<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Политика этнического изгнания ставит своей целью выселение этнических групп, которые
отличаются от доминирующей культуры. В 1972 году из Уганды были выселены 74 тыс азиатов.
Неонацистские партии в Европе выступают за выселение турок из Германии, индусов из Англии,
алжирцев из Франции. Для тех, кого насильно выселяют или кто добровольно покидает страну по
тем или иным причинам, в других странах создают лагеря для беженцев. Известны лагеря
палестинцев в Египте и Иордании, созданные после арабо-израильской войны 1948 и 1967 гг.
Колониализм, еще одна форма притеснения, представляет собой политическое, социальное,
экономическое и культурное господство над территорией и населяющими ее людьми со стороны
иностранной державы на неопределенное время. Французская и британская колониальные
империи — исторически наиболее известные примеры колониализма. В расширительном смысле
этот термин применяется и к бывшей Советской империи.
144

§ 7. Культурное обновление
Культурное обновление называют также полной ре-социализацией. Если аккультурация
требует от человека лишь частичного отказа от старых норм и традиций, то процесс культурного
обновления ведет к полному освобождению от них. Результатом служит окончательное вы-
теснение старых обычаев и ценностей новыми.
Пример культурного обновления личности — тюремное заключение, где происходит почти
полный отказ от ценностей «гражданской» культуры и перенятие норм криминального мира.
Культурное обновление наблюдается и при эмиграции. Эмигрант может пройти либо
аккультурацию и частично сохранить старые ценности, либо культурное обновление и полностью
отказаться от них. Отличить два явления можно по результатам. Американский писатель русского
происхождения Владимир Набоков, в детстве увезенный родителями из России, постепенно стал
писать и мыслить по-английски. Советский философ Александр Зиновьев, покинувший страну в
зрелом возрасте, пишет и думает по-русски. Более того, его мировоззрение и идеи не изменились с
момента эмиграции. Он аккультурировался, но культурно не изменился. Он не принял западного
образа жизни и ценностей западной культуры, хотя живет и публикуется в Западной Европе.

NB
¦ Потребность в культуре — результат эволюции человеческого рода, в течение которой
произошли очень важные изменения в строении тела. И первым среди них был переход к
прямохождению, освободивший руки для употребления орудий труда. Последние разнообразили
употребляемую пищу, а та в свою очередь вызвала серьезные изменения в строении челюстей,
органов пищеварения и мозга. Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности
возникновения речи.
¦ Человек мог жить везде. И все это благодаря тому, что жесткую программу инстинктов,
задающих один-два варианта действий, заменила совокупность навыков — система практических
умений, приобретенных путем передачи знаний и их практической тренировки. Антропологи
определяют культуру как совокупность социальных навыков и умений.
145
Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения
¦
социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую
разновидность которого именуют личностью.
¦ Воспитание является составной частью процесса социализации и представляет собой
целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением
младшему.
¦ Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного
цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость.
¦ Семью называют институтом первичной социализации, так как она — первое, с чем
сталкивается ребенок при рождении, и основное место, где формируются доверительные личные


Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 73


отношения.
¦ Школа является главным агентом (институтом) вторичной социализации, дающим детям
систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участию в политических процессах.
Адаптация — процесс физического, психофизиологического и социального
¦
приспособления к среде. В биологии это совокупность поведенческих механизмов, обеспечивающий
живым существам возможность сохранить специфический образ жизни в определенных условиях. В
медицине адаптацией называют привыкание к чему-либо. В социологии адаптация — особый процесс
взаимодействия личности или группы с социальной средой, когда индивид усваивает социальные
нормы и традиции субкультурных ценностей определенной группы (например, профессиональной).
¦ Понятия социализации и инкультурации очень близки по своему содержанию.
Социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе.
o
Инкультурация (enculturation) обозначает обучение человека традициям и нормам
o
поведения в конкретной культуре.
Социализация — врастание в общество, становление человека социального. Конечный
o
процесс социализации — личность.
Инкультурация — срастание с родной культурой, становление человека воспитанного.
o
Конечный результат инкультурации — интеллигент.
Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется
¦
десоциализацией. Следующий за
146
ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых
называется ресоциализацией.
¦ К аккультурации относят контакты представителей разных культур. Результатом таких
контактов становится восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка
или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство.
Аккультурация представляет собой процесс повторной социализации взрослого человека
(ресоциализацию), или усвоение необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и
ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.
¦ Необходимо различать два на первый взгляд похожих процесса — аккультурацию и
ассимиляцию. Ассимиляция описывает процесс усвоения культурных черт группой меньшинства,
которая попала в культуру группы большинства, т. е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию
в страну с другой культурой.
¦ Полную ресоциализацию называют также культурным обновлением. Если аккультурация
требует от человека лишь частичного отказа от старых норм и традиций, то процесс культурное
обновление ведет к полному освобождению от них. Результатом ресоциализации служит
окончательное вытеснение старых обычаев и ценностей новыми.




