<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

литературе, грамоте, богословию. Придворную школу возглавил замечательный ученый Алкуин.
Как это ни удивительно, сам Карл Великий, говоривший на нескольких языках, так и не выучился
писать.
Карл Великий ввел в своей империи новый, христианский порядок, придавая большое значение
религиозному образованию. Под общим наблюдением Алкуина церковные школы стали центрами
по распространению единых религиозных текстов. Алкуин считал обязательным знание латыни и
классических текстов. Он ввел и так называемое каролингское письмо —
273
основу современного печатного шрифта. Монахи, переписывавшие древние и новые
сочинения, создали удобный и соразмерный шрифт — каролингский минускул, повлиявший на
развитие европейского книжного письма. Слияние интеллектуальной и религиозной тенденций в
каролингской культуре породило искусство рукописной миниатюры необыкновенно высокого
уровня. Золото и краски темперы отличали скриптории (писания), предназначавшиеся для им-
ператорского двора. В Утрехтской псалтыри (из Реймса) рисунок выполнен пером, в ней
быстрым линеарным штрихом достигается необыкновенная выразительность.
В резиденции Карла городе Аахене был построен великолепный дворец и рядом с ним
дворцовая церковь (капелла). Когда Карл принял решение перенести свою резиденцию в Аахен, у
этого безвестного городишки было одно единственное преимущество: он являлся географическим
центром государства франков. Этот городок Карл намеревался возвеличить как «новый Рим». Его
государство ни в коем случае не должно было оказаться в тени Восточного Рима, и ради этого
император не жалел никаких затрат. Так, античные колонны и мрамор ему доставляли из Италии.
Образцом для арок и обходных галерей в двухъярусном восьмиугольнике послужила византийская
дворцовая церковь императора Юстиниана I. Современники, любуясь красочными лепными
фигурами, рельефами и инкрустированными колонками, считали эту постройку наполовину
рукотворным, наполовину божественным чудом. Дворцовая капелла долгое время оставалась
самым впечатляющим и высоким купольным сооружением на севере Европы. Однако дворец
Карла, занимавший когда-то 20 га, библиотека и тронный зал длиной 34 м не устояли в бурях
столетий. На их фундаментах высится теперь Аахенская ратуша.
Империя Карла Великого оказалась недолговечной и распалась в IX веке после нашествия
викингов и венгерских племен. Но каролингский идеал христианской империи продолжал жить и
в X веке. Основу европейской культуры теперь уже составляет христианская религия. В начале XI
столетия вся Европа была покрыта белоснежными церквами. В XI веке на смену
274
монолитному искусству каролингской эпохи приходит большое разнообразие художественного
творчества, начинается подлинный расцвет империи и необыкновенная активность монастырских
центров. Периферийная культура (оттоновская, англосаксонская, испанская, итальянская)
ассимилирует каролингскую традицию.




