<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

целенаправленное, основанное на взвешенной концепции управление социальной и культурной

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 85


сферами общества являются отличительными признаками цивилизованной страны. Привычными
они являются, по крайней мере, с середины XX ве-
172
ка. Именно тогда начался плановый, глубоко эшелонированный подход к сохранению
культурного генофонда всего человечества и каждой отдельной страны в рамках ООН.
Культурная политика — система практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и
в значительной мере осуществляемых государством (наряду с частными лицами), направленных
на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации.
В области культурной политики чаще всего возникают следующие вопросы: как сохраняется
культурное наследие нации и доступно ли оно всем этническим и социальным группам? Все ли
используемые языки имеют равный статус и нет ли в данной стране культурной и языковой
дискриминации? Является ли официальный государственный язык языком предков, или это
наследие колониального господства? В какой степени неосновные языки поддерживаются
государством, а в какой они являются заботой семьи и общины? В какой степени эти языки
используются для сохранения культурных и социальных различий в обществе, расширения и
сокращения антагонизма среди языковых групп?
Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется с модели ассимиляции, в
которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми
традициями, которых придерживается большинство, на мультикультурную модель, где индивид
социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам.
Так, в США миллионы людей разговаривают на английском и на своем этническом языках,
отмечают общенациональные и этнические праздники, изучают историю страны и своей нации.
Глобальная международная миграция стимулируется структурной перестройкой хозяйства
слаборазвитых стран: под воздействием механизации и индустриализации, проникших из
развитых стран, аграрный сектор сокращается и миллионы сельских жителей вынуждены
мигрировать в города в поисках работы. Их притягивает городской образ жизни. Одно-
173
временно средний класс горожан, ориентированный на западные стандарты жизни, склонен
искать более квалифицированную и престижную работу не у себя на родине, а, скажем, в США
или Западной Европе.

NB
Культура никогда не остается неподвижной. Культурная динамика описывает
¦
изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве.
¦ Изобретение — новая комбинация известных культурных элементов или комплексов.
Они включают новый способ изготовления вещей, т. е. технологии. Изобретения подразумевают не
только технические и научные новации, но и социальные, например создание новых форм
государственного управления. Они подразделяются на материальные и духовные.
Первое крупное изобретение человека — превращение палки и камня в средство
¦
обороны.
¦ Второе крупное изобретение — превращение оружия в орудие труда.
¦ Третье крупное изобретение — «приручение» огня.
¦ Этнографы и антропологи выделили около 200 культурных изобретений, сыгравших
решающую роль в истории.
Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными
¦
способами — посредством:
o— культурных заимствований (целенаправленного подражания),
o— культурной диффузии (стихийное распространение),
o— независимых открытий.
¦ Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает
сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс.
o Глобальный всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от
состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом.
Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый
¦
называется реформистским, второй — революционным. Реформа — частичное усовершенствование в
какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ
174
существующего социального строя. Революция — комплексное изменение всех или большинства
сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит
скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного
состояния в другое.
¦ Самой величайшей революцией в истории считается неолитическая. С ней не сравнится
приручение животных и окультуривание растений.
¦ «Культурный лаг» описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 86


