<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Правы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели
нарушение традиций. От этого слова происходит «нравственность» — этические нормы, духовные
принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества.
¦ Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.
Разновидностью нравов выступают законы. Это нормы или правила поведения,
¦
оформленные парламентским
116
или правительственным документом, г. е. подкрепленные политическим авторитетом государства
и требующие неукоснительного выполнения.
¦ Право представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных
государством и выраженных в определенных нормах.
Право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и
¦
составляют фундамент нормативной системы не только общества, но и культуры.
Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет
¦
свободы выбора. Напротив, такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода,
свидетельствуют о свободном выборе человека.
¦ Вкус — склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание
изящного.
¦ Моду также понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо.
¦ Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценности — социально
одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро,
справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются
сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
¦ Ценности — это то, что оправдывает нормы и придает им смысл. Жизнь человека —
ценность, а ее охрана — норма.
¦ Знания — достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются
результатом познания — специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными
людьми.
¦ Верование — убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной
или иллюзорной.
¦ Все множество рассмотренных выше видов культурных норм составляет нормативную
систему культуры.
¦ В нормативной системе культуры все элементы должны быть согласованы.
Закономерность построения общества такова: совокупность ценностей должна
¦
соответствовать совокупности норм.


Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 59


Ключевым звеном нормативной системы культуры выступает мораль общества —
¦
предписания того, что та-
117
кое правильное и неправильное поведение в соответствии с провозглашенными нормами.
¦ Культурные различия могут принимать форму противоречия или столкновения. В этом
случае говорят о культурном, или нормативном, конфликте.
¦ Нарушение равновесия в нормативной системе культуры принимает множество форм.
Одной из них выступает аномия, такое состояние общества, в котором значительная часть жителей,
зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.
Аномия описывает нарушение культурного единства общества, возникшее из-за
¦
отсутствия четко установленных социальных и культурных норм.




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 60




Глава 4. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ
Потребность в культуре — результат двух- или трехмиллионнолетней эволюции человеческого
рода, в течение которой произошли очень важные изменения в строении тела. И первым среди них
был переход к прямохождению, освободивший руки для употребления орудий труда. Последние
разнообразили употребляемую пищу, а та в свою очередь вызвала серьезные изменения в
строении мозга, органов пищеварения и челюстей. Прямая походка изменила структуру гортани и
открыла возможности возникновения речи.
Слабость человеческих детенышей компенсировалась удивительной гибкостью и
адаптивностью. Волк, носорог или слон способны существовать только в том климатическом
поясе, в каком они были рождены. Человек мог жить везде. И все это благодаря тому, что жесткую
программу инстинктов, задающих один-два варианта действий, заменила совокупность навыков
— система обученных практических умений, приобретенных путем передачи знаний и их
практической тренировки. Недаром многие антропологи определяют культуру как совокупность
социальных навыков и умений.
Родившись без запрограммированного поведения, люди должны всякий раз заново обучаться
тому, как интерпретировать окружающий мир и реагировать на него. Ничего такого животным
делать не надо. Учиться каждый раз заново — тяжкий труд, на который отныне обречено было все
человечество. Ведь с каждым новым поколением обученное исчезало и процесс приходилось
повторять сызнова.
119

§ 1. Социализация и воспитание

1.1. Составные части и разновидности социализации
Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения
социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую
разновидность которого именуют личностью.
От социализации надо отличать адоптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к
новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное
воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление
(социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет),
возмужание (физико-физиологический процесс укрепления организма человека в подростковом и
юношеском возрасте).
Воспитание является составной частью процесса социализации и представляет собой
целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением
младшему. Оно включает систему педагогических практик. Общество изобрело множество
педагогических практик (приемов, методов, техник) — способов социальной тренировки,
позволяющих человеку накрепко усвоить правила поведения. Сущность воспитания —
нравственное совершенствование человека, приращение в культурном и социальном плане.
Результаты воспитания проявляются в степени усвоения ранее заданных черт, норм поведения.
Внешние нормы поведения, соблюдение которых пытаются добиться от ребенка родители,
должны стать внутренними принципами его мировоззрения.
О результатах воспитания можно судить по наличию таких признаков, как зрелость личности,
уровень интеллигентности, наличие самоконтроля.
Воспитание — это не только целенаправленное прививание наперед заданных свойств, но и
стихийное усвоение культурных норм.
Стихийное усвоение происходит из ближайшей и дальней социальной среды. Оно происходит
неосознанно. В семье оно идет через подражание родителям.
120
К субъектам воспитания относятся лица, оказывающие целенаправленное или стихийное
влияние на формирование ребенка: родители; родственники; друзья; знакомые; значимые другие
— реальные (настоящие) герои; воображаемые (литературные) герои; учителя; другие лица.
С социализацией тесно связана инкультурация — продолжающийся всю жизнь процесс
усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры. В отличие от него,
аккультурация означает частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры. Полное
погружение в чужую культуру, означающее, что индивид забыл традиции и ценности родной
культуры, называется ассимиляцией.