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 131



§ 3. Классическое средневековье
Классическое средневековье охватывает период XII—XIV веков. Центрами европейской
культуры в это время являлись Франция, Англия, Германия.
Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика («школьное
богословие»), получившая название от монастырских школ, в которых преподавали философию и
теологию. Схоласты стремились дать рациональное истолкование догматов христианской веры с
учетом достижений современной науки. В связи с этим важнейшей проблемой схоластики был
вопрос о соотношении реальных предметов и общих понятий, или идей (универсалий).
Ранняя схоластика (XI—XII вв.: Ансельм Кентерберийский, Иоанн Скот Эриугена) ставила
идеи выше вещей. При этом высшей идеей был Бог, и схоласты пытались рационально
аргументировать его существование.
Зрелая схоластика (XII—XIII вв.: Фома Аквинский, Альберт Великий, Абеляр) под влиянием
учения Аристотеля о форме, заложенной в материи, искала источник идей непосредственно в
предметах.
Поздняя схоластика (XIII—XIV вв.: Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) видела в идеях лишь
символы, подчиненные вещам. Отказавшись от рационального объяснения христианских дог-
матов, схоластика вернулась в итоге к формуле веры раннехристианского писателя Тертуллиана
— credo, quid absurdum (верую, ибо это непостижимо).
В ряду наиболее выдающихся представителей средневековой схоластической философии
стояли Альберт Великий (ок. 1193—1280) и Фома Аквинский (1225— 1274). Альберт Великий
начал перестройку и энциклопедическую систематизацию христианского богосло-
275
вия с опорой на учение Аристотеля. В то время энциклопедии не просто предоставляли
читателю сумму знаний, а должны были доказывать единство мира как создания Творца. В них
содержались сведения по различным отраслям знаний. Закончил реформирование богословия
Фома Аквинский, основное сочинение которого «Сумма теологии» обобщало основы средневе-
кового мировоззрения. Утверждая, что природа завершается в благодати, а разум — в вере, он
различал истины разума и недоступные разуму истины откровения. Им же были сформулированы
пять доказательств существования Бога.
Появление университетов
Появление университетов. Средневековая философия занимала видное место в
университетском образовании. В XI—XII веках в Европе открываются первые университеты (от
лат. universitas — объединение, общность). Студенты и профессора объединялись в университеты
для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. В 1088 году на
основе Болонской юридической школы был открыт первый университет. В XII—XIII веках
возникают университеты в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в
Оксфорде (1167), вторым — университет в Кембридже (1209). Первый университет Франции был
основан в Париже (1160). Преподавание велось на латинском языке, поэтому здесь могли
обучаться студенты со всей Европы. В Парижском университете имелось четыре факультета: об-
щеобразовательный (младший, подготовительный, где преподавались семь свободных искусств),
богословский, медицинский, юридический (старшие факультеты, куда принимались студенты,
окончившие общеобразовательный факультет).
Университет делился на «землячества» — объединения студентов из той или иной страны и
факультеты (от лат. facultas — возможность), где они овладевали теми или иными знаниями.
Существовала и специализация университетов: крупным центром изучения риторики и
канонического права являлся Болонский университет. Сорбоннский университет был признанном
центром теологии. В средневековых университетах студенты изучали теологию, право, медицину
и философию.
276
С XII по XV век в Европе возникло 46 университетов, они приняли эстафету у монастырских
школ предшествующего периода и подняли культуру образования на еще большую высоту.
Романский стиль
Романский стиль. В западноевропейском искусстве раннего средневековья господствовал
романский стиль (X—XII вв). Его принято считать первым архитектурным каноном европейского
средневековья. Он впитал в себя принципы древнеримского и византийского искусства, но
представлял уже нечто новое. Зародившись в Ломбардии благодаря работам мастеров каменного
дела из города Комо, он вскоре распространился по всей Италии. Термин «романский», как и
многие другие научные понятия, описывающие прошлое человеческой культуры, был введен
французскими археологами только в XIX веке. Ученые увидели сходство тогдашних построек с

