного в окружающей нас природе. Лягушка, она, конечно, царевна, потому что по сути своей она красива. Червячок, который живет в земле, он необыкновенно гибкий, необыкновенно пронырливый в хорошем смысле слова, он полезный, ибо он перерабатывает землю, и эта земля дает нам потом морковь, и свеклу, и клубнику, которые многие детки любят. Воробей — самый близкий, пожалуй, спутник жизни любых жителей, как сельских, так и городских, особо интересный персонаж. Ибо стоит понаблюдать за тем, каким создал его Господь, насколько грациозны его прыжки, насколько интересна его птичья психология, если можно так выразиться. Ведь это один из пернатых, которого человеку так и не пришлось приручить и посадить в клетку. Находясь рядом с человеком, он, тем не менее, живет самостоятельно, и поведение его очень интересно.
Если приучить детей с первых же минут общения с миром к любви, к гармонии, то жестокость по отношению как к братьям нашим меньшим, так и к своему окружению будет уменьшаться.


«Да здравствует мыло душистое,
и полотенце пушистое,
и зубной порошок,
и густой гребешок!»
Приучать детей к порядку и гигиеническим навыкам, в частности, к мытью рук после туалета, перед едой, с двух лет детей чистить зубы, тоже можно по-разному. Можно в начальственной форме: «Так, иди мой руки!» — это давление, это неприятно. Представьте, как бы мы себя чувствовали, если бы нами постоянно командовали. Родителям всегда полезно свое поведение соизмерять с собой — приятно ли оно им. И прежде, чем командовать ребенком, надо подумать: «А каково было бы мне, если бы со мной так обращались?»
Отвлекусь на минуту от гигиенических моментов, и расскажу вам случай по этому поводу.

На приеме мама с двухлетним ребенком. Малыш, вероятно, устал от поликлиники, капризничает, плачет, то слезет с рук, с коленей матери, то опять залезет. Мама крайне раздражена, и это еще больше усиливает плач ребенка. Маму сдерживает только присутствие врача, а так бы она уже давно физически наказала малыша. Все поведение мамы с ребенком очень шумное, нервное. Наблюдая это в течение 5-10 минут, в конце концов я не выдержала и сказала одну-единственную фразу, но почему-то она произвела на маму неожиданное действие. Оторвав взгляд от документов, я сказала: «Мамочка, вы меня простите, а если я буду вести себя с вами точно так, как вы ведете себя со своим ребенком?..». И почему-то маму это очень шокировало. А почему, давайте подумаем вместе...

Итак, приучение к гигиеническим навыкам. Как это надо делать? Как и другое обучение детей до 3-5 лет: в форме игры.
«Почему мы моем руки перед едой? Все то, что лежит на тарелке, чисто, красиво. Мы играли на полу, ходим по полу, значит пол недостаточно чистый, поэтому прежде чем приступить к чистой тарелке, нам и руки надо сделать такими же чистыми, как наша тарелка.
Почему мы чистим зубы? Потому что зубы хотят быть красивыми, хотят быть чистыми. Для этого существует щетка, которая их очищает, украшает. Щетки в семье индивидуальные, они всегда знают своего хозяина. Ты у нас Леня, это будет Ленина щетка, маму зовут мама Катя, значит это щетка будет мамы Кати, папу зовут папа Толя, эта щетка будет папы Толи. Щетки не любят, чтобы их брали другие, и потом посмотри — твоя щетка самая маленькая, потому что ты сейчас меньше мамы и папы, она соответствует тебе. Мамина щетка немножко больше, потому что мама больше тебя, а папина щетка самая большая. Почему? Наш папа самый мужественный и самый высокий».
Просто? Просто. Запоминается? Да. И самое главное, такое рассуждение будет приводить детей к логическим мыслям, потому что дети первых лет жизни не обладают этими навыками, они физиологично появляются значительно позже. Но создать зачатки этих навыков можем мы с вами.
Итак, мы научили детей правильно чистить зубы.
А теперь переходим к еще одному моменту. Ребенок может стоять на одной ноге и ездить на трехколесном велосипеде. Он будет стоять, если мы ему это покажем, научим его заниматься гимнастикой по утрам. Он не будет это делать сам, он будет это делать с папой или с мамой. Это один из элементов нормальной физической, физиологической, гигиенической и просто необходимой для здоровья каждого процедуры: по 5-7 минут простых элементарных упражнений. Это всегда плюс для нашего здоровья; женщинам — для молодости, мужчинам — для силы, мужества.
Ездить на трехколесном велосипеде будут те, которые будут иметь этот велосипед. Так что заработать на него — это уже задача родителей.
И, наконец, ребенок говорит две-три фразы. Конечно, ребенок будет говорить то, что услышит от нас, если мы с ним будем общаться. А если он будет общаться только с телевизором, магнитофоном и проигрывателем, он будет говорить то, что слышит оттуда.

