<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

принципиально нового исторического типа по сравнению с цивилизацией
245
шумеров, египтян, вавилонян, ассирийцев, — греки учились красиво, со вкусом работать и
жить. Без излишеств и восточной роскоши, но скромно и изысканно.
Великий Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э.), один из основателей античной атомистики,
получил от отца наследство и промотал его, десять лет путешествуя в свое удовольствие. Такое
поведение считалось тяжким грехом и требовало сурового наказания. Но Демокрит произнес в
суде убедительную, хотя и чрезвычайно затянутую, речь, доказав, что по итогам путешествия он
написал серьезную книгу. Греки оправдали философа, занимавшегося путешествием ради
научных изысканий.
В IV веке до н. э. в Греции обнаруживается экономический и политический (но не культурный)
упадок. Именно в это время античная философия достигает наивысшего рассвета. Ее прославили
три великих философа — Сократ, Платон и Аристотель.
Сократ (ок. 470—399 до н. э.) явился родоначальником диалектики как метода отыскания
истины путем постановки наводящих вопросов. Он был обвинен в «поклонении новым
божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты). Сократ
излагал свое учение устно; главный источник — сочинения его учеников Ксенофонта и Платона.
Цель его философии — самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть
знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.
Платон (427—347 до н. э.) являлся учеником Сократа, а после смерти учителя основал в
Афинах собственную школу — Академию. Платон учил, что идеи (высшая среди них — идея
блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и
изменчивого бытия; вещи — подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис — воспо-
минание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) —
побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство — иерархия трех
сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон активно
разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных
246
ступеней бытия. Сочинения Платона — высокохудожественные диалоги: «Апология Сократа»,

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 118


«Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания),
«Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия) и др. Ученика
Платона — Аристотеля (384 — 322 до н. э.) по праву называют энциклопедистом. В 335 году до
н. э. Аристотель основал Ликей, или перипатетическую школу. Он был воспитателем Александра
Македонского. Его произведения посвящены самым разным наукам: политике, биологии, физике,
механике, математике, ботанике и др. Аристотель считается основоположником формальной
логики, создателем силлогистики. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит
учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, дей-
ствующей причине и цели. Источник движения и изменчивого бытия — вечный и неподвижный
«ум», нус (перводвигатель). Центральный принцип этики Аристотеля — разумное поведение,
умеренность (метриопатия). Человек — существо общественное. Наилучшие формы государства
— монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие — тирания,
олигархия, охлократия. Суть искусства — подражание (мимесис), цель трагедии — «очищение»
духа (катарсис). Основные сочинения: логический свод «Органон» («Категории», «Об
истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), «Метафизика», «Физика», «О возникновении
животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».
Очень высокого уровня в этот период достигает риторика — наука об ораторском искусстве.
Речи Исократа (436—338 до н. э.) и Демосфена (384—322 до н. э.) долгое время оставались
непревзойденными образцами литературного мастерства. Наиболее значительным историком IV
в. до н. э. был Ксенофонт (ок. 430—355 или 354 до н. э.). Его лучшие произведения «Анабасис» и
«Греческая история» отличаются простотой языка и ясностью изложения. В отличие от
Фукидида, его больше интересовали великие личности, а не причинно-следственные связи.
Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н. э. — Пракситель, Скопас, Лисипп.
Пракситель (ок. 390 — ок.
247
330 до н.э.), ведущий представитель поздней классики, впервые в греческом искусстве показал
красоту обнаженного женского тела. В отличие от него Скопас (IV в. до н. э.) показывает глубокие
чувства и драматические ситуации. Лисипп (2-я пол. IV в. до н. э.) стремился создавать жизненно
достоверные статуи. В портретных бюстах Сократа, Александра Македонского он выразил
сложную борьбу и внутренний мир человека.
В конце концов, в 338 году до н. э., после битвы при Херонее, Греция теряет политическую
независимость и подчиняется македонскому царю Филиппу II — отцу Александра Македонского.

