<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

изобразить идеал, то римляне — наиболее точно передать черты оригинала. Глаза многих статуй
для достижения натуралистичности изготовлены из цветной эмали. Римский портрет — это
история Рима, рассказанная в лицах реально существовавших людей. До нас дошел великолепный
скульптурный портрет юного Августа,
259
сохранились многочисленные бюсты политических деятелей.
Живопись
Живопись. Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех
завоеванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными
росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской
мифологии, а также пейзажные зарисовки. В период империи особое внимание получила портрет-
ная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 124


передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно
выполненные копии классических греческих и эллинистических произведений искусства.
Особенно распространенным видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и
бронзы.
В живописи, где римляне также выказали себя усердными учениками греков, они проявили
больше оригинальности, чем в скульптуре. К сожалению, живопись менее долговечна, нежели
скульптура, поэтому образцов первой сохранилось меньше, чем примеров второй. Исключением
следует считать настенные фрески, обнаруженные археологами в домах Помпей, Геркуланума и
Рима. Их выделяют приятные цвета, живые краски, свобода живописной манеры, свиде-
тельствующие об огромном таланте римских художников. Рим отличался портретным искусством,
там в избытке можно было встретить уличных художников, за несколько центов тут же
создающих портреты горожан.
Римская живопись, отталкиваясь непосредственно от греческих образцов, использовала
различные возможности для пластического изображения: цветовая и воздушная перспектива, свет
и тени создавали иллюзию пространства. Художники часто изображали сцены из повседневной
жизни и натюрморты.
О живописи эпохи Римской империи мы можем судить прежде всего по фрескам,
покрывавшим стены домов знати. Само по себе искусство декорирования восходит к греческой
традиции расписывания стен и обустройства внутренних двориков скульптурами. Орнаментальная
живопись интерьеров в течение I века до н. э. вытеснилась имитацией архитектурного деко-
260
ра и свелась в итоге к живописи и скульптуре «тромлей», что отражало тяготение к пышности.
Неплохо сохранились фрески нескольких вилл города Помпеи, засыпанных пеплом в
результате извержения вулкана Везувия. Они показывают, что художники свободно владели всеми
живописными средствами (богатой палитрой, игрой света и тени, точным рисунком и т. п.).
Станковая живопись не сохранилась, но из письменных источников известно, что ведущим
жанром был портрет. Наряду с жилищем римляне расписывали домашнюю мебель и посуду.
В отличие от Египта и Греции, искусство использовалось римлянами не для выражения
возвышенных чувств и идей, а больше для демонстрации богатства, престижа, статуса.
Меценаты и завоеватели
Меценаты и завоеватели. По отношению к классическому греческому искусству римляне
выступали одновременно в роли завоевателей и филантропов. Во II веке до н. э. римские
военачальники перешли к систематическому грабежу греческих городов, демонстрируя трофеи во
время триумфальных шествий. О масштабах грабежа говорит тот факт, что лишь один из римских
полководцев привез в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных греческих
скульптур.
Римские патриции, разбогатевшие на доходы от колоний, могли позволить себе выступить в
роли спонсоров. Они покровительствовали обедневшим греческим художникам и скульпторам,
которые в огромном количестве стекались в Рим. Даже римские императоры покровительствовали
изобразительным искусствам и архитектуре.
Религия
Религия. Римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными
представлениями. Римский мир религиозных образов представлен несколькими формами и
прошел в своем развитии несколько стадий.
Вначале римляне были язычниками, поклонялись греческим и в меньшей степени этрусским
богам. Позже мифологический период сменился увлечением языческими культами. Наконец, в
завершение эволюции победу одержало христианство, которое в IV веке, после разделения
Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.
261
Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами
обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами, исполняемыми
главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало
официальную религию, которая изменила прежние представления о богах.
Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Mapс и бог
Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница
брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства,
и их святилища на Капитолии стали центрами государственного культа. В богах римляне
персонифицировали природные и общественные явления, а также абстрактные понятия, например
Фортуна Удача, Виктория Победа и т. п.

