<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность роспуска Государственной Думы (ст. 109).
Однако право роспуска Государственной Думы предоставляется только Президенту РФ. Исполняющий обязанности Президента таким правом не обладает. При этом роспуск Государственной Думы может быть осуществлен лишь по основаниям, предусмотренным в Конституции РФ.
1. Если Государственная Дума трижды отклоняет представленные Президентом кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации, то Президент сам назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111).
2. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После этого Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент принимает одно из следующих решений: а) объявляет об отставке Правительства; б) распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117).
3. Вопрос о доверии Правительству может поставить перед Государственной Думой Председатель Правительства. Если Государ-
123
ственная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение семи дней принимает одно из следующих решений: а) об отставке Правительства; б) о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117).
Конституция РФ предусматривает также основания, препятствующие роспуску Государственной Думы.
При этом следует иметь в виду, что по указанным выше второму и третьему основаниям Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания (ч. 3 ст. 109).
Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч. 5 ст. 109). Не имеет права распускать Государственную Думу исполняющий обязанности Президента Российской Федерации (ч. 3 ст. 92).
Порядок деятельности Совета Федерации определяется его Регламентом. Деятельность Совета Федерации обеспечивается его Аппаратом.
Постановлением Совета Федерации от 24 января 1996 г. образованы следующие комитеты:
1) по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;
2) по вопросам безопасности и обороны;
3) по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;
4) по вопросам социальной политики;
5) по вопросам экономической политики;
6) по международным делам;
7) по делам Содружества Независимых Государств;
8) по аграрной политике;
9) по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
10) по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;
11) по делам Севера и малочисленных народов.
Совет Федерации образует Комиссию по регламенту и парламентским процедурам.
Порядок деятельности Государственной Думы определяется ее Регламентом. Обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет ее Аппарат. Ш
124 В
В соответствии с Регламентом Государственной Думы образовано 28 комитетов:
по законодательству и судебно-правовой реформе;
по труду и социальной политике;
по делам ветеранов;
по охране здоровья;
по образованию и науке;
по делам женщин, семьи и молодежи;
по бюджету, налогам, банкам и финансам;
по экономической политике;
по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности;
по аграрным вопросам;
по промышленности, строительству, транспорту и энергетике;
по природным ресурсам и природопользованию;
по экологии;
по обороне;
по безопасности;
по международным делам;
по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;
по делам Федерации и региональной политике;
по вопросам местного самоуправления;
по делам общественных объединений и религиозных организаций;
по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
по информационной политике и связи;
по вопросам геополитики;
по конверсии и наукоемким технологиям;
по культуре;
по туризму и спорту;
по проблемам Севера;
по делам национальностей.
Образована также мандатная комиссия. Для совместной деятельности и проведения своей политики в Думе действуют депутатские объединения и фракции.
Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты создается Совет Государственной Думы, в который входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп. В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов.
125
I
Счетная палата. Единственным совместным органом, образуемым обеими палатами Федерального Собрания РФ, является Счетная палата. Она состоит из Председателя Счетной палаты, его заместителей, аудиторов и аппарата. Согласно Конституции РФ (п. "и" ст. 102, п. "г" ст. 103), Председатель Счетной палаты и половина аудиторов назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой, а Заместитель Председателя Счетной палаты и другая половина аудиторов - Советом Федерации.
Статус Счетной палаты определен Федеральным законом, принятым Государственной Думой 18 ноября 1994 г. Согласно этому закону (ст. 1), Счетная палата - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему.
В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.
Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Местонахождение Счетной Палаты - город Москва.
Задачами Счетной палаты являются:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных и внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет-
126
ных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.
Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.
Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.
По совместному предложению Председателя Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты Коллегия принимает Регламент Счетной палаты, утверждает содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты.
Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников.
В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входят непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.
Права, обязанности и ответственность сотрудников аппарата Счетной палаты, а также условия прохождения ими службы, определяются настоящим Федеральным законом, законом о федеральной государственной службе, законодательством Российской Федерации о труде и иными нормативными правовыми актами.
В процессе реализации задач, изложенных в статье 2 настоящего Федерального закона, Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные
127
виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:
- организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
- проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;
- анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
- подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;
- подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации.
По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности.
Предупреждение Счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения. О принятом по представлению решении и о мерах по его реализации Счетная палата уведомляется незамедлительно.
В случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений, Счетная палата незамедлительно передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы.
При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, нанося-
128
щих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий, Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.
Предписания Счетной палаты подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.
Предписания Счетной палаты руководителям федеральных органов исполнительной власти, членам Правительства Российской Федерации, а также руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимаются Коллегией Счетной палаты и подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.
При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.
Отменить предписание или внести в него изменения может Коллегия Счетной палаты.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
Инспекторы Счетной палаты при выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право:
- беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.
Руководители проверяемых объектов обязаны создавать нормальные условия для работы инспекторов Счетной палаты, проводящих проверку или ревизию, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечивать техническое
5-А161. 129
обслуживание инспекторов и выполнение работ по делопроизводству.
Требования инспекторов Счетной палаты, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для государственных органов, а также для предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности.
Инспекторы Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность результатов проводимых ими проверок и ревизий, представляемых в государственные органы или предаваемых гласности, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.
Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила на должность в Счетную палату.
Уголовное дело в отношении Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты или аудиторов Счетной палаты может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации.
Инспектор Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии Счетной палаты.
