<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

художественного произведения. Именно благодаря им категория прекрасного, или красоты,
поднялась вровень с понятиями истины и добра. Впрочем, об этом уравнении: Красота = Истина =
Добро, писал еще Платон в V в. до н. э.
В этом триумвирате не все элементы равны друг другу в одних и тех же отношениях. Скажем,
истина, на которой покоится наука и технический прогресс, предполагает постоянное углубление
в сущность вещей. Действительно, современная наука и техника далеко превзошли по глубине
познания природы, прогнозирования событий и конструкции приборов науку времен Платона или
Ньютона. Но можно ли то же самое сказать о религии или искусстве? Есть ли здесь прогресс и
постоянное улучшение? Вряд ли, они подчиняются иным законам. Мы восхищаемся
древнегреческим Парфеноном или римским Колизеем не меньше, если не больше, чем
абстрактным искусством или авангардной музыкой конца XX века. В искусстве и религии нет
прогресса, нет улучшения. Рембрандт не превзошел Рафаэля, а Пикассо — Рембрандта. Каждый из
них открыл вечную красоту раз и навсегда. Можно написать иначе, но нельзя написать лучше.
Из четырех составных элементов духовной сферы общества два — наука и образование —
подвержены прогрессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента —
искусство и религия — неподвластны прогрессу. Первые находятся всегда во времени и только
спешат к вечности, т. е. к идеалу. Вторые уже находятся в вечности и нам, зрителям, слушателям,
верующим, сообщают о том, что есть вечная красота и вечное добро. Заповеди Христа останутся
вечно истинными и через тысячу лет. Картины и скульптуры Микеланджело останутся вечно
прекрасными и через тысячу лет. Но теория Ньютона и теория Эйнштейна могут и не быть
истинными через тысячу лет. Не останутся вечно совершенными и все технические изобретения.
Их обязательно превзой-
100
дут в будущем. На смену деревянным счетам пришел механический калькулятор, а его сменил
электронный. Искусство служит Красоте, религия — Добру, наука — Истине, а техника — Пользе.
Союз Красоты и Добра дает изящные искусства, а союз Красоты и Пользы — прикладные
искусства. Кабаре, цирк, спорт, архитектура, дизайн сочетают Красоту и Пользу. Для того чтобы
ремесло или вид искусства назывался прикладным, надо, чтобы его произведение создавалось
сначала для пользы, а потом уже выражало прекрасное. Здание церкви построено для
практических, а уже затем для эстетических целей. Поэтому архитектуру правильнее относить к
прикладным искусствам.

§ 3. Классификация видов искусства
Первый способ классификации подразделяет искусства на два больших рода — изящные
(свободные, фундаментальные) и прикладные (практические, сервисные).
Второй способ делит все искусства по тем чувствам, на которые они воздействуют. Поскольку
живопись, скульптура, архитектура, дизайн воспринимаются глазами, их называют визуальными
видами. Музыка воздействует на органы слуха, поэтому ее можно было бы отнести к
аудиторным видам (auditory — слуховой), но данный термин в отечественном искусствознании

