<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Одним из примеров служит кавказское аталычество. Аталыком называли приемного отца,
обычно родственника, в семью которого родители отдавали своего ребенка. Получали назад они
его только после совершеннолетия. Приемного сына воспитывали с не меньшей заботой и
нежностью, чем родных детей, с которыми у него устанавливалась близость, равная кровному
родству.
Воспитание в чужой семье практиковалось в Японии, где ребенка отдавали на сторону в 10-
летнем возрасте, и в средневековой Европе, где многие дети воспитывались в монастырях,
закрытых школах и университетах с 7—10 лет. Средневековые ремесленные цехи и ученичество в
подмастерьях — также разновидность института воспитательства.
130

1.8. Институты вторичной социализации: школа
Семью называют институтом первичной социализации, так как она — первое, с чем
сталкивается ребенок при рождении, и основное место, где формируются доверительные личные
отношения.
Школа является главным агентом или институтом вторичной социализации, дающим детям
систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участию в политических процессах.
Городская школа остается средоточием всей культурной жизни старшеклассников и представляет
собой некоторую микромодель большой культуры. Хорошо оснащенные школы имеют в своем
распоряжении школьные театры, клубы, спортивные общества, кружки по интересам.
Школа продолжает процесс социализации, начавшийся в семье.
Чем сложнее становилось общество, тем дольше продолжалось обучение, тем больше областей
специальных знаний появлялось и тем настойчивее заявляла о себе потребность в формальной
школе. Школы зародились только тогда, когда человечество изобрело письменность. Самые
ранние школы возникли в Древнем Египте, Китае, Греции, Иудее. Они были специализи-
рованными: египетские школы писцов, греческие школы философов, иудейские школы
священников.
В Греции слово «школа» («сколе») имело несколько значений: досуг, праздность, ученая
беседа. Связь двух понятий — праздности и обучения — сегодня кажется странной. Однако в
доиндустриальном обществе, т. е. еще 200—300 лет назад, обучение теоретическим знаниям не
давало практических преимуществ, не увеличивало личной продуктивности. Орудия труда и
технология производства были крайне примитивными, а квалификация работников — невысокой.
В школе обучались лишь те, кто имел свободное время (досуг) и средства, чтобы заниматься
тренировкой мышления для собственного удовольствия. Школа в традиционном обществе
обслуживала только элиту.
Индустриальная революция кардинально изменила ситуацию. Появились тысячи новых
профессий и экономических ролей, к которым надо было специально готовить.
131
В современном обществе школа составляет начальное звено разветвленной системы
образования.


Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 66


Школа
Школа — это учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее обучение лиц
определенных возрастов в специально оборудованных помещениях и под руководством
профессионально подготовленных педагогов. Цель обучения — дать подросткам систематические
знания в основных областях человеческой деятельности: физики, математике, литературе, языку,
истории и т. п. Образование — систематический и формализованный способ передачи знаний,
навыков, ценностей.
Социализирующая функция школы проявляется также и в том, что дети учатся социальным
нормам и ролям, которые им придется исполнять в жизни.
Необычность ситуации, в которой оказывается школьник,— отсутствие надзора со стороны
родственников и родителей. В школе ребенок учится подчиняться незнакомым людям не потому,
что испытывает к ним особую привязанность и любовь, а потому, что так требует социальная
система, основанная на единообразии требований, норм, правил и социальных ролей. Ни один
школьник не рассматривается в качестве уникальной личности — любимого сына, единственного
ребенка и т. п. Школа стандартизирует людей, индивидуальные качества ребенка не являются
здесь предметом специального внимания. Став школьником, ребенок перестает быть
незаменимым и уникальным, каким он был в семье. Он — один из многих и подчиняется тем же
правилам, каким подчиняются все другие. Стандартизация мыслей и поведения достигается
благодаря школьной форме, стандартному набору учебников и письменных принадлежностей,
постоянному режиму дня, четко установленной очередности предметов (расписанию уроков),
стабильности преподавательского контингента и учеников.
Успехи детей также оцениваются стандартно — при помощи школьных оценок.
Школа и система образования в целом — эффективный инструмент социальных перемещений.
Во всех странах наблюдается одна и та же закономерность: чем ниже уровень образования, тем
ниже квалификация, достигнутый статус и зарплата. Напротив, высокий уровень образования —
способ сделать профессиональную карьеру.
132

