стр. 1
(общее количество: 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
В.Е.Чиркин
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Учебник
ББК 67.99(3)01 4-64
Чиркин В.Е.
1-64 Конституционное право 1997.-568с. ISBN 5-7357-0204-1
Учебник написан в соответствии с учебной программой по данному предмету, утвержденной Академическим правовым университетом при Институте государства и права Российской академии наук. В Общей части рассматриваются основные институты конституционного права, в Особенной - основы конституционного права десяти стран Европы, Азии, Африки, Америки, представляющие определенные конституционно-правовые системы.
ББК 67.99(3)01 ISBN 5-7357-0204-1 (c) Чиркин В.Е., 1997
(c) "Юристъ". Оформление, 1997


Изучение конституционного права зарубежных стран в высших юридических учебных заведениях России предусмотрено Государственным образовательным стандартом. Конституционное право преподается и во многих странах Содружества Независимых Государств. Данный учебник, подготовленный в Академическом правовом университете при Институте государства и права Российской академии наук, может использоваться с соответствующими изменениями (например, в перечне изучаемых стран) и в этих государствах.
Курс конституционного права зарубежных стран имеет три главные цели: общеобразовательную, правоведческую и практическую. Общеобразовательное значение данного предмета связано с необходимостью повышения общей культуры студентов - будущих юристов. Правоведческая цель курса состоит в углублении теоретических знаний о моделях правового регулирования статуса личности, о различных конституционных принципах экономической, социальной и политической систем общества, об основах его духовной жизни, о разных формах правления, территориально-политического устройства государства, системах государственных органов и органов местного самоуправления. Практическая роль курса связана с изучением конституционно-правовых институтов и методов конституционного регулирования, их позитивных и негативных сторон, которые могут изменяться в неодинаковых условиях: позитивные черты могут обернуться негативными последствиями, и наоборот. Знание конституционной теории и практики различных государств может помочь совершенствованию конституционно-правового регулирования в России и других странах с учетом их конкретных условий.
В предлагаемом вниманию читателя учебнике рассматриваются основные институты конституционного права зарубежных стран (Общая часть, имеющая в основном теоретическое значение) и основы конституционного права десяти отдельно взятых стран, представляющих различные правовые системы современности (Особенная часть). При изучении данной дисциплины в других высших учебных заведениях, в иных странах перечень этих государств может быть дополнен, те или иные из них могут быть заменены другими, например в зависимости от подготовки педагогических кадров или практических потребностей (скажем, в случае необходимости изучать основы конституционного права сопредельных стран).
Овладение знаниями по данной дисциплине предусматривает не только слушание лекций преподавателя, но и значительную самостоятельную работу студентов, знакомство их с некоторыми конституциями и рекомендованной литературой. При изучении курса целесообразно провести также 2-4 семинарских занятия по избирательным системам, вопросам парламентаризма и территориально-политического устройства государства и др. План таких занятий и список рекомендуемой литературы содержатся в программе и учебно-методическом пособии, которые изданы Академическим правовым университетом в 1995 г. Там же приводятся список контрольных вопросов, задания по курсовым и контрольным работам, даны методические указания по подготовке таких работ.
Для овладения курсом студенту достаточно хорошо изучить данный учебник, а также рекомендуемые ниже основную литературу и источники (некоторые конституции). Студентам, стремящимся к углубленному изучению предмета, желающим специализироваться по государствоведческим и конституционным проблемам, готовить дипломную работу по данной дисциплине, рекомендуется дополнительная литература. Ее список не носит исчерпывающего характера, так как появляются новые исследования, принимаются новые конституции и законы. Студент должен следить за этими новеллами, а также за практикой применения конституционного права в изучаемых государствах.
Основная литература и источники
1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1993. Т. 1; М., 1995. Т. 2. В 1996 г. оба эти тома опубликованы отдельным изданием с несущественным обновлением материала.
2. Иностранное конституционное право / Отв. ред. В.В. Маклаков.
М" 1996 (гл. 1-4, 8, 9, 11, 12).
3. Конституции зарубежных государств. М., 1996 (конституции США, Великобритании, Франции, Японии или иные 3-4 конституции
по указанию преподавателя).
4. Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. / / Конституция и основные законодательные акты КНР. М., 1984.
Дополнительная литература
1. Боботов С.В. Конституционная юстиция. М., 1994.
2. Зарубежное законодательство о политических партиях. М., 1993.
3. Защита прав человека в современном мире: Сб. статей. М., 1993.
4. Национальный вопрос, государство и право в странах западной
демократии. М., 1994.
5. Очерки парламентского права. М., 1993.
6. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах
М.,1994.
7. Сахаров Н.Л. Институт президента в современном мире. М., 1994
8. Сравнительное конституционное право. М., 1996.
9. Судебные системы западных государств. М., 1991.
10. Федерация в зарубежных странах. М., 1993.
11. Чиркин В.Е, Основы конституционного права: Учебное пособие
М.,1996.
12. Энтин Л.М. Разделение властей: Опыт современных государств
М.,1995.
Дополнительные источники.
В 70-80-х годах в издательстве "Прогресс" опубликован ряд книг под общим заголовком "Конституция и законодательные акты". В этих книгах содержатся тексты конституций и многих других правовых
актов - законы о выборах, о средствах массовой информации и т.д., ордонансы и указы президентов, регламенты парламентов, решения конституционных судов. Каждая книга посвящена определенной стране (Австрии, Италии, Кубе, США, Франции и т.д.). На титуле сначала обозначена страна, а затем - заголовок, например: Французская Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1989.
Студентам следует использовать эти источники для углубления знаний.





ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . . .....