Воздействие на должностных лиц Счетной палаты с целью воспрепятствовать исполнению ими своих служебных обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу, насильственные действия, оскорбления, а равно клевета либо распространение искаженной информации о выполнении ими служебных обязанностей, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты обладают гарантиями профессиональной независимости. Они могут быть досрочно освобождены от должности решением той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила, лишь в случаях:
а) нарушения ими законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует не менее двух третей от общего числа соответственно депутатов (членов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;
б) личного заявления об отставке;
130
в) признания их недееспособности вступившим в законную силу решением суда;
г) достижения ими возраста 65 лет;
д) формирования палаты Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва, при этом решение о досрочном прекращении полномочий Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты может быть принято соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва не ранее чем через шесть месяцев после начала ее работы, если за такое решение проголосует не менее двух третей от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы.
4. Государственное Собрание - Курултай -парламент Республики Башкортостан
Как и Российская Федерация в целом, Республика Башкортостан, как ее часть, в образовании и деятельности своего парламента в целом придерживается принципов разделения властей, федерализма, многопартийности, которые, однако, в частностях порой реализуются непоследовательно.
Парламентаризм в башкирском крае имеет определенные исторические и социальные корни. Однако история "собственно" парламента Башкортостана еще непродолжительна. Подлинные парламентские традиции получили некоторое развитие лишь во время работы Верховного Совета Башкирской АССР (ССР, РБ) двенадцатого созыва. Преемник Верховного Совета РБ - Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан (далее - Госсобрание), являясь ныне высшим представительным и единственным законодательным органом Республики Башкортостан, углубил и развил эти традиции далее.
Вопросы ведения, порядок организации и деятельности Госу-| дарственного Собрания устанавливаются Конституцией Республики
I Башкортостан, Кодексом Республики Башкортостан о выборах, законом РБ "О Государственном Собрании РБ" от 2 марта 1994 г. с изменениями и дополнениями, внесенными законами РБ от 21 декабря 1994 г., 13 января 1996 г., 29 ноября и 9 декабря 1998 г., Регламентом Собрания.
Госсобрание формируется в результате выборов депутатов в его палаты. Госсобрание считается сформированным, если в каждую из Палат избрано не менее двух третей депутатов.
131
Выборы в Госсобрание РБ первого созыва состоялись 5 марта 1995 г.; в Законодательную палату было избрано 40 депутатов, а в Палату представителей 156 депутатов.
Выборы в Госсобрание РБ второго созыва состоялись 14 марта 1999 г. Правовой основой выборов был кодекс РБ о выборах от 1 сентября 1997 г. (с изменениями и дополнениями от 13 марта, 29 ноября и 9 декабря 1998 г.).
Подготовку и проведение выборов обеспечивали Центральная избирательная комиссия, 72 территориальные, 32 окружные, более 850 сельских, поселковых и 3415 избирательных комиссий.
Выборы состоялись во всех избирательных округах, в них приняли участие один миллион семьсот пятьдесят тысяч четыреста сорок шесть избирателей, что составляет 61,34% от числа избирателей, внесенных в списки для голосования. Высокую активность проявили жители сельских районов - их участие выражается в 85%, кое-где проголосовало более 90% избирателей, а в некоторых районах - до 98% избирателей. В городах приняли участие в голосовании 58% избирателей. В городе Уфе на избирательные участки пришли и отдали свои голоса 36,7% избирателей из числа внесенных в списки.
Всего на 174 депутатских мандата Государственного Собрания было выдвинуто 502 кандидата. Среди кандидатов 378 были выдвинуты избирателями, 27 - Коммунистической партией Республики Башкортостан, 1 - региональным отделением Либерально-демократической партии России, 96 - самовыдвижением. В отдельных избирательных округах число кандидатов достигало восьми, а то и девяти. Однако часть из них по различным причинам из выборного соперничества выбыла, и до дня голосования дошел лишь 401 кандидат.
В целом же состав Госсобрания РБ в разрезе его палат характеризуется следующими данными (см. табл. 5 в приложении).
В своей деятельности Госсобрание руководствуется принципами:
- приоритетности и гарантированное™ прав и свобод человека
и гражданина, соблюдения законности;
- гласности и учета общественного мнения;
- коллективного, свободного, делового и конструктивного обсуждения вопросов;
- заботы об обеспечении гражданского мира и общественного согласия в Республике Башкортостан;
- единства и целостности территории Республики Башкортостан;
- ответственности за принимаемые решения;
- соблюдения требований депутатской этики.
132
Особенностью Госсобрания РБ является то, что здесь предусмотрена должность Председателя Госсобрания, который ведет заседания Госсобрания и ведает его внутренним распорядком. Председатель Госсобрания РБ первого созыва избирался на весь срок полномочий. Им был известный в республике политический деятель М.А.Зайцев. Председатель Госсобрания РБ второго созыва избирается из председателей палат поочередно сроком на два года. На первые два года на эту должность избран Председатель Палаты представителей Госсобрания РБ К.Б.Толкачев.