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 92


еще не принят. Литературу относят к визуальным и аудиторным видам, поскольку, читая про себя
книгу, вы пользуетесь словами, а пересказывая ее вслух, обращаетесь к аудитории. Сразу к двум
видам чувств обращены такие прикладные искусства, как дизайн техники или мебели (осязание и
зрение), кулинарное искусство и дегустация (вкус и запах).
Третий способ классификации делит все искусства на одно- и многосоставные. Живопись,
скульптура, музыка и литература — односоставные виды. Архитектура, опера и танцы —
многосоставные виды. Например, в опере используются хореография, музыка и словесный текст.
Стало быть, оперному артисту приходится сложнее всех, поскольку надо обладать талан-
189
том и квалификацией не в одном, а в нескольких видах искусства уметь петь, танцевать и
разбираться в музыке. К тому же, ему необходимо быть драматическим артистом. В опере также
используются элементы дизайна — декорации и костюмы.
Искусство и подражание
Искусство и подражание. Если рассматривать четыре составные части духовной сферы
общества, то окажется, что искусство находится в исключительном положении, и вот почему.
Наука не подражает природе, т. е. не имитирует, она ее познает с помощью искусственно
созданных абстрактных символов. Религия также не имитирует ее. Не подражает ей и обра-
зование, ибо у него совсем иная цель.
Только искусство имитирует окружающую природу и человека в том числе. Таково его
предназначение.
Однако имитация далека от того механического копирования реальности, какое мы наблюдаем
на фотографии. Подражая природе, отражая ее, художник оставляет одно и отбрасывает другое,
преувеличивает, переставляет, добавляет от себя, находит скрытый смысл. Иными словами, он
творчески преображает окружающий мир.
Только в XX веке искусство отступает от своего первоначального принципа. Теперь оно не
подражает, а разбирает природу на части, атомы, элементы, формы, составляя из них новые
комбинации. Кубизм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, супрематизм, авангардизм,
нонобъективизм, поп-арт порывают с реальностью. Лозунгом стало «искусство для искусства»,
или чистое искусство, задачей которого является формотворчество. Его так и называют —
формальным, в противоположность содержательному искусству классического периода. А еще
беспредметным, так как реальные предметы: люди, деревья, здания, животные — исчезли. Теперь
художник рисовал не то, что видел, а то, что знал и о чем мыслил. Он почти приблизился к
ученому, изображая реальность с помощью абстрактных символов и знаков. Но не открывал
объективные законы вселенной, а придумывал их сам, следуя своей внутренней логике.
Посетителя художественной галереи приглашали не в зрители, а в соавторы: он должен был
домысливать, додумывать изображенное на картине, вкладывая в него свой смысл, который
190
мог расходиться с замыслом автора. Если раньше художники жаловались, что некоторые
зрители не понимают изображенного на картине, то теперь они считают это в порядке вещей.
Современные художники все больше выражают самих себя, а не отображают реальность. Они
говорят, что искусство просто вернулось к своим корням: посмотрите наскальные изображения
или средневековые иконы — большего абстракционизма или символизма вы не найдете! Критики
возражают: пещерный человек и иконописец не ставили задачу исказить реальность — первый
технически не умел передать реальные объекты, а второй изображал идеальную реальность,
такую, какой она представлена в христианском учении. Изображения оленя на стене или
Богоматери на иконе были очень понятны и близки зрителю, они вызывали поток приятных
ощущений и романтических чувств. Они взывали к лучшим качествам человека.
Живопись
Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью
красок, наносимых на какую-либо поверхность. Замысел художника конкретизируется в теме и
сюжете, воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита) . Живопись бывает
монохромной (одноцветной) и полихромной (многоцветной), она может быть однослойной и
многослойной. Выразительность живописи определяется характером мазка и обработкой кра-
сочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной
перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и
пространственных качеств теплых и холодных цветов.
Литература
Литература. Точного определения для термина «литература» в науке не существует. Это слово
является комбинацией двух латинских — litteratus (выученный, изученный) и littera (буква

