<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Трудовой договор (контракт) заключается на основании заявления помощника члена Совета Федерации, депутата Государствен-
155
ной Думы и представления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на срок, указанный в представлении, но не превышающий срока полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Прием на работу помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы по работе в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации оформляется распоряжением руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Прием на работу помощника члена Совета Федерации по работе в субъекте Российской Федерации оформляется по представлению члена Совета Федерации распоряжением руководителя соответствующего законодательного (представительного), исполнительного органа субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления.
Прием на работу помощника депутата Государственной Думы по работе в избирательном округе или в субъекте Российской Федерации оформляется на основании представления депутата Государственной Думы распоряжением руководителя соответствующего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Прием на работу помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы может быть оформлен со дня фактического начала исполнения им своих обязанностей, если об этом содержится указание в представлении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, но не ранее дня начала осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий.
Администрация организации обязана уволить работника, изъявившего желание перейти на работу помощником члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, в порядке перевода в указанный в его заявлении и в представлении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы срок.
Военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, органов налоговой полиции, таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы для работы в качестве помощника по трудовому договору (контракту) прикомандировываются на основании представления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы к соответствующему исполнительному органу государственной власти. При этом военная служба, служба в органах внутренних дел, органах прокуратуры, органах налоговой по-
156
лиции, таможенных органах, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы для данных лиц приостанавливается.
Помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы по работе в Совете Федерации, Государственной Думе, работающий по трудовому договору (контракту) на постоянной основе, является федеральным государственным служащим категории "Б"! При этом законодательство о федеральной государственной службе распространяется на таких помощников в полном объеме, если иное не предусмотрено законом.
Увольнение с работы помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы до истечения срока действия трудового договора (контракта) производится:
а) по представлению члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;
б) в случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы независимо от срока действия заключенного трудового договора (контракта). В этом случае помощнику члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, если он увольняется, выплачивается единовременное пособие в размере его трехмесячного денежного вознаграждения, ему предоставляется прежняя работа (должность), если до приема на работу помощником он работал в государственных органах или в органах местного самоуправления;
в) по собственному желанию помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы устанавливается общий месячный фонд оплаты труда их помощников в размере 1,65 ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы. В пределах указанного фонда оплаты труда член Совета Федерации, депутат Государственной Думы самостоятельно определяют должностные оклады своих помощников, порядок и размеры их премирования.
Все выплаты, включая компенсацию за неиспользованный отпуск, производятся в пределах установленного фонда оплаты труда помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Для помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающих в местностях, в которых работникам бюджетных организаций установлены доплаты в виде районных коэффициентов и процентных надбавок, устанавливается такой же порядок начисления доплат к установленному членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы должностному окладу
157
помощника. В этом случае общий ежемесячный фонд оплаты труда помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы увеличивается на сумму указанных доплат.
Командировка помощнику члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы оформляется по представлению члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распоряжением руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации (для помощников по работе в Совете Федерации, Государственной Думе), либо руководителя законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо руководителя органа местного самоуправления (для остальных помощников).
За время командировки помощнику члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы выплачиваются суточные, а также возмещаются расходы на наем жилого помещения и транспортные расходы в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.
Расходы на оплату труда помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и их содержание возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном
законом.