Полномочия Председателя Госсобрания РБ сводятся к тому, что он:
представляет Госсобрание во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации, Президентом Республики Башкортостан, Кабинетом Министров Республики Башкортостан, Конституционным Судом Республики Башкортостан, Верховным Судом Республики Башкортостан, Высшим арбитражным судом Республики Башкортостан, Прокурором Республики Башкортостан, органами местной власти, общественными организациями (объединениями), а также парламентами субъектов Российской Федерации и зарубежных государств, в международных и иных парламентских организациях;
- осуществляет общее руководство работой Госсобрания, подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению на его заседаниях;
- созывает заседания Госсобрания как по собственной инициативе, так и по предложению Президента Республики Башкортостан, либо по требованию одной пятой от общего числа депутатов Палаты представителей или Законодательной палаты;
- организует взаимодействие Госсобрания с представительными органами местной власти;
- представляет Президенту Республики Башкортостан для подписания и обнародования законы;
- информирует депутатов Госсобрания об осуществлении своих полномочий;
- представляет на утверждение Госсобранию Положение о Секретариате Госсобрания, его структуру и штатное расписание;
- решает иные вопросы, которые могут быть возложены на Председателя Госсобрания.
Председатель Госсобрания может быть освобожден от занимаемой должности решением Госсобрания, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов каждой из палат Госсобрания тайным голосованием.
133
Кроме Председателя, должностными лицами Госсобрания РБ являются Председатели палат и их заместители, а также председатели комитетов палат.
Председатель Палаты представителей избирается на ее первом заседании из числа депутатов Палаты представителей тайным голосованием и осуществляет свою деятельность на постоянной основе.
Порядок избрания Председателя Палаты представителей и осуществления им полномочий определяется Регламентом.
Заместитель Председателя Палаты представителей избирается тайным голосованием из числа депутатов палаты.
Порядок избрания заместителя председателя Палаты представителей определяется Регламентом.
Заместитель Председателя Палаты представителей замещает Председателя Палаты представителей в его отсутствие, выполняет другие полномочия по вопросам деятельности палаты.
Председатель Палаты представителей, его заместитель могут быть освобождены от занимаемых должностей решением, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов Палаты представителей тайным голосованием.
Председатель Законодательной палаты избирается на ее первом заседании из числа депутатов Законодательной палаты тайным голосованием.
Порядок избрания Председателя Законодательной палаты и осуществления им полномочий определяется Регламентом.
Заместитель Председателя Законодательной палаты избирается тайным голосованием из числа депутатов палаты.
Порядок избрания заместителя Председателя Законодательной палаты определяется Регламентом.
Заместитель Председателя Законодательной палаты замещает Председателя Законодательной палаты в его отсутствие, выполняет другие полномочия по вопросам деятельности палаты.
Председатель Законодательной палаты, его заместитель могут быть освобождены от занимаемых должностей решением, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты тайным голосованием.
Председатели комитетов палат избираются соответствующими комитетами палат и утверждаются палатами.
Порядок избрания и утверждения председателей комитетов Палат и осуществления ими полномочий определяется Регламентом и положениями о комитетах палат.
Палата представителей. Палата представителей - представительный орган законодательной власти Республики Башкортостан.
134
Состоит из 156 депутатов: 2 депутата от каждой административно-территориальной единицы РБ (78 х 2 = 156).
Палата представителей избирает тайным голосованием из своего состава Председателя Палаты представителей, который одновременно является заместителем Председателя Государственного Собрания. Председателем Палаты представителей Государственного Собрания первого созыва был М.Р.Ишмуратов, Председателем Палаты представителей Государственного Собрания второго созыва является К.Б. Толкачев.
В соответствии со ст. 17 Закона РБ о Государственном Собрании РБ к ведению Палаты представителей относятся:
1) избрание Председателя Палаты представителей и его заместителя;
2) образование комитетов, комиссий, депутатских объединений, рабочих групп и иных органов Палаты представителей;
3) одобрение или отклонение принятых Законодательной Палатой кодексов и законов Республики Башкортостан, постановлений по предметам ведения Госсобрания, за исключением вопросов, подлежащих рассмотрению на совместных заседаниях палат;
4) проведение парламентских слушаний в Палате представителей;
5) рассмотрение представлений Мандатной комиссии Палаты представителей о признании или прекращении полномочий депутатов Палаты представителей;
6) осуществление иных полномочий, предусмотренных Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Республики Башкортостан.
По вопросам, отнесенным к ее ведению, Палата представителей принимает постановления.
Постановления Палаты представителей принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Палаты Представителей, если иной порядок принятия решений не предусмотрен настоящим Законом.
Законодательная палата. Законодательная палата - постоянно действующий орган законодательной власти Республики Башкортостан.
Депутаты Законодательной палаты работают на профессиональной постоянной основе. Депутат Законодательной палаты не может находиться на государственной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.
Законодательная палата избирает тайным голосованием из своего состава Председателя Законодательной палаты, который одно-
135
временно является заместителем Председателя Госсобрания. Председателями Законодательной палаты Госсобрания первого созыва были А.Г.Хасанов, Р.М.Латыпов. Председателем Законодательной палаты второго созыва является Ф.С.Амеров.
В соответствии со ст. 16 Закона РБ "О Государственном Собрании РБ ", к ведению Законодательной палаты относятся:
1) избрание Председателя Законодательной палаты и его заместителя;
2) образование комитетов, комиссий и депутатских объединений Законодательной палаты;
3) принятие кодексов и законов Республики Башкортостан, постановлений по предметам ведения Госсобрания, за исключением вопросов, подлежащих рассмотрению на совместных заседаниях палат, внесение в них изменений и дополнений;
4) официальное толкование законов;
5) проведение парламентских слушаний в Законодательной палате;
6) рассмотрение представлений Мандатной комиссии Законодательной палаты о признании или прекращении полномочий депутатов Законодательной палаты;
7) осуществление иных полномочий, предусмотренных Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Республики Башкортостан.
