<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

затем в XVIII вв. (Дж.-Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Венецианскую школу
характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и
природы, тонкий колоризм.
Если говорить о хронологии, то обычно в самостоятельный этап выделяют проторенессанс

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 137


(период XIII — начало XIV в.). Его относят не к собственно Ренессансу, а к подготовительному
этапу. Проторенессанс ознаменован творчеством великого поэта Данте Алигьери (1265—1321),
зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколло Низано, живописцев Пьетро Каваллини и
особенно Джотто ди Бондоне (1266/1266— 337), которые подготовили почву для искусства
Возрождения.
Треченто (XIV столетие) характеризуется культурными инновациями сразу в нескольких
сферах: новую страницу в литературе открыли поэзия Данте и сонеты Петрарки; в живописи
явился неподражаемый Джотто; зодчие воздвигли прекрасные сооружения новой архитектуры
(собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции и другие). Тогда же североитальянские города —
Флоренция и Болонья, Падуя и Пиза, Перуджия и Римини — создали и в музыке свое ars nova
(новое искусство).
Из многочисленных произведений великого поэта Возрождения Данте (цикл сонетов, канцон и
баллад, философские и политические трактаты) самым значительным считается «Божественная
комедия» — эпическая поэма в трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, названная
поэтической энциклопедией сред-
288
них веков. Подобно тому, как А.С. Пушкин является создателем русского литературного
языка, Данте приписывают роль создателя итальянского литературного языка.
Если Данте заложил основы новоевропейской литературы, то другой гений — Джотто —
явился основателем новоевропейской живописи. Порвав со средневековыми канонами, он внес в
религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной
убедительностью. Джотто не просто открыл новый этап в истории живописи, но стал одним из
ярких ее реформаторов. Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы,
упрощенную, так называемую античную перспективу, — он сообщил художественному
пространству иллюзию глубины, разработал приемы тональной светотеневой моделировки при
помощи постепенного высветления основного, насыщенного тона, что позволило придать формам
почти скульптурную объемность.
В творческом наследии Джотто центральное место занимают росписи капеллы дель Арена в
Падуе (ок. 1305—1308), построенной по его же проекту. Монументальный фресковый цикл
включает композицию «Страшный Суд» и 34 сцены из жизни Марии и Христа. Одним из
наиболее трогательных образов, созданных Джотто для этой церкви, по праву считается образ
Христа в сцене «Поцелуй Иуды».
К периоду Раннего Ренессанса относится литературное творчество двух величайших поэтов —
Франческа Петрарки (1304—1374) и Джованни Боккаччо (1313—1375). Наряду с Данте они
считаются создателями итальянского литературного языка. Петрарка остался в истории
Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека.
Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры,
вошедшие в сборник «Книга песен».
Великий гуманист Боккаччо создал поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическую
повесть «Фьямметта» (1343), пасторали, сонеты. Самым значительным художественным
произведением Боккаччо явился его «Декамерон», сборник, включающий 100 новелл, в которых
повествуется, как во время «черной
289
смерти» (чумы) 1348 года во Флоренции 10 молодых людей — юношей и девушек —
удаляются на загородную виллу и там в течение 10 дней (греч. Декамерон — Десятиднев) помимо
других развлечений рассказывают каждый по одной новелле в день.
Выдающимися мастерами Раннего Ренессанса считаются Мазаччо (1401 — 1428) и Сандро
Боттичелли (1445—1510). Среди работ последнего наибольшую известность приобрела картина
«Рождение Венеры». Боттичелли был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам
Флоренции. Его произведения построены на религиозных и мифологических сюжетах, они
отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом.
Представителями Раннего Возрождения были архитектор Филиппе Брунеллески (1377—
1446), построивший купол Флорентийского собора и внесший большой вклад в фундаментальную
науку (теория линейной перспективы), и скульптор Донателло (ок. 1386—1466), первым
представивший в скульптуре обнаженное тело, создавший новый тип круглой статуи и
скульптурной группы, живописного рельефа.
С тех пор в архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения — общественные
здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи,
колоннады, своды, купола, архитекторы придали своим постройкам величественную ясность,
гармоничность и соразмерность человеку.
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 138


Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким и связан прежде всего с именами
трех гениальных мастеров — Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэля Санти (1483—1520) и
Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Расцвет ренессансной культуры пришелся, как ни
странно, на период экономического и политического упадка Италии.
Леонардо да Винчи был наиболее яркой личностью, явив миру идеал «универсального
человека» Возрождения. Сочетая разработку новых средств художественного языка с
теоретическими обобщениями, он создал величественные полотна, среди которых наиболее из-
вестны «Тайная вечеря» и «Джоконда». Он прославился также как ученый и инженер. Ему
принадлежат многочисленные открытия, проекты, экспериментальные
290
исследования в области математики, естественных наук, механики. Леонардо да Винчи
обогатил идеями почти все области знания, рассматривая свои рисунки как наброски к гигантской
натурфилософской энциклопедии. Особое внимание Леонардо уделял механике, он попытался
определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно
занимался гидравликой. Его гидротехнические эксперименты получили выражение в проектах
каналов и ирригационных систем. Некоторые замыслы великого итальянца, в частности, проекты
металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих
машин, подводной лодки и танка, летальных аппаратов и парашюта, далеко опередили его время.
Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску
предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воз-
душной перспективы. Изучая устройство глаза, он раскрыл природу бинокулярного зрения.
Множество открытий Леонардо да Винчи связаны с анатомией, ботаникой и палеонтологией.
Младший современник Леонардо, великий живописец Рафаэль вошел в историю как создатель
цикла шедевров, связанных с изображением мадонн (художественные образы Богоматери).
Величайшее творение Рафаэля — «Сикстинская мадонна». Мастер получил также известность
благодаря своим архитектурным проектам дворцов, вилл, росписи парадных залов Ватиканского
дворца. Уже в ранних картинах сказался присущий Рафаэлю гармоничный склад дарования, его
умение находить безупречное согласие форм, ритмов, красок, движений, жестов. Как и Леонардо
да Винчи, Рафаэль много работает с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные
позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. В
26-летнем возрасте он получает должность «художника апостольского престола», ему поручают
расписать парадные покои Ватиканского дворца. С 1514 года Рафаэль руководит строительством
собора Св. Петра, много трудится в области церковной и дворцовой архитектуры, назначается
Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных па-
291
мятников, археологические раскопки. Рафаэль оказал огромное влияние на последующее
развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим
образцом художественного совершенства.
Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело — великий скульптор,
живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют прежде
всего первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого
художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508—1512). Общая
площадь фрески 600 кв. метров. Она представляет собой художественную иллюстрацию
библейских сюжетов от сотворения мира. Особенно выделяется из живописных работ мастера
фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный Суд».
Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид»,
а как архитектор — став проектировщиком и руководителем строительства основной части здания
собора Св. Петра в Риме, до сих пор остающегося самым крупным католическим храмом в мире.
Не меньшую славу принесли ему архитектурные и скульптурные работы во Флоренции, в
частности скульптурная композиция (четыре обнаженные фигуры «Вечер», «Ночь», «Утро» и
«День») в капелле Медичи.
На период Высокого и Позднего Возрождения приходится расцвет искусства венецианской
школы, среди представителей которой выделяются два великих живописца — Джорджоне
(1476—1510), обессмертивший свое имя полотнами «Юдифь», «Спящая Венера», «Сельский
концерт», Тициан (ок. 1489/90—1576), ставший после преждевременной смерти Джорджоне, в
мастерской которого он обучался, главой венецианской школы.
Общим для Джорджоне и раннего Тициана является ярко выраженный светский характер
живописи и жизнеутверждающие мотивы. В отличие от мрачных флорентийцев, венецианцы,
кажется, находят в жизни только светлые стороны. Гармоничная, богатая оттенками живопись
Джорджоне выражает поэтическое чувство влюбленности в красоту земного бытия, единство
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 139