быстрее, а другие медленнее.
¦ Культурное запаздывание происходит в тех случаях, когда нематериальная (духовная)
культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной культуры, например
научно-технического прогресса.
¦ Культурная трансмиссия — процесс, благодаря которому культура передается от
предшествующих поколений к последующим через обучение. Культурная трансмиссия делает
возможным такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени.
¦ Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением
которого выступает образование культурного наследия. Аккумуляция имеет место там, где к
культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается
старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем
добавляется, говорят о культурном истощении.
¦ Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различных частей или
элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция, или
единство культуры создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и
различию неосновных, неглавных элементов.
¦ Если различие культурных черт затрагивает не второстепенные, а главные элементы, то
единая культура распадается на множество культур.
¦ Диверсификация культуры выражается в форме разветвления доминирующей культуры
на множества субкультур.
¦ Культурная экспансия (от лат. expansio — распространение) представляет собой
расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы
или государственные границы.
175
¦ Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а
только к одному его этапу — современному.
Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и
¦
подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с
экономики, а с культуры и изменения общественного сознания.
¦ Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более
развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый
правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зави-
симости.
¦ Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики.
Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху».
Культурная диффузия — стихийное и никем не контролируемое заимствование
¦
культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Распространение
одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и
расширяющееся культурное общение заставили ученых говорить о процессе глобализации
современной культуры.
¦ Глобализация — ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием
современных транспортных средств, СМИ, экономических связей.
Глобализация несет в себе возможность утраты своей культурной самобытности.
¦
Происходит это в результате аккультурации и ассимиляции.
¦ Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как
высшее достижение цивилизации.
Культурную политику следует определить как систему практических мероприятий,
¦
финансируемых и регулируемых государством, направленных на сохранение и развитие культурного
наследия нации.
¦ Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется на мультикультурную
модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам.




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 87




РАЗДЕЛ II. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Глава 1. Сущность и функции искусства

§ 1. Художественная культура и искусство

1.1. Проблема определения
Искусство надо понимать как минимум в трех значениях:
— искусство в широком смысле — это художественное творчество в целом: литература,
архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец,
театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве
художественно-образных форм освоения мира;
— искусство в узком смысле — только изобразительное искусство;
— искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
Если культуру изучает культурология, то искусство исследует наука, называемая
искусствознанием (искусствоведением). Она представляет собой совокупность гуманитарных
дисциплин, изучающих искусство, — художественную культуру общества в целом, отдельные
виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с
социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и
содержания художественных произведений. Искусствоведческие науки включают
литературоведение (чаще рассматриваемое в комплексе филологических наук), музыковедение,
театроведение, киноведение, а также искусствознание в узком и наиболее употребительном
смысле — науку
179
о пластических искусствах. Искусствознание складывается из теории искусств, их истории и
художественной критики.
Итак, искусство можно трактовать очень узко и сводить его к изобразительному искусству, а
можно понимать его достаточно широко, включая все виды художественного творчества. Для того
чтобы разобраться в этих нюансах, надо коротко сказать о том, чем различаются изобразительное
искусство и художественное творчество.
Художественное творчество выступает синонимом художественной культуры.
К искусству принадлежит только та часть художественной культуры, которая выполнена на
высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей.
Таким образом, критерий выделения художественной культуры — предметный, а искусства —
квалификационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности
профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, которая способствует им.

1.2. Субъекты художественной культуры
Искусство
Искусство — специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности
человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах и жанрах.
Субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто создает новые произведения
и идеи, распространяет новые произведения и идеи на некоммерческой основе; финансирует
новые произведения и идеи; знакомит с новыми произведениями и идеями; обучает новым
произведениям и идеям; занимается массовым тиражированием новых произведений и идей;
продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает
прибыль; оценивает и производит экспертизу новых произведений и идей; осуществляет цензуру
над новыми произведениями и идеями; осуществляет государственный контроль и управление над
созданием, распространением новых произведений; превращается в фанатических поклонников,
сторонников, новых произведений и идей.
180
Если вспомнить все, что говорилось о формах культуры — народной, элитарной и массовой, то
окажется, что в художественную культуру целиком входят произведения народной и элитарной
(высокой), но частично — массовой. К искусству же мы должны отнести только продукты
элитарной культуры — картины Пикассо, симфонии Чайковского, храм Покрова на Нерли, театр
Станиславского.
Заниматься народным творчеством может кто угодно, а занятие искусством требует известной
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 88


подготовки. Доступ к нему ограничен. Чтобы приобрести право профессионально заниматься
искусством, художник должен овладеть основами мастерства. Вспомним о третьем значении
искусства — высокий уровень мастерства, особые умения. Вот критерий отнесения того или иного
произведения к художественной культуре в целом или только к искусству как его части.
Художественная культура — это элитарная культура плюс народная культура. Искусство — это
только или преимущественно элитарная. Искусствознание изучает только профессиональные виды
творчества. Любительские виды изучает фольклористика.
Итак, искусство — сфера профессионального творчества, фольклор — сфера народного
творчества, художественная культура — единство двух этих сфер.

