<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

представления о мире.
Иерархическое устройство загробной жизни точно отражало социальную иерархию
повседневной жизни. Гробницы жен фараонов и высокопоставленных чиновников располагались
вокруг пирамиды фараона, чтобы и после смерти приближенные находились рядом с ним. По
представлениям египтян, в загробном мире так же, как и на земле, одни трудятся, а другие
пользуются властью и богатством.
216
Для продолжения жизни усопшего потомки должны были совершать обряды и
жертвоприношения. В противном случае он либо окончательно умирал, либо мог вернуться в этот
мир, чтобы вредить живущим.
Для Древнего Египта характерен уникальный жанр литературы, тесно связанный с культурой
пирамид, — книги мертвых. Это религиозные тексты на папирусе, помещавшиеся в гробницы
вместе с мумиями. Помимо папирусных свитков и надписей на стенах гробниц и саркофагах
существовали и обрядовые тексты, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме.
Религиозно-магические тексты, по представлениям древних египтян, должны были обеспечить
умершим загробное блаженство, указывали путь умершему на том свете, учили его, как нужно
избегать ловушек Солнца, подстерегающих путешествующего по царству мертвых каждый час.
Книги мертвых создавались в соответствии с убеждением, что религиозный текст,
произнесенный жрецом при жизни человека, и впоследствии сохраняет свою ритуальную силу и
оказывает воздействие после его смерти. В книгах мертвых были изображения бога земли и
смерти Сокара, являвшегося символом всемогущества.

2.4. Скульптура и живопись
Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов.
Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Люди изображались в спокойных, полных
неподвижного величия позах, словно застывшие в веках.
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 105


Вместе с тем скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, огромной
внутренней энергией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись
яркой раскраской, инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом. По традиции
мужская статуя раскрашивалась красно-коричневой краской, женская — желтоватой, волосы —
черной, одежда — белой.
Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом.
Релье-
217
фы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Силуэт фигур ясен и
графичен. Части человеческой фигуры — голова, плечи, ноги, руки — могли изображаться в
разных плоскостях. Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития
сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Всем фигурам присуща величавая неподвижность
и надмирное спокойствие. Застывшие формы — «фирменный знак» древнеегипетского искусства.
Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в XIV веке до н. э. Лучшее, что было
создано в этот период, — скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Впервые в
истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Портрет
Нефертити в высокой короне из раскрашенного известняка стал символическим изображением
Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством тонких черт прекрасного
лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок.
С завоеваниями Александра Македонского в 332 году до н. э. начался эллинистический период.
В 30 году до н. э. Египет стал провинцией Римской империи. Египетское искусство испытало в
эпоху эллинизма и римского владычества сильное влияние греческой и римской культуры. В 1887
году в Египте в области Фаюмского оазиса были найдены превосходно сохранившиеся портреты,
прикрепленные к лицам мумий, получившие название «фаюмских портретов». Они были
написаны на доске или холсте в традициях эллинистической живописи красками, растертыми на
воске (техника энкаустики). Расплавленные краски наносились на тонкие деревянные дощечки
кистью или металлическим стержнем. Мазки накладывались разнообразно, поэтому мастерам
удавалось передать фактуру предметов: поверхность ткани, пряди волос, блеск глаз, нежность или
грубость кожи. Сохранилось более 400 таких портретов.
Греческое и римское влияние, особенно распространение христианства, привели к утрате
самобытной египетской культуры. Были закрыты древние храмы, забыта иероглифическая
письменность. В VII в н. э.
218
Египет был завоеван арабами, которые изменили также этнический облик страны. Египетское
общество и египетская культура просуществовали в неизменном виде три тысячи лет.

§ 3. Культура Месопотамии
Месопотамией (Междуречьем, Двуречьем) древние греки называли земли, лежавшие между
Тигром и Евфратом — двумя великими реками древности, в долине которых сформировалась
столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако, в отличие от долины Нила, где на протяжении
трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство — Египет,
в Двуречье сменилось несколько народов и несколько государств.
Долина между Тигром и Евфратом была заселена примерно с 5000 года до н. э. людьми, с
помощью ирригационных сооружений сделавшими плодородной эту неприветливую землю. То
было началом революционного переворота в истории человечества: от земледелия к созданию
городской культуры и образованию государства. Именно здесь были изобретены гончарный круг,
колесная повозка. На территории древней Месопотамии (ныне — территория современного Ирака)
в течение трех тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Ва-
вилона, Ассирии.
Самая ранняя шумерская культура существовала с 3000 до 2400 года до н. э. в Южном
Двуречье. В 2400 году до н. э. Саргон Древний завоевал Шумер, подчинив его власти Аккада.
Шумерскую культуру именуют еще культурой Шумера и Аккада. Здесь же с 2000 по 539 год до н.
э. формировалась вавилонская культура, период расцвета которой приходится на царствование
Хаммурапи (1800 год до н. э.). Вавилон, или Вавилония был завоеван персами. В Северном
Двуречье с 1400 по 600 год до н. э. существовало мощное рабовладельческое государство
Ассирия, создавшее свою, ассирийскую культуру, расцвет которой выпадает на 800—700 годы
до н. э. В 605 году до н. э. она уничтожена Мидией и Вавилонией.
219
В культурном плане между ними много сходства, поэтому часто ученые описывают три типа