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 132


древнеримской архитектурой (в латинском языке romanus — римский), с ее полукруглыми арками,
элементами украшений и т. д. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью
форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен, так как они выполняли функции
фортификационных сооружений. Массивные романские строения символизировали не только по-
литическую и культурную преемственность от Древнего Рима, но и свидетельствовали о
неограниченной власти новых правителей Европы, о всемогуществе христианского Бога. Поэтому
романские церкви называют «замками Бога». Характерные особенности романской архитектуры
— полуциркульные арки, купольные конструкции и массивные западные порталы.
Наполовину храм Божий, наполовину крепость для обороны — так назвал Вальтер Скотт
романские соборы Англии. Часто крепость-дворец выполняла функцию резиденции архиепископа
или монастыря. В эпоху раннего средневековья монахам приходилось быть не только духовными
учителями, но и воинами, в совершенстве владевшими искусством обороны. История романского
собора в Дареме (Англия) начинается в 995 году, когда монахи, жившие на острове Линдисфарне в
Северном море, из страха перед грозными викингами начали искать надежное укрытие для мо-
277
щей св. Кутберта. Наконец эти смельчаки по чудесному знамению нашли подходящее место у
излучины реки и в начале XI века построили там церковь, а потом крепость. Дарем стал
епископской резиденцией с обширными земельными угодьями (что и полагалось духовному
центру).
Тяжеловесность массивных стен подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато
углубленными порталами. Высокие башни — главный элемент архитектурной композиции.
Монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, становятся
ведущим видом храмового декора. Таковы соборы в Шпейере, Майнце, Вормсе (Германия), в
Клюни (Бургундия), в Каене (Нормандия), во Флоренции, Пизе и Милане (Италия).
Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали
настенные росписи — фрески, а снаружи — ярко раскрашенные рельефы. Рыцарский замок,
монастырский ансамбль, церковь — основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего
времени. Центральное место в живописи и скульптуре занимают темы, связанные с
представлением о безграничном и грозном божьем могуществе. Для романской пластики типичны
монументальная обобщенность форм, отклонения от реальных пропорций. При этом сохраняется
напряженная духовная выразительность.
В эпоху романского стиля расцветает книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное
искусство: литье, чеканка, резьба по кости, художественное ткачество, ювелирное искусство.
Важную роль во всех видах романского искусства играет орнамент, геометрический или
составленный из мотивов флоры и фауны.
Готика. На смену романской архитектуре пришла готическая. Она символизирует смещение
культурного центра из уединенных монастырей в шумные кварталы средневекового города,
духовным центром которого становится собор. Городской собор так же, как и монастырь,
выполнявший прежде всего религиозные функции, превращается в носителя новой архитектуры.
На смену культуре монастырей приходит культура соборов.
278
Эпоха готики, расцвет которой относится к ХIII—XV векам, совпала со временем становления
и развития городских центров в период классического средневековья. Первые храмовые
постройки готического стиля характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами,
огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над
входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста.
Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью,
подчеркивавшими наиболее характерную черту готики — устремленность ввысь. Таковы были
готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция).
Сам термин «готика» (от ит. gotico — готский, по названию германского племени готов) возник
только в эпоху Возрождения, причем в негативном значении. Но оно не имеет никакого
отношения к германскому племени готов, которого к тому времени давно не существовало. Этот
типично северный стиль родился во Франции. Собор Парижской Богоматери, строительство
которого началось еще в XII столетии, является одним из самых известных в мире готических
сооружений. Мировыми центрами готической архитектуры признаны Франция и Германия.
Готические здания здесь — это вознесенные к небу соборы.
Новая строительная техника позволяла прорубать в стенах более широкие окна, ибо здание
отныне поддерживали не стены, а конструкции. И если вначале для витражей отводилось
ограниченное пространство, то впоследствии оно непрерывно расширялось. Готические соборы, в
сравнении с романскими, стали более высокими. Высота среднего нефа Шартрского собора
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 133