человека и природы.
292
Ранним произведениям Тициана также присущи жизнерадостность, безмятежная ясность,
которые в зрелый период сменяются напряженным драматизмом, психологически обостренной
чувственностью (знаменитая «Даная»), — а в поздний и вовсе трагизмом. Тициан пользовался
огромной прижизненной славой, занимал должность официального живописца Венецианской
республики, его заказчиками были император Карл V, испанский король Филипп II, папа Павел
III, правители Мантуи, Феррари, Урбино. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского.
Художник был тесно связан с венецианской интеллектуальной элитой. Его творческое наследие
огромно — около 130 полотен, фрески, рисунки, серия гравюр на дереве, религиозные, мифоло-
гические, аллегорические композиции, портреты и др. Искусство Тициана, наиболее полно
раскрывшее своеобразие венецианской школы, оказало большое влияние на становление
крупнейших художников XVII века, от Рубенса и Веласкеса до Пуссена.
Период Позднего Возрождения отмечен рядом важных изменений в искусстве. Многие
живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь
манеру и технику (так называемый маньеризм) великих мастеров Возрождения.
Термин «манера», или «маньеризм», впервые применил историк искусства Луиджи Ланци в
1792 году для обозначения стиля, царившего в итальянской живописи в период с 1527 до начала
деятельности братьев Карраччи. Он использован для обозначения искусства, которое изменяет
правде без какой бы то ни было оригинальности и которое основано на имитации и повторении.
Сегодня маньеризм принято считать не искажением, а логическим продолжением глубинных
изменений в искусстве Ренессанса. Искусствоведы истолковывают данное течение как
художественное выражение тревог и беспокойства своего времени, кризиса духовной атмосферы
той эпохи. Почти маниакальное стремление к формальной изысканности, поиск необычной и
усложненной композиции, спиралеобразные позы, непривычные тона и странные сближения
цвета, элементы галлюцинации — все это присуще творчеству маньеристов.
293
Среди крупных основоположников маньеризма называют Якопо Понтормо (1494—1557) и
Анджело Бронзино (1503—1572), работавших преимущественно в жанре портрета.
К маньеризму целиком можно отнести творчество Якопо Тинторетто (1518—1594),
представителя венецианской школы Позднего Возрождения, пытавшегося соперничать с
Микеланджело в грандиозности замыслов. Он создает ирреальный мир, в котором всегда
присутствуют личные эмоции художника. Другой представитель венецианской школы, великий
живописец Паоло Веронезе (1528—1588), создавший множество праздничных, светских по духу
картин, тем не менее применял маньеризм к декорированию дворцов уже как сознательный прием,
разрабатывая одну из самых любимых тем маньеризма — фантастический пейзаж или пейзаж с
руинами.
Основоположником реалистического направления в европейской живописи XVII века является
Микеланджело да Караваджо (1573—1610). Полотна мастера отличаются простотой
композиции, эмоциональным напряжением, выраженным через контрасты света и тени.
Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи (маньеризму)
реалистические сюжеты народного быта. По существу, Караваджо стал инициатором крупного
переворота в живописи, повлиявшего даже на иностранных художников. Образовалось целое
направление «караваджистов».
Историки свидетельствуют, что Караваджо был весьма неординарной личностью. Так,
известно, что в 1606 году, после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры,
он был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда перебрался на Мальту. Здесь, вступив в
конфликт с могущественным вельможей, был брошен в тюрьму, бежал на Сицилию. В 1608—1609
гг., преследуемый наемными убийцами, скитался по городам Сицилии и Южной Италии. В 1610
году отправился в Рим, но по дороге был по ошибке арестован испанскими таможенниками, опять
скитался и умер от лихорадки в возрасте 37 лет.
Бурная и драматическая жизнь Караваджо соответствовала бунтарскому духу его творческой
натуры. Уже в первых работах он выявил себя смелым новатором, бросившим вызов эстетическим
нормам своей эпохи. Герои
234
картин Караваджо предстают то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щеголя,
то в облике античного бога Вакха. Он изображал своих персонажей с почти физической
натуральностью, представляя их как людей самых обычных. Собственная жизнь Караваджо, в
силу его неистового и вспыльчивого нрава, способствовала созданию мифа о «безбожном»
художнике. Глубокая религиозность и экспрессивность образов Караваджо оказали сильное

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 140


влияние на современных ему живописцев.
Искусство Караваджо оказало огромное влияние не столько на итальянцев, сколько на ведущих
западноевропейских мастеров XVII века — голландцев, фламандцев, французов, испанцев:
Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Караваджизм породил
два популярных жанра: натюрморт и сцены из народной жизни, ставших особенно популярными в
Европе. Европа приняла новаторский дух итальянца, а в Италии Церковь решительно отвергла
натурализм Караваджо. И, видимо, не случайно, потому что итальянское Возрождение уже
завершилось. Италия сказала практически все, что могла сказать. Наступила очередь
североевропейского Возрождения.