1.3. Структура художественной культуры
У искусства — части художественной культуры — имеется, как и у культуры в целом, своя
нормативная система. Но она существенно отличается от той, что есть в культуре. В культуре
нормативная система управляет буквально всеми людьми, а в искусстве — только теми, кто ее
создает. Почему? В искусстве, особенно сегодня, постоянно меняются: 1) средства худо-
жественной выразительности, 2) профессиональные навыки художников, 3) совокупность
принципов и критериев оценки художественной продукции, т. е. критерии оценки произведений.
Оценки выносят знатоки — совокупность любителей или поклонников, круги экспертов, критиков
и знатоков, устроители аукционов и государственные чиновники, если они регули-
181
руют развитие культуры. При этом они руководствуются не только личными вкусами,
пристрастиями и чувствами. У них есть и объективные стандарты. Это господствующие в данный
исторический период эстетические стили. Эстетический стиль представляет собой совокупность
принципов и критериев, связанных с построением художественной формы в конкретном
направлении. Они и составляют нормативные начала искусства, ограничивающие и
упорядочивающие многообразие художественных проявлений. Особенно часто эстетические
стили меняются в высокой моде — четыре раза в течение года (со сменой сезона). Достаточно
часто они меняются и в других жанрах искусства и художественной культуры: авангардизм,
футуризм и дадаизм в живописи начала XX века, импрессионизм, романтизм и реализм — в конце
XIX века, сюрреализм и экспрессионизм — в середине XX века. Таким образом, нормативная
система искусства распространяется на меньшинство общества — на тех, кто постоянно участвует
в создании искусства. Сравнивая нормативные системы в культуре и в искусстве, надо отметить,
что в искусстве нормы меняются гораздо быстрее. В культуре некоторые нормы, например, кров-
ной мести, держатся тысячелетиями.
Хотя эстетические стили, критерии оценки художественных произведений меняются очень
быстро, в целом нормативный базис искусства остается неподвижным. Для того чтобы глубже
разобраться в проблеме, составим схематическое представление о нормативной системе
художественной культуры в целом и искусства в частности.

Рис. 12. Расположение трех форм культуры по отношению к ядру и периферии




182
Рассмотрим схему (рис. 11). Ядро искусства (в данном случае искусство и художественная

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 89


культура будут считаться эквивалентными) составляют неизменные принципы. К ним относятся
те эстетические критерии красоты и возвышенного, которые на протяжении тысячелетий
руководили художниками. Периферию составляют изменчивые стилевые критерии, которые ме-
няются на очень коротком отрезке времени — иногда в течение одного-двух лет.
Художник всегда раздваивается: он стремится соответствовать нормам и ядра, и периферии. С
одной стороны, он не хочет отстать от художественной моды, вкусов и ориентаций публики,
стремится быть актуальным. Это и понятно, так как его произведения всегда обращены к
зрителям. Собственно говоря, он для нее и создает свои произведения. С другой стороны, —
истинный художник стремится отразить в своих полотнах вечное, проникнуть в тайны красоты,
привнести что-то свое в сокровищницу мирового искусства. И в этом смысле он как раз не должен
следовать изменчивым вкусам публики, потакать ее невежеству. Он должен идти на шаг-два
впереди эпохи, просвещать и образовывать публику.
Таким образом, у искусства две части, и они антагонистичны. Требования одной противоречат
требованиям другой. Художник в равной мере обязан следовать той и другой системе
нормативных критериев. Отсюда противоречивость природы искусства.
Интересно, что не только художник, но и его непосредственное окружение также
руководствуется противоречивой системой норм. Например, критики оценивают и актуальность
произведения, способность быть актуальным и его ценность с точки зрения вечных критериев
прекрасного. Коллекционеры, покупающие и составляющие произведения искусства в собрания,
пополняющие затем выставки и музеи, также исходят из двойных стандартов. Немало случаев,
когда они не смогли увидеть в начинающем художнике будущего гения человечества, не
приобретали картины и теряли на этом огромные деньги. Из тех же двойных стандартов исходят
организаторы аукционов, где продаются художественные произведения. Неосознанно ими
руководствуется даже публика, любители искусства. Из двойных стандартов, но с заметным
уклоном
183
в сторону периферии, исходят те, кто тиражирует произведения, организует финансовую
поддержку, проталкивает художника на телевидение, в прессу и т. п.
По жанрам художественной культуры значимость ядра и периферии распределена
неравномерно. И здесь мы вынуждены различать искусство и художественную культуру. Скажем,
эстрадные звезды скорее относятся к художественной культуре, но не обязательно — к искусству.
Лишь некоторые из них удостаиваются столь высокой чести.
Ядро и периферия выполняют в искусстве разные функции. Ядро, состоящее из неизменных
критериев вечного и прекрасного, консервативно, а периферия либеральна и революционна. Все
новое, оригинальное, экзотическое, шокирующее публику рождается на периферии. Это
экспериментальная лаборатория художественной культуры. Обычно наибольшим спросом у
публики пользуется именно самое необычное и шокирующее. Чем необычнее произведение, тем
мгновенней успех. На этом зиждется массовая культура. На периферии рождается не только самое
оригинальное и броское, но и самое массовое.

