<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

201
ке выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.
В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 километр, сохранилось собрание наскального
искусства доисторических времен, наиболее представительное и наиболее важное из всех, что до
сих пор были обнаружены в Европе. Первые «гравюры» появились здесь, по оценкам
специалистов, 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней. До
настоящего времени зарегистрировано около 170 000 наскальных рисунков, но многие из них пока
только ожидают научной экспертизы.
Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика
(рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками);
скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство
(резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.

§ 3. Геометрический орнамент
Особая область первобытного искусства — орнамент.
Геометрический орнамент широко применялся уже в палеолите. В частности, на Мезинской
палеолитической стоянке (Украина) были найдены украшенные таким способом костяные
изделия. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние
годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 98


Восточной и Средней Европы.
Однако подлинного расцвета геометрический орнамент достигает в эпоху земледельческих
обществ, где он превращается в настоящее искусство геометрических абстракций, за которым
скрывалось определенное мировоззрение и сложная символика.
Художники высокоразвитых земледельческих культур не копируют природу. Она отражена в
геометрических абстракциях: круге, овале, линии. Фигурки женского божества подразумевают
уже не реальную женщину, а обобщенное понятие плодородия. Спираль
202
или ломаная линия обозначали воду. Треугольник — плодородие, мир представлялся ромбом,
ориентированным по сторонам света.
Таким образом, орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной
мира. Уже искусство эпохи неолита показывает, что религиозное мировоззрение и эстетическое
восприятие мира отнюдь не сводились к технической и функциональной целесообразности.
Таким образом, на смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство
абстрактного орнамента, нанесенного на глиняную посуду.
Украшения утвари, прежде всего керамической посуды, было естественным способом введения
в круг искусства того, что раньше никогда к нему не принадлежало, а именно бытовых вещей,
которые никакой религиозной функции не выполняли. Абстрактные символы отражали более
сложное мировосприятие людей, их социальное взросление.

§ 4. Неолитическая революция
Еще большее развитие культура получает после так называемой неолитической революции.
Обработка почвы в неолите и искусственное выращивание растений создали условия для
развития общества, что привело к появлению первых цивилизаций (к III тыс. до н. э.).
Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство
оседлых поселений делали человека относительно независимым от окружающей природы.
Окультуривание диких растений и доместикация (приручение) животных — два важнейших
хозяйственных завоевания неолитической революции, а возникновение городской цивилизации и
письменности — два важнейших культурных достижения.
В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были
заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и
древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религи-
203
озной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте
к III тысячелетию до н. э.
Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия
— над собирательством, оседлого образа жизни — над кочевым, патриархата — над
матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением
государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного
строя и формированием социально-классового расслоения общества.

§ 5. Зарождение архитектуры
Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение
совершенно нового вида искусства, невозможного и неизвестного охотникам и собирателям. Речь
идет об архитектуре.
Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам
земледельцы начали сразу в двух направлениях — с создания архитектуры малых и больших
форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а
большие — на сооружение общественных учреждений, главным образом религиозных храмов и
царских дворцов. Сюда же надо включить такие крупные инженерные проекты, как, например,
большие ирригационные системы Древнего Египта. Самой ранней формой человеческого жилья
служили стоянки — временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На
смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые
могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или
городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или
деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и
превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье).
Несколько позже — в пери-
204

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 99


од древневосточных цивилизаций — архитектурная организация пространства населенных
пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую
область — градостроительство.