ОБЩАЯ ЧАСТЬ: ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Глава 1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль
права, наука, учебная дисциплина ............. 10
§ 1. Конституционное право-отрасль права ......... 10
§ 2. Наука о конституционном праве зарубежных стран ... 19
§ 3. Конституционное право зарубежных стран - учебная
дисциплина........................... 25
Глава 2. Конституции зарубежных стран .... 27
§ 1. Понятие и значение конституции ... . 27
§ 2. Сущность и содержание конституции 30
§ 3. Разработка, принятие и изменение конституции 35
§ 4. Виды конституций ............ 40
§ 5. Институт конституционного контроля . . 43
Глава 3. Основы правового статуса личности . 49
§ 1. Правовые системы зарубежных стран и правовой статус
личности ................. 49
§ 2. Институт гражданства ......... 53
§3. Конституционный принцип равноправия граждан . .59
§4. Социально-экономические права ... 62
§ 5. Политические права .......... 72
§ 6. Личные права и свободы ................... 77
§ 7. Коллективные права социальных, национальных и иных
общностей ........................... 81
§ 8. Конституционные обязанности личности ......... 83
§ 9. Гарантии конституционных прав и способы обеспечения
выполнения конституционных обязанностей ......... 84
§ 10. Права и обязанности граждан в условиях чрезвычайного
положения ............................. 86
Глава 4. Конституционные принципы экономической, социальной, политической систем и духовной
жизни общества . . 88
§ 1. Конституционные принципы экономической структуры общества ............................... 89
§ 2. Конституционные положения о социальной структуре общества ............................... 94
§ 3. Конституционные принципы политической системы ..... 95
§ 4. Конституционные принципы духовной жизни общества . . 100
Глава 5. Правовое регулирование создания и деятельности политических партий,
бщественных организаций и движений ................................. 101
§ 1. Основы и пределы правового регулирования общественных объединений ........................ 101
§ 2. Правовое положение политических партий ......... 103
§ 3. Правовое положение объединений социально-экономического и культурного характера ................. 116
Глава 6. Основы организации государственной власти ....... 122
§ 1. Государственная власть как институт конституционного
права ............................... 122
§ 2. Разделение властей ....................... 128
§ 3. Единство государственной власти .............. 132
Глава 7. Формы правления в зарубежных странах . ......... 136
§ 1. Понятия формы государства и формы правления ...... 136
§ 2. Монархия ............................ 140
§ 3. Республика ............................ 143
Глава 8. Формы территориально-политического устройства государства .............................. 155
§ 1. Понятие территориально-политического устройства государства и классификация его
форм .............. 155
§ 2. Унитарное государство ..................... 157
§3. Автономия ............................ 159
§4. Федерация ............................ 164
§ 5. Регионалистское государство ................. 176
§ 6. Конфедерации, содружества, иные политико-территориальные образования ....................... 177
Глава 9. Государственный режим в зарубежных странах ..... 179
§ 1. Понятие государственного режима .............. 179
§ 2. Классификация государственных режимов ......... 182
Глава 10. Голосование избирателей: выборы, отзыв, референдум,
народная законодательная инициатива ........... 191
§ 1. Понятие и принципы избирательного права ......... 191
§ 2. Правовое регулирование подготовки и проведения выборов ................................. 201
§ 3. Голосование и определение результатов выборов . ..... 210
§ 4. Голосование об/отзыве избранного представителя ..... 225
§5. Референдум ........................... 227
§ 6. Народная законодательная инициатива ........... 232
Глава 11. Законодательная власть и ее органы ............. 235
§ 1. Понятие парламента и его структура ............. 235
§ 2. Правовое положение члена парламента ........... 242
§ 3. Внутренняя организация парламента и его палат ...... 246
§ 4. Полномочия парламента .................... 250
§ 5. Порядок работы парламента .................. 256
§ 6. Законодательный процесс ................... 258
564
§ 7. Специальные парламентские процедуры ........ . 262
§ 8. Непарламентские формы осуществления законодательной власти ............................ 264
Глава 12. Исполнительная власть и ее органы ............. 266
§ 1. Понятие исполнительной власти ............... 266
§ 2. Глава государства ........................ 268
§ 3. Правительство .......................... 280
Глава 13. Судебная власть и ее органы .................. 295
§ 1. Понятие судебной власти ................... 295
§ 2. Судебные органы и судебные системы ............ 298
§ 3. Осуществление судебной власти ............... 305
Глава 14. Публичная власть территориального коллектива: органы местного самоуправления
и управления ....... 309
§ 1. Понятие местного самоуправления и управления . ..... 309
§ 2. Системы органов местного самоуправления и управления . 312
§ 3. Органы общинного самоуправления и управления ..... 316
§4. Органы регионального самоуправления и управления ... 318
§ 5. Государственный контроль в отношении местного самоуправления ............................. 319
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ: ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН
Глава 15. Основы конституционного права США 322
§ 1. Конституция США ...................... 322
§ 2. Основы правового статуса личности ............. 325
§ 3. Правовое регулирование общественных объединений . . . 326
§ 4. Правовое регулирование институтов непосредственной
демократии ............................ 331
§ 5. Законодательная власть .................... 333
§ 6. Исполнительная власть ..................... 338
§ 7. Судебная власть ......................... 343
§ 8. Американский федерализм ................... 345
§ 9. Местное самоуправление и управление ........... 346
Глава 16. Основы конституционного права Великобритании . . . . 349
§ 1. Конституция Великобритании ................. 349
§ 2. Основы правового статуса личности ............. 351
§ 3. Правовое регулирование общественных объединений . . . 352
§4. Правовое регулирование институтов непосредственной
демократии ............................ 356
§ 5. Законодательная власть .................... 357
§ 6. Исполнительная власть ..................... 362
§ 7. Судебная власть ......................... 366
§ 8. Региональное и местное самоуправление и управление . . 368
Глава 17. Основы конституционного права Франции . ........ 371
§ 1. Конституция Франции ..................... 371
§ 2. Основы правового статуса личности ............. 375
§ 3. Правовое регулирование 377
§ 4. Правовое регулирование
демократии ........ 378
§ 5. Законодательная власть 381
§ 6. Исполнительная власть . 387
§ 7. Судебная власть .................... 391
§ 8. Региональное и местное самоуправление и управления
Глава 18. Основы конституционного права Германии .... 396
§ 1. Конституция Германии ................. 396
§ 2. Основы правового статуса личности ........... 400
§ 3. Правовое регулирование общественных объединений . 403
§ 4. Правовое регулирование институтов непосредственной
демократии .......................... 406
§ 5. Законодательная власть 408
§ 6. Исполнительная власть . 412
§ 7. Судебная власть ..... 414
§ 8. Германский федерализм .......... 416
§ 9. Местное самоуправление и управление . 418
Глава 19. Основы конституционного права Украины . . 420
§ 1. Конституция Украины ................... 420
§ 2. Основы правового статуса личности ........... 424
§ 3. Конституционное регулирование институтов непосредст-
венной демократии ..................... 428
§ 4. Правовое регулирование общественных объединений 431
§ 5. Законодательная власть ................ 433
§ 6. Исполнительная власть ................. 437
§ 7. Судебная власть и прокуратура ........... 440
§ 8. Местные органы государственной власти и местное само-
управление .............................. 442
Глава 20. Основы конституционного права Китая ........... 447
§ 1. Конституция КНР ........................ 448
§ 2. Основы правового статуса личности ............. 451
§ 3. Правовое регулирование общественных объединений . . . 454
§ 4. Правовое регулирование институтов непосредственной
демократии ............................ 456
§ 5. Высшие органы государственной власти ........... 460
§ 6. Высшие органы,государственного управления ....... 465
§ 7. Органы суда и прокуратуры .................. 466
§ 8. Национально-территориальная автономия в КНР ...... 468
§ 9. Местные органы государственной власти, государственно
го управления и общественного самоуправления ........ 470
Глава 21. Основы конституционного права Японии .......... 474
§ 1. Конституция Японии ...................... 474
§ 2. Основы правового статуса личности ............ 476
§ 3. Основы правового статуса общественных объединений . . 478
566
§ 4. Правовое регулирование институтов непосредственной
демократии ............................ 481
§ 5. Законодательная власть .................... 483
§ 6. Исполнительная власть ..................... 488
§ 7. Судебная власть ......................... 491
§ 8. Местное самоуправление и управление ........... 492
Глава 22. Основы конституционного права Индии .......... 495
§ 1. Конституция Индии ....................... 495
§ 2. Основы правового статуса личности ............. 499
§ 3. Правовое регулирование общественных объединений . . . 500
§ 4. Институты непосредственной демократии .......... 503
§ 5. Законодательная власть .................... 505
§ 6. Исполнительная власть ..................... 507
§ 7. Судебная власть ......................... 511
§8. Индийский федерализм ..................... 512
§ 9. Местное самоуправление и управление ........... 518
Глава 23. Основы конституционного права Египта .......... 520
§ 1. Конституция Египта ...................... 520
§ 2. Основы правового статуса личности ............. 524
§ 3. Правовое регулирование общественных объединений . . . 525
§ 4. Конституционные институты непосредственной демокра-
тии ................................ 528
§ 5. Законодательная власть ................... 529
§ 6. Исполнительная власть ..................... 531
§ 7. Судебная власть ......................... 534
§ 8. Местное самоуправление и управление ........... 535
Глава 24. Основы конституционного права Бразилии ........ 538
§ 1. Конституция Бразилии ..................... 538
§ 2. Основы правового статуса личности ............. 542
§ 3. Правовое регулирование общественных объединений . . . 544
§4. Институты непосредственной демократии .......... 547
§ 5. Законодательная власть .................... 549
§ 6. Исполнительная власть ..................... 553
§ 7. Судебная власть ......................... 555
§ 8. Бразильский федерализм .................... 558
§ 9. Местное самоуправление и управление ........... 561
















ОБЩАЯ ЧАСТЬ:
основы
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Глава 1
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН:
ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
§ 1. Конституционное право - отрасль права
Терминология. Государства современного мира характеризуются огромным многообразием. Среди них есть государства-гиганты, например Китай с 1, 2 млрд. населения, и государства-карлики, например Республика Науру в Океании, где население не достигает и 8 тыс. человек;
экономически высокоразвитые страны, например США, и государства, где до сих пор в деревне преобладает патриархальное хозяйство (Республика Чад в Африке); страны с устойчивыми демократическими традициями, например Франция, и государства с авторитарными (Индонезия) и даже тоталитарными (КНДР) режимами. В подавляющем большинстве стран (кроме тех, где вообще нет конституций, хотя и в них действуют нормативные принципиальные положения разного рода) наряду с другими отраслями права (гражданским, трудовым, уголовным и т.д.) существует конституционное право.
