<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Северной Америки, несомненно, повлиявшая на развитие советской культуры, отчасти рассматривается в
разделе европейской культуры, в русле которой она, как ее ответвление, формировалась.
Другой причиной, продиктовавший такой методологический выбор, служит понимание культуры, прежде
всего, как образа жизни людей, который раскрывается через совокупность традиций, обычаев, верований,
ценностей и норм поведения.
Учебник — лишь один из элементов стройной системы учебных пособий. Всего их три: Учебное пособие,
Хрестоматия и Словарь. И все они посвящены культурологии. Все они с разных сторон, в разной форме и
манере говорят об одном. Но при этом никто не повторяется.
Базовым выступает Учебное пособие, которое кратко и систематично излагает основные сведения о
культуре. Хрестоматия дает более широкий материал. В ней вы найдете статьи и главы из книг серьезных
ученых, рассуждающих о тех или иных сторонах культуры, полемизирующих между собой, предлагающих
воззрения, отличные от тех, которые можно встретить в Учебном пособии. Но все это направлено на
расширение кругозора читателя и формирование вариативного мышления, способного видеть предмет с
разных точек зрения.
Напротив, Словарь никуда в сторону вас не уведет. У него очень прагматическая функция. Словарь
послужит прекрасной шпаргалкой в случае, если вы, осваивая новую главу, забыли термины из старой. Да и
вообще, если забыли...




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 8




РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
Глава 1. НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ *

§ 1. Дискуссии о предмете культурологии
О предмете и месте культурологии в системе научного знания не сложилось единого мнения.
Существует две точки зрения: изоляционисткая позиция, согласно которой у культурологии свой,
непохожий на другие науки, подход, и интегративистская, в основании которой лежит убеждение,
что культурология — синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.
Что касается первой, изоляционистской, точки зрения, то она заключается в редукции
(сведении), а затем и подмене культурологии другой наукой, например, философией культуры,
искусствознанием, социологией культуры или антропологией. Многие учебники, выпущенные в
90-е годы под именем культурологии, представляют собой на самом деле книги о мировой
художественной культуре, излагающие историю искусства с первобытных времен до
средневековья и Нового времени. Но мировая художественная культура (МХК) — это
самостоятельная дисциплина, а будучи включенной в состав культурологии, она выступает только
одним из ее подразделов. Точно так же подразделами являются философия культуры, антрополо-
гия и социология культуры. Ни одна из этих наук в отдельности не способна исчерпать предмет
культурологии во всем его многообразии.
В Оксфордском словаре указывается на то, что слово «Kulturologie» впервые использовал
немецкий уче-
* Главы 1, 3 Раздела 1 написаны в соавторстве с В.К.Петровым.
7
ный В. Оствальд в 1913 году. Термин «culturology» первым употребил в 1949 г. американский
антрополог Лесли Уайт (1900—1975). После этого термин «культурология» встречался в
литературе лишь несколько раз: в 1949, 1956, 1957 гг. В том же словаре культурология трактуется
как наука или учение о культуре1. В авторитетном словаре Вебстера сказано буквально
следующее: «Культурология — наука о культуре; более специальный смысл: некая методология,
связанная с именем американского антрополога Л. Уайта, который рассматривал культуру в
качестве самодостаточного процесса, а культурные черты (институты, идеологии и технологии) —
в качестве независимых от культуры факторов (от климата, человеческого тела, наших желаний и
целей)»2. Никаких имен, течений, научных школ и концепций, упоминаемых в разделах о более
солидных и устоявшихся дисциплинах, скажем, о социологии или психологии, ни в этом, ни в
другом справочном издании мы не найдем. Это свидетельствует, видимо, о том, что культуро-
логия на Западе как наука не существует.
До недавнего времени не было культурологии и в России. Выразимся точнее: в СССР
культурологии, обладающей собственным статусом, признанным среди других наук, своим
предметом и объектом исследования, своей историей и традициями, не существовало. О ней в
полный голос стали говорить только в начале 90-х годов. По существу, мы имеем дело с самой
молодой, хотя и активно развивающейся отраслью знания.
Изоляционистский подход грешит еще одним недостатком: он сводит культурологию только к
циклу гуманитарных знаний, игнорируя другую составляющую — социальные науки.
В последнее время в нашей литературе все чаще высказываются в пользу другого,
интеграционистского, подхода к культурологии. Его сторонники понимают культурологию как
синтетическую область знаний, возникшую на стыке философии культуры, культурной
антропологии, социологии культуры, теологии культу-
1
The Compact Oxford English Dictionary. New Edition. Oxford: Clarendon Press, 1994.
2
Webster's Third New International Dictionary of the English Language Unabridged. Springfield, Massachusetts,
USA: Merriam-Webster Inc., 1993. P. 553.
8
ры, этнологии, психологии культуры, истории культуры. Ее фундамент заложили В.
Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Кронер, Э. Трёльч, К. Манхейм, К.
Ясперс, Т. Лессинг, Э. Гуссерль и др. Современные последователи интеграционистского взгляда
против сведения культурологии исключительно к философии культуры или к истории искусства.
«Существует мнение, что культурология — это только теория культуры, а история культуры
соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история
культуры исследует преимущественно прошлое, то культурология — знание о текущей

