<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

При принятии судом решения об удовлетворении заявленных исковых требований
по рассматриваемой в данной публикации категории дел было бы целесообразно
(помимо требуемых ч. 1 ст. 128 АПК данных) в резолютивной части такого решения
уточнять, за счет имущества казны какого уровня (федерального, субъекта Российской
Федерации или муниципального) и в чью конкретно пользу взыскивается денежная
сумма.
Кроме того, желательно, чтобы суды указывали в резолютивной части решения
наименование счета ответчика, с которого следует взыскивать денежные суммы.
Данные сведения должны представить по запросу суда представители ответчика.
Чтобы максимально гарантировать наибольшую вероятность исполнения судебного
решения, было бы не лишним привлекать к участию в деле в качестве третьего
лица, не заявляющего самостоятельных требований, учреждение Банка России или
уполномоченного банка, обслуживающего доходный счет бюджета соответствующего
уровня. Это не противоречит закону и ускоряет исполнение вступившего в законную
силу решения суда, поскольку участие кредитной организации в судебном процессе
презюмирует ее осведомленность о том, с какого счета должны быть списаны взыскиваемые
суммы (при их наличии, разумеется).
Об обращении взыскания на денежные средства федерального бюджета. В порядке
ст. 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 4 июня 1997
г. N 119-ФЗ *(23) судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления
к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного
производства. В данном документе он указывает срок для добровольного исполнения
содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать
пяти дней с даты возбуждения исполнительного производства. По истечении установленного
срока пристав-исполнитель уведомляет должника о принудительном исполнении
указанных требований.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее
следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику,
а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные
средства должника, и только если у него отсутствуют денежные средства в размере,
достаточном для удовлетворения требований взыскателя, на иное имущество.
Если взыскиваемая задолженность не предусмотрена законом о федеральном
бюджете на соответствующий год, то вероятность исполнения исполнительного
документа за счет средств федерального бюджета невелика.
Например, исполнительный лист по задолженности государства в связи с
непогашением в установленный срок облигаций государственного внутреннего займа
подлежит погашению за счет средств федерального бюджета, поскольку с момента
наступления даты погашения указанных ценных бумаг подразумевается, что денежные
средства в государственной казне для их погашения имеются. В то же время,
если дата платежа еще не наступила, но государство в одностороннем порядке
отказалось выплатить необходимые суммы в установленный срок, презумпция полноты
федерального бюджета не действует, т. е. предполагается, что денежных средств
в погашение соответствующих ценных бумаг не только нет, но и поступление их
к дате платежа не предвидится.
По сложившейся практике исполнительный лист на взыскание средств за счет
казны Российской Федерации направляется в соответствующее местное отделение
федерального казначейства по месту нахождения кредитора, потом вместе с экземпляром
судебного решения в территориальное управление казначейства, а затем для фактического
исполнения в Министерство финансов РФ (Главное управление федерального казначейства
МФ РФ). Для сокращения срока прохождения исполнительного листа целесообразно
сразу направить его в Министерство финансов РФ.
Как следует из приказа Министерства финансов РФ от 23 ноября 1998 г.
N 236 "О совершенствовании организации работы по возмещению вреда, причиненного
гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)
государственных органов либо должностных лиц этих органов" *(24), возмещение
вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных
действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов,
производится за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, на основании
постановлений (определений) органов дознания, предварительного следствия,
прокуратуры и суда либо исполнительных листов, выданных в порядке, установленном
законодательством.
По поступлении исполнительных листов, выданных в порядке, установленном
законодательством, в Главное управление федерального казначейства, а копий
в Правовой департамент Минфина РФ, последний в течение трех дней проводит
правовую экспертизу материалов судебных споров, по которым выданы исполнительные
листы, а также постановлений (определений) органов дознания, предварительного
следствия, прокуратуры и суда на предмет их возможного обжалования в надзорной
инстанции, а в случае необходимости готовит соответствующее заявление о принесении
протеста в порядке надзора или жалобы на судебное решение, постановление (определение)
органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
В пятидневный срок со дня получения исполнительных документов Главное
управление федерального казначейства направляет в соответствующее управление
федерального казначейства Министерства по субъектам Российской Федерации реестр
для перечисления бюджетных средств и подлинники исполнительных документов.
Управление федерального казначейства Министерства по субъектам Российской
Федерации по получении документов на основании реестра перечисляет средства
федерального бюджета получателю на указанные в его заявлении счета в банке
или иной кредитной организации.