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 106


культуры как стадии развития одной цивилизации. Правильнее будет рассматривать их как
единое региональное поле культуры, имеющее местные и исторические различия.

3.1. Культура Шумера и Аккада
Культурный вклад шумеров не ограничивается открытием способов обработки металлов,
изготовления колесных телег и гончарного круга. Они стали изобретателями первой формы записи
человеческой речи.
На первом этапе это была пиктография (рисуночное письмо), т. е. письмо, состоявшее из
рисунков и, реже, символов, обозначавших одно слово или понятие. Комбинация этих рисунков
передавала в письменной форме определенную информацию.
На последующих этапах происходила стилизация рисунков, что ускоряло процесс письма.
Благодаря упрощениям отдельные символы можно было использовать несколько раз. Так,
например, символ «день» мог также употребляться в значении «свет» или «время». Однако такое
письмо, насчитывавшее около 2000 знаков, было еще слишком сложным.
Последовало его дальнейшее усовершенствование: символы стали употреблять и для
обозначения предметов или понятий схожего звучания. Например, знак, обозначавший пчелу,
одновременно мог использоваться для обозначения начального звука «п» в любом слове. Таким
образом, за счет многократного использования символов число знаков уменьшилось до 600.
Историки считают, что именно формирование системы управления привело к появлению в
храмах и царских дворцах письменности. Это гениальное изобретение следует, видимо, считать
заслугой шумерских храмовых чиновников, которые для упрощения регистрации хозяйственных
мероприятий и торговых сделок усовершенствовали пиктографию. Новой письменностью стала
клинопись, получившая это название по
220
форме знаков, прорисованных на глиняных табличках тростниковыми палочками. Древнейшие
таблички с клинописью, составлявшие целые архивы, содержат сведения о храмовом хозяйстве:
договоры об аренде, документы о контроле за выполняемой работой и регистрации поступавших
товаров.
Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. Она была
заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии:
клинописью пользовались в Сирии, древней Персии, других государствах. В середине II
тысячелетия до и. э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и ис-
пользовали даже египетские фараоны. В середине I тысячелетия до н. э. клинопись становится
алфавитным письмом.
Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты)
монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся
к IV—III тысячелетиям до н. э. Мощные культовые башни назывались зиккуратами (ziggurats—
святые горы). Они были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись
лестницами, по краю стены шел ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в черный
(асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета.
Ядро зиккурата в Уре, ступенчатой башне с платформами разной ширины, было построено из
сырцового кирпича, внешние стены выложены обожженным кирпичом и украшены нишами.
Каждая площадка зиккурата была обнесена стенами, к которым с внутренней стороны примыкали
жилища жрецов и чиновников, управлявших государством. Храм выступал хозяйственным и
административным центром. Кроме того, здесь хранился богатый архив. Верхняя площадка
зиккурата, где находился «дом божества», служила жрецам для наблюдения за звездами.
В главном зале храма помещали статую бога, изготовленную из ценных пород дерева и
покрытую пластинками из золота и слоновой кости; статую одевали в пышные одежды и венчали
короной. Доступ в священный зал имел лишь узкий круг жрецов. Рядовые шу-
221
меры могли лицезреть божество только во время праздничных церемоний, когда статую
проносили по улицам города. Вокруг храма воздвигались общественные здания и рынки. На его
территории находились также школы, где обучали будущих жрецов и чиновников.
Зиккураты строили и древние шумеры, и унаследовавшие их вавилоняне. Самым известным в
истории зиккуратом считается храм бога Мардука в Вавилоне — знаменитая Вавилонская башня, о
строительстве которой говорится в Библии.
В шумерской религии наиболее важные боги, в честь которых и сооружались храмы-
зиккураты, представлялись в человеческой форме повелителей неба, солнца, земли, воды и
шторма. В каждом городе шумеры поклонялись собственному богу. Если богобоязненные шумеры