§ 2. Северное Возрождение
Возрождение представляло собой международное явление, охватившее, помимо Италии, где
оно выразило себя с наибольшей силой, также Нидерланды, Германию, Францию, Испанию.
Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает
особенности Ренессанса в других странах Европы. Под ним подразумевают «не только чисто
географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Германии,
Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции. Весьма важной особенностью Северного
Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре
народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников ан-
тичности, как в Италии»1.
1
Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд.,
перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 183.
295
Реформация
Реформация (от лат. reformatio — преобразование) представляла собой такое же мощное
религиозное движение, каким ныне является, к примеру, фундаментализм в исламских странах. Оба
они выступали за возвращение к изначальным ценностям веры (к ее фундаменту) и требовали
серьезных изменений (реформации) существующей религиозной практики.
Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера (1483—
1546), выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма. Идеологи
Реформации отрицали необходимость католической Церкви с ее иерархией и духовенства вообще,
права Церкви на земельные богатства, отвергая католическое Священное предание в целом. Под
идейным знаменем Реформации проходили крестьянские войны 1524—1526 гг. в Германии,
Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестантизму (в узком
смысле реформация — проведение религиозных преобразований в его духе).
Немецкое Возрождение стало завершением духовного (лютеранская реформа) и социального
(возвышение крестьянства) кризиса, который длился полвека и сильно изменил средневековую
Германию. С творчеством трех художников — Грюневальда (между 1470 и 1475—1528), Дюрера
(1471—1528) и Гольбейна Младшего (1497 или 1498—1543) — связан «золотой век» немецкой
живописи. Не обладая цельностью итальянского Ренессанса, немецкое Возрождение развивалось в
хронологически короткий период и не имело своего логического продолжения.
Выдающимся представителем Возрождения в Германии, творчество которого определяло
немецкое искусство в течение длительного времени, был живописец и мастер гравюры Дюрер.
Считается, что Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и гравюра
занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Наследие Дюрера-рисовальщика,
насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено толь-
ко с наследием Леонардо да Винчи. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими
техниками —
296
от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Как и
для мастеров Италии, рисунок стал для него важнейшим этапом работы над композицией,
включающим в себя эскизы, штудии голов, рук, ног, драпировок. Это инструмент изучения
характерных типов — крестьян, нарядных кавалеров, нюрнбергских модниц. Дюрер оказал огром-
ное влияние на развитие немецкого искусства первой половины XVI века. Величайший мастер
гравюры в Европе, Дюрер прославился своим циклом работ на темы «Апокалипсиса» (1498).
Его разносторонняя деятельность стала одним из воплощений «титанизма» Возрождения. Он
— единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности
своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций
человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с
величайшими мастерами итальянского Ренессанса. Пору расцвета искусства немецкого