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 125


Как и у других народов мира, в Риме почитались души предков. Особенностью религиозного
мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с
божествами по принципу «do, ut des» — «я даю, чтобы ты дал мне».
Между богами и людьми устанавливались почти такие же отношения, как между клиентами и
товаропроизводителями. Несмотря на это, римской религии присуща сложная обрядовость,
которая потребовала многочисленных специалистов, отсюда — развитие жречества. Жрецы,
которых выбирали из числа граждан, были организованы в религиозные коллегии, важнейшими из
которых были коллегии понтификов и авгуров, насчитывавшие по 16 членов. Римское жречество
было более многочисленно, дифференцированно и авторитетно, чем греческое. Жреческие
коллегии, обладавшие огромной властью, пытались вести себя наподобие политических партий,
активно участвуя в борьбе за влияние на государственные дела.
Значение античной культуры
Значение античной культуры. Античная культура — уникальное явление, давшее
общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности.
Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики,
заложили основы европейской ци-
262
вилизации и образы для подражания на многие тысячелетия.
Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции,
отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью.
Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике,
юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру
последующих эпох в Западной Европе.
Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и
власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи,
«домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о
реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох.
В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота,
благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно
рассматривать как события, ускорившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко
изменившее облик этого мира.

NB
Историю Древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и
культурными эпохами:
o — эгейский, или крито-микенский (III—II тыс. до н. э.),
o — гомеровский (XI—IX вв. до н. э.),
o — архаический (VIII—VI вв. до н. э.),
o — классический (V—IV вв. до н. э.),
o — эллинистический (вторая половина IV — середина I вв. до н. э.). Наибольшего
расцвета культура Древней Греции достигла в классический период. Первые три периода
объединяют в доклассический период.
Древние греки создали принципиально новый тип цивилизации — рыночную экономику,
основанную на честном, добросовестном труде, высокой культуре демократического руководства и
свободном развитии личности.
263
Первая философская система античности — натурфилософия. Для нее характерны
материализм и поиск объективных закономерностей: Фалес (624—546 до н. э.) считал первоосновой
всех вещей воду, Анаксимен (ок. 585—525 до н. э.) — воздух, Анаксимандр (ок. 611 — 546 до н. э.)
— апейрон.
В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам.
Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (480—323
до н. э.). Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила,
Софокла, Эврипида.
Фидий, Мирон, Поликлет и Пракситель составили славу греческой скульптуры
классического периода.
Среди греческих живописцев V в. до н. э. следует отметить Политопа (1-я пол. V в. до и. э.|
и Аполлодора (2-я пол. V в. до н. э.), которому приписывается открытие игры светотени, умение
показать перспективу.
Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса.
Трагедия возникла из культовых песен. В Греции возник новый вид искусства — драматический
театр.
В IV веке до н. э. философия достигает наивысшей точки. Ее прославили три великих


Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 126


философа — Сократ, Платон и Аристотель.
Очень высокого уровня в этот период достигает риторика — наука об ораторском
искусстве.
Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н. э.— Пракситель, Скопас, Лисипп.
Пракситель (ок. 390 — ок. 330 до и. э.), ведущий представитель поздней классики, впервые в
греческом искусстве показал красоту обнаженного женского тела.
Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет эллинизм (323—30 гг. до
н. э.) — эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра
Македонского.
Выдающие философские школы эпохи эллинизма эпикурейство и стоицизм.
Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:
o — царский (VIII— начало VI века до н. э.),
264
— республиканский (510/509— 30/27 гг. до н. э.),
o
— период империи (30/27 гг. до н. э.— 476 г. н. э.).
o
Больших успехов достигли в Риме просвещение и наука. Обучение состояло из трех
o
ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики.
Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество
и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи,
«домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в намять о
реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох.
В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота,
¦
благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно
рассматривать как событие, ускорившее преобразование, придавшее ему разбег и глубоко
изменившее весь вид этого мира.




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 127




Глава 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Период культуры раннего и классического средневековья охватывает по меньшей мере десять
веков, с V по конец XIV века, т. е. с момента падения Западной Римской империи до момента
активного формирования культуры Возрождения. Период раннего средневековья — V—XI вв., а
классического — XII—XIV вв.
Средневековье — такой же протяженный во времени, насыщенный культурными событиями и
творческим поиском период в мировой культуре, каким были культурные эпохи Древней Греции,
Древнего Египта или Месопотамии. Это великие культуры, имеющие за плечами более чем
тысячелетнюю историю.
В раннем средневековье мы рассмотрим культуру Византии и Каролингское возрождение.


