<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ного самоуправления в Российской Федерации», обращения органов и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, к которым эти обращения направлены. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.
Важнейшая социально-юридическая гарантия местного самоуправления - право на судебную защиту. Исходя из статей 46, 133 Конституции РФ, статьи 46 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», субъектами, носителями такого права выступают как граждане Российской Федерации, так и органы, должностные лица местного самоуправления. Они вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность не отнесена к специально-юридическим гарантиям местного самоуправления и рассматривается как самостоятельное явление. Однако в определенном смысле ответственность тоже может рассматриваться как гарантия местного самоуправления. Приведенный федеральный закон (статья 47) предусматривает, что органы и должностные лица местного самоуправления в соответствии с законом несут ответственность перед, с одной стороны, населением муниципального образования, с другой - государством, с третьей - физическими и юридическими лицами.
Если для наступления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением решающее значение имеет утрата доверия населения, то для того, чтобы о таковом ставило вопрос государство, необходимо нарушение органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, конституции или устава субъекта Российской Федерации, федераль-
414
ных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Ответственность же органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Наконец, к специально-юридическим гарантиям местного самоуправления могут быть отнесены предусмотренные законом средства контроля и надзора, в частности, прокурорского надзора.
Важно иметь в виду, что в системе гарантий местного самоуправления специально-юридические гарантии занимают особое место. Это именно специально-юридические гарантии. Политизация или социализация их не ведет к повышению их значения, а, наоборот, обесценивает их роль.
6. Муниципальное право. С темой местного самоуправления теснейшим образом связана проблема муниципального права - совокупности правовых норм, складывающихся в пределах административно-территориальных единиц и юридически значимых для физических и юридических лиц соответствующей местности. Таких правовых норм, которые направлены на регулирование, во-первых, собственных полномочий местного самоуправления (т. е. необходимых для решения вопросов местной жизни), и, во-вторых, отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Определенные возможности для развития муниципального права таила в себе даже прежняя система Советов, но они не могли быть реализованы в полном объеме, так как не только сельские и поселковые, районные и городские, но даже областные и краевые, а также республиканские звенья Советов не обладали достаточной экономической и политико-правовой свободой, чтобы через легитимные структуры местного самоуправления принимать самостоятельные решения, относящиеся ко всему кругу вопросов, которые актуальны для населения. Лишь с развитием местного самоуправления, увеличением муниципальной собственности, повышением экономической и социальной активности местного населения вероятность образования полноценного муниципального права становится реальной, приобретает законодательную основу и практические очертания. Изучение
415
процессов, связанных с развитием местного самоуправления, показывает, что в ряде мест уже сейчас достаточно смело регулируются общественные отношения, связанные: а) со структурой представительных и исполнительных учреждений местного самоуправления, б) правовым положением отдельных должностных лиц и органов самоуправления, в) правовым положением некоторых учреждений территориального общественного самоуправления населения. Значительный круг общественных отношений, относящихся к сфере воздействия муниципального права, связан с хозяйственной деятельностью, местными бюджетами и налогами, культурой, благоустройством населенных пунктов, охраной окружающей среды и т.д., то есть предмет муниципального права оказывается достаточно широким и во многом охватывается сферой юридического воздействия известных отраслей права: административного, финансово-бюджетного и др. Это наводит на мысль, что если муниципальное право получит достаточное развитие, то оно будет представлять собой либо суперинститут конституционного права, либо комплексную отрасль отечественного российского права.