По вопросам, отнесенным к ее ведению, Законодательная палата принимает законы и постановления.
Законы и постановления принимаются Законодательной палатой большинством голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты, если иной порядок принятия решения не предусмотрен настоящим Законом.
Комитеты палат Государственного Собрания являются зеркальными.
Палатами Государственного Собрания РБ первого созыва было образовано по 7 комитетов, в каждом комитете Законодательной палаты в среднем было 4-5 депутатов, а в каждом комитете Палаты представителей - 16-25 депутатов. Палатами же Государственного Собрания РБ второго созыва образовано такое же количество комитетов, но в каждом комитете Законодательной палаты работает 3-4 депутата, а в каждом комитете Палаты представителей 16-
20 депутатов.
Комитеты палат Государственного Собрания первого созыва
имели следующие наименования:
1) комитеты по законодательству, государственному строительству и судебно-правовым вопросам;
136
2) комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам, вопросам собственности;
3) комитеты по промышленности, строительству, транспорту, связи, энергетике и предпринимательству;
4) комитеты по аграрным вопросам, продовольствию, экологии, природным ресурсам и природопользованию;
5) комитеты по образованию, науке, культуре, спорту, туризму и делам молодежи;
6) комитеты по социальным вопросам, семье и материнству, охране здоровья;
7) комитеты по вопросам местной власти, делам национальностей, общественных и региональных объединений.
Также именуются и комитеты палат Государственного Собрания РБ второго созыва. Однако, в отличие от комитетов палат первого созыва, полномочия комитетов палат Госсобрания второго созыва различны.
Комитеты Палаты представителей:
- имеют право законодательной инициативы;
- составляют заключения по кодексам, законам и иным актам, принятым Законодательной палатой по предметам ведения комитетов;
- организуют проведение парламентских слушаний в Палате представителей;
- проводят аналитическую работу по проверке исполнения законов и иных актов;
- решают вопросы организации своей деятельности;
- рассматривают иные вопросы, отнесенные к их ведению Положением о комитетах Палаты представителей.
Комитеты Законодательной палаты:
- имеют право законодательной инициативы;
- разрабатывают и предварительно рассматривают внесенные законопроекты по предметам своего ведения;
- составляют заключения по законопроектам, внесенным субъектами права законодательной инициативы, по предметам ведения комитетов;
- организуют проведение парламентских слушаний в Законодательной палате;
- проводят аналитическую работу по проверке исполнения законов и иных актов;
- рассматривают вопросы организации своей деятельности;
- рассматривают иные вопросы, отнесенные к их ведению Положением о комитетах Законодательной палаты.
137
Депутатские объединения в палатах Государственного Собрания могут образовывать фракции и депутатские группы. Депутатские объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о депутатских объединениях Госсобрания.
Палаты Госсобрания, их комитеты и комиссии вправе приглашать на свои заседания членов Кабинета Министров Республики Башкортостан и иных руководителей республиканских органов исполнительной власти.
Члены Кабинета Министров Республики Башкортостан и иные руководители республиканских органов исполнительной власти, а также их представители, вправе участвовать и выступать на заседаниях палат Госсобрания, их комитетов и комиссий.
Порядок работы Госсобрания, Палаты представителей, Законодательной палаты, их комитетов и комиссий устанавливается Регламентом, который принимается на совместном заседании палат Госсобрания.
Деятельность Госсобрания, его палат, их комитетов и комиссий обеспечивает Секретариат Государственного Собрания.
Положение о Секретариате Госсобрания, его структура и штатное расписание утверждаются на совместном заседании палат Государственного Собрания.
Расхожим стало мнение, что двухпалатное Госсобрание РБ - завоевание демократии; современный парламент обновленного Башкортостана якобы другим и не может быть. Некоторые абсолютно уверены в том, что именно двухпалатная структура Госсобрания обеспечивает его профессионализм и результативность. Так ли?
Достаточно фактов говорят в пользу того, что двухпалатным Госсобрание стало в результате политического компромисса между находящимися в состоянии скрытого конфликта двумя группами депутатов Верховного Совета БАССР (ССР, РБ) XII созыва: консерваторами и демократически настроенными умеренными либералами. Заботясь главным образом о своем самосохранении, первые позволили вторым образовать Законодательную палату - постоянно действующий законодательный орган, депутаты которой работают на профессиональной и постоянной основе, а вторые уступили первым Палату представителей, которая, однако, по существу есть ни что иное, как несколько модернизированный прежний Верховный Совет. Некоторое влияние на принятие такого компромиссного решения оказало то обстоятельство, что отдельными субъектами Российской Федерации (например, Саха-Якутией) к тому времени уже были образованы региональные двухпалатные парламенты. В данном случае депутаты Верховного Совета РБ действовали согласно принципу: мы не хуже.
Однако Госсобрание двухпалатно лишь на бумаге. На деле же оно представляет собой нечто другое. Во-первых, в структуре Госсо-
138
брания сложилась сложная иерархия должностных лиц. Только первых лиц три: Председатель Законодательной палаты, Председатель Палаты представителей, Председатель Госсобрания. Причем, последняя должность с обозначенными в ст.ст.22, 23 Закона РБ "О Государственном Собрании Республики Башкортостан" сроком и объемом полномочий не вписывается в ч.1 ст.87 Конституции РБ. Все эти явления не характерны для классического двухпалатного парламента. Во-вторых, и Законодательная палата - профессиональная <1е-)иге, но непрофессиональная ое-Гас1о, и Палата представителей -непрофессиональная в обоих указанных отношениях - находятся в сильной фактической зависимости от Президента РБ и его администрации, которые во многом действуют как третья палата. А это уже явления совершенно чуждые классическому двухпалатному парламенту.
