<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В основе порядка образования и деятельности Федерального Собрания лежали следующие принципы: разделение властей, федерализм, многопартийность.
Конституция РФ (статьи 10, 11) устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. При этом прямо указаны органы, осуществляющие государственную власть в Российской Федерации. Это - Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды Российской Федерации. Таким образом, Федеральному Собранию РФ не принадлежит вся полнота государственной власти. Оно олицетворяет лишь одну из ветвей власти - законодательную, т.е. в основе образования и деятельности Федерального Собрания лежит принцип разделения
властей.
Принцип федерализма проявляется в том, что Федеральное Собрание формируется с учетом особенностей федеративного устройства России. Его двухпалатная структура позволяет достаточно полно и своевременно реагировать на особенности развития Федерации и ее частей, обеспечивать интересы полиэтничной России.
Многопартийность - один из статусов современного общества, без которого невозможны свобода и демократия. Участие поли-
268
тических партий в формировании и деятельности Федерального Собрания разнообразно. Это — соперничество в предвыборной борьбе за депутатские мандаты, создание партийных фракций, участие в прениях, отстаивание своих позиций и взглядов, голосование в соответствии с установлениями своих партийных органов и др. Таким образом, многопартийность — это принцип, которым также руководствуется Федеральное Собрание.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом и состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»6 в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полкомо-
269
чий. Таким образом, в составе Совета Федерации может быть 178 членов.
Совет Федерации избирает из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания палаты и ведают его внутренним распорядком. Председателями Совета Федерации были В.Ф. Шумейко (1993-1995 годы), Е.С. Строев (1995-2001 годы). Сегодня эту должность занимает С.М. Миронов.
В соответствии со статьей 102 Конституции к ведению Совета Федерации относятся:
• утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
• утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
• утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
• решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
• назначение выборов Президента Российской Федерации;
• отрешение Президента Российской Федерации от должности;
• назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
• назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
• назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
По вопросам своего ведения Совет Федерации принимает постановления.
Государственная Дума. Состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года.
Из своего состава Государственная Дума избирает Председателя и заместителей Председателя, которые ведут заседания Думы и ведают ее внутренним распорядком. Председателем 1-й Государственной Думы в 1993-1995 гг. был И.П.Рыбкин Председателем 11-й
270
и 111-й Государственной Думы (1995-2003гг.) был I'.H. Селезнев. Председателем IV-ой Государственной Думы избран Б.В. Грызлов.
В соответствии со статьей 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся:
• дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
• решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
• назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
• назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
• назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
• объявление амнистии;
• выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
По вопросам своего ведения Государственная Дума принимает постановления.
Конституция Российской Федерации предусматривает возможность роспуска Государственной Думы (статья 109).
Однако право роспуска Государственной Думы предоставляется только Президенту РФ. Исполняющий обязанности Президента таким правом не обладает. При этом роспуск Государственной Думы может быть осуществлен лишь по основаниям, предусмотренным в Конституции РФ:
1. Если Государственная Дума трижды отклоняет представленные Президентом кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации, то Президент сам назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (часть 4 статьи 111).
2. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После этого Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент принимает одно из сле-
271
дующих решений: а) объявляет об отставке Правительства, б) распускает Государственную Думу (часть 3 статьи 117)
3. Вопрос о доверии Правительству может поставить перед Государственной Думой Председатель Правительства Если Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение семи дней принимает одно из спедующих решений: а) об отставке Правительства; б) о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (часть 4 статьи 117).
Конституция РФ предусматривает также основания, препятствующие роспуску Государственной Думы.
При этом следует иметь в виду, что по указанным выше второму и третьему основаниям Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания (часть 3 статьи 109)
Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (часть 5 статьи 109). Не имеет права распускать Государственную Думу исполняющий обязанности Президента Российской Федерации (часть 3 статьи 92).
Порядок деятельности Совета Федерации и Государственной Думы определяется их Регламентами. Деятельность этих палат обеспечивается их аппаратами. В каждой палате образуются комитеты и комиссии. Наименования комитетов палат и их число не совпадает В Госдуме действуют депутатские объединения и фракции.
Указом Президента Российской Федерации от J сентября 2000 г № 1602 образован Государственный Совет Российской Федерации (далее - Госсовет)7 Задачи, которые должен решать этот новый орган, достаточно сложные, но полномочия его не выходят за пределы совещательной функции Согласно Положению о нем, Госсовет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти В этом Госсовет похож на Государственный Совет, образованный в царствование Александра I в 1810 г по проекту, выработанному М М Сперанским, и просуществовавший до 1917 г Он тоже выполнял в основном совещательную функцию, подавал императору мнения по вопросам законодательства Вместе с тем, он
272
(Госсовет) сильно отличается от учрежденного в соответствии с Законом СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» от 5 сентября 1991 г Государственного Совета СССР, который, по существу, был призван быть высшим коллегиальным координационно-политическим органом власти, верховным органом государственного руководства СССР
Госсовет формируется в составе председателя Государственного совета и членов Государственного совета Все они участвуют в работе Госсовета на общественных началах
Председателем Госсовета является Президент Российской Федерации, а членами - по должности, высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации По решению Президента Российской Федерации в состав Госсовета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации два и более срока подряд
Для решения оперативных вопросов формируется президиум Госсовета в составе семи членов Госсовета Персональный состав президиума определяется Президентом Российской Федерации и подлежит ротации один раз в полгода
Обязанности секретаря Госсовета по решению Президента Российской Федерации возлагаются на общественных началах на одного из заместителей Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Секретарь Госсовета не входит в его состав
Согласно распоряжениям Президента Российской Федерации (№№ 386-рп и 393-рп) в первом составе президиума Госсовета состояли следующие известные государственные деятели В И Ишаев - глава администрации Хабаровского края, В М Кресс - глава администрации (губернатор) Томской области, Ю М Лужков - мэр Москвы, ММ Магомедов — Председатель Государственного Совета Республики Дагестан, Л Ю Рокецкий - губернатор Тюменской области, М Ш Шаймиев - Президент Республики Татарстан, В А Яковлев — губернатор Санкт-Петербурга Исполнение же обязанностей секретаря Госсовета возложено на заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Александра Сергеевича Абрамова
Таким образом, пока высказывания о том, что с образованием Госсовета Совет Федерации будет ликвидирован или, если не ликви-
273
дирован, властные полномочия его будут существенно сокращены в пользу нового учреждения, не оправдались. Несмотря на известное сопротивление, курс, направленный на укрепление вертикали государственной власти, реализуется достаточно твердо и последовательно.