В этой связи актуализируется проблема взаимоотношений федерального и регионального законодательства, муниципального права, а в более широком плане - проблема принципов развития и действия муниципального права. На наш взгляд, между принципами, образующими несущую конструкцию конституционного законодательства, и принципами муниципального права не может быть расхождений, выходящих за пределы диалектики общего и особенного, особенного и единичного. Во всяком случае, традиции свободного и демократического развития общества требуют, чтобы в качестве необходимых компонентов современного муниципального права рассматривались следующие принципы: 1) демократизм и гласность, свобода волеизъявления населения через референдумы, сходы, собрания и другие формы непосредственной демократии; 2) полновластие органов местного самоуправления при необходимом и достаточном разделении полномочий между их представительными и исполнительными учреждениями; 3) приоритет актов представительных органов, а также актов федерального и регионального законодательства над актами • местного самоуправления; 4) сотрудничество и взаимодействие органов местного самоуправления с государственными структурами, а
416
также с партиями, общественными организациями, объединениями, движениями граждан, действующими на конституционно-правовой основе; 5) предоставление правовой свободы на инициативу и предпринимательство, разумный хозяйственный риск; 6) широкое использование возможностей судебной власти для защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, граждан, должностных лиц и органов местного самоуправления.
Местное самоуправление, муниципальное право - перспек-тивнейшие направления, позволяющие обеспечивать свободу и демократию, народовластие, народоправие, народоцветие с учетом спектра особенностей, присущих социуму. Местное самоуправление, позволяя органически сочетать интересы личности (человека), коллектива (местного сообщества), общества и государства, открывает новые возможности для разработки проблем права и государства, власти, управления и самоуправления.
* * *
Изучение состояния местного самоуправления в Российской Федерации показывает, что в направлении формирования устойчивой, надежной и эффективной, жизнеспособной системы местного самоуправления на различных уровнях публичной власти сделано немало. Однако в целом сегодня местное самоуправление в России находится еще на ранних стадиях становления. От преодоления ряда выявленных проблем зависит успех дальнейшего развития этого процесса. Особенно актуальными являются следующие проблемы:
а) несогласованность и несистематизированность законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении. Ряд федеральных нормативных правовых актов, в первую очередь принятых до вступления в силу Конституции РФ, содержат положения, не соответствующие конституционно-правовому статусу местного самоуправления. Кроме того, нормы, регулирующие отдельные вопросы осуществления местного самоуправления, содержатся в значительном количестве отраслевых законодательных и иных нормативных правовых актов;
б) неполное и непоследовательное законодательное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления. Нормы Конституции РФ и принятых нормативных правовых ак-
417
тов не исчерпывают необходимое правовое обеспечение осуществления местного самоуправления. Кроме того, серьезные трудности в практической деятельности органов местного самоуправления вызывает неоднозначность в понимании некоторых норм российского муниципального права, в том числе закрепленных Конституцией РФ;
в) несоблюдение законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении, в том числе:
- принятие законодательных актов субъектов Российской Федерации, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству;
- принятие нормативных правовых актов органов местного самоуправления, противоречащих Конституции РФ, федеральному законодательству и законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации;
- невыполнение норм муниципального права должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления;
г) бездействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, отсутствие нормативного регулирования на соответствующем уровне вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления;
д) отсутствие должного правового разграничения полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов Российской Федерации) и органами местного самоуправления является одной из наиболее острых проблем становления местного самоуправления, препятствующих качественному и эффективному решению ряда важнейших вопросов деятельности органов местного самоуправления, в том числе вопроса наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
е) недостаточное обеспечение финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований. Эта проблема включает в себя комплекс вопросов, решаемых как на государственном, так и на муниципальном уровне. К ним относятся вопросы формирования муниципальной собственности (в том числе муниципальной собственности на землю), создание условий для формирования полноценных местных бюджетов (в том числе учета специфики муниципальных образований при распределении государственных финансовых ресурсов), создания стабильной нормативной основы экономической деятельности муници-
418
пальных образований и другие;
ж) несовершенство механизмов судебной защиты местного самоуправления, недостаточная урегулированность вопроса обеспечения исполнения судебных решений, а также несовершенство системы подготовки судебных кадров и повышения квалификации судей в сфере муниципального права;
з) отсутствие права органов местного самоуправления на защиту посредством конституционного судопроизводства прав местного самоуправления и конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления;
и) нехватка квалифицированных муниципальных кадров. Общероссийская система кадрового обеспечения муниципальных образований, обучения выборных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих до настоящего времени не сложилась.