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 9


современной культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, перспективах развития. Но в
действительности культурология ориентирована на познание того общего, что связывает раз-
личные формы культурного существования людей... Исторический и теоретический способы
рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве.
Исходя из такого понимания, культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и
современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития»1.
«Культурология — скорее, некоторое суммарное обозначение целого комплекса наук,
изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их
исторического существования»2.
Интеграционистский подход, на наш взгляд, имеет определенные преимущества перед
изоляционистским хотя бы уже потому, что, синтезируя разные науки, он способен дать прирост
нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывеской культурологии
будет повторяться то, что давно известно в курсе антропологии, философии культуры или истории
мировой художественной культуры. Интеграционистский подход, по всей видимости, заложен и в
1
Левит С.Я. Культурология как интегративная область знаний // Культурология. XX век: Антология. М.,
1995. С. 654—655.
2
Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных
специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. — М.: Наука, 1995. С. 38.
9
«Государственном образовательном стандарте», где к циклу общепрофессиональных
дисциплин по специализации «Культурология» отнесены теория культуры, история культуры,
философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука,
материальная культура, этнология, семиотика, риторика, древний язык.
Культурология не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрывается
какой-либо одной наукой. Но если культурология несводима к антропологии, философии или
искусствоведению, то это вовсе не означает, что проблематика данных наук не входит в
предметное поле культурологии. Напротив, все они, и не только они, активно питают ее своими
методами, теоретическими и эмпирическими достижениями.
Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами (именно
они могут претендовать сегодня в первую очередь на звание культурологов), позволяет увидеть в
культуре не одномерную величину, а сложное многомерное образование. Полное знание о
культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического
знаний1.
В культурологии выделяют следующие подразделы: теория культуры (философия культуры),
история культуры (мировая художественная культура), прикладная и эмпирическая культурология
(антропология и социология культуры). Культурология находится еще в стадии становления,
поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определен2. Она принадлежит
одновременно области социального знания (этому способствуют социология культуры и ан-
тропология) , использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию
(благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и
качественных методах исследования.
1
Культура: теории и проблемы: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей
/ Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. — М.: Наука, 1995. С. 42.
2
Человек и общество. Культурология: Словарь-справочник. Ростов-н/Д., 1996. С. 258—259.
10

§ 2. Определение культуры
Предметом культурологии выступает понятие культуры. Объектом культурологии являются
живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения.
Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то
под культурой — совокупность результатов их деятельности.
К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их
на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это
сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую — те определения, которые
связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально
унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей
группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В
других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной
среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о
совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 10


и передающихся из поколения в поколение.
Такова палитра разногласий в определении культуры и понимании ее природы. Можно видеть,
что в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками,— одежду и книги,
сигареты и прокатные станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты,— а также все, что
делает человек как существо разумное: манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться,
отдыхать, общаться и т. д.
В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.
Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую
институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников,
средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре,
журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и
распространением духовных ценностей).
12
Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих
большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура,
русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).
В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений
(«культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно
прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие
«культура», когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры. Нет
общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.
В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего
возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры — понятия,
связанные с трудом крестьянина. Только в XVIII—XIX веках для европейцев культура приобрела
духовный оттенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным
называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения.
Хотя слово «культура» впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н.
Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX века оно не получило.
Вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения «образованность», «просвещение»,
«разум», «воспитанность». К примеру, не пользовались им А.С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский,
Н.А. Добролюбов, ДИ. Писарев, а И.В. Киреевский в понятие «просвещение» включал все то, что
сегодня мы подразумеваем под словом «культура»: вопросы религии, науки, языка,
государственности, образования. Только в 60-е годы XIX века новый термин входит в русские
словари, а в 80-е утверждается в научной и художественной литературе.
Интересно, что в европейских языках — немецком, английском и французском — слово
«культура» поначалу служило сельскохозяйственным термином (обработка, культивирование
земли), а в философской, научной и художественной литературе употреблялось скорее
как метафора. Многие десятилетия потребовались для того, чтобы из метафоры сделать строгое
научное понятие и философскую категорию. И в России, куда оно проникло вместе с переводными
книгами, поначалу относилось к сельскому хозяйству.
В Европу слово «культура» пришло чуть ли не на столетие раньше, чем в Россию. В
философский, а затем научный и повседневный обиход первым его запустил немецкий
просветитель И.К. Аделунга, выпустивший в 1782 г. книгу «Опыт истории культуры
человеческого рода». А спустя два года вышел в свет первый том книги его выдающегося
соотечественника И.Г. Гердера (1744—1803) «Идеи к философии и истории человечества», где
слово «Kulture» уже перестает служить метафорой, но наполняется теоретическим и философским
содержанием. Гердер проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал исто-
рическое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Он первым предложил
употреблять термин «культура» во множественном числе, подчеркивая тем самым уникальность
различных национальных культур.
В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века
оно имело два оттенка: первый — господство над природой с помощью знания и ремесел, второй
— духовное богатство личности. О том, что новый термин еще не успел прижиться,
свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа, Кант (1724—1804) и Ге-
гель (1770—1831), почти не употребляли слово «культура». Гегель заменял его термином
«Bildung» (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался им, сводил культуру к дисциплине
ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями
чувств.
В XX веке антропологи, изучающие примитивные народы, придали этому слову новое