§ 6. Погребения
Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры
и религии.
Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80—
100 тыс. лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской культуры. Так в археологии
именуется позднейшая культура раннего палеолита в Европе, Южной Азии, Африке (получила
название по пещере Ле-Мустье во Франции).
Обряды погребения отражали двойственное стремление — удалить, обезвредить умершего и
проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т. п. сочетались со
снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и др.
Из этого можно сделать вывод, что неандертальцы предполагают наличие абстрактного
мышления, неандерталец должен был обладать также способностью выражать свои мысли при
помощи примитивного языка.
На более высокий уровень культура погребений поднялась у кроманьонцев. Умершим они
давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные
украшения (вероятно, служившие талисманами). В могилах кроманьонцев встречаются ожерелья
из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали кроваво-
красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались
подбородка. Обряды погребения зависели от общественного положения умершего (курганы
вождей, пирамиды фараонов), религиозных представлений и др. Погребение
205
иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В современную эпоху
практикуются кремация и захоронение в землю (ингумация).
В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными
сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных
сооружений.
Курганы
Курганы (тюрк.) представляют собой надмогильные насыпи из земли или камня, обычно полусфе-
рической или конической формы. Древнейшие курганы датируются IV—III тыс. до н. э., позднейшие — XIV—
XV веками н. э. Распространенные практически во всех странах мира, они бывают одиночные или
располагаются группами, иногда до нескольких тысяч курганов.
Мегалиты
Мегалиты (от мега... и ...лит) — культовые сооружения III—II тыс. до н. э. из огромных необработанных
или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы
(Стонхендж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи.
В археологии получили известность курганы Ямной культуры, обнаруженные в степях Восточной Европы,
в частности в Приднепровье, и относящиеся к эпохе энеолита (2-я половина III — начало II тысячелетия до
н. э.). Она названа так по устройству могильных ям под курганами. Размеры ямных курганов очень
внушительны. Диаметр их кромлехов достигает 20 м, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас
превышает 7 м. Вдобавок ко всему над курганами возвышаются еще каменные бабы — каменные изваяния
человека (воинов, женщин), простоявшие четыре с лишним тысячи лет.
Ученые так и не решили, кого изображают каменные бабы — бога или человека. Но
несомненно, что в III тысячелетии до н. э. в монументальном искусстве появляется образ человека.
На протяжении эпохи бронзы он занимает в искусстве все большее место. Если в каменном веке
зверей изображали чаще, чем людей, то в бронзовом соотношение обратное. Так, в III—II
тысячелетиях до н. э. в искусстве наступил решающий перелом. Отошло в прошлое творчество ве-
206
ликих анималистов каменного века. В центр внимания мирового искусства все настойчивее
выходит человек1.

§ 7. Матриархат и патриархат
Стоянки охотников и собирателей каменного века постепенно превращались в деревни
земледельцев — новый тип поселений, которые вырастали в разных частях земного шара. Впервые
они появились на Ближнем Востоке в начале VII тысячелетия до н. э. В развитых культурах
неолита возникают крупные города, насчитывавшие сотни и даже тысячи жителей.
В Месопотамии царства формировались вокруг шумерских городов, центрами которых были
храмы. Жрецы здесь контролировали не только культовую деятельность, но и хозяйственную
жизнь, организацию орошения и главные зернохранилища. Принадлежность практически всей
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 100


земли в городе местному божеству и всеобъемлющее подчинение управления, хозяйства и
культуры храму позволяли жрецам представлять царя как наместника Бога на земле.
Глубокие изменения в эпоху неолита затронули не только формы хозяйствования, но и
религию, что, несомненно, отразилось в искусстве. В языческой религии сформировались два
принципиально отличных типа верований.
Пастухи-кочевники поклонялись мужскому началу — богу, воплощавшему силы самца
животного, чаще всего в образе быка. Они переходили с одного пастбища на другое, а их
единственным постоянным местом были захоронения, которые они обозначали условными
знаками. Огромные валуны (менгиры) указывали места культового почитания предков.
Земледельцы, наоборот, имели постоянное жилье, а земля и скот составляли их имущество.
Дом, очаг, семена и благодатная почва отождествлялись с плодородием в образе женщины.
Основными символами
1
Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. 2-е изд.,
перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 35.
207
женщины как носительницы жизни были геометрия пространства, разделенного на четыре
стороны света, циклы Луны и вода. Вместо верований в бога-мужчину появились представления о
Великой Матери. В Месопотамии это была Иннин-Иштар, а в Египте — Исида. Фигурки Великой
Матери стояли во всех жилищах земледельцев. Однако по мере своего дальнейшего развития все
древневосточные цивилизации отошли от женского начала в культуре. Его вытеснило мужское
начало. Понятие патриархата антропологи прочно связывают с древневосточными цивилизациями
зрелого периода.
Эпоха патриархата — время разложения первобытного общества и формирования ранних
государств. Иными словами, феномен государства и феномен патриархата настолько тесно
связаны между собой, что оторвать их друг от друга просто невозможно. И оба они стали
предтечами зарождения культуры и цивилизации в современном понимании.