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 107


не могли лично участвовать в богослужении, то вместо них «присутствовали» статуэтки
молящихся: широко раскрытые, неестественно большие глаза символизируют боголюбие, руки
просителей сложены для молитвы.
Первые города, возникшие до 3500 года до н. э. и строившиеся вокруг храма местного бога,
назывались «городами храма». Со временем города-храмы перерастали в города-государства.
Подобное случилось около 3000 года до н. э. На плотно заселенной территории Месопотамии
археологи насчитали около 20 городов.
Постепенно Шумер превращается в унифицированное государство с общей культурой и
централизованным правительством. Параллельно сильной касте жрецов формируется
разветвленный аппарат государственной бюрократии, потребовавший строительства
правительственных учреждений. В результате рядом с культовой архитектурой возникает и
расцветает светская. Со временем величественные храмы богов начинают заслонять не менее
величественные гробницы царей.
В Древнем Шумере, в соответствии с культовыми ритуалами, правителя в иной мир
сопровождали слуги. Смерть они принимали добровольно. Кроме парадных повозок и колесниц,
инструментов, керамической посуды, оружия и печатей в гробницу клали изделия
222
из золота, серебра, меди и драгоценных камней. Гробница выступала атрибутом
принадлежности к высшему классу. Простой народ их не имел. В гробницах знати обнаружены
шлемы, кинжалы, топоры, искусно сделанные из золота, серебра и меди. Сохранились прекрасные
каменные вазы с рельефами, сделанные в начале III тысячелетия до н. э.
Цари заботились не только о загробной, но также о своей земной жизни. Дворец-резиденция,
построенный во II тысячелетии до н. э., располагался на площади 2,5 га и состоял из более чем 300
помещений и дворов. Комнаты были украшены скульптурами и настенной живописью. Основные
сюжеты — сцены битв, отправление религиозных обрядов и декоративные узоры, состоящие из
геометрических фигур.
Религиозные и светские здания составляли единое целое гармонично распланированного
городского пространства. Шумерские города насчитывали примерно 30 тыс. человек. Жилища
сначала были глинобитные — тростниковые стены, обмазанные глиной, а затем строились из
кирпичей, сделанных из глины, смешанной с травой, соломой. Уже к середине III тысячелетия
планировка городов стала геометрически правильной: с четкими прямыми улицами. В центре
города находился храм, недалеко от него располагался дворец правителя, который был скромнее
храма. Город окружали хорошо возделанные сады, поля и луга, перерезанные оросительными
каналами. Каналы и реки служили и главными дорожными магистралями.
Через полторы тысячи лет шумерскую культуру сменила аккадская. В начале II тысячелетия до
н. э. в Месопотамию вторглись полчища семитских племен. Завоеватели усвоили более высокую
местную культуру, но не отказались и от своей. Более того, аккадский язык они превратили в
официальный государственный, а за шумерским оставили роль языка религиозного культа и
науки. Постепенно исчезает и этнический тип: шумеры растворяются в более многочисленных
семитских племенах. Их культурные завоевания продолжали уже преемники: аккадцы, вавило-
няне, ассирийцы и халдеи.
223
После появления Аккадского семитского царства изменились и религиозные представления:
произошло смешение семитских и шумерских божеств. Литературные тексты и школьные
упражнения, сохранившиеся на глиняных табличках, свидетельствуют о возрастании уровня
грамотности жителей Аккада. В правление династии из Аккада (около 2300 до н. э.) строгость и
схематичность шумерского стиля сменяются большей свободой композиции, объемностью фигур
и портретностью черт прежде всего в скульптуре и рельефах. В едином культурном комплексе,
называемом шумеро-аккадской культурой, заглавную роль играли шумеры. Именно они, по
мнению современных востоковедов, являются родоначальниками знаменитой вавилонской
культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первую в челове-
ческой истории поэму — «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире
библиотечный каталог. Шумеры — авторы первых и древнейших в мире медицинских книг —
сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили
первые сведения о защитных насаждениях1.
Основным жанром шумерской литературы служили фольклорные произведения, прежде
всего легенды или мифы. То были произведения героического характера, вобравшие в себя знания
об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков.
Самым ярким произведением шумерской литературы является эпос о Гильгамеше, который
рассказывает о попытках царя Урука, полубога-получеловека, обрести бессмертие. А в
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 108


вавилонской литературе наиболее значительным произведением стал «Энума Элиш» — миф о
создании мира, происхождении человека, его роли на земле. Согласно этому мифу землю создали
молодые боги, прогневавшие прародительницу всех богов Тиамат и убившие ее. Тело Тиамат
было рассечено пополам: одна половина стала землей,
1
Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н.Марковой. 2-е изд.,
перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 58.
224
другая — небом. Именно в Вавилоне были созданы первые словари, позволяющие изучать
языки соседних народов.