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 11


значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным
законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Но у них есть то, что объединяет их с
самыми цивилизованными народами мира,— система норм и ценностей, выраженная через
соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, тради-
13
ции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется
взаимодействие людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни либо всего
общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, окружающие людей в
повседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и
памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поколение.
«В современном языке термин "культура" употребляется очень часто преимущественно в двух
значениях — "широком" и "узком". В широком смысле к культуре относят все общепринятые,
утвердившиеся в обществе формы жизни — обычаи, нормы, институты, включая государство и
экономику. В "узком смысле" границы культуры совпадают с границами сферы духовного
творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью»1.
Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают неправильным
распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного,
отвратительного, которое никак не назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм,
проституция, войны, алкоголизм — все это искусственно создано человеком и принадлежит к
сфере общественных явлений. Но вправе ли мы относить это к сфере культуры?
Если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это
нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек,
мера его развития. И тогда культура — только то, что содействует развитию, а не деградации
человека.
Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует в
зависимости от ситуации и контекста. Разница между ними состоит вот в чем. В первом случае
культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институты (религию,
науку, семью, экономику, право).
1
Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: Пособие для старшеклассников. М.,
1994. С. 22.
14
Во втором — она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства. В
первом случае больший акцент поставлен на социологических, антропологических,
этнографических методах и данных, во втором — на искусствоведческих, философских и ли-
тературоведческих.
Второй, узкий подход предполагает, что культура — это а) сфера общества, б) аспект общества
или видов общественной деятельности. Это разные вещи. При «сферной» трактовке все общество
разделяют на несколько сфер — социальную, экономическую, политическую и культурную.
Культурная сфера представляет один из сегментов общества. При «аспектном» подходе общество
также разделяют на сферы. Например, нижегородские культурологи выделяют восемь сфер:
экономическая, экологическая, педагогическая, управленческая, научная, художественная,
медицинская, физкультурная. Но могут быть те же четыре главных сферы, указанные выше. Их
количество здесь не так важно, как качество: «В обществе существует столько культур, сколько
существует сфер общественной жизни»1.
Классическим считается определение культуры, которое в 1871 году предложил Эдуард Тэйлор
(1832— 1917) — выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии; хотя с
тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, суть культуры остается
неизменной. Ее можно сформулировать так:
Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а
также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
В этом определении органично соединились оба значения культуры — широкое и узкое.
Культура — совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней
выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации
и группы различаются
1
Зеленов Л.А., Дахин А.В., Ананьев Ю.В., Кутырев В.А. Культурология: Учеб. пособие. Нижний Новгород,
1993. С. 7.
15
именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня,
фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.
В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 12


вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда,
орнамент, фольклор — все это имеет этническую тональность и передается из поколения в
поколение, образуя этнический стиль. Надписи в подъезде и на заборах, далеко не всегда со-
ответствующие нормам литературного языка, также выражают определенную культуру, а точнее
сказать, молодежную субкультуру. Впрочем, об этом речь пойдет дальше.