составляет 36,5 м, а собора в Амьене — 42,3 м. Величина новых соборов, в которых могло
разместиться население целого города, символизировала влияние Церкви на жизнь городской
общины.
Рисунку здания придается вертикальный порыв, отражающий мироощущение, характерное для
новой городской культуры. Средневековый человек придавал свету особый, символический
смысл. Образ Христа как «светоча мира» очень часто встречается в живописи и
279
литературе той эпохи. Лишь в готическом храме витражи, «прозрачная мозаика» стали
необходимым элементом церковной архитектуры. Ранние витражи готических соборов отличались
яркими, интенсивными цветами, чаще всего красным и синим, которые фиксировались на схеме с
помощью обжига. К середине XIII века краски становятся менее интенсивными, появляется
эффект ажурности и рисунок наносится прямо на стекло. Витражи несли не только материальную
и художественную ценность, но и глубокий духовный смысл.
Скульптурное убранство готического собора несопоставимо с аскетической строгостью
монастырей романского стиля. Роскошные порталы отражали возросшее благосостояние городов,
по сравнению с монастырями. В украшении портала основного фасада все чаще появляется
изображение Богоматери.
Если романская скульптура сосредоточилась на воплощении идеи неизбежности Страшного
Суда, то готическая отражает новую роль светской власти, являя призыв к уважению и
послушанию.
Каждый элемент собора был наделен символическим значением: двенадцать опор хоров в
церкви символизировали двенадцать апостолов. Пилястры означали епископов и Отцов Церкви.
Вместе взятые, они складывались в единую систему, преображая собор в символ Царства
Небесного.
Зрелая, или поздняя, готика (XIII—XIV вв.) — время великих европейских монархий. Соборы
становятся королевскими усыпальницами. Пример подал французский король Людовик IX
(1226—1270). Собор как культовое сооружение призван был продемонстрировать прямую связь
между престолом земным и престолом небесным, духовное единство двух форм власти. Людовик
IX прославился не только как покровитель христианства, но и как крупный меценат, превратив-
ший Париж в культурную столицу Северной Европы.
После того как Латеранский собор (1215) постановил, что Священное Писание должны знать
все, а не только монахи и причт, религиозная грамотность начинает проникать во все слои
населения. Важным результатом этого нововведения стало изготовление псалтырей,
молитвенников и вообще благочестивых
280
книг для широкой мирской публики. Людовик IX заказывал многочисленные манускрипты для
собственной библиотеки. Ему подражало французское дворянство. Париж стал одним из самых
крупных центров изготовления манускриптов. В миниатюре утвердился элегантный, изысканный
стиль, соответствующий идеалам жизни при дворе.
Людовик IX явился образцом подражания для всех европейских монархов. Французы
диктовали моду в архитектуре, одежде, дворцовом этикете. Стиль, утвердившийся при
французском дворе, нашел подражателей по всей Европе. Готика придала новый облик
средневековой Европе. Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, одежда — все
отмечено печатью стилистического единства. Даже в моде той эпохи господствуют удлиненные
формы. Дамы, носившие изящные шляпки конусообразной формы с длинной ниспадающей
вуалью, напоминали сказочных фей.
Готика стала вторым после романского стиля архитектурным каноном средневековья. В
строительстве готических храмов появляются архитектурные новшества: стрельчатые арки,
крестовые перекрытия, система внешних опор. Увеличивается высота центрального нефа, верхняя
часть которого освещается с помощью больших окон, тогда как нижняя тонет в полумраке. Все
это призвано было пробудить у паствы стремление ввысь, противопоставить сияющие небеса
греховной земной жизни. Рост самосознания горожан отразился в строительстве готических ратуш
и цеховых помещений, которое основывалось на тех же архитектурных принципах, что и храмовое
зодчество.
Придворная литература. Важным элементом художественной культуры средневековья было
литературное творчество. Высокого развития достигает устная поэзия. Лучшими образцами
являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии. Крупнейшее произведение
героического эпоса Англии — «Поэма о Беовульфе», повествующая о ратных подвигах
мужественного, справедливого и бесстрашного витязя Беовульфа. Из мифологического сказания
героический эпос в классическом средневековье прев-
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 134