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 74




Глава 5. КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА
Культура никогда не остается неподвижной: она возникает, развивается, деградирует, она
распространяется из одной страны в другую, передается от прошлых поколений к будущим. Культурная
динамика описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве.


§ 1. Зарождение культуры
Человеческая культура прошла долгий путь. Ее первые признаки появились на заре истории —
в первобытном обществе.
Как ни странно, но первоисточником культуры, а затем цивилизации стала хрупкая женщина.
Точнее, группа, состоящая из матери и ребенка. Два миллиона лет назад по земле бродили
бесчисленные детско-материнские группки, единственным средством выживания которых было
фуражирование и собирательство — поиск подножного корма (фруктов, корнеплодов, ягод,
орехов). Детско-материнские группы дополнялись одним или несколькими взрослыми
мужчинами, следовавшими за ними. Этот исторический период называют периодом предлюдей.
Лишь 400 тыс. лет назад появились существа, которое с большими натяжками можно было
окрестить «людьми». Из Африки — прародины всего человечества — через Азию они проникли
на юг Европы. Их называют homo sapiens (люди мыслящие). У них были довольно сложный мозг и
скелет, похожий на скелет
148
современного человека. В их распоряжении находились простейшие орудия труда. Люди вида
хомо сапиенс были организованы в локальные группы численностью 20—30 человек.
Поскольку в это время был уже открыт огонь, вполне вероятно, что и мужчины, и женщины
совместно охотились на мелких животных и птиц. Трудовая кооперация представителей двух
разных полов дополнялась, по всей видимости, кооперацией социальной. Уже в этот период
можно говорить о зарождении протосемьи, зачатков воспитания и социализации подрастающего
поколения, в котором принимала участие не только мать, но и отец. Ученые считают этот шаг ре-
шительным прорывом к образованию в будущем обществе, ибо отец обучает ребенка прежде всего
социальным навыкам.
В промежутке между 100 000 и 75 000 лет тому назад появился более «современный» вид homo
sapiens, который эволюционировал к 40 000 году в homo sapiens sapiens. С него берут свое начало
все живущие сегодня народы. А поскольку все мы произошли от одного корня, никакая теория о
превосходстве одной расы или нации над другими не имеет научной основы. С тех пор тело и мозг
существенно не продвинулись вперед. Зато насколько более выразительными стали жесты и
манеры поведения, язык и речевой этикет, формы одежды, закрывающей тело, и прически,
украшающие человеческую голову. И это лишь немногие штрихи, указывающие на то, как далеко
продвинулась человеческая культура с того самого момента, как человек перестал совершенство-
ваться биологически.

§ 2. Открытия и изобретения
Не только у культурной статики, но и у культурной динамики есть свои первокирпичики. Ими
являются открытия и изобретения.
Открытие — получение новых знаний о мире.
Яркий пример — открытие новых островов и континентов, в частности Америки. Открытие
предпола-
149
гает, что факт, ныне известный, раньше был неизвестен. Оно снабжает человечество новыми
знаниями, которые в процессе изобретения соединяются с известными знаниями и порождают
новые элементы.
Изобретение — новая комбинация известных культурных элементов или комплексов. Они
включают новый способ изготовления вещей, т. е. технологии. Изобретения подразумевают не
только технические и научные новации, но и социальные, например, создание новых форм
государственного управления. Они подразделяются на материальные и духовные.
Первое крупное изобретение человека — превращение палки и камня в средство обороны от
диких хищников, превосходивших человека агрессивностью и силой. Второе — превращение
оружия в орудие труда. По времени, возможно, второй процесс был продолжительнее первого.
Третье крупное изобретение — «приручение» огня. А дальше технический прогресс пошел резко в
гору и изобретения следовали одно за другим. Самыми примечательными явились, пожалуй,
изобретения колеса, плуга и письменности.