Ясно, что многогранная деятельность по разрешению приведенных очень непростых проблем должна осуществляться в рамках единой политики в масштабах всего общества и государства. Исключительно важно, чтобы такая политика в области местного самоуправления формировалась и реализовывалась на основе соблюдения следующих принципов:
• единства целей, направлений, задач и механизмов реализации государственной политики:
• комплексного подхода к реализации государственной политики;
• взаимодействия и сотрудничества федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в процессе ее реализации;
• преемственности государственной политики в области местного самоуправления на разных этапах проведения муниципальной реформы;
• всесторонней поддержки местного самоуправления со стороны государства;
• невмешательства органов государственной власти в компетенцию органов местного самоуправления;
• контроля со стороны государства за реализацией государственными органами и их должностными лицами государственной политики.
Формирование местного самоуправления не может быть самоцелью. Существование местного самоуправления оправдано лишь
419
в том случае, если оно, будучи вписанным в гражданское общество, раскрепощает личность, позволяет осуществлять народовластие, способствует становлению экономически и социально развитого демократического федеративного и правового государства. Нельзя сформировать систему местного самоуправления за очень короткие сроки. Оно может быть создано лишь в течение достаточно продолжительного времени, поэтапного движения к общей стратегической цели. Но в случае успеха местное самоуправление позволяет создать надежную и эффективную систему взаимодействия населения и государства.
Эффективное функционирование этой системы позволит обеспечить:
• улучшение условий жизни населения в каждом муниципальном образовании;
• обретение гражданами навыков демократического взаимодействия с формируемыми ими органами местного самоуправления, а также навыков общественного контроля за эффективностью их деятельности;
• устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований.
Примечания
1 См. Кропоткин П. Анархия, ее философия, ее идеал. - М.: Эксмо-
Пресс, 1999.-С. 247
2 Там же
3 Кропоткин П. Анархия.... - С. 213
4 См.. напр.: Государство и право буржуазных и развивающихся стран: Учебник. М.: Юрид. лит.. 1989. С. 335-337; Seele. Die Kreise in der Bundesre-publik Deutschland. - Bonn, 1990; Kommunale Zelbstverwaltung, Fundament des demokratischen and sozialen Bundesstaats. - Bonn, 1990; Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор) / Под общ. ред. И. П. Медведева и др. - М.: Юрид. лит., 1994; Органы местного самоуправления в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ: Антология описательных материалов. - Институт самоуправления и государственной службы (филиал Института открытого общества). - Венгрия, Будапешт, 1994; Барабашев Г. В. О хартиях местного самоуправления в США // Государство и право.- 1994.- № 5.- С. 126; Институты самоуправления: историко-правовое исследование / В.Г. Графский, Н.Н. Ефремова, В.И. Карпец и др.-М.: Наука, 1995.
И.Д. Мерником дан обзор различных концепций местного само-
420
управления (См.: Черник И.Д. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие.- М.: ИНИОН РАН, 1996.- 35 с.), что само по себе уже интересно. На наш взгляд, теоретическая и практическая ценность указанной работы была бы намного выше, если бы автор попытался систематизировать известные ему взгляды на институт местного самоуправления.
5 См.: Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор). -М.: 1994.
6 Чиркин В.Е. Современные модели местного самоуправления // Российский юридический журнал. - 1995. - № 3. - С. 58-67. К иберам, иберийцам принято относить, во-первых, древние восточногрузинские племена, составлявшие население Иберии; во-вторых, группы племен, населявших древнюю Италию (см.: Словарь русского языка: в 4-х ч.- Т. 1.- М.: Гос.изд.ин.и нац.словарей, 1957.-С. 862).
7 См.: Ефремова Н.Н., Лаптева Л.Е. История земства и перспективы развития местного самоуправления // Государство и право. 1993. N11.; Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М., 1993; Лаптева Л.Е. Региональное и местное управление в России (вторая половина XIX в.). М.: Акад. правовой ун-т при Ин-те гос. и права РАН, 1998; Лаптева Л.Е., Ефремова Н.Н. Организация и практика земских учреждений в России // Государство и право. 1993. N 2.