1.3. Эллинистический период
Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет эллинизм (323—30 гг. до н. э.)
— эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра
Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию
единой эллинистической культуры, сохранившейся после распада империи на ряд са-
мостоятельных государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство,
Бактрия, Понтийское царство и др.).
В это время получают развитие научные знания. Архимед (ок. 287—212 до н. э.) разработал
предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и
объемов различных фигур и тел, в основополагающих трудах по статике и гидростатике (закон
Архимеда) дал образцы применения математики в естествознании и технике. Он — автор многих
изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для
поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.), организатор инженерной
обороны Сиракуз против римлян.
Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали
подъему наук — математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365—300 до н. э.)
заложил основы античной
248
математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода
определения площадей и объемов, включавшего элементы теории пределов, оказал огромное
влияние на развитие математики. Ему принадлежат работы по астрономии, оптике и
пифагорейской теории музыки.
Аристарх Самосский (ок. 320—250 до н. э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение
вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190—125 до н. э.) установил точную длину солнечного
года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (I в. до н. э.)
создал прообраз паровой турбины Герофил (рубеж IV—III вв. до н. э.) и Эрасистрат (ок. 300 до н.

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 119


э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали шаг вперед в изучении мозга и
сердца.
Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В
ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них — в Александрии и Пергаме.
Александрия, основанная в 331 году до н. э. Александром Македонским, стала центром научной и
духовной жизни Средиземноморья благодаря великолепной библиотеке и работавшим в ней
ученым. Александрийская библиотека, крупнейшее в древности собрание рукописных книг, была
основана в III веке до н. э. Птолемеем II и благодаря деятельности ее сотрудников, работавших
при постоянной поддержке династии Птолемеев, содержала около миллиона папирусных свитков.
Все ее рукописи были систематизированы, а особый отдел занимался переводом на греческий
язык важнейших сочинений авторов из разных стран.
Библиотека входила в состав расположенного рядом Мусейона (греч. museion— храм муз),
представлявшего собой совокупность научных и учебных учреждений, один из главных центров
науки и культуры древности. Здесь находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а
также бесплатное жилье для ученых. В Александрийском музее известнейшие ученые занимались
филологией, астрономией, математикой, ботаникой, медициной, зоологией и другими науками.
Грек Эратосфен (ок. 202 до н. э.) открыл здесь способ измерения окружности Земли по длине
тени в
249
период летнего солнцестояния. Именно здесь Евклид создал свой главный труд — «Элементы».
Постепенно Александрия превратилась из столицы птолемеевского Египта в центр всей
эллинистической культуры.
В эпоху эллинизма развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в
классическую эпоху, — филология: грамматика, критика текста, литературная критика и проч.
Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является
критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой
литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др. Литература эпохи эллинизма хотя и становится
более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают
существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане — эрудиция, изысканность и
виртуозность слога. Продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно
представленная творчеством афинянина Менандра (342/351—293/290 до н. э.). Сюжеты его
остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают
короткие драматические сцены из жизни обычных горожан — мимы1.
Выдающимися философскими школами считаются эпикурейство и стоицизм. Эпикур (341—
270 до н. э.) утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство. Девиз Эпикура —
живи уединенно. Цель жизни — отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности
духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще.
Другой эллинистический философ, Зенон из Китиона (ок. 335 — ок. 262 до н. э.), явился
основателем школы стоицизма, считавшей идеалом добродетели независимость желаний и
поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие. Зенон известен
нам меньше, чем его поздние последователи — знаменитые римские философы Сенека, Эпиктет,
Марк Аврелий. В этике стои-
1
Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд.,
перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 116.
250
цизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен
следовать бесстрастию и любить свой рок. Все люди — граждане космоса как мирового
государства; стоицизм уравнивал перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов,
греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в
средние века и в эпоху Возрождения.
Одним из величайших художников античности считали Апеллеса (2-я пол. IV в. до н. э.),
достигшего совершенства в использовании эффектов светотени и графической перспективы.
Характерные черты скульптуры того времени — интерес к личности человека и его внутреннему
миру. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы — в Пергаме, на
Родосе, в Александрии. В период поздней античности созданы всемирно известные рельефы
пергамского алтаря Зевса, скульптуры Венеры Мелосской и Ники Самофракийской, скульптурная
группа «Лаокоон». Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Колосс Родосский —
бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м.



Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 120



§ 2. Культура Древнего Рима
На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции
двух великих культур античного мира: этрусков и греков. По этрусскому образцу строились
круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусского. Влияние греков
началось с III века до н. э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Перевод на
латынь «Одиссеи» обусловило развитие римской поэзии, но источником вдохновения для поэтов
служил собственный народный фольклор.
Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:
— царский (VIII — начало VI века до н. э.);
— республиканский (510/509 — 30/27 гг. до н. э.);
— период империи (30/27 гг. до н. э.— 476 г. н. э.).
Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих
наро-
251
дов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного
устройства и права, градостроительства и т. д.
Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы
государства — города Рима, который в I—III вв. до н. э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей.
Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы,
амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки,
административные здания, конные статуи, школы и дороги.
Форумом (лат. forum — площадь, место суда, арена в цирке) в Древнем Риме называли
площадь и рынок, являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром культурной жизни. В наши
дни этим словом называют какое-либо массовое собрание, съезд. Главным форумом Рима был
форум Романум. Часто на форумах возводили базилику (от греч. basilike — царский дом) —
прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три
или пять нефов. В них происходили судебные заседания, собирались граждане, вели свои дела
торговцы и менялы. Здесь же могли располагаться и органы власти. В императорских дворцах
базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов
христианского храма.
Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед,
статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки
представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно
арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий.
Строительство триумфальных арок и колонн имело прежде всего политическое значение. 30-
метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной в 200 м с изображением военных
подвигов Траяна и венчала статуя императора, в основание которой была замурована урна с его
прахом.
Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон
(от греч. Pantheion — место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов,
олицетворявший идею едине-
252
ния многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий
круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает
во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.
Наиболее характерными памятниками римского зодчества являются акведуки, мосты, театры,
термы (общественные бани), городские и загородные резиденции императоров и знати, здания
государственных учреждений. Амфитеатры и цирки, в которых стравливали животных,
устраивали бои гладиаторов и публичные казни, — особенность культурной жизни Рима.
Питательной почвой для этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток
рабов из завоеванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счет
грабительских войн.
Амфитеатр (от греч. amphitheatron) выполнял функцию сооружения для зрелищ (чаще всего
гладиаторских боев), имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для
зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей (от лат. colosseus — громадный), амфитеатр
Флавиев в Риме, воздвигнутый в 75—80 гг. н. э., вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане Колизей
представляет собой эллипс окружностью 524 м и высотой 57 м, над которым на 240 мачтах
натягивали тент. Амфитеатр был разделен на четыре огромных яруса. Под ареной находились
клетки для зверей и кладовые для реквизита. На высоте 3,5 м над уровнем арены (78x46 м)

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 121


размещалась императорская ложа.
Театральная публика, строго соблюдая социальные различия, рассаживалась по рядам,
высеченным из мощных каменных блоков. Удобные места предназначены для местных
начальников, а сами воины отправлялись дальше, на каменные сиденья, где выгравировано
название их сословия. Ступенью выше начала представления ожидали священники и торговцы.
Нищие и проститутки в римском театре довольствовались дешевыми последними рядами. Еще
Овидий рассматривал античный театр как место, исключительно подходящее для завязывания
интриг, в частности любовных.
Трехъярусный амфитеатр в Оранже, расположенный уступами на холме, до сих пор сохранил
прекрасную акустику. Сегодня в нем 10 000 человек ежегодно
253
наслаждаются оперными представлениями. В 28 году до н. э. император Август построил в
Галлии амфитеатр — монументальное каменное строение на бетонном фундаменте, имевшее 124
выхода и 192 лестницы, которые позволяли свободно входить и выходить 24 000 зрителям,
располагавшимся в 34 рядах на трех ярусах. В Колизее, центре проведения всех 45 римских
общественных праздников, устраивались жертвоприношения и проводились гладиаторские бои.
Первоначально бои устраивали в честь богов, но затем они стали любимым развлечением римлян.
В Риме строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной
водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3—6
этажей. Римские термы, т. е. бани, играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли
собой огромные здания со сводчатыми потолками, ставшие своеобразными культурными и
общественными центрами. Самые роскошные из 1700 римских терм, Термы Каракаллы, постро-
енные в III веке, вмещали до 1800 человек. Под их бетонными сводами находился бассейн с
проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал для занятий гимнастикой. В
здании терм находились библиотека на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха,
галереи для дружеских бесед. Термы Каракаллы были украшены огромным количеством
скульптурных произведений.
В период империи значительно улучшилась планировка римских городов, в которых было
много красивых площадей и удобных домов. В эпоху правления Нерона в Риме разразился пожар,
уничтоживший 10 из 14 районов, в которых деревянные постройки располагались вдоль узких
улочек. После случившегося император решил отстроить Рим по новому плану — с широкими
улицами, каменными домами и роскошным императорским дворцом. Чтобы изыскивать средства
на строительство, Нерон обвинял богатых сенаторов в заговоре, казнил их и конфисковывал их
имущество.
В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит,
римляне возводили здания преимущественно из бетона: каменная
254
или кирпичная оболочка заливались смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса
превращала здание в огромный монолит. Бетон, принадлежащий к числу важнейших открытий
римлян в области инженерной техники, использовался при сооружении не только целых зданий,
но и их фрагментов, например арочных сводов, ставших одним из основополагающих элементов
архитектуры.
Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных
мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из
которых работают до сих пор. Римские водопроводы, мосты и дороги исправно служат людям и по
сей день. Для связи с основными центрами в империи римляне построили 372 мощенные камнем
дороги общей протяженностью около 80 тыс. км.
Просвещение и наука
Просвещение и наука. Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь.
Обучение состояло из трех ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики.
Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики. В начальной школе
учили читать, писать, считать. В средней школе учителя-грамматики преподавали греческий язык
и семь свободных искусств — грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику,
геометрию и астрономию, а также архитектуру и медицину. Последняя ступень представляла
собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия и философии. Владение
риторикой было необходимым условием политической карьеры.
В римской системе образования, позаимствовавшей образцы у греков, математика тем не менее
отошла на второй план, а на первый выдвинулись право, языки, литература и история. Уроки
музыки и гимнастики заменялись верховой ездой и фехтованием. На высшей ступени особое