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 75


В последние 10 000 лет человечество двигалось вперед гораздо быстрее, чем в
предшествующие миллионы лет. За этот период оно прошло путь от каменного века до освоения
космоса. Сегодня один человек узнает за один день больше, чем его предок, живший в саванне,
узнавал за всю жизнь. Поколение 2000 года, в свою очередь, будет знать в 40 раз больше, чем
поколение 80-х. Половину всех своих знаний человечество получило в XX веке.
Специалисты утверждают, что истоки культуры восходят к тому времени, когда наши предки
начали иначе относиться к умершим. Ни одно животное не хоронит погибших сородичей. Это
делает только человек.
Первым начал хоронить своих предков неандерталец 80—100 млн лет назад.

§ 3. Формы распространения культуры
Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами
посредством
150
¦ культурных заимствований (целенаправленное подражание),
¦ культурной диффузии (стихийное распространение),
¦ независимых открытий.
Последний путь означает, что одно и то же изобретение сделали независимо друг от друга в
разных странах. Независимые изобретения — открытие одних и тех же культурных черт или
образцов в разных культурах как следствие действия одних и тех же потребностей или
объективных условий.
Ярким примером независимого открытия служит неолитическая революция (переход от охоты
и собирательства к земледелию, приручение животных и окультуривание злаков), которая
произошла 7 000 лет назад в Месопотамии и 3 000 лет назад независимо от нее в Месоамерике
(цивилизация майя).
Наибольший интерес для культурологии вызывают первые две формы (способа),
распространения культуры.

3.1. Культурные заимствования
Культурные заимствования специалисты считают более распространенным источником
культурных изменений, чем независимое изобретение. Их относят к мирному способу перенесения
ценностей одной культуры на почву другой.
Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается:
материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни.
Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что: а) является близким его
собственной культуре, т. е. то, что смогут понять, оценить и использовать аборигены; б) принесет
явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх по
ступенькам прогресса, даст преимущество перед другими народами; в) отвечает внутренним
потребностям данного этноса, т. е. удовлетворяет такие фундаментальные потребности, которые
не могут удовлетворить культурные артефакты
151
и культурные комплексы, имеющиеся в его распоряжении.
Распространенным примером престижного заимствования служит мода: один народ или
социальная группа заимствуют не то, что им необходимо с утилитарной точки зрения, а то, что
считается престижным. Процесс заимствования в таких ситуациях может приобретать цепной
характер.
Культурному заимствованию предшествует другое явление, называемое культурным отбором,
или селективностью культуры.
Селективность — избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в
другую. Она может быть целенаправленной, сознательной либо стихийной, происходящей в силу
объективных условий. Всего выделяют четыре основные причины селективности:
— культура еще не созрела для заимствования данных изобретений;
— новые элементы грозят разрушить сложившуюся в обществе культуру;
— идеология запрещает заимствование новых элементов как «враждебных», «чуждых»,
«плохих»;
— члены общества не считают, что новые элементы нужны им.
Страна, которая заимствует чужое, называется культурой-реципиентом, а страна, которая
отдает свое, именуется культурой-донором. Как правило, культурное новшество ложится на
частично подготовленную почву. Это означает, что в культуре-реципиенте должны существовать