Счетная палата. Единственным совместным органом, образуемым обеими палатами Федерального Собрания РФ, является Счетная палата. Она состоит из Председателя Счетной палаты, его заместителей, аудиторов и аппарата. Согласно Конституции РФ (пункт «и» части первой статьи 102, пункт «г» части первой статьи 103), Председатель Счетной палаты и половина аудиторов назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой, а Заместитель Председателя Счетной палаты и другая половина аудиторов - Советом Федерации. Ныне председателем Счетной палаты Российской Федерации является С.В. Степашин.
Статус Счетной палаты определен ФЗ, принятым Госдумой 18 ноября 1994 года. Согласно этому закону (статье 1), Счетная палата -постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.
Задачами Счетной палаты являются:
• организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
• определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
• оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных и внебюджетных фондов;
274
• финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
• анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
• контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
• регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.
5. Парламентское право. Углубление в тему парламентаризма, парламента как одного из институтов публичной власти выводит на тему парламентского права.
Теоретические основы парламентского права заложил в 60-х годах XIX века кадровый американский офицер, профессиональный инженер и общественный деятель Генри М. Роберт. Его обширный труд (результат полувековой работы) - «Правила парламентской процедуры» — по праву называют «сводом парламентских законов», «моделью парламентской процедуры». Особенностью «Правил» Г.М. Роберта является то, что они приспособлены для любой «ассамблеи», где принимаются решения, будь то палата парламента, клуб избирателей или религиозная община (мир, умма и т.д.).
Нормативный массив, который может быть обозначен как парламентское право, достаточно велик. Однако само понятие «парламентское право» лишь недавно включено в активный научный оборот правоведов. Наметилась тенденция рассматривать парламентское
275
право в качестве известной совокупности правил материально-правового и процедурно-процессуального свойства, в которой роль процедурно-процессуальных правил значительна.
Каково место парламентского права в системе отечественного права?
Борис Николаевич Топорнин находит, что парламентское право - отрасль права, которая может быть полноценной или неполноценной . С точки зрения Игоря Михайловича Степанова, парламентское право - подотрасль конституционного права наподобие избирательного или муниципального права9. Оценка парламентского права в качестве самостоятельной отрасли кажется чересчур завышенной. Все же больше оснований видеть в нем подотрасль конституционного права, как пишет И.М. Степанов, «его динамическое «Я». Вместе с тем, имеются основания рассматривать парламентское право в качестве своеобразного сложного института конституционного права . Словом, вопрос о месте и характере парламентского права в системе отечественного права дискуссионен.
Можно, однако, заметить, что по предметному признаку за парламентским правом «закреплены» организационно-технические отношения. По признаку метода ему больше присущи диспозитив-ные методы, основанные на началах координации и согласования, по механизму же - элементы, несущие процедурно-процессуальную, организационно-обеспечительную нагрузку. Парламентское право выросло из конституционного права, у них одна «корневая система» -основы конституционного строя, один основной юридический источник - конституция, но присущие парламентскому праву особенности позволяют рассматривать его в качестве специфического структурно-функционального подразделения конституционного права.
По своему составу парламентское право неоднородно. Правила, образующие содержание парламентского права, могут быть сгруппированы по видам: а) по характеру его институтов - на материальные и процедурно-процессуальные; 2) по юридической силе - на конституционные, подконституционные и т.д.; 3) по признаку разделения властей по вертикали (по виду парламента) - на федеральные и региональные.
И.М. Степанов считает, что «есть основания различать три
блока источников парламентского права: собственно юридиче-
ский, рекомендательно-процедурный и доктринальный»
276
Здесь
особенно интересны рассуждения названного автора, относящиеся к доктринальному блоку источников парламентского права, который включает в свой состав (прямо или косвенно) толкование смысла норм права, различных понятий и категорий признанными авторами законоведения (помологии). Западная правовая традиция анализу их уделяет серьезное внимание. Увы, применительно к российской правовой действительности об этом блоке источников парламентского права можно вести речь лишь в гипотетическом плане. Любопытен также взгляд И.М. Степанова на природу посланий Президента Российской Федерации Заслуживают внимания и анализа и его предложения о необходимости разработки и принятия «кодекса депутатской этики», закона о лоббизме, закона о парламентских слушаниях и др.