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 122


внимание, в отличие от Греции, уделялось не философии, а риторике. На завершающем этапе
нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в
Афины.
Центрами научной деятельности были Рим, Александрия, Афины, Карфаген. Большое значение
придавалось в Риме в I — II веках географическим знани-
255
ям, медицине и истории. Появляются трактаты Страбона (64/63 до н. э. — 23/24 н. э.),
Птолемея (после 83 — после 161). «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по
физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Старший (23/24— 79).
Больших успехов добилась медицина: врач Гален (129—199) проводил опыты по изучению
дыхания, деятельности спинного и головного мозга, дал первое анатомическое описание
организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей.
Особенно большой вклад в развитие историографии знания внесли Тацит (ок. 58 — ок. 117) и
Тит Ливий (59 до н. э. — 17 н. э.). К сожалению, из 142 книг по истории Рима Тита Ливия
сохранилось только 35. Крупный римский историк Тацит — автор работ «Анналы», «История»,
«Германия», где освещается не только история Рима, но также общественное устройство и быт
древних германцев.
К этому времени относится деятельность греческого писателя и философа Плутарха (ок. 45 —
ок. 127). Главное сочинение — «Сравнительные жизнеописания» выдающихся греков и римлян
(50 биографий) — и сегодня входит в культурный арсенал европейцев.
Греческие ученые приглашались наставниками и воспитателями в богатые римские семьи, а их
научными открытиями восхищались римские ученые мужи, использовавшие свои аналитические
способности в более практических целях, например, в земледелии или управлении государством.
В области науки и философии достижения римлян были скромными. В эпоху Римской империи
основными центрами научной деятельности оставались города эллинистического Востока:
Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген.
Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла
юриспруденция — наука о праве. Уже с III веке до н. э. можно было получить консультацию
профессионального юриста, во II веке до н. э. появляются первые правоведческие исследования, а
в I веке до н. э. уже существовала обширная юридическая литература, представленная трудами
таких авторов, как Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались
256
и практической деятельностью, выступая на судебных процессах.
Центром изучения философии в Римской империи (как и в классической Греции, и в эпоху
эллинизма) оставались Афины. В I—II веках н. э. среди знати особенно популярен был стоицизм,
основными представителями которого в это время были Сенека (ок. 4 г. до н. э.— 65 н. э.) и
император Марк Аврелий (121 —180 н. э.). Низшие слои общества особенно почитали бродячих
философов-киников.
Литература
Литература. В III веке до н. э. под греческим влиянием возникла римская литература.
Почтенные историки составляли римские анналы (летописи) на греческом языке. В I веке до н. э.
жил прославивший римскую литературу Цицерон (106—43 до н. э.) — величайший оратор,
писатель, знаток греческой философии. Его публицистические произведения относят к лучшим
образцам римской прозы. Сохранилось более 50 речей Цицерона и сочинений по теории риторики.
Цицерон был не только замечательным писателем и выдающимся оратором, но и видным
государственным деятелем, юристом, знатоком философии. Его творчество открыло в римской
литературе эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы.
Больших успехов достигла римская поэзия в I веке до н. э. Современниками Цицерона были
великие римские поэты Лукреций (ок. 96—55 до н. э.) и Катулл (87/84 — ок. 54 до н. э.).
Лукрецию принадлежит замечательная философская поэма «О природе вещей», представляющая
мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции. Большую известность из
лирических поэтов получил Гораций (65—8 до н. э.), в сатирах, лирических «одах» и посланиях
которого до нас дошло множество философских рассуждений и житейских наставлений,
написанных в духе эпикуреизма и стоицизма. Его трактат «Наука поэзии» стал теоретической
основой классицизма. Не менее прославленным поэтом являлся Овидий (43 до н. э.— ок. 18 н. э.).
Его перу принадлежат любовные элегии и послания, проникнутые юмором и иронией
дидактические поэмы «Наука любви», «Средства от любви». Мифологический эпос
«Метаморфозы» (о «превращениях» людей и богов в животных, созвездия и проч.) и «Фасты»
257
(о римских религиозных праздниках) выступают памятниками европейского значения. Овидий
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 123