281
ращается в историческое предание. Таковы по своему содержанию скандинавские и
древнеирландские саги (V—VIII вв.) и возникший на их основе рыцарский роман (XI—XIII вв.),
который положил начало куртуазной (придворной) литературе.
Одним из зачинателей рыцарской литературы, которая, зародившись во Франции,
распространилась в XII—XIII вв. по всей Западной Европе, был Вальтер фон дер Фогельвейде
(1172—1230)— выдающийся представитель немецкой средневековой поэзии.
Среди наиболее прославленных поэтов, работавших в жанре рыцарской эпопеи, числится
Кретьен де Труа (1150—1190). Его романы посвящены кельтскому королю Артуру и его вассалам
— рыцарям Круглого стола. В Германии этот литературный стиль отразила записанная около 1200
года «Песнь о Нибелунгах» — стихотворный эпос по мотивам германских сказаний о гибели
королевства бургундов (436 г.), а также целая серия стихотворных рыцарских романов,
создававшихся зачастую на чужие сюжеты, таких, как «Тристан и Изольда» Готфрида
Страсбургского (1220), «Парсифаль» Вольфрама фон Эшенбаха (1170—1220) и др. Среди них
выделяется роман «Бедный Генрих» Гартмана фон Ауэ (1170—1210), в котором условному
рыцарскому идеалу противопоставляется земная любовь крестьянской девушки.
Придворная литература
Придворная литература — составной элемент рыцарской культуры, которая складывалась
при дворах владетельных государей и вельмож. Ее основой выступал культ воинской доблести в
сочетании с христианской нравственностью и соответствующими времени эстетическими
нормами. Эталон рыцаря сформировался в XII — начале XIII века в замках французских ари-
стократов и из Франции распространился по всей Западной Европе. Воспитание рыцаря
начиналось с детства. В семь лет будущий рыцарь становился пажом и до 21 года обучался
верховой езде, фехтованию, другим основам боевого искусства, плаванию, музыке, пению, танцам
и придворному этикету. Обучение завершалось символическим посвящением в рыцари.
Придворное воспитание, в отличие от монастырского, носило светский характер. Особое
распространение и
282
ценность оно приобрело в период крестовых походов, когда европейские рыцари под
знаменами католической Церкви отправились в дальние страны защищать христианские идеалы. С
тех пор рыцарская поэзия стала воспевать не только «мужские» ценности — честь, достоинство,
мужество, но также и «женские» — верность даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя
всевозможным испытаниям с риском для жизни. После окончания крестовых походов, где
проповедуемые рыцарями ценности проверялись в боевых условиях, появились их
ритуализированные двойники — рыцарские турниры, в более позднее время превратившиеся в
дворянские дуэли.
Немалое влияние на придворную жизнь оказывали «певцы любви» — трубадуры, труверы,
миннезингеры. Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германии
назывались миннезингерами (певцы высокой любви), на юге Франции — трубадурами, а на севере
страны — труверами.
Помимо песен, баллад и мотетов они сочиняли сатирические поэмы и лирические пьесы
светского характера.
Важным элементом в литературном процессе средневековой Европы (XII—XIII вв.) были
ваганты (от лат. vagantes — бродячие) (голиарды). Их родиной считается Франция. То были
бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры — исполнители пародийных, любовных,
застольных песен. За вольнодумство, антиаскетический образ жизни они преследовались
официальной Церковью. По существу, речь идет о возникновении одной из самых ранних форм
молодежной субкультуры, а возможно и контркультуры, выразившейся в поэтическом
творчестве учащихся школ, направленном против ценностей доминирующей культуры.
С развитием городской культуры связано творчество жонглеров (Франция) и шпильманов
(Германия), которые выступали в XI—XII веках на площадях городов как актеры, акробаты,
дрессировщики, музыканты и певцы. Среди шпильманов (spilman — букв. игрец) можно было
встретить и небогатого рыцаря, и школяра, и подмастерья. Церковь, как и светская власть, издавна
283
преследовала шпильманов. Например, по судебнику («Саксонское зерцало», VIII—IX вв.)
шпильманы, как преступники, стоят вне закона. Тот же, кто против воли отца становился
шпильманом, по судебнику лишался наследства. Однако, когда в XII веке среди шпильманов стали
появляться странствующие клирики, отношение к игрецам стало меняться. Известно достаточно
много случаев, когда знатные особы не только принимали их на службу, но и доверяли
шпильманам посольские поручения в силу специфики их образа жизни и достаточно высокого
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 135


образовательного уровня. В целом для эпического искусства шпильманов была характерна
анонимность.