3.2. Вавилонская культура
Наследницей шумеро-аккадской культуры стала Вавилония. Ее административным и
культурным центром служил город Вавилон («Ворота бога»), цари которого во II тысячелетии до
н. э. смогли объединить Шумер и Аккад.
Расцвет Древневавилонского царства пришелся на время правления шестого царя I
Вавилонской династии — Хаммурапи (ок.1792—1749 гг. до н. э.). При нем Вавилон из
небольшого города превратился в крупнейший экономический, политический и культурный центр
Передней Азии.
При Хаммурапи появляется знаменитый свод законов, записанный клинописью на
двухметровом каменном столбе, развиваются астрономия, медицина и математика. После смерти
Хаммурапи его огромное царство быстро распалось.

3.3. Ассирийская культура
Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые
подчинили себе Вавилонское царство в XIV веке до н. э. Это был совсем иной тип культуры,
основанный на героизме, прославлении силы и культе оружия. Все завоевания ассирийцев были
возможны только благодаря прекрасно обученному войску с железной дисциплиной. Ас-
сирийскую империю в чем-то можно сравнить с Римской империей — та и другая представляли
собой закат предшествующей, более демократической культуры, та и другая являлись по своему
характеру милитаристскими, в той и другой господствовали суровые, точнее, жестокие нравы и
обычаи.
Военизированный характер государства проявился и в духе зодчества. Ассирийские города
были мощными крепостями. Грандиозные крепости, великолеп-
225
ные дворцы, изображения несущихся колесниц и суровых воинов, сцен охоты и животных в
монументальных, полных драматизма рельефах характеризуют ассирийское искусство.
Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат-храм, символ единения земных и небесных
миров, высился рядом с башнями и покоями царя. В этот период религиозная архитектура
отступает на второй план по сравнению со светской.
Искусство и архитектура Ассирии были активными инструментами пропаганды военной мощи.
Крупнейшие города ассирийского царства — Нимруд, Хорсабад и Ниневия — застраивались
царскими дворцами, отличавшимися особой пышностью и великолепием.
Дворец Саргона II, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно
возведенной насыпи (высотой 14 м). Он был разделен на три части, включая парадные, жилые и
религиозные помещения, группирующиеся вокруг открытых внутренних дворов. Ступенчатый
полихромный семиярусный зиккурат высился рядом с башнями и покоями царя. По сторонам
огромных ворот располагались фигуры крылатых быков — «шеду». Изображения грандиозных и
высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами символизировали военную
мощь и физическое превосходство.
Стены здания были выложены из кирпича и украшены рельефами на военные сюжеты: сцены
сражений, осад, сбора дани. Ассирийские цари нередко изображались на фоне происходивших
рядом пыток и расправ: сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания с
провинившихся кожи в присутствии царя. Ассирийская культура дала беспримерные для мирового
искусства образцы царской жестокости.
Однако ассирийские цари являлись не только завоевателями, но и строителями, собирателями
древностей, хранителями культуры. Украшения дворца царя Синаххериба (705 г. до н. э.}, сына
Саргона II, считаются вершиной искусства ассирийского каменного рельефа. На резных плитах
последовательно изображены важнейшие события политической и военной истории державы.
Царь Ашшурбанипал (680—627 гг. до н. э.)

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 109


226
построил украшенный прекрасными рельефами Северный дворец, в котором он разместил свою
обширную библиотеку из 30 000 клинописных глиняных табличек с копиями шумерских,
аккадских, вавилонских и собственно ассирийских текстов. Предполагается, что эта библиотека
хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Среди
них археологи обнаружили царские указы и хроники, медицинские и математические тексты, гео-
графические и ботанические справочники, международные договоры, пророчества и легенды,
дипломатическую переписку и хозяйственные записи.
Царь Ашшурбанипал, образованный и начитанный человек, вошел в историю как страстный
собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для
потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты,
написанные на языке древних шумеров, которых от него отделяли две тысячи лет.
При ассирийских царях произошел новый взлет культуры Вавилона. Навуходоносор II вернул
славу Вавилону как самому крупному, богатому и красивому городу мира. Огромный город был
окружен стеной шириной в 25 метров, высотой до 100 метров. Стена была такой толстой, что на
ней свободно разъезжались две колесницы, запряженные четверкой лошадей. У нее было сто
ворот. Система каналов позволяла затопить все подступы и превратить город в неприступную
крепость-остров. Новый Вавилон, город с населением около 200 тыс. человек, имел 24 больших
проспекта, множество дворцов и храмов, в том числе знаменитую Вавилонскую башню высотой в
90 м, считавшуюся одним из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни
известны как «висячие сады Семирамиды». Со всего света в мастерские Вавилона собирались
самые искусные ремесленники.
Шумеры, вавилоняне и ассирийцы, создавшие дну из величайших цивилизаций мира, внесли
значительный вклад в развитие мировой культуры. Они хорошо знали не только четыре основных
арифметических действия, но умели извлекать корни и возводить в степень, знали число, которое,
согласно их вычислениям, равнялось 3. Вавилоняне знали теорему, известную как
227