Профессионален или не профессионален парламент - зависит не столько от его структуры, сколько от его состава, т.е. от депутатов, от их личностных качеств. А это ведет к актуализации темы о системе формирования парламента, о честных и чистых выборах. Вместе с тем, в определенных пределах сохраняет свое значение и тема о структуре парламента. В самом деле, какой парламент лучше: однопалатный или двухпалатный1?
Этот вопрос еще в 1917 году рассматривался А.Рождественским. Анализируя доводы в пользу двухпалатного парламента и однопалатного парламента, он пришел к выводу, что "... ни один из доводов в пользу однопалатной системы не является убедительным...", "... но отсюда нельзя делать того вывода, что доводы в пользу двухпалатной системы сильнее, чем доводы в пользу однопалатной системы". Он считал, что вопрос должен решаться в связи с конкретной обстановкой.
Если сказанное перенести на наш предмет, то можно позволить себе следующий вывод. На самых ранних стадиях переходного периода без двухпалатного парламента обойтись было невозможно (иное вело к катастрофе, вспомним события, связанные с расстрелом "Белого Дома" в Москве). Сейчас же иная ситуация. Теперь вполне можно обойтись однопалатным парламентом. Такой парламент лучше отвечает принципу разделения властей, в большей степени отвечает профессионализации депутатов, прозрачен, менее громоздок и менее обременителен для государственного бюджета.
Подводя итог работе Госсобрания РБ первого созыва за 1995-1999 гг., Председатель Госсобрания РБ М.А.Зайцев свое выступление "Первый профессиональный парламент Башкортостана: первые итоги" завершил следующими словами: "... жизнь подтверждает правильность подходов к формированию высшего представительного и законодательного органа республики в новом его качестве; парламент органично вписался в систему общественных отношений и, в частности, в структуру республиканских институтов власти, внес
139
большой вклад в создание системы законодательства Башкортостана, отладил механизм законотворчества практически во всех его звеньях и накопил ценный опыт работы в новых условиях".
Каковы критерии в основе такой оценки работы Госсобрания, неизвестно. Между тем, это очень важно. Если нет объективных критериев оценки работы парламента, то верность любой оценки может быть поставлена под сомнение.
Попытаемся быть объективными. Для этого рассмотрим работу Госсобрания РБ первого созыва в сравнении (как известно, все познается в сравнении) с работой Верховного Совета БАССР (ССР, РБ) по такому показателю как результативность.
За пять лет работы Верховный Совет принял 158 законов и 843 постановления, а его Президиум - 219 указов и 696 постановлений. Поскольку между сессиями Верховного Совета его Президиум принимал указы и постановления, имеющие юридическую силу законов и постановлений Верховного Совета, то приведенные цифры могут быть суммированы. Итак, за 1990-1995 годы высшим представительным и законодательным органом республики принято 377 законов и указов, 1539 постановления, т.е. 1916 правовых акта, в год в среднем 383,2 правовых акта.
Госсобрание же за 4 года работы приняло всего 233 правовых акта, в т.ч. 39 законов, т.е. в год в среднем 58,25 правовых акта.
Если сравнить результативность Верховного Совета и Госсобрания по признаку собственно законотворчества, то Верховный Совет принимал в год в среднем 75,4 законодательных акта, а Госсобрание - только 9,7. Доля законодательных актов Верховного Совета в общей сумме принятых им правовых актов составляет 19 процентов, а доля законодательных актов Госсобрания в общей сумме принятых им правовых актов составляет 2,3 процента.
При этом следует иметь в виду то, что в сложнейших политических, экономических и социальных условиях Верховный Совет БАССР (ССР, РБ) принял Декларацию о государственном суверенитете, новую Конституцию, десять республиканских кодексов и подготовил к принятию еще три таких кодекса, а также вынес массу разнообразных по содержанию, форме и характеру других решений, способствовавших эволюционному развитию общественных отношений, не позволивших разыграться деструктивным силам, представляющим опасность для человека, его здоровью и жизни, безопасности, имущественному благосостоянию.
При полном и всестороннем анализе же работы Госсобрания первого созыва могут быть вскрыты значительные резервы для совершенствования работы республиканского парламента как такового. Но для этого нужно вводить новые критерии. На наш взгляд, всякий парламент нуждается в анализе по меньшей мере со следующих точек зрения: на предмет легитимности, активности, результативности (что мы попытались сделать в данной работе), надежности, качества, эффективности, экономичности. Если же оце-
140
нивать степень развитости в республике парламентаризма в целом, то, на наш взгляд, более обоснованной выглядит достаточно взвешенная точка зрения А.Г.Еникеева, который находит, что "процесс становления парламентаризма в Республике Башкортостан находится в начальной стадии. Несовершенство возникающей парламентской системы вызвано как специфическими факторами внутрирес-публиканской политики и болезнью роста, так и историко-культурными предпосылками"6.