§ 2. Адаптация
Адаптация — процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к
среде. В биологии это совокупность поведенческих механизмов, обеспечивающий живым
существам возможность сохранить специфический образ жизни в определенных условиях. В
медицине адаптацией называют привыкание к чему-либо. В социологии адаптация — особый
процесс взаимодействия личности или группы с социальной средой, когда индивид усваивает
социальные нормы и традиции субкультурных ценностей определенной группы (например,
профессиональной). Если речь идет об усвоении индивидом не частных (субкультурных), а общих
(культурных) ценностей и традиций, характеризующих общество в целом, то говорят не об
адаптации, а о социализации (как макропроцессе).
Адаптация предполагает, что существуют какие-то новые или неожиданные условия, к
которым индивид должен со временем привыкнуть, приспособиться. При этом он не обязательно
должен их глубоко усвоить, например, ценности и нормы группового поведения, которое человек
не приемлет по нравственным соображениям. Усвоение, превращение таких норм в свои
собственные принципы — это скорее социализация, нежели адаптация.
Когда мы переезжаем в другую страну, нам приходится приспосабливаться к изменившемуся
климату, поступая работать на предприятие, мы приспосабливаемся к нормам и требованиям,
которые сложились в данном коллективе. Чтобы усвоить нормы и требования, надо пообщаться с
людьми, узнать их проблемы, привыкнуть к их характеру, участвовать в общих мероприятиях.
Поэтому в медицине адаптация означает привыкание, а в социологии — взаимодействие и через
него усвоение социальных норм и ценностей.
Адаптация представляет элемент, составную часть социализации.
Когда взрослый человек приезжает на время в другую страну, ему приходится адаптироваться к
непривычным традициям, нормам, языку. Когда же он переезжает постоянно в другую страну, ему
приходится социализироваться, а не просто адаптировать-
133
ся. Получив гражданство и работу в новой стране, человек осваивает новые социальные роли,
усваивает новые культурные нормы, приобретает новые статусы.
Способность к адаптации с возрастом угасает. Английский профессор, прожив 7—10 лет в
США, так и не станет заправским американцем, хотя он говорит на том же языке и обладает очень
схожей культурой. А полуграмотный сын итальянских эмигрантов к 10-ти годам ничем не

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 67


отличается от сверстников-американцев. В одном случае происходит только адаптация, а во
втором — социализация.
Причины того, почему социализация взрослых и социализация детей происходит по-разному,
изучал Орвиль Г. Брим-младший (1966). Он обнаружил следующие различия.
1. У взрослых социализация видоизменяет внешнее поведение, а у детей трансформирует
базовые ценности.
2. Взрослые способны оценивать нормы, корректировать их, а дети усваивают все некритиче-
ски.
3. Социализация в зрелом виде вносит дополнительные оттенки между черным и белым, а
дети учатся различать только контрастные цвета в оценках и суждениях о других людях. Взрослые
выполняют множество социальных ролей (отец, работник и т. п.), а дети — нет.
4. Социализация взрослых идет по линии профессиональной специализации, а дети обучаются
общим принципам жизни, правилам вежливости, моральным ценностям.

§ 3. Инкультурация
Понятия социализации и инкультурации очень близки по своему содержанию. Тем не менее, их
лучше не смешивать.
Социализация
Социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе. В какую бы
страну он ни выехал на время или ни переехал навсегда, он обязан иметь элементарные
представления о социальной структуре и стратификации общества, распределении
134
людей по классам, способах зарабатывания денег и распределении ролей в семье, основах
рыночной экономики и политического устройства государства, гражданских правах и т. п.
Инкультурация (enculturation)
Инкультурация (enculturation) обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в
конкретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К
ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. Взрослый эмигрант,
выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но
гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Русский физик,
программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое
время усваивает права и обязанности, соответствующие его новой должности. Через месяц-другой
он справляется с профессиональными обязанностями не хуже коренного американца. Но
привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы.
Таким образом, адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее,
чем инкультурация — приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.
Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид
адаптируется к социальным условиям жизни, во втором — к культурным. При социализации
адаптация легкая и быстрая, при инкультурации — тяжелая и медленная.
Когда человека спрашивают: «Кто ты?», то с точки зрения социализации он должен ответить:
«Я — профессор, ученый, инженер, глава семьи». Но с точки зрения инкультурации он обязан
назвать свою национальность: «Я — русский».
На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с
себе подобными — родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями
одной культуры, у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует вести
себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реаги-
ровать на те или иные знаки внимания и сигналы.
135
Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями. Она может
происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или
опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях.
Таким образом, прямое высказывание и косвенное наблюдение («приглядывание») являются
двумя важными способами инкультурации. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему
говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он подсматривает, как другие ведут себя в
аналогичных ситуациях. Часто люди говорят одно, а делают другое. В этих ситуациях индивид
теряет ориентацию и процесс инкультурации затрудняется.
Даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а
именно прием пищи, с точки зрения культурологии представляет совокупность определенных поз
и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело поведение