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 141


Возрождения часто называют «эпохой Дюрера».
Современниками Дюрера были крупные мастера живописи Ганс Гольбейн Младший,
Грюневальд и Лукас Кранах Старший (1472—1553).
Точным, четким по характеристике портретам (живопись и рисунок) Гольбейна Младшего, его
картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства
Ренессанса, монументальная цельность композиции («Мертвый Христос», 1521). Грюневальд,
жизнь которого еще мало изучена, представляет другое направление немецкого Возрождения:
чувства для него господствуют над разумом, а субъективность — над объективным анализом.
Гений художника воплотился в главном произведении — «Изенгеймском алтаре» (1512—1515),
где мистические образы соседствуют с гуманистическими, просветленными. Его творчество,
связанное с идеологией народных низов и ересями, исполнено драматической силы, напряжения,
динамизма.
Среди талантливых творцов немецкого Возрождения почетное место занимает портретист
Лукас Кранах Старший, придворный художник Фридриха Мудрого и друг М. Лютера, благодаря
деятельности
287
которого особое развитие получил пейзаж. Он положил начало школе пейзажа, известной под
названием Дунайской школы.
Ренессанс в Англии. Английский Ренессанс прославился не столько живописью и
архитектурой, сколько театром. Его расцвет пришелся на конец XVI — начало XVII века,
достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564—1616). Конец XVI века —
период небывалого оживления театральной жизни в Англии, время экономического подъема и
превращения страны в мировую державу. Его именуют еще «елизаветинской эпохой». Вырос
престиж театра; актеров, ранее презираемых бродячих комедиантов, окружали всеобщим
вниманием, они пользовались покровительством меценатов-вельмож. В 1576 году в Лондоне от-
крылся первый общедоступный театр, к середине 80-х годов таких театров было уже несколько.
Труппа Шекспира, получившая в 1589 году статус королевской, сменила не одну сцену, пока
наконец в 1598—1599 гг. для нее не было построено постоянное помещение, названное Театр
«Глобус». Драматург Шекспир стал совладельцем театра. Пьесы Шекспира (всего их на-
считывается 37) отражали политическую и духовную жизнь Англии той эпохи.
Первые комедии Шекспира, в частности «Много шума из ничего» (1598), проникнуты
оптимизмом. Однако на рубеже XVI и XVII вв. его мировосприятие изменилось. Последние годы
правления Елизаветы были отмечены народными волнениями и экономическим упадком. Падал
авторитет государства и Церкви. В трагедиях «Ромео и Джульетта» (1595), «Гамлет» (1601), «Отелло»
(1604), «Король Лир» (1605) показан кризис общечеловеческих ценностей и морали. Герои
Шекспира — мыслящие, чувствующие и страдающие личности, которые переживают утрату
жизненных ориентиров, а окружающий мир неспособен помочь им обрести себя.

§ 3. Франко фламандская живопись XIV-XV1I веков
Начиная с XV века, Нидерланды становятся крупным центром европейской культуры. В те
времена именем «Нидерланды», которое сегодня является не-
298
официальным названием Голландии, обозначались северо-восточная часть Франции,
территории Бельгии, Люксембурга и Нидерландов. Границы исторических Нидерландов и
современных (Голландии) не совпадают. В эпоху средневековья старые Нидерланды представляли
собой крупный интернациональный ареал европейской культуры.
Крупнейшим представителем культуры Возрождения Нидерландов был Эразм Роттердамский
(1469—1536). Большую популярность гуманисту принесли сатирические произведения «Похвала
глупости» (1509, 40 переизданий при жизни), «Домашние беседы» и др., в которых высмеивались
суеверия, схоластическое мировоззрение, сословная кичливость и прочие пороки. Сатира
гуманиста способствовала воспитанию свободомыслия, стремлению к знаниям, развитию
предприимчивости. Развитие гуманистических идей происходило под влиянием достаточно
тесных связей с Италией. В наибольшей степени традиции итальянского Возрождения получили
развитие в живописи.
Ренессанс представлен в Нидерландах двумя поколениями выдающихся художников. Первое
поколение относится к раннему периоду Возрождения и представлено такими именами, как Ян
Ван Эйк (ок. 1390—1441), Хиеронимус (Иероним) Босх (ок. 1460— 1516), Питер Брейгель
Старший (1525—1569). Второе поколение нидерландцев представляет искусство XVII века:
Франс Халc (между 1581 и 1585—1666), Питер Пауль Рубенс (1577—1640), Антонис Ван Дейк