Помощнику члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающему по трудовому договору (контракту), по его письменному заявлению и на основании представления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 36 рабочих дней.
В целях обеспечения более высоких гарантий для усиления реализации полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы закон предусматривает меры юридической ответственности.
Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, избирательных комиссий и комиссий референдума, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений положений закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в том числе предоставление ими заведомо ложной информации или несоблюдение установленных законом сроков и порядка предоставления информации, нарушение положений вышеназванного закона, регулирующих вопросы неприкосновенности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, влекут за собой ответственность, преду-
158
смотренную административным и уголовным законодательством. Неправомерное воздействие на члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, членов их семей и других родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения ими деятельности в качестве члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы или в целях изменения ее характера, влечет за собой ответственность, предусмотренную уголовным законодательством. Неуважение к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, выразившееся в совершении кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к Федеральному Собранию Российской Федерации или к установленным настоящим Федеральным законом правилам, влечет за собой ответственность, предусмотренную административным законодательством. Выборы депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 5 сентября 1997 г., а также Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 2 июня 1999 г. (Российская газета.-1999.-6 апреля; Российская газета.- 1999.-1 и 3 апреля).
2. Правовой статус парламентария Госсобрания РБ:
депутата Законодательной Палаты и депутата Палаты
Представителей
Правовой статус парламентария Госсобрания РБ определяется Конституцией РБ, Законом Республики Башкортостан "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан". Этот Закон определяет права, обязанности и ответственность депутата Госсобрания РБ, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности. Отдельные стороны правового статуса депутата Госсобрания РБ регулируются и другими актами Республики Башкортостан.
В целом правовой статус парламентария Госсобрания РБ схож с правовым статусом парламентария Федерального Собрания РФ. Однако имеются и различия.
Так, депутатом Госсобрания РБ является депутат Палаты Представителей Госсобрания РБ и депутат Законодательной Палаты Госсобрания РБ (далее соответственно - депутат Палаты Представителей и депутат Законодательной Палаты). Понятия "депутат Госсобрания", "депутат Палаты Представителей" и "депутат Зако-
159
нодательной Палаты" равнозначны. Депутатом Палаты Представителей является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Палате Представителей и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РБ и настоящим Законом. Депутатом Законодательной Палаты является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Законодательной Палате и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РБ и Законом. Одно и то же лицо не может одновременно являться депутатом Палаты Представителей и депутатом Законодательной Палаты. Депутат Законодательной Палаты не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Депутат Госсобрания РБ имеет соответствующее удостоверение, являющееся его основным документом, подтверждающим личность и полномочия депутата, и нагрудный знак "Депутат Государственного собрания Республики Башкортостан", которым он пользуется в течение срока своих полномочий. На весь срок полномочий депутату Госсобрания РБ выдается не только дипломатический паспорт, но и оформляется общегражданский заграничный паспорт.
Депутат Палаты Представителей осуществляет свои полномочия без отрыва от основной профессиональной деятельности. Депутат Законодательной Палаты работает на профессиональной постоянной основе. Он не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Судьи, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, налоговой полиции, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Законодательной Палаты, приостанавливают свою деятельность в судебных органах, военную службу на воинских должностях, службу на должностях в органах внутренних дел, налоговой полиции, органах прокуратуры на период осуществления депутатских полномочий. Условия и порядок приостановления службы в указанных органах для депутата Законодательной Палаты осуществляются в порядке, установленном Законом.
Срок полномочий депутата Госсобрания Республики Башкортостан начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Госсобрания РБ нового созыва, кроме случаев, предусмотренных Законом, согласно действующему законодательству.
Досрочное прекращение полномочий депутата Палаты Представителей и депутата Законодательной Палаты Госсобрания РБ возможно в следующих случаях:
160
а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
б) отзыва депутата;
в) утраты депутатом гражданства Республики Башкортостан;
г) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
д) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
е) объявления гражданина, являющегося депутатом, умершим решением суда, вступившим в законную силу;
ж) смерти депутата.