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 61


Таким образом, социализация выступает базовым процессом включения человека в данное
общество, элементами или частями которого могут быть воспитание, обучение, взросление,
адаптация и возмужание, а разновидностями социализации применительно к культуре являются
инкультурация, аккультурация и ассимиляция.

1.2. Процесс социализации
Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла
человека. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или
завершенности процесса социализации, можно выделить начальную, или раннюю социализацию,
охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую социализацию,
охватывающую два других периода.
Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14—15 лет юноша
переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали
самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что
сохранили традиционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства. Детство
получило признание в Европе в средние века, а отрочество — только в XX веке. Совсем недавно,
да и то только в развитых индустриальных странах, самостоятельной стадией
121
жизненного цикла была признана юность (молодость). В индустриальном и
постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими
обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз.
Подготовка к самостоятельной жизни стала не только более продолжительной, но также более
сложной и дорогостоящей. Дать полноценное образование всем желающим из любого
социального слоя человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно
накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего
времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование
до 30% национального дохода.
Однако школьное, университетское, производственное или какое-либо иное обучение — всего
лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения новых знаний. Это только один
из этапов социализации. Обучение предмету и обучение жизни — вещи совершенно разные.
Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя
усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Наследник трона готовится к роли монарха
многие годы; его воспитывает окружение, практика принятия управленческих решений, которую
приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает
множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями
— правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваи-
вать. Вот почему к социализации применимо не слово «обучение», а слово «освоение». Оно шире
по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.
Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество
социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации
продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки,
вкусы, правила поведения, роли и т. п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом
122
человек из существа биологического превращается в существо социальное.
Социализация — такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо
манипулированию.
К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот
или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров
ускоренной социализации.
Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве
человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды. Но это еще не
социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или
сократить процесс социализации в целом нельзя. Как вы думаете, почему?
Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая
личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается
фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап.
Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда
сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, предаются углубленным
размышлениям и созерцанию.

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 62


Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный
срок, они вполне способны не погибнуть духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности,
они даже и развивают свою личность, открывают в себе новые грани.

1.3. Агенты и институты социализации
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс
социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники — это
люди и учреждения. Их называют агентами социализации (конкретные люди, ответственные за
обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) и институтами социализации
(учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его).
123
Так как социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, агенты и
институты социализации делятся на первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации
Агенты первичной социализации — ближайшее окружение человека: родители, братья,
сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи,
сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
Первичная среда
Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования,
т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.
Агенты вторичной социализации
Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета,
предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати,
партий, суда и т. д.
Первичная и вторичная социализация
Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная — сфера
социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной
социализации.
Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов
первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то он будет
агентом вторичной социализации.
Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец — опекун,
администратор, воспитатель, учитель, друг). Агенты вторичной социализации влияют в узком
направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие — средства
существования, церковь — духовное общение и т. п.