§ 1. Византийская культура
Одним из важнейших центров средневекового искусства была Византия — государство,
образовавшееся в 395 году на месте Восточной Римской империи и просуществовавшее до 1453 г.
Византийское искусство — важная ступень в развитии средневековой мировой и европейской
художественной культуры. Варварские нашествия не затронули Византию в такой степени, как
Западную Европу. Здесь сохранились античные формы быта и хозяйственного уклада, уже
исчезнувшие на Западе.
Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес по своему облику оставались
эллинистическими городами. До VII века существовал народный античный те-
266
атр. Античная традиция ярко проявляла себя и в искусстве: в центре внимания византийского
художника, как и в античности, стоял человек, воплощенный в образе христианского бога и
святых. В его изображении сохранялись правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм,
точный рисунок.
Содержание византийского искусства отражало религиозно-философские воззрения
формирующегося средневекового общества. Пассивная созерцательность, которая, согласно
философии восточного христианства, открывала путь к познанию Бога и заключала в себе
наивысшую гармонию, выражалась в неподвижной сосредоточенности образов. Унаследованные
от античности проницательность и поэтическое восприятие проявлялись в раскрытии тончайших
оттенков человеческих чувств.
В Византии, где император совмещал светскую и религиозную власть, искусство,
обращающееся ко всем подданным, играло важную роль в создании этических идеалов,
объединяющих религиозные, государственные и личные начала.
Первый подъем византийского искусства приходится на VI век. Оно достигает блестящего
расцвета при Юстиниане I (527—565). Главным художественным центром становится
Константинополь. Здесь находился императорский двор, пребывали патриарх и высшее
духовенство, сосредоточились земельная аристократия и высшее чиновничество; в столицу
стягивались научные и художественные силы империи, вырабатывались новые формы искусства.
В Константинополе, названном современниками «вторым Римом», развивалось крупное
монументальное строительство. Его украшали многочисленные храмы, дворцы с обширными
купольными залами, ипподромы, акведуки, термы, арки, триумфальные колонны.
Распространение христианства сделало необратимым развитие культуры, связанной с римской
цивилизацией. Искусство и архитектура начинают искать новые формы, образы, сюжеты. По мере
укрепления христианства как официальной религии государства претерпевал изменения и образ
Христа. Он перестал быть покровителем бедняков и все больше становился
267
небесным властителем, подобно тому, как Константин был императором на земле. Новые
представления о Христе требовали пышного оформления его власти. Простой обеденный стол, за
которым собирались ранние христиане на свои священные трапезы, заменили роскошно
украшенным алтарем, ставшим центром литургического обряда жертвоприношения. Духовная
власть Церкви и светская власть императора были строго разделены.
Первые христиане создали литургию, но не создали храмов для своих обрядов. Константин
отказался от использования классической модели культового храма языческого происхождения и
взял за образец базилику — здание, где по традиции вершился гражданский суд именем
императора, усилив тем самым связь между Церковью и государством. Самой большой церковью,
построенной в Риме Константином, был собор Св. Петра. Он был воздвигнут на том месте, где по
преданию был похоронен первый Папа Римский. Характерная конструкция базилики послужила
моделью для христианского храма последующих эпох. Входом в нее служил атрий с портиком,
характерным для римских общественных зданий. Интерьер также следовал традиционным схемам