Вместе с тем, несколько странным выглядит позиция ИМ. Степанова в том смысле, что он ограничивает собственно юридический блок источников парламентского права лишь общефедеральными правовыми актами, хотя известно, что на уровне субъектов Российской Федерации имеются региональные парламенты, действующие автономно от федерального парламента; структура, организационные основы построения, направления и формы деятельности их регулируются не федеральными, а региональными правовыми актами, которые тоже включаются в систему источников парламентского права.
Для характеристики юридических источников парламентского права решающее значение имеет иерархия этих источников. Вместе с тем важно и то, что в Российской Федерации существует один общефедеральный парламент - Федеральное Собрание - и 89 парламентов субъектов Российской Федерации. При этом отношения между общефедеральным парламентом и парламентом любого субъекта Российской Федерации не строятся на началах субординации. Для их отношений больше присущи начала координации, согласования, сотрудничества.
Если взять федеральный срез парламентского права, то в качестве юридических источников парламентского права предстают следующие правовые акты:
• Конституция РФ;
• законы РФ: федеральные конституционные законы и федеральные законы;
277
• нормативные указы Президента РФ;
в регламенты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
К источникам парламентского права, действующим на территории субъекта Российской Федерации, относятся:
• конституции республик, уставы и иные конституционные правовые акты других субъектов РФ:
• законы субъектов РФ;
• иные правовые акты, действующие на территории субъектов РФ;
В массиве парламентского права определенное место занимают судебные решения: в России преимущественно решения Конституционного Суда РФ, а в субъектах Российской Федерации — решения конституционных и уставных судов.
Специфической особенностью деятельности как федерального, так и региональных парламентов является то, что в ряде случаев они руководствуются неписаными правилами в форме парламентских традиций и обычаев, которые тоже являются источниками парламентского права.
Все это, однако, предварительные выводы. Для более основательных выводов нужен глубокий анализ проблем парламентского права. Начала такому анализу уже положены в работах ряда известных ученых: С.А. Авакьяна, В.Д. Горобца, И.В. Гранкина, Ю.А. Дмитриева, А.П. Любимова, Б.Н. Топорнина, И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой, Е.Ю. Черкашина и др.12. Нельзя допустить, чтобы эти еще слабые ростки нового направления конституционно-правовой мысли безвременно увяли. Развитие его (особенно в ключе сравнительного конституциоведения) и полученные на его основе положительные результаты, несомненно, скажутся на становлении в России и в ее регионах традиций и институтов парламентаризма, федерализма, демократии, свободы.
Примечания
1 См.: Очерки парламентского права (зарубежный опыт) / Под ред. и с предисл. акад. Б.Н. Топорнина. - М., 1993. - С.1.
2 Ленин В.И. ПСС. Т. 31. - С.115.
3 Ленин В.И. ПСС. Т. 33. - С.45-48.
4 Ленин В.И. ПСС. Т.38. - С.294.
278
См.: Хасбулатов Р.И. Власть. Размышления спикера. - М., 1992; Россия: пора тревожных ожиданий. - М, 1999; Выбор судьбы: статьи, выступления и интервью. Январь-июнь 1993 г. - М.: Республика, 1993.
6 Российская газета. - 2000. - 8 авг. Статьей 13 названного Закона ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ (СЗ РФ. - 1995. - № 50. -Ст. 4869) признан утратившим силу.
7 Российская газета. - 2000. - 5 сент.
8 См.: Очерки парламентского права... - С.1.
9 Конституционный строй России. Выпуск И. Вопросы парламентского права,- М., 1995.- С.7-8. Такого же мнения, что и И.М.Степанов, придерживается М.А. Митюков. См.: Митюков М.А. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник парламентского права // Эффективность закона (методология и конкретные исследования) / Отв. ред. В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров. - М., 1997. - С.135.
10 См.: Конституционный строй России. Выпуск II. Вопросы парламентского права. - М.: ИГП РАН, 1995. - С.7; Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. Очерк-эссе. - М.: Манускрипт, 1996.-С. 65
" См.: Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. И.М.Степанова, Т.Я.Хабриевой. - М.: Юристь, 1999. - С.14.
12 См.: Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России. -М.: Российский Юридический Издательсикй Дом, 1999; Горобец В.Д. Парламент Российской Федерации. - М.: Акад. управления МВД РФ, 1998; Гранкин И.В. Парламент России. - М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1999; Дмитриев Ю.А., Черкашин Е.Ю. Законодательные органы России от Новгородского веча до Федерального Собрания (сложный путь от патриархальной традиции к цивилизации). - М.: Манускрипт, 1994; Любимов А.П. Парламентское право. Основные источники: Учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. - СПб, 1999; Очерки парламентского права (зарубежный опыт) / Под ред. и с предисловием акад. Б.Н. Топорнина. - М., 1993; Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. И.В. Степанова и Т.Я. Хабриевой. - М.: Юристь, 1999.
279
Лекция 14 ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЯ
Депутат - это законодатель,
который обязался заранее находить,
что власть завсегда виновата или завсегда права.
Поль Декурсель
Правовой статус федерального парламентария (далее -парламентария) характеризуют юридические нормы, устанавливающие их права, обязанности, ответственность, а также предусматривающие правовые и социальные гарантии при осуществлении ими парламентской деятельности.
Если взять Федеральное Собрание - Парламент России, то ныне правовой статус парламентария, т.е. члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ - с изменениями от 12 февраля, 4 августа 2001 г., 9, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.).
Членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее -Совет Федерации) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом.
Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом.
280
Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, имеют удостоверения, являющиеся их основным документом, подтверждающим личность и полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, и нагрудные знаки. Указанными удостоверениями и нагрудными знаками они пользуются в лечение срока своих полномочий. Они являются документами, дающими право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать воинские части, организации независимо от форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерагдии, местного бюджета, либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления.
Положения об удостоверениях и нагрудных знаках члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, их образцы и описания утверждаются постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы на весь срок полномочий выдается также дипломатический паспорт.
Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
Депутат Государственной Думы не имеет права:
а) быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления;
б) находиться на государственной или муниципальной службе;
в) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
г) состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.
281
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, являющиеся на день начала срока соответствующих полномочий военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работниками органов прокуратуры, органов налоговой полиции и таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, приостанавливают на весь срок указанных полномочий военную службу или службу в перечисленных органах и учреждениях.
Срок приостановления военной службы или иной службы засчитывается в выслугу лет военнослужащих или других работников государственных органов и учреждений. В течение данного срока выплата денежного довольствия (денежного содержания) и иных средств, предусмотренных федеральным законодательством для военнослужащих и других работников государственных органов и учреждений, а также присвоение очередных воинских или специальных званий и классных чинов не производится. В течение этого срока член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе уволиться с военной службы или службы в указанных органах и учреждениях по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится избирательный округ депутата Государственной Думы, обязан предоставлять ему для осуществления депутатских полномочий транспортные средства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной связью, и необходимой оргтехникой, включая персональные компьютеры, подключенные к общей сети соответствующих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику, а также обеспечивать иные условия для осуществления им своих полномочий, предусмотренные названным Федеральным законом.
Депутату Государственной Думы, избранному по общефедеральному избирательному округу, средства для осуществления депутатских полномочий предоставляются органом исполнительной власти того субъекта Российской Федерации, который определен соответствующей фракцией в Государственной Думе, созданной избирательным объединением, по списку которого он был избран.
282
Глава органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления несет ответственность за создание предусмотренных настоящим Федеральным законом условий для осуществления полномочий депутата Государственной Думы и его помощников.
Общий объем ежегодных расходов на одного члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, необходимых для осуществления их полномочий, устанавливается ежегодно постановлением Совета Федерации, Государственной Думы соответственно в пределах расходов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на содержание Совета Федерации, Государственной Думы, в срок не позднее одного месяца со дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год.
Срок полномочий члена Совета Федерации определяется следующим образом: член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.
Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.
Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно в случаях, предусмотренных законом.
283
Так, полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:
а) письменного заявления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;
б) избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;
в) поступления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу, вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
г) утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;
е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;
ж) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;
з) призыва члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на военную службу с их согласия;
и) смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
284
Полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.
Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в связи с роспуском Государственной Думы в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
Парламентской практикой выработаны определенные формы деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Общими для члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы формами деятельности являются:
а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации; в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации;
б) участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации; в работе согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой;
в) участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов;
г) участие в парламентских слушаниях;
д) внесение законопроектов в Государственную Думу;
е) внесение парламентского запроса (запроса Совета Федерации, Государственной Думы), запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатского запроса);
ж) обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации;
з) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.
Формами деятельности, характерными только для депутата Государственной Думы, являются: а) работа с избирателями;
285
б) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственной Думе.
Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы присущи определенные привилегии.
Прежде всего, это иммунитет,
т.е. неприкосновенность. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Это же означает, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не может быть:
а) привлечен к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
б) задержан, арестован, подвергнут обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
в) подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.
В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан . внести в соответствующую палату Федерального Собрания Россий-
286
ской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Российские парламентарии обладают и такой привилегией как индемнитет, т.е. член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
Вместе с тем, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нарушение членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы указанных норм устанавливается регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы представляют декларации о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, в порядке, установленном федеральным законодательством о государственной службе. Информация о нарушениях, связанных с умышленным сокрытием доходов и выявленных налоговыми органами Российской Федерации, подлежит опубликованию в официальном печатном издании Федерального Собрания Российской Федерации.
287
Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы запрещено вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность.
По объему социальных гарантий члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру. Председатель палаты, заместители Председателя палаты - к Председателю Правительства Российской Федерации, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации соответственно.
К социальным гарантиям деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы относятся:
а) ежемесячное денежное вознаграждение и иные выплаты, предусмотренные законом;
б) ежегодный оплачиваемый отпуск;
в) зачисление времени осуществления полномочий члена (депутата) Совета Федерации, депутата Государственной Думы в стаж федеральной государственной службы;
г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей;
д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;
е) обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу;
ж) обязательное государственное социальное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения ими своих полномочий;
з) жилищно-бытовое обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;
и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.
Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны обеспечивать члену
288
Совета Федерации, депутату Государственной Думы условия для осуществления ими своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Дополнительные условия для осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, являющимися инвалидами I группы, своих полномочий определяются постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут иметь помощников, обладающих определенным объемом прав и обязанностей. Прием на работу и увольнение с работы, условия и порядок оплаты труда помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающего по трудовому договору (контракту), производится в соответствии с установленными правилами.
Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, избирательных комиссий и комиссий референдума, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений положений Закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в том числе предоставление ими заведомо ложной информации или несоблюдение установленных законом сроков и порядка предоставления информации, нарушение положений вышеназванного закона, регулирующих вопросы неприкосновенности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, влекут за собой ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством. Неправомерное воздействие на члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, членов их семей и других родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения ими деятельности в качестве члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы или в целях изменения ее характера, влечет за собой ответственность, предусмотренную уголовным законодательством. Неуважение к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, выразившееся в совершении кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к Федеральному Собранию Российской Федерации или к установленным настоящим Федеральным законом правилам, влечет за собой ответственность, предусмотренную административным законодательством.
289
Лекция 15
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Каждый народ имеет такое правительство,
какого заслуживает.
Жозеф де Местр
Законодательная власть — сердце государства, власть исполнительная - его мозг. Ж.-Ж.Руссо
1. Правительство: общая характеристика. Правительство (от слова править, управлять) может иметь самые различные названия: совет министров, кабинет министров, государственный совет и т.д. Однако везде правительство - это, как правило, коллегиальный орган общей компетенции, который во многом олицетворяет собой главное звено исполнительной власти той или иной страны. В целом же исполнительная власть включает в себя большой круг органов государственной власти, связанных между собой по вертикали и горизонтали.
Место и роль правительства в системе исполнительной власти, а если взглянуть на проблему с более широких позиций, - в системе государственных органов, определяются формой правления, которая в свою очередь определяет особенности партийной системы соответствующей страны, сложившегося баланса властей.
В парламентских республиках и конституционных монархиях правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. В этих странах, отличающихся достаточно развитой и устойчивой партийной системой, правительство обычно состоит из представителей политической партии или коалиции партий, пользующихся поддержкой парламента. Это ведет к тому, что правительство играет в политической жизни ведущую роль, а Премьер-министр по многим позициям оказывается ключевой фигурой.
В президентских республиках правительство (администрация) формируется Президентом как главой государства при непременном участии парламента. Здесь правительство, являясь обычно однопартийным, ответственно перед главой государства, который ни-
290
кому, кроме народа, избравшего его, не подконтролен.
В смешанных республиках Правительство обычно формируется президентом, но оно делит свою ответственность между ним и парламентом. Глава государства формально не входит в исполнительную власть, но, по существу, ее возглавляет.
В некоторых странах существуют так называемые "теневые правительства", или "теневые кабинеты". Отношение к ним неоднозначное, часто ироничное, критическое. Однако важно то, что создание такого рода "правительств" призвано обеспечить преемственность государственной власти, плавную деятельность всего государственного механизма в случае правительственного кризиса и отставки легального правительства. «Теневое правительство» - это лидеры и профессионалы оппозиции, которые следят за деятельностью соответствующих министров (обычно каждый из членов «теневого кабинета» — за деятельностью одноименного министра), изучают их опыт, подмечают упущения и недостатки в работе, причем не только для критики на заседаниях в парламенте и в прессе (что тоже важно), а главным образом для того, чтобы не допускать подобных ошибок в случае прихода к власти и вхождения в состав нового правительства.
Правительство - это то звено в системе исполнительной власти, на которое приходится основная тяжесть в организации жизни народа и страны. В его составе обычно политики и профессионалы высочайшего класса. В целом деятельность Правительства имеет конструктивную направленность, деятельность его содержательно разнообразна. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что Правительство может выполнять не только позитивную роль, но и негативную. При определенных условиях деятельность Правительства даже может представлять опасность для прав и свобод человека и гражданина, для свободы и демократии в целом. Поэтому она должна быть не просто деятельной, расторопной, но и умной, даже мудрой, осмотрительной и расчетливой. От того, каково Правительство, во многом зависят качество жизни людей, конституционная безопасность государства, его управляемость и целостность.
Место и роль Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти, содержание его деятельности определяются Конституцией РФ, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», принятым Госдумой 11 апреля 1997 г., другими феде-
291
ральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными указами Президента Российской Федерации.
Правительство РФ - коллегиальный орган государственной власти Российской Федерации, осуществляет исполнительную власть, возглавляя единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В пределах своих полномочий Правительство организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации; осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
В конституции РФ не получили закрепления принципы деятельности Правительства. В ней лишь отмечается, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Из смысла статей 10, 11, 110 Конституции РФ вытекает, что Правительство в • осуществлении своих полномочий самостоятельно и, возглавляя исполнительную власть Российской Федерации, осуществляет государственную власть во взаимодействии с Президентом РФ, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Госдумой), судами Российской Федерации. Зато в ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" с предельной ясностью прописано, что Правительство в своей деятельности руководствуется следующими принципами: верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина (статья 3).
В развитие Конституции РФ в статье 7 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» записано: «Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации». Однако следует иметь в виду, что здесь Правительство рассматривается как высший орган исполнительной власти в том смысле, что оно является единственным коллегиальным органом, имеющим конституционно-правовые полномочия (компетенцию) в
292
сфере исполнительной власти и право руководить всеми органами исполнительной власти. В своей повседневной деятельности Правительство обладает значительной степенью самостоятельности, но оно функционирует, имея над собой Президента РФ, чьи указы и распоряжения для Правительства обязательны.