8 Интересные сведения об организации самоуправления у башкир в дореволюционный период можно найти в работе Ф.А. Шакуровой (См.: Шакурова Ф.А. Башкирская волость и община в середине XVIII и первой половине ХГХ века. -Уфа 1992.
9См.: Чиркин В.Е. Указ. соч. -С. 65-66.
10 Практика судебной защиты прав местного самоуправления отчасти представлена в Сборнике судебных решений федеральных судов «Судебная защита прав местного самоуправления в Российской Федерации» (Сост.: Л.В. Гильченко, А.Н. Дементьев, Л.Е. Лаптева. Вступит, статья, ком-мент. А.Н. Дементьева. -М.:Юристъ, 1997.—С. 136.
11 В последние годы наряду с проблематикой собственно местного самоуправления достаточно активно разрабатываются и вопросы муниципального права. Так, среди новейших учебно-методических работ, посвященных этой теме, особо выделяются следующие учебники и учебные пособия: Краснов М.А. Введение в муниципальное право. - М., 1993; Фадеев В.И. Муниципальное право России. - М.: Юристь, 1994; Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации.- М.: Юристь, 1997; Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право России. - М: Новый юрист, 1998; Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник. -Екатеринбург: Уральская гос. юрид. акад., 1997; Шугри-на Е.С. Муниципальное право России. - М.: Дело, 1999.
12 Российская газета.-1999.-21 окт.
421
Более углубленному самостоятельному изучению конституционно-правовых основ, принципов и норм местного самоуправления, истории становления его институтов и их современному состоянию существенную помощь могут оказать следующие работы: Градский В.Г., Ефремова Н.Н., Карпец В.И. и др. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. - М.: Наука, 1995; Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования / под ред. К.Ф. Шеремета и И.И. Овчинникова. - М., 1998; Барабашев Г.В. Местное самоуправление.- М.: Изд-во МГУ, 1996; Васильев В.И. Местное самоуправление: Учеб. и науч.-практ. пособие. М.: Юринформцентр: Тихомиров, 1999; Емельянов Н.А. Становление местного самоуправления в России: конституционные нормы и реальность. - Тула: ТИГИМУС, 1997; Щербакова Н.В., Егорова Е.С. Местное самоуправление в России: теория и практика. -Ярославль, 1996.
422
Именной указатель
Абдулатипов Р.Г. - 65, 75, 185, 211
Абрамов А.С. - 276
Авакьян С.А. - 45, 56, 183, 281, 282, 401
Александр 1-58, 60, 275
Александр II - 6,60, 61, 74
Александр III - 60
Алексеев С.С. -41, 47, 56
Арановский К.В. - 83, 92
Аринин А.Н. - 240
Аристотель- 129
Атаманчук Г.В. - 185,211
Афанасьев В.Г. - 401
Ахенваль Г. - 22
Бабошин О.А. - 87, 88, 94,
Бабурин С.Н. - 240