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 128


— с тяжелым антаблементом на колоннах из разноцветного мрамора с их классическими
капителями.
Богатство внутреннего убранства контрастировало с простотой внешнего вида. Это
объясняется тем, что христианские службы чаще всего происходили внутри храма, а не снаружи,
как у язычников. Здание отражало иерархический характер церкви: арки нефов и хоров
символизировали императорскую власть, а украшения из драгоценных металлов свидетельствова-
ли о богатстве Церкви.
В архитектуре византийского крестово-купольного храма отражено представление о
цикличности времени, а не о развитии его от начала до конца, как в романской и готической
сакральной архитектуре. В крестово-купольном храме церковный канон выделил три зоны:
обычно в куполе храма находилось изображение Христа Пантократора, реже «Вознесение» или
«Сошествие Св. Духа на апостолов». В церковной абсиде, символизирующей собой место
рождения Хри-
268
ста (Вифлеемскую пещеру), изображали Богоматерь. В верхних частях стен храма художники
развертывали эпизоды из жизни Христа, своего рода монументальный календарь, включавший
изображения двенадцати праздников. В третьей зоне, самой нижней, представлены обычно
отдельно стоящие фигуры святых, апостолов, святителей, пророков. Их располагали в
хронологическом порядке, соответственно дням памяти каждого персонажа.
С IX века утверждается новый тип крестово-купольного храма. Динамичный ритм построек VI
века уступает место застывшей массе пластически выразительных объемов, ажурность стен — их
торжественной глади. Нарастание форм к центру усиливает собранность пирамидальной
композиции храма. Типичным памятником крестово-купольного храма является Католикон в
монастыре Хосиас Лукас в Фокиде (первая половина XI в.). Рациональность конструктивной
системы, законченность композиции способствовали распространению этого типа храма за
пределами Византии.
В V—VI веках культ объединил все виды искусств: архитектуру, живопись (мозаики, росписи,
иконы), прикладное искусство (драгоценную утварь, богатое облачение священников,
зрелищность церковного церемониала), многоголосые хоры — в единый грандиозный
художественный ансамбль, гениально воплощенный в храме Св. Софии Константинопольской
(532—537). Строители храма, используя опыт Пантеона, воплотили идею могущества
христианства, представление людей того времени о необъятности мироздания, его все-
объемлющей цельности и гармоничности.
В церковном интерьере формируются новые принципы синтеза искусств, разрабатывается
иконография Священного Писания — сюжеты, композиция, типы фигур, лиц, атрибуты святых,
которые легко воспринимались и запоминались зрителем. Постепенно иконографические типы и
композиции превратились в утвержденные Церковью каноны.
Излюбленной техникой стенной живописи была мозаика. Византийцы впервые воспроизводят
форму цветом, ставшим выразителем эмоционального начала. Золотые фоны придают
изображениям празднич-
269
ность и отрешенность от реальной жизни. Мозаичные панно были дороже живописных и
свидетельствовали о богатстве владельца. Цветные смальты в сочетании с золотым фоном
позволяли достигнуть глубины изображения, звучности и мерцания тонов, что создавало
дополнительный таинственный, почти мистический эффект, к которому стремилось христианское
искусство.
Пять с половиной столетий, с середины VII до начала XIII века, составляют центральный
период византийской истории, эпоху расцвета империи и последовавшего затем ее упадка. В это
время позднерабовладельческая Восточная Римская империя, какой она была к концу VI века,
стала феодальной средневековой монархией. Именно в это время культура Византии обрела свои
наиболее характерные, ярко выраженные черты, особую систему духовных ценностей. Став
патриархом в 858 году, Фотий объявил во всеуслышание об особой важности искусства. Он
приказал покрыть мозаиками с изображениями святых Золотой зал дворца, Палатинскую
(дворцовую) часовню, начать воссоздавать мозаичные композиции в соборе Св. Софии.
В эти годы константинопольских художников приглашают оформлять мозаиками храмы
Венеции и Сицилии. На Русь после принятия князем Владимиром христианства (в 988 г.)
приезжают архитекторы, мастера по фрескам и мозайке из разных городов империи. В Киевское, а
затем и во Владимиро-Суздальское княжества привозят иконы и рукописи из Византии.
50-летнее правление императора Василия II (976—1025) — эпоха наивысшего могущества
средневековой Византии. Ее границы раздвинулись почти до пределов ранней Восточной Римской
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 129