§ 2. Основные виды и жанры искусства
В огромном мире культурных артефактов произведения искусства — сонаты и романы,
картины и театральные спектакли — занимают самую верхнюю позицию. Наряду с научными
теориями, религиозными учениями и философскими сочинениями продукция художественной
культуры относится к наисложнейшим и высочайшим проявлениям человеческого духа.
Раньше словом «искусство» называли любые изделия — керамическую посуду, ювелирные
украшения, медицину, агрокультуру и даже тактические приемы боя. Все они причислялись к
«искусствам» или ремеслам, обладали не только полезными практическим свойствами, но и
высокими эстетическими качествами. И только позже к искусству начали относить «изящные»
виды творчества — живопись, литературу, архитектуру, скульптуру, балет и близкие им области
творчества. В результате значение термина сузилось. Но и
184
в своем широком понимании искусство охватывало только мастерски созданные произведения.
Сегодня мы вправе относить к сфере искусства только то, что соответствует трем обязательным
критериям. Произведение искусства должно обладать:
¦ познавательной ценностью;
¦ эстетической ценностью;
¦ нравственной ценностью.
Три указанные вида ценности, которым подчиняется произведение искусства, можно

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 90


сформулировать иначе: Истина, Добро, Красота.
Трудно, пожалуй, найти четвертый (не говоря о пятом или шестом) критерий, который бы в
полной мере выражал сферу духовного. Истина, Красота и Добро — это вообще три кита, на
которые опирается духовная сфера общества. Что бы мы ни взяли из этой сферы —
религиозное учение, научную теорию или педагогический прием, — они обязательно будут в той
или иной мере соответствовать трем главным принципам духовного. В научной теории на первый
план выступает Истина, в религиозном учении — Добро, в педагогическом приеме (сфера
образования) — то и другое понемногу. В художественных произведениях на первый план
выступает Красота.
Все виды художественного творчества, которые соответствуют данным критериям, мы вправе
именовать изящными искусствами или просто видами искусства. Сюда относятся литература,
живопись, скульптура, театр, кино, балет и классический танец, архитектура и некоторые другие.
Слово «искусство» происходит от латинского ars, artis — ремесло, занятие; искусство, наука.
Если к нему прибавить прилагательные, то получим конкретные виды занятий, например, artes
liberales — свободные искусства, artes sordidae — ремесло, artes optimae — науки, artes disserendi
— диалектика. Взятое во множественном числе слово artes обозначало произведения искусства. В
широком смысле это слово обозначало умения или знания, которые необходимы для того, чтобы
изготовить нечто.
Кстати сказать, понятие «артефакт», с которым мы столкнулись в главе о культуре, происходит
от того же корня.
185
У древних греков использовалось другое слово — techne. От него произошли слова «техника» и
«технология». Оно, как и первое, обозначает занятия, ремесло, науки. Но у него иная ориентация.
Латинское слово больше ориентировано на гуманитарное знание, а греческое — на техническое и
естественнонаучное. Поэтому мы никогда не употребляем слово «техника» по отношению к
литературе или театру. В то же время совокупность технических приемов исполнительского
искусства, например, балетного танца, мы можем именовать техникой.
Термином «свободные искусства»
Термином «свободные искусства» в Средние века назывался университетский курс наук,
включающий грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию.
Окончивший курс студент назывался бакалавром искусств.
Древнегреческие философы, прежде всего Платон и Аристотель, не разграничивали изящные и