Термин "конституционное право" имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода), содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности). Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Понятие "конституционное право зарубежных стран" не означает особую отрасль права - такой отрасли нет. Существует конституционное право той или иной страны, и в каждой из них - свое (французское, индийское, конголезское, бразильское, австралийское и др.). Следовательно, при употреблении термина "конституционное право зарубежных стран" речь идет об ответвлении от единой науки конституционного права, о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран мира (в настоящее время существует более 200 государств), а также об учебной дисциплине.
10
В различных странах конституционное право может иметь свой объект регулирования, а наука и учебный курс - свой предмет изучения, но основное содержание этой отрасли права является в принципе одинаковым, сходным, аналогичным.
Объект регулирования конституционного права в зарубежных странах. Свое название конституционное право получило от особого юридического документа - конституции, которую официально (Германия) или неофициально (Болгария) обычно называют основным законом. Однако конституционное право не сводится к конституции, а включает множество правовых актов - законов, принятых парламентом, указов и декретов президента, постановлений или ордонансов правительства, постановлений конституционного суда или конституционного совета и т.д. В отличие от других отраслей права, каждая из которых имеет свой объект регулирования (имущественные и некоторые неимущественные отношения в гражданском праве, трудовые отношения - в трудовом, преступления и наказания - в уголовном и т.д.), правовые акты, относящиеся к конституционному праву, регулируют прежде всего наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни общества, государства, коллектива, личности. Эти акты в своей совокупности распространяются на все четыре главные сферы общественной жизни:
экономику, социальные отношения, политику, идеологию. Конституционное право регулирует основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности. В социально-экономической сфере конституционное право определяет основы отношений собственности, социальную роль государства и др., в политической сфере - создание и роль политических партий, избирательных объединений, организацию государства и т.д., в духовной сфере конституционное право может допускать плюрализм (множественность) идеологий, а может закреплять одну из них в качестве официальной, господствующей, единственной (например, марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна в Китае). Важнейшая часть конституционного права - основы правового положения личности: конституционные права, обязанности, их гарантии.
Таким образом, конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях "личность - коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) - общество - государство". Их правовые отношения базируются на применении в соответствии с законом государственной власти, имеют своей целью осуществление государственной власти, участие в ней, давление на нее в формах, определенных конституцией. Конституционное право как отрасль права - это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы социально-экономической структуры общества, его политичес-
11
кой системы, духовной жизни и правового статуса личности, обеспечивающих правовыми средствами условия для осуществления государственной власти, участия в ней, борьбы за нее мирными, конституционными средствами. Нормы конституционного права регулируют основы правового статуса личности, принципы общественного и государственного строя, форму государства, способы осуществления представительной и непосредственной демократии (избирательную систему, референдум), организацию и деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, основы местного самоуправления и управления.
Сказанное об объекте конституционного права характеризует его основное содержание, глобальную тенденцию. В отдельно взятых странах, неодинаковых по своим условиям, эта тенденция проявляется по-разному. В старых конституциях (например, в конституции США 1787 г.') вопросы общественного строя, духовной жизни общества, а нередко и многие важные стороны правового положения личности (социально-экономические права) регулируются в минимальной степени, основное же внимание уделяется органам государства, их взаимоотношениям. Новейшие конституции, принятые после второй мировой войны (например, конституция Италии 1947 г.), особенно в последние годы (конституции Бразилии 1988 г., Узбекистана 1991 г., Перу 1993 г., Казахстана 1995 г., Украины 1996г., Белоруссии 1996г. и др.), более полно отвечают данному выше определению объекта конституционного права (некоторые из них разрабатывались под определенным влиянием социалистических концепций об объекте конституционного регулирования). Однако, как отмечалось, действующее конституционное право не сводится только к конституции, оно включает множество других правовых актов, а эти акты, в том числе и в США, в той или иной степени относятся к основам всех главных сфер общественной жизни. Объект регулирования конституционного права в целом в странах современного мира более или менее одинаков.
Место конституционного права в системе права зарубежных стран. Все главные сферы общественной жизни и их основы в комплексе регулируются только конституционным правом. Остальные отрасли права касаются лишь отдельных сторон или хотя и принципиальных, но отдельных вопросов (например, собственность в гражданском праве, охрана природы в экологическом праве). Регулируя в комплексе основы жизни общества, конституционное право тем самым играет центральную, ведущую роль во всей правовой системе. Нормы конституционного права, особенно конституций, являются исходными для других отраслей права, развиваются в этих отраслях. Статья 29 конституции Японии
1 Здесь и ниже указаны даты принятия конституций, а не вступления их в силу
12
1946 г., гласящая, что "право собственности не должно нарушаться", служит основой для регулирования различных отношений собственности в гражданском праве (в договорах купли-продажи, залога, наследования и т.д.). Принцип независимости суда и подчинения его только закону, содержащийся во многих конституциях (конституциях Болгарии 1991 г., Литвы 1992 г., Белоруссии 1996 г. и др.), является исходным для многих норм уголовно-процессуального и гражданского процессуального права. Число таких примеров можно увеличить, приведя иллюстрации, относящиеся к трудовому, финансовому, земельному и другим отраслям права.
Соотношение конституционного, публичного, государственного права находится в иной плоскости, чем отмеченные выше связи конституционного права и других отраслей права. Конституционное право - основная часть публичного права. Термин "публичное право" имеет собирательное значение. По традиции, идущей от римских юристов, в состав публичного права включаются те отрасли, в которых доминирует регулирование не частных отношений, а публичной сферы жизни: конституционное, административное, финансовое, уголовное право и др. Некоторые отрасли, и прежде всего гражданское право, относятся к частному праву. Это деление в значительной мере условно, особенно в современную эпоху, когда наблюдается вмешательство государства в регулирование различных сфер жизни, ранее остававшихся за его пределами. В гражданском, торговом, семейном праве также есть существенные элементы публично-правового регулирования.
В некоторых странах (в Германии, ранее в СССР) наряду с термином "конституционное право" используется термин "государственное право". Часто содержание этих отраслей права совпадает, в сущности, это одна и та же отрасль, но иногда они отличаются -друг от друга, и главным образом по объему. Считается, что, с одной стороны, конституционное право шире государственного, так как конституция включает нормы, относящиеся к собственности, семье, охране природы и т.д., а законодательство, относящееся к конституционному праву, развивает эти исходные положения. С другой стороны, шире государственное право, выходящее за пределы конституционных норм, включающее многие вопросы государственного управления, административного, финансового права. Впрочем, в последние годы в Германии издавались работы, объединяющие под одним заголовком конституционное и государственное право.