Баглай М.В. - 6, 83, 84, 92, 93, 114, 126, 349, 354
Бакатин В.В.-255
Бакунин М.А.-403
Барабашев Г.В. - 32,401,425,426
Басилашвили О.В. - 75
Безобразов В.П. - 400
Безуглов А.В. - 6, 7
Белых А.К.-401
Бердяев Н.А.- 12, 128
Бжезинский 3. - 210,212
Богданова Н.А. - 8, 16, 56
БоденЖ.-ПЗ, 126
Болтенкова Л.Ф. - 65, 75, 185,211
Бондарь Н.С.-401
Бордюжа Н.Н. - 252
БратусьС.Н.-401
Браун О.-212
Брежнев Л.И. - 262
Брынцалов В.А. - 257
Бубер М. - 128
Васильев А.А. — 55
Васильев В.И. - 401, 426
Васильчиков А.И. - 400
ВеберМ.-65,75
Вильнянский Е.И. - 353
423
Виппер Р.Ю. - 55
ВитрукН.В.-85,93
Власов Ю.П. - 257
Воеводин Л.Д. - 32
Волков Ю.С.-401
Волошин А.С. - 252
Вольтер- 127
Воронцов А.Р. - 57
ВыдринИ.В.-401,426
Вяземский П.А. - 58
Вяземский П.П. - 61
Гайдар Е.Т. - 304
Гамильтон А. - 243
Гете И.В.-213
Гильом Дж. - 403
Гирке-402
Гнейст Р. - 400
Говорухин С.С.-258
Гоголь Н.В. - 252
Гольбах П. А.- 127
Горбачев М.С. - 243,244,257,262
ГоробецВ.Д.-281,282
Градовский А.Д. - 400
ГранкинИ.В.- 281,282
Графский В.Г. - 74,425
Григорян Л.А. - 401
Губогло М.Н. - 240
ГурвичГ.С.-15
Давид Рене - 23
Данилов А. А - 75
Декурсель П. - 283
Десницкий С.Е. - 57
Дешан А. - 58
Джабраилов У.А. - 258
Дидро Д. - 127
Дмитриев Ю.А. - 281, 282
Евтихиев И.И. - 400
Егоров Н.Д. - 252
Егорова Е.С. - 426
Екатерина II - 350
Ельцин Б.Н. - 3, 47, 75, 230, 255, 256, 257, 258, 262, 322
Емельянов Н.А. — 426
Ефремова Н.Н. - 425,426
424
Жириновский В.В. - 255,257,258
Жорес Ж.-185
Зиновьев А.В. - 110, 126
Златопольский Д.Л. - 32
Золотарева М.В. - 189, 212
Зюганов ГА. - 257,258
Ильин И.А. - 67-69, 75
Ильинский И.П. - 32
Исаев И.А. - 65, 75
Ишаев В.И. - 276
Кабышев В.Т. - 16
Казанчев Ю.Д. - 82, 92, 93,426
Калмыков Ю.Х. - 47
Камю А. - 128
Карапетян Л.М.-212
Касьянов ММ. - 304
Кириенко С.В. - 303, 304
Кириченко М.Г. - 32
Кирхгоф Р. - 6
Кларк Дж. - 397
Климов А.Е. - 67
Козлова Е.И. - 82, 92,363
Кокотов А.Н. - 79, 92,401,426
Кокошкин Ф.Ф. - 31
Колюшин Е.И. - 114, 126, 349, 354
КоркуновН.М.-15,31,400
Королев С.В.-401
Котляревский С. А - 31
Коток В.Ф.-32, 401
Кочубей В.П. - 58
Кравец И.А. - 34
Кравчук С.С. - 32
Краснов М.А. - 84, 93, 401, 426
Кресс В.М.-276
Кречетов .Ф.В. - 57
Кропоткин П.А. - 403, 424
Крылов Б.С.-187, 212
КряжковВ.А. - 86,93
Куприц Н.Я. - 32, 56
Курашвили К.Т. - 212
Кутафин О.Е. - 92, 93, 183,353, 358, 363,401,426
ЛабандО.-401
Лазарев Л.В. - 86,93
425
Лазаревский Н.И. - 15,66,75,400
Лаптева Л.Е. - 425
Лассаль Ф. - 95
Лебедев А.А.-214
Лебедев А.Н.-217, 231
Лебедь А.И.-214
Левин И. Д.-15, 32
Ленин В.И.-31,43, 269,281
Лепешкин А.И. - 15, 32
Лец С.Е. - 35
Лимонова Н.А. - 183
Лисица-Ю.Т. -68, 75
ЛоккД.-127, 151