Министерство финансов РФ рассматривает направленные в его адрес документы
и принимает решение о выделении средств из федерального бюджета для исполнения
судебного решения.
Весьма вероятно, что исполнительный лист не будет своевременно исполнен
по ряду причин. Например, из-за отсутствия средств в бюджете Российской Федерации
или отсутствия установленного порядка финансирования судебных решений о возмещении
вреда за счет казны Российской Федерации.
Кроме того, при направлении исполнительного документа о взыскании денежных
средств с государства для его исполнения следует принять во внимание правило
ст. 239 Бюджетного кодекса РФ, установившее принцип иммунитета бюджетов.
Исходя из указанного принципа, обращение взыскания на средства бюджета
соответствующего уровня может быть осуществлено лишь на основании судебного
акта, предусматривающего:
а)возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые
средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;
б)возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в
результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов
местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате
издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления,
не соответствующих закону или иному правовому акту, за исключением случаев,
оговоренных в законе.
Вместе с тем следует учитывать то обстоятельство, что Федеральный закон
"Об исполнительном производстве", в частности, его ст. 6 предусматривает,
что исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов
о взыскании денежных средств, может быть также направлен взыскателем непосредственно
в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями
об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств.
В соответствии со ст. 227 БК РФ расходование бюджетных средств осуществляется
путем списания денежных сумм с единого счета бюджета в размере подтвержденного
бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. При этом объем
расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных
денежных обязательств.
Согласно ч. 2 ст. 244 Бюджетного кодекса РФ, единый счет федерального
бюджета находится в Банке России, а в соответствии с принципом единства кассы,
провозглашенным ст. 216 БК РФ, также в территориальных учреждениях Банка России.
Как следует из текста ст. 245 БК РФ, на единый счет федерального бюджета перечисляются
и зачисляются доходы федерального бюджета. Данное обстоятельство подтверждается
телеграммой Центрального банка России от 1 апреля 1993 г. N 57-93 *(25).
В отличие от Министерства финансов РФ в соответствии с п. 2 ст. 6 закона
"Об исполнительном производстве" банк или иная кредитная организация (филиалом
которой является любое из территориальных учреждений Банка России в силу ст.
83, 84 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N394-1 "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)" (с изм.)), осуществляющая обслуживание
счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа
от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязана исполнить содержащиеся
в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо сделать
отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с
отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения
требований взыскателя.
С указанной отметкой исполнительный лист возвращается взыскателю. Полученный
из банка документ предъявляется судебному приставу-исполнителю с заявлением
об открытии исполнительного производства. В соответствии со ст. 11 закона
"Об исполнительном производстве" (с учетом правила п. 2 ст. 124 ГК РФ, согласно
которому к государству как субъекту гражданского права применяются нормы,
определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством) исполнительные действия совершаются по месту нахождения
имущества должника-государства.
По возвращении исполнительного листа судебному приставу из банка или
органа федерального казначейства без исполнения или в случае частичного исполнения
в соответствии с п. 5 ст. 46 закона "Об исполнительном производстве" взыскание
обращается на иное имущество должника.
Порядок обращения взыскания на иное имущество казны. В соответствии со
ст. 58 закона "Об исполнительном производстве" взыскание обращается на имущество
должника, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения
или праве оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота
или ограничиваемого в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом
пользовании оно находится.
Выбрать конкретное имущество должника, на которое должно быть обращено
взыскание, достаточно сложно. Взыскатель не обязан предоставлять перечень
имущества должника, на которое может быть обращено взыскание, и если судебный
пристав-исполнитель потребует такой список, его предоставит должник. Однако,
учитывая загруженность судебных приставов и их возможность работать лишь в
определенном районе, выбрать имущество целесообразно самому взыскателю. О
результате выбора следует известить судебного пристава-исполнителя.
Кроме того, можно поручить розыск имущества должника службе судебных
приставов. Для этого взыскателю нужно предварительно профинансировать все
расходы по розыску (авансовый взнос вносится на депозитный счет соответствующего
подразделения судебных приставов). Эти средства будут возмещены взыскателю
судебным приставом после получения долга.
По мнению автора, лучший выход из такой ситуации наложить арест на имущество
ответчика (будущего должника) еще в стадии судебного разбирательства, так
как арестованное по решению суда имущество, вероятно, и будет реализовано
судебным исполнителем, не заинтересованным в обременении себя поиском другого
имущества.