оказал большое влияние на литературу средневековья и Возрождения.
Правление императора Августа (63 до н. э.— 14 н. э.) названо «золотым веком» римской
поэзии. Он вошел в историю как правитель, во времена которого жили великие поэты и писатели.
Вокруг его друга — богача и покровителя искусств Гая Мецената (?—8 до н. э.), чье имя стало
нарицательным, — сложился кружок литераторов, возвеличивавших римскую старину. Самый
знаменитый из них — Вергилий. «Энеида» была написана по заказу Августа и воспевала историю
римского народа и прародителей рода Августа. Задушевным другом Мецената был и величайший
римский лирический поэт Гораций. Он предсказал бессмертие своим стихам в оде «Памятник».
Поэт Вергилий (70—19 до н. э.) прославился как автор «Энеиды» в 12 книгах, ставшей римским
национальным эпосом.
Римская литература представлена целым созвездием выдающихся имен: писатели Апулей (II в.),
автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы, или Золотой осел», Плутарх (ок. 46 —
ок. 119), сатирики Ювенал (ок. 60 — ок. 127), Петроний (?—66), Лукиан (ок. 120 — ок. 190).
Выдающимся писателем был Варрон (116—27 до н. э.). Главное произведение Варрона
«Древности дел божеских и человеческих» — своеобразная историческая, географическая и
религиозная энциклопедия. Его перу принадлежит 500 грамматических, историко-литературных
произведений, биографий выдающихся граждан, философских произведений. Уже при жизни его
авторитет считался неоспоримым.
Крупнейшими римскими комедиографами были Плавт (250—184 до н. э.), Теренций (190—159
до н. э.). В заимствованные у греков сюжеты и ситуации они внесли колорит римской жизни. Ими
были созданы комедии нравов, в которых отражена повседневная жизнь и основные типажи
римского общества. Плавту приписывали создание 130 комедий, из которых до нас дошли 20.
Изображая в комедиях скупых отцов, воинов-наемников, богемных юношей, хитрых, находчивых
рабов, автор исподволь противопоставлял испорчен-
258
ность греков непорочности римлян. Комедии Плавта были первыми пьесами с ярким римским
юмором и сочным латинским языком. Комедии Теренция отличаются точной характеристикой
персонажей, тщательной мотивацией поступков и искусной драматургией. Раскрывая основные
темы комедий (проблемы семьи, любви и человечности), он избегал вульгарности и грубого
юмора Плавта. Его произведения отличались изяществом языка и были рассчитаны на образован-
ных читателей.
Римское театральное искусство в основном шло по пути подражания греческим бытовым
комедиям, но было построено на материале из жизни римского общества. Жанр высокой трагедии,
берущий начало из античной классики с ее идеями трагической вины и неизбежного рока, у
римлян не получил развития. Он не нашел и не мог найти эмоционального отклика у людей,
живших по четким нормам права и рассудочным принципам.
Скульптура
Скульптура. Наиболее значительным было влияние греческих традиций в области
скульптуры. Римляне охотно копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские
копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. Однако римскими многие из них также
могут быть названы лишь условно: в скульптурных мастерских Рима работали преимущественно
греческие мастера.
Только в одном римские художники оказались оригинальными — в создании индивидуальных
скульптурных портретов, точно передающих внутренний мир человека. Тяга к отражению
личности, эмоций конкретного человека вполне проявилась уже в период эллинизма. Однако
именно в эпоху империи скульптурный индивидуальный портрет достиг совершенства.
Римское искусство скульптуры достигло удивительного реализма: если греки стремились

<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>