Полномочия депутата Законодательной Палаты прекращаются досрочно также в случаях:
а) избрания его депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (если в течение месяца со дня избрания от него не поступило письменного заявления о сложении полномочий депутата);
б) поступления депутата на государственную службу, занятия им другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Решение о прекращении полномочий депутата Палаты Представителей и депутата Законодательной Палаты принимается соответственно Палатой Представителей и Законодательной Палатой и оформляется постановлением Палаты. Полномочия депутата в этих случаях прекращаются со дня, определяемого постановлением Палаты.
Основными формами депутатской деятельности депутата Госсобрания РБ являются:
а) участие в заседаниях соответственно Палаты Представителей и Законодательной Палаты; в совместных заседаниях Палат Госсобрания РБ, проводимых в случаях, предусмотренных Конституцией РБ и Законом Республики Башкортостан "О Государственном Собрании Республики Башкортостан";
б) участие в работе соответствующих комитетов и комиссий Палат или Госсобрания РБ, согласительных комиссий, создаваемых Палатой Представителей и Законодательной Палатой;
в) участие в выполнении поручений соответственно Палаты Представителей, Законодательной Палаты и их органов;
г) участие в парламентских слушаниях;
д) обращение с депутатским запросом;
е) работа с избирателями;
161
ж) участие в работе депутатских объединений и депутатских групп в Государственном Собрании Республики Башкортостан;
з) обращение с вопросами к членам Кабинета Министров Республики Башкортостан, а также их заслушивание на заседаниях Госсобрания РБ, его Палат и комитетов;
и) осуществление контрольных функций за реализацией действующего законодательства.
Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией РБ, законами Республики Башкортостан и Регламентом Госсобрания РБ.
Депутат Госсобрания РБ осуществляет постоянную связь с избирателями своего округа. Он принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей; рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.
Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
Принимая меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов избирателей, депутат Палаты Представителей и депутат Законодательной Палаты взаимодействуют с органами государственной власти районов и городов Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, с политическими партиями и иными общественными объединениями.
Депутату Законодательной Палаты для работы с избирателями ежемесячно предоставляются определенные дни в порядке, определяемом Регламентом Госсобрания РБ.
Депутату Палаты Представителей и депутату Законодательной Палаты в его избирательном округе руководителем соответствующего исполнительного органа власти или органа местного самоуправления создаются условия для осуществления полномочий депутата, а также обеспечивается извещение населения о месте и времени встречи депутата с избирателями и выделяется для этого помещение.
Главы администраций в пределах своих полномочий несут персональную ответственность за создание условий для нормальной деятельности депутата Палаты Представителей и депутата Законодательной Палаты.
162
Депутат Госсобрания РБ обладает определенными привилегиями: иммунитетом и индемнитетом. Однако в целом депутат Госсобрания РБ, в отличие от парламентария Федерального Собрания РФ, в правовом и социальном отношениях защищен слабее. Установлено, что выполнение требований Закона РБ "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан" обеспечено мерами юридической ответственности. Однако содержание этих мер должным образом не определено.
Работающий на постоянной основе депутат Госсобрания РБ может иметь помощника, который призван оказывать организационно-техническую и научно-консультативную помощь в осуществлении депутатских полномочий. Но он может работать только на общественных началах.
Каковы функции парламентария и каков должен быть объем его полномочий? Можно ли считать сложившиеся формы деятельности российских парламентариев достаточными для эффективного решения стоящих перед ними задач? Что более соответствует современному уровню развития культуры, свободы и демократии -"императивный мандат" или "свободный мандат"? Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 23 июня 1999 года возможность отзыва депутата Госдумы не предусматривает, но в некоторых субъектах Российской Федерации региональный законодатель занимает по этому вопросу противоположную позицию. Какой же подход лучше? В период предвыборной кампании в Госдуму VII созыва лидеры "Союза правых сил" (СПС) выступали с требованием отмены депутатского иммунитета, но Государственная Дума Федерального Собрания РФ на это пока никак не реагирует. Между тем Государственная Дума Ярославской области приняла решение, согласно которому депутаты регионального парламента добровольно отказываются от депутатского иммунитета. Как оценить эту ситуацию?
Таков далеко не полный перечень вопросов, на которые исключительно важно получить хорошо обоснованные правильные ответы. Следовательно, тема о правовом статусе парламентария - и федерального, и регионального - нуждается в более углубленном изучении и достаточно широком обсуждении. В этих целях, на наш взгляд, могут быть использованы разнообразные формы, в том числе парламентские слушания.
163
I
Таблица 1
Определение гражданства родившегося ребенка
Приложения
№ №
Гражданство родителей
первого
второго
Место рождения ребенка
Дополнительные условия
Гражданство ребенка
Принцип решения вопроса