Поскольку, согласно ст. 51 закона "Об исполнительном производстве", арест
на имущество должника налагается не позднее одного месяца со дня вручения
должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых
случаях одновременно с его вручением, в целях обеспечения исполнения исполнительного
документа при подаче заявления о возбуждении исполнительного производства
необходимо подать судебному приставу-исполнителю заявление о наложении ареста
на имущество должника.
На основании заявления инвестора судебный пристав-исполнитель одновременно
с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе
произвести опись имущества должника и наложить на него арест. Арест на ценные
бумаги налагается в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ
от 12 августа 1998 г. N 934 *(26).
Реализация арестованного имущества, за исключением имущества, изъятого
по закону из оборота, независимо от оснований ареста и видов имущества осуществляется
путем его продажи в двухмесячный срок со дня наложения ареста (ст. 54 закона
"Об исполнительном производстве"). Таким образом, если арест будет наложен
одновременно с возбуждением исполнительного производства, срок исполнения
судебного решения может существенно сократиться.
Предельный срок, в течение которого исполнительные действия должны быть
совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены
судебным приставом-исполнителем, составляет два месяца со дня поступления
к последнему исполнительного документа (ст. 13 закона "Об исполнительном производстве").
На обнаруженное, в том числе в результате розыска, имущество налагается
арест, причем не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления
о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях одновременно
с его вручением (ст. 51 закона "Об исполнительном производстве"). Выявляет
имущество и определяет его принадлежность должнику судебный пристав-исполнитель.
Кто в данном случае является лицом, действующим от имени должника Российской
Федерации?
На первый взгляд таковым является Мингосимущество России или его территориальный
орган. Однако, согласно Положению о Мингосимуществе России, утвержденному
постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. N 1190 *(27), указанные
органы исполнительной власти не действуют от имени казны, и надлежащим участником
со стороны должника-государства в исполнительном производстве при обращении
взыскания на имущество за счет казны, основываясь на Положении о федеральном
казначействе, следовало бы признавать соответствующий орган казначейства.
Исходя из фактической компетенции органов по управлению государственным
(муниципальным) имуществом, легитимным участником производства являются, полагаю,
именно органы по управлению государственным (муниципальным) имуществом.
При обращении взыскания на имущество должника-организации в первую очередь
реализуется имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные
бумаги, средства на депозитных и иных счетах, валютные ценности, легковые
автомобили, предметы дизайна офисов); во вторую очередь готовая продукция
(товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие
в производстве; в третью очередь недвижимость, сырье, материалы, станки, оборудование,
другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в
производстве.
Учитывая правовую норму п. 2 ст. 124 ГК РФ, можно сделать вывод о том,
что действие правила ст. 59 закона "Об исполнительном производстве" распространяется
и на публично-правовые образования при обращении взыскания на принадлежащие
им имущественные объекты.
Имущество, на которое обращается взыскание, подлежит оценке. В соответствии
со ст. 52 закона "Об исполнительном производстве" оценивает имущество должника
судебный пристав, и только когда оценить отдельные предметы трудно либо должник
или взыскатель не согласны с оценкой пристава, последний обязан привлечь профессионального
оценщика или специализированные фирмы, занимающиеся продажей определенных
товаров. При обращении взыскания на объекты публичной собственности данная
норма применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 29 июля
1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" *(28).
В соответствии со ст. 8 данного акта в случае вовлечения в гражданско-правовую
сделку объектов оценки, входящих в состав казны соответствующего публично-правового
образования, проведение оценки таких объектов является обязательным.
Имущество должно быть продано в течение двух месяцев со дня наложения
на него ареста (если иное не предусмотрено федеральным законом). Нормы закона
"Об исполнительном производстве" о порядке продажи в основном являются отсылочными.
Поэтому для определения порядка реализации имущества необходим комплексный
анализ данного закона, гражданского, гражданского процессуального и иного
законодательства.
Судебный пристав-исполнитель не вправе продавать имущество должника самостоятельно.
Этим должна заниматься специализированная организация, имеющая на то специальное
право. Последняя должна продавать имущество должника (за исключением недвижимости)
на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных федеральным законом.
Но поскольку соответствующий акт до сих пор не принят, следует исходить из
правил ст. 398 ГПК РСФСР о реализации арестованного имущества на комиссионных
началах и из общего порядка такой продажи в соответствии с правилами торговли
определенными видами продукции.
Например, для продажи акций должна быть привлечена брокерская фирма.