2. Правительство Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти. В Конституции РФ не предусмотрено законодательное установление системы федеральных органов исполнительной власти. Практика же пошла по пути формирования системы федеральных органов исполнительной власти посредством принятия указов Президента Российской Федерации. За период с 1996 года по 2000 год принято несколько таких указов (от 14 августа 1996 г. № 1176, от 30 апреля 1998 г. № 483, от 25 мая 1999 г. № 651, от 17 мая 2000 г. N 867), которыми каждый раз по-новому определена система федеральных органов исполнительной власти: изменялись наименования органов, одни органы упразднялись, другие преобразовывались, появлялись совершенно новые органы. Число федеральных органов исполнительной власти по годам не характери: зуется постоянством. Так, в 1996 году число федеральных органов исполнительной власти равнялось 28, в 1997 - 68, в 1998 - 61, а в 1999-67.
Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 г. № 651 установлена система федеральных органов исполнительной власти, включающая: 1) Правительство РФ; 2) Министерства РФ (федеральные министерства); 3) государственные комитеты РФ; 4) федеральные комиссии России; 5) федеральные службы России; 6) российские агентства; 7) федеральные надзоры России и 8) иные феде--ральные органы исполнительной власти.
Министерство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законами, указами и постановлениями, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр).
293
Государственный комитет Российской Федерации, федеральная комиссия России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет РФ, федеральную комиссию России возглавляют соответственно председатель Государственного комитета Российской Федерации, председатель федеральной комиссии России.
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России, российское агентство -генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России - начальник федерального надзора России.
Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ. Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ.
Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует, порядок назначения его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (кроме федеральных министров и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ) осуществляется Правительством РФ.
294
Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.
В зависимости от статуса того или иного органа законодательно определяются права его руководителей. При этом не допускается приравнивание должностных лиц к более высоким должностям в форме наделения правами по этим должностям или присвоения должностного ранга.
Сегодня система федеральных органов исполнительной власти в развернутом виде такова:
/. Федеральные министерства
Министерство Российской Федерации по атомной энергии Министерство внутренних дел Российской Федерации*1 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий*
Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам Министерство здравоохранения Российской Федерации Министерство имущественных отношений Российской Федерации
Министерство иностранных дел Российской Федерации* Министерство культуры Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации* Министерство образования Российской Федерации Министерство природных ресурсов Российской Федерации Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации
Министерство путей сообщения Российской Федерации Министерство Российской Федерации по связи и информатизации
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации
295
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Министерство энергетики Российской Федерации Министерство юстиции Российской Федерации *
2. Государственные комитеты Российской Федерации Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту
Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии
Государственный комитет Российской Федерации по статистике
Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
Государственный таможенный комитет Российской Федерации
Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ*
3. Федеральные комиссии России
-. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг
Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации
4. Федеральные службы
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации*
Служба внешней разведки Российской Федерации* Федеральная архивная служба России Федеральная служба геодезии и картографии России Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации*
Федеральная служба земельного кадастра России Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральная служба безопасности Российской Федерации* Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству
Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации*
Федеральная служба охраны Российской Федерации* Федеральная пограничная служба Российской Федерации*
296
Федеральная служба специального строительства Российской Федерации*
5. Российские агентства
Российское авиационно-космическое агентство Российское агентство по боеприпасам Российское агентство по обычным вооружениям Российское агентство по системам управления Российское агентство по судостроению Российское агентство по патентам и товарным знакам Российское агентство по государственным резервам Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации*
6. Федеральные надзоры России
Федеральный горный и промышленный надзор России Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
7. Иные федеральные органы исполнительной власти Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации*
Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации*
Управление делами Президента Российской Федерации*.
Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами*;
Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу.
Государственный комитет Российской Федерации по оборонному заказу при Министерстве обороны Российской Федерации*
Таким образом, на сегодня в систему федеральных органов исполнительной власти входят: федеральных министерств -23; государственных комитетов -7; федеральных комиссий - 2; федеральных служб - 13; российских агентств - 8; федеральных надзоров России -2; иных федеральных органов исполнительной власти -6. Итого: 62 федеральных органа исполнительной власти, включая Правительство.
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 4 статьи 78 Конституции РФ Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. При этом в пределах предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской
297
Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (хотя эти органы и образуются сами этими субъектами самостоятельно), образуют единую систему исполнительной власти. В силу этого Правительство РФ в пределах своих полномочий наделено определенными полномочиями, координационными, управленческими, арбитражными, контрольными и некоторыми другими, которые позволяют обеспечивать сочетание интересов Российской Федерации и ее субъектов (статьи 43-44 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации"). Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти вправе создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Правительство устанавливает порядок создания и деятельности территориальных федеральных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, а Полномочный представитель Президента Российской Федерации в регионе координирует их деятельность.
3. Состав, формирование, отставка Правительства Российской Федерации. Согласно статье 110 Конституции РФ, статье 6 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ - Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Председатель Правительства РФ возглавляет Правительство, определяет в соответствии с действующей Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.
Председатель Правительства РФ:
• представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;
• ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;
• подписывает акты Правительства РФ;
298
• представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
• распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства РФ.
Председатель Правительства РФ систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.
Заместители Председателя Правительства РФ решают тоже важные задачи. В частности:
• участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации его политики;
• участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства, обеспечивают их исполнение;
• координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность;
• предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство РФ.
Федеральные министры, обладая установленными законодательством Российской Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, непосредственно участвуют в выработке и реализации политики Правительства.
При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству РФ, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента РФ, и Президенту РФ.
Принципиальным является вопрос о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Правительства РФ. Этому посвящены статья 111 Конституции РФ и статья 7 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Из указанных статей следует, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Госдумы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступ-
299
ления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Госдумой.
Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Госдумой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ сам, распускает Госдуму и назначает новые выборы. • Случай с назначением на должность Председателя Правительства РФ С.В. Кириенко вызвал вопрос- что значит трехкратное отклонение представленных Президентом РФ кандидатур на должность Председателя Правительства РФ Госдумой? Можно ли Президенту РФ представлять Госдуме одну и ту же кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ повторно несколько раз, или все же при каждом отклонении Госдумой представленной Президентом РФ кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ он (Президент РФ) каждый раз должен представлять новую кандидатуру?
Конституционный Суд РФ, рассматривая этот вопрос, 11 декабря 1998 года принял постановление, по которому «Президент Российской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата»2
Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ: по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке; в случае невозможности исполнения Председателем Правительства РФ своих полномочий.
Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Госдуму Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства РФ в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.
В случае временного отсутствия Председателя Правительства, его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.
300
В случае же освобождения от должности Председателя Правительства РФ, Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства РФ поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства РФ одному из его заместителей на срок до двух месяцев.
Таким образом, должность председателя Правительства РФ -одна из ключевых в федеральных органах исполнительной власти. Вместе с тем она исключительно ответственная.
Со дня обретения Российской Федерацией суверенитета эту должность занимали несколько известных политических деятелей: Иван Степанович Сипаев (до 26 сентября 1991 г.), Егор Тимурович Гайдар (июнь - декабрь 1992 г.), Виктор Степанович Черномырдин (декабрь 1992 г. - март 1998 г.), Сергей Владиленович Кириенко (апрель - август 1998 г.), Евгений Максимович Примаков (сентябрь
1998 г. - май 1999 г.), Сергей Вадимович Степашин (май - август
1999 г.), Владимир Владимирович Путин (август 1999 г. - май 2000 г.). В настоящее время председателем Правительства РФ является Михаил Михайлович Касьянов.
Касьянов Михаил Михайлович родился 8 декабря 1957 года в городе Солнцево Московской области.
В 1983 году окончил Московский автомобильно-дорожный институт по специалности «инженер-строитель». С 1981 по 1990 годы работал в Госплане СССР - инженер, ведущий экономист, главный специалист, начальник подотдела. В 1990 году назначен начальником подотдела управления внешнеэкономических связей С 1991 года работал в Министерстве экономики РФ на различных ответственных должностях. В 1993 году возглавил Департамент иностранных кредитов и внешнего долга Министерства финансов РФ, затем, с 1995 года, первый заместитель Министра финансов РФ, а с мая 1999 года - Министр финансов РФ.
В январе 2000 года ему доверяется должность 1-го вице-премьера Правительства РФ - Министра финансов РФ. С 17 мая 2001 года - Председатель Правительства РФ.
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
Они имеют право на отставку, реализуемую путем подачи заявления.
301
Члены Правительства РФ имеют определенные льготы. Вместе с тем на них возлагаются определенные обязанности. Существуют и установленные законом ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства РФ.
Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы Российской Федерации сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Налоговые органы Российской Федерации направляют эти сведения Президенту РФ и в Федеральное Собрание. Такие сведения могут быть опубликованы.
Члены Правительства РФ не имеют права:
• быть членами Совета Федерации, депутатами Госдумы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления;
• занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Члены Правительства РФ обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства Российской Федерации находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;
• заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
• быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;
• использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
302
• получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ;
• получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;
• принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;
• выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями (статьи 10, 11 ФКЗ "О Правительстве РФ").
Ни в Конституции РФ, ни в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» не установлен срок полномочий Правительства РФ. Анализ же действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что срок полномочий Правительства связан с рядом обстоятельств: а) с избранием Президента; б) с отставкой Правительства.
В статье 116 Конституции РФ прямо записано, что перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Отсюда можно сформулировать общее правило: новый Президент - новое Правительство. А это значит, что при благоприятном развитии событий и хороших отношениях Правительства с соответствующими структурами, прежде всего с Президентом РФ, срок полномочий Правительства РФ может быть равен сроку полномочий Президента РФ, т.е. 4 годам. Более того, этот срок может быть даже несколько удлинен, т.к. хотя Правительство РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации, решение об этом оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ. Причем, в этом случае, точно так же, как и в случае отставки, старое Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформиро-
303
вания нового Правительства РФ (статья 117 Конституции РФ, части 1, 4 статьи 35 ФКЗ «О Правительстве РФ»).
Отставка Правительства РФ может иметь место в следующих случаях:
• освобождения его Председателя от должности (часть 4 статьи 7 ФЗК «О Правительстве РФ»);
• по волеизъявлению всего состава Правительства РФ, если с ним согласен Президент РФ (статья 117 Конституции РФ, часть 2 статьи 35 ФКЗ «О Правительстве РФ»);
• в случае вынесения Госдумой недоверия Правительству РФ (статья 117 Конституции РФ, часть 3 статьи 35 ФКЗ «О Правительстве РФ»);
• в случае отказа Госдумой в доверии Правительству (статья 117 Конституции РФ, часть 3 статьи 35 ФКЗ «О Правительстве РФ»).
4. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации с Президентом, Федеральным Собранием и органами судебной власти. Ключевым положением, характеризующим взаимоотношения Президента РФ и Правительства РФ, является следующее: Президент РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти.
Это достигается следующим образом:
а) Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях его Президиума;
б) в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами Президент РФ напрямую руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Правительство РФ же лишь координирует деятельность этих федеральных органов исполнительной власти;
304
в) постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ, Президент может отменить;
г) в случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента РФ;
д) Президент РФ принимает решение по вопросу об отставке Правительства и об исполнении им своих полномочий.