империи (1 млн кв. км). Население империи к началу XI века достигало 20—24 млн человек.
Восточная Римская империя оставалась и самой «городской» страной Европы. В ее почти 400
городах проживали 1,5 млн человек. Самый блистательный и многолюдный город Европы средне-
вековья был Константинополь — крупнейший центр мировой торговли.
В IX—XII веках, в эпоху Македонской династии (867—1057) и династии Комнинов (1057—
1185) визан-
270
тииская художественная культура переживает новый расцвет. В искусстве усиливаются
спиритуалистические тенденции, оно подчиняется строгим догматическим правилам. Стиль XI—
XII вв. называют «комниновским». Тесная связь монументальной живописи и архитектуры, ритм
композиций, благородство колорита, величие образов святых в одинаковой степени присущи всем
произведениям этого периода. Начинает господствовать тип лица с восточными чертами. Объем
лица и рук передается легкой светотенью, трактовка одежд, покрытых геометрическими
орнаментами, отличается плоскостностью. Элементы пейзажа и архитектуры сведены к
минимуму. Особое значение сцены часто подчеркивается с помощью золотого или голубого фона.
При Комнинах утверждается торжественный византийский стиль. Фронтально стоящие фигуры
утрачивают материальность, лица приобретают аскетический характер, пространственная среда
схематизируется, колорит становится плотным, условным, главное внимание сосредоточивается
на тонкой разработке духовной стороны образа. Неподвижность, состояние созерцательного покоя
становится воплощением наивысшей религиозности.
Последний расцвет византийское искусство переживает в XIII—XIV веках, в период правления
династии Палеологов. Возрождается интерес к античной традиции, в которой писатели и
художники видели основу национальной культуры. Новое направление наиболее ярко проявилось
в живописи и мозаике. Фигуры становятся легкими, изящными, полными порывистых движений,
они располагаются в несколько планов. Чувства раскрываются в действиях, в мимике выра-
зительных лиц и жестах. Вводятся отдельные жизненные детали, динамичный архитектурный
пейзаж.
Однако при всем блеске искусство Палеологов означало закат большой культуры. В XV веке
искусство утрачивает монументальный размах и значительность. В 1453 году, с завоеванием
Византии Турцией, закончилось тысячелетнее существование великой культуры, передавшей
последующим векам дух античной традиции, завоеваний культуры эллинизированного Переднего
Востока и собственных открытий. Богатство византий-
271
ского искусства оказало огромное влияние на христианских государей Западной Европы,
пытавшихся при своих дворах имитировать пышный византийский стиль.

§ 2. Каролингское возрождение
Как известно, после распада Великой Римской империи европейский мир в IV—VI веках
разделился на две части — восточную и западную. Великое противостояние Византии и империи
Каролингов надо рассматривать не как поле военных битв, а как способ утверждения двух
великих культур: православной и католической.
Две великие культурные державы создали великие правители. Расцвет византийского
искусства произошел при царях Юстиниане I (527—565), Константине (первом христианском
императоре, в 324 г. ставшем единственным правителем еще не расколовшейся на две части
Римской империи) и правителях династии Комнинов (1057—1185), а расцвет католической куль-
туры, давшей жизнь искусству Италии, Франции, Англии, Голландии, Испании, Германии —
великих культурных европейских держав, отмечался при королях Карле I Великом (747—814) и
Оттоне I (912—973).
Династия Каролингов, названная так по имени Карла Великого (77—814), самого
выдающегося ее представителя, насчитывает восемь правителей, которые определяли политику
Европы и заложили фундамент ее культуры в период с 751 по 987 год.
Термин «Каролингское возрождение»
Термин «Каролингское возрождение» описывает культурный подъем в империи Карла
Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII—IX веках (в основном на территории
Франции и Германии). Он выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору
образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Центр
«Каролингского возрождения» — кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Академия»,
которой руководил Флакк Альбин Алкуин (ок. 735—804), англосаксонский ученый, автор
богословских трактатов, учебников философии и математики, советник Карла Великого, аббат

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 130


Турского монастыря.
272
После смерти своего брата Карл Великий в 771 году стал единовластным королем франков, а в
800 году он был коронован как император Священной Римской империи, и это означало смещение
центра власти из Рима на север Европы. Карл стал вторым государем после византийского,
который принял пышный императорский титул. Франкское королевство превратилось в главного
защитника христианства в Европе. Карл обязался не только защищать Рим и папство, но обратить
в христианство языческие племена. Христианизация Европы — где мирная, где насильственная —
стала поворотным моментом в ее истории и навсегда определила особенный характер европейской
культуры. Император стремился создать единое христианское романо-германское культурное
пространство.
Карл Великий прославился как покровитель искусств и наук. Культурный расцвет во
франкской державе, инициатором которого он стал, явился подлинным Возрождением. При дворе
Карла возникла знаменитая франкская академия — кружок богословов, историков, поэтов,
которые в своих сочинениях возрождали древние латинские каноны. Влияние античности не менее
ярко проявилось в каролингском изобразительном искусстве (в первую очередь в книжной ми-
ниатюре) и архитектуре. Франкские мастера, стремясь не только повторить, но и превзойти
античные образцы, создали свой собственный живописный и архитектурный стиль.
Карл придавал большое значение распространению грамотности среди народа. По всему
королевству возникли школы, в которых будущих клириков и чиновников обучали латыни,

<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>