Недвижимость продаст специализированная организация, имеющая лицензию, на
открытых торгах (аукцион, конкурс) в порядке, предусмотренном ст. 447-449
ГК РФ. Если после удовлетворения требований взыскателя и возмещения расходов
по исполнению решения остаются средства, они передаются должнику путем их
перечисления на единый счет бюджета соответствующего уровня.
Если имущество не удалось реализовать в двухмесячный срок со дня наложения
на него ареста, взыскатель имеет право оставить его за собой (ст. 54 закона
"Об исполнительном производстве"). Также взыскатель может продать имущество
самостоятельно, если для этого не требуется специальных прав, которыми взыскатель
не наделен.
Если взыскатель откажется от имущества, оно возвращается должнику, а
исполнительный лист взыскателю, при этом взыскатель вправе вновь предъявлять
исполнительный лист к исполнению в пределах установленного законом срока.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что имущественная
ответственность государства и других публично-правовых образований (в отличие
от ответственности иных организаций) является фактически неограниченной.
Можно ли установить такое ограничение? На мой взгляд, можно. Вспомним
те особенности, которые выделяют государство из числа остальных субъектов
гражданско-правовых отношений. Речь идет о правотворческой функции и иммунитете.
Российская Федерация, обладая правом нормотворчества, осуществляет его,
в частности, путем нормативного регулирования гражданско-правовых отношений.
Следовательно, до момента предъявления кредиторами к Российской Федерации
имущественных требований в судебном порядке последняя имеет возможность закрепить
пределы собственной ответственности, четко определив состав имущества, включаемый
в государственную казну Российской Федерации.
Содержание такого юридического понятия, как "иммунитет государства",
созданного для охраны публичного интереса, при существующем нормативно-правовом
оформлении явно устарело. Этот термин не соответствует сложившимся правоотношениям,
так как в качестве юридического инструмента уже не исполняет изначально присущие
ему функции. Следовательно, пора принять соответствующий закон, регулирующий
государственный иммунитет.
В сфере правоотношений с участием иностранных юридических лиц, граждан
и государств принятие такого акта предписывается ст. 127 ГК РФ. Однако во
внутренних правоотношениях иммунитет государства не установлен. Поскольку
государство действует в интересах гражданского общества, одной из основных
его целей должно стать обеспечение сохранности определенного объема публичной
собственности, наличие которой и вовлечение ее в гражданский оборот без права
отчуждения в частную собственность обеспечивало бы минимальные имущественные
гарантии членам общества. Поэтому следует принять нормативно-правовой акт,
в котором были бы определены виды объектов исключительной публичной собственности,
"народного достояния", на которое не может быть обращено взыскание по долгам
публично-правового образования.
А чтобы в кратчайшие сроки минимально ограничить гражданско-правовую
ответственность Российской Федерации, было бы целесообразным упростить процедуру
передачи в доверительное управление находящихся в федеральной государственной
собственности акций акционерных обществ, установленную Указом Президента РФ
от 30 сентября 1995 г. N 986 *(29).

А.В.Костин

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ не был опубликован, с его текстом можно ознакомиться в
СПС.
*(2) Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.
*(3) СЗ РФ. 1998. N 11. Ст. 1288.
*(4) Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 35. Ст. 3320.
*(5) Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. N 10.
*(6) Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.
*(7) СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4030.
*(8) Документ опубликован не был.
*(9) СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1093.
*(10) Там же. 1997.
*(11) См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть
первая) / Под ред. О.Н.Садикова. М., 1999. С. 432436.
*(12) См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть
первая) / Под ред. М.И.Брагинского. М., 1995. С. 278.
*(13) СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591.
*(14) Определение оборотоспособности данного вида имущественных объектов
для целей установления вероятности обращения на них взыскания по неисполненным
обязательствам государства требует специального исследования, поэтому не будет
рассматриваться в данной работе.
*(15) Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89.
*(16) СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3302.
*(17) Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 1. Ст. 2.
*(18) СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1478.
*(19) Там же. 1995. N 9. Ст. 713.
*(20) Там же. 1995. N 12. Ст. 1024.
*(21) Там же. 1998. N 11. Ст. 1288.
*(22) Комягин Д.Вопросы участия государственной казны в гражданском обороте
// Право и экономика. 1999. N 3.
*(23) СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591.
*(24) Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому
учету. 1999. N 1.
*(25) Экономика и жизнь. N14. С. 93.
*(26) СЗ РФ. 1998. N 33. Ст. 4035.
*(27) Там же. 1995. N 50. Ст. 4930.
*(28) Там же. 1998. N 31. Ст. 3813.
*(29) Там же. 1995. N 41. Ст. 3874.


<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