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 68


за едой дикаря, совсем другое — поведение культурного человека. Последнего учат всему, в том
числе и языку жестов. Цивилизованного человека обучают тому, как удовлетворять свои
естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря,
культура учит нас, что, когда и как следует есть.
В большинстве культур основной прием пищи происходит в полдень, а англичане делают это
во второй половине дня. Они едят на завтрак рыбу, а американцы предпочитают кекс и особую
кашу для завтрака. Бразильцы добавляют в крепкий кофе горячее молоко, а американцы
смешивают молоко с пивом. У англичан обед бывает в 5—6 часов, а у испанцев — в 10. Евро-
пейцы едят с вилкой в левой руке и ножом в правой. Нарезанное ножом мясо они сразу же
отправляют в рот вилкой, которую американцы предварительно перекладывают в правую руку1.
Социализация — врастание в общество, становление человека социального. Конечный
процесс социализации — личность.
1
Schwartz В. Queuing and waiting: Studies in the Social Organization of Access and Delay. Chicago Univ.
Press, 1975 P. 42.
136
Инкультурация — срастание с родной культурой, становление человека воспитанного.
Конечный результат инкультурации — интеллигент.
Можно быть очень социализированным и совершенно некультурным. «Новые русские» —
образец превосходного приспособления к изменившейся в 90-е годы социальной реальности,
люди, умеющие находить выход из любой ситуации, знающие в этой жизни все ходы и выходы.
Это результат превосходной социализации. Однако в большинстве своем «новые русские» —
совершенно неинкультурированные люди. Им наплевать на общечеловеческие ценности и
христианские заповеди вплоть до «не убий», на этикет поведения и т. п.
В старости процесс накопления культурных норм доходит до своего апогея. Труднее всего
приспособиться к нормам чужой культуры пожилому эмигранту, так как ему сложнее всех
освободиться от груза прежних культурных привычек.
А что происходит с социализацией? Подчиняется ли она возрастным изменениям и как?
Известно, что способность к адаптации с возрастом угасает. Старикам все сложнее
приспосабливаться к быстро меняющимся социальным условиям.
Таким образом, мы можем считать два процесса — инкультурацию и социализацию —
развивающимися по разным законам. На один и тот же возраст приходится максимум
социализации и минимум инкультурации. И наоборот.

Рис. 8а. Инкультурация достигает своего максимума в старости




137

Рис. 8б. Социализация достигает своего максимума в молодости и зрелости, а затем
чаще уменьшается, реже — остается на том же уровне




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 69




Нормы социализма и капитализма могут оставаться социальными, т. е. правилами,
помогающими лавировать во внешней среде, но необязательно проникать в душу.
Многие из сочувствующих большевикам до революции были купцами и зажиточными людьми,
а это свидетельствует о том, что в капитализме как системе только лишь социальных норм они
разбирались неплохо. Сам факт сочувствия большевикам говорит о другом: в их мировоззрение
капиталистические нормы не проникли, не стали главными ценностями жизни. Иными словами,
капитализм как система культурных норм остался им чужд.
Прошло 80 лет, и в конце 80-х годов значительная часть советской интеллигенции по своим
культурным нормам ориентировалась на западную культуру, хотя

Рис. 9. Континуум «социализация — инкультурация». Среднее значение на
континууме имеют интернатские дети.