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 76


группы или силы, заинтересованные в перенесении чужого, готовые распространять, внедрять и
защищать культурное новшество; причем, выгоды от принятия культурного новшества должны
перевешивать выгоды от его отвержения. Однако на практике подсчитать плюсы и минусы не
удается. Возможны лишь приблизительные и, как показывает история, очень грубые прикидки.
Когда российская интеллигенция в 90-е годы пошла на заимствование западных рецептов
рыночной экономики и вступила на путь «шоковой терапии», она надеялась в одно десятилетие,
подобно Польше, проскочить самый опасный отрезок пути и резко повысить эффективность
производства. Но жизнь оказалась
152
много сложнее научных расчетов: через десять лет производство в стране почти полностью
развалилось, большинство населения обнищало, спонсорство культуры сократилось или
прекратилось полностью. Но и при таких результатах никто не берется однозначно утверждать,
стоило ли стране браться за экономические реформы или нет.
Культурные заимствования могут быть а) стихийными и неуправляемыми, такими, где
отсутствует сознательный отбор культурных инноваций; б) целенаправленными и сознательными.
Вторая стратегия культурного заимствования должна проходить все необходимые для
культурного отбора стадии, а именно:
¦ создание проекта заимствования и его критическая проработка;
¦ отбраковка претендентов на культурное заимствование, поиск нужных образцов;
¦ практическое внедрение и обеспечение экономической и политической поддержки.
С одной стороны, внедрение культурного новшества идет тем быстрее, чем сильнее страны,
откуда заимствуется новшество, и чем сильнее культура-донор оказывает давление на культуру-
реципиента.
С другой стороны, внедрение культурного новшества идет тем медленнее, чем сильнее оно
навязывается культуре-реципиенту.
Проблема культурных заимствований тесно связана с темой культурной вариабельности,
которая указывает на особенности национального характера и национальной психологии, а
именно восприимчивость к иной культуре, способность менять свое поведение в зависимости от
изменения культурного контекста (например, когда русский попадает в другую страну).

3.2. Культурная диффузия
Культурная диффузия — это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного
общества в другое при их соприкосновении. Культурное соприкосновение называется культурным
контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным
влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием.
153
Проникновение американской культуры на Европейский континент во второй половине XX
века оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный «вестернизацией». В
свою очередь, и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений,
раньше формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям, стихийным
проникновениям.
Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война,
научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.
Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в
Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку. Миссионеры
принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в
поведении, одежде, гигиене, школьном обучении.
Распространение, или диффузия, культурных инноваций по своему вектору принимает два
направления — горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное распространение наблюдается
между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его еще
можно называть межгрупповой культурной диффузией. Вертикальное распространение
элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, поэтому его можно
именовать также стратификационной культурной диффузией. Скажем, заимствование
милиционерами лексических формул из воровского жаргона надо считать горизонтальным
распространением, а заимствование аристократией элементов простонародного говора — верти-
кальным.
Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но также
между группами и классами. Межгрупповая диффузия давно отмечается криминалистами,
которые заявляют, что разговорный язык, манера поведения и общения милиционеров в СССР, а
сейчас и в России стала походить на стилевые особенности преступной субкультуры. Жестокость

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 77


обращения милиционеров, долгое время сталкивавшихся с преступниками, перенята в
значительной мере у них. В профессиональный лекси-
154
кон блюстителей порядка вклиниваются элементы криминального сленга.
1
Стратификационная диффузия выражается в двустороннем процессе:
¦ средний и низший классы перенимают у высшего класса элементы высокой моды,
престижного потребления, литературный язык и др.;
¦ высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскрепощенного поведения,
упрощенной манеры одеваться.
Одежда, символизирующая статусные различия людей, в современном обществе превращается
в сферу пересечения классов и сословий, в канал диффузии культурных ценностей из одной
страты в другую. Среднему классу сегодня по карману купить модную одежду, которую прежде
носил только высший. Высококвалифицированные рабочие, например техники по ремонту
телеаппаратуры, являются на работу в костюмах и галстуках, которые прежде служили
отличительным символом высшего, а затем среднего класса.
Другой пример стратификационной диффузии — изменение культурного статуса бильярда.
Впервые бильярд появился как игра джентльменов в высшем классе Англии и Америки. Позже
произошла его культурная диффузия в низшие классы. К середине 20-х годов XX века в США
насчитывалось 42 тысячи бильярдных клубов (poolroom), но к середине 60-х их число сократилось
до И тысяч. Закат этого величайшего культурного института для мужчин-американцев был
неизбежным постольку, поскольку радикально изменился весь строй культуры: усилилась роль
женщины в семье, которая смотрела на мужские развлечения неодобрительно, повысился уровень
образования населения, и заниматься бильярдом, ставшим символом социальных низов, было уже
непрестижно. Американские мужчины стали больше ориентироваться на семейный досуг, нежели
проведение свободного времени в сомнительных закрытых для женщин заведениях2.
1
Kando Thomas M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis: The C.V. Mosby Co., 1980. P. 70.
2
Там же. Р. 84.
155