«Мама, мамочка,
я хочу быть с тобой...»
Вот, пожалуй, кратко и сжато о том, чтобы мне хотелось вам рассказать о периоде от года до трех. Педиатров очень радует то, что в нашем обществе сложились условия, позволяющие женщине сидеть с детьми до трех лет. С чем это связано? Вообще возраст детей от года до трех — это возраст очень близких отношений со своей семьей, это возраст зависимости от семьи, и, в первую очередь, от мамы. Многие мамы знают, что очень трудно бывает уйти от маленького ребенка, потому что малыш начинает плакать, без мамы он как бы протестует. Младенчество — время очень тесных взаимоотношений отца, матери и ребенка. Поэтому это период обучения, становления ребенка в жизни.
Ошибочно думать, что детей учит «организованный коллектив». Нет. Ребенок обучается в семье. Более того, какого бы возраста малыша мы не отдали в организованный коллектив, беседуя с ним, он всегда говорит так: «А вот мама моя делает, или говорит так то...», «А папа мой считает...» и т.д. С чем это связано? Такова воля Божья. Дети даны на попечение не организованных коллективов, не государственных учреждений, а семье, родителям.
Обращаясь к истории нашего государства, увидим, что Россия — в первую очередь патриархальная, очень мощная страна, с крепкой семьей. И, воспетая многими, загадочная, русская душа выходила из крепкой семьи, с традициями, взаимоотношениями, с четкими нравственными ориентирами и семейными правилами. Нарушение этих семейных традиций, отрыв от корней повлек за собой те многие проблемы, которые имеем мы сами, которые имеют наши дети, наши подростки.
Многие родители хотят, чтобы их научили, что значит семья. Все закладывается в семье, общество только что-то дополняет или объясняет, но все самое главное закладывается в семье. К чему приучим, то и получим. Чего недодадим, тем себя обедним. Всегда об этом надо помнить: дети воспитываются не детским садом, не школой, а семьей, мамой, папой. Проблемы детей — это проблемы не воспитателей детского сада, это проблемы в первую очередь семьи.
Мне бы хотелось всем вам пожелать: не отдавайте детей до трех лет в детский сад, ибо их психологическая подготовленность к социальному общению формируется после трех лет. До трех лет они нарабатывают, усваивают основу взаимодействия между взрослым и ребенком в родственной для себя, близкой, удобной, гармоничной, защищенной атмосфере, атмосфере семьи. И лишь укрепившись в отношениях семьи, они дальше строят свои отношения с обществом. Любое введение ребенка в общество подобных себе детей раньше трех лет — для ребенка всегда стресс. И когда мне мама говорит: «Мой ребенок общителен», это очень хорошо, я рада за ее малыша, но тем не менее считаю, что ему пока нужно общение в его семье. И никакие материальные причины не могут быть причиной отрыва его от того, что ему близко, что ему просто необходимо.
Постоянно слыша о трудностях нашего времени, мы, наверное, забываем о главном: заботясь о суете мира сего, о деньгах, о материальном благополучии, мы теряем главное — душу свою и души своих детей. Постоянная направленность мыслей на то, чтобы накормить, одеть, обуть не хуже других, затеняет главное — спасутся ли наши дети, спасемся ли мы.
Ради чего обуть, одеть, накормить? Да, это необходимость, но это ли главное? Если ребенок будет одет хуже, что из этого? Пострадает ли от этого его общественный статус? Но ведь ценностный мир ребенка формируем прежде всего мы, родители, своим мнением, своим поведением. Если наше родительское поведение — уверенное и спокойное, то окружающие будут воспринимать нас такими, какими мы видим себя в собственных глазах. Если уж общество, в котором хотят вращаться родители, очень враждебное или требует выполнения определенных правил, дающих право принадлежать к нему, задумаемся: «А полезно ли нашим детям это общение?». Насколько люди, с которыми мы общаемся, принимают нас и наших детей такими, каковы мы есть, кем мы являемся по сути. Ведь мы православные христиане, и Господь нам даровал Свои заповеди. Надо задуматься, насколько те люди, которые нас окружают, которых мы водим в дом, приближаем к себе, соответствуют тому, к чему каждый из нас должен стремится. Это всегда надо помнить и не заставлять детей делать какие-то поступки против их воли. «Полюби дядю Васю или тетю Наташу...», или «Иди к дяде Васе или тете Наташе...». А если малыш не хотят этого делать? Такие родительские повеления формируют в детях ни что иное, как лицемерие с первых шагов их жизни.
Почему так много времени я этому уделяю? Дело в том, что физическое здоровье, как я уже говорила, неразрывно связано с психическим, душевным и, наконец, с духовным развитием человека. И те грани допустимого, которые привычно нарушать родителям, в конце концов станут привычными и для ребенка. Ведь дитя действует по принципу: «Что вижу, то повторяю, что вижу, то считаю лучшим».
В начале книги я сказала, что первые шаги ребенок делает в семье и все, что закладывается в семье, будет основой в его жизни. Все — это отношение к себе, к своему здоровью, к окружающим людям, окружающей природе, к вещам, к государству, к политике, к Родине, к родной истории. Все это в конечном счете будет составлять здоровье человека, как таковое, потому что здоровье человека складывается из разных компонентов, если говорить научным языком. А если точнее, то здоровье человека есть здоровье его души, есть его связь с Богом, его жизнь по заповедям Божиим. Поэтому что вложим своим детям, тем потом будем и вознаграждены. Если вложим зерна истины, получим одну награду от Бога и сыновнюю благодарность в старости, если вложим мерзость родительского невнимания и безучастности, то награды никакой не будет, не будет и почтения на старости лет, это понятно. Поэтому в любых действиях, особенно по отношению к детям, всегда надо использовать внутренний наш цензор, который не дремлет: нашу совесть. Прежде любого серьезного поступка по отношению к ребенку, надо себя спросить: «Хотел бы я, чтобы со мной поступили так же?» или «Приятно ли будет мне, если со мной поступят так же?». Надеюсь, что, может быть, этот вопрос остановит кого-то от ошибки.
Приведу два примера из моей практики.