§ 3. Структура культуры
В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части — культурная статика
и культурная динамика. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая — в движении. К
культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры — совокупность базисных
элементов или черт, и формы культуры — конфигурации, характерные сочетания таких
элементов.
К динамике отнесем те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию
культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней
происходит множество всевозможных метаморфоз.
Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть
человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся
исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элемента-
ми и чертами культуры. Они бывают двух видов — материальными и нематериальными.
Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два измерения — материальное
и нематериальное. Материальные памятники культуры бо-
16
лее долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и
миллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда (так называемые
чопперы) и по ним восстанавливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир наших
предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам
культуры, но о древней — только по материальным. Таким образом, материальные памятники
долговечнее и хранят больший объем информации, чем нематериальные.
Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их
называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук,
украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком,
имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и пред-
ставляют известную ценность для группы или общества.
Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны,
модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи,
обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а
скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в
нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока
их соблюдают. Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя через нее неоднократно
проходят люди. Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в
материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через
рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это тоже ритуальное или симво-
лическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие
материального посредника — галстука. Сам галстук является артефактом.
17
Традиционный для философии вопрос — что первично: материя или дух — в культурологии
решается иначе, чем принято. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал.
Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а содержание передаваемой
информации, рассуждений, мысли первично. Их можно донести до аудитории и другим способом,
помимо книги, например воспользовавшись радио, телевидением или Интернетом.
Но такое можно сказать, разумеется, не обо всех элементах культуры. К примеру, одежда
выполняет две функции: физическую, так как защищает тело от холода, и культурную, поскольку
служит украшением. Для северных народов важнее качество материала, из которого изготовлена
одежда. Шкура животного, даже никак не украшенная, вполне сгодится для утилитарных целей. У
южных народов — все наоборот. Там настолько тепло, что вполне можно обходиться без рубашек,
брюк и пальто. Некоторые дикие племена носят вместо одежды украшения из раковин и
всевозможные бусы. Здесь первичной была культурная функция, а вторичной — материальная.


Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 13



§ 4. Основные функции культуры

4.1. Защитная функция
Первой универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит в том, что при помощи
искусственно созданных орудий и приспособлений — орудий труда, лекарств, оружия,
транспортных средств, источников энергии — человек неимоверно увеличил свои возможности
приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод,
наводнения, эпидемии.
Но на смену одним неблагоприятным факторам, устраненным техническим прогрессом,
приходят другие, порожденные им. Голод и чума побеждены, но истощается почва, вырубаются
леса, отравляется вода, ухудшается экология, появляются новые болезни. И не только
естественного происхождения (например,
18
СПИД), но и искусственного (скажем, лучевая болезнь). Таким образом, материальная
культура, технический прогресс, с одной стороны, снижают угрозу жизни и здоровью людей, а с
другой — повышают ее. Функция сопровождается дисфункцией.

4.2. Креативная функция
Вторая фундаментальная функция культуры — преобразование и освоение мира. Ее еще
называют креативной функцией (от лат. creatio — созидание). Исследуя и каталогизируя виды
растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над
физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания.
Проявляется его любознательность, а не желание защититься. Овладение силами внешней
природы идет рука об руку с овладением внутренними силами психики. На Востоке выработаны
сложные системы психотехники, медитации, боевых единоборств и концентрации воли,
нетрадиционные методы медицины, техники владения своим телом и сознанием.

4.3. Коммуникативная функция
Третья функция культуры — коммуникативная. Она включает передачу информации в любом
виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование
технических средств связи и т. п. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни
культура. Информационная изоляция от культуры наносит непоправимый ущерб человеческому
существу, особенно на ранней стадии социализации. Примером служат так называемые феральные
люди.

4.4. Сигнификативная функция
С коммуникативной тесно связана сигнификативная функция культуры (от англ. sign — знак),
буквально — функция приписывания значений и ценностей.
19
Го, что не вовлечено в культурный оборот человечества, как бы но имеет значения и ценности.
Звездное небо над головой первобытного человека не имело никакого значения до тех пор, пока он
не вовлек его в свой круг мифологических представлений, не составил небесных карт,
помогающих в мореплавании, не создал астрономических теорий и не послал в космос спутники.
С тех пор небо стало частью культуры. Каждое созвездие получило наименование, легендарную
историю, наименование в научном каталоге, физико-химические характеристики.
Так происходило с любым естественным явлением, которые друг за другом на протяжении
сотен тысяч лет вовлекались в культурный оборот и получали наименование. Лес оставался
скопищем деревьев, пока не стал укрытием, источником питания, обиталищем духов, охраняемым
государством лесопарком, городским сквером. С этих позиций дерево в лесу и дерево под вашими
окнами — разные деревья. Первое — часть зеленых насаждений, второе — элемент ландшафта. У

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>