1.4. Первичная социализация
Первичная социализация представляет собой процесс ухода, воспитания и обучения детей
прежде всего в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в
непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем и позднем детстве. Прежде всего
это родители, ближайшие родственники, ровесники, а также кормилицы и няни.
Целью первичной социализации выступает формирование у ребенка мотивации на
привязанность к
124
другим людям, которая проявляется в доверии, послушании, желании делать им приятное и
доброе.
Эффективным приемом (педагогической практикой) первичной социализации является
поведение родителей, которое выступает наглядным примером того, как надо вести себя в
различных ситуациях.
К социализации в раннем детстве можно отнести то, как и когда происходит отлучение ребенка
от груди — рано или поздно, постепенно или сразу. В некоторых культурах детей до позднего
возраста кормят грудью, увеличивая период телесного контакта. В других культурах их отлучают
рано, передают кормилице либо кормят искусственным молоком. Контроль за естественными
отправлениями, защита от воздействий окружающей среды (холода, сырости) и т. п. составляют
основу физического ухода за ребенком. Напротив, церемонии инициации, наречение имени,
крещение, обучение языку, речевому этикету, телесные наказания, словесный инструктаж,
проповеди, поучения и выговоры, предостережения, система вознаграждения (одобрение или
осуждение соответствующего поведения) относятся к социокультурным процедурам социа-

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 63


лизации.
Способы социализации зависят от того, к какому полу относится агент первичной
социализации — к женскому или мужскому. Женщина чаще стремится приласкать ребенка,
оградить от холода, действует поощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина испытывает
эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, чаще отстраняется от него, дей-
ствует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опека и уход за
ребенком развивают в нем эмоциональную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец
поощряет силовые и военные игры, развивающие самостоятельность и собственную активность
ребенка.
Первичная социализация закладывает основы половой идентификации. Мальчики играют в
военные игры, а девочки — в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми,
девочек — мягкими, хозяйственными, заботливыми. Таков отработанный тысячелетиями
нормальный путь социализации.
125

1.5. Функции родительства
Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и пробуждаются с
рождением первого ребенка. Действительно, у всех живых существ — от птиц до млекопитающих
— родительская забота запрограммирована генетически. Однако для человеческих существ это
справедливо наполовину. Родительство — прежде всего социально приобретаемое отношение.
Взаимоотношения, складывающиеся между родителями (матерью и отцом) и детьми, являются
решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент —
когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он наиболее доверителен и открыт
всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта — взаимоотношения
продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья
черта — родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями,
которые только могут существовать в человеческом обществе.
В ходе многовекового развития человеческое общество создало вокруг и по поводу отношений
родительства сложные системы ценностей, традиций, норм и правил поведения, механизмов
социального контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших,
лишение родительских прав).
У высших животных формируется особое явление — материнство, которое у людей получает
наивысшее развитие. Из инстинктивного оно становится сознательным. На базе материнства
позднее возникает новый феномен — отцовство. У него нет биологических корней. Это
социально приобретенное качество. Материнство и отцовство вместе создают еще одно явление —
родительство, которое по мере развития общества превращается в специальный социальный
институт.
Появление техники ухода за детьми радикально повлияло на эволюцию обезьян. Забота и уход
за потомством не в меньшей степени повлияли на процесс превращения обезьяны в человека, чем
возникновение орудий труда и «приручение» огня. Вынашивание ребенка — самый ранний этап
социализации, который
126
предопределил дальнейший ход истории человеческого рода. В конечном итоге уход за детьми,
постепенно переросший в сложнейшую процедуру воспитания, необходим был взрослым даже в
большей мере, чем самим детям. Он существенно повлиял на их интеллектуальное и социальное
развитие.
По мере увеличения мозга у человека сокращалось количество инстинктов и их место занимали
социально приобретенные навыки. Природное начало сужалось, социальное — расширялось. Оно
потребовало особого периода — детства, когда родители обучают потомство основам
выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лестнице, тем большему
количеству знаний приходилось обучать, тем большее время для этого требовалось.
В пределах человеческой истории на удлинение детства серьезно влиял переход от одного
хозяйственного уклада к другому. Собирательство требует наименьшего времени обучения.
Переход от потребления пищи к ее хранению увеличил сроки обучения. Переход от
собирательства к охоте потребовал еще большего увеличения родительского вклада в обучение и
защиту потомства. Теперь уже успех выживания напрямую зависел от успехов обучения.
Другой фактор удлинения детства — возникновение семьи. Появление моногамии —
устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы одного выводка —
вызвано было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потомство: нужно было добывать