NB
Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая
характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому
208
назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые
существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни.
Первобытное искусство — только часть первобытной культуры, куда помимо искусства

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 101


входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.
Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой
временной последовательности:
o — каменная скульптура;
o — наскальная живопись;
o — глиняная посуда.
Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или
звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей
получили название пластики малых форм.
И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение,
выполняли культовую функцию. Религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и
искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно.
Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или
пещерной росписью.
Первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и
силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры
(фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по
камню и кости); рельефы и барельефы.
На смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство
абстрактного орнамента, нанесенного на глиняную посуду.
Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными,
земледелия — над собирательством, оседлого образа жизни — над кочевым, патриархата — над
матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением
государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и
формированием социально-классового расслоения общества.
209
Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры,
архитектуры и религии. В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с
надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо
надмогильных сооружений.
Эпоха патриархата — время разложения первобытного общества и формирования ранних
государств. Иными словами, феномен государства и феномен патриархата настолько тесно
связаны между собой, что оторвать их друг от друга просто невозможно. И оба они стали предтеч
зарождения культуры и цивилизации в современном понимании.




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 102




Глава 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Заключительным актом величайшего действа в истории человечества — неолитической революции,
длившейся семь тысячелетий, явились два крупнейших нововведения: социально-политическое (государство)
и социокультурное (цивилизация). С тех пор историческое развитие человечества пошло с опережающим
ускорением. Можно считать, что природное начало было окончательно вытеснено социальным.


§ 1. Признаки высокой культуры и цивилизации
Признаками наступления цивилизации служат города, письменность, социальные нормы и
этикет поведения, институционализация религии (сословие жрецов), возникновение школы как
социального института, наконец, распространение грамотности в различных слоях населения и
санитарии в повседневном быту горожан.
Таким образом, следующий за палеолитическим искусством этап развития мировой культуры
связан с переходом от «варварства» к цивилизации. Под цивилизацией в данном случае мы будем
понимать не только включенность каждого индивида в активную гражданскую жизнь своего
общества или сообщества (от лат. civil — гражданский), но также более комфортную социальную
и бытовую жизнь горожан, активно приобщающихся к культурным благам. В результате мы
можем заключить, что цивилизация обозначает определенную ступень развития человеческого
общества, более высокую, чем первобытно-общинная.
211
Можно говорить о том, что цивилизациями становятся только высокоразвитые культуры. С
возникновением первых развитых культур начинается история человечества. В отличие от ранее
существовавших земледельческих культур, первые центры цивилизаций появляются на берегах
рек: на Ниле — Египетское царство; на Тигре и Евфрате — месопотамские царства; на Инде —
индийские царства; на Хуанхэ — китайские царства.
Цивилизация характеризуется следующими признаками:
— появление городов как центров, торговли и власти;
— возникновение государства с иерархическим делением общества на социальные слои (царь,
жрецы, воины, чиновники, земледельцы, рабы);
— разделение труда на основе специализации;
— возникновение и использование письменности как средства коммуникации;
— формирование духовной общности людей на основе единства языка, культуры и религии.