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 93


алфавита). Оно относится к написанным произведениям, предназначенным для чтения. Но не все
из того, что предназначено быть прочитанным, можно классифицировать как литературу. Такие
произведения, как, например, сборники кулинарных рецептов, справочники по диетологии,
дневники путешествий или реклама в журналах также предназначены для чтения,
191
но не могут быть причислены к литературным произведениям.
Под литературой надо понимать только такие произведения письменности, которые имеют
общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная
литература). Чаще под литературой понимают художественную литературу («изящную
словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически
выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. Из эпохи античности до
нас дошли записки врача Гиппократа, математические труды Евклида и Архимеда, философские
работы Платона, Аристотеля и Марка Аврелия, исторические очерки Геродота, Полибия,
Светония, Ливия и Тацита, размышления Сенеки, которые никак не отнесешь к художественной
литературе. Это научные и философские трактаты. Мемуарную, эпистолярную и документальную
литературу относят к видам письменных произведений, которые не принадлежат, а только смы-
каются с художественной литературой.
Хотя литература относится к письменным формам человеческого творчества, она зародилась
много позже самой письменности. Первые памятники письменности являли собой юридические,
экономические и исторические документы, например известные всем законы Хамурапи.
Вначале то, что потом стало называться литературой, существовало в форме устного
творчества — мифы, предания и легенды, написанные в стихотворной форме. Поэтический текст
благодаря его ритмическим и интонационным характеристикам легче запомнить, чем пространные
прозаические произведения. Поскольку в то время не было в достаточном количестве
подходящего для записи материала (камень, папирус, береста), литературные памятники
передавались от поколения к поколению в устной прозаической или песенной форме. Их
литературная тематика даже в те далекие времена была достаточно разнообразной: песни о
происхождении мира, восхваляющие богов, рассказы о любви, трагедии, эпические повествования
о героях, жанр приключений, любовные истории, баллады о влюбленных, о войнах, походах,
лирическая по-
192
эзия, народные сказания о добре и зле, басни, хвалебные песни, пословицы и загадки.
Устное народное творчество, из которого возникла профессиональная литература, стало
собираться и записываться не ранее XIII века (скандинавские саги). Перенесенные на бумагу, эпос
и героические сказания подарили миру такие шедевры, как «Сказание о Гильгамеше», «Илиада»
Гомера и значительная часть Ветхого Завета. В Ветхом Завете содержится огромное количество
древних традиций. Художественная литература как вид искусства возникает на почве мифологии
и устно-поэтического народного творчества.
Древнейшие произведения писались в стихах, проза — относительно более поздняя область
художественной литературы. Только в XVIII—XIX веках две области сравнялись по своему
значению.
Поэзия в виде песен — самый ранний памятник литературной традиции, ставший в наши дни
самостоятельным литературным жанром. Другие формы, такие, как драма и повествовательная
проза, появились позже и получили наибольшее распространение у древних греков.
Драматические трагедии Эсхила, Софокла и Эврипида, а также комедии Аристофана были напи-
саны в стихотворной форме, но являлись определенной новацией в области стихосложения,
поскольку представляли собой монументальные полотна с ярко выраженной социально-
критической направленностью. Лирическая поэзия, подобно поэтической драме, блестяще
развитая греками, положила начало новоевропейской художественной литературе.
Прозаическая или повествовательная художественная литература: романы, повести и короткие
рассказы — является самым поздним жанром, возникшим уже в Новое время. Правда, у
художественной прозы были античные предшественники. Первым художественным про-
изведением, достойным называться романом, считается «Сатирикон» Петрония (I в. н. э.).
Обычным для средневековья литературным жанром являлся пересказ героических легенд о короле
Артуре и рыцарях Круглого стола.
Первым современным романом называют книгу Сервантеса «Дон Кихот» (начало XVI в.). Этот
шедевр считается одним из величайших произведений мировой художественной прозы.
193
XIX столетие считается золотым веком романа. Именно тогда появились произведения Ч.
Диккенса, В. Гюго, Л. Толстого и Ф. Достоевского. Эра классической прозы закончилась

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 94


публикацией в 1922 году «Улисса» Дж. Джойса. Это произведение стало революцией в жанре
романа. Автор оставил в стороне социальные темы, вернувшись к мифологическим сюжетам.
Вторая половина XX века являет собой как бы творческую лабораторию, в которой создаются и
распадаются новые жанры, виды, темы прозаической литературы. В качестве примера могут
служить готические рассказы, романы, детективные истории, вестерны (ковбойские рассказы),
«ужастики», исторические романы, военные повествования, шпионские рассказы (триллеры) и
научная фантастика. Для XX столетия характерны связи художественной литературы с другими,
преимущественно новыми видами искусства — кино, радио, телевидением.

NB
¦ Искусство надо понимать как минимум в трех значениях:
o — искусство в широком смысле — это художественное творчество в целом:
литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное ис-
кусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности,
объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира;
o — искусство в узком смысле — только изобразительное искусство;
o — искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере
деятельности.
Искусствознание (искусствоведение). Оно представляет собой совокупность
¦
гуманитарных дисциплин, изучающих искусство, — художественную культуру общества в целом,
отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития,
взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов
формы и содержания художественных произведений. Искусствоведческие науки включают
литературоведение (чаще рассматриваемое в комплексе филологических наук), музыковедение,
театроведение, киноведение, а также искусствознание в узком и наиболее употребительном смысле
— науку о пластических искусствах. Искусствознание складывается из теории искусств, их истории и
художественной критики.
194
Искусство — сфера профессионального творчества, фольклор — сфера народного
¦
творчества, художественная культура — единство двух этих сфер.
¦ Произведение искусства должно обладать:
o — познавательной ценностью;
o — эстетической ценностью;
o — нравственной ценностью.
¦ Три указанные вида ценности, которым подчиняется произведение искусства, можно
сформулировать иначе: Истина, Красота, Добро. Это три кита, на которые опирается духовная
сфера общества.
¦ Все виды художественного творчества, которые соответствуют данным критериям, мы
вправе именовать изящными искусствами, или просто видами искусства.
¦ Эстетика — это учение о красоте, или об изящном.
¦ Эстетика понимается в двух значениях, а именно как: а) теория прекрасного, б) теория
искусства.
¦ Из четырех составных элементов духовной сферы общества два — наука и образование
— подвержены прогрессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента —
искусство и религия — неподвластны прогрессу. Первые находятся всегда во времени и только
спешат к вечности, т. е. к идеалу. Вторые уже находятся в вечности и нам, зрителям, слушателям,
верующим, сообщают о том, что есть вечная красота и вечное добро.
Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с
¦
помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Замысел художника конкретизируется в
теме и сюжете, воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета.