Итак, рано еще трубить в фанфары. Если мыслить разумно, быть объективным, то на сегодня возможен лишь следующий вывод: для утверждения институтов парламентаризма сделано еще очень мало. Если не желать дискредитации парламентаризма, стремиться к тому, чтобы в системе органов публичной власти республиканский парламент стал действительно полезным инструментом, то надо бы позаботиться о его развитии с учетом всей суммы объективно свойственных парламенту функций. Не нужно механически копировать структуру Федерального Собрания РФ или какого-то другого парламента. Со всех точек зрения ныне более всего соответствует интересам народа однопалатный профессиональный парламент. О работе же парламента нужно судить, руководствуясь не субъективными мнениями, эмоциями и чувствами, а объективными критериями.
5. Парламентское право
Углубление в тему парламентаризма, парламента как одного из институтов публичной власти выводит на тему парламентского права.
Теоретические основы парламентского права заложил в 60-х годах XIX века кадровый американский офицер, профессиональный инженер и общественный деятель Генри М.Роберт. Его обширный труд (результат полувековой работы) - "Правила парламентской процедуры" - по праву называют "сводом парламентских законов", "моделью парламентской процедуры". Особенностью "Правил" Г.М.Роберта является то, что они приспособлены для любой "ассамблеи", где принимаются решения, будь то палата парламента, клуб избирателей или религиозная община (мир, умма и т.д.).
Нормативный массив, который может быть обозначен как парламентское право, достаточно велик. Однако само понятие "парламентское право" лишь недавно включено в активный научный оборот правоведов. Наметилась тенденция рассматривать парламентское право в качестве известной совокупности правил материально-правового и процедурно-процессуального свойства, в которой роль процедурно-процессуальных правил значительна.
Каково место парламентского права в системе отечественного права?
141
II
Б.Н.Топорнин находит, что парламентское право - отрасль права, которая может быть полноценной или неполноценной.7 С точки зрения И.М.Степанова, парламентское право - подотрасль конституционного права наподобие избирательного или муниципального права8. Оценка парламентского права в качестве самостоятельной отрасли, кажется, чересчур завышенная. Все же больше оснований видеть в нем подотрасль конституционного права, как пишет И.М.Степанов, "его динамическое "Я". Вместе с тем имеются основания рассматривать парламентское право в качестве своеобразного, сложного института конституционного права9. Словом, вопрос о месте и характере парламентского права в системе отечественного права дискуссионен.
Можно, однако, заметить, что по предметному признаку за парламентским правом "закреплены" организационно-технические отношения. По признаку метода ему больше присущи диспозитив-ные методы, основанные на началах координации и согласования, по механизму же - элементы, несущие процедурно-процессуальную, организационно-обеспечительную нагрузку. Парламентское право выросло из конституционного права, у них одна "корневая система" - основы конституционного строя: один основной юридический источник - конституция, но присущие ему (парламентскому праву) особенности позволяют рассматривать его в качестве специфического структурно-функционального подразделения конституционного права.
По своему составу парламентское право неоднородно. Правила, образующие содержание парламентского права, могут быть сгруппированы по видам: а) по характеру его институтов - на материальные и процедурно-процессуальные; б) по юридической силе - на конституционные, подконституционные и т.д.; в) по признаку разделения властей; г) по виду парламента - на федеральные и региональные.
Для характеристики юридических источников парламентского права решающее значение имеет иерархия этих источников. Вместе с тем важно и то, что в Российской Федерации существует один общефедеральный парламент - Федеральное Собрание - и 89 парламентов субъектов Российской Федерации. При этом отношения между общефедеральным парламентом и парламентом любого субъекта Российской Федерации не строятся на началах субординации. Для их отношений больше присущи начала координации, согласования, сотрудничества.
142
Если взять федеральный срез парламентского права, то в качестве юридических источников парламентского права предстают следующие правовые акты:
- Конституция РФ;
- законы РФ: федеральные конституционные законы и федеральные законы;
- нормативные указы Президента РФ;
- постановления правительства;
- регламенты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
К источникам парламентского права, действующим на территории субъекта Российской Федерации, относятся;
- конституции республик, уставы и иные конституционные правовые акты других субъектов РФ;
- законы субъектов РФ;
- иные правовые акты, действующие на территории субъектов РФ.
В массиве парламентского права определенное место занимают судебные решения: в России преимущественно решения Конституционного Суда РФ, а в субъектах Российской Федерации - решения конституционных и уставных судов.
Специфической особенностью деятельности как федерального парламента, так и региональных парламентов является то, что в ряде случаев они руководствуются неписаными правилами в форме парламентских традиций и обычаев, которые тоже являются источниками парламентского права.
Все это, однако, предварительные выводы. Для более основательных выводов нужен глубокий анализ проблем парламентского права. Такой анализ и полученные на его основе результаты, несомненно, будут способствовать развитию в России и в ее регионах традиций и институтов парламентаризма, федерализма, демократии, свободы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Очерки парламентского права (зарубежный опыт)/Под ред. и с пре-дисл. акад. Б.Н.Топорина. - М., 1993. - С.1.
2 Ленин В.И. ПСС. Т. 31. - С. 115.
3 Ленин В.И. ПСС. Т. 33. - С. 45-48.
4 Ленин В.И. ПСС. Т.38. - С.294.
143

5 См.: Хасбулатов Р.И. Власть. Размышления спикера. - М., 1992; Россия: пора тревожных ожиданий. - М., 1993; Выбор судьбы: статьи, выступления и интервью. Янв.-июнь, 1993. - М.: Республика, 1993.