138
в своем социалистическом обществе занимали высокие посты и хорошие должности. Когда
наступила пора радикальных изменений, она выступила в авангарде перестройки. Но так же
хорошо устроиться в новом капиталистическом обществе, к которому они призывали,
большинство наших интеллигентов не смогли. Что им мешало? Нравственные принципы?
Накопленные культурные нормы? Или пассивная социализация, пик которой пришелся бы на
возраст 40—60 лет? Иначе говоря, идейно революцию готовили зрелые, а плодами ее
воспользовались молодые.
Итак, процессы социализации и инкультурации могут идти в одном направлении, а могут
развиваться в противоположных направлениях. Их фазы могут совпадать, но могут существенно
различаться. Это два расходящихся потока жизни.
Когда оба процесса совпадают, т. е. идут в одном направлении, мы можем построить единый
континуум «социализация — инкультурация».
Континуум показывает то, как у разных типов людей увеличивается или уменьшается
культурный и социальный потенциал. Феральные люди — это воспитанные среди волков или
других животных человеческие детеныши. Вернувшись в общество, они не способны к нему
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 70


приспособиться и вскоре погибают. У них минимальный потенциал инкультурации и
социализации. Средние величины инкультурации и социализации имеют дети, воспитанные в
детских домах и интернатах. Став взрослыми и покинув учреждение, они оказываются плохо
приспособленными для полноценной жизни в большом обществе. Они не имеют многого из того,
что получают дети в обычных семьях. Наивысший потенциал у интеллигентных людей. Элита
общества, как правило, состоит из них. Это социально активные и культурно состоявшиеся люди.
Социализация, по мнению петербургского культуролога Э.В. Соколова, связана с усвоением
некоторого обязательного культурного минимума. Речь идет об усвоении основных социальных
ролей, норм, языка, черт национального характера. Напротив, термин «инкультурация»
подразумевает более широкое явление, а именно приобщение личности ко всему культурному
138
наследию человечества. А значит, не только к своей национальной культуре, но и к культуре
других народов. Речь идет об овладении иностранными языками, формировании широкого
кругозора, знаний всемирной истории. Итак, инкультурация означает «приобретение широкой
гуманитарной культуры». В это понятие входит также профессиональное обучение, ведь при-
обретение профессиональных знаний не есть необходимое требование социализации1.

§ 4. Десоциализация и ресоциализация
Жизненные циклы в биографии человека — это периоды жизни, отделенные друг от друга
важными вехами: поступлением в вуз (цикл студенческой жизни), женитьбой (цикл семейной
жизни) и т. д., связанные со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от
прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.
Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому
переобучаться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил особое название.
Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.
Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен
старых называется ресоциализацией.
Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой
социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе,
как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть
родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит
плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм.
Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь
глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ лично-
1
Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: Пособие для старшеклассников. М.,
1994. С. 120
140
сти. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно
с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и
колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.
Ресоциализация может быть столь же глубокой. К примеру, русский, эмигрировавший в
Америку, попадает в совершенно новую, но не менее разностороннюю и богатую культуру.
Отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным
опытом. Уход в монастырь предполагает не менее радикальные перемены в образе жизни, но
духовного обнищания не происходит и в этом случае.

§ 5. Аккультурация
К аккультурации относят контакты представителей разных культур. Результатом таких
контактов становится восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка
или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство.
Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей
группы иностранцев, практически не бывает.
Можно привести бесчисленное количество примеров аккультурации. В XIX веке Россия
присоединила к своим границам много новых культурных регионов: Польшу, Кавказ, Среднюю
Азию. Переселившиеся туда русские перенимали местные обычаи и традиции, сохраняя при этом
свои собственные. Но и местное население теснее познакомилось с русской культурой и многое
позаимствовало из нее. Это пример аккультурации, явившейся следствием территориальных
завоеваний и присоединений.
В 1968 году американская армия, более 10 лет воевавшая во Вьетнаме, покинула юго-