Важным моментом, характеризующим взаимоотношения Правительства РФ и Государственной Думы, являются институты доверия, недоверия и отказа в доверии Правительству РФ.
Председатель Правительства РФ вправе поставить перед Госдумой вопрос о доверии Правительству РФ. В этом случае Госдума может либо выразить Правительству РФ доверие, либо отказать в доверии.
Госдума может выразить также недоверие Правительству РФ.
Далее, члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Госдумы в порядке, определенном регламентами палат.
Приглашение палаты Федерального Собрания с указанием интересующих членов Совета Федерации и депутатов Госдумы вопросов направляется члену Правительства РФ не менее чем за пять дней до проведения заседания палаты. В случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания соответствующий член Правительства РФ заблаговременно уведомляет об этом палату Федерального Собрания с указанием причины отсутствия и указанием должностного лица, которое может прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы.
Члены Совета Федерации и депутаты Госдумы вправе направлять в Правительство РФ запросы, порядок рассмотрения которых определяется законодательством Российской Федерации о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы.
Взаимоотношения Правительства РФ и Федерального Собрания характеризуются следующим.
Прежде всего, Правительство РФ - активный участник за-
305
конодательной деятельности Федерального Собрания. В этом качестве Правительство РФ, во-первых, реализует предоставленное Конституцией РФ право законодательной инициативы. Это право им осуществляется посредством внесения законопроектов в Госдуму.
Правительство РФ вправе вносить в Госдуму в соответствии с ее Регламентом поправки к находящимся на рассмотрении Госдумы законопроектам. Разрабатываемые Правительством РФ проекты федеральных законов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в обязательном порядке направляются Правительством РФ в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во-вторых, Правительство РФ дает письменные заключения на следующие законопроекты: о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключение Правительства РФ направляется субъекту права законодательной инициативы и в Госдуму в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство РФ. По согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлен.
В-третьих, Правительство РФ может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах. Официальные отзывы Правительства РФ подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Госдумы.
Заключения Правительства РФ на законопроекты, поправки к законопроектам и официальные отзывы Правительства РФ о рассматриваемых палатами Федерального Собрания федеральных законах и законопроектах подписываются Председателем Правительства РФ или одним из его заместителей и направляются в палаты Федерального Собрания.
В-четвертых, члены Правительства РФ вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.
В-пятых, для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством РФ законопроекта назначается офи-
306
циальный представитель (официальные представители) Правительства РФ. Для защиты позиций Правительства РФ по заключениям, поправкам и официальным отзывам поручением Председателя Правительства РФ или одного из его заместителей может быть направлен специальный представитель, полномочия которого определяются в поручении. Представители Правительства РФ присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении федеральных законов и законопроектов, где им предоставляется слово в соответствии с регламентами палат.
В-шестых, Правительство РФ представляет Госдуме федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год представляется Госдуме Правительством РФ одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год.
Особенностью взаимоотношений Правительства РФ и комитетов и комиссий палат Федерального Собрания является то, что комитеты и комиссии палат Федерального Собрания вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членам Правительства РФ и руководителям федеральных органов исполнительной власти. О результатах рассмотрения письменных обращений комитетов и комиссий палат Федерального Собрания и о принятых мерах члены Правительства РФ и руководители федеральных органов исполнительной власти сообщают соответствующим комитетам и комиссиям в согласованные с ними сроки.
Наконец, следует указать на такую специфическую область взаимоотношений Правительства РФ и Федерального Собрания, как предоставление информации об исполнении федерального бюджета. Правительство РФ в соответствии с федеральным законом информирует Госдуму о ходе исполнения федерального бюджета и в установленные сроки предоставляет необходимую информацию в Счетную палату Российской Федерации при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно Конституции РФ и в соответствии с ФКЗ «О Правительстве РФ» (статья 42), в основе взаимоотношений Правительства РФ и органов судебной власти лежит принцип, по которому Правительство РФ в пределах своих полномочий:
307
• производит финансирование судов только из федерального бюджета и обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом;
• обеспечивает исполнение судебных решений.
5. Компетенция Правительства Российской Федерации. Перечень вопросов, относящихся к компетенции Правительства РФ, закреплены в статье 114 Конституции РФ. В ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» этот перечень конкретизирован и углублен. В итоге, с учетом всей суммы компетенционных норм, Правительство РФ полномочно решать широкий круг разнообразных вопросов а) в области общих полномочий, б) в) в сфере экономики, г) в сферах бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, д) в социальной сфере, е) в сфере науки, культуры, образования, ж) в сфере природопользования и охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, з) в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, и) в сфере обеспечения обороны и государственной безопасности, к) в сфере внешней политики и международных отношений.
Так, в области общих полномочий Правительство:
• организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
• осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
• обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
• формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
• реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
По соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Правительство РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и федеральным законам. Правительство РФ осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.
308
В сфере экономики Правительство:
• осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов;
• обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
• прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
• вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
• осуществляет управление федеральной собственностью;
• разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
• осуществляет общее руководство таможенным делом;
• принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
• формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.
В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство:
• обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
• разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
• представляет Госдуме отчет об исполнении федерального бюджета;
• разрабатывает и реализует налоговую политику;
• обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
• принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
• осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
309
• осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>