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 142


(1599—1641), Харменс ван Рейн Рембрандт (1606—669), Ян Вермер Делфтский (1632—1675),
Якоб Иорданc (Йордане) (1593—1678).
Шеренгу блистательных талантов открывает величайший живописец Ян Ван Эйк. Его считают
главным представителем и одним из родоначальников искусства Раннего Возрождения в
Голландии. Любое из сохранившихся произведений Ван Эйка — выдающееся явление в мировой
живописи. Одним из них является знаменитый Гентский алтарь (1432), многостворчатый
складень, находящийся в капелле св. Иоанна собора св. Бавона в Генте. В праздничные дни алтарь
открывался, достигая в ширину пяти метров, поражая великолепием колорита. С именем Ван Эйка
связывается
299
выдающееся новшество в европейском искусстве — распространение живописи маслом (до
этого преобладала темпера). Его именуют одним из первых в Европе крупных мастеров
портретной живописи, у которого портрет превратился в самостоятельный жанр. Тщательная
передача внешнего подчинена раскрытию внутренних особенностей характера человека. Все-
мирно известный ((Портрет четы Арнольфани» (1434) считается первой жанровой картиной в
нидерландской живописи и первым парным портретом в европейском искусстве.
Совершенно иное художественное явление представляет великий нидерландский живописец
Босх. Он был довольно плодовитым живописцем, проектировал росписи цветных стекол,
церковную утварь. Босх был человеком чрезвычайно образованным, обладал энциклопедическими
познаниями в теологии и науке, литературе и медицине. Каким-то непостижимым образом ему
удалось объединить средневековую фантастику, фольклорные, сатирические и нравоучительные
тенденции. Все творчество художника пронизывает одна тема: борьба добра и зла, божественных
и адских сил. Ранняя картина Босха «Корабль дураков» несет иносказательный смысл: по
житейскому морю плывет корабль, которым никто не управляет. Все, кто на нем находятся —
монахи, горожане, крестьяне,— предаются разгулу. Каждая фигура намекает на какой-нибудь
порок: невоздержанность, обжорство, пьянство, тщеславие. Фигуры людей намеренно уплощены,
лица напоминают гротескные маски. Столь же аллегорическим является триптих «Воз сена», где в
традиционное изображение сцен Страшного Суда включены фольклорные элементы: сено
олицетворяет жизненные блага, предмет человеческих вожделений и раздоров, собака,
нападающая на бродягу,— символ зависти. Центральная часть триптиха посвящена судьбе чело-
вечества. Дьявольская нечисть медленно тащит в ад огромный воз сена. Вслед за ним в ад
движутся император и короли, духовенство и дворяне, богатые бюргеры и бедняки.
Не только Босху, но другим нидерландским живописцам присущ мистический настрой. В
отличие от итальянского Возрождения, носившего преимущест-
300
венно оптимистический характер, Северному Возрождению в целом свойственен гораздо
больший пессимизм. В нем сильнее чувствовались трагизм, религиозная мистика, ирония и
скептицизм.
Питер Брейгель, выдающийся нидерландский живописец и рисовальщик, как бы продолжил
художественную линию Босха. В его творчестве переплетаются фантастика, опирающаяся на
библейские сказания и фольклор, и реализм, основанный на глубоком изучении народной жизни. В
ранних произведениях он сознательно следовал, если не сказать подражал, своему великому
предшественнику. Его композиции, полные неуемного вымысла и гротеска, населены множеством
фантастических фигур и деталей (((Битва сундуков и копилок», ((Пиршество тощих»). В 60-е
годы мастер стремится к созданию уже более обобщающих и глубоких картин народной жизни
(((Жатва», ((Сенокос», «Возвращение стада» «Крестьянская свадьба»).
Поистине золотым для нидерландской живописи стал XVII век. Профессия художника была
одной из самых популярных; картины приобретали не только богатые меценаты, но и бюргеры,
ремесленники и даже зажиточные крестьяне. В отличие от других стран, национальные
художественные школы Нидерландов не знали придворного искусства. Не вмешивалась в твор-
чество живописцев и Церковь, поэтому они чувствовали себя относительно свободными в
трактовке религиозных сюжетов.
Всего за полвека в Нидерландах появилось много художников, причем действительно
выдающихся мастеров насчитывались десятки. В историю мировой живописи вошли имена
Рубенса, Ван Дейка, Халса, Рембрандта, Вермера, Иорданса.
Великий фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко
Рубенс проявил себя еще и как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся
коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат. По таланту и
многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу
самых блестящих фигур европейской культуры XVII века. Современники называли его королем
Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,
Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 143


художников и
301
художником королей. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение,
декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов,
смелых реалистических наблюдений. Колорит его полотен строится на контрасте тонов
обнаженного тела с яркими одеяниями и благородным, сдержанным фоном.
Славу ему принесли не только замечательные картины, но и успехи на дипломатическом

<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>