Совсем недавно оформлялся ребенок 1,7 месяцев в садик. Врач поставил ему диагноз: «бронхиальная астма», но мама все же была настроена сдавать малыша в садик. Почему? Сама домохозяйка, семья обеспечена, а мама говорит: «Мы так решили, ребенку надо». Если подумать о малыше, то сразу становится ясным, по каким критериям его нельзя оформлять в садик. Во-первых, он мал, во-вторых, часто болеет. Если он, даже сидя дома, получил такой диагноз, то что можно ожидать, когда он пойдет в детский коллектив? Чем обусловлено это родительское решение? Смею предположить, что, наверное, в первую очередь родительским недопониманием или особым родительским эгоизмом, потому что, как и предполагалось, адаптация ребенка была очень тяжелой, первый месяц он постоянно плакал...

Учеными было отмечено, что подобные стрессы, которые начинаются в момент адаптации, затем сказываются в дальнейшей жизни, потому что они в первую очередь влияют на имунную систему организма. А имунная система — это наша защита. Чем имунная система сильней, тем сильней и наша защита от тех неблагоприятных факторов, которые создает окружающий нас мир. Чем слабее, тем, соответственно, слабее защита. У ребенка уже бронхиальная астма, у него уже определенный сбой...
Дальше говорить не надо, каждый может догадаться, что случилось с этим ребенком.
Ребенок походил несколько месяцев, потом стал часто болеть, и, в конце концов, стал посещать сад все реже и реже. Почему? Подумайте сами. У каждого есть свой родительский способ рассуждать о других, поставьте себя на место мамы... доктор... ребенка... посмотрите на это со стороны, решите, всегда ли вы в своих поступках, особенно к детям, справедливы.
Второй пример.

Оформляется девочка двух лет в детсад, опять-таки семья обеспечена, мама домохозяйка. Оформляется только потому, чтобы ребенок научился общению. Вся предыдущая беседа была посвящена тому, что ребенок должен сначала адаптироваться в семье и эта адаптация кончается в три года, малышке же только два. Все есть, все условия есть для того, чтобы посидеть дома, но решили так. Чем это закончилось? Закончилось тем, что девочка тоже с трудом перенесла период адаптации, много плакала, была очень беспокойной. А после адаптации, каждый раз, когда мне приходилось заходить в группу, девочка уже не плакала, играла, но задавала один и тот же вопрос: «А когда за мной придет мама и папа?».