NB
Период культуры раннего и классического средневековья охватывает десять веков, с V по
конец XIV века.
К раннему средневековью следует отнести две выдающиеся культуры — культуру
Византии и Каролингское возрождение. Они дали начало двум великим культурам:
православной и католической.
Расцвет византийского искусства произошел при царях Юстиниане I (527—565),
Константине и правителях династии Комнинов( 1057—1185), а расцвет католической культуры,
давшей жизнь искусству Италии, Франции, Англии, Голландии, Испании, Германии — великих
культурных европейских держав, отмечался при королях Карле I Великом (747—814) и Оттоне I
(912—973).
В архитектуре византийского крестово-купольного храма отражено представление о
цикличности времени, а не о развитии его от начала до конца, как в романской и готической
сакральной архитектуре.
В церковном интерьере формируются новые принципы синтеза искусств, разрабатывается
иконография Священного Писания.
Термин «Каролингское возрождение» описывает культурный подъем в империи Карла
Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII—IX вв. (в основном на территории Франции и
Германии). Он выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных
деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры.
284
Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика («школьное
богословие»).
В западноевропейском искусстве раннего средневековья господствовал романский стиль
(X—XII вв.). Его принято считать первым архитектурным каноном европейского средневековья.
Готика символизирует смещение культурного центра из уединенных монастырей в шумные
кварталы средневекового города, духовным центром которого становится собор, который
превращается в носителя новой архитектуры. На смену культуры монастырей приходит культура
соборов.
Если романская скульптура сосредоточилась на воплощении идеи неизбежности Страшного
Суда, то готическая отражает новую роль светской власти, являя призыв к уважению и послушанию.
Из мифологического сказания героический эпос в классическом средневековье
превращается в историческое предание. Таковы по своему содержанию скандинавские и
древнеирландские саги (V—VIII вв.) и возникший на их основе рыцарский роман (XI—XIII вв.),
который положил начало куртуазной (придворной) литературе.




Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 136




Глава 6. ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕНЕССАНС
Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название
Возрождения, или Ренессанса. Возрождение представляет переходный период от средневековой
культуры к культуре Нового времени. В Италии он происходил в XIV— XVI вв., в других странах
— в конце XV—XVI вв.
Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к
забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства,
возвращение к классической «золотой латыни». Так, в Италии разыскивались рукописи античных
писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры. Но подобное
уже происходило в мировой истории. В эпоху Каролингского возрождения и классического
средневековья монахи не раз обращались к античному наследию, но только для того, чтобы найти
в нем подтверждение правильности церковных догм. На этот раз произошло иное. Феномен
Возрождения заключается в том, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения
церковных канонов и запретов. По существу, надо говорить о грандиозной культурной
революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа
мировоззрения и нового типа культуры. Ничего подобного вне европейского региона в это время
не наблюдалось.
В искусстве произошел переворот, сравнимый с коперниканским, в результате которого на
смену пто-
286
лемеевой картине мироздания с Землей в центре Вселенной пришла современная,
полицентричная. В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог, как высшее мерило
всего сущего. Мыслители Возрождения не собирались приравнивать человека к Богу; человек
относителен, а Создатель абсолютен. Но как только в центр культурной Вселенной поставили
существо относительное, стали возможными плюрализм и веротерпимость, прогресс и развитие,
поиск научной истины и развитие прикладных искусств. Новый взгляд на мир получил название
гуманизма.
Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные качества — ум,
творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность,
а не социальное положение и происхождение. Пафос утверждения идеала гармонической,
раскрепощенной, творческой личности, красоты и гармонии, обращение к человеку как к высшему
началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству
Возрождения масштаб величественной, героической эпохи.

§ 1. Ренессанс в Италии
Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. Когда сегодня говорят о
Возрождении, то в первую очередь подразумевают именно Италию.
Собственно эпоху итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:
¦ Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) — середина XIV — XV в.;
¦ Высокий Ренессанс (чинквеченто) — до второй трети XVI в.;
¦ Поздний Ренессанс — вторая треть XVI — первая половина XVII в.
Помимо деления Ренессанса на исторические периоды важное значение для его понимания
имеет разделение на художественные школы. Вся эпоха итальянского Возрождения прошла под
знаком творческого соревнования двух великих школ — флорентийской и венецианской. Первая
доминировала в Раннем и Высоком Ренессансе, вторая — в Высоком и Позднем.
287
Основоположником флорентийской школы являлся Джотто (XII—XIV вв.). В начале XV века
флорентийская школа становится авангардом гуманистического искусства Возрождения
(архитекторы Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, скульпторы Донателло, Л. Гиберти, живописцы
Мазаччо, А. Верроккьо, С. Боттичелли). Своего расцвета она достигла в искусстве Леонардо да
Винчи и Микеланджело. Эту школу характеризует углубленное религиозное начало,
мифологическое восприятие мира, тонкий психологизм.
Венецианская школа наибольший расцвет пережила во второй половине Возрождения — в
XV—XVI вв. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто), а

<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>