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 71


восточную страну. Некоторые молодые американцы взяли в жены вьетнамских девушек. В США
им пришлось заново проходить процесс социализации, т. е. обучения новым нормам и ценностям.
То же самое происходило после Второй мировой войны, когда американские солдаты женились на
141
японских девушках. В том и другом случае мужчины не оставались на родине своих жен, а
увозили их в свою страну. Мужчина играет в данном случае активную культурную роль и
вынуждает женщину адаптироваться к нормам родной для него культуры.
Такое приспособление и одновременно переобучение называют еще ресоциализацией. С этим
понятием вы уже сталкивались. Ресоциализация — сущность процесса аккультурации, ибо она
может происходить только со взрослым человеком.
Итак, аккультурация представляет собой процесс повторной социализации взрослого
человека (ресоциализацию) или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм
и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.
Аккультурация — необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются
представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять
друг друга.
Таким образом, аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она
предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием,
позволяет найти эффективную технологию общения людей.
Во второй половине XX века в ряде западных стран наблюдается совершенно необычный
процесс — аккультурация религии. Возможно ли такое и что оно означает? По телевидению,
особенно в субботнее утро, миллионы россиян наблюдают за тем, как западные проповедники
несут свет истины своей религии телезрителям. Нас поражает в них умение разговаривать с
молодежью на доступном ей языке. Примеры борьбы сил добра и зла не абстрактны, а вполне
конкретны, убедительны, современны. Такое ощущение, что седовласые мудрецы всю жизнь
только и делали, что жили среди молодежи или долго ее исследовали. Тут самые животрепещущие
для нее темы: наркомания, секс, алкоголизм, независимость от взрослых, насилие, романтизм и
дружба.
Аккультурацию религии можно рассматривать как проникновение религиозного учения в
культурную жизнь нации либо большой социальной группы, обла-
142
чение религиозного содержания в современные культурные формы. В средневековье этого
делать, кстати сказать, не приходилось, потому что сакральное и повседневное были слиты
воедино. Господство религии буквально во всех сферах жизни имело и положительную сторону:
молодежь прекрасно понимала специальный язык проповедников. Для общения им не нужен был
переводчик.

§ 6. Ассимиляция
Необходимо различать два на первый взгляд похожих процесса — аккультурацию и
ассимиляцию.
В результате культурной ассимиляции возникали целые страны, в частности Бразилия. В конце
XIX века она начала интенсивно заселяться выходцами из Германии, Италии, Восточной Европы,
Японии и стран Средиземноморья. Иммигранты постепенно ассимилировались в общую культуру,
которая создавалась на пересечении португальской, африканской и латиноамериканской
(индейской) культур. Бразилия представляет «плавильный котел» даже в большей степени, чем
США и Канада, где этнические группы еще сохранили свою самобытность и самоидентификацию.
Ассимиляция описывает процесс усвоения культурных черт группой меньшинства, которая
попала в культуру группы большинства, т. е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в
страну с другой культурой. Негры в США были и остаются этническим меньшинством. На
протяжении 200 лет, еще будучи рабами, они впитывали черты доминирующей национальной
культуры, приютившей их. Ассимиляция может продолжаться до полного растворения в новой
культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной.
Государство может поощрять терпимость к иной культуре и возвести ее в основной принцип
взаимоотношения между народами, а может придерживаться политики этноцентризма — силового
навязывания национальным меньшинствам норм и ценностей господствующей культуры.
Подобная форма культурной политики присуща самым разным государствам, даже
143
таким, которые принято считать оплотом демократии и цивилизованности.
Резервации индейцев и негритянские гетто в США — это пример культурной дискриминации,

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 72


политики, которая отрицает равные права и возможности за разными группами населения. Она
может включать долговременные акции, например, вытеснение этнических групп в неудобные
климатические зоны. В результате длительного проживания в неблагоприятных условиях уровень
жизни и здоровье этнической группы резко ухудшаются.
Частью культурной политики может стать насильственная ассимиляция. В Болгарии, начиная с
1984 года, туркоговорящее меньшинство, составляющее 10% населения страны, стало
подвергаться насильственной болгаризации: закрывались мечети, официально запрещалось
говорить на турецком языке, носить традиционную одежду, распространять Коран. Власти даже
потребовали турецкие имена и фамилии изменить на болгарские. Когда турецкое меньшинство
начало сопротивляться, правительство Болгарии стало конфисковывать их земли и сажать за
решетку лидеров. Это политика насильственной ассимиляции.

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>