§ 2. Культура Древнего Египта
Первые цивилизации возникли в долинах рек сухой тропической зоны Азии и Африки. Одной
из старейших признана древнеегипетская цивилизация.
Поселения земледельцев появились в дельте Нила около 4200 г. до н.э. Жители здесь разводили
свиней, крупный рогатый скот, овец и коз, выращивали пшеницу и ячмень. Около 3100 г. до н. з.
возникли два крупных царства: Нижний Египет (область дельты Нила) и Верхний Египет (долина
Нила от дельты до Элефантина).
В отличие от Месопотамии, где приходилось считаться с коварной и непредсказуемой стихией,
египтяне вполне могли довериться регулярным ежегодным разливам Нила. Природный ритм
оказал глубокое влияние на развитие египетской цивилизации. С июня начинал повышаться
уровень воды в верхнем течении. Когда вода отступала, люди возвращались на поля, перемеряли
наделы, сеяли зерно, а сбор начинался в мае. Нильская вода задерживалась в огромных водохрани-
лищах, откуда ее подавали на поля с помощью сети каналов.
212
Для предсказания наводнений был создан довольно надежный календарь. Календарь египтян
состоял из 365 дней и был связан с годом Сириуса. Создание календаря свидетельствовало о
высоком уровне развития астрономии в Египте.
Зависимость от Нила требовала четкой организации жизни общества. Водохранилища и каналы
строили планомерно и содержали в хорошем состоянии. Распределение земли и право
собственности на воду предполагали стройную систему управления. Многочисленные чиновники
фараона обеспечивали выполнение необходимых работ, гарантировавших получение высоких
урожаев.
Кроме того, Нил являлся идеальным путем сообщения и способствовал объединению и
централизации государства. Река облегчала также перевозку различных товаров и каменных
блоков, необходимых для строительства.


Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 103



2.1. Сакрализация царской власти
Первой и чуть ли не самой главной чертой древнеегипетской цивилизации является
сакрализация государственной власти, достигшая, в отличие от всех других существовавших до и
после нее цивилизаций, максимально возможной формы.
Сакрализация
Сакрализация (от лат. sacer — священный) обозначает процесс наделения светского учреждения или
института, в данном случае — царской власти, священными свойствами, т. е. тем, что относится к
религиозному культу и ритуалу.
Египет стал первым в истории государством, претендовавшим на мировое господство. Во главе
стоял фараон. Он имел абсолютную власть: весь Египет с его колоссальными природными,
земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не
случайно понятие «дом фараона» — ном — совпадало с понятием государства.
Сильная централизованная власть покоилась на Доктрине божественного происхождения
фараона. Фараон считался человеком-богом, а не верховным
213
жрецом. В этом важное отличие египетского правителя от других древневосточных владык.
Египтяне верили, что все происходящее зависит от бога и каждое событие заранее
предопределено. Особенно почитался Бог солнца Ра. Во времена V династии культ бога Ра
становится главным государственным культом. Фараоны считались живыми богами. В социальной
иерархии жрецы стояли непосредственно за фараоном, и их влияние постоянно возрастало.
В руках фараона сосредотачивались все функции верховной власти: правителя, военачальника,
законодателя и судьи. Исполнение каждой обязанности определялось тщательно разработанным
церемониалом, призванным демонстрировать подданным божественную природу фараона. С теми
же целями возводились и грандиозные пирамиды. Церемониал пронизал все уровни
иерархической пирамиды власти. На каждой ступеньке существовал свой кодекс служебного по-
ведения и обращения к вышестоящему лицу.
Церемониал сопровождал высшие должностные лица Египта не только при жизни, но и после
смерти. Погребальный обряд, зародившийся в далекие времена у неандертальцев, получил у
египтян наивысшее развитие, стал важным элементом не только религиозной, но и
государственной политики. Театрализованность и пышность захоронения правителя,
масштабность самого погребения, бальзамирование и культ тела умершего пережили древних
египтян и сохранились вплоть до XX столетия, так же как прежде символизируя вечность и
несокрушимость централизованной власти.