Особенности норм конституционного права. Нормы конституционного права, как и другие правовые нормы, - это общеобязательные правила, установленные главным образом нормативными правовыми актами (законами, указами и др.) и обеспечиваемые государственным принуждением. Лишь в сравнительно редких случаях такие нормы создают-
13
ся иначе - путем судебного прецедента, конституционного обычая - или не обеспечиваются судебной защитой (тот же конституционный обычай, социально-экономические права личности в некоторых странах). В статье конституции или закона может содержаться всего одна норма. Такова, например, ст. 102 Основного закона ФРГ (Германии) 1949 г. ("Смертная казнь отменяется"). Вместе с тем в статье или даже в одном предложении статьи может содержаться несколько норм конституционного права. Так, в ст. 3 французского закона 1962 г. о выборах президента республики в одном из предложений устанавливается: "Не позднее чем за 15 дней до первого тура выборов президента республики правительство публикует список кандидатов". Эта статья содержит различные правила: возлагает обязанность такой публикации на правительство (а не на другой орган, например избирательную комиссию), устанавливает срок для этого. Из цитированного предложения статьи следует множество выводов: о невозможности иного официального опубликования списка кандидатов, о том, что список должен быть единым, что разновременная публикация фамилий кандидатов исключается и т.д.
В отличие от отраслей частного права, где используется, как правило, диспозитивный метод регулирования (сторонам предоставляется возможность выбора того или иного варианта поведения), в конституционном праве доминирует императивный (повелительный) метод. Большинство норм конституционного права, будучи тесно связанными с властеотношениями, имеют предписывающий, запрещающий, обязывающий характер. Они повелевают лишь определенное поведение (нормы-веления), как это имеет место в цитированных выше статьях. Реже используются нормы-дозволения (они широко применяются и являются основными лишь при регулировании основ правового статуса личности). В целом в конституционном праве доминируют отношения субординации (подчинения), отношения же координации (согласования) применяются реже. Тем не менее в конституционном праве есть и диспозитивные нормы. Такова, например, ст. 94 итальянской конституции 1947 г., устанавливающая, что каждая палата парламента может выразить доверие правительству или отказать в нем путем поименного голосования. В последнем случае президент республики может уволить правительство в отставку или распустить парламент с назначением даты новых выборов, т.е. решение вопроса о коллизии парламента и правительства отдается на усмотрение избирателей.
Названные выше нормы - это нормы-правила. При возникновении соответствующих юридических фактов - событий, состояний, действий (в нашем примере это факт голосования в парламенте по вопросу о доверии) эти нормы порождают соответствующие правоотношения (в нашем примере между парламентом, правительством, президентом). Ре-14
ализуются такие нормы в результате преобразования правовых предписаний в фактическое поведение участников общественных отношений причем при применении норм-правил это происходит наиболее очевидным образом.
В конституционном праве много и норм-принципов, реализация которых имеет опосредованный характер. Они получают свое развитие и наполняются конкретным содержанием в других статьях конституции, в актах иных отраслей права, в деятельности органов государства. Например, ст. 17 конституции Китая 1982 г. устанавливает принцип социализма: "От каждого - по способностям, каждому - по труду". Сам этот лозунг непосредственно правовых последствий не порождает, но он призван служить руководящим принципом общественной и государственной жизни, поведения людей в обществе. В некоторых конституциях содержатся нормы-цели (целеполагание было особенно характерно для основных законов стран тоталитарного социализма, провозглашавших цели строительства социалистического и коммунистического общества). Существуют и нормы-символы. Так, ст. 1 конституции Гвинеи 1990 г. устанавливает "девиз республики": "Труд, справедливость, солидарность". Есть нормы-определения: ст. 2 конституции Франции определяет государство как неделимую, светскую, социальную и демократическую республику. Особый характер имеют положения преамбулы (введения) конституции. Обычно считается, что такие положения не нормативны, но содержат исходные начала для понимания сути данной конституции.
Структура норм конституционного права тоже имеет свои особенности. Санкции в нормах конституционного права встречаются редко (они обычно названы в актах других отраслей права), а если и имеются, то обычно носят политический характер: отставка правительства, отрешение от должности президента и т.д. Уголовная ответственность может быть предусмотрена лишь за определенные преступления и формулируется в самом общем виде (например, за государственную измену или взяточничество президента), но наступает она лишь после отрешения от должности и, как и для обычного гражданина, по нормам уголовного права. Гражданская ответственность высших должностных лиц за нанесение ущерба гражданам в результате незаконных действий при исполнении служебных обязанностей тоже может быть предусмотрена конституцией, но наступает она по нормам гражданского права. Что касается гипотезы (условия применения нормы), то она также редко имеет словесное выражение в актах конституционного права и обычно подразумевается или формулируется косвенным образом.
Институты конституционного права в зарубежных странах Нормы конституционного права, как и других отраслей права, с одно] стороны, объективно, а с другой - по воле ученых-систематизаторов
15
соединяются в отдельные группы. Например, одна группа норм относится к вопросам гражданства (приобретение гражданства, утрата гражданства, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д.), другая регулирует положение главы государства (порядок выборов президента, его полномочия, досрочное отрешение от должности и т.д.), третья - личные свободы граждан (неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки и т.п.). Такие объединения норм образуют институты конституционного права. Институт конституционного права - это система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах в общем совпадают с институтами, которые вычленяются в российском конституционном праве: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства, избирательного права, референдума, парламента, главы государства, правительства, местного самоуправления и др. Нередко членения бывают и более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт прав человека, форм правления, правового положения депутата, институт ответственности правительства), которые рассматриваются как подынституты, а последние могут дробиться и дальше.
Названные выше институты существуют, однако, не во всех зарубежных странах. В тех странах мусульманского фундаментализма, где в соответствии с принципами ислама создание политических партий не разрешается, политическая система ограничивается, по существу, государственными органами и особый институт политической системы не складывается. С другой стороны, есть страны, где реально существующая социально-экономическая структура общества не нашла достаточного выражения в нормах конституций, не стала особым институтом конституционного права (например, в султанате Бруней и даже в США). Вместе с тем в конституционном праве зарубежных стран есть такие институты, которых нет в России. Во многих из этих стран они связаны с существованием монархии. Особые институты, связанные с провозглашением господства социалистической собственности, идеей советов как единственных полновластных органов, с руководящей ролью коммунистической партии в обществе и государстве, существуют в странах тоталитарного социализма (КНДР, Куба и др.).
Конституционно-правовые отношения и субъекты этих отношений в зарубежных странах. В результате юридических фактов на основе действия норм конституционного права между различными сторонами возникают конституционно-правовые отношения. Их участники
16
называются субъектами конституционного права. В конституционном праве не используется деление субъектов на физических и юридических лиц, как, например, в гражданском праве. В нем принята своя классификация. В наиболее обобщенном виде в число субъектов конституционно-правовых отношений обычно включаются: 1) социальные и национальные общности (народ, являющийся источником власти, нации и иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в странах тоталитарного социализма и др.); 2) государство и его составные части (например, субъекты федерации в Германии или автономные образования в Китае); 3) основные органы государства (глава государства - император в Японии, президент в США, парламент в Великобритании, кабинет министров в Индии, народный защитник в Испании и т.д.);
4) общественные объединения и коллективы граждан публичного характера, т.е. те, которые участвуют в политике, а не занимаются, скажем, извлечением прибыли, как акционерные общества (например, партии, выдвигающие кандидатов на выборах в органы государства, в Бразилии или группы избирателей в Швейцарии, обладающие правом народной законодательной инициативы, - см. ниже); 5) депутаты представительных органов, обладающие, например, правом депутатского вопроса к представителям исполнительной власти; 6) органы местного самоуправления и управления (например, советы графств в Великобритании, мэры городов во Франции); 7) индивиды (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с множественным гражданством - каждая из этих категорий населения обладает своим объемом конституционных
прав).
Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские государства) служит конституция - основной закон. К другим источникам относятся:
1) законы - конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные (согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок);
2) внутригосударственные публично-правовые договоры (например, национальный пакт 1943 г. в Ливане о распределении высших государственных должностей между приверженцами разных религий, согла-
1465
шение о разделении Чехо-Словакии с 1 января 1993 г. на Чехию и Словакию, Конституционное соглашение между президентом и парламентом Украины 1995 г.. Конституционный договор 1996 г. между Молдавией и самопровозглашенной Приднестровской республикой о том, что последняя остается республикой в составе Молдавии);
3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай);
4) акты главы государства и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств, например постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей). Особая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имеющим силу закона (они издаются на основе рассматриваемого ниже делегирования полномочий парламентом (как, например, в Великобритании), или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция);
5) акты. органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;
6) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) - решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам. В некоторых странах судебные прецеденты не признаются источниками права, т.е., по существу, не являются прецедентами. Во Франции Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но они делают это, особенно в области административного права; такие нормы создает и конституционный совет, в частности по вопросу о правах личности;
7) конституционный обычай - сложившееся в практике единообразной деятельности органов государства правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций;
8) религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о престолонаследии. В единичных мусульманских странах конституцию заме-
18
няет Коран - священная книга, содержащая, по преданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции;
9) правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);
10) международно-правовые акты, например Европейская конвенция о правах человека 1950 г.. Договор ФРГ и ГДР о процедуре объединения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г., Маастрихтский договор 1992 г. о Европейском союзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятые в 1966 г. и вступившие в силу после необходимого числа ратификаций в 1976 г. (далее - Международные пакты о правах человека).
На локальном уровне - в субъектах федерации, автономных образованиях - действуют свои источники конституционного права (например, конституции штатов в США, конституция Занзибара в Танзании, конституция Автономной Республики Крым на Украине). В городах нередко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.
Во многих развивающихся странах актами, регулирующими принципиальные вопросы (например, реорганизацию федерации в Нигерии, изменение формы правления в Эфиопии), были акты военных и революционных советов - временных органов власти, создававшихся после очередного военного переворота (декреты, прокламации и т.д.). Иногда важнейшее конституционное (и даже надконституционное) значение имели национальные хартии (Алжир), революционные хартии (Мадагаскар), акты правящих (единственных) партий (Конго, Заир и др.).
§ 2. Наука о конституционном праве зарубежных стран
Развитие знаний о конституционном праве. В отличие от действующего конституционного права наука о нем - это не совокупность норм, а рассуждения, гипотезы, выводы ученых. Материально она представлена не законами и другими правовыми актами, а огромным количеством книг, статей, докладов на многих языках мира. Наука изучает действие
19
конституционного права, реализацию его норм, обнаруживает закономерности его развития, формулирует практические советы с целью совершенствования норм и конституционно-правовых отношений. Она изучает историю науки, теории, их развитие. Наука конституционного права едина. Если ученые не следуют каким-то заранее установленным догмам, подгоняя под них свои взгляды, то даже ошибочные их рассуждения могут быть полезны для научной дискуссии.
Исследование конституционного права зарубежных стран - это изучение определенных сторон мирового опыта. Оно помогает отобрать, усовершенствовать, применить на практике те модели конституционного регулирования, которые оказались эффективными в сходных условиях, и отказаться от институтов, оказавшихся непродуктивными или не соответствующими общечеловеческим ценностям.
Наука конституционного права прошла длительный путь развития. При своем возникновении она была тесно связана (да и сейчас связана) с философией, социологией, политологией, религиоведением. Ее отпочкование в самостоятельную научную отрасль произошло позже, чем некоторых других юридических наук (например, гражданского, уголовного права), хотя процесс выделения новых юридических дисциплин продолжается и сейчас (например, экологическое право).
Первоначально некоторые идеи конституционного значения (об устройстве общества и государства) были высказаны в сочинениях писателей древнего мира (греческих мыслителей - Платона, Аристотеля и др., римских авторов - Цицерона, Гая и др.), хотя в то время ни самого конституционного права, ни науки о нем еще не было. В средние века также публиковались работы, содержащие отдельные рассуждения, связанные с проблемами конституционного права (например, сочинения Фомы Аквинского). Сюда можно отнести и произведения некоторых мусульманских юристов, переиздаваемые в наши дни (например, труд аль-Маварди о властных нормах, династическая теория развития общества Ибн Хальдуна).
Становление основных идей конституционного права, зарождение соответствующей науки связано с периодом крушения феодального абсолютизма и деятельностью блестящей плеяды просветителей (главным образом в Великобритании; Франции, США). Представители "третьего сословия" и выразители общенародных интересов Г.Гроций, Ш.-Л. Монтескье, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо и другие сформулировали многие положения, которые легли в основу современного конституционного права (о народном суверенитете, разделении властей, естественных и неотчуждаемых правах человека, парламентаризме, ответственном правительстве и др.). Эти идеи нашли воплощение в первых конституционных документах: в Декларации независимости США 1776 г., конституции США
20
1787г во французской Декларации прав человека и гражданина 1789г., в польской конституции 1791 г.
В XIX в. большое влияние на развитие науки конституционного права оказали труды У.Беджгота, А.Дайси в Великобритании, Ж.-П. Эсмена во Франции, В.Лабанда в Германии, У.Уиллоуби в США. В середине XIX в. зародилось также марксистское направление в изучении конституционного права. В те времена и долго после этого это направление носило преимущественно критический и прогностический характер (предсказания о будущем обществе и государстве при грядущем социализме), хотя в работах его основателей и последователей, в частности по конституционным вопросам, правильно анализировались некоторые негативные стороны как авторитарных порядков, так и существовавших в то время буржуазно-демократических режимов. Однако на развитие конституционного права и официальной науки это направление в те времена не оказало сколько-нибудь заметного влияния.
В конце XIX - начале XX в. заметный вклад в развитие конституционного права внесли французы Л.Дюги (концепция солидаризма), М.Ориу (институционализм), итальянцы В.Орландо (министериализм), В.Парето и Г.Моски (теория элит, корпоративизм), американцы Д.Брайс и С.Лоу (теории демократизации), немцы Г.Еллинек (юридическая школа), Макс Вебер (легитимация власти), хотя некоторые из них были по профессии не юристами, а экономистами, политологами. Сохраняя прежние подходы, многие из названных авторов давали им новое толко вание, выступали за ограничение роли парламента и усиление исполни тельной власти, формулировали идеи корпоративной демократии, "коло ниального государства", иногда в их работах содержались зачатки кон цепции "рационализированного парламентаризма".
В настоящее время известными представителями зарубежной науки конституционного права являются: во Франции - Ж.Бюрдо, М.Дювер-же, Б.Шантебу, Д.Лаврофф (занимавшийся, в частности, проблемами развивающихся стран), П.Гонидек (также известный работами о развивающихся странах), Ж.Конак; в Великобритании это Д.Макинтош, Д.Маршалл, П.Бромхед, А.Дженнингс (также занимавшийся новыми проблемами развивающихся стран); в США - Л.Трайб, Д.Эптер, Ш.Х. Нахмод, С.Хантингтон; в Канаде - Ф.Снайдер; в Италии - Дж. ди Верготти; в Германии - К.Хессе, К.Штайн, К. фон Бойме, Ф.Иен-зее, П.Кирххоф, Т.Маунц и др. Здесь перечислены, конечно, далеко не все известные ученые.
Представляют интерес также исследования, созданные в странах Латинской Америки. Известны труды мексиканского ученого Ф.Тена Рами-реса, аргентинца С.В. Линареса Кинтаны, колумбийца Л.К. Сачика.