Ломоносов М.В. - 333
Лорис-Меликов М.Т. - 60, 61
Лужков Ю.М. - 276
Лучин В.О. - 19, 34, 87, 93, 97, 108
Лысенко В.Н. - 240
Любимов А.П. - 281, 282
Мабли Г. - 127
Магомедов М.М. - 276
Макашов А. -255
Малько А.В. - 358
Мао Цзе-дун - 209
Маркс К.-31
Марченко М.Н. - 24
Махно Н.И. - 403
Медведев A.M. - 349
Медушевский А.Н. - 75
МейерЭ.-401
Мельников А.А. - 354
Местр де Ж. - 293
Меттерних К. - 265
Мильтон Дж. - 127
Миронов С.М. - 272
Митюков М.А. - 281
Михайловский Н.К. - 400
Михалева Н.А. — 2
Мицкевич А.В. -41, 56
Мишин А.А. - 55, 85, 93, 263
Монтескье Ш. - 127
Муравьев Н. -58,61
Набоков В.Д. - 364
426
Наполеон 1-74 Некрасов Н.А. -152 Николай II - 267 Новиков Н.И. - 57 Новосильцев Н.Н. - 58 Основин B.C. - 32 Палиенко Н.И. - 31 Памфилова Э.А. - 258 Панин Н.И. - 57 Пастухов В.Б. - 42, 56 Пейн Т. - 55 ПертцикВ.А.-32, 401 Пестель П.И.-61 Петери Золтан - 24,45 Петр 1-191, 192,233,350 Петров Г.И. - 32 Петров Ю.В. - 252 Писарев А.Н. - 93,426 Победоносцев К.П. - 60 Подберезкин А.И. - 258 Полянский Н.Н. - 352, 354 Постников А.Е. -83, 93 Постовой Н.В.-401 Примаков Е.М. - 304 ПрудонП.Ж.-403 Прутков К. - 232 Путин В.В.-251,258, 304 Пушкин А.С.-182 Пыжиков А.В. - 75 ПыхтинС.П.-47 Радищев А.Н. - 57, 127 Резерфорд Э. - 12 РесслерО.-401 Ржевский В.А. - 15 Ривлин А.Л. - 352 Роберт Г. - 278 Рокецкий Л.Ю. - 276 Румянцев О.Г. - 47, 110, 126 Руссо Ж.-Ж.-56, 127,293 Рыбкин И.П.- 273 Рыжков Н.И.-255 Рылеев К.Ф.- 320 Сабо И.-23
427
Савицкий В.М. - 352, 354
Савостьянов Е.К. - 258
Саидов А.Х. - 24
СаликовМ.С.-9,187,211
Саломаткин А.С. - 401
Салтыков (Щедрин) М.Е. - 355
Сартр Ж.П.-128
Свешников М.И. - 400
Селезнев Г.Н. - 273
Силаев И.С. - 304
СилиновП.М.-186, 211
Скуратов Ю.И. - 258, 349, 401
Слободкин Ю.М - 47
Соболевский М. - 85
Собчак А.А. - 47
Солдатов С. А. - 6, 7
Спенсер Г. - 12
Сперанский М.М. - 58, 60, 275
Сталин И.В. - 268
Степанов И.М. - 84, 93, 278,279,281,282
Степашин С.В. - 276, 304
СтрашунБ.А.-ИО, 125
Стрекозов В.Г. -82, 92
Строганов П.А. - 58
Строгович М.С. - 352, 354
Строев Е.С. - 272
Сычев А.П.-240
Таболин В.В. - 84, 93
Тилле А.А. - 23, 34
Титов К.А.- 258
Тиунова Л .Б. - 41, 56
Тихомиров Ю.А. - 16, 24,41, 56, 86, 93,212, 281,401, 426
Токвиль де А. - 243,400
Топорнин Б.Н. -41, 56, 84,212,217,266, 278,281,282,401
Тохтамыш хан - 209
ТрайнинИ.П.-15,32
Тулеев А.Г.- 255,257,258
Туманов В.А.-23, 187
УмноваИ.А.-217
Фадеев В.И. - 93,426
ФарберИ.Е. -15
Федоров С.Ф. - 257
Филатов С.А. - 252
428
Филдинг Г. - 95
Фихте И.Г.-151
Фойницкий И.Я. - 353
Фонвизин Д.И. - 57
Фромм Э. - 129
Фукс -111
Хабриева Т.Я. - 93,281,282
Хайдеггер М. - 128
Хасбулатов Р.И. - 269,281
Хохлов С.А. - 47