2.2. Письменность и писцы
Пользуясь месопотамской моделью, египтяне создали своеобразную систему письма,
включавшую и идеографические, и фонетические символы; чем сложнее ею было овладеть, тем
выше становился социальный статус писцов. Последние составляли в египетском обществе класс
верховных контролеров, которым надлежало регистрировать любого рода информацию — от
предсказаний на урожай, от которых зависел расчет налогов, до штрафов, налагавшихся на
всякого, кто преступал закон.
214
Бог Тот являлся богом мудрости, счета и письма (обычно его изображали в виде человека с
головой ибиса). Он был одним из главных божеств Древнего Египта. Тоту приписывалось
создание всей духовной жизни Египта. Он изобрел письменность и научил людей счету и письму.
Писцы считали Тота своим покровителем, а иероглифы или пиктографическое письмо — и
средством зарабатывания на жизнь, и объектом религиозного почитания.
Пиктографическое письмо
Пиктографическое письмо в виде иероглифов (от греч. hieros— «священный» и glypho—
«режу, высекаю») было культовым и использовалось в качестве атрибута власти.
Иероглифы
Иероглифы (рисуночные знаки) — древнее письмо Египта — использовались уже с 3000 года
до н. э. Религиозные тексты, протоколы и т. д. записывали иератическим письмом, т. е.
курсивной формой иероглифики.
Демотика
Демотика — упрощенное иератическое письмо, т. е. скорописная форма египетского письма,
возникла в VIII—VII веках до н. э., а с VII века до н. э. стала народным и официальным письмом
Египта.
Вначале каждый иероглиф соответствовал слову или даже целому понятию. Текст представлял

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 104


собой комбинацию из идеограмм (знаков, обозначавших понятия) и фонограмм (знаков,
обозначавших звуки). Иероглифы писали чернилами с помощью тростниковой палочки на
свитках, изготовляемых из папируса, росшего в болотистых низменностях Нижнего Египта. Знаки
располагали горизонтально справа налево. При этом писец либо стоял перед горизонтально
развернутым свитком, либо сидел, скрестив ноги, а свиток раскладывал перед собой.

2.3. Пирамиды - шедевры египетской культовой архитектуры
В эпоху Древнего и Среднего царств египтяне погребали своих властителей в пирамидах
(первым был погребен Джосер ок. 2600 г. до н. э.). В эпоху Нового царства (1551 —1070 гг. до н.
э.) пирамиды — монументальные постройки из каменных блоков, а позднее из глиняных
кирпичей — уже не строили. Самая большая — пирамида Хуфу (Хеопса) в Гизе высотой 137 м,
длина каждой стороны у основания 230,38 м.
215
При строительстве пирамид использовали примитивные орудия труда: диоритовые молоты,
медные пилы и топоры, орудия из шлифованного камня. Каменные глыбы в период разлива Нила
переправляли из каменоломни на место строительства по воде, а затем их тащили на деревянных
волокушах. По насыпным платформам и деревянным лесам блоки весом около 50 ц доставляли на
нужное место. Они были так искусно обработаны, что зазоры между ними не превышали 0,5 мм.
Вблизи пирамид строили храм мертвых для погребальных обрядов. Другие храмы посвящали
божествам, особенно чтимым фараоном. Саркофаг (греч. слово, букв. «пожиратель трупов») с ос-
танками усопшего фараона доставляли из города к пирамиде по Нилу, а затем по специальному
каналу — в гробницу.
Пирамида была моделью космоса и имела строгие геометрические формы. При ее
строительстве применяли принцип золотого сечения, «магический квадрат» и «священный
треугольник». Важную роль при обмерах играли магические числа, особенно тройка и четверка,
символизировавшие совершенство. Египтяне верили в загробную жизнь, верили, что фараон после
смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью. Поэтому в
гробнице находилось все необходимое для жизни в потустороннем мире: еда, напитки,
инструменты, украшения и слуги (позже слуг заменили их изображения). Умерших фараонов
мумифицировали: мозг и внутренности извлекали, тело помещали в соленую воду, а затем
пропитывали ароматическими смолами и оборачивали погребальными пеленами. Сухой воздух
способствовал консервации тела. В момент смерти фараон и женское божество рождали его новую
жизнь, и он опять мог взойти на трон как бог. Погребальный обряд отражал мифологические

<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>