Работы по конституционному праву (часто вместе с политологией)
21
изданы в ряде арабских стран Известны произведения ливанца Зухди Йакана, египтян Мухаммеда Камаля Лейлы, Мухсина Халила и Усмана Халила, а также Нимата ас-Сайда (Ирак)
Начиная с середины XX в в связи с появлением на месте прежних колоний новых государств появляются и местные исследования по конституционному праву этих стран Особенно много работ было издано в Индии (труды А Сена, Д Басу, Р Котхари и др ), в Нигерии опубликовано несколько монографии Б Нвабуезе, в Уганде - работы Г Каньеихамбы, в Кении - Г Гичери, в Кот д'Ивуаре - Л Силлы и др
Много работ по конституционному праву зарубежных стран было опубликовано учеными стран тоталитарного социализма - представителями марксистско-ленинского направления О принципиальных чертах этого подхода будет сказано ниже Здесь же отметим лишь, что в России ранние работы подобного рода были написаны В Н Дурденевским, Г С Гурвичем, И Д Левиным, позже - И П Траининым В дальнейшем исследованиями конституционного права зарубежных стран занимались правом капиталистических, или, как долгое время это называлось, буржуазных, стран - М А Крутоголов, Б С Крылов, Н С Крылова, В В Маклаков, А А Мишин, Б А Страшун, Б А Стародубский, В А Туманов, Ю П Урьяс, правом так называемых зарубежных социалистических стран - Л Д Воеводин, Д Л Златопольский, Б А Страшун, НП Фарберовидр Над проблемами конституционного права развивающихся стран плодотворно работали Л М Энтин, Ю А Юдин Здесь, разумеется, названы далеко не все авторы, внесшие весомый вклад в разработку конституционно-правовых проблем
Основные направления и школы, в современной науке конституционного права В настоящее время в этой науке существуют два основных направления Условно их можно назвать радикалистским и либеральным Радикалистское направление представлено в основном работами ученых-марксистов (в ленинском, большевистском толковании марксизма), произведениями так называемых революционных демократов, отстаивающих социалистическую ориентацию развивающихся стран, и сочинениями левых радикалистов Авторы, принадлежащие к этому направлению, рассматривают конституционное право с позиции классовой борьбы и нередко'- с позиций диктатуры определенного класса или блока классов Правда, эти классы в понимании различных группировок данного направления неодинаковы У марксистов-ленинцев это рабочий класс (в настоящее время и здесь вносятся поправки говорится о диктатуре народной демократии) Революционные демократы отстаивают "совокупную" власть блока трудящихся и тех нетрудящихся, с которыми, по их мнению, можно сотрудничать на этапе коренных демократических преобразовании, способных в конечном счете привести к
2;
социализму. Левые радикалисты чаще всего фактор революционных изменений видят в некоторых отрядах интеллигенции, а то и в деклассиро ванной группе "передовых борцов". Ученые леворадикалистского на правления считают, что служебная роль конституционного права заключается в создании условий (власти, экономики, партийной системы структуры государства и т.д.) для строительства социализма и коммуниза _ теперь об этом обычно говорится как о далекой перспективе. Эти авторы говорят о народной, социалистической демократии, но на деле выступают за авторитарные системы управления, за бессменное правление одной (коммунистической) партии, против разделения властей и местного самоуправления, за огосударствление экономики, за преимущества в правах определенных групп населения (рабочего класса, "трудящихся"), за ликвидацию частной собственности, "эксплуататоров", в частности путем применения массовых насильственных средств.
Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран и континентов, включая современные постсоциалистические государства. В Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Казахстане Узбекистане и других постсоциалистических государствах эти ученые кардинально пересмотрев свои взгляды, стали разработчиками новы? конституций. В них включены нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества, хотя не удалось избежать некоторых автори тарных черт, прежних влияний.
Представители данного направления считают, что конституция, как \ конституционное право в целом, является не орудием диктатуры, а выражением социального контакта между различными группами населения правящими и управляемыми, документом, который должен воплощать i своих нормах общечеловеческие ценности (свободу, демократию, прав;
человека, социальную солидарность, социальную справедливость и др.) Они выступают за правовое, демократическое и социальное государство разделение властей, признание местного самоуправления, за ответственность всех должностных лиц и органов государства перед народом и его представителями, за мирные средства разрешения конфликтов, поиск! компромиссов и консенсуса, против закрепления в конституции руководящей и направляющей роли" одной партии в обществе и государстве, з< подлинно народный, а не классовый характер государственной власти.
Названные два главных направления отражают лишь полярные взгляды. Между ними есть промежуточные течения, в ряде случаев в исследованиях одного и того же автора соединяются некоторые черты обоих направлений. Кроме того, не все ученые одного и того же направлена придерживаются абсолютно одинаковых взглядов по всем, даже принципиальным вопросам. Существуют разные подходы к объяснению конституционно-правовых явлений, в связи с чем в рамках одного и того же
23
направления возникают различные научные школы - коллективы ученых, использующих сходные методы исследований и дающих в целом аналогичные истолкования их результатов. Приверженность к той или иной научной школе не всегда зависит от места жительства и работы ученого. Крупные научные школы имеют международный характер, объединяют авторов из различных стран. Приверженность к той или иной научной школе определяется содержанием публикаций, научных докладов.
Можно назвать три основные школы, существующие сегодня в зарубежной науке конституционного права: юридическую, политологическую и теологическую. Промежуточное положение между первой и второй занимает институционализм, тяготеющий больше к политологической школе.
Юридическая школа имела сначала определяющее, а затем значительное влияние до 20-х годов XX в. Ее сторонники ориентировались главным образом на изучение государства, его органов, прав человека, причем делалось это преимущественно, а то и исключительно лишь с юридических позиций. Они признавали социальный характер государства, но призывали юристов изучать государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений. В настоящее время эта школа свое значение утратила, но методы исследования, выработанные ею, продолжают широко использоваться в науке конституционного права.
Политологическая школа одержала окончательную победу в середине XX в. Ее сторонники призывают изучать не столько нормы конституционного права (иногда они даже игнорируют их), сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов. Не случайно в некоторых франкоязычных странах предмет преподавания теперь называется "Конституционное право и политические институты".
Особое место занимает теологическая школа. Она отличается крайней пестротой взглядов своих приверженцев. Ее правое крыло ничего общего не имеет с либерализмом. Оно смыкается с радикалистским направлением в особой, религиозной интерпретации, но определенная часть ее сторонников, на которую влияние оказали западные идеи, высказывает либеральные взгляды, хотя и прикрывая их религиозной оболочкой. Она представлена главным образом исследованиями мусульманских юристов. Труды ее сторонников пронизаны идеями халифата - справедливого правления, которое существовало, по их утверждениям, при пророке Мухаммеде и сменивших его четырех "праведных" халифах. У сторонников этой школы свой подход к проблеме суверенитета (они считают, что вселенский суверенитет принадлежит аллаху), к выборам (они часто отрицают полезность этого института, предлагая заменить
24
выборы советом аш-шура - консультативным правлением, т.е. совещанием особо авторитетных лиц при правителе государства), к институту правового статуса личности (по их мнению, равенство должно осуществляться в соответствии с принципами шариата, что предполагает, в частности, неравноправие мужчин и женщин, а главным они считают не права, а правовые и моральные обязанности перед Аллахом и общиной "правоверных").