Хрущев Н.С. - 70, 194, 234,262
Цицерон М.Т. - 127
Чарторыйский А.Е. - 58
Черкашин Е.Ю. - 281,282
ЧерникИ.Д.-425
Черномырдин B.C. - 304
ЧиркинВ.Е.-183, 187, 189,212,214,217,401,406,425
Чичерин Б.Н. -31, 400, 402
Чубайс А.Б. - 252
Шаймиев М.Ш. - 276
Шаккум М.Л. - 257
Шакурова Ф.А. - 425
Шарган М. - 57
Шаховской Д.И.-182
Шахрай С.М. - 186, 211, 240
Швеков Г.В. - 23,34 Шеремет К.Ф.-401,426 Шестов Л. - 128 Шеффнер - 402 Штейн Л. - 400 ШугринаЕ.С.-401 Шумейко В.Ф. - 272 Щапов А.П. -56, 61-63, 74 Щербакова Н.В. - 426 Щетинин Б.В.- 16, 32 ЩигликА.И.-401 ЭбзеевБ.С.-103 Энгельс Ф. - 31 Эшенбах М. - 6 Югов А.А. - 358 ЮдинЭ.Г.-18, 34 Юдин Ю.А. - 85, 93, 187 Юм Д. - 127
429
Юмашев В.Б.-252 Явлинский Г.А. - 257,258 Яковлев В.А. - 276 Яров Ю.Ф. - 65, 75 Ясперс К. - 128 ЯсюнасВ.А. -401 Ященко А.С. -31
Современные федерации
Приложение 1
Сарана
Число составляющих федерацию единиц
Год образования федерации
Население млн.
1
2
4
3
Аргентинская Республика
22 провинции, 1 национальная территория, 1 федеральный округ
1826
36,1
Австралийский Союз
6 штатов, 1 территория, 1 столичная территория, 7 административных территорий
1901
19,1
Австрийская Республика
9 земель
1920
8,06
Бельгия
3 региона, 3 коммуны
1993
10,1
Федеративная Республика Бразилия
26 штатов, 1 федеральный столичный округ
1889
160,5
Канада
10 провинций, 3 территории
1867
30,2
Федеративная Исламская Республика Коморские Острова
4 острова
1978
0,6
Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
9 штатов, 1 столичный округ
1995
62,0
Федеративная Республика Германия
16 земель
1949
82,16
Республика Индия
25 штатов, 7 объединённых территории
1950
952,0
Малайзия
13 штатов, 2 федеральные территории
1963
21,2
Мексиканские Соединённые Штаты
3 1 штат, 1 столичный федеральный округ
1917
97,4
Федеративные Штаты Микронезии
4 штата
1986
0,14
Федеративная
36 штатов, 1 федеральный


430
Основные расовые и этнические группы
Основные языки
Основные религии
5
6
7
аргентинцы, 82%; итальянцы, 5%; испанцы, 4%
испанский
католики, 93%; протестанты, 4%
европейцы по происхождению, 97%
английский
протестанты, 44%; католики, 26%
австрийцы, 91%
немецкий
католики, 80%; протестанты, 9%
фламандцы, 51%; валлоны, 41%; немцы 1%
фламандский, французский
католики, 85%; протестанты, 8%
европейцы, 60%; метисы, 30%; негры, 8%; индейцы, 2%
португальский
католики, 92%; протестанты, 5%
англичане, 45%; французы, 29%; другие европейцы, 23%; индейцы и эскимосы, 1,5%
английский, французский
католики, 45%; Объединенная церковь, 1 8%; анг-ликане, 12%
потомки арабов, 95%
арабский, французский

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>