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 64


пищу, охранять территорию от врагов, передавать знания. Отсюда произрастает институт
отцовства и начинается история социализации в полном смысле слова. Ее нижняя граница —
возникновение института отцовства и на его основе — формирование института родительства.
Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его
форма относится не к сфере производства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания
потомства. Женщина обеспечивает вынашивание плода, выкармливание младенца грудью и
психофизиологический уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает
детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.
127
Подростковый период и юность представляют собой такой возраст, когда агенты первичной
социализации (за исключением группы сверстников) начинают играть меньшую роль, а агенты
вторичной социализации — большую. В зрелом возрасте агенты вторичной социализации выходят
на первый план либо уравниваются по степени влияния с агентами вторичной социализации.
Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и
молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет.
Не все агенты первичной социализации играют одинаковую роль и обладают равным
статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в
превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что
не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных
норм, бесцеремонность и т. д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в
противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых.

1.6. Культурные различия в воспитании детей
Как обучают культурно приемлемому поведению? Уже в колыбели человек становится
центром притяжения внимания родителей и семьи, хотя с годами, по мере взросления, он
перемещается на периферию. Он учится различать вначале по тону голоса родителей, какие
действия нельзя совершать, а что приятно им. Родители постоянно повторяют слова типа «мама»
или «баба», и ребенок узнает, что, произнося подобные слова, он получает вознаграждение:
поцелуй, сладкое питье или нежность. По прошествии времени ребенок узнает еще больше слов и
правил поведения. Маленькая девочка учится должному поведению, которое вначале не зависит
от специфики пола и больше основывается на общекультурных универсалиях. По мере того как
она подрастает, через игры с друзьями, поведение родителей, а позже через официальное обучение
в школе, девочка узнает обо всех тонкостях поведения, которое ожидается от девушки или
женщины в цивилизованном обществе.
128
Продолжительность, функции и способы воспитания были различными у разных народов,
разных классов и в разные исторические эпохи. Так, воспитание в высшем и среднем классе было
более продолжительным, чем в рабочем классе. У обеспеченных слоев детство считалось
периодом относительной беззаботности и неучастия в тяжелом труде. У каждого народа, эпохи и
класса были свои методы ухода за детьми. В странах с холодным климатом младенцев днем и
ночью предпочитают держать в люльке спеленутыми, а с теплым — носить в платке или на
перевязи за спиной.
Этнографы и социологи сравнили национальные стили воспитания детей по степени их
строгости, соотношению наказаний и поощрений и выделили два противоположных — японский и
английский.
В Японии учитель чаще обращается к поощрениям, нежели к наказаниям. Воспитывать
означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному
поведению. Даже при явном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого
осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей
обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны
научиться управлять собой, если приложат усилия. Японцы считают, что чрезмерное давление,
направленное на достижение сиюминутного послушания, в будущем может дать обратный
результат.
С европейской точки зрения, детей в Японии неимоверно балуют. Им ничего не запрещают,
лишая тем самым поводов заплакать. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение
детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они
постепенно. Ребенок начинает подавлять в себе порывы, которые в раннем детстве никто не
ограничивал. Он учится вести себя подобающим образом, уважать старших, чтить долг и быть
преданным семье. По мере взросления жесткость регламентации поведения сильно возрастает.

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 65


В Англии придерживаются иных методов. Англичане считают, что неумеренное проявление
родительской любви и нежности приносит вред детскому
129
характеру. В их традициях относиться к детям сдержанно, даже прохладно. Мягкость и
нежность они проявляют скорее к собакам и кошкам. Дисциплинирующее воздействие на детей
оказывается с самого раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего
или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое, даже жестокое наказание. Наказывать
детей в Британии — это не только право, но и обязанность родителей. Баловать детей — значит
портить их.
С детства англичане приучаются к самостоятельности и к ответственности за свои поступки.
Они как бы рождаются взрослыми и для перехода в мир взрослых их не надо специально готовить.
Сознательно отстраняясь от детей, родители готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16—
17 лет, получив права и аттестат, дети уезжают из родительского дома и живут независимо.

1.7. Институт воспитательства
Главными агентами социализации по праву считают родителей. Но так было не всегда. При
родовом строе и в феодальной Европе приобрел популярность особый институт, защищающий
родительство. Речь идет о практике обязательного воспитания детей на стороне.

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>