Рис. 10. Культурная диффузия — двусторонний процесс: высокая культура
проникает из высших страт в низшие, массовая культура распространяется в
обратном направлении




В традиционном обществе существовала ярко выраженная символическая поляризация
населения. Сегодня культурологи отмечают, что эталоном стиля и образа жизни для высшего и
низшего классов становится средний класс. Пирамида как бы сплющивается к середине, полюса
притягиваются тем, что является общим для всех.
Таким образом, стратификационная диффузия распространяется не только снизу вверх или
сверху вниз, но также в двух направлениях, действуя циклически и возвращаясь в
модифицированном виде, в исходную точку по схеме «подъем—спуск—подъем» и наоборот.
Такое перемещение называют еще культурной ротацией.
Культурная диффузия несет обществу как позитивные, так и негативные сдвиги.
Проникновение высокой культуры в средние и особенно низшие страты, с одной стороны,
означает ее демократизацию и просвещение населения, а с другой — ее примитивизацию,
граничащую с опошлением. Культура действительно становится все более демократичной и
проникает в широкие массы, однако это справедливо только для одной ее части для активного
досуга и занятий спортом, но несправедливо для высокой культуры. Ею по-прежнему занимаются
преимущественно те, кто находится в верхней половине социальной пирамиды.

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 78



3.3. Континуум форм распространения культуры
Рассмотренные три формы распространения культуры можно считать общими. Внутри них
выделяются частные формы, представляющие собой конкретные культурные практики
заимствования новшеств.
156
Все многообразие частных форм распространения культуры — от торгового обмена народов и
туризма до колонизации и насильственной русификации (американизации, европеизации) —
можно расположить на некотором континууме. Полюса такого континуума представлены двумя
противоположными формами распространения: стихийное (нецеленаправленное) и
организованное (целенаправленное) распространение.

Рис. II. Континуум форм распространения культуры




Организованной формой является только такой способ, при котором в качестве основной
цели сознательно выдвигается навязывание, перенесение или заимствование культурных образцов
у другой страны. В этом смысле миссионерство и шпионаж своей главной целью имеют в одном
случае — насаждение другим народам своей религии (христианства, ислама, буддизма), а в другом
— заимствование культурных нововведений: чертежей ядерного оружия, промышленных секретов
и т. п. Торговля между странами, хотя и является насквозь организованным процессом, относится
к стихийным формам потому, что культурный обмен выступает побочным эффектом, а на первом
месте стоит купля и продажа товаров и получение прибыли (т. е. экономические цели).
К организованным формам относятся экономическая помощь развитых стран слаборазвитым,
так как она оказывается при условии, что в странах-реципиентах произойдут демократические
преобразования и будут усвоены культурные ценности капитализма. Колонизация располагается
посредине. Ее главная цель — добыча новой и дешевой рабочей силы в Африке, а вовсе не
распространение западной культуры. Оно происходит позже — как побочный эффект.
К стихийным формам следует относить лишь те способы распространения культурных
артефактов,
157
которые возникают сами собой, никем заранее не планируются, не управляются, никак не
организуются и не оцениваются. Они возникают в точках массовых этнических контактов.
Стихийные формы растянуты во времени, а организованные сжаты, поскольку они планомерно
внедряются правительством или местными властями.
Организованное распространение нередко принимает форму насильственного культурного
внедрения. Оно осуществляется по-военному быстро, эффективно, но держится краткое время,
часто вызывая народные возмущения. При стихийных формах процесс идет медленно, но
новшество приживается надолго. Часто новое синтезируется и органично уживается со старым.
Наиболее яркий пример — распространение европейской обуви на Востоке. Устройство

<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>