Наверное, многие из нас страдают таким же жестокосердием, бесчувственностью. И эти два примера особо раскрывают отношение взрослых к детям. Бывает какая-то жесткая позиция у многих родителей, да и у нас, врачей, по отношению к детям: «Вот только так, не иначе. По-другому нельзя, так поступали с нами, и мы имеем право поступать также»... Имеем ли?


Надо всеми переболеть
Рассмотрим вопрос, который касается больше медиков, воспитателей, психологов, вопрос сбоев в физическом состоянии ребенка. Потому что очень многое зависит от того, насколько ребенок гармоничен, насколько он внутренне уверен в собственных действиях, насколько семья защищает его от всех неблагоприятных факторов.
Да, дети болели и будут болеть. Конечно, не всегда родители могут их защитить, но бывают ситуации, когда все возможно родителю, но он почему-то не желает или не понимает и как-то противодействует тому, что ему, как родителю, необходимо исполнить. И здесь хочу, заканчивая свои рекомендации, еще сказать об одном моменте. Это уже научно подтверждено. Дело в том, что когда любой малыш приходит в детский сад, он сталкивается с инфекцией. Это понятно, потому что каждый из нас внутри имеет какие-то болезнетворные организмы, с которыми он как бы сжился. Когда приходит в группу новый ребенок, то вся та инфекция, которая имеется там, в его организме, должна выработать определенную стойкость. Естественно, малыш начинает болеть.
Ученые высказали такое интересное мнение: каждый ребенок, попадая в ясельную группу, встречается, как минимум, с пятью-шестью болезнетворными агентами. На каждого из них он вырабатывает защиту, антитела. На одного выработал в течение двух-трех недель, потом на второго, на третьего и т.д. Вот считайте: полгода ребенок занимается ничем иным, как переболевает всем тем, что его окружает. Но когда ребенок приходит уже как бы готовый к этому, все-таки в три года он имеет уже определенную физиологическую основу для более быстрой защиты, это проходит для него менее травматично. Чем малыш меньше, тем слабее его органы защиты, тем больше психологических и физических травм мы ему наносим, преждевременно отправляя его в ясли.
И, наконец, последнее. Многие родители замечали и говорили: «А как же из неблагополучной семьи?». Как раз из неблагополучной семьи ребенок очень хорошо адаптируется, это один из факторов, доказывающих, что в семье-то ему неблагоприятно, а вот эта среда для него более гармоничная. Это касается детей из семей, где пьют, семей наркоманов. Поэтому эти дети, конечно, адаптируются лучше, потому что их кормят лучше, дома даже иногда и поесть нечего, умыть их некому, положить спать их некому. А здесь их вовремя кормят, укладывают спать, умывают, все это создает плюс в их жизни. Но, к сожалению, то, что они видят в семье, это для них — жизненный пример, готовый образец для подражания, многие из вас в своей жизни с этим сталкивались, поэтому говорить подробно об этом не буду.

И в заключение...
Хочу пожелать вам, дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки! Молитесь за своих детей, испрашивайте у Бога силы и мудрости вразумления, воспитания своих детей, чтобы ваши дети приносили вам всегда только радость. Будут и огорчения, но они, естественно, связаны с проблемами роста.
Самое страшное для детей — атмосфера безбожия, безнравственности, безучастности, нечуткости... Не дай Бог никому из нас вообще в своей жизни прочувствовать это, жить в этой атмосфере. Поэтому всем вам и вашим детям желаю счастья и радости, радости от своих детей и радости вашим детям от вас, родителей.
Желаю вам также мира — мира семейного, мира душевного, мира в отношениях с ближайшими родственниками, знакомыми и с незнакомыми окружающими вас людьми. Мира и любви в общении с вашими детьми.
Мне бы хотелось пожелать всем физического, душевного здоровья, духовного благополучия не только в ваших семьях, но и в семьях ваших ближайших родственников, ваших знакомых, друзей.
Желаю всем вам укрепления в вере, искреннего служения Спасителю Господу нашему Иисусу Христу, Его Пречистой, Преблагословенной Богородице, которое состоит для вас в исполнении главной заповеди родительской: ответственном и жертвенном воспитании и заботе о вашем ребенке.












<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