§ 3. Конституционное право зарубежных стран - учебная дисциплина
Поскольку в зарубежных странах действует множество актов конституционного права и имеется обширнейшая литература, подробное изучение конституционного права этих стран студентами невозможно. В высших юридических учебных заведениях изучаются лишь основы действующего конституционного права зарубежных стран и основы науки о нем, причем речь идет далеко не о всех существующих государствах, даже в порядке упоминаний. Более углубленное изучение тех или иных институтов, а также конституционного права отдельно взятых стран или регионов возможно только на основе подготовки курсовых и дипломных работ, а также в ходе дальнейшей специализации, в частности в аспирантуре.
Изучение конституционного права зарубежных стран, в том числе путем самоподготовки, призвано повысить правовую культуру граждан, научить их широкому подходу к конституционной действительности, использованию опыта зарубежных стран в своей практической деятельности (разумеется, с учетом конкретной ситуации и условий своей страны). Знание положительных и отрицательных сторон тех или иных конституционно-правовых институтов, применяемых в зарубежных странах, позволяет правильно и всесторонне оценивать предлагаемые меры, применять такие способы правового регулирования, которые доказали свою полезность в сходных условиях, и, напротив, отвергнуть институты, оказавшиеся непродуктивными.
Курс конституционного права зарубежных стран состоит из Общей и Особенной частей. В первой. Общей части изучаются основные институты конституционного права в зарубежных странах в обобщенном и сравнительном плане, во второй. Особенной - основы конституционного права отдельных стран: крупных государств мира, представителей различных правовых систем, некоторых соседей России (стран СНГ).
При исследовании и изучении конституционного права зарубежных стран используются различные методы. Марксистско-ленинскую мето-
25
дологию как единственную отстаивают лишь многие ученые стран тоталитарного социализма, но и они при изучении конкретной действительности используют различные методы наряду с общенаучными: историческим, логическим, анализом и синтезом, индукцией и дедукцией, системным и структурно-функциональным и т.д. Изучая конституционное право зарубежных стран, ученые широко используют метод сравнительного правоведения, включая контрастирующее сравнение. Широкое применение этого метода обусловлено самим предметом изучения: множественностью различных стран с неодинаковыми конституционными моделями.
Наряду с учебным курсом конституционного права существуют и другие дисциплины, в которых исследуются конституционно-правовые отношения. В ряде стран основные вопросы конституционного права изучаются в курсе публичного права, в Германии есть учебная дисциплина государственного права, во Франции, как упоминалось, преподается предмет "Конституционное право и политические институты". В Великобритании обычно конституционное право объединяется с административным. В старших классах школы в некоторых странах преподается дисциплина "Гражданское воспитание", включающая наиболее важные вопросы конституционного права.
Глава 2 КОНСТИТУЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
§ 1. Понятие и значение конституции
Понятие конституции. Термин "конституция" (от латинского слова constitutio - установление, утверждение) употреблялся еще античными мыслителями. Так назывался один из видов декретов римских императоров. В эпоху феодализма применялась и формулировка "основ ной закон", которая теперь используется как аналог конституции. Одна ко ни в античном мире, ни в средние века современного понятия конституции не было, не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности Теоретическое обоснование необходимости такого акта, разработка понятия "конституция", принятие первых конституций (США 1787 г. Франции и Польши 1791 г.) были связаны с борьбой молодой революционной буржуазии, возглавившей широкие слои народа, против феодального строя и феодального права, "права-привилегии" (К. Маркс).
В современной науке конституционного права термин "конституция? употребляется в двух основных значениях: конституция фактическая \ конституция юридическая. Фактическая конституция - это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране. Конституция юридическая - это документ, основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества, т.е. имеющий особый объект,
Как синоним термина "фактическая конституция" в зарубежных странах часто употребляется термин "социальная конституция" ил} конституция в материальном смысле слова, а вместо термина юридическая конституция" используется понятие "формальная конституция" В США часто говорится о "живой конституции". Под этим понимаю! толкования статей конституции США Верховным судом за более чем 200-летний период ее действия, учитывающие новые реалии.
В какой-то мере несовпадение норм и фактических отношений есть всегда, например в результате того, что конституция "стареет", что \ имеет место в США. Но если возникает противоречие между принципами
27
конституции и фактическим положением, характеризующим основные параметры общественного и государственного строя (например, между нормами о широких правах граждан и условиями тоталитарного строя), конституция становится фиктивной.
Высшая юридическая сила конституции означает, что все остальные законы, иные акты, правоприменительная практика должны соответствовать ей, иначе они недействительны. Особый порядок принятия конституции обычно предполагает принятие конституции специально созываемым для этого учредительным собранием, другим высшим представительным органом (парламентом) квалифицированным большинством голосов (2/3, 3/5 и т.д.) всего состава парламента, референдумом или иными способами, обладающими особой авторитетностью. Квалифицированным большинством голосов осуществляется обычно и внесение поправок и дополнений в конституцию, иногда для этого требуется и референдум. О специфике объекта конституционного регулирования уже говорилось выше.
Структура конституции. Юридическая конституция может представлять собой один документ (это консолидированная, или кодифицированная, конституция). Таково подавляющее большинство конституций стран мира (Китая 1982 г., Папуа - Новой Гвинеи 1975 г., Бразилии 1988 г., Украины 1996 г. и др.). Однако иногда поправки к конституции в ее текст не вносятся, а прилагаются к ней в определенной нумерации (например, в США). Законодательный акт, составляющий консолидированную конституцию, чаще всего так и называется: "конституция". Но в некоторых случаях применяется другая терминология: "политическая конституция" (Колумбия), "союзный конституционный закон" (в Австрии - один из актов), "основной закон" (Германия).
В ряде стран конституция представляет собой совокупность законов, принятых в разное время (неконсолидированная, или некодифицированная, конституция). Название каждому из них обычно дается в соответствии с предметом регулирования: "Форма правления", "Акт о риксдаге", "Акт о престолонаследии" - в Швеции, законы о кнессете (парламенте), о земле,,о судоустройстве - в Израиле, Сеймовый устав - в Финляндии и т.д.
В отдельных странах конституция включает не только собственно конституцию, но и некоторые другие основополагающие документы. Так, во Франции это конституция 1958 г., преамбула отмененной конституции 1946 г. и Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
В редких случаях под конституцией понимается совокупность законов, судебных прецедентов и неписаных конституционных обычаев (Великобритания, Новая Зеландия). Законы, считающиеся частью такой
28
конституции (а в Великобритании их более 300), принимаются не в особом порядке (квалифицированным большинством), а обычным способом.
В странах, где конституций нет (султанат Оман и др.), их роль выполняет священная книга мусульман - Коран. В некоторых странах Коран является частью "конституционного блока", будучи поставлен над конституцией и остальными его частями (Иран, Саудовская Аравия и др.).
Роль составной части конституции могут выполнять политические декларации о целях и перспективах развития страны, принимаемые путем общегосударственного голосования граждан (например, Национальная хартия Алжира 1976 г., Хартия малагасийской социалистической революции 1975 г. и др.). Значение конституционных документов может быть придано прокламациям военных и революционных советов, советов национального спасения и других органов, приходящих к власти в результате военного переворота. Таковы институционные акты, принимавшиеся в Бразилии после переворота 1964 г., прокламации Временного военного административного совета в Эфиопии в 1974-1987 гг. и др.
Конституции обычно состоят из преамбулы (введения), глав (разделов, частей), статей, которые в свою очередь могут делиться на пункты, обозначенные цифровой или буквенной нумерацией. В редких случаях (например, в Венгрии) вместо статей имеются параграфы. Завершается конституция переходными и заключительными постановлениями, которые предусматривают преемственность государственной власти, порядок создания новых органов. Во многих конституциях есть приложения, содержащие схемы, образцы, различные перечни (например, полномочий федерации и субъектов), текст клятвы президента и др. Неотъемлемой частью конституции являются в некоторых странах (США и др.) поправки к ней, они не вносятся в текст, а прилагаются к конституции.