6 Еникеев А.Г. Проблемы укрепления парламентаризма в Республике Баш-кортостан//В сб.: Проблемы укрепления государственности Республики Башкортостан. Ч. И, III. - Уфа, 1998. - С. 37.
7 См.: Очерки парламентского права... - С.1.
8 Конституционный строй России. Выпуск второй. Вопросы парламентского права. - М., 1995. - С. 7-8. Такого же мнения, что и И.М.Степанов, придерживается М.А.Митюков. См.: Митюков М.А. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник парламентского права//Эффективность закона (методология и конкретные исследования)/Отв. ред. В.М.Сырых, Ю.А.Тихомиров. - М., 1997. - С. 135.
9 См.: Конституционный строй России. Выпуск первый... - С. 7; Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. Очерк-эссе. - М.: Манускрипт.: 1996. - С. 65.
Лекция 8 ПРАВОВОЙ СТАТУС ПАРЛАМЕНТАРИЯ
Правовой статус парламентария характеризуют юридические нормы, устанавливающие его права, обязанности, ответственность, а также предусматривающие правовые и социальные гарантии при осуществлении им парламентской деятельности.
1. Правовой статус парламентария
Федерального Собрания Российской Федерации:
члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
Правовой статус члена Совета Федерации, статус депутата Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 133-3).
Членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом.
Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее -Государственная Дума) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеют удостоверения, являющиеся их основными документами, подтверждающими личность и полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, и нагрудные знаки. Указанными удостоверениями и нагрудными знаками они пользуются в течение срока своих полномочий. Они являются документами, дающими право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их
6—А161.
145
коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать воинские части, организации независимо от форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления.
Положения об удостоверениях и нагрудных знаках члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, их образцы и описания утверждаются постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы на весь срок полномочий выдается также дипломатический паспорт.
Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
Депутат Государственной Думы не вправе:
а) быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления;
б) находиться на государственной или муниципальной службе;
в) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
г) состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, являющиеся на день начала срока соответствующих полномочий военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работниками органов прокуратуры, органов налоговой полиции и таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, приостанавливают на весь срок указанных полномочий военную службу или службу в перечисленных органах и учреждениях.
Срок приостановления военной службы или иной службы засчитывается в выслугу лет военнослужащих или других работников государственных органов и учреждений. В течение данного срока выплата денежного довольствия (денежного содержания) и иных средств, предусмотренных федеральным законодательством для военнослужащих и других работников государственных органов и учреждений, а также присвоение очередных воинских или специаль-
146
ных званий и классных чинов не производится. В течение этого срока член Совета Федерации, депутат ГосуДаРственнои думы вправе уволиться с военной службы или службы в указанных органах и учреждениях по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится избирательный округ депутата Государственной Думы, обязан предоставлять ему Для осуществления депутатских полномочий транспортные средства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной связью, и необходимой оргтехникой, включая персональные компьютеры, подключенные к общей сети соответствующих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику, а также обеспечивать иные условия для осуществления им своих полномочий, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Депутату Государственной Думы, избранному по общефедеральному избирательному округу, средства для осуществления депутатских полномочий предоставляются органом исполнительной власти того субъекта Российской Федерации, который определен соответствующей фракцией в Государственной Ду**е' созданной избирательным объединением, по списку которого он был избран.
Глава органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления несет ответственность за создание предусмотренных настоящим Федеральным законом условий для осуществления полномочий депутата Государственной Думы и его помощников.
Общий объем ежегодных расходов на одного члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, необходимых для осуществления их полномочий, устанавливается ежегодно постановлением Совета Федерации, Государственной Думы соответственно в пределах расходов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на содержание Совета ФедераЦЯ*1' Государственной Думы, в срок не позднее одного месяца со Дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год.
Срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а срок полномочий представителя двухпалатного законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации определяется совместным решением
147
обеих палат. Порядок подтверждения или прекращения полномочий члена Совета Федерации определяется Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва
Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно в случаях, предусмотренных законом.
Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в следующих случаях:
а) утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;
в) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы недееспособными на основании решения суда, вступившего в законную силу;
г) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;
д) смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;
е) призыва члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на военную службу с их согласия.
Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случаях:
а) письменного заявления депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;
б) избрания депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления;
в) поступления депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу, вхождения его в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, занятия им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
') 148
г) роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
Парламентской практикой выработаны определенные формы деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Общими для члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы формами деятельности являются:
а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации; в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации;
б) участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации; в работе согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой;
в) участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов;
г) участие в парламентских слушаниях;
д) внесение законопроектов в Государственную Думу;
е) внесение парламентского запроса (запроса Совета Федерации, Государственной Думы), запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатского запроса);
ж) обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации;
з) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.
Формами деятельности, характерными только для депутата Государственной Думы, являются:
а) работа с избирателями;
б) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственной Думе.
Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы присущи определенные привилегии.
Прежде всего, это иммунитет, т.е. неприкосновенность. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Это же означает, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:
149
I
а) привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.
В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщают об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Российские парламентарии обладают и такой привилегией как индемнитет, т.е. член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государ-
150
ственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
Вместе с тем, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нарушение членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы указанных норм устанавливается регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы представляют декларации о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, в порядке, установленном федеральным законодательством о государственной службе. Информация о нарушениях, связанных с умышленным сокрытием доходов и выявленных налоговыми органами Российской Федерации, подлежит опубликованию в официальном печатном издании Федерального Собрания Российской Федерации.
Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы запрещено вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность.