прикладные искусства. Они проводили границу между свободными искусствами, которыми
занимались свободные граждане, и «сервильными» искусствами, которые были уделом рабов.
Свободные граждане не занимались тяжелым физическим трудом или обслуживанием. Для этого у
греков и римлян хватало рабов. У граждан оставалась масса свободного времени для умственной
деятельности, куда входило посещение театров, стадионов, музеев, бань, философские диспуты и
беседы, политические митинги, отправление многочисленных религиозных ритуалов и церемоний,
гадания и оккультизм, наблюдение за звездами, поэтические состязания. Для этого и требовались
такие искусства, как логика, риторика, астрономия, музыка. Ремеслами — сапожным,
сельскохозяйственным, строительным и т. п. — занимались другие слои населения: рабы и
бедняки. Ручной физический труд — будь то создание товаров или услуг — назывался
сервильным искусством (от лат. servio — быть рабом, усердно служить). Первоначально в него
включались даже такие виды деятельности, как живопись и скульптура, которые сегодня мы отно-
сим к изящным искусствам.
В эпоху средневековья — с III по XIII в. — виды художественного творчества, которые позднее
будут отнесены к изящным искусствам, прежде всего живо-
186
пись, скульптура и архитектура, использовались в качестве декоративных приемов украшения
церквей, монастырей, дворцов, городских общественных зданий, парков и вилл. Богатые
аристократы и нарождающееся купечество соревновались друг с другом, заказывая художникам
картины и скульптуры для своих усадеб, галерей, коллекций.
Только в эпоху Ренессанса появляется первое поколение художников, которые смогли
подняться выше утилитарных задач декорирования стен, плафонов и колоннад. Они смогли
выразить в своих полотнах непреходящие идеалы возвышенного. Становилось все более ясным,
что живопись и скульптура имеют самобытную, не зависимую от их утилитарного предназначения
ценность. Они могли заставлять волноваться, печалиться, радоваться, восторгаться и
задумываться зрителя.
Богатый и средний класс (мелкая буржуазия) выступили спонсорами не только живописи,

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 91


архитектуры и скульптуры, но также театрального и музыкального искусства. В средневековых
городах существовало множество театральных трупп и бродячих музыкантов, которых
приглашали к королевскому двору, на массовые празднества, народные торжества. Создавались
все предпосылки для теоретического осмысления получившего широкую практическую
поддержку увлечения людей изящными искусствами.
Понятие «изящные искусства» появилось во Франции в XVIII веке. В отличие от прикладных
или приносящих практическую пользу искусств, изящные искусства имели совсем иное
предназначение: они услаждали зрителя или слушателя. Это качество было названо эстетическим,
т. е. характеризуемым как прекрасное, красивое.
Эстетика
Эстетика — это учение о красоте, или об изящном. В древнегреческом языке «aisthetikos»
обозначает чувственное восприятие. В двухтомном труде «Акроматическая эстетика», вышедшем
в период с 1750 по 1758 годы, немецкий философ Александр Баумгартен поднял этот
малозначительный для греков термин на уровень абстрактной философской категории, придав ему
смысл самостоятельного раздела философии. С тех пор эстетика входит в состав философского
знания. Эс-
187
тетика понимается в двух значениях, а именно как а) теория прекрасного, б) теория искусства.
Специалисты по эстетике занимаются классификацией изящных искусств, изучают
закономерности их развития, стилевые особенности, соотношение формы и содержания

<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>