1
2
3
4
5
6
1.
Гражданин РФ
Гражданин РФ
Не имеет значения

Гражданин РФ
Право крови
2.
— " —
Лицо без
— " —

»»
»


гражд-ва




3.
»
Иностранный гражд.
— "—
Письменное согла-
Гражданство в со-
я




шение
ответствии





родителей
с соглаше-






нием






(в т.ч. и






гражданство РФ)

4.
»
— "—
Территория РФ
Соглашение отсут-
Гражданин РФ
Право почвы




ствует


5.
1)
»
Не имеет
Ребенок

Сокраще-



значения
может стать лицом без

ния лиц без гражданства




гражд-ва


6.
Неизвестен
Неизвестен
Находится на тер-

Гражданин РФ
Право почвы



ритории РФ



7.
Гражданин республики бывш. СССР
Гражданин республики бывш. СССР
Территория РФ
Указанные государства непредо-ставляют
— —
— —




своего






гражданст-






ва


8.
Иностранный гражд.
Иностранный гражд.
и
»
«
— "—
9.
Лицо без
Лицо без
»

__ »
»»

гражданства
гражданства




165
Таблица 2
Изменение гражданства детей при изменении гражданства родителей
№ №
Гражданство родителей
первого
второго
Дополнительные условия
Гражданство ребенка

1
2
3
4
1.
Приобретает гражданство РФ
Приобретает гражданство РФ

Приобретает гражданство РФ
2.
»,
Родитель отсутствует

»
3.
Прекращает гражданство
Прекращает гражданство

Прекращает гражданство РФ
4.

Родитель отсутствует

)» ____
5.
»»
Прекращает гражданство РФ
В воспитании ребенка, проживающего на территории РФ, не участвует
Сохраняет гражданство РФ по заявлению родителей, опекуна или попечителя
6.
— "—
Родитель отсутствует
я
— "—
7.
Приобретает гражданство РФ
Имеет гражданство любого государства (лицо без гражданства)
Ходатайство 1-го о приеме ребенка в гражданство РФ и согласие 2-го
Приобретает гражданство РФ
8.
Прекращает гражданство РФ
Сохраняет гражданство РФ

Сохраняет гражданство РФ
9.
»
»
Ходатайство 1-го о прекращении гражданства РФ в отношении ребенка и согласие 2-го
Прекращение гражданства РФ при условии предоставления иного гражданства
166
Изменение гражданства детей при усыновлении
Таблица 3
№ №
Гражданство родителей

Гражданство родителей
первого
второго
ные условия
до усыновления ребенка
после усыновления

1
2
3
4
5
1.
Не состоит в гражданстве РФ
Не состоит в гражданстве РФ

Гражданин РФ
Сохраняет гражданство РФ
2.
Иное гражданство
Иное гражданство
Ходатайство
Гражданин РФ
Прекращение гражданства РФ при условии предоставления иного гражданства
3.
Гражданин РФ
Родитель
отсутствует

Не состоит в гражданстве РФ
Гражданин РФ
4.
— "—
Лицо без гражданства

— "—
— "—
5.
— "—
Иное гражданство
Соглашение усыновителей
— "—
— "—
6.
— —
— " —
Проживает на территории РФ
— " —
— "—
7.


Если иначе ребенок становится лицом без гражданства


Таблица 4
Развитие парламентаризма в России
№ п/п
Государственная Дума
Кол-во депутатов
Период работы

1
2
3
1.
I Государственная Дума
478
С 27 апреля по 8 июля 1906 г.
2.
II Государственная Дума
518
С 20 февраля по 2 июня 1907 г.
3.
III Государственная Дума
442
С 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г.
4.
IV Государственная Дума
438
С 15 ноября 1912 г. по 27 февраля 1917 г.
5.
V Государственная Дума
449
С 12 декабря 1993 г. по 17 декабря 1996 г.
6.
VI Государственная Дума

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>