По объему социальных гарантий члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру; Председатель палаты, заместители Председателя палаты - к Председателю Правительства Российской Федерации, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации соответственно.
К социальным гарантиям деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы относятся:
а) ежемесячное денежное вознаграждение и иные выплаты, предусмотренные законом;
б) ежегодный оплачиваемый отпуск;
в) зачисление времени осуществления полномочий члена (депутата) Совета Федерации, депутата Государственной Думы в стаж федеральной государственной службы;
151
г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей;
д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;
е) обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу;
ж) обязательное государственное социальное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий;
з) жилищно-бытовое обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;
и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.
Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны обеспечивать члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы условия для осуществления ими своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.
Дополнительные условия для осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, являющимися инвалидами I группы, своих полномочий определяются постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Закон предоставляет право парламентариям иметь помощников, т.е. граждан, оказывающих помощь конкретному члену совету Федерации, депутату Государственной Думы при осуществлении ими своих полномочий. Помощником члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы может быть только гражданин Российской Федерации.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников, работающих по трудовому договору (контракту), и до тридцати помощников, работающих на общественных началах, по работе в Совете Федерации, Государственной Думе, а также по работе в субъекте Российской Федерации (для членов Совета Федерации), в избирательном округе (для депута-
152
тов, избранных по одномандатным избирательным округам), в субъекте (субъектах) Российской Федерации, определяемом (определяемых) соответствующей депутатской фракцией (для депутатов, избранных по общефедеральному избирательному округу).
Число помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающих по трудовому договору (контракту), по работе в Совете Федерации, Государственной Думе соответственно не может быть более двух.
Помощники члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающие по трудовому договору (контракту), могут работать как на постоянной основе, так и по совместительству. Характер работы определяется членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы при заключении трудового договора (контракта) и отражается в нем. Помощники члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы могут выполнять поручения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанные с политической деятельностью.
Помощнику члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы выдается удостоверение, в котором указывается место работы помощника: Совет Федерации, Государственная Дума, субъект Российской Федерации (для помощников члена Совета Федерации и для помощников депутата Государственной Думы, избранного по общефедеральному избирательному округу), избирательный округ (для помощников депутата Государственной Думы, избранного по одномандатному избирательному округу). В удостоверении помощника не допускается запись о его работе по трудовому договору (контракту) или на общественных началах.
Помощникам члена Совета Федерации по работе в Совете Федерации, помощникам депутата Государственной Думы по работе в Государственной Думе предоставляется одно оборудованное рабочее место в помещении, предоставленном члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы соответственно в здании Совета Федерации или в здании Государственной Думы согласно статье 30 настоящего Федерального закона.
Постоянным рабочим местом помощников члена Совета Федерации по работе в субъекте Российской Федерации, помощников депутата Государственной Думы по работе в избирательном округе или по работе в субъекте Российской Федерации является надлежаще оборудованное помещение, предоставляемое соответствующим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в здании законодательного (представительного) или исполнительного органа субъекта Российской
153
Федерации либо с согласия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы - в здании органа местного самоуправления.
Информация о количественном и персональном составах (включая данные об образовании и о профессиональной трудовой деятельности) помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы подлежит опубликованию в официальном издании Федерального Собрания Российской Федерации.
В случае задержания, ареста, привлечения к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы соответствующие органы обязаны незамедлительно проинформировать об этом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Права и обязанности помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы сводятся к тому, что он:
а) ведет запись на прием к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы и проводит предварительный прием;
б) готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы, необходимые члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;
в) получает по поручению члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в органах государственной власти, избирательных комиссиях и комиссиях референдума, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях документы, в том числе получает вне очереди проездные документы, а также информационные и справочные материалы, необходимые члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;
г) организует встречи члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы с избирателями;
д) ведет делопроизводство;
е) выполняет другие поручения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, предусмотренные трудовым договором (контрактом).
Помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы имеет право:
а) пользбваться копировально-множительной и вычислительной техникой, имеющейся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, расположенных на территории соответствующего округа или субъекта Российской Федерации;
154
б) получать адресованные члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы почтовые и телеграфные отправления;
в) на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, за исключением такси, на территории Российской Федерации; в поездах и автобусах междугородных и пригородных сообщений в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации, для помощника депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, - в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен избирательный округ; для помощника депутата, избранного по общефедеральному избирательному округу, - в пределах того субъекта Российской Федерации, который определен ему депутатом Государственной Думы. Помощник члена Совета Федерации по работе в Совете Федерации, помощник депутата Государственной Думы по работе в Государственной Думе имеют установленное настоящим пунктом право на бесплатный проезд в пределах города Москвы и Московской области. Проезд в поездах и автобусах междугородных, а также пригородных сообщений в случае, если продажа билетов производится с указанием номера места, осуществляется по бесплатному билету, получаемому по предъявлении удостоверения помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в билетных кассах железнодорожных вокзалов, автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных агентств или непосредственно при посадке в поезд или автобус;
г) пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов в случае выезда в служебные командировки вместе с членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;
д) по поручению члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы беспрепятственно проходить в здания органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций.
Прием на работу и увольнение с работы, условия и порядок оплаты труда помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающего по трудовому договору (контракту) , производятся согласно следующим правилам.
Прием на работу помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы производится на основании трудового договора (контракта), заключаемого в письменной форме.

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>