теорема Пифагора; пользовались двумя системами счета: десятичной и шестидесятеричной.
Отсюда берет начало система деления времени; 1 час равен 60 минутам, 1 минута — 60 секундам.
Введение оросительного земледелия потребовало развития астрономии. Вавилонские жрецы
составили лунный календарь из 12 месяцев, каждый из которых состоял из 29—30 дней;
определили эклиптику солнца, разделив ее на 12 равных частей по 30 градусов. На этой основе
они создали систему знаков зодиака и разработали астрологию. Хотя вавилонские врачи не знали

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 110


строения человеческого тела (религия запрещала анатомировать трупы), они научились
диагностировать болезни по внешним признакам и лечить их при помощи порошков, мазей и
настоек.
Интересы древних шумеров, аккадцев и вавилонян были сосредоточены на земных проблемах.
Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал
их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений
228
погребальных сцен. В целом религия и искусство Древнего Вавилона были более реалистичны,
чем культура Древнего Египта.
Поскольку основным строительным материалом у шумеров и вавилонян был кирпич-сырец, от
их культуры сохранилось гораздо меньше материальных памятников, нежели от богатого камнем
Древнего Египта. Особенности строительного материала сподвигли вавилонян к архитектурным
инновациям. Считается, что именно они внедрили купола, арки, сводчатые потолки.
Архитектурные формы вавилонских зодчих легли в основу строительного искусства Древнего
Рима, а затем и средневековой Европы.

NB
Первые центры цивилизаций появляются на берегах рек: на Ниле — Египетское царство; на
Тигре и Евфрате — месопотамские царства; на Инде — индийские царства; на Хуанхэ — китайские
царства.
Первой и главной чертой древнеегипетской цивилизации является сакрализация
государственной власти.
Вторая черта цивилизации Древнего Египта — культ смерти и восприятия земной жизни
лишь как подготовку к посмертному бытию.
Для Древнего Египта характерен уникальный жанр литературы, тесно связанный с
культурой пирамид, — книги мертвых.
Шумеры стали изобретателями первой формы записи человеческой речи.
Историки считают, что именно формирование системы управления привело к появлению в
храмах и царских дворцах письменности.
Шумеры создали первую в человеческой истории поэму — «Золотой век», написали первые
элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры — авторы первых и древнейших в
мире медицинских книг — сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь
земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.
229
Самым ярким произведением шумерской литературы является сказание о Гильгамеше,
который рассказывает о попытках царя Урука, полубога-получеловека, обрести бессмертие. А в
вавилонской литературе наиболее значительным произведением стал «Энума Элиш» — миф о соз-
дании мира, происхождении человека, его роли на земле.
В Вавилоне были созданы первые словари, позволяющие изучать языки соседних народов.
При Хаммурапи появился знаменитый свод законов, записанный клинописью на двухметровом
каменном столбе.
Ассирия совсем иной тип культуры, основанный на героизме, прославлении силы и культе
оружия.
Шумеры, вавилоняне и ассирийцы, создавшие одну из величайших цивилизаций мира,
внесли значительный вклад в развитие мировой культуры. Они создали астрономию и развили
дальше математику, построили первую великую столицу Вавилон.
Введение оросительного земледелия потребовало развития астрономии. Вавилонские жрецы
составили лунный календарь из 12 месяцев. На этой основе они создали систему знаков зодиака и
разработали астрологию.




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 111




Глава 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА
Понятие «античный мир» было введено итальянскими гуманистами XV в. для обозначения культуры
древних Греции и Рима, к возрождению которой они стремились. Античная культура стала основой
европейской цивилизации. А она, свою очередь, складывалась под влиянием культурных достижений более
ранних цивилизаций древнего мира.


§ 1. Культура Древней Греции
Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и
культурными эпохами:
— эгейский или крито-микенский (III—II тыс. до н. э.),
— гомеровский (XI—IX вв. до н. э.),
— архаический (VIII—VI вв. до н. э.),
— классический (V—IV вв. до н. э.),
— эллинистический (вторая половина IV — середина I в. до н. э.).

<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>