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 95




Глава 2. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА
Культура первобытного общества охватывает самый протяженный по времени и, возможно, наименее
изученный период мировой культуры. Первобытная, или архаическая, культура насчитывает более 30 тыс.
лет.


§ 1. Предпосылки возникновения
Под первобытной культурой
Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует
верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших,
либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня,
сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает
преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.
Первобытное искусство
Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем
палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных
охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У
земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты,
свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство
орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней,
Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось ис-
196
кусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура).
У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические
фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже
бронзового и железного веков создали звериный стиль.
Первобытное искусство — только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят
религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Поскольку о них уже шла речь,
рассмотрим первобытное искусство.
Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens,
которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по
месту первой находки их останков — гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до
35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70—1,80 м), стройных, крепкого
телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок,
который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на
современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь,
так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные
орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные
гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

§ 2. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура
Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты
(например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке).
Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них
первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и
пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или
нари-
197
сованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи
доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда —
почти на миллион лет.
Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой
временной последовательности:
¦ каменная скульптура;
¦ наскальная живопись;
¦ глиняная посуда.
В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень,
дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый
искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 96


посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами —
они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений.
Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской
культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко
распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил
примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло
высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые
«венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм.
Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других
районах мира.
Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери:
кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась
принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые
считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.
И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность
первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в
искусстве, а за свою
198
миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики
малых форм.
Звериный стиль
Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности
стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом
веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции
его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с
тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив
орнамента.
Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура —
трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения,
существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой
передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки,
средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной
перспективы произошло только в эпоху Возрождения).
В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие
изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости,
бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них,
найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.
Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции
изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались —
огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не
позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя,
кстати сказать, была открыта очень поздно — в XVI в.). Движение в пещерной живописи
передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное на
бегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.
Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему? Может
быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и
199
вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями
и растениями только любовались.
И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение.
Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех,
кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось)
возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что
первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.
Культ матери
Культ матери — продолжательницы рода — один из древнейших культов. Культ животного
— анимического родоначальника рода — не менее древний культ. Первый символизировал
материальное начало рода, второй — духовное (многие племена и сегодня ведут свой род от того
или иного животного — орла, медведя, змеи).

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 97


Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания
представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в
недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода
нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был
трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще
наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5—2 метра. Они
встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.
Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено
более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные
краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные
подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой»
первобытного искусства), художественные достоинства которых привлекают сегодня множество
ученых и туристов. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью
или пещерной росписью.
200
Картинная галерея Альтамиры тянется более чем на 280 метров в длину и состоит из
множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и
фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н. э.
По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного века. В самой
уникальной части пещеры — «Зале животных» — найдены изображения бизонов, быков, оленей,
диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра, чтобы рассмотреть их
подробнее, приходится ложиться на пол. Большинство фигур нарисованы коричневым.
Художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности,
что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными и выгравированными
в скале фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают
человеческое тело.
В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. В
1901 году здесь же, в пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений
мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом
археологи открыли целую «картинную галерею» — 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.
При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные
красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой
или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых
костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость
цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали
все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза
художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные
резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита
характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими
линиями. В такой же техни-

<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>