Значение конституции. По вопросу о значении конституции в жизни страны существуют разные взгляды. Во время борьбы против королевского абсолютизма в прошлом, а в некоторых странах Востока и теперь идеологи борьбы за демократию, исходя из волюнтаристских концепций, придают конституции решающее значение в установлении общественного и государственного строя страны. С их точки зрения, все зависит от идей, которыми руководствуются создатели конституции: общественный строй будет справедливым, если принять "хорошую" конституцию. Конечно, на бумаге можно написать любой текст конституции. Но если этот текст не будет соответствовать социально-политическим условиям, он останется мертвой буквой. В условиях коммунистических режимов в Болгарии, Румынии, Чехословакии в конституциях провозглашалась полнота власти парламентов и местных советов, перечислялись обширные права граждан и назывались такие важные гарантии, которых
29
было в основных законах стран западной демократии. Однако действительность не соответствовала этим положениям.
Для того чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни. Но это не значит, что конституция - лишь простой слепок существующей ситуации. Прогрессивная демократическая конституция (Японии 1946 г., Италии 1947 г., Бразилии 1988 г. и др.) способствует подлинному выражению и учету воли народа, укреплению демократических порядков, осуществлению назревших социально-экономических реформ. Конституции, закреплявшие авторитарные порядки (Румынии 1965 г. в редакции 1974 г., Заира в редакции 1980 г., Эфиопии 1987 г., ЮАР 1983 г. и др.), в конечном счете препятствовали развитию страны, социальному прогрессу и были чреваты социальным взрывом, что и произошло в Румынии, Эфиопии и других странах. В ЮАР режим апартеида был ликвидирован, конституция 1983 г. заменена в 1994 г. временной конституцией, а затем конституцией 1997 г.
§ 2. Сущность и содержание конституции
Сущность и свойства конституции. Представители разных юридических школ по-разному характеризуют сущность конституции. Школа естественного права видит в ней своего рода общественный договор, нормативисты - высшую, основную норму, институционалисты - статут не только государства, но и корпоративной организации общества в целом, марксизм-ленинизм - продукт классовой борьбы и закрепления ее результатов. В современной науке конституцию рассматривают не только как юридический, но и как политический и идеологический документ. Ее сущность как юридического документа (в данном случае речь идет не о социальной сущности) состоит в тех качествах, которые были отмечены выше в определении конституции: в особом ее содержании (предмете регулирования), ее высшей юридической силе, роли конституции как юридическо/й основы текущего законодательства, в повышенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения, отличающимся от обычного законодательного процесса.
Некоторые из этих качеств, характеризующих различные стороны сущности, называют свойствами конституции. Иногда добавляют и другие свойства: более высокая степень обобщенности по сравнению с иными правовыми актами, комплексный характер конституции как правового документа, ее значение как юридической базы законодательства и др. В ряде стран, однако, существуют отступления от этих признаков
30
Иногда конституции регулируют не только основы общественного и государственного строя, но и несущественные детали (например, ст. 25-бис швейцарской конституции 1874 г. запрещает резать скот и пускать кровь без предварительного его оглушения). Наряду с исключительной стабильностью некоторых конституций (конституция США действует более 200 лет всего лишь с 27 поправками) основные законы ряда стран Азии, АФРИКИ, Латинской Америки подвергаются частым изменениям: после многочисленных военных переворотов обычно принимаются новые конституции (в Таиланде сменилось полтора десятка конституций, в Венесуэле - около 30 и т.д.). Высшая юридическая сила конституции отчасти признается и в тех странах, где в ее состав входят нормы обычного права, ибо (в Швеции, например) считается, что они имеют большую силу, чем закон, хотя конституции некоторых развивающихся стран допускают "конституционно нарушающее законодательство" - принятие чрезвычайных законов (обычно 2/3 голосов всего состава парламента), которые несовместимы с конституцией, но превалируют над ее положениями (Шри-Ланка, Ямайка и др.). Такие законы принимаются в чрезвычайных условиях, когда необходимо быстро реагировать на ситуацию, не прибегая к длительной процедуре изменения конституции.
Как политический документ конституция закрепляет соотношение социальных сил в обществе, их борьбу и сотрудничество, достигнутый компромисс, а иногда, напротив, - господство определенных слоев населения или военно-политических группировок (последнее в первую очередь относится к временным конституциям, принимаемым в результате военных переворотов), регулирует политический процесс в обществе. Конституция отражает степень восприятия общечеловеческих ценностей в обществе данной страны, содержит, хотя и в неодинаковой мере, программные положения о путях развития общества.
Эти качества, получающие свое выражение не в какой-то отдельной статье, а в содержании всего основного закона, и прежде всего закрепление конституцией соотношения социальных сил в обществе, которые посредством борьбы и сотрудничества приходят к консенсусу по принципиальным конституционным вопросам общественного и государственного строя, обусловливают социальную сущность конституции.
С этой точки зрения можно различать в зарубежных странах несколько видов конституций: основные законы, отражающие влияние феодалов, - конституции полуфеодально-теократического характера (Бахрейн, Бруней, Кувейт, ОАЭ и др.); конституции, провозглашающие защиту интересов трудящихся, - социалистические конституции (Вьетнам, Китай и др.); конституции капиталистического общества (США и др.); постсоциалистические конституции (Болгария, Венгрия, Украина и др.). Многие конституции, особенно принятые в последние
31
десятилетия, отражают процессы развития современной цивилизации, характеризуемые внедрением в капиталистическое общество элементов социализма (Италия, Португалия и др.), а в социализм - элементов капитализма (Китай и др.).
Как идеологический документ конституция в концентрированном виде отражает господствующую в обществе или принятую его руководящими силами социально-политическую доктрину, определенное мировоззрение. Иногда положения о принятой идеологии непосредственно закреплены в конституции (идеи марксизма-ленинизма и Мао Цзедуна в китайской конституции 1982 г., исламских ценностей в конституции Алжира 1996 г., идеология мобутизма - от собственного имени президента Мобуту - в конституции Заира 1980 г., панча-сила в Индонезии и др.).
Содержание конституции. Основной закон имеет социальное и юридическое содержание. Социальное содержание конституции - это конкретизация ее социальной сущности. Оно богаче сущности, так как отражает необходимое (основы существующего строя, т.е. сущность) и случайное (несущественное, частные национально-специфические особенности отдельной страны). Конституции Японии и Индии одинаковы по своей социальной сущности - это конституции капиталистического общества, но конкретные социальные силы в этих странах, определяющие их развитие, неодинаковы (в первом случае - крупная буржуазия, во втором - национальная буржуазия). Одинаковы по своей сущности, но различны по социальному содержанию конституции США и Египта, Мексики и Пакистана, Бразилии и Канады и т.д. Это нашло свое выражение в указанных выше различиях нескольких видов конституций.
Иногда дается иная классификация зарубежных конституций по и:
социальному содержанию: либеральные, этатические и смешанные, этатически-либеральные. Эта классификация в какой-то мере смыкается с предыдущей: конституции демократических стран - либеральные, тоталитарных - этатические, характеризующиеся гипертрофированной ролью государства. В условиях переходных периодов нередки этатически-либеральные конституции.
Правовое, юридическое содержание конституции - это тот юридически значимый материал, из которого она состоит. Это нормы, закрепляющие основы общественного строя (формы собственности, организацию управления экономикой, например плановое или рыночное хозяйство, партийную систему и др.), государственного строя (форму правления форму устройства государства и др.), основные права граждан (праве собственности, право на труд, на свободу слова, неприкосновенность личности и др.). Наряду с принципиальными положениями конституция
32

стр. 1
(общее количество: 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>